Открытый урок по литературному чтению "В.В.Бианки «Музыкант»". Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Бианки «Музыкант»" Планируемый результат обучения и формирование УУД

МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению Виталия Валентиновича Бианки «Музыкант»

Подготовила учитель начальных классов Чекмарёва Анна Юрьевна

2012 год.
Тема урока: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант». Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок; развивать внимание, мышление; прививать любовь к природе. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий. Оборудование: портрет и книги Бианки, карточки с биографическим текстом, с тестами для проверки первичного восприятия текста, рисунки для рефлексии, презентация ко всем этапам урока.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Речевая разминка На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь) На доске: Мишка и мушка. Мишка брёл лесной опушкой. Повстречался мишка с мушкой. Закричала мушка грозно: - Уходи, пока не поздно! – Гром тут грянул, как из пушки. Убежал медведь с опушки. - Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным? А может ли быть такое на самом деле? Чтение стихотворения вместе с учителем.
Чтение стихотворения самостоятельно.
Чтение вслух отдельными учениками стихотворения.
3. Определение темы и цели урока
На доске запись: Заходер Крылов Пушкин Носов Чуковский Токмакова - Установите, с чьим творчеством мы познакомимся на уроке. Его фамилию можно определить по первым буквам имён писателей, чьи фамилии вы видите на доске. - Заходер Борис (б), Крылов Иван (и), Пушкин Александр (а), Носов Николай (н), Чуковский Корней (к), Токмакова Ирина (и). Получилась фамилия Бианки. Значит мы на уроке познакомимся с творчеством Бианки Виталия Валентиновича. - Атеперь определим название произведения, которое мы будем читать. Чтобы его определить, вам потребуется знание алфавита и шифр.
На доске запись: 14 21 9 29 12 1 15 20 - По номерам букв определите слово, которое является названием произведения. - Произведение называется «Музыкант»
На доске появляется запись: Тема: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»
- Зная тему, поставьте цель урока. - Цель урока: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки; познакомиться с его произведением «Музыкант»; учиться правильно, выразительно его читать и анализировать.
4. Подготовительная работа

    Работа с биографией автора.
- Приступим к работе над поставленной целью. Я расскажу вам о Бианки. Вы прослушаете биографию очень внимательно. Затем я раздам вам тексты о писателе с пропущенными словами, а вы восстановите их по памяти.
Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца - ученого-орнитолога - талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети - трое сыновей - часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.
Разными были интересы, таким же - образование. Вначале - гимназия, затем - факультет естественных наук в университете, позднее - занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее. Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»). Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
- А теперь на листочках, которые у вас на столах, поработайте в парах. Восстановите биографию Бианки, вставив пропущенные слова. - Виталий Бианки родился…году…в городе… . Фамилия ему досталась от предков - … . Отец его был учёным - … . В семье Бианки было… мальчиков. В их квартире хранился небольшой… . Летом семья Бианки уезжала в деревню … . Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное … . Ему было … лет. Первое ружьё ему подарили в … лет. Он очень любил … и … . Бианки много путешествовал. Особенно запомнились походы по … . В Петрограде в литературном кружке он познакомился с … . Первый рассказ Бианки был опубликован в журнале «…» . А самой знаменитой книгой стала книга «…» .
Если вам будет трудно, то воспользуйтесь словами для справок.
«Воробей»,зоопарк, Петербург, итальянцы, орнитолог, 5 лет, трое детей, Лебяжье, путешествие, 13 лет, поэзия и футбол, Алтай, Чуковский, Маршак, «Лесная газета».
2.Словарная работа.
Медвежатник – охотник на медведей Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы Опушка – край леса
- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Назовите эти слова.
Устанавливается лексическое значение слов.
    Предопределение учащимися содержания нового произведения.
- Зная название произведения, слово-отгадку из речевой разминки и последнее предложение: И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь. (Учащиеся высказывают свои предположения).
5. Чтение нового произведения учителем
6. Проверка первичного восприятия
- Чьё предположение оказалось более точным?(Учащиеся высказывают своё мнение). - Ответьте на вопросы усложнённого текста по прослушанному произведению так, чтобы получился связный рассказ. Тест 1) Что делал старик, когда встретил колхозника? а) ловил рыбу; б) играл на скрипке; в) играл на баяне; 2) Что сообщил колхозник старику? а) что он видел в лесу медведя; б) что он собрал много грибов; в) что в лесу много ягод;
    Как поступил старик?
а) остался сидеть на завалинке; б) пошёл поговорить с соседом; в) пошёл в лес;
    Какой звук услышал старик?
а) красивый тонкий звук; б) как рубят деревья; в) пронзительный комариный писк;
    Кого он увидел в лесу?
а) зайца; б) лису; в) медведя;
    Как поступил старик?
а) … …; б) … …; в) … … .
7.Физкультминутка - Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши. - Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте. Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.
8. Чтение текста учащимися
Установка: определить жанр произведения.
9.Анализ произведения
- Определите жанр произведения. - Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика. - Кого автор называет музыкантом? - Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте. - Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов? - Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа. - И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит? (Слушаются ответы учащихся). - Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы. - Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста. - Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение. - «Дзенн»- это звукоподражание.
10.Подведение итогов урока
- Скажите, о творчестве какого автора мы говорили на сегодняшнем уроке. - С каким его произведением познакомились? - Как в нём отражается характер творчества этого писателя?
11.Рефлексия
- На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Если вам понравился урок, поставьте точку около улыбающегося медведя. Если урок не затронул ваших чувств, то поставьте точку около равнодушного медведя. Если вам почему-то урок очень не понравился, поставьте точку около грустного медведя.

Литература.

    Г.А. Бакулина. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. – Киров:ВГПУ, 2000. Г.А. Бакулина. Уроки литературного чтения. Развиваем интеллект, творчество, активность. 2класс.- Киров, 2007. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению (к УМК Л.Ф. Климановой и др. «Школа России»). – Москва. «ВАКО»,2012.

Наталья Галанцева
Конспект занятия по чтению рассказа В. Бианки «Музыкант»

«Речевое развитие». Восприятие художественной литературы Тема: Чтение В. Бианки «Музыкант»

Задачи:

1) Создавать условия для:

Развития представлений о жизни диких животных;

2) Создавать условия для приобретения опыта:

Понимания и оценивания характера и поступков героев произведения;

Развития представлений об образного содержания медведя, как реального героя произведения;

Развития слуховое восприятие;

3) Создавать условия для воспитания интереса к художественной литературе

Материал: текст произведения В. Бианки «Музыкант»

Словарная работа: медвежатник, завалинка, опушка

Ход деятельности:

I. Вводная часть

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

II. Основная часть

Это произведение написал Виталий Валентинович Бианки. Называется оно «Музыкант»

В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

Медвежатник – охотник на медведей.

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

Опушка – край леса.

1. Чтение произведения

2. Беседа по прочитанному

О ком я вас прочитала?

Кто главные герои произведения?

Сыграем в игру «Отгадай»

3. Игра «Отгадай»

1) Что делал старик, когда встретил колхозника?

а) ловил рыбу;

б) играл на скрипке;

в) играл на баяне;

2) Что сообщил колхозник старику?

а) что он видел в лесу медведя;

б) что он собрал много грибов;

в) что в лесу много ягод;

3) Как поступил старик?

а) остался сидеть на завалинке;

б) пошёл поговорить с соседом;

в) пошёл в лес;

4) Какой звук услышал старик?

а) красивый тонкий звук;

б) как рубят деревья;

в) пронзительный комариный писк;

5) Кого он увидел в лесу?

в) медведя;

6) Как поступил старик?

4. Физкультминутка

Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.

Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте.

Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.

5. Беседа по прочитанному

Какое произведение я вам прочла? (сказка, стихотворение, рассказ).

Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.

Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.

Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

- «Дзенн» - это звукоподражание.

III Заключительная часть

С каким его произведением познакомились?

На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Выберите изображение того медведя, какое настроение у вас после сегодняшней деятельности. (Дети выбирают изображение и объясняют свой выбор)

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей среднего дошкольного возраста Цель. Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Конспект ОИС по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Цель: учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Образовательные.

Конспект ОС по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Методическое обеспечение: Развитие.

Конспект ОС по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Методическое обеспечение: Развитие речи детей 5-7 лет. Автор О. С. Ушакова. Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной.

Конспект занятия «Профессия - музыкант» МАДОУ Д/С №49 г Калининград Непосредственная образовательная деятельность «Познавательное развитие» Средне-старшая группа Тема: «Профессия.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:
Единство природы и человека в произведении В. Бианки
"Музыкант"
Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;
учить их читать выразительно, без ошибок;
развивать внимание, мышление;
прививать любовь к природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь
прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать
вслух с постепенным переходом на чтение про себя,
воспринимать на слух прочитанное; определять
последовательность событий, передавать сюжет рассказа с
помощью теста.
Оборудование: портрет и книги Бианки, с тестами для
проверки первичного восприятия текста, рисунки для рефлексии,
рабочий лист с заданиями, презентация ко всем этапам урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Рады слышать мы звонок.
Начинается урок.
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять.
- Да, сегодня на уроке мы будем читать, размышлять, а может
быть и спорить. А вот и первая задачка.
2. Определение темы и цели урока.
На доске запись: Заходер
Крылов
Пушкин
Носов
Чуковский
Токмакова
- Разгадайте слово. Его можно определить по первым буквам
имён писателей, чьи фамилии вы видите на доске.

Заходер Борис (б), Крылов Иван (и), Пушкин Александр
(а), Носов Николай (н), Чуковский Корней (к), Токмакова
Ирина (и).
- Какое слово получилось? Получилась фамилия Бианки.
- Кто же такой Бианки? Перед вами вещи, с которыми этот
человек не расставался всю свою жизнь. Что вещи могут
рассказать о нём?
(На слайде: рюкзак, компас, ружьё, блокнот, ручка, книга
"Лесная газета", бинокль.)
- Обсудите в группе, что это за человек?
- Составим кластер:
путешественник писатель натуралист

охотник любитель
природы
Что за человек?
наблюдатель исследователь
- Молодцы! Сегодня мы познакомимся с писателем Виталием
Валентиновичем Бианки и его творчеством. (Показ фотографии
писателя)
Вы правильно рассудили. В. Бианки - один из самых любимых
детских писателей нашей страны. Родился он в Петербурге 12
февраля 1894 года (122 года назад!) в семье биолога. С детства
много путешествовал по просторам страны. С большим
интересом изучал жизнь растений и животных. А свои
наблюдения записывал в блокноты. Позднее эти записи помогли
ему создать много замечательных произведений о природе.
Самой знаменитой книгой Виталия Бианки стала "Лесная газета".
(Выставка книг)
- В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться
окружающему миру, его красоте и многообразию. Героями его
произведений становились многие животные: и звери, и птицы.
- Мы прочитаем произведение "Музыкант". Можно ли по
названию догадаться, о каком животном пойдёт речь?
3. Речевая разминка.
-Кто же герой? Прочитайте и отгадайте загадку:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной -…(медведь)
(Читаем хором по слайду)
- Дома вы читали текст. Определите тему этого текста.
(Медведи) К какому виду текстов мы его отнесём? (Научный)
- Что вы узнали о медведях? Просмотрите свои таблицы. Давайте
соберём все наши знания в снежный ком.
(Дети говорят по одному предложению о медведях.)
- Оказывается, мы знаем достаточно много. А хотите узнать ещё
больше о медведях?
4. Словарная работа.
- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова,
значение которых необходимо уточнить. Назовите эти слова,
прочитайте по карточке.
Догадайтесь, какое лексическое значение имеют эти слова.
Соедините слово с его значением.
(У детей на карточках слова. Проверка.)
Медвежатник – охотник на медведей
Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных
стен избы
Опушка – край леса.
Колхозник - человек, занимающийся сельским хозяйством.
5.Первичное чтение. Чтение - слежение за диктором с
остановками на вопросы.
- Пойдёт старик на охоту или нет?
- Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?
- Как поступит старик с медведем?
6. Проверка первичного восприятия произведения.
- Что мы прочитали? Определите жанр произведения.
- Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём
мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из
жизни старика.

Кому понравился рассказ? Чем понравился или удивил рассказ?
7. Передача сюжета рассказа с помощью теста.
- Передадим сюжет рассказа с помощью теста.
(Тест на слайде и карточках у детей)

Тест
1)Кем написано произведение "Музыкант"?
а) М. Пришвин;
б) В. Бианки;
в) К. Паустовский;
2) Кто является главными героями рассказа?
а) колхозник;
б) медведь;
в) старик-медвежатник;
3) Что делал старик, когда встретил колхозника?
а) ловил рыбу;
б) играл на скрипке;
в) играл на баяне;
4) Что сообщил колхозник старику?
а) что он видел в лесу медведя;
б) что он собрал много грибов;
в) что в лесу много ягод;
5) Как поступил старик?
а) остался сидеть на завалинке;
б) пошёл поговорить с соседом;
в) пошёл в лес;
6) Какой звук услышал старик в лесу?
а) красивый тонкий звук;
б) как рубят деревья;
в) пронзительный комариный писк;
7) Откуда появился красивый звук?
а) это шептались деревья;
б) это медведь оттягивал и отпускал щепку на пне;
в) дети пели в лесу;
8) Как поступил старик?

а) убил медведя;
б) спугнул медведя;
в) не тронул медведя и оставил его живым.
Примерный ответ ученика: Произведение "Музыкант"
написал В. Бианки. Его главными героями являются старик-
медвежатник и медведь. Старик играл на скрипке, когда его
увидел колхозник. Колхозник сообщил, что обнаружил в лесу
медведя. Старик пошёл в лес. В лесу он услышал красивый
тонкий звук. Это медведь оттягивал и отпускал щепку пня.
Старик не тронул медведя и оставил его живым.
Физминутка:
Медвежонок ловко прыгал,
На одной ноге скакал.
Сам медведь крутил верёвку.
Волк внимательно считал
Крути, крути верёвочку раз, два, три.
Скачи через верёвочку раз, два, три.
8. Выборочное чтение.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Найдите в тексте
отрывок к иллюстрации. Подготовьтесь выразительно
прочитать.
9. Составление плана рассказа.
- Сколько частей в рассказе?
- Составим план рассказа "Музыкант". Определите порядок
пунктов плана.
1. Старый медвежатник любил музыку.
2. Старик пошёл охотиться на медведя.
3.Медведь - музыкант.
4. Охотник пожалел медведя.
10. Анализ произведения.
- Вернёмся к названию рассказа. Кого называют музыкантом?
- Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте,
вообще, человек, занимающийся музыкой.
- Кого автор назвал музыкантом? Есть другое мнение. Давайте
обсудим.

Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба
любили музыку и играли каждый на своём инструменте. Это
объединяет их.
- Почему охотник не тронул медведя?
- Какова главная мысль рассказа? (Природа и человек едины.)
- Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и
чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её
понапрасну.
Даже сорванный цветок на лесной поляне – это травма для
природы.
11. Рефлексия.
- Мнение автора: человек и природа едины и её надо беречь. Кто
согласен с автором?
- Составим синквейн.
Природа
Удивительная и разнообразная
Восхищает, учит, радует
Природа и человек - едины!
Помни!
Или на доске карточка " Человек и природа едины."
- Кто сегодня на уроке проникся желанием быть другом
природе? Проголосуйте. На партах у вас ладошки, кто согласен с
автором, прикрепите их к плакату.
12. Д/з.
На выбор: 1. Пересказ по плану
2. Исследователям: составить список произведений
В. Бианки
3. Творцам: нарисовать плакат по охране природе.

МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

Конспект урока

По литературному чтению

во 2 классе

По произведению

Виталия Валентиновича Бианки

«Музыкант»

Подготовила учитель начальных классов

Чекмарёва Анна Юрьевна

2012 год.

Тема урока: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».

Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;

Развивать внимание, мышление;

Прививать любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий.

Оборудование: портрет и книги Бианки, карточки с биографическим текстом, с тестами для проверки первичного восприятия текста, рисунки для рефлексии, презентация ко всем этапам урока.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

На доске:

Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным? А может ли быть такое на самом деле?

Чтение стихотворения вместе с учителем.
Чтение стихотворения самостоятельно.
Чтение вслух отдельными учениками стихотворения.

3. Определение темы и цели урока

На доске запись: Заходер

Крылов

Пушкин

Носов

Чуковский

Токмакова

Установите, с чьим творчеством мы познакомимся на уроке. Его фамилию можно определить по первым буквам имён писателей, чьи фамилии вы видите на доске.

Заходер Борис (б), Крылов Иван (и), Пушкин Александр (а), Носов Николай (н), Чуковский Корней (к), Токмакова Ирина (и). Получилась фамилия Бианки. Значит мы на уроке познакомимся с творчеством Бианки Виталия Валентиновича.

Атеперь определим название произведения, которое мы будем читать.

Чтобы его определить, вам потребуется знание алфавита и шифр.

На доске запись: 14 21 9 29 12 1 15 20

По номерам букв определите слово, которое является названием произведения.

Произведение называется «Музыкант»

На доске появляется запись:

Тема: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»

Зная тему, поставьте цель урока.

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки;

Познакомиться с его произведением «Музыкант»;

Учиться правильно, выразительно его читать и

Анализировать.

4. Подготовительная работа

  1. Работа с биографией автора.

Приступим к работе над поставленной целью. Я расскажу вам о Бианки. Вы прослушаете биографию очень внимательно. Затем я раздам вам тексты о писателе с пропущенными словами, а вы восстановите их по памяти.


Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца - ученого-орнитолога - талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети - трое сыновей - часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.
Разными были интересы, таким же - образование. Вначале - гимназия, затем - факультет естественных наук в университете, позднее - занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.

Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»).

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».

А теперь на листочках, которые у вас на столах, поработайте в парах. Восстановите биографию Бианки, вставив пропущенные слова.

Виталий Бианки родился…году…в городе… . Фамилия ему досталась от предков - … . Отец его был учёным - … . В семье Бианки было… мальчиков. В их квартире хранился небольшой… . Летом семья Бианки уезжала в деревню … . Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное … . Ему было … лет. Первое ружьё ему подарили в … лет. Он очень любил … и … . Бианки много путешествовал. Особенно запомнились походы по … . В Петрограде в литературном кружке он познакомился с … . Первый рассказ Бианки был опубликован в журнале «…» . А самой знаменитой книгой стала книга «…» .

Если вам будет трудно, то воспользуйтесь словами для справок.

«Воробей»,зоопарк, Петербург, итальянцы, орнитолог, 5 лет, трое детей, Лебяжье, путешествие, 13 лет, поэзия и футбол, Алтай, Чуковский, Маршак, «Лесная газета».

2.Словарная работа.

Медвежатник – охотник на медведей

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы

Опушка – край леса

В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Назовите эти слова.

Устанавливается лексическое значение слов.

  1. Предопределение учащимися содержания нового произведения.

Зная название произведения, слово-отгадку из речевой разминки и последнее предложение: И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь. (Учащиеся высказывают свои предположения).

5. Чтение нового произведения учителем

6. Проверка первичного восприятия

Чьё предположение оказалось более точным?(Учащиеся высказывают своё мнение).

Ответьте на вопросы усложнённого текста по прослушанному произведению так, чтобы получился связный рассказ.

Тест

1) Что делал старик, когда встретил колхозника?

А) ловил рыбу;

Б) играл на скрипке;

В) играл на баяне;

2) Что сообщил колхозник старику?

А) что он видел в лесу медведя;

Б) что он собрал много грибов;

В) что в лесу много ягод;

  1. Как поступил старик?

а) остался сидеть на завалинке;

б) пошёл поговорить с соседом;

в) пошёл в лес;

  1. Какой звук услышал старик?

а) красивый тонкий звук;

б) как рубят деревья;

в) пронзительный комариный писк;

  1. Кого он увидел в лесу?

а) зайца;

б) лису;

в) медведя;

  1. Как поступил старик?

а) … …;

б) … …;

в) … … .

7. Физкультминутка

Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.

Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте.

Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.

8. Чтение текста учащимися

Установка: определить жанр произведения.

9. Анализ произведения

Определите жанр произведения.

Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.

Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

(Слушаются ответы учащихся).

Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать

так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.

Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

- «Дзенн»- это звукоподражание.

10. Подведение итогов урока

С каким его произведением познакомились?

Как в нём отражается характер творчества этого писателя?

11. Рефлексия

На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Если вам понравился урок, поставьте точку около улыбающегося медведя. Если урок не затронул ваших чувств, то поставьте точку около равнодушного медведя. Если вам почему-то урок очень не понравился, поставьте точку около грустного медведя.

Предварительный просмотр:

Б орис Заходер И ван Крылов А лександр Пушкин Н иколай Носов К орней Чуковский И рина Токмакова

14 21 9 29 12 1 15 20 М У З Ы К А Н Т

Тема: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант» Цель урока: продолжить знакомство с творчеством В.В.Бианки; познакомиться с его произведением «Музыкант»; учиться правильно, выразительно читать и анализировать прочитанное.

Виталий Валентинович Бианки (1894–1959)

Виталий Бианки родился в 1894 году в городе Петербурге. Фамилия ему досталась от предков- итальянцев. Отец его был учёным- орнитологом. В семье Бианки было трое мальчиков. В их квартире хранился небольшой зоопарк. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Ему было пять лет. Первое ружьё ему подарили в 13 лет. Он очень любил поэзию и футбол. Бианки много путешествовал. Особенно запомнились походы по Алтаю. В Петрограде в литературном кружке он познакомился с Чуковским и Маршаком. Первый рассказ Бианки был опубликован в журнале « Воробей ». А самой знаменитой книгой стала книга « Лесная газета ».

Словарная работа М. Д. Е. А. Н. К 9 \ . А В А Л И Н К А А К Ш У П О

Словарная работа МЕДВЕЖАТНИК охотник на медведей ЗАВАЛИНКА невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы ОПУШКА край леса

Тест Что делал старик, когда встретил колхозника? а) ловил рыбу; б) играл на скрипке; в) играл на баяне; 2. Что сообщил колхозник старику? а) что он видел в лесу медведя; б) что он собрал много грибов; в) что в лесу много ягод;

3. Как поступил старик? а) остался сидеть на завалинке; б) пошёл поговорить с соседом; в) пошёл в лес; 4. Какой звук услышал старик? а) красивый тонкий звук; б) как рубят деревья; в) пронзительный комариный писк;

5. Кого он увидел в лесу? а) зайца; б) лису; в) медведя; 6. Как поступил старик? а) ……………..; б) …………….. .

Итог урока На сегодняшнем уроке я узнал … На этом уроке я бы похвалил себя за… После этого урока мне захотелось…

Молодцы! Спасибо за урок…




Загрузка...
Top