Памятники николаю гоголю. Памятник николаю гоголю на гоголевском бульваре Где находится памятник гоголю

Памятник Гоголю в Москве

Скульптор Андреев Николай Андреевич. 1904–1909

В 1909 году по народной подписке был установлен на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре памятник Гоголю в граните и бронзе.

Н.А. Андрееву удалось соединить конструктивную ясность форм с изломанными линиями и заостренным силуэтом общей композиции. Это обусловило яркую характерность и необычность монументального образа.

Скульптор изобразил Гоголя в последний, трагический период жизни, когда писатель окончательно утратил веру в себя и в свое творчество. Памятник проникнут осознанием внутреннего надлома и драматизма творческих исканий писателя. Подойдя вплотную, можно увидеть его сумрачное, болезненное лицо, на котором едва заметна грустно-извиняющаяся улыбка. Андреевский образ Гоголя был воспринят интеллигенцией как воплощение трагедии творческой личности, он был созвучен душевным настроениям многих мастеров русской культуры на переломе двух веков.

Памятник Гоголю – произведение большого таланта, и одно из лучших творений в истории отечественной монументальной скульптуры.

Однако появление в Москве нового памятника отнюдь не вызвало всеобщего восторга. В правой, промонархической печати в адрес скульптора раздавались многочисленные упреки в его непатриотичности, в том, что он исказил образ великого писателя, который столь дорог истинно русским людям. Раздражение было чрезвычайно велико: раздавались возгласы, что работу Андреева «нужно взорвать, уничтожить… тогда, по крайней мере, когда-нибудь, кто-нибудь воздвигнет достойное и Гоголя и Москвы». Мнение многих недовольных выразил, как это ни странно, Василий Розанов, парадоксалист, мыслитель на свою особь и противник тривиальных суждений. В статье «Отчего не удался памятник Гоголю» его собеседник заявляет: «Памятник не годится … он поставлен не великому человеку, а какому-то больному существу, до которого нам нет дела». Розанов развивает эту мысль: «Памятник ставится «всему» в человеке, ставится «целому» человека и творца. Это - непременно. <…> Но тут идея памятника столкнулась с фактом в человеке: «конец» Гоголя есть сожжение 2-го тома «Мертвых душ», безумие и смерть. Андреев волей-неволей взялся за это, и его Гоголь с упреком, недоумением и негодованием смотрит на толпу у своего подножия,- готовый бросить в печь свои творения...

Это - болезнь, этого конца не надо было изображать» (Розанов В.В. Отчего не удался памятник Гоголю // Розанов В.В. Сочинения. – М.: «Советская Россия», 1990. С. 347.).

Андреевский «Гоголь», действительно, не вписывается в общепринятые представления о том, каким должен быть памятник великому человеку, памятник действительно, во многом нетрадиционен. И это касалось не только необычных пластических форм, но, главного, общего концептуального замысла.

Национальные герои на городских площадях предстоят во всем своем торжествующем величии, вызывая у зрителей гордость и воодушевление, или, во всяком случае, чувство сопричастности, близости к своим кумирам. А на Пречистенском бульваре сидел отчужденный, надломленный и глубоко несчастный человек, замкнутый в себе.

В сущности, и царские, и советские власти только терпели памятник Гоголю и то лишь до поры до времени. В 1952 году, когда по всей стране вознеслись триумфальные монументы «Великому вождю», болезненный Гоголь выглядел явным диссонансом. И его убрали… в монастырь. А на его месте ведущий мастер соцреализма Н.В. Томским воздвиг «от советского правительства» официозный памятник Николаю Васильевичу – величественному и улыбчивому. Трагедия творчества отменялась.

На скамейках сидят влюбленные, любители пива и тусовок. Играют дети. Я помню, как и меня дедушка катал на саночках вокруг памятника. И я часто его просил: «Пойдем гулять к генералу».

Однако андреевский «Гоголь» в Донском монастыре (филиале Музея архитектуры) пробыл недолго. В хрущевскую «оттепель» о нем вспомнили и нашли тихое место, недалеко от прежнего. В 1956 году его перенесли во двор дома № 7 по Никитскому бульвару. Новое место выбрано очень удачно: писатель прожил в этом доме последние годы и умер в нем. Здесь за несколько дней до смерти он сжег черновики второго тома «Мертвых душ».

Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одном и тому же лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой – несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце концов свое творческое бессилие.

В этих двух монументальных произведениях (и дело даже не в Гоголе и в понимании его творчества) воплощены две разные концепции городской скульптуры. Что она должна воплощать? Общепринятое значение выдающейся личности, вознесенной на пьедестал? Или это еще одна творческая попытка осмыслить его внутренний мир, его деяния и жизнь?

К Гоголю, теперь сидящему в маленьком скверике, лучше всего приходить в осенние сумерки, когда в воздухе висит серая морось. Тогда скорбное звучание скульптуры сливается с пасмурной мелодией города и грустным настроем человека.

26 апреля 1909 года в газете «Новое время» опубликовали статью В.В. Розанова об открытии памятника Н.В. Гоголю: «Сегодня в Москве совершается торжественное открытие всероссийского памятника Гоголю. Около бронзового монумента первому русскому поэту, великому и несравненному Пушкину, в древней столице поднимается такой же бронзовый монумент и его младшему другу и сверстнику, украинскому художнику слова, который сделался вторым по значению, по силе и влиянию поэтом всея Руси. Великая и Малая Россия через эти памятники, поставленные именно в Москве, этом дорогом «сердце России», сливаются духовно в одно и символически говорят, что есть одна Россия и один русский народ, как одна душа, один голос, одна воля» .

Несмотря на всеобщее одобрение идеи создания памятника писателю в самом центре Москвы, скульптура Н.А. Андреева вызвала неоднозначное отношение современников. Уже 29 мая 1909 года в «Петербургской газете» вышла заметка под заголовком «Проект замены неудачного памятника Гоголю новым монументом», в которой было сказано: «Ходят слухи, что группа художников и известных коллекционеров, оставшихся недовольными памятником Н.В. Гоголю в Москве, намерены открыть подписку и, когда соберется достаточное число протестантов, возбудить ходатайство о замене этого памятника другим».

Недовольство было в чем-то справедливым: вместо торжествующего писателя, москвичам предстал задумчивый гений в позе, полной отчаяния. Современники называли памятник «вороной» или «летучей мышью». Художник М.И. Нестеров говорил, что «для Андреева нет пощады» за то, что он изобразил Гоголя «умирающим, в смертельной тоске отрекающимся от всего им содеянного». Илья Репин был одним из немногих, кто высказывал свое одобрение смелой задумке: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто».

Особое изящество памятнику придают барельефы, украшающие постамент, авторства Ф.О. Шехтеля. Они выразительно передают образы гоголевских героев. Среди персонажей Федор Осипович изобразил и своих современников. Обойдя композицию, можно найти портреты писателей В.А. Гиляровского, А.И. Куприна и самого архитектора.

Памятник Гоголю работы скульптора Николая Томского

Советская власть, пришедшая в 1917 году, сначала была довольна образом Н.В. Гоголя на бульваре, который из пречистенского стал называться гоголевским. В скорбной фигуре поэта видели «жертву царского режима».

Считается, что скульптура показалась слишком пессимистичной И.В. Сталину, и по его указу монумент на бульваре поменяли. Памятник Н.А. Андреева перенесли сначала в Донской монастырь, а затем во дворик Дома-музея Н.В. Гоголя на Никитском бульваре. Однако бронзовые фонари и решетки, выполненные по проекту Н.А. Андреева, которые являлись частью единого скульптурного ансамбля, задуманного автором, остались на Гоголевском бульваре.

Монумент работы Николая Томского больше подходил под концепцию «веры в светлое будущее», пропагандируемой в СССР. О фигуре писателя, которая теперь возвышалась на Гоголевском бульваре, практически сразу сочинили эпиграмму:

Юмор Гоголя нам мил,
Слезы Гоголя - помеха.
Сидя, грусть он наводил,
Пусть теперь стоит - для смеха!

В середине 2000-х годов началось движение за перенос памятника скульптора Н.А. Андреева на историческое место. Однако решение по этому вопросу так и не было принято.

Памятник Николаю Гоголю был открыт на Гоголевском бульваре 2 марта 1952 года - в канун 100-летней годовщины его смерти - и по иронии судьбы стал вторым памятником Гоголю на этом месте. Благодаря необычной истории и общей культовости места установки монумент стал одним из наиболее известных в Москве.

Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852) - признанный классик русской литературы, прозаик, поэт, драматург и публицист. Детство Гоголя прошло в Полтавской губернии в обстановке малороссийского быта: впоследствии детские впечатления легли в основу написанных им малороссийских повестей и обусловили этнографические интересы писателя. Писатель рано обнаружил в себе литературные наклонности и, переехав в Петербург, сумел развить их, обнаружив интерес столичной публики к малороссийскому быту. Однако, на каком-то этапе уверившись в своём пророческом предназначении, Гоголь ударился в мистицизм и, уделяя много времени идее духовного самосовершенствования, стал отрицать достоинства написанных им ранее произведений. Тем не менее, многие его повести, рассказы и комедии - "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Ревизор", "Тарас Бульба", "Мёртвые души", "Вий", "Петербургские повести" и другие - стали яркой классикой русской литературы.

Памятник выполнен с портретным сходством: весьма бодрого вида Гоголь, словно слегка ухмыляясь, смотрит прямо перед собой. Писатель одет по моде 19 века - в шинель, поверх которой накинута крылатка - и держит в левой руке книгу. Скульптура установлена на высоком ступенчатом постаменте из гранита, на котором размещена надпись:

Вокруг монумента размещены любопытные фигурные фонари с бронзовыми львами в подножии: хотя они отлично вписались в обстановку, в действительности они остались "в наследство" от предыдущего памятника Гоголю.

История памятника Гоголю

Памятник Гоголю имеет необычную историю, одновременно комедийную и драматическую: дело в том, что это уже второй памятник писателю на этом месте.

Впервые идея установить памятник Гоголю появилась после установки памятника Пушкину в 1880 году, в тот же год была открыта подписка для сбора необходимых средств. В 1909 году, к 100-летию со дня рождения писателя, по проекту скульптора Николай Андреева и архитектора Фёдора Шехтеля в конце Пречистенского бульвара (современный Гоголевский бульвар) была установлена скульптура, изображающая Гоголя в довольно драматическом образе: скульптор изобразил его в период душевного кризиса; сгорбленный и погруженный в размышления, писатель сидел, закутавшись в плащ, словно озяб. На пьедестале разместились бронзовые барельефы с изображениями персонажей из наиболее известных произведений автора.

Вокруг памятника обустроили сквер и установили фигурные фонари со львами.

Фото: памятник Николаю Гоголю на Пречистенском бульваре (у Арбатской площади), 1909, pastvu.com

Идея "скорбящего" Гоголя изначально вызвала в обществе споры, так как его привыкли видеть сатирическим писателем, однако, впоследствии достоинства работы Андреева были оценены.

После Революции 1917 года памятник сначала не вызывал нареканий, так как скорбный Гоголь вписывался в образ "жертвы царизма", однако, в 1930-х его начали критиковать в прессе и в среде интеллигенции, а в 1951 году демонтировали и перенесли в Донской монастырь. В 1959 году памятник переехал ещё раз - теперь во двор бывшей усадьбы графа Алексея Толстого на Никитском бульваре, где Гоголь провёл последние 4 года жизни.

В 1952 году на месте прежнего памятника был установлен новый: работы скульптора Николая Томского и архитектора Льва Голубовского. Теперь писатель бодро стоял во весь рост и излучал оптимизм. Согласно любопытной городской легенде, причиной замены монумента стала неприязнь Иосифа Сталина к "скорбному" Гоголю: советский лидер недолюбливал "грустную" скульптуру, мимо которой ему приходилось регулярно ездить на машине из Кремля на Кунцевскую дачу, и её заменили на "весёлую".

Однако, новый Гоголь был очень холодно принят общественностью и стал объектом издевательских шуточек, анекдотов и четверостиший:

Что любопытно, сам скульптор Николай Томский в 1957 году оценил свою работу довольно критично: выступая на Съезде художников, он отметил, что памятник Гоголю стал его самым неудачным монументальным произведением, так как был выполнен в спешке к юбилейной дате.

Тем не менее, впоследствии к новому "весёлому" Гоголю все привыкли, да и район Арбатской площади изменился настолько, что старый памятник уже никак не мог в него вписаться, а новый вполне справлялся с ролью скульптурной доминанты.

С 1960-х годов, во время Перестройки и в наши дни не раз обсуждалась возможность возвращения исторического памятника на изначальное место и переноса нового в какое-то другое, однако, в целом идея такой рокировки не нашла поддержки и не была осуществлена.

Интересно, что первый памятник писателю простоял на своём месте 42 года - ровно столько прожил сам Гоголь, а после его переноса во двор на Никитском бульваре сложилась уникальная ситуация: теперь "грустного" и "весёлого" Гоголей разделяют всего 350 метров.

Памятник Николаю Гоголю на Гоголевском бульваре находится вблизи Арбатской площади. Добраться до него можно пешком от станции метро "Арбатская" Филёвской и Арбатско-Покровской линий.



Загрузка...
Top