Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования Выпускающая кафедра для направлений

Специальность: 270303 «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия»

Квалификация: Архитектор-реставратор

Формы обучения: очная (6 лет)

Выпускающая кафедра: «Архитектура и дизайн»

Вступительные экзамены: Русский язык (ЕГЭ);

Математика (ЕГЭ);

Искусство (рисунок, композиция,

Реставрация это - в первую очередь восстановление исторического облика объекта - ремонт и реставрация фасадов, восстановление интерьеров, дизайн помещения. Это необходимая и в тоже время интересная специальность. В Астрахани в конце XVI – начале XVII вв. сформировался посад – Белый город. Центр, которого образовывали Русское, Персидское, Армянское и Индийское гостиные подворья. Но, с того времени, многие памятники архитектуры утратили свой первоначальный вид, а большинство не сохранились до наших дней. В нашем городе особенно много памятников архитектуры и исторической застройки, специалисты реставраторы просто необходимы не только в г. Астрахань, но и в других регионах России.

Архитектурная реставрация памятников зодчества как специальная отрасль культуры в России возникла сравни­тельно недавно. С второй половины прош­лого века, отмеченной значительными успехами в области археологии , можно говорить о научном подходе к восстановительным работам, основанном на глубоком изучении истории зодчества и исследовании самого объекта.

Термин «реставрация» происходит от латинского «restau-ratio» - восстановление, задачей которого является максимально раскрыть художественные качества, исторически ценные особенности, а также сохранить подлинность памятника архитектуры. Это возможно реализовать лишь на основе глубоких знаний, опираясь на тщательные и всесторонние исследования. Поэто­му тот, кто посвятит себя профессии реставратора, должен быть высококвалифицированным специалистом, в совершенстве знающим историю зодчества, разбирающимся в различных архитектурных конструкциях, в том числе и древних. Помимо этого, он должен владеть графическим мастерством, навыками научной работы .

Реставрация памятников культурного наследия - это обширней­ший комплекс действий, включающих и простой ремонт, и консервацию в существую­щем виде, и восстановление утраченного архитектурного облика.

Реставрации предшествует сложней­шая научно-исследовательская работа по изучению самого памятника архитектуры и различных историко-архивных материалов.

В большинстве случаев при реставрации здания используются прежние несущие конструкции: капитальные стены, перекрытия, лестничные площадки и марши. Меняются все инженерные коммуникации, полы, стены или перегородки, потолки, кровля . Но бывают случаи, в которых необходимо капитальное строительство. Это возможно сделать по сохранившимся фото - и видеоматериалам, планам и чертежам.

Подытожив полученные в результате всестороннего изу­чения памятника исходные данные, реставратор должен ре­шить, на какой оптимальный, т. е. представляющий наиболь­шую историко-архитектурную ценность, период в жизни сооружения следует восстанавливать его целиком или отдель­ные части.

Реставрация и реконструкция затрагивает не только внешний облик здания, его внутреннее пространство с предметами обустройства, а также объекты градостроительства (города, поселения, парки, скверы и т. д.)

Реставрацию следует рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, современ­ная реставрация - это наука, имеющая свою научную ме­тодику, с другой - это область искусства. Поэтому архитек­тор-реставратор должен, как любой ученый и художник, обла­дать сильно развитой интуицией и творческим воображением.

На рис. 1, 2, 3 представлены фотографии - дом Шелихова по ул. Красная Набережная 43 в г. Астрахани, по которым можно проследить работу реставраторов и изменение внешнего облика здания с XIX века до наших дней.

Рис. 1. Дом Шелихова, XIX в.

Рис. 2. Дом Шелихова, XX в.

Рис. 3. Дом Шелихова, XXI в.

Список мест работы архитектора-реставратора:

Исследовательская проектная фирма «Ярканон».

Архитектурно-строительная фирма «Архитон».

Если ты талантлив, целеустремлен и у тебя есть желание научиться воссоздавать исторический облик зданий и интерьеров, приходи!!!

Планируют заключить соглашение о сотрудничестве, связанном с этим направлением. побеседовала с Волковым о тонкостях реставрации архитектурных памятников в России и перспективах взаимодействия с министерством культуры.

«Лента.ру»: Мединский посетил ваш вуз, чтобы подписать соглашение о сотрудничестве, почему его так и не заключили?

Волков: На этой встрече не планировалось подписание соглашения. Состоялся первый во всей вековой истории МИСИ-МГСУ визит министра культуры России - для нас это знаковое событие. МГСУ в первую очередь строительный вуз, но неотъемлемой частью его профессиональной ответственности также является творчество - архитектура и градостроительство. А с этого года мы открываем подготовку специалистов по новому для нас направлению - это реконструкция и реставрация архитектурного наследия. Именно это и стало основным поводом для визита - министр лично приветствовал первокурсников, решивших связать свою жизнь с этой уникальной, исключительно интересной, многогранной и перспективной профессией.

Специальность оказалась популярной среди абитуриентов?

Она оказалась достаточно популярной - настолько, насколько мы могли на это рассчитывать. Любой университет, открывая новое направление, идет на определенные риски в части первого набора. Должен быть благоприятный информационный фон. Ребятам, которые решились поступить на эту специальность, тоже потребовалась смелость. Хотя мы здесь никакого страха не испытываем, а вот молодой человек, только что закончивший школу, должен переориентироваться, условно говоря, с традиционного направления «Архитектура» на более предметно ориентированную «Реставрацию». При этом деятельность эта скорее даже более востребована сегодня. Специалистов в области реставрации кратно меньше, чем архитекторов. В стране таких людей серьезного уровня единицы.

Когда мы решили развивать это творческое направление, мы обратились в с просьбой выделить нам дополнительные бюджетные места для набора. А за последние несколько лет в университетах их общее число практически не менялось. Но ведомство нашло возможность выделить нам дополнительно порядка 40 бюджетных мест на творческие направления. Большинство из них мы отдадим на «Реконструкцию и реставрацию архитектурного наследия», но только со следующего учебного года. А в 2017-м мы решили не терять времени и, поскольку у нас есть лицензия на новое направление подготовки и государственная аккредитация укрупненной группы специальностей и направлений подготовки, открыли прием на контрактную форму обучения. При всех рисках нам удалось набрать полную группу конкретно профессионально ориентированных ребят, которые сегодня уже приступят к учебе.

Особенность подготовки по этому направлению в нашем университете заключается в том, что вместе с творческой составляющей в души и сердца, в умы наших студентов мы сеем еще и существенный объем инженерных знаний. Это относится и к архитекторам, и к реставраторам. Специалист в этих областях должен быть не просто способен отразить свой собственный взгляд на объект, он также обязан хорошо понимать, как это должно быть реализовано на практике, из каких материалов это должно быть сделано, будет ли устойчива та или иная конструкция. Архитектор в нашем понимании - это вообще главный человек на стройке с серьезным багажом инженерных знаний. А реставрация в этом смысле - еще более ответственная специальность, поскольку в ней нужно знать не только о современных строительных технологиях и материалах, но и представлять, как это делали раньше, и понимать, как совмещать старые технологии на объектах архитектурного наследия с технологиями перспективными. Поэтому наши творческие выпускники одновременно и инженеры.

Для этой специальности вы набирали новых преподавателей?

Мы имеем серьезный кадровый потенциал, который будет охватывать инженерную составляющую подготовки студентов. Кроме профильных кафедр в составе Института строительства и архитектуры, у нас есть Научно-исследовательский институт строительных материалов и технологий с уникальной лабораторной базой, которая не просто соответствует мировому уровню, но по многим показателям его и превосходит. У нас очень серьезное гуманитарное направление - кафедра, связанная с культурологией, историей архитектуры. Архитекторов тоже не первый год готовим. И если говорить о специфике реставрационной подготовки, то наши преподаватели и профессора готовы ее воспринять. Но мы, конечно, открыты для того, чтобы пополнять наш коллектив профессионалами с практическим опытом работы. Сформировать коллектив хороших преподавателей - задача всегда не из легких, но университет сегодня - конкурентное место работы, в том числе и по уровню заработной платы.

С какой главной сложностью столкнутся студенты на «Реставрации»?

Если действительно хочешь стать востребованным специалистом, то всегда столкнешься со сложностями - необходимо много работать. Для разных людей с разным характером они воспринимаются по-разному. Для кого-то главная проблема - тайм-менеджмент, который тут совсем другой, нежели чем в школе. Нужно правильно себя организовать, чтобы не пропускать занятия, привыкнуть к ритму университета. У кого-то сложности с подготовкой - плохо дается рисунок или, наоборот, точные науки. А главный вызов для специалистов в области реконструкции и реставрации, думаю, будет заключаться в совокупности всех этих сложностей. Потому что это тот специалист, который должен сочетать в себе и творческую, и инженерную составляющую, а также иметь надпрофессиональные навыки - это современный тренд в образовании, когда вместе с профессией выпускник нашего университета вбирает в себя ряд надпрофессиональных компетенций, чтобы быть конкурентоспособным на рынке. Это, например, системное мышление, управление программами и проектами, коммуникабельность, навыки бережливого производства, навыки социального и психологического анализа - все, что помогает стать не только рядовым специалистом с технической и творческой точки зрения, но и дорасти до уровня руководителя, способного как решать, так и ставить задачи.

Фото: предоставлено пресс-службой МГСУ

В чем будет заключаться ваше сотрудничество с министерством культуры?

Мы сейчас прорабатываем этот вопрос. Летом наш университет принимал участие в заседании коллегии Минкульта, где мне была предоставлена возможность сделать доклад по возможным направлениям перспективного сотрудничества. А сегодня министр познакомился с нашим университетом, ребятами, которым предстоит освоить эту профессию. По результатам встречи будет дан ряд поручений и подготовлен текст соглашения о стратегическом сотрудничестве, которое мы планируем подписать в самое ближайшее время. Минкульт заинтересован в подготовке специалистов-реконструкторов и готов принимать в этом активное участие.

Вопросы, которые обсуждались на встрече, - организация практики, организация Минкультом связи и взаимодействия с организациями в реальном секторе экономики, которые сегодня выполняют существенный объем реконструкции и реставрации объектов архитектурного наследия. Новое направление подготовки мы будем развивать в нашем историческом здании - архитектурном памятнике «Дворец графа Мусина-Пушкина на Разгуляе» в центре Москвы. Мы прилагаем все усилия, чтобы поддерживать его в хорошем состоянии, но объекту, учитывая масштаб деятельности, которую мы планируем там развернуть, может понадобиться комплекс дополнительных реставрационных работ, что мы также обсуждали с министерством. Кроме прочего, в рамках совместной деятельности мы планируем активно выступать с предметными исследовательскими проектами и проектами в формате научного и образовательного международного сотрудничества.

На вашей встрече с Мединским создалось впечатление, что вы еще ведете переговоры по соглашению, потому что во время беседы и вы, и министр постоянно высказывали какие-то инициативы по сотрудничеству. Есть что-то, что вы еще не озвучили?

Основные идеи уже оформлены в рамках проекта будущего соглашения. Мы никаких особенных тайн из этого не делали. Есть еще ряд конкретных предложений по актуальным проектам в активной фазе реконструкции, планирование профильной научно-технической деятельности, ряд инициатив в области дополнительного профессионального образования, переподготовки и аттестации кадров.

Я считаю, что сотрудничество с министерством культуры на новом уровне способно привнести в университет творческую атмосферу на более масштабном уровне. Этого нам сегодня не то что не хватает - просто мы в первую очередь строительный университет, у нас своя, совершенно особенная атмосфера. Из наших «технических» стен вышло огромное число творческих выпускников - это , многие современные режиссеры и продюсеры, Владимир Высоцкий даже у нас учился. А вот искусство и творчество именно архитектурной, исторической, духовной составляющих зодчества - эта неотъемлемая составляющая нашего нового уровня профессиональной ответственности в качественном развитии созидательной деятельности. Именно на этом, к слову, университет акцентирует внимание в начале нового учебного года собственным содержательным и визуальным преображением - новым комплексом элементов фирменного стиля, включая оригинальный логотип, палитру фирменных цветов, оригинальную графику. Все это формирует новый уровень представлений, эмоций, ассоциаций и профессионально-ценностных ориентиров МГСУ сегодня и в будущем.

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия (технологии реставрационных работ) (120 академических часов)

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия (72 академических часа)

Проектирование (дизайн) объектов пространственной среды в Graphisoft ArchiCAD и Autodesk 3DSmax

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия. Современные требования профессионального стандарта и подготовки архитекторов-реставраторов. Современная практика проведения реставрационных работ.

Разработка научно-проектной документации на проведение реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия

Цель реализации программы - формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области реконструкции и реставрации архитектурного наследия.

Слушатели, обучающиеся по данной программе, готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: проектно-исследовательской, критической и экспертной, коммуникативной, организационно-управленческой.

Требования к необходимому уровню подготовки поступающего на обучение по программе профессиональной переподготовки

Лица, желающие освоить данную программу профессиональной переподготовки, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Архитектура» или «Строительство».

Предполагается наличие навыков работы с компьютером и определённых навыков строительного черчения, ручной графики (рисунка), применения знаний начертательной геометрии. В противном случае может потребоваться дополнительная подготовка в процессе обучения. Желательно наличие определённого стажа работы с объектами культурного наследия.
В силу специфики формы переподготовки целесообразен предварительный выбор объекта архитектурно-реставрационного проектирования, расположенного в доступном для слушателя месте, с возможностью получения об объекте необходимой библиографической, архивной и другой информации. Это создаст благоприятные условия для получения практических навыков работы с архитектурным наследием. В этом выборе слушателю может оказать помощь организация, посылающая сотрудника на переподготовку, наличие такого объекта повысит общую эффективность освоения образовательной программы.

Режим занятий :

1-ая сессия - 5 дней аудиторных занятий (лекции, зачеты, экзамены), 1 день практических занятий на объекте культурного наследия в Санкт-Петербурге

2-ая сессия - 5 дней аудиторных занятий (лекции, зачеты, экзамены, защита курсового проекта) 1 день практических занятий на объекте культурного наследия в Санкт-Петербурге

Самостоятельные занятия

3-я сессия - 5 дней (лекции, зачеты, экзамены, ликвидация задолженностей, консультации)

Самостоятельные занятия , практические занятия, консультации в удаленном доступе

4-ая сессия - 5 дней (ликвидация задолженностей (зачеты, экзамены), консультации по защите дипломного проекта, защита дипломного проекта)

Программа обучения:

1. Архитектурно-реставрационное проектирование
1.1.Методология архитектурно-реставрационного проектирования
1.2.Архитектурно-реставрационное проектирование и учебно-производственные практики
2. Архитектурно-строительные конструкции, материалы, технологии:

2.1.Исторические архитектурные конструкции и материалы

2.2.Исторические строительные материалы и технологии производства работ

2.3.Основы технологии, организации и экономики реставрации.

3.Инженерные системы и среда объектов реконструкции и реставрации:

3.1.Средовые факторы и безопасность жизнедеятельности.

3.2.Инженерные системы объектов РРАН.

4.История и теория реставрации

4.1.История архитектуры (в контексте исторических стилей)

4.2.История и методология реставрации памятников архитектуры

4.3.Теория реставрации

4.4.История и методология реконструкции объектов архитектурного наследия

4.5.История и методология реновации исторической застройки

4.6.История садово-паркового искусства.

5.Законодательство и менеджмент:

5.1.Законодательство в области реставрации

5.2.Архитектурный менеджмент и администрирование

Практика:

  • Проектно-ознакомительная
  • Технологическая
  • Проектно-изыскательская
Итоговая аттестация:

Защита дипломной работы (проект реставрации ОКН)

В результате освоения образовательной программы выпускник должен:

знать - основы методологии деятельности и научных исследований, место архитектурного историко-культурного наследия, роль его сохранения в формировании полноценной и стабильной среды жизнедеятельности человека и общества, основы истории архитектуры в контексте развития стилей, историю становления и развития деятельности по РРАН, основы теории и методологии работ по сохранению памятников архитектуры, реконструкции сложившейся исторической застройки, современную проблематику теории и методологии деятельности по сохранению памятников архитектуры, законодательную базу, нормы, правила и стандарты, регламентирующие деятельность по РРАН, состав и содержание научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научного руководства, технического и авторского надзора, направленных на сохранение и приспособление объектов, функциональные, санитарно-гигиенические, пространственно-композиционные, объёмно-планировочные, материально-конструктивные, инженерно-технологические, социально-экономические основы формирования среды сложившейся городской исторической застройки (на примере объектов Санкт-Петербурга), типологию конструкций объектов жилой исторической застройки и объектов храмового зодчества, типологию строительных материалов и технологий при реконструкции и реставрации объектов архитектурного наследия, особенности инженерного обеспечения реконструируемых и реставрируемых объектов.

уметь - применять методологию деятельности и научных исследований при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, проводить архивные исследования, осуществлять натурные обследования, графическую и фото фиксацию и обмеры объектов, анализировать исходную информацию, участвовать в разработке задания на проведение работ по сохранению объекта, определять сложность реставрационных работ, анализировать архитектурную композицию и стилистику архитектурного произведения, выявлять исторические источники и прототипы композиционных и стилистических решений в произведениях архитектуры, осуществлять поиск архитектурно-композиционных, стилистических, материально-конструктивных аналогов объектов РРАН, проводить историко-культурную экспертизу бъекта и участвовать в определении предметов его охраны, выдвигать архитектурно-реставрационную концепцию, выбирать методы и приёмы реставрационных работ в соответствии с характеристиками объекта, реализовывать их в ходе разработки проекта реставрации, обеспечить в проектах реставрации памятника архитектуры и при его приспособлении к изменяющимся потребностям общества сохранение его историко-культурной ценности, участвовать в авторском надзоре за реализацией проектов РРАН, в составлении научно-реставрационного отчёта, участвовать в обсуждении, защите, согласовании проектно-реставрационных решений в органах охраны архитектурного наследия, технически грамотно использовать новые и исторические строительные материалы, конструкции и технологии в реконструкции исторической застройки и реставрации памятников архитектуры, использовать эмпирические приёмы конструирования, обеспечить энерго- и ресурсоэффективность при выборе архитектурно-реставрационных решений.

владеть - навыками выполнения архитектурных и архитектурно-археологических обмеров, методикой визуального архитектурного и технического освидетель-ствования состояния здания и его основных несущих конструкций, навыками графического оформления результатов научно-исследовательских работ, проектов РРАН, основными методами историко-архитектурного и композиционного анализа произведений архитектуры, навыками применения знаний истории архитектуры для использования методов исторической стилизации, навыками применения методов прикладных научных исследований, используемых на предпроектной, проектной и постпроектной стадиях реставрационного проектирования.

Пo oкoнчaнии oбyчeния выдaeтcя диплом о профессиональной переподготовке , кoтopыи дaeт пpaвo нa вeдeниe нoвoгo видa пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти

Бакалавриат академический

Очная - 5 лет

Русский

Бюджетные и контрактные места

Государственная аккредитация до 29.10.2021 г.

Наряду с освоением традиционной архитектурной деятельности, программа обучения с первого курса направлена на сохранение архитектурно-градостроительного наследия. Подробно изучаются методики исследования памятников и градостроительной среды, проведения работ по обеспечению охраны памятников: определению предметов охраны, подготовки учетной документации, определению границ территорий памятников и режимов использования, проектирования зон охраны и градостроительных регламентов различных видов культурного наследия. Студентами детально изучаются методы проведения реставрационных и реконструктивных работ, знание которых находит применение в курсовых проектах, выполняемых по материалам реальных объектов. Кроме того большой блок лекционных и практических занятий посвящен воссозданию объектов наследия и исторических территорий. Сейчас в условиях развития регионального туризма эти знания весьма востребованы при проектировании историко-культурных заповедников и тематических парков. Еще одним важным направлением работы является реконструкция кварталов застройки различных исторических периодов и отдельных сооружений с тем, чтобы они максимально отвечали потребностям сегодняшнего дня. Основные научные и научно-педагогические направления - Исследование процессов формирования и развития системы расселения, сложившейся на территории ЦЧЭР - Выявление и изучение историко-архитектурного наследия на разных уровнях проектирования -Значение историко-культурного наследия при формировании современной жилой среды - Роль композиционной подготовки в процессе обучения студентов архитектурных специальностей Защита дипломных проектов будущих архитекторов-реставраторов ежегодно вызывает большой интерес у специалистов и рядовых граждан, мечтающих о том, чтобы застройка наших исторических городов и сел сохранила свою индивидуальность. Для проектирования выбираются реальные, разрушающиеся памятники, находящиеся на территории Воронежской и соседних областей: церкви, усадьбы, монастыри, памятники гражданской архитектуры. Вторым направлением дипломных работ является реконструкция участков исторических территорий: кварталов, площадей, улиц, а также исторических городов и сел. Еще одним важным направлением в дипломном проектировании становится воссоздание исторической среды, создание проектов историко-культурных заповедников и тематических парков. Нередко выпускники выбирают для своей главной студенческой работы тему комплексной реконструкции кварталов застройки 1960-80-х годов, создавая взамен скучных жилых кварталов панельных домов яркую и радостную среду.

Загрузка...
Top