Портреты. Описание картин карла брюллова Художник портретист карл брюллов картины


Наверняка картины Карла Павловича Брюллова известны каждому со школьной скамьи. «Последний день Помпеи», «Итальянский полдень» и другие полотна пронизаны настоящими эмоциями, чувствами, экспрессией. В отличие от многих других художников Брюллов выбирал для себя натурщиц не среди хрупких изнеженных моделей. Его героинями становились девушки из реальной жизни со всеми их достоинствами и недостатками. Не все современники сразу соглашались с подобным новаторством автора, но со временем Брюллов получил всемирное признание, а его самого стали называть «Карлом Великим».




Карл Брюллов родился в 1799 году. В детстве он был очень болезненным мальчиком и несколько лет не вставал с постели. Но этот факт совершенно не останавливал его отца, Павла Брюлло, решившего обучать сына живописи. Каждый день ребенку давались задания: рисовать животных, людей или природные мотивы. И пока Карл не справлялся с заданием, он не получал завтрак.

В 10-летнем возрасте Карл Брюлло был зачислен в Петербургскую академию художеств, где он проучился 12 лет. Мальчик блестяще справлялся с любой поставленной перед ним задачей и за это в 1822 году он получил пенсионерскую стипендию на четыре года, которая предполагала обучение в Италии. Перед отъездом Карл получил разрешение у императора добавить к своей фамилии букву «в», чтобы всем было понятно, откуда художник родом.



Италия покорила молодого художника. В 1827 году художник написал картину «Итальянский полдень», моделью для которой стала симпатичная плотная итальянка. В России эту картину приняли очень холодно, т. к. она не соответствовала модным веяниям того времени. Критики назвали модель «несоразмерной», а Брюллов со скандалом вышел из Императорского общества поощрения художеств.



В 1827 году в Италии Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой. Художника покорила невероятная средиземноморская красота, ум и грация этой женщины. Графиня часто становилась моделью для полотен Брюллова. На картине «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амалией Пачини» невероятные краски, пышность нарядов только подчеркнули красоту его музы.

В 1830 году Карл Брюллов вместе с графиней Самойловой отправился на развалины Помпеи и Геркуланума. За два года до этого произошло очередное извержение Везувия, поэтому интересоваться архитектурой тогда было модно.



Работу над картиной, сделавшей его всемирно знаменитым, Брюллов начал по заказу мецената Анатолия Демидова. Перед тем, как приступить к написанию полотна, художник изучил немало исторических документов о Помпеях и сделал немало эскизов с места события.



Людей на картине Карл Брюллов рисовал максимально эмоционально. Он запечатлел там себя в качестве художника, бегущего с рисовальными принадлежностями. Юлию Самойлову также можно отыскать на полотне. Она представлена там в трех образах: женщины с кувшином на голове, матери, пытающейся защитить своих дочерей и умирающей на мостовой.



В Риме «Последний день Помпеи» получил самую лестную критику, после чего картину отправили в парижский Лувр. В 1834 картина достигла Петербурга, где создала настоящий ажиотаж. Сам император Николай I пожелал увидеть полотно, после чего удостоил награды Карла Брюллова.



Не менее знаковой картиной живописца стала «Вирсавия». До Брюллова российские художники практически не обращались к обнаженной натуре. Брюллов же, вдохновленный успехом «Последнего дня Помпеи», решил написать картину в новом жанре. За основу он взял библейский сюжет о Вирсавии, которую купавшейся увидел царь Давид.

Несколько лет мастер трудился над картиной. Критики назвали ее «сладострастной и блестящей по краскам». Художник понял, что он не смог донести задуманное зрителям, и даже однажды швырнул в картину сапогом. Брюллов не стал заканчивать картину, остались непрописанными кисти красавицы. Именно в таком виде «Вирсавию» приобрел меценат и отправил ее в Третьяковскую галерею.



Среди искусствоведов вызывает множество вопросов картина . Исследователи до сих пор спорят о том, кто же действительно изображен на ней.

Карл Павлович Брюллов — известный русский художник монументалист, акварелист, портретист и представитель школы реализма и классицизма. Родился будущий великий живописец в семье академика и преподавателя Санкт-Петербургской академии наук Павла Ивановича Брюллова и его жены Марии Ивановны Шрёдер. Карл имел немецко-французские корни, а кроме него в семье воспитывались трое братьев и две сестры. Болезненный и застенчивый, Карл до 7 лет плохо ходил, поскольку часто болел, но его отец делал все, чтобы привлечь мальчика к живописи, а в 1809 году, поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где успешно проучился до 1822 года.

Юноша сменил непривычную русскому слуху фамилию Брюлло на Брюллова. Талантливый, умный и разносторонний, Карл привычно помогал однокурсникам, развивал творческие способности и успешно закончил академию художеств, чтобы затем получить приглашение в Италию для совершенствования мастерства.

Итальянский период творчества

Произведения Карла Брюллова в итальянский период его жизни носят довольно разнообразный характер, в основном отражая романтические настроения гениального творца, лишь по возвращении в Россию и дальнейшем возмужании, Карл Брюллов стал посвящать время более серьезным работам в стиле реализма, а одними из наиболее выдающихся его художественных творений стали автопортреты. Художник увлекся портретизмом, а одну из главных тем в его живописи стали занимать женщины, благодаря которым он успешно черпал вдохновение. Можно привести сразу несколько успешных работ талантливого живописца, вот картины Карла Брюллова с названиями:




В творчестве Карла Брюллова хорошо прописано торжество жизни, красота и восторг, с которым художник делал работы. Особо отметили в России картину Брюллова «Всадница», которая удачно показала торжественность и сдержанную красоту очаровательной наездницы, а окружающий фон был удачно вписан Брюлловым, будучи продуманным до мельчайших деталей.

Создание полотна «Последний день Помпеи»

Большинство работ Карла Брюллова наполнены жизнерадостностью, легкостью и воздушностью Отлично выписывал он и акварели для русских и итальянских аристократов, занимался написанием полотен на историко-религиозную тематику, ну а ключевой работой этого периода стало знаменитое полотно художника «Последний день Помпеи». Замысел картины появился у живописца после посещения города Помпеи, который трагически погиб в результате извержения Везувия. Написанием этой монументальной картины он занимался до 1833 года, тщательно подходя к описанию эмоций и чувств людей, которые подверглись влиянию неуправляемой стихии, что вызвало повсеместное одобрения, но было отвергнуто в Париже в ходе выставки, хотя и получило там высокое место.

Заказанное купцом Демидовым творение, стало украшением Русского музея и по сей день. Тогда же художник занимается созданием картины «Вирсавия», имеющем религиозную подоплеку и оставшееся незаконченным. Графиня Юлия Самойлова — муза Карла Брюллова, познакомилась с гением именно в итальянский период его жизни и стала одним из важнейших героев его художественных произведений, где художник часто изображал и самого себя.

Петербургская карьера

Выставка Карла Брюллова в Третьяковской галерее и сейчас вызывает неподдельный восторг — все его акварельные работы создавались с помощью больших лаконичных цветовых пятен, которые делал их выразительными благодаря их выразительности и контрастности сочетаний. Тогда же сам император Николай пожелал, чтобы Брюллов стал профессором Академии художеств и занялся написанием монументальной исторической картины. Интересным сюжетом для ее создания стала история стала осада Пскова польским королем Стефаном Баторием, но довести до конца автор ее не смог.

Виртуозный портретист стал активно приглашаться в лучшие дома Петербурга для написания акварелей с самыми именитыми городскими чиновниками, что на тот период считалось особым шиком. Биография Карла Брюллова в этот период чрезвычайно насыщенна — он рисует портреты знати, разрисовывает фрески лютеранских церквей, а также начинает заниматься росписью Исаакиевского собора. Благодаря творчеству Карла Брюллова, удалось освободить из крепостничества гения украинской литературы Тараса Шевченко — чтобы предоставить ему вольную, Карлу пришлось сделать портрет Жуковского, чтобы затем успешно и довольно дорого продать на придворном аукционе. Художник Карл Брюллов в поздний период своего творчества занимается написанием автопортретов — 1843, 1848. На них он изображен усталым, серьезным и уже пожилым человеком, который успел многое повидать в жизни, а его творчество становится более зрелым и основательным.

Последний этап жизни

Годы жизни Карла Брюллова полностью охватывают первую половину 19 столетия и в конце своего творческого пути художник заново переосмысливает собственное творчество пытается запечатлеть романтическую взволнованность образов, характерных для его времени. Последняя работа Брюллова — портрет Микеланджело Ланчи, знаменитого итальянского археолога, в которой художник удивительно точно выписал психологические особенности и детали героя своего полотна.

Карл Павлович Брюллов — это удивительное явление для своего времени, его шедеврами мы и до сих пор наслаждаемся в различных картинных галереях. За свою жизнь художник успел попробовать себя в разных жанрах, а его любимыми учениками стали небезызвестные Тарас Шевченко и Петр Федотов. Живописец сумел значительно обогатить своим творчеством Россию, а по его стопам были созданы многие выдающиеся работы художников более позднего периода

Категория

Карл Павлович Брюллов (23.12.1799, Санкт-Петербург - 23.06.1852, Манциана, Италия) - русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма.

Биография Карла Брюллова.

Карл Брюллов родился в такой семье, в которой почти каждый ее член обладал способностями к живописи. Он и четверо его братьев стали замечательными художниками, но слава, выпавшая на долю Карлу, затмила успехи его братьев. В детстве он часто болел, был слабым и тщедушным, но с самого раннего возраста его тянуло к рисованию, он делал заметные успехи, и уже в 10 лет его приняли в Петербургскую академию художеств.

После окончания академии с большим количеством медалей и поощрений, он отказывается оставаться в ее стенах и получать пособие и зарабатывает на жизнь написанием заказных портретов. после написания великолепных по своей композиции картин «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полиника», Брюллов получает возможность изучить искусство Италии, заслужив пенсионерскую поездку сроком на четыре года.

В Италии молодой художник впитывает впечатления и полностью отдается изучению живописи прошлого. Мастерски выполнив копию знаменитой картины , он просто поражает зрителей своим профессионализмом. Напряженная работа валила его с ног, вызывая мучительные приступы лихорадки, но художник уже не мог остановиться — за годы, проведенный в Италии, Карл Брюллов пишет большое количество самых разнообразных по стилю и жанру произведений. Наиболее заметные из них — , и, конечно, .

Полотно «Последний день Помпеи» стала вершиной творчества, таланта и мастерства живописца. Множество завороженных зрителей собирала она и в Риме, и в Милане, и в Париже, и в Петербурге. Картина была подарена Николаю I.

После написания величайшего своего полотна, Карл Брюллов испытывает какую-то душевную пустоту. Множество картин, которые он начинает в тот период, остаются неоконченными. В конце концов, он отправляется в путешествие по Греции и Малой Азии. Там он создает душевные, мягкие работы «Развалины храма Зевса в Олимпии», «Утро в греческой деревне Мирака» и другие. К сожалению для художника, закончить это путешествие ему не удалось, строгое послание царя заставляет его вернуться в Россию.

Но в России, где он не был 13 лет, Карл Брюллов чувствует себя чужим. Пылкая любовь и последовавший неудачный брак с Эмилией Тимм, дочерью бургомистра, оставили художнику боль и горькие воспоминания. Тогда он решает для себя, что «моя жена — художества», и с головой погружается в работу.

Напряженный труд ухудшает и без того слабое здоровье художника. В 1849 году по совету врачей Брюллов уезжает из России на остров Мадейра, где, однако, лечение не приносило заметных результатов. И в 1852 году сердце художника останавливается навсегда.

Картину Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи» знают даже те, кто бесконечно далек от искусства, а иметь в своих фондах хотя бы один его рисунок - честь для любого музея. Все картины Брюллова - это удивительное путешествие по страницам жизни великого мастера. Мы вспоминаем, как создавались полотна, снискавшие художнику мировую славу…

Так получилось, что попав двадцатилетним юношей в страну, которую по праву называют «колыбелью современной цивилизации», Карл Павлович Брюллов настолько привязался к Италии, что и свой последний покой он обрел на одном из кладбищ Рима.

Многие полотна известного живописца являются отражением итальянских мотивов. Достаточно вспомнить «Девушку, собирающую виноград в окрестностях Неаполя» (1827 г.) или «Итальянский полдень» (1827 г.).

«Итальянский полдень»

Будущий живописец рос в творческой семье - его отец Павел Брюлло был академиком орнаментальной скульптуры, и все семеро детей в семье так или иначе занимались искусством. Но именно слабому и болезненному Карлу выпала самая счастливая судьба. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств, в стенах которой он провел 12 лет.

В 1822 году он заслужил пенсионерскую стипендию на четыре года для себя и брата Александра. Перед отъездом в Италию они добавили к родовой фамилии букву «В» и стали Брюлловыми.

Италия пленила молодого художника, он увлекся жанровыми сценами из быта местных жителей. В 1827 году он попросил невысокую плотную молодую итальянку быть его моделью для небольшого этюда.

Картину "Итальянский полдень" в России приняли холодно и враждебно

Из него впоследствии родилась картина «Итальянский полдень», ставшая парной написанному четырьмя годами ранее «Итальянскому утру». Тогда же были написаны сходные по колориту «Праздник сбора винограда» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».

«Полдень» стал причиной разрыва Брюллова с Императорским обществом поощрения художеств - на выставке в Петербурге картина вызвала скандал, а критики назвали модель несоразмерной.

«Я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй», - отвечал критикам автор.

«Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини»

(Государственный Русский музей)

Графиню Юлию Павловну Самойлову Брюллов повстречал в 1827 году на званом вечере. Дочь генерала Палена и Марии Скавронской, она в тот год разошлась с мужем, флигель-адъютантом императора графом Николаем Самойловым, с которым прожила вместе всего два года.

После разрыва Юлия Павловна уехала в Италию, в Милане вошла в местное высшее общество, окружила себя художниками и покровительствовала искусствам.


Графиня Самойлова навсегда покорила сердце художника

Брюллов был покорен ее средиземноморской красотой, грацией, умом и независимостью. Долгие годы она оставалась для него художественным идеалом, близким другом и дамой сердца.

За несколько десятилетий он написал не один ее портрет. На полотне 1842 года ее красота предстает во всем великолепии на фоне пышных карнавальных интерьеров. А ее пестрый наряд словно напоминает о милой сердцу художника Италии, откуда родом, кстати, были дальние предки графини.

«Последний день Помпеи»

(Государственный Русский музей)

Очарованный Самойловой, Брюллов в 1830 году предложил ей отправиться вместе осматривать развалины Помпеи и Геркуланума. Археология была тогда в моде, потому что в 1828 году произошло очередное извержение Везувия.

Работу над новой картиной Брюллов начал по заказу мецената Анатолия Демидова и даже не подозревал, что картина станет пиком его карьеры. Создание шедевра заняло три года. За это время Брюллов изучил массу литературы о древней катастрофе и побывал на раскопках, где сделал ряд эскизов пейзажа.


"Последний день Помпеи" стал вершиной творчества Карла Брюллова

Известно, что на полотне изображена часть улицы Гробниц, которую художник писал стоя спиной к городским воротам. Остались десятки, если не сотни эскизов с фигурами людей, которых он старался изобразить максимально эмоционально. В левом углу он написал себя - художника, спасающего рисовальные принадлежности.

Также на картине трижды «упоминается» графиня Юлия Самойлова: женщина с кувшином на голове в левой части полотна, разбившаяся насмерть женщина на мостовой в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу.

Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, после чего было переправлено в парижский Лувр. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом.

В 1834 году картина «Последний день Помпеи» получила золотую медаль в Париже и была отправлена в Петербург. Александр Тургенев говорил, что она составила славу России и Италии. А Александр Пушкин написал строки «Кумиры падают! Народ, гонимый страхом…».

Николай I удостоил художника личной аудиенции и наградил Карла лавровым венком, после этого его называли «Карл Великий». После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда.

«Всадница»

(Третьяковская галерея)

В 1832 году графиня Юлия Самойлова попросила своего сердечного друга написать портрет ее воспитанницы Джованины Пачини. В качестве сюжета художник выбрал конную прогулку: Джованина подъезжает на коне к дому приемной матери, у подъезда которого ее восторженно встречает одетая в розовое платье и зеленые туфельки ее младшая сестра Амалиция.

Известно, что Амалицию Самойлова взяла на воспитание от ее отца итальянского композитора Джованни Пачини. Джованина, кажется, не была ее родной сестрой - четкой версии ее происхождения нет.

Художник назвал свою работу «Джованина на лошади». В углу справа, изображена мохнатая собака, на ошейнике которой стоит фамилия заказчицы полотна — «Samoylova».

Надпись надписью, но так или иначе искусствоведы доказали, что прекрасная всадница вовсе не Юлия Павловна. Более поздние произведения Карла Павловича «Портрет графини Ю.П. Самойловой удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией», а также «Портрет Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованиной и арапчонком» являются прямым доказательством того, что графиня имеет лишь косвенное отношение к девушке и девочке, изображенным на картине.

Прекрасные создания - это ее воспитанницы Джованина и Амацилия Пачини. Известно, что Амацилия - маленькая девочка, с восторгом наблюдающая за старшей подругой, была дочерью итальянского композитора, который являлся другом Юлии Павловны.

О главной героине шедевра известно мало. Одна из версий звучит следующим образом: настоящее имя Джованины - Кармине Бертолотти и она являлась дочерью Клементины Перри, которая в свой черед была сестрой второго мужа Самойловой. Известно также, что в Италии существуют гравюры с этой картины, считающиеся портретом знаменитой певицы Малибаран, сестры Полины Виардо. Такая вот получилась «Санта - Барбара».

Певица Малибаран

Кем бы ни была прекрасная “Всадница” - Джованиной, Кармине или родственницей Полины Виардо - на картине прекрасная, юная и смелая девушка. Благородство лица и гордость осанки говорит о том, что не суть важно какой титул она носила при жизни, но в ее жилах точно текла «голубая» кровь.

В 1832 году картина была выставлена в Милане, в галерее Брера, после чего оставалась в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой. В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Третьякова.

«Вирсавия»

(Третьяковская галерея)

«Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина», - написано в Библии.

До Брюллова русские живописцы почти не обращались к обнаженной натуре, а женские модели даже не ставились в стенах Академии искусств. Испытать новый жанр его вдохновили помпеянские росписи, увиденные им во время поездок по Италии.

«Вирсавия» посвящена библейской истории, в которой царь Давид отправил мужа красавицы на гибель, чтобы завладеть ею.

"Вирсавия" стала одной из первых работ с обнаженной натурой в русской живописи

Александр Бенуа назвал «Вирсавию», написанную в 1832 году, «сладострастной и блестящей по краскам». Брюллов работал над ней несколько лет и едва не отчаялся, поняв, что библейская история не получилась - однажды он даже запустил в картину сапогом…

В незавершенном виде картину купил меценат, который позже передал ее в Третьяковскую галерею. Так она и осталась с непрописанными полупрозрачными кистями рук.

В 1835 году Карл Брюллов вернулся в Россию, чтобы занять должность профессора в Академии художеств. Его ждали несчастливый и короткий брак с ученицей Шопена Эмилией Тимм, новая встреча с графиней Самойловой и новые полотна.

В 1847 году он пережил тяжелую простуду и слег, а в 1849 по настоянию врачей уехал на остров Мадейра. Лечение не помогло, и в 1852 году художник скончался в небольшом городе недалеко от Рима. Он похоронен на кладбище Монте Тестаччо, римском кладбище для иностранцев-некатоликов.

Будущий великий живописец родился 12 декабря 1799 г. в Петербурге, в семье художника, рисовавшего замечательные миниатюры Павла Брюлло – потомка гугенота. Они толпами оставляли свою родину в 1685 г., когда король Людовик XIV издал указ, отменяющий Нантский эдикт. Настало время, когда повсюду преследовали протестантов.

Творческая судьба Карла была предопределена с рождения – его отец был живописцем в 3-м поколении; его 5 сыновей (Карл – средний) получили образование в Академии художеств, где он преподавал, и стали живописцами.

Карл имел очень слабый иммунитет, много болел и до семи лет почти все время проводил в постели. Его отец – масон по убеждению, считал, что каждая минута непременно должна быть потрачена с пользой. Он сам занимался воспитанием мальчиков, требуя, чтобы те ежедневно рисовали, причем задания были немалыми. Если кто-то не выполнял всю норму, то лишался обеда. Один раз рассердившись он ударил мальчугана за незначительную шалость, и тот всю жизнь был глух на одно ухо.

В 1809 г. Карла и его старшего брата приняли без экзаменов в Академию художеств. Наставники быстро отметили, что среди одноклассников с Карлом никто не мог сравниться в рисовании, – он получал награды, как говорили его учителя «целыми пригоршнями», поражая всех своим талантом и уникальными способностями.

С триумфом окончив Академию в 1821 г. и получив отличный аттестат, Карл становится пенсионером Общества поощрения художников (ОПХ) и на эти средства они с братом отправляются в Италию.

Десять месяцев братья медленно с остановками двигались через европейские страны, посетив многие города Двенадцать прекрасных лет своей жизни Брюллов прожил в Италии, На этой благословенной для всех художников земле, он состоялся как талантливый живописец. За эти годы произошло много событий в Европе, в частности, они отмечены непримиримой борьбой между классицизмом и романтизмом. Принимает в ней активное участие и Брюллов. Основные «битвы» проходили в Париже, где на классиков Давида и Энгра «нападали» художники под руководством Делакруа.

Во Францию живописцев из России с 1789 г. не допускали – они проживали в Риме. Брюллов был очарован великолепной живописью эпохи Возрождения, но искал свой путь. С сюжетами, предложенными Академией он вскоре распрощался. Его произведения «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Всадница» и другие поставили художника в ряд с лучшими живописцами Европы. Однако вызвали недоумение ОПХ, которое выплачивало ему денежные средства. Карл в 1829 г. разорвал отношения с ОПХ и отказался от помощи.

В это время Карла привлек сюжет из жизни Древнего Рима, а затем богатый промышленник А. Демидов предложил художнику написать картину по этому сюжету. Брюллов писал это произведение почти шесть лет. Произведение было своеобразным ответом живописца на вопросы, волновавшие тогда молодых художников. Он стремился примирить в своей работе классицизм и романтизм. Результат был ошеломительный – "Последний день Помпеи» ждал оглушительный триумф во всех странах Европы. Полотно экспонировалось в Париже и было награждено Большой золотой медалью. Затем, подарок Демидова императору, был выставлен в Академии художеств. Полотно Брюллова привлекло так много народа, что посмотреть на него выстраивались длинные очереди.

Брюллов покинул Италию по вызову Николая I, оставив свою любовь. Графиня Юлия Самойлова – русская красавица – о её романах слагали легенды. По их частой переписке видно, что это была страсть. Юлия была музой Брюллова, она, блистает на многих его картинах.

Россия встретила «Великого Карла», как стали называть его после этого триумфа, с ликованием. Приемы в его честь устраивались в самых знатных домах столицы и Москвы. Брюллов познакомился со многими лучшими представителями культуры и искусства. Теплая искренняя дружба связала его с М. Глинкой и Н. Кукольником. Но не все было так гладко... Пушкин писал: «Брюллов возвращается нехотя, боясь сырого климата и неволи». Нежелание возвращаться имело под собой серьёзные основания – Николай I, был взволнован настроениями, царившими в Европе, «закручивал гайки». Отношения императора и живописца были напряженными – Брюллов по натуре был слишком свободолюбив. Действительно, вызывает большое удивление – он не написал ни одного портрета русского монарха, под разными, часто надуманными предлогами, отказывался от подобных заказов, – на этот счет есть несколько сохранившихся воспоминаний его современников.

Художник приступил к созданию полотна «Осада Пскова С. Баторием», которое, как он говорил, очень скоро превратилось в «Досаду от Пскова». Он писал его восемь лет, а затем забросил. На запись в класс проф. Брюллова К. П. появилась огромная очередь. Его благодарными учениками были: Чистяков, Шевченко, Федотов, Ге.

Личная жизнь великого живописца не сложилась. Он полюбил Эмили Тимм, дочь градоначальника Риги. Она согласилась стать его женой, но перед свадьбой Эми призналась, что, уступила домогательствам отца и продолжает с ним интимные отношения. Однако молодые обвенчались. Но отец Эми принимал её замужество как прикрытие, чтобы продолжать эти отношения. Через пару месяцев брак был расторгнут. «Великий Карл» был ославлен. Сплетни не прекращались, его перестали принимать во многих столичных домах.

Художник часто болел, мучили проблемы с сердцем. В 1849 г. он покинул Россию, путешествуя по Европе, остановился на о. Мадейра. Через год Брюллов, посетил Испанию и оттуда переехал в любимый Рим. Он подружился с семьей Анджело Титтони, соратника Гарибальди по революционной борьбе.

11 июня 1852 г. К. П. Брюллов покинул этот мир в Манциане, расположенном недалеко от Рима, там были прописанные ему врачом минеральные воды... Утром ещё ничего не предвещало трагедии, но после обеда он неожиданно почувствовал удушье, и через три часа будучи до последнего вздоха в сознании, скончался.

Похоронен Карл Брюллов в Риме на кладбище Монте Тестаччо. Величайшему живописцу девятнадцатого столетия было всего пятьдесят два года.

Наталья Абдуллаева



Загрузка...
Top