Подготовка учащихся к всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку. "Как подготовить учащегося к олимпиаде по английскому языку" Как подготовиться к олимпиаде по английскому языку

В системе работы с одаренными и талантливыми детьми заметное место занимают различного рода интеллектуальные конкурсы и состязания. Любая олимпиада выступает в роли механизма для поиска, отбора, испытания новых решений в области содержания образования, мощного стимула инновационной деятельности образовательного учреждения. Главная цель олимпиады заключена в поиске одаренных детей, создании необходимых условий для их поддержки, в развитии академической одаренности, интеллекта, личностных качеств учащихся на базе повышенного познавательного интереса к учебным предметам, стимулировании интереса обучающихся к образованию. Как известно, подготовить учеников к достойному выступлению на олимпиаде непросто. Данная работа содержит методические рекомендации, которые могут помочь подготовить школьников к выполнению заданий по всем видам речевой деятельности на олимпиадах разного уровня. Работа рассчитана на учителей иностранного языка.

Олимпиадное движение имеет давнюю историю, но именно в последние годы вопросам организации Всероссийской олимпиады школьников придано исключительное внимание. Олимпиада по иностранным языкам, как известно, является одной из традиционных форм внеклассной работы. С одной стороны, - это форма проверки знаний, так как задания нацелены на проверку владения обучающимися всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, а с другой стороны - олимпиада показывает возможности и перспективы, которые открывает перед человеком владение иностранным языком. Олимпиада позволяет учителям сравнить результаты своей работы с результатами коллег, а также увлечь учеников своим предметом.

При подготовке к олимпиадам большое внимание уделяю навыкам работы над различными аспектами языка и видами речевой деятельности. Целенаправленная работа на уроках позволяет выявить обучающихся с устойчивой познавательной мотивацией по предмету и организовать их внеурочную деятельность на факультативах и в кружках с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, что в дальнейшем и привлекает их к участию в олимпиадах и различных конкурсах, к выполнению творческих работ. Школьная олимпиада является действенным средством выявления, поддержки и сопровождения большого количества детей. Олимпиада способствует развитию у школьников интереса к самостоятельному изучению языка путем чтения специальной литературы, работы со словарями, справочниками, энциклопедиями, информационными носителями типа «Профессор Хиггинс», «Английский. Путь к совершенству» и др. Считаю, что в каждой школе должно отводиться специальное время для подготовки одаренных учеников к участию в предметных олимпиадах. Это могут быть элективные курсы или факультативные курсы и кружки, причем разовых занятий в неделю недостаточно. Должна быть выстроена система занятий.

В процессе подготовки к олимпиадам различного уровня учителю необходимо научить школьников, прежде всего, внимательно прочитывать инструкции и формулировки каждого задания. При подготовке к выполнению заданий по аудированию и педагогам и ученикам необходимо обратить внимание на следующее. Аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Необходимо учить учеников понимать текст с первого предъявления, поскольку в реальных ситуациях общения повторы зачастую исключены. Обучаемым необходимо иметь «возможность слушать как мужские, так и женские голоса на иностранном языке. Если они аудируют только своего учителя, то есть опасность того, что людей противоположного пола они не смогут понимать чисто психологически. Поэтому на всех современных аудиокассетах тексты начитываются как мужчинами, так и женщинами. Важно также, чтобы изучающие иностранный язык имели возможность аудировать людей разного возраста» . Знание речевых моделей, обслуживающих конкретные ситуации общения, наиболее частотных фразеологизмов и клише может значительно облегчить понимание речи на слух. Важны и отбор языкового и речевого материала, и система работы над лексикой. При обучении аудированию учитель должен ориентироваться на речевой опыт учеников, корректировать его и выбирать соответствующую структуру работы с аудиотекстом. Понимание потенциальных трудностей, которые тот или иной текст представляет для конкретной аудитории, может помочь грамотно организовать тренировку необходимых речевых умений.

Система работы с аудиотекстами обычно состоит из трех этапов: до прослушивания; во время прослушивания; после прослушивания. На дотекстовом этапе выполняются следующие задания: обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания, догадка по заголовку/новым словам/возможным иллюстрациям, краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста. Этап слушания текста предполагает следующие задания: прослушать текст и вставить пропущенные слова в данных предложениях, прослушать текст и сказать, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений, прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам

в нем встречались, закончить данные предложения. Послетекстовой этап предполагает возможность использовать прослушанный текст для дальнейшего развития навыков устной и письменной речи.

В процессе обучения и подготовки к олимпиадам у учеников необходимо сформировать умения отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию.

На старшей ступени обучения ученики «должны овладеть основами культуры работы с различными типами письменного текста, преимущественно аутентичного характера, включая выбор оптимальной стратегии чтения с учетом своих коммуникативных и познавательных потребностей и функционального типа и назначения текста . При подготовке к выполнению олимпиадных заданий по чтению учителю необходимо тренировать детей в чтении аутентичных текстов «разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи» . Учителю необходимо научить учеников извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать следующие навыки:

игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

вычленять смысловую информацию;

работать со словарем;

использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

интерпретировать и трансформировать текст и т.д.

Поскольку целью обучения чтению является формирование умений просмотрового, ознакомительного и изучающего чтения, т.е. умений извлекать информацию в нужном объеме для решения конкретной речевой задачи, то и на олимпиаде чтение проверяется именно с данных позиций.

При контроле чтения могут быть использованы различные формы заданий:

задание на множественную подстановку;

задание на множественный выбор;

восстановление текста;

поиск конкретной информации.

Работу с текстом следует проводить по трем этапам:

Дотекстовой этап (работа с заголовком, использование ассоциаций, связанных с именем автора, формулировка предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки, определение тематики/проблематики текста по вопросам или утверждениям).

Текстовой этап (ответы на предложенные вопросы, подтверждение правильности/ложности утверждений, выбор подходящего заголовка к каждому из абзацев и т.д.).

Послетекстовой этап, на котором выполняются следующие упражнения и задания:

Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.

Доказать, что...

Охарактеризовать...

Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста.

Обосновать свой ответ.

Сказать, с каким из данных выражений был не согласен автор.

Составить план текста, выделив его основные мысли.

Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.).

Кратко изложить содержание текста/составить аннотацию к тексту/дать рецензию на текст и т.д.

При подготовке к выполнению заданий лексико-грамматического теста учителю необходимо обратить внимание на то, что ученики должны иметь знания в области словообразования, формообразования глаголов, существительных, прилагательных, местоимений и числительных, так как ряд заданий проверяют навыки образования словоформ и употребления лексики.

При подготовке к выполнению заданий по письму необходимо обратить внимание обучающихся на следующие моменты:

внимательно изучить установку и понять цель письма:

что я пишу (письмо, отчет, рассказ, статью и т.д.);

кому я это пишу (учителю, предполагаемому работодателю, другу);

зачем я это пишу (проинформировать, развлечь, предостеречь и т.д.).

Обучающиеся должны:

научиться правильно использовать опорные тексты, выбирая и перефразируя полезную информацию из них;

использовать различные приемы логической организации и связи текста;

варьировать использование структур и лексики (особенно вводных структур в начале предложений);

делить тексты на абзацы;

соблюдать правила словообразования, орфографии и пунктуации;

использовать синонимы и избегать повторения одного и того же слова;

помнить об особенностях жанра текста;

не выходить за рамки указанного объема;

    следить за почерком.

«Иностранный язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки» .

При подготовке к выполнению заданий по говорению для совершенствования диалогических навыков и умений необходимо развивать следующие речевые умения:

умение задавать вопросы разных типов;

логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;

использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;

употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения;

пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких, как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т.д.

На олимпиаде проверяются умения речевого взаимодействия с партнером, а также степень сформированности социальной компетенции. И то и другое в комплексе определяют уровень речевой компетенции.

Список литературы

    Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. 380 с. (Образование в документах и комментариях).

    Сафонова В.В. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. II-XI классы. М.: Просвещение, 2005.

    Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пос. для студентов пед. вузов и учителей. 2-е изд. М.: Просвещение, 2003. 239 с.

Данная статья представляет опыт работы по подготовке школьников к олимпиадам по английскому языку. Учитель рассматривает формы работы, методические приемы, этапы работы при подготовке к олимпиадам, а также виды деятельности педагога и учащегося на каждом этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей №1» г.Воркуты

Зонова Наталия Николаевна

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Предметные олимпиады школьников являются в настоящее время одной из самых широко распространенных форм внеклассной и внешкольной работы, одним из видов дополнительного образования, а также являются важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов. Выполняя целый ряд функций (обучающую, интегративную, коммуникативную, мотивационную и др.), олимпиады способствуют формированию у детей навыков самостоятельной организации учебной деятельности, глубокому и прочному усвоению знаний, развитию нестандартного мышления, творческой инициативы, создают устойчивые положительные эмоции. Олимпиадное движение по английскому языку осуществляет поиск юных талантов, определяет наиболее подготовленных, одаренных учащихся, проявивших особый интерес к изучаемому предмету.

Подготовка учащихся к олимпиадам разного уровня предполагает определенную организацию работы с детьми.

Организационный блок

Анализ олимпиадных заданий , их актуальность, вариативность и разнообразие; анализ и обсуждение критериев оценки олимпиадных заданий.

Благодаря такому анализу учитель четко определяет, какими знаниями и умениями должны обладать учащиеся, чтобы успешно справиться с предложенными заданиями.

Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Этапы Всероссийской олимпиады школьников позволяют провести отбор тех учащихся, у которых творческий потенциал сочетается с языковыми способностями, а знания необходимых языковых правил, явлений и реалий – с умением применить их на практике, поэтому система работы по подготовке к олимпиадам различного уровня требует много времени и усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ученика.

С целью подготовки учащихся к предметной олимпиаде, необходимо обязательно включать в систему уроков задания олимпиадного уровня для тех ребят, которые проявляют особый интерес к лингвистике.

Система работы по подготовке наиболее заинтересованных учащихся к предметным олимпиадам предусматривает различные формы работы , предполагающие различные виды деятельности как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности:

Дифференцированная индивидуальная работа (творческие задания, задания исследовательского характера, доклады, сообщения, презентации) Работу по подготовке к олимпиадам можно вести в двух направлениях: в урочной и внеурочной деятельности. В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности.

Групповую;

Занятия-консультации;

Массовую работу.

В системе подготовки к олимпиадам как на уроке, так во внеурочной деятельности можно использовать ряд методических приемов .

1. Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи.

2. Обмен опытом: работа в парах, обмен возникшими идеями и критика их.

3. Мозговой штурм: обсуждение решений.

4. Подсказка.

5. Консультации: консультация у старших и более опытных товарищей, которые уже не раз участвовали в олимпиадах и имеют опыт в решении сложных лингвистических задач.

6. Консультация преподавателя

7. Методика подготовки к олимпиадам включает в себя преемственность поколений детей, круглогодичный тренировочный и соревновательный цикл

В лицее отработана схема смены поколений. Тренируются ученики разные по возрасту, старшие передают опыт и знания младшим.

Остаются только те, кто получает удовольствие от умственного труда и любит сам процесс работы над языком. Человек развивается на пределе своих возможностей и во время олимпиад, когда надо за отведенное время выполнить большой объем работы, развивается память и интеллект детей. За несколько лет олимпиадной жизни дети глубоко изучают предмет, что открывает передними перспективы дальнейшего углубленного овладения предметом и профессионального становления.

Одним из способов подготовки можно предложить индивидуальные образовательные траектории .

Первым этапом (7-8 класс) на данном пути является педагогическая диагностика, устанавливающая уровень развития ученика. Диагностика направлена на правильный выбор учебных задач и выстраивание индивидуальной траектории.

Особая роль отводится самодиагностике, позволяющей ребенку следить за своим продвижением, корректировать его. Анализируя повышение уровня умений и навыков, учащийся самостоятельно выделяет перспективы и определяет приоритеты в обучении.

На данном этапе работы используется метод индукции, основной акцент делается на поощрение успеха, создание моральной обстановки, способствующей раскрытию положительных черт ученика. Педагог совместно с учеником разрабатывает индивидуальную программу обучения, используя при этом:

Инструкционные карты и работу по образцу;

Индивидуальный тренинг, индивидуальную отработку операций на практике, индивидуальный подбор перечня работ;

Оценка знаний и умений с учетом возможностей учащихся;

Использование поощрений для исключения неуверенности учащихся в себе.

Можно выделить следующие виды деятельности педагога и учащегося на данном этапе, представленные в таблице.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Проведение диагностики

Обсуждение результатов с учащимися

Постановка цели самим или совместно с учащимися

Помощь в разработке траектории

Обсуждение сроков действия траектории

Отбор содержания учебного материала

Предоставление информации об источниках

Обсуждение результатов

Ученик проходит все этапы деятельности совместно с педагогом

Педагогическое сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий можно обозначить как опека», «забота», «защита».

Работа с учащимися проходит на факультативных занятиях.

Основная задача этапа:

Начало формирования навыков самостоятельной работы,

Развитие творческих способностей,

Применение полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Второй этап (для учащихся 8 – 9 классов)

Основные задачи данного этапа:

Приобрести опыт приложения усилий по самостоятельному освоению материала,

Выделяются следующие виды деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Поддержать в ученике дальнейшую заинтересованность

Оказать помощь в достижении наилучшего образовательного результата

Оказать помощь в разработке траектории

Оказать помощь в отборе содержания учебного материала

Обсуждение результатов

Постановка цели

Разработка траектории совместно с учителем

Отбор содержания учебного материала совместно с учителем

Определение форм и сроков контроля

Поиски источников информации

Обсуждение результатов совместно с учителем

На данном этапе деятельность педагога можно выделить как «наставничество», так как есть необходимость научить учащегося действиям продуктивного плана.

3 этап (для учащихся 10 -11 классов)

Эти учащиеся имеют определенный опыт самостоятельной работы по подготовке к олимпиаде. Таким учащимся необходимо предоставить возможность для выполнения индивидуальных дифференцированных заданий, упражнений, расширяющих и углубляющих их знания. Большая часть индивидуальной работы с этими учащимися приходится на внеурочную работу. Это ставит его перед необходимостью решать проблемы, используя различные источники информации.

Виды деятельности педагога и учащегося меняются в сторону наибольшей самостоятельности последнего.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Оказание помощи в достижении наилучшего результата

Консультирование и поддержка индивидуального образовательного движения

Помощь в разработке маршрута

Обсуждение результатов

Самостоятельная постановка цели

Отбор содержания материала

Разработка маршрута

Поиски источников информации

Определение форм и сроков контроля

Рефлексивной взаимодействие с педагогом по поводу продуктов образовательной деятельности

Деятельность педагога можно охарактеризовать как «помощь», «поддержка». Основными задачами педагога становятся анализ ситуаций, наблюдение, разработка косвенных вопросов, поиск прецедентов для их совместного анализа.

Для подготовки учащихся к олимпиадам можно составить индивидуальную образовательную траекторию по следующим пунктам:

1. Цель индивидуального изучения предмета.

2. Основное содержание изучаемое самостоятельно.

3. Источники информации.

4. Творческие задания.

6. Самооценка учащегося.

7. Оценка учителя.

Огромную роль в организации деятельности детей подготовки к олимпиадам является Социальное партнерство семьи и школы . Иногда, к сожалению, именно готовность родителей вложить деньги определяет подготовку одаренных детей:

Таким образом, говоря о социальном партнёрстве семьи и школы в работе с одаренными детьми, следует отметить факт взаимной зависимости: накопляемость ученического Портфолио так же зависит от деятельности школьных учителей, как зависит от готовности родителей оказывать им помощь.

Одним их актуальных направлений деятельности современного учителя при поддержке одарённых детей являются Интернет технологии .

Данная работа с одарёнными детьми поможет каждому ребёнку научиться ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения задач. Системная работа по подготовке к олимпиадам ориентирует на углубленное знание предмета, на успешное участие в олимпиадах.

Таким образом, подготовка участников олимпиады по английскому языку требует не только высокого уровня овладения программным материалом, но и творческого подхода к выполнению предлагаемых заданий, начитанности, сообразительности, языковой догадки, расширения лингвистического и страноведческого кругозора учащихся, и будет результативной только в случае целенаправленного систематического взаимодействия учащихся и педагогов, этот процесс требует создания условий для развития творческих способностей школьников и не может ограничиться рамками урока.

Большой талант требует большого трудолюбия

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Зонова Н.Н., учитель английского языка МОУ “Лицей №1” г. Воркуты

Функции олимпиадного движения: обучающая; интегративная; коммуникационная; мотивационная и др.

Результат участия в олимпиадах: формирование у детей самостоятельной учебной деятельности; глубокое и прочное усвоение знаний; развитие нестандартного мышления, творческой инициативы; устойчивые положительные эмоции.

Организационный блок: анализ олимпиадных заданий (актуальность, вариативность и разнообразие); анализ и обсуждение критериев оценки олимпиадных заданий; определение, какими знаниями и умениями должны обладать учащиеся, чтобы успешно справится с предложенными заданиями.

Формы работы в рамках урочной и внеурочной деятельности учащихся: дифференцированная индивидуальная работа; групповая; занятия-консультации; массовая работа.

Методические приемы: 1. погружение; 2. обмен опытом; 3. мозговой штурм; 4. подсказка; 5. консультации; 6. консультации преподавателя; 7. п реемственность поколений; 8. круглогодичный, тренировочный, соревновательный цикл.

Индивидуальные образовательные траектории Первый этап (7-8 класс). Индивидуальная программа обучения: Инструкционные карты и работы по образцу; Индивидуальный тренинг, индивидуальную отработку операций на практике, индивидуальный подбор перечня работ; Оценка знаний и умений с учетом возможностей учащихся; Использование поощрений для исключения неуверенности учащихся в себе.

Деятельность педагога Деятельность учащихся Проведение диагностики Обсуждение результатов с учащимися Постановка цели самим или совместно с учащимися Помощь в разработке траектории Обсуждение сроков действия траектории Отбор содержания учебного материала Предоставление информации об источниках Определение форм и сроков контроля Обсуждение результатов Ученик проходит все этапы деятельности совместно с педагогом

Основная задача 1 этапа: Начало формирования навыков самостоятельной работы Развитие творческих способностей Применение полученных знаний в нестандартых ситуациях.

Второй этап (8-9 класс) Основные задачи данного этапа: Приобретение опыта; Приложение усилий по самостоятельному освоению материала.

Деятельность педагога Деятельность учащихся Поддержать в ученике дальнейшую заинтересованность Оказать помощь в достижении наилучшего образовательного результата Оказать помощь в разработке траектории Оказать помощь в отборе содержания учебного материала Обсуждение результатов Постановка цели Разработка траектории совместно с учителем Отбор содержания учебного материала совместно с учителем Определение форм и сроков контроля Поиски источников информации Обсуждение результатов совместно с учителем

Третий этап (10-11 класс): Самостоятельное выполнение индивидуальных дифференцированных заданий, упражнений, расширяющих и углубляющих их знания.

Деятельность педагога Деятельность учащихся Оказание помощи в достижении наилучшего результата Консультирование и поддержка индивидуального образовательного движения Помощь в разработке маршрута Обсуждение результатов Самостоятельная постановка цели Отбор содержания материала Разработка маршрута Поиски источников информации Определение форм и сроков контроля Рефлексивной взаимодействие с педагогом по поводу продуктов образовательной деятельности

Индивидуальная образовательная траектория: 1. цель индивидуального изучения предмета; 2. основное содержание, изучаемое самостоятельно; 3. источники информации; 4. творческие задания; 5. самооценка учащегося; 6. оценка преподавателя.

Социальное партнерство семьи и школы Накопляемость ученического портфолио так же зависит от деятельности, как зависит от готовности родителей оказывать им помощь.

Большой талант требует большого трудолюбия.


И.Н. СУХОПЛЮЕВА

КАК ПОДГОТОВИТЬ ШКОЛЬНИКА К УЧАСТИЮ В ОЛИМПИАДЕ

ПО английскому языку

И.Н. Сухоплюева, учитель английского языка, Омская область

В системе работы с одаренными и талантливыми детьми заметное место занимают различного рода интеллектуальные конкурсы и состязания. Любая олимпиада выступает в роли механизма для поиска, отбора, испытания новых решений в области содержания образования, мощного стимула инновационной деятельности образовательного учреждения. Главная цель олимпиады заключена в поиске одаренных детей, создании необходимых условий для их поддержки, в развитии академической одаренности, интеллекта, личностных качеств учащихся на базе повышенного познавательного интереса к учебным предметам, стимулировании интереса обучающихся к образованию. Как известно, подготовить учеников к достойному выступлению на олимпиаде непросто. Данная работа содержит методические рекомендации, которые могут помочь подготовить школьников к выполнению заданий по всем видам речевой деятельности на олимпиадах разного уровня. Работа рассчитана на учителей иностранного языка.

Олимпиадное движение имеет давнюю историю, но именно в последние годы вопросам организации Всероссийской олимпиады школьников придано исключительное внимание. Олимпиада по иностранным языкам, как известно, является одной из традиционных форм внеклассной работы. С одной стороны, - это форма проверки знаний, так как задания нацелены на проверку владения обучающимися всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, а с другой стороны - олимпиада показывает возможности и перспективы, которые открывает перед человеком владение иностранным языком. Олимпиада позволяет учителям сравнить результаты своей работы с результатами коллег, а также увлечь учеников своим предметом.

При подготовке к олимпиадам большое внимание уделяю навыкам работы над различными аспектами языка и видами речевой деятельности. Целенаправленная работа на уроках позволяет выявить обучающихся с устойчивой познавательной мотивацией по предмету и организовать их внеурочную деятельность на факультативах и в кружках с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, что в дальнейшем и привлекает их к участию в олимпиадах и различных конкурсах, к выполнению творческих работ. Школьная олимпиада является действенным средством выявления, поддержки и сопровождения большого количества детей. Олимпиада способствует развитию у школьников интереса к самостоятельному изучению языка путем чтения специальной литературы, работы со словарями, справочниками, энциклопедиями, информационными носителями типа «Профессор Хиггинс», «Английский. Путь к совершенству» и др. Считаю, что в каждой школе должно отводиться специальное время для подготовки одаренных учеников к участию в предметных олимпиадах. Это могут быть элективные курсы или факультативные курсы и кружки, причем разовых занятий в неделю недостаточно. Должна быть выстроена система занятий.

В процессе подготовки к олимпиадам различного уровня учителю необходимо научить школьников, прежде всего, внимательно прочитывать инструкции и формулировки каждого задания. При подготовке к выполнению заданий по аудированию и педагогам и ученикам необходимо обратить внимание на следующее. Аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Необходимо учить учеников понимать текст с первого предъявления, поскольку в реальных ситуациях общения повторы зачастую исключены. Обучаемым необходимо иметь «возможность слушать как мужские, так и женские голоса на иностранном языке. Если они аудируют только своего учителя, то есть опасность того, что людей противоположного пола они не смогут понимать чисто психологически. Поэтому на всех современных аудиокассетах тексты начитываются как мужчинами, так и женщинами. Важно также, чтобы изучающие иностранный язык имели возможность аудировать людей разного возраста» . Знание речевых моделей, обслуживающих конкретные ситуации общения, наиболее частотных фразеологизмов и клише может значительно облегчить понимание речи на слух. Важны и отбор языкового и речевого материала, и система работы над лексикой. При обучении аудированию учитель должен ориентироваться на речевой опыт учеников, корректировать его и выбирать соответствующую структуру работы с аудиотекстом. Понимание потенциальных трудностей, которые тот или иной текст представляет для конкретной аудитории, может помочь грамотно организовать тренировку необходимых речевых умений.

Система работы с аудиотекстами обычно состоит из трех этапов: до прослушивания; во время прослушивания; после прослушивания. На дотекстовом этапе выполняются следующие задания: обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания, догадка по заголовку/новым словам/возможным иллюстрациям, краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста. Этап слушания текста предполагает следующие задания: прослушать текст и вставить пропущенные слова в данных предложениях, прослушать текст и сказать, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений, прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам

в нем встречались, закончить данные предложения. Послетекстовой этап предполагает возможность использовать прослушанный текст для дальнейшего развития навыков устной и письменной речи.

В процессе обучения и подготовки к олимпиадам у учеников необходимо сформировать умения отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию.

На старшей ступени обучения ученики «должны овладеть основами культуры работы с различными типами письменного текста, преимущественно аутентичного характера, включая выбор оптимальной стратегии чтения с учетом своих коммуникативных и познавательных потребностей и функционального типа и назначения текста . При подготовке к выполнению олимпиадных заданий по чтению учителю необходимо тренировать детей в чтении аутентичных текстов «разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи» . Учителю необходимо научить учеников извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать следующие навыки:

игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

работать со словарем;

использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

интерпретировать и трансформировать текст и т.д.

Поскольку целью обучения чтению является формирование умений просмотрового, ознакомительного и изучающего чтения, т.е. умений извлекать информацию в нужном объеме для решения конкретной речевой задачи, то и на олимпиаде чтение проверяется именно с данных позиций.

При контроле чтения могут быть использованы различные формы заданий:

задание на множественную подстановку;

задание на множественный выбор;

восстановление текста;

поиск конкретной информации.

Работу с текстом следует проводить по трем этапам:

Дотекстовой этап (работа с заголовком, использование ассоциаций, связанных с именем автора, формулировка предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки, определение тематики/проблематики текста по вопросам или утверждениям).

Текстовой этап (ответы на предложенные вопросы, подтверждение правильности/ложности утверждений, выбор подходящего заголовка к каждому из абзацев и т.д.).

Послетекстовой этап, на котором выполняются следующие упражнения и задания:

Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.

Доказать, что...

Охарактеризовать...

Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста.

Обосновать свой ответ.

Сказать, с каким из данных выражений был не согласен автор.

Составить план текста, выделив его основные мысли.

Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.).

Кратко изложить содержание текста/составить аннотацию к тексту/дать рецензию на текст и т.д.

При подготовке к выполнению заданий лексико-грамматического теста учителю необходимо обратить внимание на то, что ученики должны иметь знания в области словообразования, формообразования глаголов, существительных, прилагательных, местоимений и числительных, так как ряд заданий проверяют навыки образования словоформ и употребления лексики.

При подготовке к выполнению заданий по письму необходимо обратить внимание обучающихся на следующие моменты:

внимательно изучить установку и понять цель письма:

что я пишу (письмо, отчет, рассказ, статью и т.д.);

кому я это пишу (учителю, предполагаемому работодателю, другу);

зачем я это пишу (проинформировать, развлечь, предостеречь и т.д.).

Обучающиеся должны:

научиться правильно использовать опорные тексты, выбирая и перефразируя полезную информацию из них;

использовать различные приемы логической организации и связи текста;

варьировать использование структур и лексики (особенно вводных структур в начале предложений);

делить тексты на абзацы;

соблюдать правила словообразования, орфографии и пунктуации;

использовать синонимы и избегать повторения одного и того же слова;

помнить об особенностях жанра текста;

не выходить за рамки указанного объема;

    следить за почерком.

«Иностранный язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки» .

При подготовке к выполнению заданий по говорению для совершенствования диалогических навыков и умений необходимо развивать следующие речевые умения:

умение задавать вопросы разных типов;

логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;

использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;

употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения;

пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких, как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т.д.

На олимпиаде проверяются умения речевого взаимодействия с партнером, а также степень сформированности социальной компетенции. И то и другое в комплексе определяют уровень речевой компетенции.

Список литературы

    Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. 380 с. (Образование в документах и комментариях).

    Сафонова В.В. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков. II-XI классы. М.: Просвещение, 2005.

    Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пос. для студентов пед. вузов и учителей. 2-е изд. М.: Просвещение, 2003. 239 с.

И.Н. Сухоплюева . Как подготовить школьника к участию в олимпиаде по английскому языку // Одаренный ребенок. 2011. № 1. С. 135-140

Только что вернулась с муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Я была экспертом в 7- классах, но на проверку мне попались 2 работы из 8 класса. Порой, приходилось отстаивать выставленные баллы, спорить, но в общем и целом победители были налицо, и как-то так сложилось, что работы победителей оказались в моих руках.

Но речь о том, что же делать, чтобы более-менее успешно написать олимпиаду.

Первое и самое важное: учитесь работать с текстом ! Мы все должны осознавать, что английский язык, как и любой другой, - это система, и поэтому всё обучение должно проходить исключительно в этой системе. Учитесь не просто читать, а вчитываться, выделять главное. Учитесь сначала на русских текстах. Возьмите тексты из разных отраслей знаний и 1) попробуйте озаглавить текст, если он не озаглавлен; 2) выделите главное, ключевое предложение в каждом абзаце, а затем, сложив все эти предложения вместе, выглядите главную мысль текста; 3) переходите к тексту на иностранном языке.
Хорошо помогают упражнения с заданием вставить недостающие абзацы в текст, как в ЕГЭ. Или - разложить абзацы в логическом порядке так, чтобы получился связный текст.
Не могу обойти стороной сочинения, эссе и письма личного характера. Пишите их почаще, выделяйте ключевые составляющие: введение, основная часть, заключение. Если вы пишете рассказ, как было, кстати, сегодня в задании, не забудьте про введение, завязку, кульминацию, развязку и концовку, не забудьте про нить высказывания, которая ни в коем случае не должна обрываться, используйте слова-связки, вводные слова и выражения, сложные предложения с нужными союзами и союзными словами.
Также скажу о типичной ошибке, которая сегодня на олимпиаде проходила у детей красной нитью: деление на абзацы. Вот вроде и работа хорошая, и коммуникативная задача решена, и лексика разнообразная, НО: текст НЕ поделен на абзацы, соответственно за логику - увы! - пришлось поставить 0 баллов.
Второе, не менее важное: словообразование . Это действительно сложная отрасль языка, но ее сейчас спрашивают буквально везде. Не умеешь образовывать слова - не получишь высокого балла, а главное - не пополнишь своего словарного запаса. О книгах и пособиях по самоподготовке к словообразованию смотрите .
Третье: лексика и грамматика . Думаю, здесь комментарии излишни. Нужно просто больше читать на языке, слушать, смотреть фильмы, учиться говорить на английском языке, а не на русском английскими словами.
Четвёртое: страноведческая информация . Это просто чтение, чтение и еще раз чтение о странах изучаемого языка. Начнем с того, что в школах красной нитью проходят уроки по страноведению и заканчивая тем, что на ГИА и ЕГЭ требуются необходимые знания - и в письменной, и в устной речи. Так что без этого никак не обойтись. В настоящее время существует огромное количество пособий по этой теме с тестами. Можно и по-русски читать, но лучше все же по-английски.
Делая вывод, хочется просто сказать: в любом случае дерзайте. Не побеждает тот, кто не пробует. Олимпиады и всякого рода конкурсы - это толчок к тому, чтобы вы поняли, где пробелы в ваших знаниях, над чем еще нужно работать более усиленно. Удачи вам!!!
Источник картинки - интернет

Подробности Создано: 17.11.2013 13:33 Просмотров: 7219

ЕГЭ по английскому языку

Раздел 4. Письмо

Раздел « Письмо» состоит из двух заданий: написание письма личного характера (С1) и письменное высказывание с элементами рассуждения (С2).

Рассмотрим первый вид письменного задания (С1), при выполнении которого необходимо помнить следующие моменты:

Правила выполнения задания раздела « Письмо» (С1):

  1. Внимательно прочитайте не только инструкции, но и текст- стимул (отрывок из письма друга на английском языке).
  2. Не пишите на черновике полный текст. Наметьте план своего ответного письма с ключевыми словами.
  3. Не забудьте написать адрес и дату в правом верхнем углу письма.
  4. Во вступительной части письма надо выразить благодарность за полученное письмо и, возможно, извинение, что не сразу написан ответ.
  5. В основной части письма напишите ответы на все заданные вопросы из письма-стимула и задайте все необходимые вопросы другу по переписке. Ваши ответы и вопросы логично разделите на абзацы. Вы можете сначала задать вопросы, а затем отвечать на вопросы друга.
  6. В заключительной части письма необходимо упомянуть о дальнейших контактах,

написать завершающую фразу, подписать письмо.

  1. Проверьте содержание и правильность организации текста. Количество абзацев в письме должно быть оправдано. Письмо может содержать 4-5 абзацев. Обратите внимание на то, что вы должны передать в письме всю информацию, которая содержится в задании.
  2. Проверьте количество слов в вашем письме.

Структура написания письма:

1 . Адрес (вверху, в правой стороне) - краткий (город, страна) или полный

2 . Дата под адресом.

3 . Обращение (слева, на отдельной строке, неофициальный стиль).

Имя дается в тексте инструкции.

(начало письма); возможно извинение, что не ответил раньше (после благодарности).

5 . Основная часть (полные ответы на все вопросы зарубежного друга).

6 . Запрос информации (постановка вопросов в соответствии с заданием).

7 . Упоминание о дальнейших контактах (предпоследняя фраза).

8 . Завершающая фраза (неофициальный стиль, на отдельной строке).

9 . Подпись (имя, на отдельной строке).

Советы по выполнению задания:

1. В процессе решения коммуникативной задачи (содержание) не забудьте проверить соблюдение принятых в языке норм вежливости и стилевое оформление текста (неофициальный стиль).

2. Большая часть письма должна быть потрачена на решение коммуникативной задачи

(ответы на вопросы ). При этом не допускается, чтобы один ответ на вопрос равнялся одному предложению или чтобы один абзац равнялся одному предложению, т.е. абзац должен как минимум состоять из двух предложений .

  1. Ваши вопросы должны точно соответствовать именно тексту инструкции , а не только тексту самого письма.

Нельзя задавать вопросы в косвенной речи. Вопросы «………., whataboutyou?» или «…….,why?» считаются ошибкой и не засчитываются. Нельзя задавать вопрос – «Wouldyoulike…..?» Следует разнообразить типы вопросов, например: один общий и два специальных вопроса или наоборот.

4 . В организации текста необходимо обратить внимание на логичность высказывания , правильное использование средств логической связи (because…, bytheway…, and…), которые помогают понять вашу мысль, а также на наличие предлогов, артиклей, местоимений.

5 . Помните о требованиях к структурному оформлению текста, в частности,

О правильном делении текста на смысловые абзацы. При выделении абзацев можно начинать каждый новый абзац с красной строки или можно пропускать одну строчку между абзацами, но красной строкой их не выделять.

В личном письме возможны несколько вариантов деления текста:

Ответ на каждый поставленный вопрос может быть выделен в отдельный абзац;

Ответы на все вопросы можно рассматривать как один абзац, а все ваши вопросы – как другой абзац.

Нельзя начинать абзац со слов: «Yes… Ofcourse…Because.. » Употребление слова «well» является ошибкой, так как оно характерно для устной речи (т.е. не соблюдается стилевое оформление текста).

6 . При выполнении данного задания необходимо использовать словарный запас и грамматические структуры, соответствующие поставленной задаче. Например, если вопросы в тексте-стимуле заданы в прошедшем времени, то и отвечать на них надо тоже

в прошедшем времени.

7 . Следует избегать орфографических и пунктуационных ошибок, так как они могут затруднить понимание текста. В этой связи напоминаем, что в английском языке приняты только верхние кавычки. Если главное предложение стоит перед придаточным с «if», то запятая не ставится.

8. Особое внимание следует обратить на соблюдение требуемого объема слов при написании личного письма: 100-140 слов. При определении соответствия объема считаются все слова, начиная с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, частицы, артикли. В личном письме адрес, дата и подпись также подлежат подсчету.

При этом считаются как одно слово:

Стяженные (краткие формы)- I’ve, doesn’t

Числительные, выраженные словами - twenty-one

Числительные, выраженные цифрами – 2012

Сложные слова – English-speaking

Сокращения – UK, e- mail

Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании С1 менее 90 слов, то задание проверке не подлежит и все задание оценивается

в 0 баллов.

При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании С1 более 154 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания С1 отсчитываются 140 слов и

оценивается только эта часть работы, т.е. какие-то аспекты останутся за рамками

проверки, а за неполное раскрытие темы с вас снимут баллы за содержание.

9 . Если в подписи указаны имя и фамилия , то работа не подлежит проверке . Категорически запрещается рисовать «смайлики» или делать какие- либо посторонние записи, в том числе личного характера (например, писать полный домашний адрес).

Sokol, Vologda region,

Russia

(пробел)

Обращение: Dear + Имя, (Dear Jane,)

Первое предложение (обращено к адресату): Thanksforyourletter…

I’m sorry I haven’t written for so long, but…

Заключительная часть письма: That’sallfornow. Do write back soon.

Looking forward to hearing from you .

Заключительная фраза: Bestwishes,

Подпись: Anton

Максимальная оценка выполнения задания С1 составляет 6 баллов.



Загрузка...
Top