Плюшкин мертвые души в нн. «Мертвые души»

Меры падения человека. Мелочность, ничтожность достигают предельного выражения в образе Плюшкина, который завершает портретную галерею «хозяев жизни». Подобно Коробочке и Собакевичу, Плюшкин поглощен заботами о накоплении богатств; подобно им, он находится во власти эгоистических чувств и желаний. Но эти эгоистические желания приобретают у Плюшкина характер всеобъемлющей страсти, довлеющей над всем скупости.

Накопление становится единственной жизненной целью, вне которой для него решительно ничего не существует. Весь целиком, с головы до ног Плюшкин уходит в собирание «богатств». Ненасытная жадность ведет к тому, что он теряет ощущение значимости вещей, перестает отличать важное от мелочи, полезное от ненужного. При такой внутренней обесцененности предметного мира особую притягательность неизбежно приобретает малозначительное, несущественное, ничтожное; на нем и сосредоточивает свое внимание Плюшкин. «Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко или сургучик». Боязнь что-либо упустить заставляет Плюшкина с неутомимой энергией собирать всякий хлам, сякую ветошь, все то, что давно перестало служить жизненным потребностям человека. Плюшкин превращается в преданного раба вещей, раба своей страсти. Жажда накопления толкает его на путь всяческих! самоограничений. Он не позволяет себе ни излишеств, он готов питаться впроголодь, одеваться в тряпье, и все это для того, чтобы не подорвать основы своего «благосостояния».

Человеческое в Плюшкине совершенно стерлось, исчезло. Характерно, что при встрече с ним долго не мог разобрать, к какому полу принадлежит то существо, которое он увидел, он не мог понять - ключник это пли ключница. Плюшкин не всегда был жадным скупцом, когда-то он слыл хорошим семьянином, отличался опытностью. Скрягой он стал вследствие жизненных обстоятельств. II отличие от других поместных владетели, биографий которых писатель не дает, Плюшкин изображен и процессе жизненного развития. Биография Плюшкина не только раскрывает реальные истоки всепоглощающей страсти, она отражает то, до какой глубочайшей деградации может дойти человек в определенных социальных условиях, «И до такой ничтожности, мелочности, мог снизойти человек мог так измениться! II похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком». Чем больше овладевала Плюшкиным жажда накопления, тем ничтожнее его жизнь, он сам. «Человеческие чувства... мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось В этой изношенной развалине». Духовное оскудение человека, его нравственное падение вызывают авторские чувства горечи и скорби. Они не случайно с такой ясностью высказаны в главе о Плюшкине. В главе этой показана, пожалуй, наибольшая мера угасания человеческого, наибольшая потому, что Плюшкин был не всегда таким, каким он предстает перед читателем.

Ненасытная скупость разрушает всякие человеческие связи, всякое общение Плюшкина с людьми. Он безжалостно обрезает нити, некогда соединявшие его с кругом знакомых и друзей. Поглощенный своей страстью, Плюшкин не испытывает никакой потребности ни в дружеских отношениях, ни в общении с окружающим миром. И это не только потому, что дружеские, как и всякие иные, человеческие чувства из него полностью выветрились, но и оттого, что общение с окружающими людьми, с точки зрения Плюшкина, должно нанести ущерб его материальному благополучию. Всякое посещение друзей и знакомых означает расходы, а их-то Плюшкин безумно страшится. Всякий гость и посетитель для него это истинное огорчение, зло, которого лучше избежать. Ко всем, кто посещает его имение, он относится с явным подозрением, видя в любом посетителе своего недоброжелателя и даже потенциального врага.

Страшная скупость создала непроходимую пропасть между Плюшкиным и его детьми. И по отношению к ним Плюшкин не питает никаких чувств, и для них он не желает пойти ни на какие, даже самые незначительные жертвы. Их, так же как и всех окружающих, Плюшкин рассматривает в качестве возможных и даже, пожалуй, самых опасных расхитителей его имущества. Поэтому он не только не принимает никаких шагов к примирению со своими детьми, по и тогда, когда его дочь приезжает к нему, он встречает ее без всякой радости. Плюшкин прощает ей уход из дома, но поступиться чем-либо ради нее он не хочет. Оборвав связи с окружающим миром, Плюшкин остается одиноким в своем стяжательстве. Изолировавшись от жизни, он чувствует страх перед ней, перед тем, что происходит вокруг него. Самому себе Плюшкин представляется беззащитным существом, окруженным людьми, готовыми каждую минуту его ограбить. Он объят постоянным страхом, причем не столько за свою собственную участь, сколько за сохранность своих вещей. Всюду и везде Плюшкину чудится возможность похищения накопленных им ценностей.

Обладая большим богатством, Плюшкин перед всеми, с кем он сталкивается, старается преуменьшить его, хочет предстать человеком, который принужден бедствовать.

Отражение жизни крестьян мы находим в разных местах главы, посвященной Плюшкину. По существу, тема эта проходит через все описание его быта, психологического облика и поведения. Она раскрывается не только в беседах Плюшкина с Чичиковым, но и в сценах с Прошкой, с Маврой, в изображении отдельных картин и деталей. Не желая производить «лишних» расходов, Плюшкин морит голодом своих крестьян. Не удивительно поэтому то огромное число мертвых душ, которое оказывается у него. Недаром цифра, сообщенная Плюшкиным, вызывает такое радостное возбуждение Чичикова. Отказываясь мириться со своим страшным положением, спасаясь от голода, крепостные Плюшкина убегают из его вотчины.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Накопление — единственная жизненная цель Плюшкина . И в закладках появилось готовое сочинение.

Накопление — единственная жизненная цель Плюшкина .


Во время раскопок старинного здания в Пскове археологи обнаружили клад Федора Плюшкина (1837- 1911) - российского купца и крупнейшего коллекционера Российской империи. Особо выдающимся в его коллекции был нумизматический отдел - 84 ящика редких монет. Такого в то время не было даже в Эрмитаже! Ведь не случайно часть коллекции выкупил сам император Николай II. Может показаться мистикой, но легендарный персонаж гоголевский Плюшкин определил судьбу будущего коллекционера, которому на момент публикации романа было всего 5 лет.




Недавно в центре старинного Пскова был найден клад. При раскопках фундамента здания, снесенного в 1970-х годах, на месте бывшей печи археологи обнаружили шесть полусгнивших жестяных банок, серебряный кубок и ковш. В них лежали тщательно упакованные монеты, ордена, медали, значки, кресты, складни, украшения – всего более тысячи предметов.

Большую часть клада составляют монеты. Среди них есть как копеечные экземпляры, так и раритеты, которые датируются XVI - началом ХХ века и представляют собой практически полную историю русской монеты.




Также найдены ордена Святого Станислава и Святой Анны – высокие государственные награды Российской Империи.



Все найденные предметы представляют большую историческую ценность и станут украшением любого музея. А еще век назад эти артефакты находились в частной коллекции Федора Плюшкина, самого известного собирателя древностей в Российской Империи.


Федор Михайлович Плюшкин был потомственным купцом, и благодаря усердному труду он смог разбогатеть. Он занимал видное место в городском руководстве Пскова, избирался в городскую думу, входил в местное археологическое общество. Но больше всего Плюшкин запомнился современникам как коллекционер и собиратель предметов старины.



В свой дом в Пскове Плюшкин свозил как уникальные экспонаты, так и явный хлам. Вещи лежали буквально кучами, а все стены были увешаны картинами Айвазовского, Верещагина, Шишкина вперемешку со старинными русскими иконами. Фарфор, оружие, редкие книги, письма Гоголя, Суворова и Аракчеева соседствовали с вырезками из газет, булыжниками, чучелами птиц. Коллекция пополнялась более 40 лет и составляла около миллиона предметов. Особым предметом гордости Плюшкина были 84 ящика с монетами. Даже в Эрмитаже, самом крупном музее России, столько не было.



Собрание исторических предметов было гордостью Плюшкина, он охотно демонстрировал гостям свой особняк, где все хранилось. Федор Михайлович ушел из жизни в 1911 году и его коллекцию купил сам император Николай II. Но кое-какие предметы все же остались в семье. Именно их, спрятанные осенью 1917 года, и нашли в фундаменте разрушенного особняка псковского купца.




Каким же образом коллекционер Плюшкин попал на страницы поэмы «Мертвые души», ведь произведение было опубликовано, когда Федор Михайлович был еще ребенком? По распространенной версии, вывеску магазина отца Плюшкина увидел Пушкин. Поэт и подсказал Гоголю запомнившуюся фамилию, которая пригодилась для персонажа, известного своей скупостью и страстью к собирательству. Все остальное - это особая магия и

Николай Васильевич Гоголь - самый загадочный и таинственный классик русской литературы. Его произведения наполнены мистикой и тайнами. Знакомясь с творчеством этого величайшего писателя, читатели, каждый по-своему, понимают глубочайший смысл, заложенный в его произведениях.

В данной работе мы попытаемся определить роль сада в шестой главе поэмы «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, а также выяснить смысл и функцию каждого элемента.

Плюшкин - чистилище

Всё путешествие предпринимателя Чичикова- это путешествие по аду, чистилищу и раю. Ад- Манилов, Коробочка, Ноздрёв и Собакевич; чистилище- это Плюшкин. Не случайно описание его поместья находится посередине, в шестой главе.

Гоголь представлял своё творение в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, которая состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». По аналогии с данным произведением автор решил провести Чичикова: первый том - ад, второй том - чистилище, третий том - рай . Это мнение заслуженного учителя России, доктора педагогических наук Натальи Беляевой. Мы, анализируя главу, будем придерживаться этой точки зрения и отнесем Плюшкина к чистилищу.

Усадьба - это господский дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом и пр., поэтому, ставя своей целью определить смысл и функцию сада в шестой главе, мы затронем по мере надобности и те усадьбы, которые упомянуты рядом с ним (дом).

В Плюшкине осталось что-то человеческое, у него есть душа. Это подтверждается, в частности, описанием преображения лица Плюшкина, когда речь зашла о его товарище. Важной отличительной чертой является и то, что у Плюшкина живые глаза: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши... » . В его селе есть две церкви (присутствие Бога).

Дом

В рассматриваемой нами главе упомянуты дом и сад. Дом даже дважды: при въезде в усадьбу и при выезде из неё. Дом видится Чичикову, когда он подъезжает к усадьбе.

Обратим внимание на окна, обозначающие «лицо» дома: фасад - от face - лицо, а окно- от «око »- глаз. Автор пишет: «Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из синей сахарной бумаги» . Треугольник на одном из окон отсылает к «божественной символике». Треугольник- символ Святой троицы , а синий - цвет неба. Дом символизирует нисхождение во тьму перед возрождением , то есть чтобы попасть в рай (в данном случае сад), нужно пройти через тьму. Сад находится позади дома и, таким образом, произрастает свободно, выходя за село и пропадая в поле.

Сад

Сад - один из излюбленных образов художественной литературы. Садовый пейзаж характерен для русской традиции, особенно поэтической. Так, упоминает сад А.С.Пушкин в «Евгении Онегине»; «Запустение» Е.А.Баратынского; «Сад глухой и одичалый» у А.Н. Толстого. Гоголь, создавая пейзаж сада Плюшкина, входил в эту традицию.

Сад, как образ рая, является обиталищем души. И если исходить из того, что Плюшкин, как было сказано выше, обнаруживает признаки души, то сад в шестой главе поэмы «Мёртвые души»- это метафора души нашего героя: «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый… ». У сада Плюшкина нет ограждений, он выходит за село и пропадает в поле. За ним нет догляда, он предоставлен самому себе. Он как будто безграничен. Как душа.

Сад - царство растений, поэтому всегда важно, что растёт в нём и как. В саду Плюшкина Гоголь упоминает берёзу, хмель, бузину, рябину, лесной орешник, чапыжник, клён, осину. Остановимся на первом упомянутом в саду Плюшкина дереве - берёзе. Берёза играет роль Космического дерева , соединяющего земной и духовный уровни мироздания. Корни дерева символизируют ад, ствол - земную жизнь, крона- рай. Берёза была лишена верхушки, но не всей кроны. Можно разглядеть параллель с образом Плюшкина, у которого всё-таки осталась душа в отличие от Манилова, Коробочки, Ноздрёва и Собакевича.

Автор сравнивает берёзу с колонной. Колонна символизирует мировую ось, удерживающую Небо и связывающую его с Землёй ; также символизирует Древо Жизни. Из этого следует, что душа Плюшкина тянется к Небу, к раю.

Излом, которым оканчивался ствол березы, представлен в виде птицы. Птица - символ освобожденной от плоти человеческой души . Но птица чёрная. Черный – символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому и обозначает негативное начало. В христианской традиции чёрный символизирует горе, оплакивание и скорбь. Белый - божественный цвет. Символ света, чистоты и истины .

Остановимся на некоторых других растениях, связь которых с Плюшкиным и нашим его пониманием удалось установить. Это: хмель, ива, чапыжник. «…Дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиною вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья… », - данный фрагмент напоминает описание внешности Плюшкина: «Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей» . Растительность на лице Плюшкина, как седой, жёсткий чапыжник. Однако скребница из проволоки уже утрачивает связь с садом: это не живая плоть, а металл.

По всему саду произрастал хмель. Он рос понизу, обвивал до середины березу и оттуда свешивался вниз, цеплялся за вершины других деревьев, висел в воздухе. Хмель считается растением, соединяющим человека с духовным миром. Таким образом, в саду Плюшкина есть не только горизонтальная бесконечность, но и вертикаль, соединяющая землю с небом. Сломанная в берёзе, она восстанавливается хмелем.

Далее упоминается клён. Клён - символ молодости, юности красоты, любви, свежей силы, жизни . К этим значениям присоединяется и значения огня. Огонь - символизирует солнце и солнечный свет, энергию, плодородие, божественный дар, очищение. Кроме того, огонь – это медиатор, связывающий небо и землю . Разумеется, нельзя думать о возможном преобразовании Плюшкина, но на духовное преображение человека Гоголь, судя по всему, надеется.

Затем следует описание осины. Осина представляет символ плача и стыда . Ворона- символ одиночества. Жизнь Плюшкина даёт основание для того и другого.

Таким образом, всё, что было или может быть в человеке лучшего, живого, уходит в сад. Мир человеческий тускл и мёртв, а сад буйно живёт и сияет. Сад, как место пребывания души, позволяет вспомнить, что в Гоголевском мире мёртвых есть проблеск жизни.

Плюшкин Федор Михайлович - коллекционер, собиратель псковских древностей, купец первой гильдии, потомственный Почетный гражданин г.Пскова, член городской управы, представитель одной из крупных торговых фирм города, почетный член Псковского археологического общества, входил в совет церковно-археологического музея, один из учредителей местного попечительства. Известность Ф.М.Плюшкину принесла собранная им на территории Псковской губернии коллекция древностей, насчитывавшая более миллиона исторических экспонатов.

Родился 7 февраля 1837 в г.Валдае Новгородской губернии в богатой купеческой семье, которая вела крупные торговые дела в Валдае, Новгороде, Пскове, Дерпте, Риге и даже в Индии. Однако Плюшкин не стал богатым наследником. В результате трагической случайности караван барок с дорогими товарами, принадлежавшими семье, затонул. В 1848 году от холеры умер отец мальчика, не успевший дать своему способному сыну достойного образования. Позднее из-за недобросовестности одного из поставщиков разорилась его мать, лишившись всего своего состояния. Мальчика отдали в учение к дядям – Николаю и Ивану Плюшкиным, братьям отца, державшим торговлю в Валдае. Плюшкин стал мальчиком на побегушках - прислуживал в лавке, убирал двор, бегал в трактир за кипятком. Несколько позднее подросшего Фёдора родственники отправили в Москву в услужение к фабриканту Бутикову. Московскому хозяину понравилось усердие молодого работника, его исполнительность и любовь к чтению. Вскоре Фёдор был назначен приказчиком. Через некоторое время вследствие внутрисемейных интриг Бутиковых юноше пришлось расстаться с ними и вновь вернуться к родственникам, которые к тому времени перебрались в Псков, где владели одним из крупнейших каменных домов в городе, расположенном на углу Сергиевской и Петропавловской улиц. В этом трёхэтажном доме находились магазины, номера для приезжающих и театр.

Именно в этом доме молодой Фёдор Михайлович 7 февраля 1859 в день своего двадцатидвухлетия открыл собственное торговое дело – галантерейную лавку. Пожар, случившийся летом 1867г., уничтожил дотла дом, где жил и торговал Фёдор Плюшкин. В 1870г. на старом фундаменте Плюшкин построил собственный каменный дом и навсегда осел в Пскове, пройдя все ступени торговой науки, от мелкого торговца в розницу до крупного оптовика.

Помимо торговли Плюшкин всегда интересовался историей. В начале 1870-х годов он начал собирать свою знаменитую коллекцию. В 33 года Плюшкин был принят в члены престижного губернского археологического общества. Коллекционирование постепенно стало основным делом его жизни. Его домашний музей насчитывал около одного миллиона экспонатов и включал в себя памятники традиционной культуры многих народов мира, старинные рукописи, иконы, гравюры, литографии, произведения живописи, декоративно- прикладного искусства, почтовые марки, монеты, медали, ордена, масонские вещи и т.п. Плюшкин собирал всё: великое и малое, реликвии и пустяки. В его музее, наряду с уникальными экспонатами вроде ценнейшей масонской коллекции (часть предметов которой принадлежала императору Павлу I) или представлявшими большую ценность рукописями XV-XIX вв. (некоторые отсутствовали даже в государственных хранилищах), блестящей нумизматической коллекцией, превышающей числом Эрмитажное собрание, а также редкими живописными полотнами, уживались вещи вполне заурядные: многочисленные дубли, чучела птиц, просто случайные предметы. Такая «всеядность» собирателя несколько снижала общее значение его коллекции и давало повод современникам приравнивать его музей к «лавке старьевщика», а собирательскую деятельность самого Фёдора Михайловича квалифицировать как «трогательное крохоборство». Сам Плюшкин пестроту и наличие случайных экспонатов в своём музее объяснял вынужденной необходимостью скупать у продавцов всё, что бы те ни предлагали. Как правило, эти предложения включали не только шедевры. Гораздо чаще попадались заурядные и серийные произведения. Плюшкин брал всё, понимая, что следующего раза может не быть. Приобретая экспонаты, собиратель, к сожалению, не фиксировал, что они собой представляют, где и когда бытовали. Его огромная коллекция не имела ни описей, ни обычного перечня предметов. Все данные о них хранились лишь в памяти собирателя.

Самой любимой плюшкинской коллекцией была нумизматика. Ее масштаб - 84 огромных ящика! Здесь было несколько старинных русских кладов, найденных в окрестностях Пскова, рубли царя Дмитрия Иоановича, рубль Емельяна Пугачева, рубли Антона Ивановича, Иоанна Антоновича, императора Константина Павловича, русские ассигнации, а также монеты из фарфора и раковин. Приблизительно в коллекции насчитывалось 100 тысяч экземпляров монет.

Плюшкин собрал редкую коллекцию книг и рукописей, икон, скульптуры, церковных облачений и т. п. Ему принадлежала икона «истязательницы» Настасьи Минкиной, фаворитки Аракчеева, которую убили собственные крепостные. Плюшкиным собрано множество предметов, которые относятся и к христианским культам, и к сектантству, и к масонству. Например, в коллекцию входили масонские передники, ленты, значки, кубки и прочие принадлежности масонского ритуала.

Богат и разнообразен этнографический музей купца, где собрано все, что имело отношение к укладу русской жизни в Псковской губернии, и богатое собрание серебряной посуды и столового серебра. По отзывам очевидцев, очень красивой была коллекция фарфора Аракчеева, хрусталя, принадлежавшего коронованным особам, кошельков, вееров, табакерок.

Художественная коллекция составляла 1029 картин, 700 миниатюр. В музее были картины известных русских и иностранных авторов (Верещагин, Венецианов, Айвазовский, Шишкин, Пуссен); гравюры, миниатюры, лубочные рисунки, собрание драгоценный камней, перстней, колец.

Много места занимало старинное оружие. Здесь находились различные образцы вооружения, начиная от каменных топоров и кончая образцами обмундирования, памятными медалями, знаками отличия, рукописями, знаменем Наполеона.

В рукописном отделении было 287 рукописей: среди них одна - XV века, 10 - XVI в., 58 - XVII в., 130 - XVIII в., 88 - XIX в. Имелись грамоты Ивана Грозного, письма Гоголя, полководцев Суворова, Витгенштейна. Отдел старописных книг и книг церковных имел 147 единиц, из них одна - XVI века, 29 - XVII века, 18 книг старообрядческой печати.

Из рукописей и автографов можно упомянуть подлинники Пушкина, Гоголя, Суворова, из вещей - фарфор генералиссимуса, его люстра и табакерка, пожалованная Екатериной II, много старописных изданий и ценных книг с иллюстрациями.

Плюшкин очень не любил покидать Псков. Практически всё своё собрание он сформировал в пределах Псковской губернии, по всей вероятности широко пользуясь услугами корреспондентской сети. Подобный способ был распространён не только в любительском собирательстве, но и при комплектовании фондов государственных музеев. Плюшкин писал: «Я не принимаю на себя ответственность ни за подлинность, ни за качество материалов, из которых они сделаны, так как считаю, что эти вопросы подлежат разрешению только специалистов». В начале 1900-х годов собиратель начал вести переговоры с Русским музеем Императора Александра III о продаже своей коллекции. Переговоры были длительными, их прервала скоропостижная кончина коллекционера. Наследники Фёдора Михайловича решили продать собрание отца, чтобы поправить своё финансовое положение. По слухам, за всё собрание ими запрашивалось 350 тысяч рублей. Столь высокая сумма была не по силам ни одному государственному музею. Для определения истинной стоимости плюшкинских коллекций в Псков была направлена экспертно-оценочная комиссия, состоявшая из известных специалистов в области истории культуры, искусства и музейного дела (Н.Н.Врангель, А.А.Миллер, Н.М.Могилянский, Н.В.Покровский, К.Ф.Ольденбург, К.К.Романов, Н.И.Репников, А.А.Спицын, В.И.Срезневский, Н.Д.Чечулин). Каждый из экспертов написал своё заключение относительно тех разделов собрания, которое он осматривал. Мнение членов комиссии было практически единодушным и гласило, что, несмотря на наличие отдельных произведений, представляющих несомненную ценность, это собрание как нечто целое особого значения не имеет. Возникла реальная угроза продажи плюшкинского собрания за границу. Покупатели имелись ещё при жизни владельца. В затянувшихся финансовых делах относительно приобретения собрания Плюшкина точку поставил русский император Николай II. В октябрьском номере журнала «Старые годы» за 1913 год сообщалось: «Плюшкинская коллекция приобретена Государем Императором за 100 000 рублей и будет распределена по музеям». В настоящее время экспонаты музея Плюшкина хранятся в Эрмитаже, Российском этнографическом музее, Русском музее, Российском Этнографическом и Музее истории религии, а также в Библиотеке Российской Академии Наук. Часть коллекции осталась в Пскове и хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике.

Федор Михайлович Плюшкин похоронен на Дмитриевском кладбище города Пскова.


Ф.М.Плюшкин с сыном среди собранной им коллекции

Крупный клад драгоценностей, найденных в Пскове, мог принадлежать купцу Плюшкину. Ценности были спрятаны после революции 1917 года.

Псковские археологи, обнаружившие в сентябре крупнейший клад драгоценностей за всю историю раскопок на территории региона, считают, что он может быть частью нумизматической коллекции знаменитого российского купца Федора Плюшкина.

Именно он стал прототипом героя поэмы “Мертвые души”, сообщила журналистам руководитель Псковского археологического центра Татьяна Ершова.

“По одной из наиболее вероятных версий, одним из тех, кто имел на этот период подобную коллекцию, был наследник псковского купца Федора Плюшкина”, – сказала она, отметив, что примерную дату закладки ценностей – после сентября 1917 года – удалось установить по газетам, в которые были завернуты найденные предметы.

Как пояснила археолог, основа клада – это нумизматическая коллекция, составляющая историю чеканки российской монеты от XV до начала XX века. Среди них есть редчайшие, например, полуполтина или талер времен царя Алексея Михайловича, монеты Бориса Годунова, весь диапазон чеканки правления Петра Первого. Историческая ценность находки огромна, денежную или каталожную стоимость ученые определить затруднились. “Достаточно сказать, что квадратная монета времен царствования Екатерины I не так давно ушла с аукциона в Москве за 2 млн рублей, такие монеты есть и в нашем кладе”, – уточнила она.

Что найдено

Клад обнаружили 15 сентября этого года при раскопках в Музейном переулке, где археологи исследовали площадку под будущую застройку. Клад найден в развалинах печи, в подвале старого разрушенного здания, пояснила археолог. Ценности были спрятаны в шесть жестяных банок, которые со временем сгнили, но “упаковка” сохранила форму. В емкостях высотой 18 см хранилось до 300 предметов – монеты-чешуйки Новгорода, Пскова, Твери, Москвы, а также монеты времен Николая II и так называемые коронационные монеты.

Особое место занимает коллекция орденов и медалей XVIII-XIX веков, в том числе ордена Станислава двух степеней и святой Анны I степени. В составе клада также найдены украшения, кресты, иконы-складни. Кроме того, отдельно лежали два комплекта предметов с серебряной посудой, среди них – ладья-ковш, подстаканники, а также кубок Екатерины II и два бокала с императорскими вензелями.

По предварительным данным специалистов Псковского музея-заповедника, которые уже приступили к реставрации уникальных находок, часть предметов может быть показана публике в апреле 2017 года. Как пояснили археологи, последний сопоставимый по ценности клад был найден в Пскове в 2000 году, это был серебряный сервиз XIX века.

Кем был купец Плюшкин

Федор Плюшкин (1837-1911) – псковский купец, крупнейший коллекционер Российской империи. Особо выдающимся в его собрании был нумизматический отдел, составлявший 84 больших ящика редких монет и превосходивший тогдашние коллекции Эрмитажа.

По некоторым данным, собрание редкостей Плюшкина, выкупленное Николаем II, дошло до госхранилищ не полностью.

Существует легенда о том, что вывеска с фамилией отца Плюшкина, расположенная в Валдае, попалась на глаза проезжавшему через Валдай Александру Пушкину, и тот подсказал эту фамилию Николаю Гоголю, искавшему имя для персонажа “Мертвых душ”.

С 1859 г. Плюшкин поселился в Пскове и завел свою галантерейную лавку. Дела в лавке пошли успешно. Это помогло Плюшкину, человеку с большой жаждой знаний, заняться коллекционированием. Постепенно собирательство становится главным делом его жизни.

В его коллекции было более 1 миллиона предметов, относящихся к различным областям знаний и культуры. Коллекция считалась 4-й в России и 11-й в мире. Музей Плюшкина состоял из следующих разделов: иконы, древняя церковная утварь, церковнославянские рукописи, старопечатные книги, древние грамоты, богослужебные книги, русская одежда, старинное оружие, живопись и рисунки, гравюры, лубочные картины, сатирические картины, автографы писателей и государственных деятелей, дипломы, грамоты, патенты, монеты, медали, печати города Пскова, масонские знаки, книги, рукописи, планы и карты, манифесты, собрание книг по нумизматике и истории Пскова, почтовые марки, серебро, фарфор, стекло, игральные карты, трубки, эротические предметы.

Самой любимой плюшкинской коллекцией была нумизматика. Ее масштаб - 84 огромных ящика! Здесь было несколько старинных русских кладов, найденных в окрестностях Пскова, рубли царя Дмитрия Иоановича, рубль Емельяна Пугачева, рубли Антона Ивановича, Иоанна Антоновича, императора Константина Павловича, русские ассигнации, а также и монеты из фарфора и раковин. Приблизительно в коллекции насчитывалось 100 тысяч экземпляров монет.

Плюшкин собрал редкую коллекцию книг и рукописей, икон, скульптуры, церковных облачений и т. п. Ему принадлежала икона «истязательницы» Настасьи Минкиной, фаворитки Аракчеева, которую убили собственные крепостные. Плюшкиным собрано множество предметов, которые относятся и к христианским культам, и к сектантству, и к масонству. Например, в коллекцию входили масонские передники, ленты, значки, кубки и прочие принадлежности масонского ритуала.

Богат и разнообразен этнографический музей купца, где собрано все, что имело отношение к укладу русской жизни в Псковской губернии, и богатое собрание серебряной посуды и столового серебра. По отзывам очевидцев, очень красивой была коллекция фарфора Аракчеева, хрусталя, принадлежавшего коронованным особам, кошельков, вееров, табакерок.

Художественная коллекция составляла 1029 картин, 700 миниатюр. В музее были картины известных русских и иностранных авторов (Верещагин, Венецианов, Айвазовский, Шишкин, Пуссен); гравюры, миниатюры, лубочные рисунки, собрание драгоценный камней, перстней, колец.

Много места занимало старинное оружие. Здесь находились различные образцы вооружения, начиная от каменных топоров и кончая образцами обмундирования, памятными медалями, знаками отличия, рукописями, знаменем Наполеона.

В рукописном отделении было 287 рукописей: среди них одна - XV века, XVIII в., 58 - XVII в., 130 - XVIII в., 88 - XIX в. Имелись грамоты Ивана Грозного, письма Гоголя, полководцев Суворова, Витгенштейна. Отдел старописных книг и книг церковных имел 147 единиц, из них одна - XVI века, 29 - XVII века, 18 книг старообрядческой печати.

Из рукописей и автографов можно упомянуть подлинники Пушкина, Гоголя, Суворова, из вещей - фарфор генералиссимуса, его люстра и табакерка, пожалованная Екатериной II, много старописных изданий и ценных книг с иллюстрациями. Умер Ф.М.Плюшкин 24 апреля 1911 г.



Загрузка...
Top