Первое чудо иисуса христа. Чудеса христовы

Ин. II, 1-12: 1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак. 3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. 4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. 5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. 6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. 7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. 8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. 9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха 10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. 11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. 12 После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.

Руководство к изучению Четвероевангелия


Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.

Первое чудо Иисуса Христа

(Ин. II, 1-12)

Вскоре, после призвания Спасителем первых учеников, в городе Кане, недалеко от Назарета, был брак. На этот брак был приглашен Иисус Христос с Пречистою Матерью и учениками. Во время брачного пира не хватило вина.

Матерь Божия заметила это и сказала Иисусу Христу: «у них нет вина».

Но Иисус ответил: «еще не пришел час Мой».

Из этого ответа Мария поняла, что еще не пришло время, чтобы явить Ему Свою божественную силу. Но Она знала любовь Своего Сына к людям и была уверена, что Он непременно поможет нуждающимся, и потому сказала слугам: «что скажет Он вам, то сделайте».

В доме находилось шесть больших каменных сосудов, в которые наливалась вода для омовения. Иисус Христос велел наполнить эти сосуды водою. И когда наполнили их до верха, сказал слугам: «теперь почерпните и несите к распорядителю пира».

Слуги почерпнули и принесли к распорядителю. Распорядитель попробовал и увидел, что это самое лучшее вино. Тогда он позвал жениха и сказал: «всякий человек сперва подает хорошее вино, а потом худшее, ты же сберег хорошее вино до сих пор». Так говорил распорядитель потому, что еще не знал, откуда это вино. Знали только слуги, черпавшие воду.

Так Спаситель положил начало чудесам Своим и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его.

Свое первое чудо Иисус Христос совершает по ходатайству Своей Матери. Из этого мы можем видеть, что Ее молитвы за нас имеют великую силу.


Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

Часть вторая

5. Первое чудо на браке в Кане Галилейской

(Ин. II, 1-12)

О первом чуде, которое совершил Господь Иисус Христос, — претворении воды в вино в Кане Галилейской — повествует нам только один Евангелист Иоанн. Чудо это произошло на третий день после призвания Филиппа и Нафанаила. Иисус Христос был позван на брачный пир в Кане Галилейской, маленьком городке, находившемся в 2-3 часах ходьбы к северу от Назарета. Это была родина только что призванного Господом Нафанаила; называлась Галилейской в отличие от другой Каны, находившейся близ г. Тира. Иисус был приглашен, как обыкновенный человек, как знакомый, по обычаю гостеприимства. Матерь Иисуса была там, т.е., видимо, прибыла в Кану еще раньше. Семья, вероятно, была из небогатых, почему во время пира и обнаружился недостаток вина. Пресвятая Дева приняла живое участие в этом обстоятельстве, могшем испортить чистое удовольствие семейного торжества. Ее душа, полная благости, явила теперь первый пример ходатайства и заступничества за людей перед Ее Божественным Сыном. «Вина не имут», говорит Она Ему, несомненно рассчитывая, что Он окажет этим людям Свою чудесную помощь. «Что Мне и Тебе, Жено?» отвечал Ей Господь. Напрасно видеть здесь в слове «Жено» хотя бы тень непочтительности. Это обычное выражение на Востоке; в самые тяжкие минуты Своих страданий на кресте, Господь с этим же названием обращается к Своей Матери, поручая Ее возлюбленному ученику (Иоан.19:26). «Не у прииде час Мой» — еще не наступил момент для чудотворения может быть, потому, что вино еще не все полностью вышло. Во всяком случае, из дальнейших слов Пресвятой Девы, обращенных к слугам: «Еже аще глаголет вам, сотворите», никак не видно, чтобы Она поняла ответ Господа, как отказ в Ее ходатайстве. Там находилось шесть каменных водоносов, служивших для установленных законом иудейским частых омовений, в особенности рук, пред вкушением и после вкушения пищи. Вместимость их была огромна, ибо «мера», или «бат», равнялась нашим полутора ведрам, т.е. там могло быть до 25 ведер и тем разительнее было чудо, совершенное Господом. Иисус велел служителям наполнить эти водоносы водой до верха, чтобы сделать их свидетелями чуда. «Почерпите и принесите архитриклинови», т.е. начальнику пира для того, чтобы он сам убедился в истине совершившегося чуда. Чудо совершено Господом, как видим, даже без прикосновения, на расстоянии, что особенно ярко свидетельствует о проявлении всемогущей божественной силы Его. «Дабы показать», говорит св. Златоуст, «что Он Сам Тот, кто прелагает воду в винограде и обращает в вино дождь чрез корень винограда — что в растении совершается через долгое время — в одно мгновение Он делает то на браке». Не знавший откуда это новое вино архитриклин зовет жениха, словами своими свидетельствуя об истинности совершившегося чуда и даже подчеркивая, что чудесно претворившееся из воды вино было лучшего качества. Из слов его «егда упиются» совсем нельзя делать вывод, что на этом браке все были пьяны: говорится об общем обычае, а не в применении к данному случаю. Известно, что евреи отличались умеренностью в употреблении вина, которое в Палестине было обычным напитком и разбавлялось водой; напиваться допьяна считалось непристойным. Конечно, Господь Иисус Христос не принял бы участия в таком пиршестве, где были или могли быть пьяные. Цель чуда — доставить радость бедным людям, справлявшим свое семейное торжество, в чем сказалась благость Господа. По свидетельству Евангелиста, это было первое чудо, которое сотворил Господь, вступив в дело Своего общественного служения, с целью явить славу Свою, как Сына Божия, и утвердить в вере в Себя Своих учеников. После этого чуда все святое семейство, побыв в Назарете, направилось в Капернаум, для того чтобы оттуда предпринять путешествие в Иерусалим на праздник Пасхи.


А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Брак в Кане Галилейской и пребывание в Галилее

(Ин. II, 1-12)

По приходе в Галилею, Иисус Христос был приглашён с учениками Своими на брак в Кану, где, по просьбе Матери, заметившей недостаток вина на пиру, превратил в вино воду, налитую по Его повелению в сосуды, в которых хранилась вода для омовения, и положил начало знамениям Своим и явил славу Свою, чем и утвердил веру учеников Своих.

Стих 1. Третий день, в который был приглашён Иисус Христос на брак, нужно считать от призвания Нафанаила (=1:43) или - вероятнее - от прихода в Галилею; но не 3-й день седмицы, потому что тогда было бы: τη τρίτη τω̃ν σαββάτων. Кана, называемая Галилейскою в отличии от потока Каны в колене Ефремовом (Нав. 16:8; 17:9), находится в 4-х часах от Назарета на Север и в двух от Сепфориса; лежит на самой высокой и гористой местности, служащей водоразделом между Средиземным морем и Генисаретским озером. Это малая Кана. Между Тиром и Сидоном есть Кана великая.

Стих 2. Иисус Христос был зван не как учитель, потому что Он ещё не был известным лицем, но как близкий знакомый, может быть, как родственник; ученики же, как земляки.

Стих 3. Недостаток вина указывал на бедность звавших, тем более, что оказался, как можно думать, в первый же день брака.

Обращение Матери к Иисусу Христу со словами: вина не имут , нельзя понимать в смысле свойственнаго некоторым матерям горделиваго желания Пресвятой Девы, чтобы Сын Ея совершением какого-нибудь чуда скорее прославился перед Своими соотечественниками. Это не соответствует постоянному смирению Богоматери, слагавшей в сердце Своём словеса о самых величайших и важнейших чудесах, совершившихся в жизни Ея Сына. Обращение Марии, как естественно представляется, заключало в себе обыкновенную просьбу помочь недостатку звавших и уверенность Ея, что Иисус Христос может это сделать, как — может быть - это не раз случалось в кругу семейства Марии и было известно одной, о чём говорят апокрифы и молчат Евангелия, имеющия целию разсказать только общественныя деяния и учение Иисуса Христа, а не семейныя тайны.

Стих 4. Ответ Иисуса Христа Матери: что есть Мне и Тебе, жено? Не у прииде час Мой - нельзя считать резким и грубым выражением неуважения Его к Богоматери; напротив, по особенному значению и употребление у Иудеев, эти слова можно разсматривать, как выражение почтения и любви, как и на кресте (Ин. 19:26), Словами же: не у прииде час Мой - Иисус Христос хотел показать, что Он ещё не начинал Своего общественнаго служения; но пришёл на родину и был в доме, а равно и на пиру, как частный человек; посему и не хотел совершить здесь явно чуда. Чудо, между тем, сделалось известным и, как первое, среди учеников считается началом знамений и указывает на исполнение пророчества Исаии о Галилее (Ис. 11:1).

Стих 5. Несмотря на видимый отказ Иисуса Христа помочь недостатку вина, Мария приказывает слугам делать то, что повелит Иисус Христос. Если Она не была к тому побуждена каким-нибудь знаком, словом, тоном голоса, то решилась на это, поняв желание Своего Сына остаться в неизвестности и не объявив никому, кто мог бы придать этому чуду торжественную обстановку и сообщить громкую молву.

Стих 6. перед домом, по установившемуся у Иудеев обычаю частых омовений , лежало шесть каменных сосудов, вмещавших по 2-3 меры (4-8 наших ведер). Мера-μετρίτης=’αμφορά, Иудейское бат , имела вместимость 432 яиц, следовательно, около двух вёдер. Превращение такого огромнаго количества воды в вино устраняет подозрение тех, которые думают, что вино заранее было приготовлено; а качество его указывает на действительность вина, а не на призрак, который обманчивым впечатлением мог подействовать на чувство. Вкушение вина архитриклином (начальником пира), опытным в деле распознавания вин, устраняет и подозрение в обмане вкушавшаго; а незнание им, откуда появилось вино, не допускает подозрения в преувеличении чуда.

Стих 8. Архитриклин - распорядитель пира (от τρικλίνιον, формы стола, за которым возлежали пирующие, имевшаго вид покоя : П), избирался из лиц, знавших все порядки и обычаи пиров.

Цель чуда в Кане Галилейской, очевидно, была та, чтобы утвердить учеников в вере. Иисус Христос Сам говорил: аще знамений и чудес не видете, не имате веровати (Ин. 4:48). Особенно это нужно было для новых последователей, когда они в проповеди Его ещё многаго не понимали, и в некоторых случаях даже соблазнялись Его учением и оставляли Его и уже никогда (по-Славянски ктому ) не ходили с Ним (Ин. 6:66), смутившись, видимо именно потому, что слово Христа о Себе как о Хлебе Жизни показалось им противоестественным.

Чудо в Кане Галилейской показывает:

а) Что Господь не гнушается и наших земных веселий, но соприсутствует на них и благословляет, когда они законны;

б) Что и в наших житейских нуждах Он помогает, подавая всем вся обильно в наслаждение;

в) Что Отец Небесный часто подаёт нам земныя блага и прежде или даже и без прошения нашего, ведая, в чём мы имеем нужду (Мф. 6:8);

г) Что усердною Ходатайницею за нуждающихся перед Богом является Матерь Сына Божия, и часто при Ея посредстве мы получаем блага в таком изобилии, какого и не заслуживали и не искали: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки ;

д) Что, наконец, подавая людям блага земныя и удовлетворяя нужды житейския, Господь ведёт людей и к познанию и приобретению благ высших, духовных: ибо не только подал на браке нужное вино, но и возбудил веру в учениках Своих.

Из Каны Иисус Христос отправился в Капернаум - город, находившийся при озере Генисаретском, на торговом пути между Сирией и Иудеей, и замечательный по своей мытнице, или таможне, в которой собирались пошлины с судов и караванов, провозивших товары. Неизвестный в Ветхом Завете, он очень прославился в истории земной жизни Иисуса Христа и назывался Его городом (΄ιδία πόλις - Мф. 9:1). Ныне здесь одне только развалины, как и было предсказано Иисусом, по причине его нераскаянности (Мф. 11:23-24).

Освящение воды состояло, в частности, в растворении в ней пепла целиком, особым образом сожжённой рыжей, без порока, и на которой не было ярма, телицы (Числ. 19:9). — Ред .


Господь Иисус Христос вернулся в Галилею после Своего Крещения в водах Иордана. Со Спасителем были Его ученики. На третий день после возвращения Иисуса в маленьком городке – Кане Галилейской была свадьба. И по обычаю гостеприимства Иисус со Своей Пречистой Матерью и учениками был приглашен на этот брак.

Кана Галилейская находилась недалеко от города Назарета, где прошло детство Спасителя и где жила его Матерь. Всякое семейное торжество, а особенно брачный пир, придавало небольшому городку радостное оживление.

Брак на Востоке всегда был очень торжественным. Невесту выводили из дома в сумерки. С головы до ног ее окутывали широким развевающимся покрывалом, наряжали в лучшие одежды, осыпали цветами.

О прибытии к ее дому жениха возвещалось барабанным боем и флейтами, песнями и плясками. Горящие факелы придавали особую торжественность этому радостному событию. Невесту сопровождали девицы – ее подруги. А жених выходил ей навстречу со своими молодыми друзьями.

Брачный пир в богатых домах продолжался иногда до семи дней, в менее достаточных домах – один два дня. Но даже самые бедные семьи старались устроить брачный пир так, чтобы радушно угостить званных гостей.

Изобилие пищи и пития на свадьбе считалось главным признаком щедрого гостеприимства. Главную роль при этом играло вино. «Вино веселит сердце человека». По слову псалмопевца оно было первейшим символом радости и веселья.

Однако здесь, за праздничной трапезой новобрачных оказался недостаток вина. Семейство, в котором совершался брак, было, по-видимому, небогатым.

Этот случай мог омрачить брачное торжество, вызвать уныние и даже скорбь новобрачной четы. Недостаток вина мог означать для них не только позор, но и худое предзнаменование.

Это обстоятельство болью отозвалось в сердце Богоматери. И Господь Иисус Христос услышал первое ходатайство Своей Пречистой Матери за людей. Она тихо сказала Своему Божественному Сыну: «Вина нет у них». Этим указанием на имеющуюся нужду Пресвятая Дева просит Своего Сына и Господа оказать чудесную помощь этим простым людям и тем самым сохранить радость в их доме.

Иисус сказал Ей: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой». Казалось, Спаситель на время отклонил Свое участие в этом деле. Но Материнское сердце подсказало Богоматери, что час явления Божественной силы Ее Сына настал.

Пришло Его время, ибо великий пророк Иоанн провозгласил Его на Иордане Мессией. Глас Бога Отца возвестил миру: «Это Сын Мой возлюбленный». А ученики, сопровождавшие Иисуса, называли Его Учителем и Господом. Теперь Ему предстояло совершить истинно доброе дело. Нужно было отвратить бесчестие от скромной четы. Матерь Его сказала служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте». По обычаю очищения иудейского во всяком доме у входа стояли водоносы с чистой водой.

В доме, где происходило брачное торжество, стояло шесть таких каменных водоносов. Иисус повелел служителям наполнить их до верха. Затем Он сказал им почерпнуть этой свежей воды и отнести ее архитриклину - распорядителю брачного пира.

Тот отведал воды, сделавшейся вином, и подозвал к себе жениха. Не зная, откуда это вино, распорядитель заметил ему, что тот поступил необычно. «Всякий человек, - сказал он, - подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее. А ты хорошее вино сберег доселе». Тогда все узнали о свершившемся чуде. И грозившее новобрачной чете бесчестье превратилось для них в великое благословение. Христос принял участие брачном в пиршестве, и Своим благодатным присутствием освятил таинство брака.

Здесь, в Кане Галилейской Спаситель положил начало Своим чудесам и явил Славу Свою. И уверовали ученики Его.

Господь совершил первое чудо по ходатайству Пресвятой Богородицы. Как часто в дальнейшем, вплоть до наших дней, будет Она предстательствовать перед Своим Сыном и Господом за тех, кто имеет нужду в Его всесильной помощи. И как было в Кане Галилейской, так и сегодня, Господь наш Иисус Христос восполняет нужду каждого, о ком просит Его Пречистая Матерь.

«Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!»

1. Первое чудо Иисуса Христа. (Иоанна 2:1-12).
В городе Кане, недалеко от Назарета, была свадьба, на которую был приглашен Иисус Христос с Пречистою Матерью и учениками. Во время обеда не хватило вина. Матерь Божия заметила это и сказала Иисусу Христу: «У них нет вина», а слугам сказала сделать все, что Он скажет им.
В доме находились шесть больших каменных сосудов, в которые наливалась вода для омовения ног. Господь сказал слугам наполнить эти сосуды водой и потом сказал им: «почерпните и отнесите распорядетелю обеда». Когда распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, то позвал жениха и сказал: «всякий человек подает сперва хорошее вино, а потом худшее, ты же сберег хорошее вино до конца обеда». Так сказал распорядитель потому, что он не знал, откуда это вино, а знали только слуги, черпавшие воду.
Это было первое чудо, которым Иисус Христос прославил себя и ученики Его уверовали в Него

2.

Исцеление расслабленого при овчей купели. (Иоанна 5:1-16).

В Иерусалиме у Овчих ворот, находилась купальня, называемая Вифездою, то есть, домом милосердия. При ней было устроено пять крытых притворов, в которых лежали больные: слепые, хромые, сухие. Они ожидали движение воды, потому что ангел Господень сходил по временам в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в воду, по возмущении ее, тот исцелялся, какою был одержим болезнью.
Когда однажды Иисус Христос пришел в купальню, Он увидел там расслабленного, который был болен тридцать восемь лет. Иисус Христос спросил его: «хочешь ли быть здоровым»? Больной отвечал: «Да, Господи, но я не имею человека, который спустил бы меня в купальню, когда возмутится вода, когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Иисус Христос сказал ему: «Встань, возьми постель и ходи». Больной сразу выздоровел, взял постель и пошел. Это было в субботу. Иудеи заметили исцеленному: «сегодня суббота, не должно тебе нести постель», а он ответил им: «Тот, Кто меня исцелил, велел мне взять постель и идти». Но он не знал кто его исцелил, потому что Иисус Христос скрылся в народе.
Картинка 13 из 13 Вскоре Господь встретил исцеленного в храме и сказал ему: «Вот ты выздоровел, смотри, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже». Исцеленный пошел и сказал иудеям, что его исцелил Иисус. После этого иудеи озлобились на Иисуса Христа и искали случая убить Его за то, что Он нарушает закон о субботе.

Современное фото купели

3. Воскрешение дочери Иаира. (Матфея 9:18-26; Марка 5:21-43; Луки 8:41-56).

Один начальник синагоги по имени Иаир, подошел к Иисусу Христу, упал к ногам Его и просил: «Дочь моя при смерти, приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела». Иисус Христос пошел с ним. На пути их встречает посланный и говорит Иаиру: «Дочь твоя умерла, не утруждай Учителя». Но Иисус, услышав это, сказал: «Не бойся, только веруй, и будет спасена». Когда они подошли к дому, увидели там большое смятение, все плакали и рыдали. Господь сказал им: «Не плачьте, девица не умерла, но спит». Некоторые смеялись над Ним, так как знали, что она умерла. Иисус же Христос выслал всех из дома, кроме родителей умершей и трех учеников Своих: Петра, Иакова и Иоанна, вошел в комнату, где лежала умершая, и взяв ее за руки, возгласил: «Девица встань»! И вернулась душа ее, и девица сразу встала.

4. Воскрешение сына Наинской вдовы. (Луки 7:11-17).

Однажды Иисус Христос шел в город Наин. За Ним шли Его ученики и множество народа. Когда Он приблизился к городу, из городских ворот выносили умершего, единственного сына бедной вдовы. Мать шла за гробом и горько плакала. Иисус Христос сжалился над ней и сказал ей: «Не плачь»! Затем Он подошел и прикоснулся к одру, на котором несли умершего. Несшие остановились, тогда Господь сказал: «Юноша, тебе говорю: встань»! Умерший тотчас поднялся, сел и стал говорить. Всех видевших это чудо, объял страх; все славили Бога и говорили: «Великий Пророк восстал между нами».

5. Укрощение бури на Галилейском озере и исцеление Гадаринского бесноватого. (Матфея 8:23-27; Марка 4:35-41; Луки 8:22-25)(Марка 5:1-20; Луки 8:26-39).

Изложив в притчах учение о царствии Божием, Господь Иисус Христос вместе со своими учениками отправился в лодке на другую сторону Галилейского Озера и во время пути уснул. Между тем на озере поднялась сильная буря; волны били лодку, так что она наполнялась водой. Ученики испугались, разбудили Господа и говорят Ему: «Господи, спаси нас, погибаем»! Но Он сказал им: «что вы так испугались, маловерные»? Потом Он запретил буре и волнению, и ветер сразу затих и волнение прекратилось.

Ученики в страхе и удивлении говорили друг другу: «Кто же это, что и ветры и вода повинуются Ему»?
Едва Иисус Христос вышел близ города Гадары из лодки, к Нему выбежал бесноватый, наводивший страх на всю окрестность. Он жил в пещерах и день и ночь кричал и бился о камни. Много раз его заковывали в цепи и оковы, но он разрывал цепи и оковы и никто не в силах был укротить его. Увидев издалека Иисуса Христа, бесноватый прибежал, поклонился Ему и громко вскричал: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Вышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня»! Иисус Христос повелел: «выйди, дух нечистый, из этого человека» и спросил: «как тебе имя»? Бесноватый ответил: «лигеон, потому что нас много». И стали бесы просить Господа, чтобы Он позволил им войти в стадо свиней, которое паслось недалеко. Иисус позволил им, и сразу все стадо устремилось с крутизны в море и потонуло. Испуганные пастухи побежали в город и деревни и рассказали о случившемся. Собрались жители, и когда увидели, что бывший бесноватый сидит у ног Иисуса Христа, одетый и в здравом уме, в страхе стали просить Господа, чтобы Он удалился из их страны.

Иисус Христос вошел в лодку, чтобы отплыть обратно. Исцеленный просил взять его, но Господь сказал ему: «иди домой к своим и расскажи, как Господь помиловал тебя». Он пошел и начал проповедовать об Иисусе Христе.

6. Чудесное насыщение народа пятью хлебами. (Матфея 14:14-21; Марка 6:32-44; Луки 9:10-17; Иоанна 6:1-15).

В одном пустынном месте к Иисусу Христу собралось много народа, и Он учил его. Наступил вечер. Ученики подошли к Иисусу Христу и говорили: «место здесь пустынное, а время позднее, отпусти народ, чтобы они пошли в ближние деревни и селения купить себе хлеба». Но Господь ответил ученикам: «вы дайте им есть». Ученики сказали Ему: «у нас здесь только пять хлебов и две рыбы, но что это для такого множества»? Иисус Христос сказал ученикам рассадить народ рядами на траве по сто и по пятидесяти человек, потом Он взял пять хлебов и две рыбы, благословил их, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу. И все ели и насытились, и еще собрали двенадцать коробов оставшихся кусков. Так чудесно насытились около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей.

7. Хождение Иисуса Христа по водам. (Матфея 14:22-36; Марка 6:45-56; Иоанна 6:16-21).

После чудесного насыщения народа пятью хлебами, Иисус Христос велел ученикам Своим отправиться на лодке на другую сторону Галилейского озера, а Сам пошел в гору помолиться. Наступила ночь. Лодка с учениками была на середине озера, и ее било волнами, так как был противный ветер. Перед рассветом Иисус Христос пошел к ученикам по воде. Они, увидев, что к ним кто то идет по воде, подумали, что это привидение и от страха закричали. Но Иисус Христос сказал им: «не бойтесь! это Я»! Тогда Петр воскликнул: «Господи! если это Ты, то повели мне придти к Тебе по воде». Господь позволил ему. Петр пошел к Иисусу Христу по воде, но, видя сильное волнение, испугался и тогда стал тонуть, и утонул бы, но закричал: «Господи, спаси меня»! Иисус Христос взял его за руку и сказал: «маловерный, зачем ты усумнился»? Когда они вошли в лодку, ветер затих. Ученики поклонились Иисусу Христу и сказали: «Воистину, Ты - Сын Божий»!

8. Исцеление дочери Хананеянки.

(Матфея 15:21-28; Марка 7:24-30).

Одна хананеянская женщина, язычница, шла за Иисусом Христом и громко кричала: «Помилуй меня сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется». Но Иисус Христос не отвечал ей ни слова. Тогда ученики стали просить: «отпусти ее, потому что она кричит за нами». Иисус же Христос ответил: «Я послан только к погибшим овцам дома израилева». В это время подошла и женщина и, кланяясь просила Его: «Господи, помоги мне». Он сказал ей: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». А женщина ответила на это: «так, Господи, но и псы едят крохи, падающие со стола господ их». Тогда Иисус Христос сказал: «О, женщина! велика твоя вера. Пусть будет тебе по желанию твоему». И дочь ее исцелилась в тот же час.

9. Исцеление десяти прокаженных. (Луки 17:11-19).

Однажды Иисуса Христа встретили десять прокаженных, из которых девять были иудеи, а один самарянин. Остановившись вдали, они кричали: «Иисус наставник, помилуй нас»! Иисус Христос сказал им: «идите, покажитесь священникам». Они пошли и дорогой очистились от проказы. Один из них, видя, что он исцелился, возвратился к Иисусу Христу, громким голосом славя Бога; пал к ногам Его и воздал Ему хвалу. Это был самарянин. Тогда Иисус Христос сказал: «не десять ли очистилось? Где же девять почему никто из них не возвратился воздать славу Богу»? Потом, обратившись к самарянину, прибавил: «встань и иди; вера твоя спасла тебя».

В 8-й и 9-й главах Евангелия от Матфея рассказывается о десяти чудесах, которые совершил Господь. Галилея являлась основным местом проповеди Иисуса Христа и была колыбелью христианской веры. Это северная часть Земли Обетованной, а в период земной жизни Господа Иисуса Христа Галилея входила в Римскую империю. И сегодня мы прогуляемся по тем местам, где происходили эти чудеса.

Наш путь пролегал из Назарета через Кану Галилейскую, где Иисус совершил первое чудо - превращение воды в вино.

Ин 2:1-11 «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.»

Далее мы подъехали к церкви Умножения хлебов и рыб в Табхе, воздвигнутой на месте, где согласно христианской традиции произошло чудесное умножение хлебов и рыб Иисусом Христом. Современная церковь построена в 1982 г. на византийском фундаменте и является точной репродукцией церкви VI в.

Мат. 14:13-21 «Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики - народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. А ежих было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.»

От византийской церкви сохранился мозаичный пол, изображающий озеро, птиц, растения, хлеба и рыб, а также остатки алтаря. Алтарём церкви служит камень, на котором Иисус Христос раскладывал пять ломтей хлеба и две рыбины, чтобы накормить 5 тыс. человек.



Следующей остановкой стала необычная церковь с красными куполами, построеная на территории Капернаума, на месте исцеления расслабленного. Там, по преданию, когда-то стоял дом, где любил останавливаться Иисус. В этом городе, согласно Евангелиям проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа, и тут Иисус обрёл своих апостолов - Петра, Андрея, братьев Зеведеевых, Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея.

Мф. IX, 1-8 «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.»

Стены внутри церкви расписаны красочными фресками, изображающими чудеса, совершённые Иисусом. Хозяйство храма содержит единственный монах, брат Иринарх из греческой Македонии.

Берег Галилейского моря (озера Кинерет) тут совсем близко. Этот водоем является основным источником питьевой воды для жителей Израиля. 2000 лет назад район этого озера был местом, где Иисус читал свои проповеди, исцелял, воскрешал, ходил по воде, а позже эта область стала центром деятельности его учеников и последователей. Первые апостолы Иисуса были местными рыбаками. Нередко Он произносил проповеди, стоя в лодке, а толпы людей слушали Его, находясь на берегу. Непосредственно на этот озере тоже было несколько чудес, которые совершил Иисус - это чудесный улов рыбы, укрощение бури и хождение по воде.

Окончив поучение, Иисус велел Петру отплыть на глубину и закинуть сети для лова рыбы. Опытный рыбак, проработавший всю ночь и ничего не поймавший, был уверен, что и новый лов будет так же неудачен, но он повиновался Иисусу. Необычайный лов рыбы привел в ужас Петра и всех помогавших им. Люди, всю жизнь свою занимавшиеся ловлей рыбы на этом озере, понимали, что, при тех условиях, при которых они, по повелению Иисуса, закинули сети, нельзя было ничего поймать, и если они поймали такое множество рыбы, то это было чудо, совершенное Иисусом.

Мф. VIII, 23-27: «И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?»

Мф. XIV, 22-34: «И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.»

Почти во всех ресторанчиках на берегу озера предлагают попробовать рыбу Петра. Эта рыба дважды упомянут в Евангелии, в частности, в знаменитой притче о том, как на озере Кинерет Иисус накормил пять тысяч голодных пятью хлебами и двумя рыбами (Евангелие от Марка, 6:32-44). И это не какая-то абстрактная рыба, а вполне конкретная галилейская теляпия. Но как определили, что именно это и есть рыба Петра?

Мтф 17:24. «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: - Учитель ваш, не даст ли дидрахмы? Он говорит: - Да. И когда вошел он в дом, Иисус предупредив его, сказал: - Как тебе кажется, Симон, цари земные с кого берут пошлины и подати, с сынов ли своих или с посторонних? Петр говорит ему: - С посторонних. Иисус сказал ему: - Итак, сыны свободны. Но, чтобы нам не сооблазнить их иди пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадется возьми и открыв ей рот, найдешь сатир и отдай его им за Меня и за себя».

Дидрахма - это две драхмы. Это годовая подать на храм, то есть, установленная плата, которую нужно было заплатить в год на обустройство храма, на всякие работы в нем. В сатире 2 дидрахмы. Когда ученые, зная размер этого сатира, решили определить, в рот какой рыбы, эта монета могла бы войти, обнаружили только одну такую рыбу. Это галилейская теляпия, которую и назвали рыба Петра. За ее жабрами можно заметить два тёмных пятна - якобы оставшиеся навсегда следы пальцев апостола Петра.

Согласно Евангелиям, в Иордане св. Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа, и поэтому христиане всего мира стремятся пройти здесь обряд крещения. Мы решили это сделать в обжитом туристами месте комплексе Ярденит, который находится в месте истока реки Иордан из Галилейского моря.

Согласно Евангелиям, около 2000 лет назад во время крещения в Иордане на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Сейчас эти слова, написанные на мемориальной стене у входа в Ярденит на разных языках, встречают паломников.

На самом деле крещение Иисуса происходило ниже по течению реки, а Ярденит просто удобен, чтобы можно было войти в воды Иордана. Тут обустроены специальные спуски, душ и переодевалка. Так что Ярденит не имеет прямого отношения к крещению Иисуса Христа, кроме того, что тоже расположен на той же реке.

Тысячи паломников каждый год приезжают сюда и совершают массовые вхождения в воды Иордана. Помимо окунания в реке, вы можете еще взять с собой воды, которую обычно продают в сувенирынх лавках (и не факт, что ее). Сами воды Иордана зеленоватого оттенка, но набранная вода на удивление была чистая. Пить ее я бы не советовал.

Я тоже не отказал себе в возможности окунуться в этой реке. Для этого нужно купить специальную рубаху, которая продается в этом же комплексе. Но советую ее купить раньше в каком-нибудь сувенирном магазине, потому что цены тут будут значительно выше. Потом эту рубаху не стоит стирать, и ее можно надевать, когда вы заболеете для излечения.

В Библии описывается ряд чудес, явленных Иисусом, преимущественно это исцеления тяжелобольных. Впрочем, вероятнее всего, что это далеко не все чудеса, совершенные Иисусом Христом, а лишь некоторые из них, и в Евангелии от Иоанна вскользь упоминается об этом.

Первое чудо, совершенное Христом, по крайней мере, из описанных, известно под названием брак в Кане Галилейской. Иисуса и Марию пригласили на свадьбу. Семейство, справлявшее торжество, видимо, было не из богатых, так как вино у них вскоре закончилось, подать гостям было нечего. И тогда Мария обратилась к сыну с просьбой о помощи, на что он ответил: «Что нам с тобою до того? Не пришло еще наше время», — но затем, всё же, уступил матери. Слуги по совету Христа зачерпнули из водоносов воду, и оказалось, что в чашах вино. Распорядитель пира (не знавший происхождения вина), попробовав напиток, счел его очень хорошим и заметил жениху: «Обычно хозяева подают лучшее в начале, а худшее оставляют на конец, когда гости опьянеют, вы же наилучшее приберегли на потом».

Вероятно, что это чудо, как и все прочие, Иисус совершил, прежде всего, с целью укрепить веру своих учеников. Но помимо такого очевидного практического смысла, исследователи находят в этом небольшом библейском эпизоде и целый ряд символических значений.

Символические значения первого чуда Иисуса Христа

  1. Поскольку Иисус уступил просьбам Девы Марии, эту историю считают доказательством силы ее молитв за людей.
  2. Своим присутствием на свадьбе и содействием пирующим Иисус благословил жениха и невесту, и институт брака в целом.
  3. Превращение воды в вино символизирует возрождение человечества, искупление первородного греха, до сих пор лежавшего на нем.
  4. В фразе, произнесенной распорядителем, находят параллели с христианством. Подразумевается, что как пирующие выпивают лучшее вино в начале пира, так и язычники стремятся прожить жизнь в удовольствиях, не думая о будущем. Христиане же, прежде всего, заботятся о царствии Божием, то есть оставляют лучшее вино на потом.


Загрузка...
Top