Портрет его жены: русские музы европейских художников. Портреты ольги пикассо Художник и балерина: история любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой в фотографиях и картинах

Весна 1917 года, Рим… Именно здесь идёт подготовка к новому спектаклю труппы «Русских балетов» Дягилева - «Парад». Это будет нечто особенное - и музыка, и декорации, и костюмы доверены молодым французским представителям новых течений в искусстве. Так, в качестве художника-постановщика приглашён знаменитый Пабло Пикассо.

Скандальный мэтр кубизма с большим энтузиазмом окунается в новый для себя мир сцены, балета, красивых женщин…

Особенно его привлекает одна - солистка кордебалета Ольга Хохлова. Она красива и, что немаловажно, из «благородных» - редкий случай, когда на сцене танцует дворянка с хорошим образованием. Да, она не прима, но всё же имеет в своём активе несколько сольных партий второго плана. А главное - она загадочна!

Ольга не оказывала бурных знаков внимания знаменитому ловеласу (в отличие от многих). Она была сдержанна, чем и приглянулась Пикассо. После двухмесячных попыток завлечь её в свои сети, художник понял, что здесь надо действовать иначе. И в результате… он на ней официально женился! В феврале 1918 года они обвенчались в русской церкви в Париже.

Историки искусства пишут, что это был брак, скорее, по рассчёту, ведь путь в большевистскую Россию Ольге был к тому времени уже заказан, а Пикассо тешил своё самолюбие женитьбой на неприступной великосветской красавице «из хорошей семьи».

Свою жену и сына Поля (Пабло) художник писал много раз. Причём Ольга настаивала, чтобы она была всегда узнаваема. И именно поэтому все её портреты выполнены в реалистической манере, хотя недолгие 5 лет супружества Пикассо активно писал картины в кубистической и сюрреалистической манерах.

«Портрет Ольги в кресле» написан с фотографии 1917 года, в период знакомства. Здесь ей 26 лет.

Мягкие славянские черты лица - томный взгляд, широкие скулы, нежный румянец, маленькие чувственные губки, белая кожа… Тщательно прописаны платье, веер и накидка кресла. Всё остальное - как бы слегка намечено.

Портрет производит впечатление незавершённости. Это, скорее, карандашный набросок в стиле французского Ренессанса, или близко к манере такого признанного корифея французской классической живописи начала XIX века как Жан Огюст Доменик Энгр.

В общем, это совсем другая живопись. Может, потому что художник наслаждался в тот момент гармонией в отношениях? А ещё он, безусловно, идеализировал свою модель.

И как бы потом не складывались их отношения, даже после разрыва (даже одновременно с ещё двумя гражданскими браками мужа) Ольга оставалась официальной супругой Пикассо вплоть до своей смерти в 1955 году.

И именно Ольга Хохлова «открыла» череду русских жён знаменитых французских и испанских представителей искусства XX века! Поэтому и остаётся в истории её милый образ как Образец истинно русской красоты…

Алла Разумова

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости, Анна Михайлова. В ГМИИ имени Пушкина открывается выставка, посвященная одной из самых известных супружеских пар в мировом искусстве — Пабло Пикассо и балерине Ольге Хохловой. Она была рядом с художником 18 лет и послужила моделью для множества его полотен.

Эта выставка — роман о жизни и искусстве. Впервые ее представили в Национальном музее Пикассо в Париже в 2017 году к столетию знакомства Пабло и Ольги. Одним из кураторов московской экспозиции выступил их внук и президент Музея Пикассо в Малаге Бернар-Руис Пикассо. Он привез в Россию семейное собрание неизвестных работ своего знаменитого деда, а также архивные материалы, найденные в дорожном сундуке Ольги Хохловой. Бернар-Руис Пикассо надеется, что это поможет российским зрителям узнать больше о его бабушке, чей образ сильно мифологизирован. РИА Новости проследило эволюцию отношений художника и балерины в пяти знаковых картинах Пикассо.

Муза

© Succession Picasso 2018

© Succession Picasso 2018

Хохлова и Пикассо познакомились в Риме в 1917 году, во время работы над балетом "Парад". Уроженка Черниговской губернии Ольга Хохлова поступила в знаменитую труппу "Русских балетов" Сергея Дягилева в 1911-м и путешествовала в ее составе по Европе и США. Юная балерина сразу стала музой художника. Пикассо сопровождал возлюбленную на гастролях, писал ее портреты.

Примечательно, что авангардист Пикассо изображал Ольгу исключительно в реалистичной манере. Говорят, на этом настаивала сама балерина, которая не была поклонницей современного искусства и хотела "узнавать свое лицо" на картине. Так начался неоклассический период в творчестве Пикассо. К этому времени относится и знаменитый "Портрет в кресле", где Ольга, как на троне, воцаряется в жизни и искусстве. Современники считали, что Пикассо приукрасил свою музу. Однако представленные на выставке фотографии Хохловой это опровергают.

Жена

© Succession Picasso 2018

© Succession Picasso 2018

Хотя друзья отговаривали 37-летнего художника от брака, в июле 1918 года пара обвенчалась в православном соборе Александра Невского в Париже. Молодожены заняли видное место в парижском обществе. Вместе с Ольгой Пикассо обрел новый социальный статус — светской персоны.

Супруги проводили время в салонах и замках знатных господ. Но глядя на портреты Хохловой того времени, трудно поверить, что это приносило ей радость.

© Succession Picasso 2018

© Succession Picasso 2018

Хотя союз был заключен по любви, а слава мужа стремительно росла, жизнь Ольги омрачалась вестями с родины, где шла Гражданская война. Последний раз Хохлова побывала в России в 1915 году. После революции она на три года потеряла контакт с семьей. Потом Ольга узнала, что ее отец и брат присоединились к белой армии, а мать и сестра жили в крайней бедности.

Этот период на выставке озаглавлен как "Меланхолия". Действительно, на всех картинах Пикассо тех лет Хохлова погружена в себя: в ее застывшем взгляде читаются задумчивость и тревога. К волнению за близких добавилось еще одно несчастье — из-за травмы ноги балерина оставила сцену.

Мать

© Succession Picasso 2018

© Succession Picasso 2018

В 1921 году у супругов родился сын Поль — Пикассо впервые стал отцом. Теперь во многих его работах — восторг и непривычная нежность: художник сделал десятки рисунков жены и сына. Сцены семейной идиллии показывают возрождение интереса Пикассо к Античности и Ренессансу, возникшем, когда он только познакомился с Ольгой.

На работах, собранных в разделе "Материнство", ее не узнать: она изображена в виде олимпийского божества. Этот период, очевидно, стал одним из самых счастливых в жизни Ольги, почти все время она проводила с сыном. На фотографиях и любительских видеосъемках Хохлова выглядит радостной и беззаботной: играет с ребенком, много улыбается.

Чудовище

© Succession Picasso 2018

Название, англ. : Portrait of Olga in the Armchair.
Оригинальное название : Portrait d"Olga dans un fauteuil.
Год окончания : 1917.
Размеры : 130 × 89 см.
Техника: Холст, масло.
Местонахождение : Париж, Музей Пикассо

1916-1925 года считаются периодом, когда Пикассо неожиданно возвращается к классическому портрету, в картинах появляются прозрачные очертания, легкие тона, правильные черты обликов и фигур. Почему в эти годы? Искусствоведы объясняют этот переворот в его творчестве внешними обстоятельствами. Во-первых, Жорж Брак, с которым они «придумывали» и совершенствовали кубизм, ушел на фронт. Самого Пикассо в это время приглашают в Италию, оформлять спектакль для труппы Дягилева, и он попадает в среду классического балета и античной атмосферы Рима. Непосредственное сотрудничество с «Русским балетом» повлияло на художника, который в своем творчестве стал обращаться к изобразительным приемам и сюжетам классического искусства. И самое главное - в этот период рядом с ним жила и вдохновляла его очаровательная русская женщина (ставшая его официальной женой) - балерина труппы Сергея Дягилева - Ольга Хохлова. Многочисленные портреты балерины являют собой одни из самых пленительных произведений, когда-либо написанных художником, даже при том, что своей слегка классической направленностью и пародийностью они несколько озадачили общество того времени. Ольга не любила неопределенность в живописи, терпеть не могла творчесике искания Пикассо и настаивала на том, чтобы быть узнаваемой на полотнах и художник исполнял ее просьбу так долго, как только мог. Чувства Пикассо к Ольге проявлялись и в том, что сначала он везде приукрашивал жену на полотнах. Вряд ли Пабло делал это сознательно, скорее всего, именно такой он и видел Ольгу, нежная прелесть которой завораживала его. Этот период полон нежности и любви, и непонятно, что важнее для него - вдохновение или любовь, но, может быть, эти чувства просто неразделимы в его жизни. Для кого то Ольга Хохлова была средней балериной, невыдающейся красоты и не высокого интеллекта. Друзья художника, лишенные розовых очков влюбленности, видели в ней ничем не примечательную мещанку. Многие уверяли, что в жизни она была намного проще и менее интересней, чем на этих портретах - но когда любящий взгляд был объективным? Он идеализировал ее, сделал божеством, видел ее такой и мы не в праве здесь спорить. Для Пикассо, который пробовал и проституток, и двуполых моделей, и туберкулезных красавиц, и темнокожих девочек из Мартиники, Ольга была настолько обыкновенна, что считалась экзотикой. Но в ней была и какая то загадка. На сей раз это была не таинство другой действительности, а тайна другой страны. Пикассо находил что-то захватывающее во всем русском.

Как известно, спутницы Пикассо в картинах часто являлись олицетворением того, что он о них думает. Когда он любил своих женщин, они были красивы, когда он уставал от них, они становились пугающими. Но мы должны помнить, что Пикассо создавал картину исключительно для себя, у него не было намерений, что все увидят это. Ольга привлекала его не только, как мужчину, но и как создателя, который не просто видит, а чувствует ее красоту, для него эта красота чиста, совершенна, чуть наивна. Но к сожалению со временем она стала всего лишь брошенной музой для художника, не более.

Самой выразительной картиной этих лет считается Портрет Ольги в кресле (1917). Она была написана в Монруже, южном пригороде Парижа, вскоре после их знакомства. Любовь к Ольге вдохновляет его, ее славянская красота традиционна, реальна, и неудивительно, что она создана в реалистической манере. Потрет основан на фотографии, где Ольга восседает на кресле в грязной студии Пикассо с случайными рисунками на стене, с африканскими скульптурами и тряпками на полу. В картине Пабло решил не показывать мастерскую - вместо этого, он оставил холст частично неокрашенным, не вдавался в подробности, заменил ее абстрактным пустым бежевым пространством, за исключением нескольких мнимых линий и мазков. Странно, что модель бросает тень на пустом фоне, ведь на фото этого не обнаружено. Сравнивая портрет со снимком, сделанным в момент позирования, нетрудно заметить, что художник несколько приукрасил черты лица. Фотография показывает сидящую и меланхоличную Ольгу в красивом платье с цветочным рисунком, которое купил ей Пикассо на Ла-Рамбла в Барселоне. Художник попросил Ольгу причесать волосы на прямой пробор, чтобы подчеркнуть правильность черт ее лица. Он хранил, это фотоизображение как доказательство идеализации образа своей модели.

Он сделал Ольгу скульптурой - собственным фетишем плодородия, отображая портрет ее души. Здесь заметна некоторая чопорность чувств, что было мало свойственно Пикассо, тяготение к уравновешенности, ясности формы. Отшлифованный великолепный рисунок, гармония композиции - все это привносило в живопись аромат старинного искусства. Ее фигура очерчена непрерывным контуром и при этом сохраняет естественность пластики и движения. Несмотря на пылающие цвета, у картины есть атмосфера искусственности, Ольга выглядит изолированной в пустом пространстве. Пикассо увидел в Ольге поразительное внутреннее спокойствие, сдержанность, незамутнненость чувств. Портрет Ольги в кресле уникален тем, что дает возможность не только увидеть «в цвете», какой была балерина в далеком 1917 году, но и по-новому оценить возможности живописца Пикассо. Видно, что эту женщину он любил, что он ценил ее русскую красоту, ради нее изменил свой стиль, стал мягче. Классическая манера нашла свое отображение во всем - умиротворенно плавная линия, прихотливая игра оттенков, томный испанский колорит. Вместе с тем он тонко передает загадочность и очарование русской души при помощи некоторых точных деталей: бледная кожа модели, ее неопределенная поза - то ли сидит, то ли стоит, отдаленный взгляд. Задействована оригинальная манера исполнения: игра объемов брошена на плоский фон, отчего женщина словно парит в пространстве. Мы видим, что он сделал мазки кистью слева, как будто он все еще продолжает, и будет продолжать, но он останавливается. Некоторые ученые видят Пикассо в изображении серой тени справа от головы Ольги - волнистые области, похожие на очерки губ и подбородка, а над ними длинная линия носа. Это все похоже на профиль человека, создание эфирного наличия, которое преследует портрет. Это интересно, потому что он проделывает это и в более поздних работах, и отчасти это можно рассматривать как тень собственного присутствия в ней, созерцания.

Хрупкая фигура Ольги в платье решена почти в черных, коричневато-лиловых тонах, и только белое тонкое лицо модели, красивые руки, высокая девичья шея, яркие цветы на веере и накинутой на спинку кресла ткани, словно вспышками озаряют пространство. Богатство сочетаний - черного и красного, золотистого и белого, терракотового и черного делают портрет нарядным, почти парадным. Этот портрет просто прекрасен, она естественна, к тому же загадка в лице заставляет приглядываться снова и снова. Кажется, что, когда он писал Ольгу у него на лице была улыбка, никакой агрессии. Такое ощущуение, что эта именно та его женщина, которую он готов был защищать - только здесь чувствуется нежность. Правда тут нет жизни, активной красоты, восхищенной и окрыленной, она очень красивая колоритная, но застывшая. Несмотря на то, что Ольга здесь сидит в довольно-таки вольной позе, создаётся впечатление, что ей немножко неловко. Она неумело позирует, чувствуется напряжённость в позе, но она естественна. А самое главное - портрет глубоко психологичен. Он предлагает еще и по-новому взглянуть на характеристику возлюбленной Пикассо. Ранимая, обидчивая и замкнутая натура Ольги - как на ладони. Больше похожая на потерянного ребенка, она даже не пытается «восседать» в кресле как «гордая хозяйка положения». И веер, и цветы на обивке кресла, - весь яркий декоративный антураж живет отдельной от нее жизнью. Ольга кажется еще более хрупкой, еще более одинокой в окружении «веселого» богатства красок. Неожиданный оранжево-бежевый, ровный, ничем не заполненный фон стены позади кресла, в котором сидит позирующая возлюбленная Пабло, вносит неясное чувство тревоги и неуверенности, ноту драматизма. Словно что-то в картине не так, чего-то не хватает - будто кто-то должен войти или наоборот исчезнуть. И сама модель слишком легка для тяжелого кресла и для этой пустой стены заднего фона. Она - сидящая с замкнутым лицом, отстраненная - на празднике красок будто чужая. С непреодолимой силой сопротивления выламывается созданный художником образ из заданных ему «рамок» парадного портрета. В этой погруженной в свои мысли Ольге нет ни крупицы, ни молекулы вызова миру, образ хрупкой девушки никак не соотносится с созданной потом легендой о тяжелом и властном характере русской жены Пикассо. Портрет Ольги в кресле таит в себе немало и других неожиданностей и откровений. Вместо модной «испанки» на портрете совершенно непостижимым образом проступила простая и милая московская барышня. Волею небес или провидения на Ольге Хохловой оказалось платье, напоминающее стиль ампир - с завышенной талией, у нее классическая гладкая прическа, изгибы волос элегантно гармонируют с изогнутым краем ее декольте, а в руках она держит сложенный веер. И дело не только во внешности модели и в мелких деталях. В портрете живут отголоски традиционного романтического русского и западного портрета начала XIX века. Так или иначе, кажется весьма значимым, что Пикассо не только использовал любимые цветовые сочетания портретов первой четверти XIX века - золото, бронзу и черный, терракоту и белый, - но уловил и вытащил на свет божий самую суть этой скромной русской барышни, которой оставалась Ольга. Пусть художник и не заглядывал так далеко и, возможно, хотел изобразить совсем другое, но инстинктивно, гениально, нечаянно - уже который раз попал в точку. И этот самый известный психологический портрет Ольги Хохловой можно считать в известном роде мистическим «коридором», по которому легко можно пройти во времена прошлые и будущие, все объяснить и все понять. Но если бы все могли заглянуть так далеко!

Это была любовь с грустным концом. Жаль, что так печально закончилась эта красивая история любви, в которой русская балерина сыграла самую яркую роль в своей жизни. Ее внимательный женский взгляд следил издалека за творчеством гения, которого она продолжала любить, даже не понимая его. Она умерла Ольгой Пикассо,официально оставаясь женой художника, как будто давая ему понять,что продолжала по-своему любить его все эти годы. Страсть и нежность приходят к нам разными дорогами, но каждая любовь по-своему прекрасна и, как ни крути, все же бессмертна...

Портрет Ольги в кресле является достоянием Национального Музея Пикассо в Париже, там же хранятся более ста ее писем, адресованных мужу. Однако доступ к ним пока закрыт. Несомненно, они помогли бы лучше понять их сложные отношения и роль, которую сыграла русская балерина в жизни великого маэстро. В 2010 году, в связи с реконструкцией Парижского музея, проводилась грандиозная выставка Пикассо в Государственном музее изобразительных исскуств имени А.С. Пушкина. Этому событию отечественная публика была обязана в первую очередь Году Франции в России. Выставка была также дополнена работами Пикассо из коллекции ГМИИ и являлась одной из самых масштабных в России за последние 50 лет. Это было главное культурное событие года. Также, архив музея располагает редкими фотографиями Пикассо, Ольги Хохловой и их сына Поля, которые были приобретены в 1973 году у Людмилы Николаевны Митиной, отчим которой Владимир Степанович был родным братом жены художника.

Более чем 250 работ (среди них Потрет Ольги в кресле) из Парижского Музея Пикассо будут экспонироваться в Королевском Дворце в Милане. Эта выставка «Пабло Пикассо: шедевры из Национального Музея Пикассо в Париже» состоится с 20 сентября 2012 по 6 января 2013 года.

Не так давно,17 июня сего года, исполнилось 125 лет балерине из труппы Дягилева Ольге Хохловой, вошедшей в историю под именем Пикассо. В течении почти десятка лет она была для Пабло Пикассо русской Музой, моделью для его картин, женой и матерью его сына.
Ольгу Хохлову Пикассо встретил когда в Париже гастролировал с огромным триумфом Дягилевский балет «Русские сезоны в Париже».
Несмотря на свободные европейские нравы и соблазны, которые окружали девушку, Ольга, аристократка по рождению и видимо по духу, жила в своём собственном мире. Скорее всего, именно эта непохожесть на других, хорошее образование и дисциплина смогли произвести очень сильное впечатление на Пабло Пикассо.
Немаловажное значение имело и то, что Ольга была русской. В те годы Пикассо, великого революционера в искусстве, чрезвычайно интересовало все русское. Познакомившись с Хохловой, Пикассо часто просил ее говорить по-русски. Ему доставляло удовольствие само звучание иностранной речи. Он даже собирался учить язык этой загадочной для него страны, он внимательно следил за развитием событий в России, Февральской революцией. Видимо, все это придавало в его глазах балерине особый романтически-революционный флер.

Пикассо вскоре увлекся Ольгой, со всем присущим ему темпераментом. "Осторожно,- предупреждал его с усмешкой Дягилев,- на русских девушках надо жениться". "Вы шутите",- отвечал художник, который утверждал, что он остается хозяином в любой ситуации.


1920 Danseuse assise (Olga Picasso)

Внешне Хохлова и Пикассо очень сильно отличались друг от друга. Он - коренастый. Она - стройная, высокая, изящная. Но, безусловно, основные разногласия были во взглядах на жизнь. 36-летний художник до встречи с Ольгой во главу угла ставил удовольствия и знал огромное количество женщин. Балерина в свои 27 лет была девственницей и явно не планировала становиться очередной легкой «добычей» Пабло.

Портреты Ольги Хохловой 1917 г.

Пикассо вел себя с Ольгой по-особенному, не так, как с другими. Он не только сделал девушке официальное предложение, но и повел танцовщицу под венец. Для Хохловой это был естественный шаг, для неверующего в Бога Пикассо - желание угодить возлюбленной.

Пикассо много рисовал ее в манере сугубо реалистической. На этом настаивала сама балерина, которая не любила непонятные ей эксперименты в живописи. "Я хочу,- говорила она,- узнавать свое лицо".

В Барселоне Пикассо познакомил Ольгу со своей матерью. Она тепло приняла русскую девушку, ходила на спектакли с ее участием, но однажды предупредила: "С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина". В Барселоне художник написал ее "испанизированный" портрет в мантилье, который подарил матери.

12 июля 1918 года в мэрии 7-го парижского округа прошла церемония бракосочетания Пабло Пикассо и Ольги Хохловой. Оттуда они отправились в русский собор Александра Невского на улице Дарю, где состоялось венчание. Служба была православная.
Пикассо был убежден, что женится на всю жизнь, и поэтому в его брачный контракт вошла статья о том, что их имущество - общее. В случае развода это подразумевало его раздел поровну, включая все картины.
Свидетелями со стороны жениха были Жан Кок-то, Марк Жакоб и Гийом Аполлинер, великий поэт Франции и Польши.
Свадьба была пышная, роскошная, и после нее молодые уехали в свадебное путешествие.


19017г.

1921 г.

Во Франции, они поселились в маленьком доме в парижском пригороде Монруж - со служанкой, собаками, птицами и еще тысячью разных предметов, которые повсюду сопровождали художника.Ольга неплохо говорила по-французски, хотя и с сильным русским акцентом, и любила слушать длинные фантастические истории, которые ей рассказывал Пабло
в Монруже он написал знаменитый "Портрет Ольги в кресле", который сейчас выставлен в парижском музее Пикассо. Сравнивая его с фотографией, сделанной в момент позирования, нетрудно заметить, что художник несколько приукрасил ее черты.


1917 Portrait d"Olga dans un fauteuil

В семейной жизни Пикассо не утратил своей огромной работоспособности, стремления к совершенству. Он писал портреты Дягилева, Стравинского, Бакста, Кокто. Ольгу он нарисовал для своей первой литографии, которая была использована для пригласительного билета на его выставку.

4 февраля 1921 года у них родился сын Поль (Пауло). В 40 лет Пикассо впервые стал отцом. Он делал бесконечные рисунки своего сына и жены, помечая на них не только день, но и час. Все они выполнены в неоклассическом стиле, а женщины в его изображении напоминают олимпийские божества.


1921г.

1921г.


Olga Picasso con el pequeño Paulo, 1923

Художник словно следовал совету Ван Гога, который писал в письме брату Тео: "преувеличивай самое существенное". В те годы Пикассо "Искания в живописи не имеют никакого значения. Важны только находки... Мы все знаем, что искусство не есть истина. Искусство - ложь, но эта ложь учит нас постигать истину, по крайней мере ту истину, какую мы, люди, в состоянии постичь".

Портреты сына Пауло

Всю его жизнь главной страстью было творчество, во имя которого он был готов пожертвовать всем. Пикассо часто рассказывал о французском художнике-керамисте Бернаре де Палиси, жившем в 16-м веке, который для поддержания огня в печи во время обжига бросал туда свою мебель. Пикассо очень любил эту историю и видел в ней настоящий пример "горения" во имя искусства. Сам он утверждал, что бросил бы в печь и жену, и детей - лишь бы не угас в ней огонь.
"Каждый раз, когда я меняю женщину, - говорил Пикассо, - я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом, я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет". Художник любил повторять, что жизнь продлевают только работа и женщины.

Ольга почувствовала: Пикассо стал менять художественный стиль. Кстати, это было присуще ему: всякий раз, когда у него появлялась новая женщина, Пабло менял творческую манеру. Вот и теперь он перестал рисовать балерин, стал тяготиться знакомствами, которые навязала ему жена, сторониться русских эмигрантов. Ольга была в отчаянии. Она не знала, как предотвратить надвигающийся разрыв…

Сердце Пикассо покорила 17-летняя француженка Мари-Терез Вальтер. Эта девушка с лицом ребенка к моменту знакомства с Пабло ничего не знала о нем и об искусстве в целом, у нее были совсем другие увлечения. Но уже немолодой художник смог без труда совратить юную красавицу. Их страстный роман доставлял Ольге невероятные страдания.
Сам художник как-то сказал, что всех женщин делит на «богинь» и «половые коврики», согласно этой логике Ольга с появлением Мари-Терез стала тем самым «ковриком», о который Пабло, не задумываясь, каждый день вытирал свои ноги.

Ненависть к ней Пикассо стал вымещать, в живописи. В серии картин, посвященных корриде, он изображал ее то в виде лошади, то старой мегеры. Объясняя впоследствии причины их разрыва, художник скажет: "Она слишком много от меня хотела... Это был наихудший период в моей жизни".
Они не развелись, так хотел Пикассо, чтобы не делить имущество
согласно брачному контракту.
Из-за сильных переживаний у Хохловой началась нервная депрессия, с которой она прожила до конца своих дней. Ольга умерла в 1955 году от рака в Каннах и была похоронена на местном кладбище. Пабло не приехал проститься с женщиной, которую когда-то боготворил. У него была совсем другая жизнь, в ней не было места бывшей возлюбленной и матери его сына.

В парижском музее Пикассо хранятся более ста писем Ольги, адресованные мужу, но пока доступ к ним закрыт.


PABLO PICASSO Woman Reading

6 июня 1975 года от цирроза печени, вызванного алкоголем и наркотиками, в 54-летнем возрасте умер Пауло Пикассо, сын художника и Ольги. Его двое детей, Марина и Бернар были в числе наследников. Всем наследникам было предоставлено право взять себе на память одну из работ художника.Марина выбрала картину, где изображена совсем молодой ее бабушка - Ольга Хохлова.


1917г.

Не так давно,17 июня сего года, исполнилось 125 лет балерине из труппы Дягилева Ольге Хохловой, вошедшей в историю под именем Пикассо. В течении почти десятка лет она была для Пабло Пикассо русской Музой, моделью для его картин, женой и матерью его сына.
Ольгу Хохлову Пикассо встретил когда в Париже гастролировал с огромным триумфом Дягилевский балет «Русские сезоны в Париже».
Несмотря на свободные европейские нравы и соблазны, которые окружали девушку, Ольга, аристократка по рождению и видимо по духу, жила в своём собственном мире. Скорее всего, именно эта непохожесть на других, хорошее образование и дисциплина смогли произвести очень сильное впечатление на Пабло Пикассо.
Немаловажное значение имело и то, что Ольга была русской. В те годы Пикассо, великого революционера в искусстве, чрезвычайно интересовало все русское. Познакомившись с Хохловой, Пикассо часто просил ее говорить по-русски. Ему доставляло удовольствие само звучание иностранной речи. Он даже собирался учить язык этой загадочной для него страны, он внимательно следил за развитием событий в России, Февральской революцией. Видимо, все это придавало в его глазах балерине особый романтически-революционный флер.

Пикассо вскоре увлекся Ольгой, со всем присущим ему темпераментом. "Осторожно,- предупреждал его с усмешкой Дягилев,- на русских девушках надо жениться". "Вы шутите",- отвечал художник, который утверждал, что он остается хозяином в любой ситуации.

1920 Danseuse assise (Olga Picasso)

Внешне Хохлова и Пикассо очень сильно отличались друг от друга. Он - коренастый. Она - стройная, высокая, изящная. Но, безусловно, основные разногласия были во взглядах на жизнь. 36-летний художник до встречи с Ольгой во главу угла ставил удовольствия и знал огромное количество женщин. Балерина в свои 27 лет была девственницей и явно не планировала становиться очередной легкой «добычей» Пабло.

Портреты Ольги Хохловой 1917 г.

Пикассо вел себя с Ольгой по-особенному, не так, как с другими. Он не только сделал девушке официальное предложение, но и повел танцовщицу под венец. Для Хохловой это был естественный шаг, для неверующего в Бога Пикассо - желание угодить возлюбленной.

Пикассо много рисовал ее в манере сугубо реалистической. На этом настаивала сама балерина, которая не любила непонятные ей эксперименты в живописи. "Я хочу,- говорила она,- узнавать свое лицо".

В Барселоне Пикассо познакомил Ольгу со своей матерью. Она тепло приняла русскую девушку, ходила на спектакли с ее участием, но однажды предупредила: "С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина". В Барселоне художник написал ее "испанизированный" портрет в мантилье, который подарил матери.

12 июля 1918 года в мэрии 7-го парижского округа прошла церемония бракосочетания Пабло Пикассо и Ольги Хохловой. Оттуда они отправились в русский собор Александра Невского на улице Дарю, где состоялось венчание. Служба была православная.
Пикассо был убежден, что женится на всю жизнь, и поэтому в его брачный контракт вошла статья о том, что их имущество - общее. В случае развода это подразумевало его раздел поровну, включая все картины.
Свидетелями со стороны жениха были Жан Кок-то, Марк Жакоб и Гийом Аполлинер, великий поэт Франции и Польши.
Свадьба была пышная, роскошная, и после нее молодые уехали в свадебное путешествие.

Во Франции, они поселились в маленьком доме в парижском пригороде Монруж - со служанкой, собаками, птицами и еще тысячью разных предметов, которые повсюду сопровождали художника.Ольга неплохо говорила по-французски, хотя и с сильным русским акцентом, и любила слушать длинные фантастические истории, которые ей рассказывал Пабло
в Монруже он написал знаменитый "Портрет Ольги в кресле", который сейчас выставлен в парижском музее Пикассо. Сравнивая его с фотографией, сделанной в момент позирования, нетрудно заметить, что художник несколько приукрасил ее черты.

1917 Portrait d"Olga dans un fauteuil

В семейной жизни Пикассо не утратил своей огромной работоспособности, стремления к совершенству. Он писал портреты Дягилева, Стравинского, Бакста, Кокто. Ольгу он нарисовал для своей первой литографии, которая была использована для пригласительного билета на его выставку.

4 февраля 1921 года у них родился сын Поль (Пауло). В 40 лет Пикассо впервые стал отцом. Он делал бесконечные рисунки своего сына и жены, помечая на них не только день, но и час. Все они выполнены в неоклассическом стиле, а женщины в его изображении напоминают олимпийские божества.

Olga Picasso con el pequeño Paulo, 1923

Художник словно следовал совету Ван Гога, который писал в письме брату Тео: "преувеличивай самое существенное". В те годы Пикассо "Искания в живописи не имеют никакого значения. Важны только находки... Мы все знаем, что искусство не есть истина. Искусство - ложь, но эта ложь учит нас постигать истину, по крайней мере ту истину, какую мы, люди, в состоянии постичь".

Портреты сына Пауло

Всю его жизнь главной страстью было творчество, во имя которого он был готов пожертвовать всем. Пикассо часто рассказывал о французском художнике-керамисте Бернаре де Палиси, жившем в 16-м веке, который для поддержания огня в печи во время обжига бросал туда свою мебель. Пикассо очень любил эту историю и видел в ней настоящий пример "горения" во имя искусства. Сам он утверждал, что бросил бы в печь и жену, и детей - лишь бы не угас в ней огонь.
"Каждый раз, когда я меняю женщину, - говорил Пикассо, - я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом, я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет". Художник любил повторять, что жизнь продлевают только работа и женщины.

Ольга почувствовала: Пикассо стал менять художественный стиль. Кстати, это было присуще ему: всякий раз, когда у него появлялась новая женщина, Пабло менял творческую манеру. Вот и теперь он перестал рисовать балерин, стал тяготиться знакомствами, которые навязала ему жена, сторониться русских эмигрантов. Ольга была в отчаянии. Она не знала, как предотвратить надвигающийся разрыв…

Сердце Пикассо покорила 17-летняя француженка Мари-Терез Вальтер. Эта девушка с лицом ребенка к моменту знакомства с Пабло ничего не знала о нем и об искусстве в целом, у нее были совсем другие увлечения. Но уже немолодой художник смог без труда совратить юную красавицу. Их страстный роман доставлял Ольге невероятные страдания.
Сам художник как-то сказал, что всех женщин делит на «богинь» и «половые коврики», согласно этой логике Ольга с появлением Мари-Терез стала тем самым «ковриком», о который Пабло, не задумываясь, каждый день вытирал свои ноги.

Ненависть к ней Пикассо стал вымещать, в живописи. В серии картин, посвященных корриде, он изображал ее то в виде лошади, то старой мегеры. Объясняя впоследствии причины их разрыва, художник скажет: "Она слишком много от меня хотела... Это был наихудший период в моей жизни".
Они не развелись, так хотел Пикассо, чтобы не делить имущество
согласно брачному контракту.
Из-за сильных переживаний у Хохловой началась нервная депрессия, с которой она прожила до конца своих дней. Ольга умерла в 1955 году от рака в Каннах и была похоронена на местном кладбище. Пабло не приехал проститься с женщиной, которую когда-то боготворил. У него была совсем другая жизнь, в ней не было места бывшей возлюбленной и матери его сына.

В парижском музее Пикассо хранятся более ста писем Ольги, адресованные мужу, но пока доступ к ним закрыт.

PABLO PICASSO Woman Reading

6 июня 1975 года от цирроза печени, вызванного алкоголем и наркотиками, в 54-летнем возрасте умер Пауло Пикассо, сын художника и Ольги. Его двое детей, Марина и Бернар были в числе наследников. Всем наследникам было предоставлено право взять себе на память одну из работ художника.Марина выбрала картину, где изображена совсем молодой ее бабушка - Ольга Хохлова.

Источник http://www.liveinternet.ru/community/camelot_club/post393142010/



Загрузка...
Top