Появление и история развития школьного образования. История образования: от первых школ Руси до советских

Николаева София, Чуев Андрей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 524 Московского района

г. Санкт-Петербурга

«ИСТОРИЯ ШКОЛЫ: ЧЕМУ И КАК УЧИЛИ В РАЗНЫЕ ЭПОХИ»

Групповой информационно-исследовательский проект

Участники проекта:

Николаева София,

Чуев Андрей,

ученики 4 Г класса

Руководитель:

Мажарская Виктория Анатольевна

2012 год

Часть I. Исторический обзор

1. Школа в первобытном обществе

2. Школа в архаичном обществе (Шумер, Древний Египет)

3. Школа в античном обществе (Афины, Спарта, Рим)

4. Школа в средневековом обществе (Европа, Азия)

5. Школа Нового Времени

6. Школа Новейшего Времени (Европа, СССР)

Часть II. Школа сегодня

Часть III. Школа будущего

Заключение

Библиография

Приложения

  1. Вопросник 1. Изменения в школьном образовании в последние полвека
  2. Вопросник 2. Форма обучения в школе будущего.

Введение

Цель проекта:

Читая книгу о приключениях Тома Сойера, мы обратили внимание на то, что его школа, совсем не похожа на современную школу. Потом мы вспомнили о других описаниях школы в книгах – «Письме греческого мальчика», «Неандертальском мальчике» и решили, что было бы интересно посмотреть, как менялась школа от эпохи к эпохе.

Задачи:

Изучить, что собой представляла школа в разные эпохи в разных странах;

Определить основные цели и методы обучения на разных этапах развития школы;

Сравнить содержание обучения в рассматриваемые периоды;

Выявить то, что отличает современную школу, ее сильные и слабые стороны;

Посмотреть, к чему могут привести изменения в школьном образовании в будущем.

Методы исследования:

Изучение научной исторической литературы;

Обзор описаний школы в литературных произведениях разных стран и периодов;

Интервьюирование представителей разных поколений о переменах в школьном образовании в последние пол-века;

Интервьюирование учащихся начальной и средней школы о школе будущего.

Рабочая гипотеза:

Изучение истории школы на протяжении тысячелетий с момента ее появления поможет лучше понять и оценить то, чему учит нас школа сегодня, а также предположить путь ее дальнейшего развития.

Практическая значимость

Собранный материал будет интересен не только нашим одноклассникам, но и всем ученикам. Выступления перед ребятами начальной школы помогут повысить интерес к учёбе. Рекомендации по созданию школы будущего помогут определить пути дальнейшего развития школы.

Часть I. Исторический обзор.

Школа в первобытном обществе

Школы в нашем понимании этого слова у первобытных людей, конечно, не было. А вот учителя были. Ведь родители были заняты – охотой, собиранием ягод и грибов, а детей нужно было научить сложному делу выживания. Учитель – человек, имеющий большой опыт, доверие соплеменников, но уже слишком старый для охоты. Описание такой первобытной школы дается в книгах о приключениях «неандертальского мальчика», где рассказывается о том, как «учитель» водил всех детей племени в учебные походы. Основным методом обучения было подражание примеру учителя и других представителей племени. Учили охотиться; отличать съедобные растения и грибы от несъедобных; разводить и поддерживать огонь и другим «предметам», без которых человек не мог выжить среди своих естественных врагов.

Здорово, и я бы хотел поучиться разжигать костёр, научиться выживать в лесу.

Да, эти знания бы нам пригодились в жизни…

Но всё-таки, это была ещё не школа в нашем понимании этого слова. А вот что я узнал о школе в архаичном обществе

2. Школа в архаичном обществе

2.1. Шумерская школа

Шумер – одно из древнейших государств мира, и в нем уже существовала настоящая школа. Она называлась «дом табличек», в ней готовили писцов. Как видно из этого названия, самым главным показателем образованного человека было умение писать. И это не случайно: писать тогда было гораздо труднее, чем сейчас. Нужно было выучить не 3 десятка букв, а сотни знаков – иероглифов. Писали же не ручкой по бумаге, а высекая или выцарапывая палочкой по вощеной табличке. Особо красивых знаков таким методом не получалось и сложилась система письма, состоящая из «клинышков» (так и называется «клинопись»).

Первые школьные таблички относятся к III тыс. до н. э.

Помимо письма в доме табличек учили счету, иностранным языкам (например, древнеегипетскому).

Задача ученика была простой – выучить, то, что было написано в учебной табличке.

Школа в Древнем Египте

Трудно сказать, когда именно возникли школы в Древнем Египте, но они точно были уже в середине 2го тысячелетия до н.э. (т.е. больше 2.5 тысяч лет до наших дней). Учились там только мальчики, в основном из знатных и богатых семей.

До нас дошли многочисленные «поучения» египтян, в которых говориться о том, что в школе учатся «знатные сыновья». Хотя известно имя одного переводчика - Анхурмеса, происходившего из бедной семьи, но ставшего писцом благодаря своим выдающимся способностям.

Мне его история напоминает историю М.В.Ломоносова

Как и в Шумерской школе, главным было искусство писать иероглифы, и не только. Дело в том, что в Египте было 3 способа писать, и писец должен был владеть ими всеми. Особое внимание обращал учитель на красоту «почерка». Об этом позволяют судить сохранившиеся учебные тексты с поправками учителя.

Ученику было бы легче писать на папирусе, но папирус был слишком ценен, поэтому учились дети на глиняных табличках и их осколках; в лучшем случае им мог достаться обрывок папируса с неисписанной стороной. Даже взрослые писцы могли пользоваться папирусом-«обороткой». Примеры таких обороток хранятся в Эрмитаже.

Папирус готовился из стеблей болотного растения, совсем иначе, чем делается бумага. Но до сих пор слово «папирус» живо в английском слове «paper» и в русском «папье», «папироса».

В школе ученик должен был научиться сначала бегло читать, грамотно и красиво писать, затем он учился составлять различные документы, письма, прошения, судебные протоколы.

Помимо родного языка, в школах обучали математике, географии, вместо литературы читали мифы о богах. Изучались иностранные языки.

Метод обучения был тот же, что и в шумерской школе – переписывать и заучивать учебные тексты. За малейшую провинность ученика наказывали. В одном поучении говорится: «ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют», т.е. удар палкой по спине учил учеников быть внимательными и послушными.

3. Школа в античном обществе

3.1. Афинская школа

Из письма греческого мальчика Феона, дошедшего до нас на древнеегипетском папирусе и прочитанного учеными уже в 20-ом веке мы можем узнать об афинской школе.Историю Феона для детей рассказывает историк-археолог Соломон Лурье.

В Греции же была создана одна из самых прославленных школ в истории – Академия Платона. Она так называется, потому что ее основал философ Платон в саду, названном в честь героя Академа. Но это была школа для взрослых. У входа в нее было написано: «Не геометр да не войдет сюда». В ней готовились будущие философы – так назывались в древности ученые. Одним из выпускников Академии Платона был Аристотель – известнейший ученый древности. Став философом, Аристотель открыл собственную школу – Лицей, в которой тоже обучал ученых-философов, а не детей.

Еще в Греции были гимназии, но то были скорее спортивные школы, название которых передалось нашим гимнастическим залам.

В спартанской школе готовили сильных, смелых и дисциплинированных воинов. Там тоже учились только мальчики. В школе они жили, т.к. сам образ жизни – полный лишений и трудов – был частью обучения. Устройство школы напоминало армию, с командирами разных уровней (агелами, ирэнами) вместо собственно учителей.

Грамоте и другим наукам детей учили только по мере необходимости, чтобы они могли прочесть приказ или написать краткое донесение.

Главной частью школы был гимнасий – площадка для физических упражнений, где ученики проводили большую часть своего времени. Командиры не боялись, что в учебе или драке ученики искалечат друг друга - слабому не место среди воинов-спартанцев.

3.3. Древнеримская школа

Много интересного можно узнать из легенды о Марке Фурии Камилле, римском полководце, и одном учителе. Согласно легенде, Камилл в одном военном походе осадил город Фалерию. Фалерия была хорошо укреплена и не собиралась сдаваться без боя. Осада могла продлиться долго. Жители Фалерии несмотря на осаду продолжали заниматься своими делами: ремесленники изготавливали свои товары, торговцы – продавали их, а учитель – занимался с детьми. В легенде упоминается, что учил он их чтению и письму, арифметике, фехтованию, пению и гимнастике. Но этот учитель решился на предательство, рассчитывая что Камилл ему хорошо заплатит. Под видом учебного похода он ответ детей горожан к осадившему город врагу. Камилл, однако, не только не наградил предателя, но отдал его на суд преданных им горожан, а детей вернул.

Из этой истории можно узнать чему учили в древнеримской школе, а также то, что занятия не обязательно проходили в классе. Учитель же пользовался большим доверием и свободой.

Занятия не в классе? Мне тоже хотелось бы, чтобы наши уроки не всегда проходили в классном помещении.

4. Школа в средневековом обществе

4.1. Средневековая монастырская школа в Европе

Средние Века – середина, промежуток между античностью и более близкой к современности эпохой (точнее, 5-15 века). В то время школы были только при монастырях. Их было не много, поэтому бывало так, что в школу ходили в другой город. Выбор школы зависел от известности монастыря, а также от репутации учителя.

Если в Древнем мире образованный человек был тот, кто умел писать и читать на родном языке, то в Средние Века образование равнялось знанию латинского языка - языка науки и церкви.

Ученики должны были знать латинский язык, на который переведена Библия, и уметь говорить на нем, чему их учила наука риторика. Учили и арифметику, чтобы вычислять даты праздников. Учили геометрию, географию, астрономию. Учили музыке, чтобы воспевать Христа. За провинности учеников сурово наказывали розгами и постами (голодом).

Мы так уже много узнали о древних школах, но посмотрите, везде применялось физическое наказание.

4.2. Самурайская школа в средневековой Японии

В Японии, как и в Греции и Риме обучение начиналось в 7 лет. Учились дети самураев (воинов-аристократов). Учили маленьких самураев езде на лошади, фехтованию на большом и малом самурайских мечах, меткой стрельбе из лука. Школьная программа включала также тяжелые физические упражнения, плавание, борьбу, испытания на выносливость. Самурай также должен быть грамотным - знать иероглифы, уметь слагать стихи, быть знатоком музыки и ценителем красоты в природе и искусстве.

Но самое главное для самурая – благородство и честь. Нет ничего хуже, чем опозорить свой род неверностью или трусостью.

Хотелось бы мне поучиться в школе самурая хоть годик. Я бы непременно научился бы там выдержке и терпению

5. Школа Нового Времени

5.1. Школа Яна Коменского

Долгие века детей и взрослых учили одинаково, по одним и тем же книгам, потому что ребенка считали просто маленьким взрослым.

Но пришло Новое Время (начиная с 16-17 века) и учителя начали понимать, что дети – существа особые и учить их нужно по- особому.

Одним из первых это понял чешский ученый и учитель Ян Коменский. Он написал первый учебник для детей “Мир чувственных вещей в картинках» и придумал, как правильнее устроить школу. Для каждого возраста должна быть отдельная школа:

До 6 лет - материнская школа, т. е. воспитание и обучение малышей мамой.

Дети от 6 до 12 лет обучаются в местной начальной школе, обязательной для всех детей.

Подростки и юноши от 12 до 18 лет, обнаружившие наклонность к научным занятиям, могут продолжить обучение в латинской школе, или гимназии. Такие школы создавались в крупных городах.

Те же молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, что готовились стать учеными, шли в академию.

Образование должно завершаться путешествием.

Коменского приглашали во многие страны (Англия, Швеция, Венгрия), где он помогал в переустройстве школ.

5.2. Воскресная школа

Долгое время образование было исключительно религиозным. Но постепенно церковь и школа стали разделяться. Так, в книге о приключениях Тома Сойера описывается обычная дневная школа и воскресная церковная школа.

Религиозное образование еще не было полностью исключено и в обычной дневной школе, т.к. учебный день начинается с молитвы. Далее же шли привычные нам уроки – грамматики, счета, иностранного языка, правописания.

Все еще в ходу были физические наказания – линейкой по рукам за малый проступок, розгами за более серьезный.

6. Школа Новейшего Времени

6.1. Английская школа-пансион

Такие школы были распространены в Европе в 18-19 веках, были они и в России. В такой школе (Царскосельском лицее) учился А.С. Пушкин. Изначально они создавались отдельно для девочек и отдельно для мальчиков. До сих пор такие школы-пансионы существуют в Англии. Одна из таких школ описывается в книгах Джоан Ролинг о Гарри Поттере.

У школы-пансиона есть много преимуществ, например она:

Готовит детей к самостоятельной жизни вне родительского дома

Способствует установлению крепких дружеских связей

Обучение более эффективно, т.к. ничто и никто не отвлекает от него

А я вот не готова разлучаться с родителями надолго, пансион не для меня

6.2. Советская школа

В СССР была создана одна из лучших в мире образовательных систем. Обучение было бесплатным, всеобщим и всеохватывающим, т.е. независимо от своих склонностей и предпочтений все дети должны были знать основы разных наук. Эти науки – математика, химия, физика, астрономия и др. были введены вместо таких предметов в дореволюционной школе, как латинский, греческий и церковнославянский языки . В советской школе были отменены физические наказания, т.к. каждый гражданин независимо от возраста был достоин уважения.

В советской школе учились наши бабушки и родители. Казалось бы, это было совсем недавно, но опросив их, мы выявили некоторые различия:

Курс школьного обучения был короче – начальная школа -3 года (вместо 4 сейчас), весь курс – 10 лет (вместо 11);

Интенсивность обучения была ниже: в начальной школе количество уроков в день редко превышало 4; в средней – 6;

Набор предметов сейчас расширился – в советской школе не было риторики, петербурговедения;

Выполнение домашних заданий занимало гораздо меньше времени – 1 час в начальной школе.

Т.е., можно заключить, что учеба занимала меньше времени, значит больше его оставалось на досуг. Как советские школьники проводили этот досуг, можно узнать из книги А. Гайдара «Тимур и его команда» - они больше играли, и больше работали - помогали другим по хозяйству, причем совершенно безвозмездно. Позже, во время обучения наших родителей школьники часто ходили в походы и на экскурсии – ездили в другие города, по исторически значимым местам. У современного школьника на это почти нет времени.

Часть 2. Школа сегодня.

  1. Сегодня школа стала более требовательной. Мы живем в эру информации, т.е. доступ к информации облегчился, но и объем нужных знаний сильно вырос. Поэтому учиться приходится больше – больше уроков, больше срок обучения, больше домашних заданий.
  2. Еще одно отличие – нас с первых лет учат самих добывать знания, а не дают их готовыми в учебнике. С одной стороны, это хорошо, т.к. готовит учеников к взрослой жизни, где нет готовых ответов. С другой стороны, при самостоятельном поиске (в основном, в Интернете) есть риск найти неправильные ответы и неправильные ориентиры. Родители не всегда в состоянии помогать выполнять домашние задания, да и нужно ли это? Ведь тогда пропадает весь смысл «самостоятельного» поиска.
  3. В обучение вовлекаются новые технологии. Помимо поиска знаний в Интернете, мы работаем с программой PowerPoint, готовя презентации; рисуем в специальных графических редакторах; общаемся друг с другом и учителями по электронной почте; выполняем Интернет-тесты; делаем упражнения по иностранному языку в специальной тренажерной программе. Существуют тренажеры по арифметике, русскому языку и другим дисциплинам. Изменение средств обучения можно видеть в таблице:

Современные дети

Поколение родителей

Поколение бабушек

Учебники;

Дополнительная литература (библиотечные фонды);

Консультации более опытных товарищей;

Аудиозаписи;

Видеоматериалы;

Интернет сайты;

Плакаты и стенгазеты;

Компьютерная программа для презентаций PowerPoint;

Графические редакторы;

Текстовые редакторы;

Компьютерные тренажеры

Часть 3. Школа будущего.

Мы предположили, что те особенности, что отличают школу сегодняшнего дня, определят и дальнейшее развитие школы, т.е. объем знаний будет продолжать увеличиваться, что потребует освоения новых, средств обучения, помогающих сократить срок обучения.

Опрос учащихся младшей и средней школы показал, что школьникам видится 3 возможных пути развития школы:

А) Интернет-школа, где каждый ученик выполняет свою программу обучения, работая на своем компьютере в специальной образовательной среде;

А как же наши переменки? Как мы будем общаться? Мы перестанем рефлексировать на уроках? А ведь так порой интересно послушать эмоциональную речь одноклассников…

Б) Школа на расстоянии, где учитель и ученик общаются в режиме видео конференции;

Один на один? Иногда это здорово, но не всегда. Иногда мне помогают одноклассники

В) Школа традиционная, но в которой вместо тетрадей и учебников используются электронные носители информации и электронные же средства контроля усвоения знаний.

Последний вариант имел больше всего сторонников, т.к. единственный оставляет возможность для личного общения учеников между собой.

Узнав так много о школе, мы задумались, а в какой школе будут учиться наши дети?

Посоветовавшись с одноклассниками, мы подготовили рекомендации для создания школы будущего.

Это не обыкновенная школа, а целый школьный комплекс, который условно делится на зоны. Например, спортивная зона. Она включает в себя стадион не только для бега и игры в футбол. Здесь можно покататься на лыжах, роликах, коньках. Мы хотим, чтобы зимой был каток и настоящие ледяные горки.

Также в этой зоне есть бассейн. Научиться плавать - очень важно для ребёнка. Это развивает мышцы и укрепляет здоровье.

Есть ещё сухой бассейн с шариками для снятия стресса. В спортивной зоне проходят занятия детским фитнессом, аэробикой и танцами. А ещё в этой зоне есть детские работающие тренажёры.

Живя в огромном мегаполисе, мы хотим быть ближе к природе и поэтому мечтаем о природной зоне.

Нам кажется, что в каждом классе необходим живой уголок. Это позволит детям быть добрее и разовьёт чувство ответственности.

Мы хотим также, чтобы у школы была своя ферма, где дети могли бы ухаживать за козочками, пони, домашними птицами…Обязательно должна быть своя теплица, где дети могли бы не только учиться сажать растения, но и изучать воочию растения других стран.

А для мальчишек будет интересна школа выживания и безопасного поведения в природе. Нас будут учить разжигать костёр, ставить палатки, переправляться через препятствия, водить нас в походы.

Без уроков в школьной жизни, конечно, не обойтись. Каждый человек должен обладать научными знаниями, поэтому в нашем комплексе есть предметная зона. Здесь дети узнают основы этики, математики, языков, природы и истории разных стран.

Какая же школа без зоны отдыха! Здесь есть свой кинозал, где возможен просмотр и учебных и развлекательных фильмов разного времени. Есть даже кафе «Минутка» с молочными и кислородными коктейлями. Работают в нём, кстати, сами ученики. При кафе –зал караоке. Есть комната психологической разгрузки и тихой успокаивающей музыкой и фонтанчиком, настольными интеллектуальными играми. Для более активных предлагается отдохнуть на тренажёрах картадрома (авто и мото).

И, наконец, зона подготовки ко взрослой жизни. Здесь будут классы технического моделирования, класс-лаборатория, где можно будет ставить опыты и проводить эксперименты. В экономическом классе занятия будут вести успешные бизнесмены и рассказывать как лучше жить и работать в будущем. Непременно должен быть класс языков мира с лингофонными аппаратами. А девочкам интересно будет посещать леди-класс.Ведь им предстоит стать мамами и уметь делать всё на свете, при этом оставаясь красивыми женщинами.

Заключение

Проведенный исторический обзор (1) показал, что школа менялась вместе с обществом, которое в разные периоды ставило перед ней разные задачи – простого выживания, затем – грамотности, затем – разного набора наук; (2) научил нас ценить в сегодняшней школе:

Отсутствие физических наказаний

Широкий спектр получаемых знаний

Ценность получаемых знаний в жизни

Использование новых интересных форм обучения, сменивших простую «зубрежку».

А ещё, на наш взгляд, при организации обучения в школе хорошо бы прислушиваться к запросам и пожеланиям самих учеников

На вопрос, что бы вам хотелось изменить в школе, все ответы сводились к пожеланию более гибкой формы обучения, учитывавшей бы возможности и интересы каждого ученика. И все три возможных пути развития школы в будущем решают, прежде всего, эту проблему.

Лурье С. Письмо греческого мальчика; Штаерман Е. М. В афинской школе // Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко.

Первые школы возникли в странах Древнего Востока (Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии и др.)— жреческие школы при храмах, дворцовые для обучения знати, школы писцов для нужд административно-хозяйственного управления. В античном мире школа стала важнейшей частью спартанской, афинской и римской систем воспитания. В Индии, например, она существовала при крупных храмах. Здесь кроме чтения и письма изучались тексты священных книг, эпические поэмы, мифология, грамматика, литература, история, философия, математика, астрономия, медицина. В Западной Европе с установлением в средние века монополии церкви на образование все школы стали открываться только католической церковью. При отдельных церквях с V века создавались для мальчиков приходские школы элементарного обучения; при монастырях действовали монастырские школы; в центрах епархий — соборные школы. С укреплением средневековых городов в 12 веке открылись первые университеты. Школа в странах Азии, Африки и Латинской Америки кроме начальных, открывалось небольшое число повышенных начальных, средних (коллежи, лицеи) и высших учебных заведений (университетов и др.). В них готовились будущие надсмотрщики, чиновники, солдаты и младшие офицеры "цветных войск". Контингент учащихся составляли и дети местной знати и буржуазии, для сыновей вождей племён имелись закрытые привилегированные школы. Летописные источники дают весьма неполные сведения о школах Киевской Руси, открывавшихся в 10—13 вв. при монастырях, церковных приходах, дворцах князей. Берестяные грамоты 11—15 вв. содержат данные о методах обучения грамоте, свидетельствуют о распространении грамотности в Древней Руси как среди феодальной знати и духовенства, так и среди горожан, посадских людей, ремесленников, торговцев. В дореволюционной России для народных масс существовала начальная школа различных типов. Имущие слои населения обучали детей в гимназиях, реальных училищах, коммерческих училищах, университетах и других вузах. Школа после Октябрьской революции 1917 становится общенародной, доступной всем, независимо от социального положения и национальности. С 1918 в стране введено совместное обучение лиц обоего пола.

Понятие успешности

Мы изучили разнообразные источники литературы с целью выяснить, что такое «успешность» и «успешность обучения».

Успешность - ценностная категория, поскольку в понимании человеком своей успешности в жизни, в профессиональной деятельности отражается представление человека о смысле собственной жизни. Поэтому формирование успешности в детстве и юности - педагогическая задача, которая выходит за рамки обучения и имеет социальную направленность, воспитательный характер. Успешность как человеческая ценность, жизненный стимул, как жизненная позиция во многом зависит от того, насколько сформирована потребность в ней у ребенка и каким ценностным смыслом он ее наполняет. В этом аспекте актуальность педагогических и психологических исследований проблемы успешности, в частности - успешности обучения, представляется особенно значимой.

Рассмотрим понятие успешности учащихся

Успешность учащихся - необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья

Успешность школьника- результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех - способ самоутверждения, самовыражения.

Успех - это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.

Школы на территории Древней Руси впервые появились после принятия христианства в 988 году. По указу князя Владимира из семей духовных лиц и старост отдавали на книжное учение Новгорода, созданную Ярославом Мудрым. В ней ученики постигали чтение, письмо, русский язык, счет и христианское вероучение. Кроме этого, на Руси существовали школы высшего типа, предназначенные для будущих церковных и государственных деятелей. В них детей обучали богословию, философии, риторике и грамматике, а также истории, и .

В древние времена образованные люди ценились очень высоко и назывались «книжными мужами».

Образование получило государственное значение при Петре 1, которому для осуществления реформ требовались образованные люди. Молодых людей отправляли учиться морскому и корабельному делу за границу, а для обучения в русских учреждениях нанимали иностранных специалистов. Также при Петре 1 была создана система светской школы, которая была необходима для осуществления преобразований в сфере военной, культурной и хозяйственной отраслей. Сам Петр все чаще задумывался о создании российских школ – именно при нем были открыты общие и специализированные школы, закладывались условия для открытия Академии наук.

Первые школы России

Первая российская школа математических и навигационных наук была учреждена Петром 1 в 1700 году. Она стала первым светским учебным заведением в Москве и Европе. В школе обучались от 200 до 500 учеников, которые находились на полном содержании учреждения. Правила школы были весьма суровы – за прогулы с учеников взимались большие штрафы, а побег карался смертной казнью. Преподавали английские педагоги, которые специализировались на арифметике, геометрии, плоской и сферической тригонометрии, навигации, основах географии и морской астрономии.

Все дисциплины в первой школе России изучались последовательно, а сама учеба приравнивалась к службе.

В 1715 году старшеклассников перевели в Петербург, где была создана Морская , выпустившая не одно поколение известны теоретиков и практиков военно-морского дела, а также руководителей экспедиций, которые прославили Россию. По типу первой школы математических и навигационных наук впоследствии были созданы еще две школы – артиллерийская и инженерная. Они были казенными профессиональными учреждениями высшего уровня, подготавливавшими квалифицированных техников. Также в Москве была основана медицинская школа, которая спустя несколько лет открылась и в Петербурге.

Вопрос о происхождении первых людей до сих пор остается спорным. Религиозные догматы утверждают, что человек был создан Богом. Космологическая теория предполагает влияние инопланетных цивилизаций на развитие жизни на Земле. Существует также мнение о том, что человечество – аномальный элемент прогресса. Научный подход заключается в изучении развития людей как составной части биологической эволюции на планете. Именно многочисленные исследования антропологов, археологов, генетиков и других специалистов позволили определить время появления первых людей.

Инструкция

Центром раннего развития общих предков человека и обезьян – гоминид – была Африка. Здесь 5-6 млн лет назад на континенте жили , обитавшие преимущественно на деревьях. Постепенно приспосабливаясь к другим средам обитания (саванна, реки), предки людей вырабатывали новые навыки и менялись внешне.

Новый виток эволюции связан с увеличением мозга гоминид. Начался этот процесс примерно 2,4 млн лет назад у представителей ветви Homo Habilis – «человек умелый». Им стало под силу изготовить простейшие орудия из и разделывать ими туши пойманных животных.

На смену «человеку умелому» пришел «человек работающий» - Homo ergaster. Около 2 млн лет назад он научился охотиться на крупную дичь. Мясо, преобладающее в рационе гоминид, дало толчок к ускоренному развитию головного мозга и увеличению размеров тела.

Еще через миллион лет первая волна переселения человекоподобных особей за пределы Африки. На другом континенте – в Евразии – появились племена Homo erectus («человека прямостоящего»). Самыми известными и изученными представителями этой ветви являются питекантропы («люди-мартышки») и синантропы («китайские люди»). Эти предки человека умели ходить прямо, с высоко поднятой головой. Их мозг был достаточно развит, чтобы собирать , отламывать палки от деревьев, изготавливать каменные орудия для труда и охоты. Кроме того, «человек прямостоящий» использовал огонь, чтобы согреться и приготовить еду. Именно способность создавать новые вещи, не имеющие аналогов , антропологи считают порогом эволюции. Перешагнув его, животное стало человеком.

От питекантропов 200 тысяч лет назад отделилось племя неандертальцев. Именно их часто называют прямыми предками . Однако ученым не хватает данным для окончательного подтверждения этой гипотезы. Неандертальцы имели объем мозга, соответствующий мозгу людей настоящего времени. Они успешно разводили и поддерживали огонь, готовили горячую пищу. У неандертальцев отмечены первые проявления религиозного сознания: умерших соплеменников они хоронили в , а могилы украшали цветами.

Венец эволюции человекоподобных обезьян – Homo sapiens («человек разумный») – впервые обнаружил себя в Африке около 195 тысяч лет назад, а в Азии – более 90 тысяч лет назад. Позже племена переселились в Австралию (50 тысяч лет назад) и Европу (40 тысяч лет назад). Представители этой ветви были ловкими охотниками и собирателями, хорошо ориентировались на местности, вели простое домашнее хозяйство. «Человек разумный» постепенно вытеснил неандертальцев и стал единственным представителем рода Homo на планете.

Видео по теме

Источники:

  • Антропогенез

Совет 3: Когда в России была создана первая академия наук

В начале XVIII века в России бурно развивалась наука, активно накапливались знания о природе. В научных исследованиях все шире применялся эксперимент и математические методы. Жизнь настоятельно требовала соединения теории с практикой. К этому периоду как раз и относится основание первой в России Академии наук.

Инструкция

Реформаторская деятельность Петра I предполагала глубокое и всесторонне обновление российской державы. Рост промышленности и торговли, формирование транспортной системы требовали широкого развития образования и науки. Царь Петр всеми силами стремился укрепить Россию и направить ее по пути культурного развития, что позволило бы стране занять почетное место в ряду западных держав.

Планы создания в России собственной Академии наук Петр I вынашивал давно, задолго до ее основания. Он считал, что такая академия должна быть самобытным научным учреждением, а не простым слепком с западноевропейских аналогов. Концепция развития будущей академии предполагала формирование не только научного, но и образовательного учреждения, при котором предполагалось иметь гимназию и университет.

Воскресные чтения в сельской школе, Богданов-Бельский Н.П., 1895 год

Школа - это место, где несколько человек, обычно детей, собираются вместе, чтобы получить определенные знания и умения. Вы можете отметить две отличительные черты школы: это определенное место, где обучается сразу несколько человек.

Греческие и римские школы стали предшественниками всех современных школ и колледжей. Но даже в Греции много веков назад были времена, когда к одному учителю-профессионалу приводили одного ученика. Тогда не было ни школ, ни классов.

Позднее греческие ораторы и философы, к которым приходили ученики и которым приходилось много путешествовать, чтобы дарить людям знания, начали создавать некоторое подобие школ. Великий греческий философ Платон был первым учителем, который организовал обучение в месте, которое он назвал «академией». Срок обучения составлял там 3–4 года.

Рафаэль, Афинская Академия Аристотеля

Древние школы располагались обычно на площадках, где тренировались военные или устраивались парады. Площадки эти назывались гимназиями. Позже Аристотель создал свою школу и назвал ее лицеем. Интересно и другое: в Германии школы стали называть гимназиями, во Франции - лицеями, а шотландское название школы - академия! Все три названия сохранились со времен Платона и Аристотеля.

Ни одна из этих двух школ не была похожа на современное учебное заведение. Скорее, это были места для проведения дискуссий, и только изредка ученикам читали лекции или устраивали занятия.

Примерно в 250 году древние греки поняли, что учеников стоит обучать грамматике, поэтому постепенно появились специальные грамматические школы.

Ученики первой школы в Дагестане

Еще позднее римляне переняли у греков их систему обучения. Римские школы были более похожи на современные. Хотите верьте, хотите нет, но ученики с таким же нежеланием шли в римские школы, как мы порой ходим в современные. Ученикам приходилось рано вставать, заучивать сложные правила, иностранный язык и, кроме того, вести себя подобающим образом. Непослушных и ленивых секли розгами!

Публикации раздела Лекции

В разное время в отечественных школах преподавали уроки грамоты и черчения, физики и логики, астрономии и греческого. Занятия вели сначала духовные лица, а позже - учителя-предметники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, как менялась система образования в России на протяжении десяти веков.

Николай Богданов-Бельский. Вдохновение (фрагмент). 1910. Частное собрание

Иван Владимиров. На уроке грамоты у дьячка (фрагмент). 1913. Частное собрание

Николай Богданов-Бельский. Сочинение (фрагмент). 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но [считали] и гадали с помощью черт и резов» , - сообщалось в болгарском трактате начала X века «О письменах».

После крещения Руси в 988 году перед государством встала задача «привить» новую религию , а для этого было необходимо научить население грамоте. Появилась славянская азбука - ее создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий. В Киеве, Новгороде , Смоленске , Суздале , Курске открылись первые школы. Ученые установили, что понадобилось от 50 до 100 лет, чтобы письменность широко распространилась среди знати, духовенства, отдельных купцов и ремесленников.

В XX веке в Новгороде во время раскопок нашли более тысячи берестяных грамот. Среди них - грамоты и рисунки Онфима, мальчика шести-семи лет, жившего в XIII веке. Свои упражнения, как полагают исследователи, ребенок потерял. Скорее всего Онфим переходил с письма на восковой дощечке к письму на бересте. Сначала ученики выписывали полную азбуку, после - слоги, а затем копировали фрагменты из Псалтири и деловые формулы вроде «Взыскать с Дмитра должки», «Поклон от Онфима к Даниле».

По сообщению историка Василия Татищева, князь Роман Смоленский открыл в Смоленске несколько школ. В них изучали греческий и латинский языки. В Суздальском княжестве образованием занимался князь Константин.

В Суздальском княжестве князь Константин (сын Всеволода III) собрал библиотеку из греческих и славянских книг, заказал переводы с греческого на русский и завещал - в 1218 году - свой дом во Владимире и часть доходов от имения школе, в которой должны были обучать греческому языку.

Василий Татищев

Николай Богданов-Бельский. Будущий инок (фрагмент). 1889. Латвийский Национальный художественный музей, Рига

Николай Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе (фрагмент). 1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Николай Богданов-Бельский. У дверей школы (фрагмент). 1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

О системе образования в Московском государстве можно узнать из «Азбуковников» - сборников с учебными пособиями и школьными правилами. В XVII веке училища для мальчиков 8–12 лет держали духовные лица. Обучение шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму.

В старших классах осваивали «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание, то есть астрономию . Из иностранных языков в почете были лишь латынь и греческий - их преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.

Старшие дети царя Алексея Михайловича под руководством поэта и богослова Симеона Полоцкого изучали латинский, греческий и польский языки, музыку. Но образованию младшего сына - будущего Петра I - не уделялось должного внимания. К этому времени Алексей Михайлович скончался, и ребенок от второго брака вместе с матерью оказался в опале.

Петр начал учиться письму, кажется, в начале 1680 года и никогда не умел писать порядочным почерком. Зотов (бывший канцелярский служащий Иван Зотов, приставленный к царевичу. - Прим. ред.) как пособие при обучении употреблял иллюстрации, привозимые в Москву из-за границы, ознакомил Петра с событиями русской истории.

Сергей Платонов, «Русская история»

Пользоваться привезенной из-за границы астролябией (старейший астрономический инструмент. - Прим. ред. ) Петра научил голландец Тиммерман. Другой голландец из Немецкой слободы по фамилии Карштен-Брант учил любознательного юношу лавировать на боте и управлять парусами.

Николай Богданов-Бельский. Ученицы (фрагмент). 1901. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Алексей Стрелковский. Сельская школа (фрагмент).1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Венецианов. Портрет Кирилла Ивановича Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Петр I понимал необходимость профессионального образования. Поэтому в 1701 году в Москве по его указу открыли Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.

В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков. В 1714 году появились начальные цифирные школы - упор в них делали на арифметику и геометрию.

Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность. Она вызвала недовольство родителей, поскольку купцы и ремесленники традиционно учили наследников грамоте сами, одновременно с этим обучали и торговле. Из-за этого купцы не могли своевременно передать семейное дело детям. Церковнослужители же отдавали своих отпрысков в религиозные архиерейские школы - они открылись во всех епархиях в 1721 году.

Одним из последних детищ Петра стала Академия наук . Ее император учредил в 1724 году. Однако работу она начала уже после смерти императора - в конце 1725 года. В состав академии входили гимназия и университет.

Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции (прав искусству), медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают.

Положение об учреждении Академии наук и художеств, 1724

Василий Перов. Приезд институтки к слепому отцу (фрагмент). 1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Екатерина Хилкова. Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих (фрагмент). 1855. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карл Лемох. Гимназистка (фрагмент). 1885. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II . В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц. В историю оно вошло как . Институт просуществовал до 1917 года.

Предметами обучения в первом возрасте (6–9 лет) были: Закон Божий, русский и иностранные языки (чтение и письмо), арифметика, рисование, рукоделье и танцы. Ко второму возрасту (9–12 лет) прибавлялись история и география... В третьем возрасте (12–15 лет) вводились словесные науки, состоявшие в чтении исторических и нравоучительных книг. Затем следовала еще: опытная физика, архитектура, скульптура, токарное искусство и геральдика. Домашнему хозяйству обучали уже на практике... Курс последнего возраста (15–18 лет) состоял в повторении всего пройденного, причем особое внимание обращалось на Закон Божий.

Зинаида Мордвинова, «Смольный институт в эпоху Екатерины II»

Женское образование значительно отличалось от мужского. Основанный еще в 1732 году Шляхетский сухопутный кадетский корпус при Екатерине II получил новый устав. В корпусе учились с пятилетнего возраста до 21 года. Юноши осваивали «полезные» науки (физику, воинское искусство, тактику, химию, артиллерийское дело), «нужные гражданскому званию» (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственную экономию), прочие науки (логику, математику, механику, красноречие, географию, историю) и «художества» (рисование, танцы, фехтование, архитектуру и другие). Эта программа была разработана под влиянием идей французского Просвещения.

В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Появились малые училища с двумя классами начального образования, а в крупных городах - средние училища с тремя классами, а также главные с пятилетним обучением (последний, четвертый класс длился два года). В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя.

Алексей Корин. Опять провалился (фрагмент). 1891. Калужский областной художественный музей, Калуга

Эмилия Шанкс. Новенькая в школе (фрагмент). 1892. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Богданов-Бельский. Приготовление уроков (фрагмент). 1900-е. Новокузнецкий художественный музей, Новокузнецк

В 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения. Его основными принципами были бессословность (за исключением крепостных) и бесплатность начального образования, а также преемственность учебных программ. В 1804 году при церковных приходах стали открывать начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети. С 1803 года главные народные училища стали преобразовывать в гимназии (первая женская гимназия открылась через 55 лет, в 1858 году, в Петербурге). Постепенно в программу вводили новые предметы: мифологию, статистику, философию , психологию, коммерческие науки, естественную историю, иностранные языки. В гимназиях делали упор на классическое образование - в приоритете были гуманитарные науки.

В 1811 году состоялся первый набор в Императорский Царскосельский лицей . За шесть лет мальчикам из знатных семей давались энциклопедические знания. Особое внимание уделялось отечественной истории и «российскому языку», который в гимназиях того времени практически не изучали. Однокурсник Пушкина государственный деятель, историк Модест Корф писал:

…До самого конца для всех продолжался какой-то общий курс, полугимназический и полууниверситетский, обо всем на свете: математика с дифференциалами и интегралами, астрономия в широком размере, церковная история, даже высшее богословие - все это занимало у нас столько же, иногда и более времени, нежели правоведение и другие науки политические.

Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств - выборных органов местного самоуправления. В земских школах учились три года, а с начала XX века - четыре. Там изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. В XIX веке продолжали работать и церковно-приходские школы.

1920-е годы прошли под знаком экспериментов. Отменили домашние задания, уроки истории заменили политграмотой и обществоведением. На местах пытались ввести американскую модель: дети могли сами выбирать предметы и сдавать по ним проекты. Такое обучение приближало учеников к практике.

Однако в 1927 году правительство обозначило уже не примерные, а обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд.

О школе 1930-х годов вспоминал философ Александр Зиновьев:

Школа, в которой я проучился с 1933 по 1939 год, была построена в 1930 году и считалась новой. Она не была исключением в то время. Но таких школ было еще немного. Она не была привилегированной. Но вместе с тем она была одной из лучших школ в стране.
Приобщение к культуре на первых порах происходило для меня также через школу. Это упоминавшиеся выше экскурсии, различного рода кружки, коллективные походы в музеи, в кино и в театры. В нашей школе был драматический кружок. У нас были даже уроки музыки. Учитель, заметив, что у меня не было ни голоса, ни слуха, но что я что-то постоянно рисовал, предложил мне «рисовать музыку», то есть изображать в рисунках то, как я воспринимал музыку.

В это время ввели обязательное сначала четырехлетнее, а затем семилетнее обучение для детей 8–10 лет. В 1943 году в школу начали брать с семи лет. В послевоенное время появилась школьная форма, в программу добавили уроки логики, психологии , латыни, вернулись к раздельному обучению мальчиков и девочек. Но после смерти Сталина «гимназические» веяния из советской школы убрали. В эпоху холодной войны появился новый предмет - начальная военная подготовка, которая оставалась в программе до конца 1980-х.



Загрузка...
Top