Открытый урок на тему устное народное творчество. Устное народное творчество

На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества - лирической песней.

Фольклор (folk-lore) - международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Термин «устное творчество народа» отражает устный характер фольклора в отличие от письменной литературы.

Фольклор - сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств - словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах.

Жанры фольклора

  1. народные сказки
  2. предание
  3. обрядовые песни
  4. пословицы
  5. поговорки
  6. загадки
  7. былины

Свойства фольклора

  1. Анонимность (отсутствие автора).
  2. Вариативность (существует несколько вариантов одного сюжета).
  3. Неотъемлемая связь с жизнью народа.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жанром «лирическая песня». Прочитаем некоторые из них и отметим основные художественные приемы, присущие этому жанру.

«Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни?... Такие песни могли родиться только в народе великой души...» Эти слова принадлежат Максиму Горькому.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен и до наших дней (рис. 1).

Рис. 1. В. Васнецов «Царевна-лягушка» ()

Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Из песен мы узнаем о покорении человеком природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, о богатырях и народных героях. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, любовь к природе, трудолюбие.

Жанры народной песни

  1. исторические
  2. семейно-бытовые
  3. любовные
  4. обрядовые
  5. календарные
  6. колыбельные
  7. плясовые
  8. военные
  9. разбойничьи
  10. трудовые
  11. частушки

Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Их отличает многообразие музыкального и поэтического языка. Они отражают душу народа. Русский поэт С. Есенин писал: «Сколько песен у России - Сколько во поле цветов!».

Многие популярные народные песни имеют многовековую историю. Удивительно, что они до сих пор любимы. Так, например, известна еще с XVIII века песня «Вдоль по улице метелица метет» (рис. 2).

Вдоль по улице метелица метёт,
За метелицей мой миленький идёт.


Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Красота твоя с ума меня свела,
Иссушила добра молодца, меня.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Рис. 2. Иллюстрация к песне «Вдоль по улице метелица метет» ()

Это песня о любви. Как и многие народные песни, она построена на диалоге. Первые две строки пропеваются от лица девицы-красавицы, которая на улице встретила своего милого. Остальная часть песни поется от лица молодого человека, влюбленного в девушку. Она иссушила и измучила его, однако он не теряет надежды. Именно поэтому песня проникнута задорным и игривым настроением.

Художественные особенности произведений фольклора:

1. Рефрен (повтор строк).

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца.

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький.

4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции):

На твою ли на приятну красоту,
На твоё лишь толь на белое лицо.

Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения. В нашей песне это оптимизм и жизнелюбие. Но не всегда только радостные настроения встречаются в песнях. Зачастую песни печальны.

Следующая песня, с которой мы познакомимся, как раз и проникнута таким настроением. Она рассказывает о судьбе несчастной и безродной сироты, которая потеряла всех близких и любимых (рис. 3).

Уж ты ночка, ночка тёмная,
Темна ноченька осенняя,
Нет у ноченьки светлого месяца,
Светлого месяца, не ясных звёздочек.
Нет у девицы родного батюшки,
Нет ни батюшки, да нет ни матушки,
Нет ни братца, ни родной сестры,
Нет ни рода, нет ни племени.

Печаль на душе, девица печальна,
Никто её кручинушки не знает.
А уж как-то был у ней мил, сердечный друг,
Да и тот теперь далеко живёт…

Рис. 3. Изображение к песне «Уж ты ночка» ()

Песня обрывается, будто ее прервали рыдания. Нам остается только догадываться, где же он, сердечный друг. Может его забрали в солдаты, может, продали, поскольку крепостных в то время могли продать, подарить или женить без их согласия.

А возможно, ее милый умер и его нет среди живых. Теперь попробуйте найти в тексте песни художественные приемы, присущие фольклору. Обратите внимание: в тексте девушка сравнивается с темной ночью. Такое сравнение усиливает трагичность образа, подчеркивает безысходность положения героини. Протяжные, напевные интонации создаются с помощью гласных. Прочитаем любые две строчки из песни, например:

Светлого месяца, не ясных звёздочек.

Такой фонетический прием (повтор гласных) называется ассонансом.

Повтор - повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя), и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.

Виды поэтических повторов

2. Параллелизм

3. Анафора (единоначатие)

4. Эпифора (одинаково заканчиваются строки)

5. Стык (подхват)

Например:

Нет у ноченьки светлого месяца,

Светлого месяца, ни частых звездочек!

Русская народная поэзия была тонической (от греческого «ударение»): ее ритм основывался на повторении одинакового количества ударений в большинстве строк. При этом она была лишена рифмы:

Весом та чара полтора пуда,

Мерой-то чара полтора ведра.

Мы видим, что рифма отсутствует и в каждой строке по четыре ударных слога.

Рекрутская повинность - способ комплектования русской имперской армии и флота до 1874 года. (Рис. 4.)

Рис. 4. И.Е. Репин. Проводы новобранца ()

Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1699 году, когда перед войной со шведами повелено было произвести первый набор 32 тысяч на новых началах. В России термин «рекрут» был узаконен в 1705 году. Изначально срок рекрутской службы был пожизненный, потом его сократили до 25 лет, в дальнейшем этот срок был уменьшен.

Мы с вами прочитали и проанализировали две песни, совершенно противоположные по настроению. Это говорит о том, что в песне отражается вся жизнь народа, со всеми печалями и радостями. В песнях отражается душа народа, и именно поэтому они переживают столетия, хранятся в народной памяти и передаются из поколения в поколение.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. - 2009.
  2. Костина А.В. Молодёжная культура и фольклор // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - М.: МосГУ, 2009. - № 4 - Культурология
  3. Жирмунский В. М. Фольклор Запад и Восток. Сравнительно-исторические очерки - М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2004. - 464 с. - ISBN 5-94282-179-8
  1. Fan-5.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Pesnya.yaxy.ru ().

Домашнее задание

  1. Прочитать песню «Соловей мой, соловей, соловушко молодой!» и охарактеризовать ее тематику, героев, художественное своеобразие.
  2. Нарисовать иллюстрацию к выбранной по желанию народной лирической песне.
  3. Согласитесь ли вы с тем, что лирические песни выражают эмоциональное состояние человека? Прокомментируйте слова ученых: «она выражает собою душевное состояние поющего, поется всегда и везде. Она поется в минуты отдыха и за работой, поется в одиночку и хором, поется в бурлацкой лямке и солдатском походе» (В.П. Аникин); «цель песни - раскрыть чувство» (В.Я. Пропп); «основное назначение народной песни - выражать мысли, чувства и настроения» (С.Г. Лазутин).

Урок 3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОЛНЯТИЕ О ФОЛЬКЛОРЕ

Цели деятельности учителя: дать понятие о фольклоре; развивать речь учащихся; помочь овладеть умениями складывать частушку и использовать приобретенные знания для создания творческих работ.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора; уметь воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста - губы, рот .)

Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.

В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов.

II. Чтение статьи в учебнике об устном народном творчестве .

Беседа по вопросам:

1. Что такое «фольклор»?

2. Устное народное творчество - это жанр (genre (фр.) - вид ) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, часшушка, сказка.)

Задания учебника 2 (размышляем о прочитанном), 1, 2 (обогащаем свою речь) на с. 8.

III. Беседа о малом жанре устного творчества - загадке.

«Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки» (Ю. Г. Круглов ).

Что же такое «загадки»? Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Но все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении.

Есть загадки-вопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» - «Без имени». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом - «Без имени» - согласятся все.

Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну он убил. Сколько ворон осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Одну он убил, а остальные улетели.

Загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Сходство всех четырех видов загадок - в их построении. Композиция состоит из двух частей: первая - вопрос, вторая - ответ. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, большого количества художественных деталей.

Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума.

I V . Обучение составлению своей загадки.

1. Загадка-иносказание.

Важно, чтобы учащиеся смогли сопоставить один предмет с другим. Например, учитель показывает рисунок гриба мухомора, крупного, нагнувшегося под тяжестью своей шляпки. Сообщает, что гриб уже давно вырос, ему тяжело стоять прямо, значит, этот гриб - старожил леса, или «старичок». Его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь загадка уже почти сложилась:

Стоит в лесу старичок,

Надел красный колпачок.

2. Загадка-описание

Учитель предлагает учащимся представить себе горную реку. Подбираются глаголы-синонимы, характеризующие движение реки: бежит, катится, шумит, несется. Можно обратить внимание учащихся на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение загадки:

Бежит - бежит, шумит - шумит, а все никак не вытечет. (Река.)

Работу можно продолжить в виде конкурса, где для подведения итогов выбирают жюри.

Аналогичную работу можно провести и по жанру частушки, используя соответствующий материал. В старших классах учитель обращает внимание учащихся на то, что в загадках, частушках и других малых жанрах устного народного творчества наблюдаются такие художественные средства выразительности, как метафора, оксюморон, сравнения, антитеза, отрицание, эпитет, гипербола; иначе - широко используются средства языка.

V . Запись учащимися загадок, составленных дома, обсуждение в классе.

Домашнее задание: прочитать из учебника статью «Русские народные сказки» (с. 8-10).

Жанры устного народного творчества», 7 класс

Тип урока: Обобщающий.
Цели: Вспомнить жанры устного народного творчества.
Задачи: Учится различать жанры устного народного творчества, развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения, умение сравнивать и анализировать;развитие грамотной устной речи; формирование навыков выразительного чтения,способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению речи, интонации;

Ход урока:

1. Организационый момент.

Звучит грамзапись русской народной песни «Как пошли наши подружки».
Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.
Необычно, чудесной русской народной песней «Как пошли наши подружки» начался наш урок, посвященный русскому устному народному творчеству.
2. Актуализация знаний.
Учитель.
Сегодня о жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что знаем, повторим.
Обратите внимание на доску, давайте прочитаем вопросы.
Постановка проблемных вопросов.
Учитель. Как Вы понимаете, что такое «Устное народное творчество?»
Что значит выражение «Передавать из уст в уста»? (ответы детей).
Учитель. Выражение «устное» - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста.
Учитель. Как появились произведения устного народного творчества?
Учитель. Один человек рассказывал другому отец – сыну, бабушка – внучке, и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, но своими словами.
«Творчество» - от слова «творить», создавать.
«Народное» - это значит, создал народ, а не кто, то один.
Учитель. Как мы можем назвать устное народное творчество? (ответы детей).
Учитель. Правильно «Фольклор». Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Учитель . Ребята, какие жанры устного народного творчества вам знакомы?
Учитель. Давайте мы с вами на ИД напишем все виды которые знаем.
3. Основная часть.
Учитель . На нашей доске расположен кроссворд. Я читаю загадки, отгадки мы запишем в клеточки кроссворда и в выделенном столбике прочитаем «ключевое слово» (слайд 5).

Дети выходят к интерактивной доске и записывают ответы.
1. Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)

2. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,

По куда он идет. (Дождь)

3. То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг)

4. Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду. (Велосипед)

5. Всегда шагаем мы вдвоем.
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Башмаки)

6.Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу? (Очки)

7. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита. (Книга)
Учитель. Какое слово получилось в выделенном столбике? (ответы детей).
Ребята, а что такое потешки? (ответы детей).
Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки. Например, купают ребенка и приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба.
- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?
Учитель. Потешка – маленькое веселое стихотворение.

4.Физминутка.
Учитель. Ребята, сегодня у нас будет необычная физминутка. Мы будем ее проводить под музыкальную запись потешки.
А еще про какие жанры унт мы не говорили?
О пословицах.
Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. На доске пословицы но они перепутаны.Вам надо их стрелочками соединить.
Соедините начало и окончание пословицы.

Терпенье и труд а не ученье – тьма.
Ученье – свет, там и счастье.
Не спеши языком, всё перетрут.
Труд кормит, торопись делом.
Где труд, а лень портит.
Правильно,хорошо справились с заданием.
А теперь задание труднее!
Составьте пословицы из предложенных попарно соединенных слов.
1.труда - пруда

2.Время - потехи

3.В гостях- дома

4.100 рублей -100 друзей

5.кататься – саночки
Дидактическая игра «Угадай пословицу». По предложенному рассказу необходимо сформулировать пословицу.
Вася, прежде чем сделать какое-то дело, долго думал, готовился и, в результате хорошо справился.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
Петя торопился скорее сделать дело, чтобы гулять пойти, да ничего не вышло. Пришлось все переделывать.
- Поспешишь, людей насмешишь.
Валя по секрету что-то сказала Коле, он – Зине, Зина – Люсе и т.д. Вскоре все об этом секрете знали.
- По секрету всему свету.
Саша смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он выдел как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.

А какие чудесные сказки сочинил русский народ!
Сейчас мы с вами посмотрим как вы их знаете РНС.
О какой сказке идет речь?
1. Влез Иванушка коню в правое ухо,в левое вылез.Стал молодец молодцом и поскакал к царскому дворцу.
2. Чего тебе, мужичок? – спрашивает царь?
-Вот принес я тебе,государь – батюшка,гуся на поклон,- говорит мужик.Да уж коли умел ты меня уважить,умей и гуся разделить, чтоб никому в моем семействе обиды не было.
3.Выдь за меня замуж.
-Нет,Журавль,не пойду за тебя замуж,у тебя ноги долги,платье коротко,сам худо летаешь и кормить – то меня тебе нечем!Ступай прочь, долговязый!
Молодцы!
Итог урока.
Учитель . Дети, скажите что такое «Устное народное творчество»? Какие жанры фольклора вы знаете?
Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
Учитель. Спасибо за урок!

Тема урока. Устное народное творчество .

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Надеюсь что настроение у вас хорошее. Улыбнитесь своему соседу справа и слева.

Дети улыбаются друг другу.

- У нас на уроке сегодня гости, повернулись, поприветствовали гостей.

Теперь настроение у всех хорошее и мы можем приступить к работе.

    Постановка учебной задачи.

На листах напечатаны тексты разных жанров. На доске расположены названия жанров.

(загадки, пословицы, скороговорки, колыбельные песенки, пословицы, дразнилки, РНсказки, потешки, считалки, стихотворение, авторская сказка, басня)

Дети должны пометить значком +, если это произведение знают и знаком *, если не знают. И написать к какому жанру относится текст.

Задания. 1.«Жили себе дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала. Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось». («Курочка ряба») - сказка

2. Хочешь есть калачи, не лежи на печи - пословица

3. Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф – паф! Ой – ой – ой!..

Убегает зайчик мой. - считалка

4. А баю, баю, баю,

Не ложися на краю

Придет серенький волчок,

Схватит Таню за бочок. - колыбельная

5.Плакса – вакса,

Гуталин,

Проглотил

Горелый блин. - дразнилка

6. Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами. - загадка

7. От топота копыт пыль по полю летит. - скороговорка

8. Ты пирог съел?

Нет, не я!

А вкусный был?

Очень! прибаутка

- Ребята, для чего мы выполняли данную работу?

Что мы выяснили?

Думали, размышляли, давали правильные ответы.

Выясняли: « Какие жанры мы помним, хорошо определяем, а какие вызывают затруднения»

Выявление темы урока детьми:

- А к какому разделу относятся все эти жанры?

Ответы детей.

Устное народное творчество.

А еще все жанры устного народного творчества можно назвать одним словом: фольклор .

Найдите в литературном словарике и прочитайте что такое фольклор?

Фольклор – это устное народное творчество

Скажите, пожалуйста, что скрывается за понятиями, которые составили тему нашего урока? В ответе на этот вопрос вам может помочь литературный словарик.

Ответы детей.

1.Устное – от слова «уста – рот», «губы» то, что произносится, но не пишется.

2.Народное – принадлежащее народу.

3. Творчество – создание чего – то нового.

Итак, давайте с вами определим, какие жанры относятся к УНТ?

На доске:

Устное народное творчество

Фольклор

Колыбельные потешки

Пословицы загадки

считалки скороговорки

дразнилки Р.н.сказки

песенки

Физкультминутка

Зарядка под музыку

    Отработка учебного материала

1. Ребята, давайте с вами прочитаем об УНТ.

Чтение текста.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество: потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

Устное народное творчество – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, не будем знать народных обычаев, пословиц, скороговорок, играть в народные игры, ценить свое прошлое.

колыбельные песенки

(реквизиты: кукла, пеленка или платок)

Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?

Рассказывают, когда кто первый раз услышал колыбельную песенку и объясняют это понятие.

Вывод учителя.

Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.

Найдите и прочитайте про колыбельные песни.

ЧТЕНИЕ УЧЕНИКОМ.

Эти песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка. В колыбельных песенках часто упоминаются кот, который так приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. Колыбельная песенка все время создает образ тишины и покоя.

Какие колыбельные песенки знаете вы?

Дети исполняют песенки с куклой в руках, баюкают ее.

Вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто?

Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова,

3.ПОТЕШКИ

Например, купают ребенка и приговаривают:

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба.

Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?

Ответы детей.

Чтобы были здоровыми и не болели.

Разыгрывание потешек.

Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).

- Будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.

1.У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы

- Самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах)

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Подумайте, какие жесты можно добавить.

Во всех этих ситуациях что же нам помогло?

Пока 4 ребенка готовятся, смотрим презентацию потешки.

Вывод учителя.

От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.

    Что такое загадка? Найдите и прочитайте определение.

ЗАГАДКИ значит думать, рассуждать, раскрывать что – то скрытое.

Задание.

Каждому ребенку даётся по цветочку, на котором записана загадка.

Загадку надо отгадать и найти отгадку на лепестке цветка.

Чтение загадок и разгадывание.

1.Солнце греет все теплей,

Начинается капель.

Снег с полей бежит ручьями. (весна)

2.Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбка – лучи

Очень даже горячи. (солнышко)

3.Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

И солнце ее припечет

Заплачет она и умрет. (сосулька)

4.На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…….(скворец)

5.Лежало одеяло

Мягкое, белое.

Солнце припекло –

Одеяло потекло. (снег)

5.Пословицы.

Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?)

Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей.

Каждая парта получает листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Объяснить смысл некоторых пословиц.

Один в поле

не воин.

Век живи

век учись.

Не спеши языком

торопись делом.

Не имей сто рублей

а имей сто друзей.

Сто друзей много дороже Сотни рублей...

Одному человеку трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе.

всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний

6.Русские народные сказка. (в группе)

Ну и самый любимый жанр УНТ это русские народные сказки.

Сейчас нужно выполнить следующее задание.

У вас на столе карточки с перечнем героев, нужно вспомнить, что это за сказка и из кусочков собрать иллюстрацию к сказке.

Солдат, старуха, топор

Брат, сестра, гуси-лебеди, баба Яга

Бабушка, внучка, мышка, курочка

4. Рефлексия по уроку.

Ребята, сейчас вы должны оценить себя. Если у вас на уроке все получалось и вы не испытывали затруднений, то поднимаете зеленую сигнальную карточку, если немного было трудно, что то не понятно, то желтую, а если совсем ничего не понятно и было очень трудно, то красную.

5. Подведение итогов.

Ребята, мы повторили различные жанры. Назовите их.

Как называются одним словом все эти произведения?

Но, конечно, мы не можем подробно вспомнить за такое короткое время все жанры. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.

Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

МБОУ «Кулешовская основная общеобразовательная школа» Красногвардейского района Белгородской области РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «Обобщение по теме «Устное народное творчество». Урок-игра. (3 класс программа «Школа России») Урок подготовила и провела учитель начальных классов Викол Татьяна Ивановна 2011 год Урок чтения в 3 классе Тема: «Обобщение по теме «Устное народное творчество». Урок-игра. Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по пройденной теме в игровой форме. 2. Формировать навыки беглого, выразительного чтения. 3. Развивать творческие способности, мышление, память обучающихся, навыки коллективной работы. 4. Воспитывать чувство патриотизма через чтение произведений устного народного творчества. Оборудование: «Родная речь». Учебник для 3 класса. В 2 ч. Ч. 1 / Л. С. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. - М.: Просвещение, 2007. Карточки с произведениями устного народного творчества для обучающихся. Элементы костюмов для инсценирования сказки. Компьютер. Магнитофон. Ход урока. 1. Орг. момент. - Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по теме «Устное народное творчество». 2. «Погружение» в урок. - Итак, что такое «Устное народное творчество»? (Слайд № 1 - выплывает название темы по одному слову) «Устное» - передавалось из уст в уста, не записывалось. «Народное» - сочинял не 1 человек. Автора установить нельзя. «Творчество» - от слова «творить» - создавать. 3. Проверка домашнего задания. - Каким еще, словом называют устное народное творчество? Вы это узнали из кроссворда, который разгадывали дома (с. 51 № 1). (Чтение вопросов и ответов кроссворда по 1 человеку) - Ключевое слово фольклор. 4. Виды (жанры) устного народного творчества. - На с. 52 № 2 найдем виды УНТ. - Прочитаем хором жанры УНТ с доски. (Слайд № 2 – выплывают виды УНТ) - Остановимся на некоторых из них. 5. Загадки – это замысловатое описание предмета или явления, составленное для того, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека. - Проверим вашу сообразительность. Положите перед собой листы с загадками. Будем читать парами и отгадывать загадки. (Слайд № 2 – выплывают ответы на загадки.) 6. Пословицы. - Прочитаем на этом слайде выделенное красными буквами ключевое слово «пословица» - следующий жанр УНТ. Пословица – это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев. Состоит из двух частей. - Поиграем в игру «Отгадай пословицу по двум словам». Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит). Язык – дело (Не спеши языком, торопись делом). Дело – мастер (Дело мастера боится). Семь – один (Семь бед – один ответ. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут.) - На с. 53 № 8 есть задание «Собери пословицы». Это будет вашим домашним заданием. 7. Скороговорки. - По карточке прочитайте первое предложение снизу вверх. - Второе – справа налево. - Какой вид УНТ вы прочитали? Это скороговорки – созданы для отработки правильной дикции. - На с. 53 учебника в № 9 поработаем со скороговоркой: - хором медленно, - с убыстрением темпа, - быстро, - очень быстро, - чтение по 1 человеку. 8. Небылицы. - Прочитайте на зеленых листах тексты, для каждого ученика разные («жужжащее» чтение). - А теперь читает 1-й ученик; 2-й ученик; 3-й ученик. - Какой вид УНТ вы прочитали? Это небылицы – созданы для веселья и смеха. 9. Песни. - С давних пор русский народ слагал песни. Они сопровождали всякое дело, все важные события жизни людей с раннего детства до глубокой старости. Русские народные песни очень разнообразны. Например, … (колыбельные, заклички, шуточные, плясовые, песни – потешки). Детские песни еще называют пестушками и прибаутками. 10. Физминутка. - Мы сейчас с вами отдохнем и споем русскую народную песню «Ай, заинька» (под магнитофон). 11. Сказки. - Какой жанр УНТ самый любимый? (сказки) 1) Прочитаем сказку. (Слайд № 3 – по методике Эдигея) - Какая получилась сказка? Докучная – от слова «скука». Сочиняли для надоедливых людей. 2) - На какие группы делятся сказки? Волшебные – в них происходят чудеса, должны быть волшебные предметы. О животных – в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Бытовые – в них описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Приведите примеры таких сказок. 3) Игра «Узнай сказку» - работа в группах по карточкам. 4) Инсценирование сказки «Про козла» заранее подготовленными детьми. 12. Художники. - Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. А художники проносят сказку через всю свою жизнь. Вечные сказки – сказки народные, в них спрятана волшебная сила. - Давайте вспомним, с произведениями каких художников мы знакомились на уроках. (Васнецов В. М., Билибин И. Я.) Они создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин. - Полюбуемся их творениями. (Слайд № 4 – портрет и картины Васнецова В. М.) (Слайд № 5 – портрет и иллюстрации Билибина И. Я.) (звучит легкая музыка) - Какие сказки узнали? - На с. 58 № 21 – домашнее задание (по желанию) – с помощью дополнительной литературы составить рассказ об одном из художников. 13. Тест. - Итак, мы с вами повторили много видов УНТ. И сейчас проверим ваши знания (контрольный тест на листах). 14. Итог урока. - Мы гордимся своей Родиной, уважаем ее прошлое и говорим «спасибо2 русским людям, нашим предкам за то богатство, которое передали нам в виде устного народного творчества. 15. Рефлексия. - А я вам говорю: - Дети, спасибо за урок! Вы просто (на слайде № 6 выплывает слово) Молодцы! - Поаплодируем себе за это!



Загрузка...
Top