Оперные певцы в саду эрмитаж. Зеркальный театр

Когда-то в здании театра располагался Сад Эрмитаж (Hermitage Garden); в 1894-м здесь обосновался театр на открытом воздухе. Популярностью этот театр пользовался просто невероятной – его посещали десятки тысяч зрителей. На сцене театра выступали оперные певцы, оркестры и циркачи со всей Европы. В 1910-м на площадке обосновался модернистский театр "Зеркало".
После распада СССР центральное правительство отдало здание Новой Опере; с помощью австрийской фирмы "Lennex" и архитектора Владимира Котельникова (Vladimir Kotelnikov) удалось создать новый театр – в котором, впрочем, нашлось место кое-каким элементам еще "зеркальных" времен.
Открыт театр был 27-го декабря 1997-го; отметили это открытие впечатляющим гала-концертом с участием звезд вроде Дмитрия Хворостовского (Dmitry Khvorostovsky) и Пааты Бурчуладзе (Paata Burchuladze). Концерт посетил мэр Москвы Юрий Лужков (Yuri Luzhkov), жена президента России Наина Ельцина (Naina Yeltsin) и еще целый ряд весьма и весьма важных персон.
Здание театра выполнено в стиле ар-нуво; акустика, освещение и приспособления для записи и аудио, и видео здесь стоят наиновейшие. Рассчитан театр на 700 с лишним посетителей.
На данный момент в опере работает сразу три подразделения – оркестр, группа солистов и хор. Лучшие представители всех трех направлений периодически отправляются в гастрольные туры по всему миру – тем самым поднимая престиж Новой Оперы на международном уровне.
"Солисты" Новой Оперы – это группа работающих в театре оперных певцов. По большей части они уже успели сделать себе имя не только в России, но и за её пределами; солисты регулярно выступают на сцене Большого Театра, нью-йоркского Метрополитен-Опера, Arena di Verona и многих других известнейших театров мира.
Оркестр Новой Оперы активно участвует во всех проходящих в её стенах оперных постановках; руководят им известные театральные дирижеры. Нередко оркестр выступает и самостоятельно, устраивая симфонические концерты.
Разумеется, работают музыканты не только на "родной" сцене, но и на выезде – их можно услышать в Большом зале Московской консерватории (Grand Hall of the Moscow Conservatory), Концертном зале Чайковского (Tchaikovsky Concert Hall) и Санкт-Петербуржской Филармонии (St.Petersburg Philharmonic).
Хор Новой Оперы представляет собой отличную команду профессион""альных певцов с чудесными голосами и выдающимися актерскими данными. Как и другим звездам театра, им нередко приходится отправляться на гастроли – их голосами восторгались жители целого ряда русских городов и любители музыки из Греции (Greece), Кипра (Cyprus), Италии (Italy), США (USA), Франции (France), Израиля (Israel), Финляндии (Finland), Эстонии (Estonia), Испании (Spain), Португалии (Portugal), Югославии (Yugoslavia) и Таиланда (Thailand).
Оперные постановки в стенах Новой Оперы ставятся преимущественно классические – вроде "Травиата" ("La Traviata") Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi), "Евгений Онегин" ("Eugene Onegin") Петра Ильича Чайковского (Pyotr Tchaikovsky) и "Снегурочка" ("Snow Maiden") Римского-Корсакова (Nikolai Rimsky-Korsakov). Каждый год в стенах театра проходит фестиваль "Крещенская неделя".
За свою деятельность Новая Опера получила целый ряд престижных премий; среди самых важных следует упомянуть приз "Sony BMG Greece" и театральную премию "Week Star".







Моё посвящение в поэзию

В жизни мне очень повезло. Уже в семь лет я обрёл свою веру. Это было в Клинцах, столице старообрядчества, где я крестился тайно ночью в единоверческом храме. Он находился прямо рядом с театром, где мой отец, ученик Мейерхольда и продолжатель его традиций, умудрился в страшном 1949 году поставить «Золушку» Шварца. Спектакль был абсолютно мейерхольдовский и по форме, и по содержанию.
С помощью каких-то странных приспособлений волшебница разрасталась на глазах у зрителей в два человеческих роста. Я в роли гнома, приносящего Золушке хрустальные башмачки, болтался на каких-то качелях где-то над сценой и спускался вниз на верёвках, держа на вытянутых руках шёлковую подушку с туфельками. Это были обыкновенные туфли, обклеенные зеркальными осколками. Но как же они переливались!
Однажды качели слишком взметнулись, и я рухнул вниз, не выпуская из рук подушку с драгоценными башмачками. Башмачки остались целёхоньки, и я протянул их Золушке.Вот башмачки из хрусталя,
Возьми их, Золушка, скорее,
Хрустальные возьми, земля,
А кожаных я не имею.
Тайное крещение в единоверческом храме ночью казалось мне продолжением «Золушки». Такое же волшебство, а я всё тот же гном, только в белой крестильной рубашке до пят и с крестильным шёлковым пояском, как у ангелов.
Несколько смутило, что надо было плевать в сторону дьявола, отрекаясь от дел его. Я был воспитанным ребёнком и не умел плевать даже в нечистого. Священник снисходительно улыбнулся и сказал, что плевать вовсе не обязательно, надо лишь изобразить плевок. Сценическая условность была мне уже хорошо знакома, и я всё условно изобразил.
Через полвека мой гениальный друг Юрий Петрович Любимов слегка огорошил меня заявлением: «Театр не терпит условности. Всё должно быть конкретно». Это относилось и к моей пьесе «Посвящение Сократа», которую я по просьбе режиссёра легендарной Таганки написал для постановки в Греции в 2001 году. Потом в Афинах, у подножия Парфенона в античном театре под открытым небом состоялась наша мистерия на торжествах, посвящённых памяти Сократа.Ионический Орден, прощай,
И Дорический Орден, пока,
Древнегреческий радостный рай
Где одежда богов – облака.

В Парфеноне приют для богов,
Боги в небе, как рыбы в воде.
Для богов всюду мраморный кров,
А Сократ пребывает везде.

Аристотель всегда при царе,
В Академии мудрый Платон.
А Сократ – он везде и нигде,
И приют для Сократа – притон,

В Древней Греции – греческий сон,
В Древней Греции – греческий лад.
Там всегда пребывает Платон,
И всегда проживает Сократ.
У меня было двойное посвящение в далёком 49-м – на сцене и в храме.
Странно, что в самый разгар борьбы с космополитизмом, а заодно и с театрами, отцу удалось поставить «Золушку», столь напоминающую будущие спектакли Любимова. Однажды Юрий Петрович даже меня спросил: «А вы не сын моего учителя Кедрова?» – «Нет. Мой отец режиссёр, выпускник студии Мейерхольда, Александр Лазаревич Бердичевский». Любимов задумчиво так на меня посмотрел и произнёс с надеждой: «А может, всё-таки..?» И не закончил фразу. В Афинах и в Дельфах мы в два голоса объясняли актёрам, что это такое – посвящение, и чем мистерия отличается от спектакля. Посвящённый должен умереть и родиться заново ещё при жизни, опередив и тем самым победив свою смерть. Вот так и я умер, упав с качелей на сцену, и воскрес с зеркальными башмачками в руках.
А Сократ, по замыслу нашей мистерии, одновременно нарекается бессмертным в Дельфийском храме и приговаривается к смерти или изгнанию в Афинах. «Дельфы справа, Афины слева, помоги мне, Афина дева». Один из актёров, претендующий видимо на лавры Высоцкого, так упился, что на глазах у будущих зрителей умылся собственной струёй. Пришлось отправить его в Москву.
И театр, где я играл гнома в «Золушке», и храм, где я крестился, власти скоро закрыли. Не помогла и статья в «Огоньке», где отец снят в роли Несчастливцева в «Лесе», а я рядом с любимой Золушкой затылком к объективу. Забавно, что сорок лет спустя этот снимок обнаружила одна поэтесса в заочном отделении Литинститута, где я работал старшим преподавателем. Удивительно, что она меня узнала мгновенно, несмотря на то, что виден только затылок. А подпись под снимком: «Пришли в гости к Золушке юные зрители». Нет, и в 7 лет я уже не был зрителем – был актёром.Премьера я загримирован
я гном-седая борода
Я первой ролью зачарован
И зачарован навсегда
Срывали бороду я плакал
Потом приклеивал опять
И часто кровь с засохшим лаком
Мне приходилось отдирать
Почему-то историки театра зациклились на столичных сценах, забывая, что и Станиславский, и Мейерхольд обобщили гигантский опыт русских бродячих передвижных театров. А в советское время после закрытия театра Мейерхольда и расстрела великого режиссёра многие его ученики рассыпались по той же провинции. Аркашки Несчастливцевы советских времён создали настоящее чудо под названием «театры глубинки». Ведь именно оттуда пришёл гениальный Смоктуновский. Вся декорация состояла из десятка задников, нередко разрисованных учениками Лентулова, Малевича, Добужинского, Татлина. Это было настоящее чудо, когда из рулона разворачивался замок Тауэр, а потом снова сворачивался в рулон, как в Апокалипсисе: «И небо свернулось, как свиток».Бетховен открыл зеркальный рояль
Свет втекал в него
как в Титаник течь
В чёрных клавишах была ночь
Он не то играл не то смотрел

Наполеон смотрел в раскладной рояль
как в трюмо
Перед ним он брился
чистил зубы
засыпал
играя «баю»
Рояль, – говаривал Наполеон, –
необходимая вещь в бою

Его выдвигал на передовую генерал-маршал
рояль играл боевые марши
Во все стороны от него свет слад
в пространство зеркальных лат

Лучи скрестились – началась битва света
Наполеон зажмурился и упал с коня
А в небе Лондона вместо битвы
лучи показывали мираж-кино

В небе стоял зеркальный Наполеон
Зеркальные пушки палили из света в свет
Светлое воинство брало в небесный плен
всех кто в битве зеркал пересилил смерть
Сегодня мой взор тоскует по этим декорациям, которые во время выездных спектаклей валялись в кузове в пыли и угольной крошке, а потом в каком-нибудь сельском клубе выворачивались в сияющие дворцы.
Мой отец избежал лагеря, наверное, только потому, что едва ли не каждый год перебирался из театра в театр через легендарную московскую театральную биржу. Как ни странно, но эта актёрская вольница просуществовала аж до самой перестройки, хотя власти всячески с нею боролись. Летом комики, герои-любовники, благородные отцы из Костромы – все съезжались в Москву и находили себе работу где-нибудь в Клинцах, в Новозыбкове, в Рыбинске, в Кудымкаре, в Бугуруслане, в Пугачёве… Я перечислил здесь театры, где был вместе с отцом. И в каждом из этих городов среди обязательного соврепертуара была одна постановка-праздник, на которую сходился весь город и запоминал на всю жизнь то, что произошло на сцене, будь это волшебная «Золушка», или «Мария Тюдор» Виктора Гюго, или легендарная пьеса Галича «Вас вызывает Таймыр». Ведь умудрился Галич под видом полярной станции показать концлагерь, а под видом полярников показать зеков – арбатских интеллигентов.Демократы, автократы,
Засудили вы Сократа,
Позабыли вы уроды:
Без Сократа нет свободы

Если нет у вас Сократа,
Значит нет у вас свободы.
В каждом городе, куда приезжал я с театром отца, я прежде всего искал храм. И вскоре оказывался в алтаре в стихаре, прислуживая священнику. А на сцену отец больше не пустил. «Только через мой труп», – сказал он сердито, не желая мне своей участи. Отец покинул сцену жизни в октябре 1991 года, до последних дней выступая с моноспектаклями от Дома ветеранов сцены в Москве, где закончились его дни. А я всё-таки оказался на сцене Таганки в 2001 году со своей мистерией «Сократ | Оракул». И даже на сцене античного театра Афин. Церковную службу теперь транслируют по телевидению, а провинциальные театры по-прежнему закрывают как нерентабельные. Удивительная страна Россия. И люди в ней удивительные.О сцена ты как колода карт
где за спиной тасуются виды
чередуя поп-арт оп-арт
пейзажи висят на дыбе

Вот вверх уплывает старинный Новозыбков
обнажая Чернобыль
где жил я в детстве
за Новозыбковом рябь и зыбь
сплошное пещное действо

Излучаясь к другим мирам
гамма-гаммой вдаль излучен
старообрядческий клинцовский храм
где после спектакля ночью я был крещён

В каждой тени актёра таится гамма
излучений всего актёра
теперь я знаю – театр был храмом
а храм – реактором

Так узор и волн и частиц
плетет незримое кружево
квантовое барокко лептонных птиц
от Клинцов до Чернобыля

Я не знаю какова роль
человека в этом театре
где мама королева а папа король
до сих пор в невидимом гамма-спектре

Где занавес как рубашка колоды
опускается падает ниц
где болью залитый как коллодием
я застыл в кутерьме ресниц

От каждой ресницы к другой реснице
тянется невидимый луч
луч вибрирует как границы
когда происходит путч
Константин КЕДРОВ

October 24th, 2016

В июле 1894 года московский предприниматель и меценат Яков Щукин приобрёл участок бывшего механического завода, пустырь и каретные лавки в Каретном ряду, устроив на этом месте сад «Эрмитаж». Прежде увеселительный сад с таким названием был отмечен на картах города в районе Божедомки. Но его владелец антрепренер М.Лентовский разорился и парк - хоть и был он популярным местом отдыха москвичей - пришлось закрыть. Судьба сада с позаимствованным названием оказалась более счастливой. Официальное открытие нового «Эрмитажа» состоялось 18 июня 1895 года.





Яков Щукин в саду «Эрмитаж». 1910 год: https://pastvu.com/p/35648

Яков Щукин старался удивить москвичей необычными зрелищами и у него это получалось. 26 мая 1896 года в саду состоялся первый в городе киносеанс с демонстрацией десятиминутного фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда». Новое развлечение появилось в России спустя пять месяцев после самого первого кинопоказа в Париже.

Стараниями Щукина неказистый московский уголок превратился в цветущий сад с тенистыми аллеями, клумбами, скульптурами, беседками и электрическим освещением. Пролетарская революция хотя и внесла диссонанс в размеренную жизнь горожан, но не избавила от привычки гулять в саду. Даже в годы Великой Отечественной войны «Эрмитаж» закрывался совсем ненадолго.

В советский период на аллеях установили новые фонари и малые архитектурные формы, некоторые из них и сейчас можно увидеть, но вот скульптуры остались только на старых фотографиях. Впрочем, кое-что сохранилось даже с щукинских времён.


1960 год: https://pastvu.com/p/112428


1964 год: https://pastvu.com/p/93746


1986 год: https://pastvu.com/p/170142


Схема с сайта http://www.mosgorsad.ru/ (2016 год)


Фонарь электрический для светильника с лампой накаливания (изготовлен в 1913 году на Екатерининском заводе в польском городе Сосновицы). Этот фонарь был отреставрирован в 2004 году.


Летняя веранда. 1965 год: https://pastvu.com/p/35657 В послевоенные годы посетителей сада привлекала летняя эстрада, где выступали артисты Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, играл джаз-оркестр Леонида Утёсова. Эстрада и сейчас располагается на прежнем месте, здесь установлены бюсты композиторов Чайковского и Глинки.

В 2000 году на аллеях установили бюсты Данте Алигьери и Виктора Гюго, переданные в дар Москве правительством Италии и мэрией Парижа.


Композиция «Памятник всем влюблённым», изготовленная из согнутых в форме сердца металлических труб, появилась в 2006 году. Внутри этого памятника находятся колокольчики, которые звенят на ветру.


Перекусить можно в нескольких кафе и ресторанах

Сад всегда был знаменит своими театрами, на сцены которых выходили Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская, балерина Анна Павлова, европейские звёзды Сара Бернар, Эрнесто Росси. И сейчас в саду сразу три театра: «Эрмитаж», «Новая опера» и «Сфера».


Театр «Эрмитаж». 1901-1903 гг.: https://pastvu.com/p/335361 Старейшее здание сада

26 октября 1898 года в театре «Эрмитаж» премьерой спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» был открыт Московский художественный общедоступный театр под руководством Станиславского и Немировича-Данченко (МХАТ). На этой сцене состоялись и премьеры пьес Антона Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня».


Московский театр миниатюр. 1979-1981 гг.: https://pastvu.com/p/86438


В саду снимались сцены культового телефильма «Место встречи изменить нельзя». 1978 год: https://pastvu.com/p/467080 Жаль, что в кадр вместе с Владимиром Конкиным не попал Владимир Высоцкий, для которого эти места были родными. Здесь прошла юность поэта и артиста. Где мои семнадцать лет? - На Большом Каретном...

В первые годы советской власти в здании театра «Эрмитаж» располагался театр МГСПС (Московский Городской Совет Профсоюзов), который впоследствии переименовали в театр имени Моссовета. В 1959 году в здание вселился Московский театр миниатюр, основанный драматургом и сатириком Виктором Поляковым, а в 1987 году художественный руководитель Михаил Левитин подыскал новое название, более соответствующее его сути - «Эрмитаж».

Кредо театра занятно сформулировано на официальном сайте http://ermitazh.theatre.ru/history/ : «Сегодня сад - со своими ресторанами, аттракционами и прочими массовыми затеями - средоточие индустрии «культуры и отдыха». Неразборчивые люди причисляют к ней и театры. Нам такой подход не по душе; искусство, поставленное на поток, отупляет и развращает. Вот почему театр-дом, сформированный Левитиным, не забывает первоначального значения слова «ermitage»: уголок отшельника, место уединения. Обитатели нашего дома (уголка) всё-таки ближе к отшельникам, чем к массовикам-затейникам. Мы не «обслуживаем» праздных соглядатаев, но коллекционируем своих зрителей, чтобы уединяться с ними в другой реальности».

Увы, попасть в театр «Эрмитаж» в саду «Эрмитаж» невозможно по причине затянувшейся реконструкции исторического здания. Но театральная жизнь продолжается и спектакли идут на других московских сценах, в сезоне 2016 года это Новый Арбат, 11.

«Лир король» в постановке Михаила Левитина на сцене «Мастерской Петра Фоменко» (2014 год). В главной роли Михаил Филиппов.


Зеркальный театр. 1910 год: https://pastvu.com/p/35652

В 1909 году по проекту архитектора А.Новикова было построено здание летнего театра, получившего позднее название «Зеркальный». Здесь ставились оперные спектакли «Русской частной оперы» Саввы Мамонтова, где в качестве дирижёра дебютировал Сергей Рахманинов.


Зеркальный театр. 1981 год: https://pastvu.com/p/44234

В «Зеркальном» театре прошла первая игра интеллектуалов клуба «Что? Где? Когда?». Ну а потом случился период, когда в саду «Эрмитаж» появились ночные клубы (в «Зеркальном» был Penthouse), но со временем здесь вновь зазвучали оперные партии. На месте дореволюционного «Зеркального» выстроили здание для «Новой оперы» Евгения Колобова, театра, основанного в 1991 году. Среди его постановок, отмеченных театральными премиями, «Евгений Онегин», «Риголетто», «Джанни Скикки», «Кошкин дом». Всего в репертуаре «Новой оперы» более семидесяти произведений оперного и концертного жанров.

Как готовилось новоселье, рассказывает сайт «Новой оперы» http://www.novayaopera.ru/?page=history : «В 1991 году по распоряжению Правительства Москвы здание «Зеркального театра» переходит в ведение НОВОЙ ОПЕРЫ, и с этого времени начинается вторая жизнь знаменитого театра в саду «Эрмитаж». Генеральный подрядчик стройки австрийская фирма «Леннекс» и московские строители в короткие сроки возвели на месте полуразрушенного здания современный оперный театр. Главный архитектор проекта В.Котельников нашел возможность сохранить стиль первоначального здания, использовать отдельные элементы убранства «Зеркального театра» в оформлении фасада нового здания. Люстры и занавес выполнены по эскизам народного художника России Э.Кочергина. Организаторы проекта не ограничились реконструкцией памятника архитектуры. Новое здание театра - это зал на 660 мест, оснащённый современным светотехническим оборудованием и механикой сцены, которые позволяют ставить спектакли со сложными сценическими эффектами. Это также уютное фойе и холл, помещения для артистов, современная студия звукозаписи, репетиционные помещения, библиотека, административные службы». Открытие состоялось в 1997 году.

Лариса Долина, Екатерина Гусева, Лика Рулла и другие артисты на церемонии вручения премии «Музыкальное сердце театра» в «Новой опере»


1905-1910 гг.: https://pastvu.com/p/369897 На этом месте начнётся строительство «зимнего» театра на 4000 мест, но оно так и останется незавершённым. То ли власти запретили Щукину возводить столь громоздкое сооружение, то ли помешала начавшаяся Первая Мировая война.

Вокруг Щукинской сцены остались кирпичные корпуса, один из которых занимает Московский драматический театр «Сфера», созданный в 1981 году решением Министерства Культуры СССР по инициативе Екатерины Еланской, которая сформулировала идею театра: «Мы отвергаем принцип театра куба со снятой стенкой и подглядыванием - мы утверждаем принцип сферы общения». Поначалу театр располагался в ДК завода «Каучук» на Плющихе, но уже в 1984 году была закончена реконструкция зрительного зала театрального здания в саду «Эрмитаж».

Зал театра представляет собой круговой амфитеатр с центральной сценой и подвижными площадками внутри него. Архитектором проекта стала Наталья Голас, главным художником - Владимир Солдатов.

Екатерина Еланская создавала спектакли, объединяя актёров разных театров - Александра Калягина, Георгия Тараторкина, Евгении Симоновой, Татьяны Дорониной, Евгения Киндинова, Михаила Козакова. Среди её постановок «Маленький принц» Сент-Экзюпери, «Театральный роман» Булгакова, «Там, вдали» Шукшина, «Комедии» Зощенко, «Чайка» Чехова и другие.

Как сообщает официальный сайт театра http://www.spheratheatre.ru/ , «спектакли «Сферы» никого не оставляли равнодушными, вызывая горячие споры у зрителей и у профессиональных критиков - настолько неординарными и непривычными они всегда казались. После ухода из жизни Екатерины Еланской, театр продолжает свою работу под творческим руководством народного артиста России Александра Коршунова, взявшего курс на продолжение дела «Сферы», сохранение эстетики и принципов этого театра. Зритель не теряет интереса к театру «Сфера» - театру выразительных, живых композиций, бешеной динамики, сильных и ярких чувств».


http://www.yamoskva.com/node/13886

Собственно говоря, сад «Эрмитаж» не всегда был таким, каким мы привыкли его видеть. Даже расположен он был в другом месте: с 1830 года почти до самого конца XIX века располагался он на Божедомке и был первым в Москве увеселительным садом, с беседками, клумбами, театром, эстрадой, кофейнями и павильонами. Наибольшего расцвета достиг в эпоху, когда принадлежал известному антрепренеру, бывшему актеру Малого театра М. В. Лентовскому. К. С. Станиславский так вспоминал тогдашний сад «Эрмитаж»: «Чего только не было в этом саду: катание на лодках по пруду и невероятный по богатству и разнообразию водяной фейерверк со сражением броненосцев и потоплением их, хождение по канату через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками, купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и в воде. Шествия военного оркестра, хоры цыган, русских песенников. Вся Москва и приезжающие в нее иностранцы посещали знаменитый сад».

Однако же, Лентовский разорился, и сад пришел в запустение, а в дальнейшем и вовсе был застроен домами, и ничто уже не напоминало о временах, когда на месте Самотечных переулков располагалось все это ушедшее великолепие.

И вот начинается история сада «Эрмитаж» в Каретном ряду, родившегося на месте бывшей усадьбы купца В.И. Олонцова. После нескольких попыток здесь образования театра и сада, предпринимавшихся Московским Артистическим кружком, купцом М.А. Липским, инженером-механиком К. В. Мошниным, весь участок перешел во владение московского купца Я. В. Щукина 16 июля 1894 года. Дата эта отмечается как день рождения сада «Эрмитаж».

За год всего скучный пустырь превратился в цветущий сад, были разбиты клумбы, дорожки, высажены деревья и кустарники, реконструировано здание театра, и 18 июня 1895 года «Эрмитаж» официально открылся. Московская публика проявила к нему немалый интерес – упорство и энтузиазм Щукина вызывал невольное уважение даже у тех, кто упрекал его в недостаточной тонкости вкуса.

В том же году в «Эрмитаже» появилось электрическое освещение, проведен водопровод, обустроен бассейн. Годом позже здесь состоялся один из первых в России киносеансов.
На сцене «Эрмитажа« пели Ф. И. Шаляпин, А. В. Собинов, А. В. Нежданова, С.В. Рахманинов дебютировал как дирижер, играли Сара Бренар, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская. В 1898 году в здании театра «Эрмитаж» состоялось открытие МХАТа, первым спектаклем стал «Царь Федор Иоаннович», именно здесь прошли премьеры Чеховских пьес. В саду бывали Л. Н. Толстой, В. И. Ленин.

Щукин постоянно предпринимал строительство новых театральных площадок, в 1909 году был построен летний «Зеркальный» театр, планировал он открытие уникального зимнего театр на 4 тысячи мест, но этому замыслу суждено было состояться лишь отчасти: коробка, называемая нынче Щукинской сценой, - все, что удалось возвести. Неблагоприятные обстоятельства, порожденные Первой Мировой войной и революцией, привели Щукина к разорению.

После революции сад был сначала национализирован, затем, в период НЭПа передан в частную аренду. В здании театра «Эрмитаж» в 1924 году располагался театр МГСПС (Московский Городской Совет Профсоюзов), затем он был переименован в театр имени Моссовета, главным режиссером назначен был Ю. А. Завадский. Сад «Эрмитаж» продолжал быть любимым местом отдыха москвичей. И даже глобальные катаклизмы не могли этого изменить.

В годы войны сад был закрыт совсем недолго – с осени 1941 по апрель 1942. В 1943 году возобновились спектакли, вернувшиеся из эвакуации артисты репетировали и играли в нетопленном здании, но «Эрмитаж» жил.

Летом 1945 года сад был реконструирован, в 1948 году построили летний концертный зал, где в дальнейшем выступал А. И. Райкин, проходили представления Кукольного театра, пели К. И. Шульженко, Л. И. Русланова, играл оркестр под управлением Л. О. Утесова.

В 50-60 гг. в саду «Эрмитаж» играли в шахматы, гуляли, читали, слушали известных артистов, смотрели кино (в 1953 году был установлен экран для летнего кинотеатра), во время Фестиваля Молодежи и студентов в 1957 году в саду побывало полтора миллиона посетителей. Выступали здесь В. С. Высоцкий, дуэт Р. Карцев – В. Ильченко, зарубежные музыкальные и театральные коллективы. В «Зеркальном» театре прошла первая игра «Что? Где? Когда?».
20 ноября 1980 года здание кинотеатра «Эрмитаж» было передано театру «Миниатюр», под руководством приехавшего в Москву А.И. Райкина.
В 1991 году был открыт театр «Новая опера», на сегодняшний день, один из трех функционирующих на территории сада театров («Эрмитаж», «Сфера»).

К 850-летию Москвы сад преобразился, были отреставрированы многие исторические постройки.

В 2000 году саду "Эрмитаж" были переданы две скульптурные работы:бюсты Данте Алигьери и Виктора Гюго. Бюст Данте, выполненный скульптором Ринальдо Пирасом, передан в дар Москве правительством Италии при участии общества имени Данте Алигьери. Бюст Виктора Гюго работы Лорана Маркеста был подарен саду "Эрмитаж" мэрией Парижа. В 2006 году в саду «Эрмитаж» было установлено большое Серебряное Сердце "Памятник Всем Влюбленным". Памятник представляет собой композицию из труб длиной 70 метров, которые согнуты в форме сердца. Внутри этого памятника находятся колокольчики, которые звенят от ветра. Есть предание, что влюбленные, которые впервые поцеловались под металлическим сердцем, будут счастливы, а их чувства будут прочными и яркими всю жизнь.

В 2014 году сад «Эрмитаж» отмечал 120 годовщину со дня основания. И хотя сад прекрасен и просто сам по себе, каждый год вписывает новую страницу в его славную историю. Здесь хорошо. Это самое московское место отдыха.



Загрузка...
Top