Пивоварова как провожают пароходы конкурс чтецов ютюб. "как провожают пароходы"

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема:И. ПИВОВАРОВА «КАК ПРОВОЖАЮТ ПАРОХОДЫ»

Цели деятельности учителя : познакомить с рассказом И. Пивоваровой «Как про­вожают пароходы»; воспитывать интерес к чтению, умение слушать и понимать друг друга; помочь на материале рассказа поразмышлять над вопросом: что такое красота.

Планируемые результаты:

Предметные : научатся анализировать текст, находить в нем ответы на вопросы, определять, как воздействует красота на героев произведения, читать по ролям; получат возможность на­учиться понимать роль творческой биографии писателя в создании художественного произве­дения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные : осуществляют самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы. Познавательные: читают тексты; понимают фактическое содержание текста; выделяют ос­новные части.

Коммуникативные : адекватно воспринимают содержание высказываний собеседника. Личностные: осознают значение литературного чтения в формировании собственной куль­туры и мировосприятия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинаем работу со второй частью учебника. Вспомните правила обращения с книгой: не пачкайте книгу, оберните ее, не загибайте листы, пользуйтесь закладкой. Берегите книги!

Хорошая книга - мой спутник, мой друг,

С тобой интересней бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоем

И наш разговор потихоньку ведем.

С тобою дорога моя далека -

В любую страну, в любые века.

Ты мне говоришь про движенье планет.

С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить,

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

Н. Найдёнова

П. Подготовка к восприятию.

Рассмотрите учебник. Обратите внимание на условные обозначения, содержание. Возникли ли у вас какие-то вопросы ко мне или к создателям учебника? Задайте эти вопросы.

Работа со статьей «Попытаемся понять, как на нас воздействует красота».

Высказывания о красоте:

«Красота везде весьма желанный гость» (Иоганн Гёте).

«В разнообразии перемен красота остается вечно новой» (Дионисий Галикарнасский). «Мир спасет красота!» (Федор Михайлович Достоевский). «Луч красоты в одно мгновенье ока / Сгоняет с сердца тучи» (Джон Ките). «Красота действует даже на тех, кто ее не замечает» (Жан Кокто).

«Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всяко­го напряжения» (Иммануил Кант).

«Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца» (Мигель де Сервантес Сааведра).

«Красота заставляет сверкать добродетели и краснеть пороки» (Френсис Бэкон).

Чья точка зрения вам ближе: Миши или Евдокии Васильевны? Прочитайте высказывания на слайде. Чье мнение они подтверждают?

III. Освоение нового материала.

Чтение рассказа Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы»

Беседа после чтения.

Рассказ называется «Как провожают пароходы»? (Рассказ называется так же, как песня, которую пела главная героиня рассказа Люся Синицына.)

Какое впечатление пение Люси Синицыной производит на ее друзей и знакомых: на Колю, на Люсю Косицыну, на Павлика Иванова? Не забывай подтверждать свое мнение строчками из текста. (Коле Лыкову нравится пение Люси, это понятно из его слов, обращенных к ней: «Ты поешь здорово... Мне нравится. Вот ты вчера во дворе пела „Как провожают пароходы", а я си­дел дома и слушал. Я даже радио выключил». Коля очень внимательно слушает пение подруги: «У Коли было задумчивое и серьезное лицо. Он смотрел вдаль. Может быть, он думал о том, как станет летчиком, когда вырастет». Мальчик советует Люсе стать артисткой и несколь­ко раз просит ее допеть прерванную песню до конца. Павлика Иванова пение Люси Синицыной оставляет равнодушным, он без раздумий, не дослушав песню до конца, перебивает Люсю, вы­крикивая: «Эй, Люська, ты где?» У Люси Косицыной музыкальный талант подруги вызывает зависть. Девочка говорит Павлику: «...разве она умеет петь? Пищит, как цыпленок. Слушать противно!»; «И, вообще, у нее слуха нет. Ты даже не представляешь, как я с ней измучилась, пока я ее научила петь „Как провожают пароходы". Из этих слов становится понятно, что Синицына поет хорошо, а Косицыной хочется быть причастной к таланту подруги. Она пыта­ется вызвать ответную зависть у Люси Синицыной; подробно рассказывая о большом количе­стве доступных ей «богатств»: арбузе, грушах, новых туфлях с дырочками, походе на балет «Доктор Айболит».)

- «Здесь замкнутый круг получается, - сказал Костя. - У Люси Синицыной настроение пор­тится из-за Люси Косицыной. А у Коли настроение портится из-за Люси Синицыной». Вы согласны с Костей? Из-за чего же портится настроение у Люси Синицыной? А у Коли? (Люся Косицына умело вызывает зависть у подруги Люси Синициной, таким образом испортив ей на­строение. Это понятно из слов Люси Синицыной в адрес Люси Косицыной: «Она пошла смот­реть „Доктора Айболита ". А я так давно мечтала о „Докторе Айболите "! И туфли у нее но­вые... И ей привезли арбуз. Все-таки несправедливо. Почему все ей? И груши». У Коли Лыкова настроение портится, когда он понимает, что Люся Синицына не собирается допеть песню. Он не разделяет чувство зависти, охватившее его подругу. Коля пытается вернуть Люсю Си-ницыну к самому важному для них обоих, к песне. («Люсь, - сказал Коля, - ты ведь не кончила. Спой дальше, а!»; «Люсь, ну спой, пожалуйста»; «Ты будешь петь дальше?»).)

- «Синицына какая-то зависимая от всех, - сказал Миша и в упор посмотрел на Таню Перову. -И Павлика она боится, и Косицыной она завидует, и с Колей поссориться не хочет... Размазня какая-то - никакого стержня нет... Вот Коля - это другое дело. Надежный парень!» А вы соглас­ны с Мишиной оценкой Люси Синицыной? Знакомы те чувства, которые испытывала Люся? Нравится Коля? (Многие люди испытывают чувство зависти, но не все, как Люся Синицына, способны с ним справиться. Она вдруг понимает свое состояние, и ей становится стыдно перед Колей. («Ты не думай!.. Не думай... Честное слово, я не такая! Я прямо сама не знаю, что на меня нашло! Подумаешь - туфли! Да у меня ведь есть новые туфли! И арбуз - ерунда! Мой папа сколько хочешь таких арбузов может привезти... И груши...») Коля - человек, который умеет восхищаться чужим талантом, не завидуя при этом. Ему неприятна зависть Люси, но он не осуждает ее, а просто уходит. Этот поступок и заставляет Люсю одуматься, как бы увидеть себя со стороны.)

Согласны ли вы, что Люся Синицына и Люся Косицына близкие подруги? Подтвердите свой ответ строчками из текста. (Конечно, девочки подруги, об этом говорит предложение: «В это время из подъезда вышла моя Люська».)

Немецкий драматург и литературный критик эпохи Просвещения Готхольд Лессинг сказал: «Исполнять обязанности дружбы несколько труднее, чем восхищаться ею». Как вы понимаете эти слова?

Кто из девочек нарушил правила дружбы?

Вы сможете объяснить, почему этот рассказ помещен в главе «Попытаемся понять, как на нас воздействует красота»? О какой красоте в нем идет речь? (В рассказе идет речь о красоте чело­веческого голоса, о красоте человеческого характера (Коля Лыков), о взаимоотношениях между людьми, именно поэтому рассказ помещен в этой главе. Как мы убедились, красота на разных людей действует по-разному.)

- «Это рассказ о настоящем и ненастоящем богатстве? - спросила Таня Перова». Как вы ответите Тане? (В этом рассказе речь идет о том, что настоящее богатство - это не груши, и не арбуз и даже не новые туфли, а талант, способный приносить радость людям.)

Повторное чтение текста (по ролям).

Работа в группах.

Разметьте отрывок для чтения по ролям и прочитайте его в группах.

Учитель предлагает отрывки текста для чтения по ролям:

Разговор Люси Синицыной и Коли. (До слов: «Вода, вода, - Кругом вода... - пела я».)

Павлик Иванов и Люся Косицына. (До слов: «Это было такое вранье, что я чуть с дерева не свалилась».)

Павлик Иванов и Люся Косицына (продолжение). (До слов: «Мы с Колей слезли с дерева».)

Люся Синицына и Коля. (До слов: «Что я такого сказала? Ну что?»)

Люся Синицына и Коля. (До конца текста.)

Проверка выполненной работы. Чтение вслух.

Истинных друзей, как правило, у человека немного, их надо беречь.

Прослушайте стихо­творение Сергея По горело вс ко го « Друзья»

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!..

Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом - ты, матросом - я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек...

Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!

Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька - так несмело

Вошел с поникшей головой:

Прости уж! Сердишься?.. Задело!

Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: - Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Помирятся ли героини рассказа И. Пивоваровой?

Самостоятельная работа.

Найдите и прочитайте в «Сведениях о писателях» статью об Ирине Пивоваровой. Что ново­го вы узнали о писательнице? (Писательница получила художественное образование, работала художником по костюмам на «Мосфильме», прекрасно рисовала и иллюстрировала свои стихи.)

Подготовьте короткое выступление об Ирине Пивоваровой и ее творчестве. (Выступления учащихся.)

IV. Итог урока.

Знаете ли вы другие рассказы И. Пивоваровой, где действуют эти же герои? («Сочинение».) Появилось ли желание прочитать другие произведения этого писателя и поэта?

  • Исполнитель:
  • Тип: mp3, текст
  • Продолжительность: 00:07:46
  • Скачать и слушать online

Your browser does not support HTML5 audio + video.

Было утро. Было воскресенье. Мы с Колей сидели на дереве. На большой раскидистой ветке. Мы ели хлеб с вареньем и болтали ногами. Над нами важно проплывали толстые белые облака, а солнце светило изо всех сил, и макушка у меня стала горячая, как печка.

Коль, давай каждый день по деревьям лазить! Утром будем залезать, а вечером слезать. И обедать будем на дереве, и уроки учить, а в школу ходить не будем.

Давай. Я высоту люблю. Обязательно лётчиком стану, когда вырасту.

Коль, а мне кем стать?

Артисткой. Ты поёшь здорово.

Правда, Коль?! Честное слово, я хорошо пою?

Мне нравится. Вот ты вчера во дворе пела «Как провожают пароходы», а я сидел дома и слушал. Я даже радио выключил.

А хочешь, я сейчас спою?

И я запела:

Как провожают пароходы-ы,

Я ужасно старалась. Украдкой я посматривала на Колю. У Коли было задумчивое и серьёзное лицо. Он смотрел вдаль. Может быть, он думал о том, как станет лётчиком, когда вырастет.

Вода, вода, -

Кругом вода… -

И вдруг я услышала:

Эй, Люська, где ты?

Под деревом стоял Павлик Иванов.

Мы с Колей замерли. От этого Иванова только и жди неприятностей! Ведь он всем разболтает, что мы на дерево залезли. И достанется же нам тогда от родителей! И во дворе станут дразнить «жених и невеста»…

Иванов походил вокруг песочницы, поглядел по сторонам.

Люська! - заорал он. - Выходи! Я тебя нашёл! Ты в подвале сидишь!

В это время из подъезда вышла моя Люська.

С чего это ты решил, что я в подвале сижу? - удивилась Люська.

Да не ты! - сказал Павлик Иванов. - Тут Синицына где-то спряталась и оттуда поёт. Давай её искать?

Вот ещё! - сказала Люська. - Сама отыщется… И потом, разве она умеет петь? Пищит, как цыплёнок. Слушать противно!

Всё-таки странно, - сказал Павлик. - Где же она? Я слышал её голос где-то рядом.

Это было такое враньё, что я чуть с дерева не свалилась.

Спокойно! - сказал Коля. - Не волнуйся, а то они нас увидят.

И вообще у неё слуха нет, - сказала Люська. - Ты даже не представляешь, как я с ней измучилась, пока я её научила петь «Как провожают пароходы».

Не ври, Люська, - не выдержала я. - Как не стыдно врать!

Ага! - сказал Павлик. - Она точно где-то здесь!

Люська завертела головой во все стороны.

Ну вот, я пошутила, а ты уж и поверил, - сказала она громким голосом. - «Как провожают пароходы» - это она меня научила. И «Ладу» и «Русское поле». А зато я её арию Ленского научила петь. А арию Ленского в сто раз интересней петь, чем «Русское поле»! И пусть не воображает, что лучше всех поёт. Подумаешь, певица нашлась!

Она потянулась.

Вчера Сергей Фёдорович приехал, - сказала она всё так же громко. - Привёз мне во-от такой арбуз! И груши во-от такие! И сегодня мы с ним идём на балет «Доктор Айболит». Сейчас надену своё синее платье, туфли надену новые - красные, с дырочками - и пойдём.

И она ушла.

Павлика позвали, и он тоже ушёл. Мы с Колей слезли с дерева.

Всё обошлось хорошо. Никто нас не видел. Никто не ругал. Я даже почти не поцарапалась. Солнце светило так же ярко. Облака были такие же белые. И было тепло. И было ещё утро. И было воскресенье. Но настроение у меня было испорчено.

Она пошла смотреть «Доктора Айболита», - сказала я. - А я так давно мечтала о «Докторе Айболите»!

Люсь, - сказал Коля, - ты ведь не кончила. Спой дальше, а!

И туфли у неё новые…

Я посмотрела на свои потрескавшиеся сандалии.

Люсь, ну спой, пожалуйста.

И ей привезли арбуз. Всё-таки несправедливо. Почему всё ей?

И груши, - сказала я.

И мне захотелось плакать. Тут Коля посмотрел на меня как-то странно.

Ну ладно, я пойду, - вдруг сказал Коля. - Ты меня, пожалуйста, извини. Меня ждёт мама.

Он повернулся и пошёл.

Он не остановился. Он шёл к подъезду. Ну и пусть! Много о себе думает! Что я такого сказала? Ну что?

Коля уходил. Я знала, почему он уходит. Колина спина мелькнула на площадке второго этажа. Я знала, знала, почему он уходит!

Постой! - крикнула я и побежала его догонять.

Я догнала его только на третьем этаже.

Коль! - забормотала я. - Подожди! Ну подожди, пожалуйста! Я… я хочу тебе одну загадку загадать. Знаешь, какая загадочка отличная! Ни за что не отгадаешь. Правда-правда! Вот послушай… А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?

Знаю я эту загадку, - хмуро сказал Коля.

Коль, - сказала я. - Ты не думай!.. Не думай… Честное слово, я не такая! Я прямо сама не знаю, что на меня нашло! Подумаешь - туфли! Да у меня ведь есть новые туфли! И арбуз - ерунда! Мой папа сколько хочешь таких арбузов может привезти… И груши…

Мы спустились с лестницы и вышли во двор.

А ты всё-таки спой, - сказал Коля. - Ведь ты не кончила.

И я запела:

Как провожают пароходы-ы,

Совсем не так, как поезда-а-а…

В окне в своём новом платье стояла Люська. Она ела грушу.

Было утро. Было воскресенье. Мы с Колей сидели на дереве. На большой раскидистой ветке. Мы ели хлеб с вареньем и болтали ногами. Над нами важно проплывали толстые белые облака, а солнце светило изо всех сил, и макушка у меня стала горячая, как печка.

Коль, давай каждый день по деревьям лазить! Утром будем залезать, а вечером слезать. И обедать будем на дереве, и уроки учить, а в школу ходить не будем.

Давай. Я высоту люблю. Обязательно лётчиком стану, когда вырасту.

Коль, а мне кем стать?

Артисткой. Ты поёшь здорово.

Правда, Коль?! Честное слово, я хорошо пою?

Мне нравится. Вот ты вчера во дворе пела «Как провожают пароходы», а я сидел дома и слушал. Я даже радио выключил.

А хочешь, я сейчас спою?

И я запела:

Как провожают пароходы-ы,

Я ужасно старалась. Украдкой я посматривала на Колю. У Коли было задумчивое и серьёзное лицо. Он смотрел вдаль. Может быть, он думал о том, как станет лётчиком, когда вырастет.

Вода, вода, -

Кругом вода… -

И вдруг я услышала:

Эй, Люська, где ты?

Под деревом стоял Павлик Иванов.

Мы с Колей замерли. От этого Иванова только и жди неприятностей! Ведь он всем разболтает, что мы на дерево залезли. И достанется же нам тогда от родителей! И во дворе станут дразнить «жених и невеста»…

Иванов походил вокруг песочницы, поглядел по сторонам.

Люська! - заорал он. - Выходи! Я тебя нашёл! Ты в подвале сидишь!

В это время из подъезда вышла моя Люська.

С чего это ты решил, что я в подвале сижу? - удивилась Люська.

Да не ты! - сказал Павлик Иванов. - Тут Синицына где-то спряталась и оттуда поёт. Давай её искать?

Вот ещё! - сказала Люська. - Сама отыщется… И потом, разве она умеет петь? Пищит, как цыплёнок. Слушать противно!

Всё-таки странно, - сказал Павлик. - Где же она? Я слышал её голос где-то рядом.

Это было такое враньё, что я чуть с дерева не свалилась.

Спокойно! - сказал Коля. - Не волнуйся, а то они нас увидят.

И вообще у неё слуха нет, - сказала Люська. - Ты даже не представляешь, как я с ней измучилась, пока я её научила петь «Как провожают пароходы».

Не ври, Люська, - не выдержала я. - Как не стыдно врать!

Ага! - сказал Павлик. - Она точно где-то здесь!

Люська завертела головой во все стороны.

Ну вот, я пошутила, а ты уж и поверил, - сказала она громким голосом. - «Как провожают пароходы» - это она меня научила. И «Ладу» и «Русское поле». А зато я её арию Ленского научила петь. А арию Ленского в сто раз интересней петь, чем «Русское поле»! И пусть не воображает, что лучше всех поёт. Подумаешь, певица нашлась!

Она потянулась.

Вчера Сергей Фёдорович приехал, - сказала она всё так же громко. - Привёз мне во-от такой арбуз! И груши во-от такие! И сегодня мы с ним идём на балет «Доктор Айболит». Сейчас надену своё синее платье, туфли надену новые - красные, с дырочками - и пойдём.

И она ушла.

Павлика позвали, и он тоже ушёл. Мы с Колей слезли с дерева.

Всё обошлось хорошо. Никто нас не видел. Никто не ругал. Я даже почти не поцарапалась. Солнце светило так же ярко. Облака были такие же белые. И было тепло. И было ещё утро. И было воскресенье. Но настроение у меня было испорчено.

Она пошла смотреть «Доктора Айболита», - сказала я. - А я так давно мечтала о «Докторе Айболите»!

Люсь, - сказал Коля, - ты ведь не кончила. Спой дальше, а!

И туфли у неё новые…

Я посмотрела на свои потрескавшиеся сандалии.

Люсь, ну спой, пожалуйста.

И ей привезли арбуз. Всё-таки несправедливо. Почему всё ей?

И груши, - сказала я.

И мне захотелось плакать. Тут Коля посмотрел на меня как-то странно.

Ну ладно, я пойду, - вдруг сказал Коля. - Ты меня, пожалуйста, извини. Меня ждёт мама.

Он повернулся и пошёл.

Он не остановился. Он шёл к подъезду. Ну и пусть! Много о себе думает! Что я такого сказала? Ну что?

Коля уходил. Я знала, почему он уходит. Колина спина мелькнула на площадке второго этажа. Я знала, знала, почему он уходит!

Постой! - крикнула я и побежала его догонять.

Я догнала его только на третьем этаже.

Коль! - забормотала я. - Подожди! Ну подожди, пожалуйста! Я… я хочу тебе одну загадку загадать. Знаешь, какая загадочка отличная! Ни за что не отгадаешь. Правда-правда! Вот послушай… А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?

Знаю я эту загадку, - хмуро сказал Коля.

Коль, - сказала я. - Ты не думай!.. Не думай… Честное слово, я не такая! Я прямо сама не знаю, что на меня нашло! Подумаешь - туфли! Да у меня ведь есть новые туфли! И арбуз - ерунда! Мой папа сколько хочешь таких арбузов может привезти… И груши…

Мы спустились с лестницы и вышли во двор.

А ты всё-таки спой, - сказал Коля. - Ведь ты не кончила.

И я запела:

Как провожают пароходы-ы,

Совсем не так, как поезда-а-а…

В окне в своём новом платье стояла Люська. Она ела грушу.

БЕДНАЯ ДАРЬЯ СЕМЁНОВНА!

Я лежала и думала:

«Я уже целых пять дней больна, а она ни разу ко мне не зашла! Какая же она подруга после этого?»

Подумаешь, обиделась на меня из-за какой-то чепухи! Я сказала, что она хоть и отличница, а глупая, книжек не читает, зубрит одни учебники… Так чего же обижаться, если это правда? И потом, у меня уже тогда температура высокая была - тридцать семь и две. Разве можно обижаться на больного человека?

Вот возьму и тоже на неё обижусь! И никогда не прощу! Пусть подлизывается, пусть прощения просит - ни за что её не прощу!

В прихожей зазвонил звонок. Пришёл Коля.

Он вошёл в комнату, сел на стул и сказал:

Привет. Как себя чувствуешь? Как температура?

Спасибо, Коль. Плохо я себя чувствую. Температура очень высокая - тридцать шесть и семь!

Наверное, тридцать семь и шесть, - сказал Коля.

Наверно. Может, даже больше. Знаешь, ничего есть не хочется, кроме апельсинов и зефира в шоколаде. Даже уроки делать не хочется. Я вчерашнее домашнее задание так и не сделала, представляешь?

Представляю, - сказал Коля. - Это очень плохо. Запустишь всё. Ты и так последнее время на одних троечках ползёшь.

Ну и что? - сказала я. - Хочу и ползу! Это, между прочим, не твоё дело!

А чьё же? Кто, интересно, у нас звеньевой? Кстати, мы сегодня проводили сбор звена и решили ко всем отстающим прикрепить шефов. Коростылёва будет с Ивановым заниматься, Мухина с Длиннохвостовой, а к тебе прикрепили Косицыну, чтобы она тебя подтягивала. Ясно?

Ещё чего не хватало! - закричала я. - Пусть только попробует меня подтягивать, я её с лестницы спущу!

Коля вытаращил глаза:

Ты что, с ума сошла? Вы же подруги!

Больше она мне не подруга!

Не пойму я. То вас водой не разольёшь, а то друг на друга глядеть не хотите. Ненормальные какие-то!

И тут снова зазвонил звонок.

Уран, который лежал под моей кроватью, вскочил и помчался к дверям.

Это Косицына, - сказал Коля. - Ну, я пошёл. Не буду вам мешать.

Коля, не уходи! Не хочу я, чтобы она меня подтягивала, мы поссорились, понимаешь?

Поссорились - значит, надо помириться. И вообще, хватит вам ссориться. Вы своими ссорами всему классу надоели.

Главные герои рассказа Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы» из цикла «Рассказы Люси Синицыной» — девочка Люся и ее друг Коля. Однажды воскресным утром они залезли на дерево. Коля рассказывал Люсе, что он любит высоту и хочет стать летчиком.

Когда Люся спросила его, кем ей стать, он сказал, что артисткой, потому что Люся хорошо поет. Тогда Люся решила спеть для Коли песню «Как провожают пароходы», которая ему нравилась.

Во время пения Люси под деревом раздался голос Павлика Иванова, который не мог понять, где Люся находится. Люся и Коля затаились на дереве, они не хотели, чтобы Павлик их обнаружил. Павлик мог всем разболтать, что Люся и Коля залезли на дерево, и тогда им бы попало от родителей.

На крики Павлика из подъезда вышла подруга Люси Синицыной, которую тоже звали Люсей. Узнав, что Павлик ищет не ее, а Синицыну, Люся Косицына начала критиковать певческие способности своей подруги, уверяя Павлика, что это она ее научила всем песням.

Услышав такие речи, Люся Синицына не удержалась и громко попросила подругу не врать. Поняв, что Синицына где-то рядом, Люся Косицына заявила, что она пошутила, и на самом деле Синицына научила ее петь многие песни.

Но потом она сказала, что ей Сергей Федорович привез огромный арбуз, и она сегодня вместе с ним пойдет на балет «Доктор Айболит». На балет Косицына собиралась надеть синее платье и новые красные туфли.

Вскоре Люся Косицына и Павлик Иванов ушли, и тогда Люся Синицына и Коля слезли с дерева. Коля попросил Люсю допеть песню, но у Люси испортилось настроение из-за слов подруги о балете и новых туфлях. Она больше ни о чем другом думать не могла.

Коля обиделся и пошел домой. Люся не сразу поняла, что Коля обиделся, но потом она бросилась вдогонку и помирилась с Колей. Они снова вышли во двор и Люся начала петь для Коли песню «Как провожают пароходы».

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Пивоваровой «Как провожают пароходы» заключается в том, что не следует идти на поводу у такого чувства, как зависть. Люся позавидовала своей подруге, которая собиралась идти на балет, да еще и в новых красных туфлях. Зависть настолько затмила Люсе сознание, что она своим поведением обидела друга Колю.

Рассказ учит не завидовать другим и быть внимательным к друзьям.

Какие пословицы подходят к рассказу Пивоваровой «Как провожают пароходы»?

Песней душа растет.
За чужим погонишься – свое потеряешь.
Без друга на сердце вьюга.

  • Исполнитель:
  • Тип: mp3, текст
  • Продолжительность: 00:07:46
  • Скачать и слушать online

Your browser does not support HTML5 audio + video.

Было утро. Было воскресенье. Мы с Колей сидели на дереве. На большой раскидистой ветке. Мы ели хлеб с вареньем и болтали ногами. Над нами важно проплывали толстые белые облака, а солнце светило изо всех сил, и макушка у меня стала горячая, как печка.

Коль, давай каждый день по деревьям лазить! Утром будем залезать, а вечером слезать. И обедать будем на дереве, и уроки учить, а в школу ходить не будем.

Давай. Я высоту люблю. Обязательно лётчиком стану, когда вырасту.

Коль, а мне кем стать?

Артисткой. Ты поёшь здорово.

Правда, Коль?! Честное слово, я хорошо пою?

Мне нравится. Вот ты вчера во дворе пела «Как провожают пароходы», а я сидел дома и слушал. Я даже радио выключил.

А хочешь, я сейчас спою?

И я запела:

Как провожают пароходы-ы,

Я ужасно старалась. Украдкой я посматривала на Колю. У Коли было задумчивое и серьёзное лицо. Он смотрел вдаль. Может быть, он думал о том, как станет лётчиком, когда вырастет.

Вода, вода, -

Кругом вода… -

И вдруг я услышала:

Эй, Люська, где ты?

Под деревом стоял Павлик Иванов.

Мы с Колей замерли. От этого Иванова только и жди неприятностей! Ведь он всем разболтает, что мы на дерево залезли. И достанется же нам тогда от родителей! И во дворе станут дразнить «жених и невеста»…

Иванов походил вокруг песочницы, поглядел по сторонам.

Люська! - заорал он. - Выходи! Я тебя нашёл! Ты в подвале сидишь!

В это время из подъезда вышла моя Люська.

С чего это ты решил, что я в подвале сижу? - удивилась Люська.

Да не ты! - сказал Павлик Иванов. - Тут Синицына где-то спряталась и оттуда поёт. Давай её искать?

Вот ещё! - сказала Люська. - Сама отыщется… И потом, разве она умеет петь? Пищит, как цыплёнок. Слушать противно!

Всё-таки странно, - сказал Павлик. - Где же она? Я слышал её голос где-то рядом.

Это было такое враньё, что я чуть с дерева не свалилась.

Спокойно! - сказал Коля. - Не волнуйся, а то они нас увидят.

И вообще у неё слуха нет, - сказала Люська. - Ты даже не представляешь, как я с ней измучилась, пока я её научила петь «Как провожают пароходы».

Не ври, Люська, - не выдержала я. - Как не стыдно врать!

Ага! - сказал Павлик. - Она точно где-то здесь!

Люська завертела головой во все стороны.

Ну вот, я пошутила, а ты уж и поверил, - сказала она громким голосом. - «Как провожают пароходы» - это она меня научила. И «Ладу» и «Русское поле». А зато я её арию Ленского научила петь. А арию Ленского в сто раз интересней петь, чем «Русское поле»! И пусть не воображает, что лучше всех поёт. Подумаешь, певица нашлась!

Она потянулась.

Вчера Сергей Фёдорович приехал, - сказала она всё так же громко. - Привёз мне во-от такой арбуз! И груши во-от такие! И сегодня мы с ним идём на балет «Доктор Айболит». Сейчас надену своё синее платье, туфли надену новые - красные, с дырочками - и пойдём.

И она ушла.

Павлика позвали, и он тоже ушёл. Мы с Колей слезли с дерева.

Всё обошлось хорошо. Никто нас не видел. Никто не ругал. Я даже почти не поцарапалась. Солнце светило так же ярко. Облака были такие же белые. И было тепло. И было ещё утро. И было воскресенье. Но настроение у меня было испорчено.

Она пошла смотреть «Доктора Айболита», - сказала я. - А я так давно мечтала о «Докторе Айболите»!

Люсь, - сказал Коля, - ты ведь не кончила. Спой дальше, а!

И туфли у неё новые…

Я посмотрела на свои потрескавшиеся сандалии.

Люсь, ну спой, пожалуйста.

И ей привезли арбуз. Всё-таки несправедливо. Почему всё ей?

И груши, - сказала я.

И мне захотелось плакать. Тут Коля посмотрел на меня как-то странно.

Ну ладно, я пойду, - вдруг сказал Коля. - Ты меня, пожалуйста, извини. Меня ждёт мама.

Он повернулся и пошёл.

Он не остановился. Он шёл к подъезду. Ну и пусть! Много о себе думает! Что я такого сказала? Ну что?

Коля уходил. Я знала, почему он уходит. Колина спина мелькнула на площадке второго этажа. Я знала, знала, почему он уходит!

Постой! - крикнула я и побежала его догонять.

Я догнала его только на третьем этаже.

Коль! - забормотала я. - Подожди! Ну подожди, пожалуйста! Я… я хочу тебе одну загадку загадать. Знаешь, какая загадочка отличная! Ни за что не отгадаешь. Правда-правда! Вот послушай… А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?

Знаю я эту загадку, - хмуро сказал Коля.

Коль, - сказала я. - Ты не думай!.. Не думай… Честное слово, я не такая! Я прямо сама не знаю, что на меня нашло! Подумаешь - туфли! Да у меня ведь есть новые туфли! И арбуз - ерунда! Мой папа сколько хочешь таких арбузов может привезти… И груши…

Мы спустились с лестницы и вышли во двор.

А ты всё-таки спой, - сказал Коля. - Ведь ты не кончила.

И я запела:

Как провожают пароходы-ы,

Совсем не так, как поезда-а-а…

В окне в своём новом платье стояла Люська. Она ела грушу.



Загрузка...
Top