Пришвин однажды утром гуляя по лесу сочинение. Рассказывает нам о том, как он «однажды утром, гуляя по лесу, размышлял, что значит талант»

ОБЩИЙ ПЛАН АНАЛИЗА ТЕКСТА *

1.Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.


2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.


3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному научно-популярному.)


4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)


5. К какому жанру относится текст? (Эпизод художествен­ного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)
6. Какое настроение преобладает в тексте?


7. Определите тему текста.


8.Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если загла­вие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).


9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.


10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лекси­ческие и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).


11. Как соотносятся начало и конец текста?


12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?


13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).


14. Понаблюдайте над лексикой текста:
- Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на право­писание этих слов.


- Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чем обусловлен их выбор?


- Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?


- Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
- Найдите перифразы. С какими целями они использо­ваны?


- Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.


- Обратите внимание на стилевую принадлежность лек­сики, на употребление архаизмов, историзмов, неоло­гизмов, терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слова возвышенного сти­ля. Зачем они употреблены автором?


- Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?


- Обратите внимание на средства художественной выра­зительности и фигуры речи, если они применяются ав­тором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, градации, оксюмороны).


15.Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (повторение определенных согласных звуков — аллитерация, повторение гласных звуков — ассонанс). Чего достигает автор их употреблением?

16. Какими морфологическими средствами пользуется автор (обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие существительных и прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц — ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)?


17. Понаблюдайте над синтаксисом и пунктуацией текста (употребление предложений определенной структуры — коротких, лаконичных или пространных, простых или сложных, назывных, безличных, обобщенно-личных,— употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточий, перечислений, прямой речи, диалога и пр.).


18. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идея может быть не только в выражении определенной мысли (рациональ­ная идея), но и в передаче какого-то чувства, настроения, состояния (экспрессивная идея).


19. Каково ваше впечатление от текста?


20. Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другими, данными учителем для сравнения.

* При анализе текста помните, что рассмотреть все вопросы на материале одного текста невозможно и не нужно. Объем разбора определяется характером самого текста и его особенностями.

Текст № 1

(1)В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2)Я укладывал раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»

(3)Я побежал за водой.

(4)Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»

(5)С изумлением вглядывался я в его лицо и вдруг всё понял. (6)Это был почти мальчик, с блестящими, прикрытыми длинными ресницами глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7)Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны.

(8)Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще жив. (9)Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10)Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.

(11)В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив. (12)Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13)А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14)Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15)И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись
глаза.
– (16)Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.

(17)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

(18)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
– (19)А что, она ещё летает?

(20)Голубая стрекоза ещё кружилась.
– (21)Летает, ещё как! – ответил я.
(22)Он опять улыбнулся и впал в забытьё.
(23)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24)Вдруг, слышу, он спрашивает:
– (25)Всё ещё летает?

– (26)Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.
– (27)Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза.

(28)Я испугался. (29) Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, но в течение некоторого времени говорил ещё вполне разумно. (30)Не так ли и тут?.. (31)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32)Больной решил, что я его обманул, и глаза его опять закрылись.

(33)И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34)Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– (35)Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.
(36)И я ему показал это отражение. (37)И он улыбнулся.

(38)Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39)Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью. (39) Даже если ее не видно.

(По М.М. Пришвину*)

*Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.

Сочинение по данному тексту

Текст №2

(1)Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.

(2) Природа – это материал для хозяйства всего человека и зеркало души каждого из нас. (3)Стоит только хорошо задуматьсяо своем пути и потомиз себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих мыслей и чувств.



(4)Вот как просто, кажется,бегут, догоняя друг друга, по проволокекапельки воды дождевой: одна задержалась, другая нагнала ее, обе слились в одну и вместе упали на землю. (5) Так просто!(6)А если задуматься о себе, что переживают люди в одиночку, пока не найдут друг друга и не сольются, и с этими мыслями станешь исследовать капли в их слиянии,и окажется – у них тоже не так просто капли сливаются,


(7)И если посвятитьсебя этому изучению, то откроется, как в зеркале,жизнь человека.

(8)В природе вода лежит, и ее зеркало отражает небо, горы и лес. (9)Человек мало того что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал всматриваться в свое изображение.

(10)Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.

(11)Понять себя самого в зеркальном изображении скорее всего может только человек

(12)История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и все будущее наше в том, что еще в этом зеркале он увидит.
М.Пришвин

Сочинение по тексту №2


Текст №3



(1) Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2) Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую косулю.

– (3) Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! – недоверчиво отмахивались от него. – (4) Откуда в наших местах косули?

– (5) Да я их лично видел! (6) Она в лощине паслась!

– (7) Так, может, это не косуля, а северный олень или мамонт?! – вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде.

(8) Смеясь, мужики стали расходиться. (9) Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10) Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:

– (11) Ты точно косулю видел?

– (12) Точно! (13) Видел! (14) Мамой клянусь! – пастух неуклюже перекрестился. – (15) А зачем тебе, Колёк, косуля? (16) Лето ведь – мясо испортится!

– (17) Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18) Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

(19) Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20) Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие березы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21) Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов косули. (22) Он знал, что ничего не найдёт. (23) Так уж, видно, суждено. (24) Суждено видеть печальные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по ее крошечному телу крадется боль. (25) Боль, похожая на большую черную кошку.

(26) Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27) Нужно было возвращаться назад. (28) Савушкин спустился с холма и заплакал. (29) По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу... (30) Самое страшное – когда она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31) И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

(32) Вдруг Савушкин замер. (33) В овражке, прорытом вешними водами, стояла косуля. (34) Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35) Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36) Косуля смотрела на него, но почему-то не убегала.

– (37) Стой, стой, миленькая, стой! – шёпотом уговаривал её Савушкин. (38) Он шагнул влево и увидел рядом с косулей детёныша. (39) Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40) Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41) Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42) Савушкин вздрогнул и попятился назад...

(43) Солнце жгло прокалённую землю. (44) Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.

– (45) Вкусно, миленькая? – спросил он.

– (46) Вкусно!

(47) Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48) На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

(По А. Владимирову)



Сочинение по тексту № 3



Текст № 4


(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века,- первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (З)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (Ю)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются.


(12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране.



(16)У современной молодёжи немало и положительных ориентации. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.



(18)Тенденция к самореализации - знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все.



(21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них - хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя ка к специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.



(26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27) Просто они другие.


(По И. Маслову)

Маслов Илья Александрович (1935-2008) - поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвящённых истории.

Сочинение по тексту № 4

Текст №5


1)Имя собственное «принадлежит себе», потому что в древнерусском языке собь (себе) – это собственность (отсюда, между прочим, и слово «свобода»). (2)Чужое имя – другая судьба. (3)Язычники тщательно подбирали имя наследнику: не случилось бы чего плохого.


(4)Имя человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть.


(5)История же такова. (6)В древности личных имён накапливалось у каждого человека достаточно. (7)Родился вторым в семье – Другой, неповоротлив и вял – Леной (ленивый), родитель верит в твою славу – Ярослав, поп окрестил – Пётр… и так далее, в зависимости от судьбы, от того, как сложится жизнь. (8)Одна дочь – Румяна, другая – Беляна, хороша и та, и другая… (9)Именем личным могло стать также любое слово – если оно относилось к конкретному человеку.


(10)Мы сказали бы: не именем, а прозвищем. (11)Смысл слова прозвище ясен: про – зов – ище . (12)Корень -зов- тот же, что в словах звать, и зов, и призыв. (13)Зовом призывают человека, зовут его. (14)Важнее приставка про- . (15)Про - – это то, что будет, что находится «перед» чем-то. (16)Про- всегда в движении. (17)Это то, чего ещё нужно достичь. (18)Следовательно, прозвище – то, что дают впрок, на всякий случай, чтобы не только звать человека, но и призвать на него все добрые силы. (19)Потому имена давались хорошие, светлые, добрые.


(20)Потом появилось отчество. (21)Слово то же, что и отечество . (22)Старое слово дало две формы, и каждая рачительно использована. (23)У одной остались оба гласных, эта форма стала обозначать место рождения – отечество. (24)У другой формы в разговорной речи остался только один прежний краткий гласный: отчество. (25)Отчество от имени отличается, посредством отчества человек показан прилагатель­ным, которое как бы прилагается к человеку, ему полагается по статусу, выделяя в принадлежности не его самого, а весь его род. (26)В именовании отчеством признание общественных заслуг всего рода. (27)Отчество есть «имя по отечеству», по отцу, семейное имя.


(28)Насколько хорош и удобен в общении русский обычай называть человека не только по имени, но и по отчеству? (29)Сохранять ли отчество при личном имени – это вопрос о ценностях национальной традиции.


(30)Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии. (31)Начиная с Древней Руси по отчеству называли стольных князей, затем и удельных, мелких, позже – бояр, ещё позже – именитых купцов. (32)Деловые люди, купцы, при Петре получившие право «называться по отечеству», целовали руки своего императора за неизбывную честь, включившую их в ряды «новых русских» ХVIII века.


(33)Отчество – по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут: Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк – ведь это всё разные имена.


(34)Сегодня мы во многом подражаем деловитым американцам. (35)Даже вместо русских слов частенько подставляем соответствующие английские. (36)Так и с именем. (37)У них Боб, Джек, Джон и даже президент всего лишь Билли – и у нас похожее. (38)Говорят, например, Влад, и тогда не ясно, кто есть этот Влад: Владислав, Владимир или ещё кто?


(39)Не имя, конечно, создаёт личность. (40)Хотя и имя – не последнее дело, обычно оно вскрывает некоторую сущность человека. (41)Я убеждён в этом.


(По В.В. Колесову)

Текст № 6

(1) Однажды утром, гуляя по лесу, я размышлял о том, что значит талант. (2) Вдруг вижу: на высокой ёлке, на самом верхнем её пальчике, сидит маленькая птичка. (3) Я присмотрелся, и оказалось, что птичка эта поёт, потому что клювик ее то откроется, то закроется. (4) Но такая она, эта птичка, была невеликая, маленькая, крохотная, что звуки самой песенки до меня не долетали и оставались все там, наверху. (5) Только птичке это было не важно: она пела потому, что славила утреннюю зарю, а вовсе не для того, чтобы песенку услышали все вокруг и ее похвалили.

(6) Так я нашёл ответ на вопрос о том, что такое талант. (7) Это, по-моему, есть способность делать больше, чем нужно только себе. (8) Это способность славить зарю, но не самому славиться.

(9) Вот ещё что я думаю о таланте: эта птичка поёт не только у поэтов,
музыкантов, всякого рода артистов -- в каждом деле движение к лучшему совершается под песенку такой птички.
(10) Я знал в былые времена одного башмачника, по имени Цыганок, в
Марьиной роще. (11) Крыша в его домике развалилась (ему бы цену за работу поднять) - заложил прореху куском фанеры... (12) Нет ему дела до крыши. (13) Штаны на коленях износились - ничего, прикрыл фартуком.

(14) Но мастерство, мастерство-то какое! (15) О мастерстве этого Цыганка легенды сложились. (16) Среди москвичей ходили рассказы, будто приезжала к нему в Марьину рощу из Парижа настоящая француженка, чтобы мастер сделал ей две пары башмаков. (17) Окунет француженка одну пару в грязь, чтобы вид получился для таможни ношеный и налогов платить не нужно было. (18) Завернет потом другую пару в газету, свою же, парижскую, и по приезде очищает грязную пару, продаёт и окупает все издержки по поездке из Парижа в Москву.

(19) Мне повезло, я начал свое писательское ремесло с того, что без гроша в кармане отправился собирать народные сказки в далёкий северный край. (20) И даже мысли у меня не было, какая мне от этих сказок будет корысть и сколько мне за них заплатят. (21) Я думал, что людям должно быть интересно не то слово, которое в книгах, а то, которое услышишь сам из уст народа.

(22) Много воды утекло с тех пор, как я сделался профессиональным

писателем, но именно мои тетрадки со сказками и историями северного края есть для меня оправдание, суд моей совести над делом моей жизни.
(23) Свидетельство того, что литературный труд для меня призвание, а не просто способ заработка.

(24) Наверное, это очень хорошо, если у человека есть в жизни такие
тетрадки, которые ответят, делал ли он в своем мастерстве больше, чем это нужно было для собственной корысти. (25) И неважно, кто он – писатель или сапожник Цыганок из Марьиной рощи.

(По М. М. Пришвину*)

*Михаил Михайлович Пришвин (1873-- 1954) -- известный русский


Текст №7

(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии.

(5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:

(7)–Мам, а почему нельзя?

(8)–Потому что… – раздражённо отвечала мать. (9)–Вон у отца отпрашивайся!

(10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.

(11)–Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло!

(21)–Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена.
(23)–Ты иди мой руки и давай садись ужинать…

(24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её
не найдут.

(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.

(34)–Ну, получается, что я обманул тебя!

(35)–Меня? – она улыбнулась. (36)–Разве ты меня обманул?

(37)–А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.

(39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но с … понял, что никогда не сделает этого.

(42)–Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.

(44)«Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп.

(По С.С. Качалкову*)

* Сергей Семёнович Качалков (род. в 1943 г.) – современный писатель-прозаик.




ТЕКСТ № 8

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче неприменимо — не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием — принципиальность. (4)Вместо человека чести — человек принципов...


(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?


(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными — такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, — писал он в Академию наук. — И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.


(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17) Оно не подтверждено никаким, документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство — слово, дано было слово.

(По Д.Гранину)


ТЕКСТ № 9


(1)Обыватель — явление всемирное. (2)Оно встречается во всех классах и нациях. (З)Английский герцог может быть столь же вульгарным, как американский пастор или французский бюрократ. (4)Рабочий или шахтёр нередко оказывается таким же откровенным буржуа, как банковский служащий иди голливудская звезда.

(5)Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей; кроме них, у него ничего нет.

(6)Истинный обыватель, с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть, разрывается между стремлением поступать как все, он приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, эта потребность диктуется страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. (7) Соседство с главой компании или европейским аристократом может вскружить ему голову. (8)Богатство и титул приводят его в восторг.

(9)Истинный обыватель не отличает одного автора от другого: читает он мало и всегда с определенной целью, но может вступить в общество библиофилов и смаковать прелестные книги: винегрет из Симоны де Бовуар, Достоевского, Сомерсета Моема, «Доктора Живаго» и мастеров эпохи возраждения. (10)Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукцию Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника.

(18)У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольною величественного обывателя — пошлость. (19)Это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. (20)Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. (21)Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым. (22)Я утверждаю, что простой, не тронутый цивилизацией человек редко бывает пошляком, поскольку пошлость предполагает внешнюю сторону, фасад, внешний лоск.

(По В. В. Набокову*)

* Владимир Владимирович Набоков (1899-1977 гг.) — русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед.


ТЕКСТ № 10


(1)−Убить!..(2)Застрелить!..(3)Сейчасзастрелитьмерзавца!..(4)Без пощады!..(5)Убийца!..(6)Убитьего!−кричалимужские,женскиеголосатолпы.


(7)Огромнаятолпанародавелапоулицесвязанногочеловека.



(10)Это был один из тех людей, которые в войне народа против власти воюют на стороне власти. (11)Его схватили теперь и вели на казнь.


(12)−Это городовой, он ещё утром стрелял по нам! − кричали в толпе.


(13)Толпа не останавливалась, и его вели дальше. (14)Когда же пришли натуулицу,гденамостовойлежаливчерашниенеубранныеещётела убитых войсками, толпа освирепела.


(15)−Нечего оттягивать! (16)Сейчас тут и застрелить негодяя, куда ещё водить его? − кричали люди.


(17)Пленныйхмурилсяитольковышеподнималголову.(18)Он,каза лось, ненавидел толпу ещё более, чем толпа ненавидела его.

(19)−Перебитьвсех!(20)Шпионов!(21)Царей!(22)Попов!(23)Иэтих мерзавцев! (24)Убить, убить сейчас! − взвизгивали женские голоса.


(25)Норуководителитолпырешилидовестиегодоплощадиитам разделаться с ним.


(26)Доплощадиужебылонедалеко,когдавминутузатишьявзадних рядах толпы послышался плачущий детский голосок.

Однажды гуляя ранним утром, мне повстречался мул, идущий в гору…
Спина его была нагружена тяжёлыми мешками, он еле ноги волочил,
Вздыхая, шёл… всё сетуя на жизнь, на груз, что не давал идти свободно…
С ним поравнявшись, я приветствовала мула и пожелала лёгкого ему пути…
Животное остановилось на мгновение… взглянуло, приподняв немного уши,
Глаза сильней раскрыло, разглядывая лучше, кто это говорит с ним поутру.
«Ах, человек… ты, видно, посмеялся, желая лёгкости, на груз мой посмотрев,
На ноги, что так дрожат, взбираясь в гору, нет сил, а ты со мною шутишь!»
«Я не шучу… любезным быть с тобой хочу, и, если мне позволишь ты спросить,
Что в тех мешках, что ты несёшь с собою в гору, от коих уж не ходят ноги?»
«Ох, и не спрашивай… Несу я жизни груз, его поднять желаю на самую вершину,
И сбросить сверху, чтоб не давил мне спину, не мучил, чтоб легче мне дышалось.
А в тех мешках храню свои же я обиды… на тех, кто надо мной смеётся,
Кто пальцем тычет… что, мол, уродлив я, ни конь и ни осёл, что не красавец».
«Мул, ну что ж такое говоришь ты, как мог поверить ты словам таким?
Как мог принять ты на себя такое?.. Слова того, кто не способен видеть душу…
Слова того, кто обделён умом с рождения, кто лишь поверхностно живёт…
Кто озабочен лишь рельефом, формой тела… бетонным сделав своё сердце…
Послушай, милое создание, прошу тебя, забудь слова… прости и сбрось,
Сбрось этот груз сейчас… обиды, злость, свой гнев на жизнь, на эти языки…
Здесь и сейчас… всё это сбрось и незачем с собой всё это в гору поднимать!
Иди мой друг, иди… иди на свет и на добро иди, на гору жизни поднимись,
Но только без мешков, без мелочности и обид! Душа твоя взлетит сама,
Как только сбросишь и простишь, она поднимется к вершине самой, к Небу,
И ты увидишь как прекрасен мир, как жизнь легка… нет тяжести и груза».
Словам моим поверил мул… хотелось полететь, летал ведь только в детстве,
Взглянул на все мешки, на ноги, что так тряслись от тяжести и мук,
Со всей он силы приподнялся, душой, всем сердцем крикнул в небеса
И скинул всё, что нёс так долго, что годы многие копил… всё скинул,
И, о чудо! Спина и ноги, тело… всё стало лёгким, бодрым, молодым!
С разбега… в гору поднялся, от радости смеялся, плакал, парил душой!
И, подбежав ко мне, в глаза смотрел… бежали слёзы, билось сильно сердце,
Он говорил уж голосом другим… счастливым, облегчённым, бодрым…
«Спасибо, милый человек, что мне помог избавиться, понять, увидеть,
Увидеть главное… что оболочка не важна… важней всего же содержание…
Господь… нас разными всех сотворил и в этом прелесть всей задумки,
Чтоб каждый… уникальным был, единственным, неповторимым, славным…
Нам тело… для души дано, оно наш инструмент, помощник нам в пути,
Мы создавать должны, творить… и песнь Неба петь, его быть чудом…
А если будем мы как все… копируя, дублируя друг друга, ставя рамки,
И станем мы уродливы, глупы… лишь пальцем тыча, что другой он телом».
«Мой дорогой… ты молодец, как рада я, что правильно всё понял:
Душа… прекрасное дыхание Бога, нет для неё ни рамок, ни критерий,
Она живая лишь в полёте… а груз, обиды, боль… ведь ей ломают крылья…
Лети, живи, мой милый… и впредь запомни! Всё то, что ты услышишь,
Слова, что полетят из уст нечистых, не принимай их к сердцу и душе,
Будь выше и пока к себе не принял близко, им так и быть на языке глупца!»
2017

Из книги » Басни и Притчи » , иллюстрация автора

© Copyright: Татьяна Синдеева Бурова, 2017
Свидетельство о публикации №117120802626

Короткая поучительная сказка о том, как друзья решили проучить неряху Крячика и научили утенка умываться по утрам.

Однажды утром читать

Утёнок вечно куда-то спешил. И когда он быстро ковылял по зелёной траве, то со стороны всем казалось, что катится мячик. А так как этот мячик ещё и крякал, то утёнка назвали Крячиком.

Очень не нравилось утёнку по утрам умываться. Его, бывало, не то что к речке, а к обыкновенной луже силком не затащишь.
- Долго ли ты ещё у меня будешь неряхой? - укоряла утёнка мама. - Вечно ты ходишь грязный да чумазый!
- А я и так себя прекря-кря-крясно чувствую! - отвечал Крячик.
Но однажды цыплёнок Фью и щенок Тявка сговорились и решили проучить утёнка. Вышел утром Крячик во двор, как всегда неумытый и заспанный, поздоровался с цыплёнком Фью:
- Крякcтвуй!
Это у него так слово «здравствуй» получалось.
А цыплёнок говорит:
- Кто ты? Я тебя не знаю.


Тогда Крячик направился к щенку Тявке:
- Крякствуй!
- Я с незнакомыми птицами не здороваюсь! - сказал щенок.
Обиделся утёнок на своих друзей.
«Что это с ними? - думает. - Почему они меня вдруг узнавать перестали?»
Тут дождик начался. Звонкий такой дождик. Весёлый. Тёплый-претёплый.
Не успел Крячик под крыльцо спрятаться - и дождик искупал его хорошенько.


Щенок и цыплёнок сами к утёнку подбежали, говорят:
- Здравствуй! Какой ты чистый и симпатичный!
Крячик спрашивает их:
- Почему же вы раньше со мной не здоровались, когда я сам к вам подходил?
- Ко мне какой-то грязнуля подходил, а совсем не ты, - сказал Фью.
- И ко мне тоже какой-то чумазый приставал, - сказал Тявка.
- Так это же был я! - засмеялся утёнок. - Только теперь меня дождик умыл.

Если хочешь, чтобы мы тебя всегда узнавали, то на дождик не надейся! - проворчал щенок Тявка.
- Ведь дождик бывает не каждый день! - пропищал цыплёнок Фью.

Опубликовано: Мишкой 28.06.2018 10:48 24.05.2019

Подтвердить оценку

Оценка: / 5. Количестов оценок:

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 5189 раз(а)

Другие сказки Пляцковского

  • Кролик, который никого не боялся — Пляцковский М.С.

    Короткая история про кролика, который не испугался ни медведя, ни тигра, ни льва. А почему так произошло, Вы узнаете, прочитав сказку! Кролик, который никого не боялся читать Слава приходит, когда её не ждёшь. Так пришла …

  • Какая бывает зима — Пляцковский М.С.

    История, в которой разные звери рассуждают о зиме. Ведь она такая разная для слона, для оленя или медведя! Какая бывает зима читать Спросили однажды у Слона: - Какая бывает зима? - А что это такое? - удивился …

  • Умка хочет летать — Пляцковский М.С.

    История про малыша Умку, который захотел научиться летать. Однако взлететь так и не получилось. И Умка решил подождать, пока у него вырастут крылья. Умка хочет летать читать Маленький Умка - белый медвежонок - сказал маме: …

    • Зайкина избушка — русская народная сказка

      Зайкина избушка — это сказка о том, как хитрая лиса отобрала домик у зайки и никто не мог её выгнать из теплого домика. Однако, петушок нашел способ справиться с непосильной задачей… Зайкина избушка читать Жили-были …

    • Бобовое зернышко — русская народная сказка

      Петушок и бобовое зернышко — русская народная сказка про петуха, который все время торопился, когда клевал зернышки. Курочка все время предостерегала его и просила клевать помедленнее. Однажды он подавился бобовым зернышком и упал. Но курочка …

    • Про Бегемота, который боялся прививок — Сутеев В.Г.

      Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся …


    Чарушин Е.И.

    В рассказе описываются детеныши разных лесных зверей: волка, рыси, лисы и оленихи. Скоро они станут большими красавцами-зверями. А пока они играют и шалят, очаровательные, как любые малыши. Волчишко Жил в лесу волчишко с матерью. Ушла …

    Кто как живет

    Чарушин Е.И.

    В рассказе описывается жизнь самых разных зверей и птиц: белки и зайца, лисицы и волка, льва и слона. Тетерка с тетеревятами Ходит тетёрка по полянке, бережёт цыплят. А они копошатся, разыскивают еду. Летать ещё не …

    Рваное Ушко

    Сетон-Томпсон

    Рассказ про крольчиху Молли и ее сыночка, которого прозвали Рваное Ушко после нападения на него змеи. Мама учила его премудростям выживания в природе и ее уроки не прошли даром. Рваное ушко читать Рядом с опушкой …

    Животные жарких и холодных стран

    Чарушин Е.И.

    Небольшие интересные рассказы про животных, живущих в разных климатических условиях: в жарких тропиках, в саванне, в северных и южных льдах, в тундре. Лев Берегитесь, зебры - полосатые лошади! Берегитесь, бы­стрые антилопы! Берегитесь, круторогие дикие буйволы! …

    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …


3. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Порассуждаем о ТАЛАНТЕ.doc
4. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Проблема выбора.docx
5. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Рассуждение о чести.doc
6. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Смысл жизни.docx
7. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Сохраним память о погибших товарищах!.docx
8. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Сохраним прошлое во имя будущего!.docx
9. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Странники как явление русской жизни.docx
10. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Цена дружбы....docx
11. /ОБРАЗЦЫ сочинений по русскому языку/Человек на войне.docx Я прочитал текст русского писателя Л. Леонова, его размышления не оставили меня равнодушным
Рассказывает нам о том, как он «однажды утром, гуляя по лесу, размышлял, что значит талант». Пришвин увидел «крохотную птичку»
Проблема героизма, выбора
Т. М. Джафарли размышляет над проблемой сохранения моральных ценностей в современной жизни современным человеком
Можно ли вручить подростку «смысл жизни на блюдечке»?
Нужно ли сохранять память о погибших товарищах? Над этой нравственной проблемой рассуждает советский писатель Д. Гранин
Образец сочинения-миниатюры (егэ по русскому языку) части (Текст Л. Жуховицкого)
Я прочитала текст известного русского певца Ф. И. Шаляпина, и его размышления не оставили меня равнодушной
Какова цена настоящей дружбы и как она проверяется? Над этой проблемой размышляет публицист Т. Тэсс
В. П. Астафьев считает, что человек, вопреки всему, даже смерти товарищей и ненависти к врагу, способен сохранить веру в людей, сострадание и не потерять человеческий облик. Ведь и русский врач, и немец из военных
скачать doc

В каждом человеке от природы заложен огромный потенциал - талант, развив который, мы можем достичь многих вершин.

Но должен ли талан приносить выгоду и служить корыстным целям? Над этой проблемой размышляет известный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин.

Автор рассказывает нам о том, как он «однажды утром, гуляя по лесу, размышлял, что значит талант». Пришвин увидел «крохотную птичку», которая своей песней «славила утреннюю зарю», и пела она «не для того, чтобы песенку услышали все вокруг и её похвалили». Автор невольно вспомнил башмачника по имени Цыганок, удивительного мастера, жившего в домике с прохудившейся крышей в Марьиной роще. Но не было «ему дела до крыши» и лишних денег он за своё мастерство не брал, хотя о его золотых руках складывали легенды. Да и сам Пришвин начал «своё писательское ремесло с того, что без гроша в кармане отправился собирать народные сказки в далёкий северный край», без каких-либо корыстных мыслей.

По мнению автора «талан есть способность делать больше, чем нужно только себе», а «не просто способ заработать». Не могу не согласиться с мнением автора: талан, который используется ради корысти, теряет свою высшую ценность.

Многие русские писатели размышляют над этой проблемой в своих произведениях. Александр Николаевич Островский, великий русский драматург, в своей комедии «Таланты и поклонники» рассказывает историю молодой талантливой актрисы провинциального театра - Александры Негиной, талант и красоту которой пытаются купить богатые мужчины, сделав её своей содержанкой. Но, не смотря на все испытания, Негиной удаётся устроить свой бенефис, тем самым доказав, что талант может пробиться через «тьму миров».

Советский поэт Роберт Рождественский в своём произведение «Баллада о таланте, боге и черте» передаёт сложные чувства, охватившие Талант, делающий свой сложный выбор между светлой божьей целью и искушением корыстного черта. Но автор уверен, что талант не принадлежит ни одному, ни второму, что у таланта есть своя более высокая цель, чем быть оружием в войне между Добром и Злом. Творения его принадлежат всем!

Истинный талан бесценен и ему подвластно всё в этом мире, ибо он бескорыстен!

Подготовлено учителем русского языка и литературы Парфеновой Н.В.



Загрузка...
Top