Промо-ролик усадьбы «Мелихово». Пруд «Аквариум», «Берлинские тополя» и «Левитановская горка»

В начале мая мы отправились в однодневное путешествие по маршруту Мелихово - . Благо эти два замечательных места находятся рядом.

Доехать до Мелихово от Москвы достаточно просто - нужно сесть на электричку до Чехова. Эти электрички следуют например с Курского вокзала или станции Царицыно. Время в пути - около часа. В Чехове прямо возле железнодорожной станции находится автовокзал от которого курсируют автобусы и маршрутки №25. До остановки Мелихово Маршрутка идёт минут 15. Автобус подольше. У остановки Мелихово стоит указатель на Музей - Усадьбу Чехова. Автомобилистам - по Симферопольскому шоссе . Замечу, что маршрут лучше составлять так, чтобы не возвращаться в воскресенье вечером, иначе вы рискуете попасть в огромную пробку или в переполненную электричку на обратном пути.

Время работы музея Чехова в Мелихово - с 10 до 17 (кроме понедельника и последней пятницы месяца).

Итак. Пройдя через домик-кассу попадаем на территорию музея. Нас встречает памятник Чехову, а также служитель музея, который проверяет - имеется ли билет на фотосъёмку.

Памятник чем-то отичается от того образа, который остался ещё со школьных лет. Присматриваюсь и вижу - нет пенсне. Неизменного атрибута, присутствовавшего на лице Антона Павловича на многих иллюстрациях:0)

За спиной писателя размещается Театрально-выставочный зал. В зале - экспозиция работ Николая Павловича Чехова - брата А.П. Чехова. Н.П.Чехов был художником - иллюстратором. Делал иллюстрации к первым произведениям А.П. Чехова, а также рисовал для сатирических журналов и, конечно, писал картины.

В концертном зале проходят театральные фестивали, а также - выставка детского рисунка - иллюстраций к работам А.П.Чехова. Особой популярностью у детей пользуется Каштанка. Эту собачатину можно увидеть, наверное, на каждом третьем рисунке.

Пройдя по аллее, ведущей влево добираемся до Амбулатории. Изначально это здание находилось не хздесь, а в одной из соседних деревень, где Чехов вёл приём как Врач. Однако, для большего удобства экскурсантов - здание было перенесено в Мелихово. В амбулатории одной из комнат воссоздана обстановка кабинета сельского врача конца 19 начала 20 века.А в остальных комнатах - действующий медпункт. Как и во временя Чехова - этот медпункт является единственным на несколько ближайших деревень.

От амбулатории поворачиваем к основному двору - к дому А.П. Чехова. На пути - установлен ещё один памятник писателю.

Вдоль дорожки аккуратно посриженная живая изгородь... В воздухе разливается запах черёмухи... Весна... Благодать...

По дорожке попадаем на хозяйственную часть усадьбы - Наивный двор.

Под навечиком - несколько в удалении от основных туристических троп находится сани и оборудование для снаряжения экипажей. Чехов был сельским врачом и ему часто приходилось ездить по окрестным деревням. К сожалению, пока что у работников музея "не дошли руки" до реставрации и облагораживания этого места, однако, мне почему-то верится что вскоре и тут наведут порядок.

Также на Наивном дворе можно увидеть погреб. Вообще на примере этой усадьбы можно хорошо увидеть быт в конце 19 -начале 20 веков.

Вообще же на территории двора много зелени.

Стоят скамеечки и проложены дорожки. Когда на этом месте жили Чеховы - за садом и хозяйством присматривал отец А.П. Чехова - Павел Егорович Чехов. Сейчас этим, естественно занимаются работники музея.

Между домом писателя и Наивным двором находится Флигель - кухня.

Флигель - кухня построен в 1893 году А.П. Чеховым.

Во Флигеле была жилая комната, в которой жили две прислуживающие девушки.

И собственно кухня - с большой печью, чтолом и самоваром.

Между Флигелем и домом семейства Чеховых располагается колодец.

Главный дом усадьбы Чеховых - с виду он кажется совсем небольшим. Но при этом в нём жило практически всё большое семейство. Также в этом доме часто собирались гости.

В главном доме сохранена обстановка комнат и действует музей.

Сейчас экспозиция главного дома представлена так - чтобы из прихожей посетители сразу попадали в Кабинет

Каждому члену семьи была отведена своя комната. В этой комнате жила Мария Павловна Чехова - сестра писателя. Она работала преподавателем истории и географии в гимназии и увлекалась живописью.

В этой комнате жил сам Антон Павлович Чехов.

В этой, самой маленькой жилой комнате дома, жил Павел Егорович Чехов.

За стеной комнаты отца семейства находится просторное помещение столовой.

В коридорах дома установлены красивые итальянские витражи. Правда (красота требует жертв) свет эти витражи пропускают не очень хорошо и коридор, прихожая, а также пушкинская комната освещаются очень тускло.

Более подробно главный дом усадьбы описан на сайте Виртуальный музей Чехова . Рекомендую его всем заинтересовавшимся музеем Чехова.

Перед главным домом располагается светлый фруктовый сад.

В саду стоит Флигель - Чайка.

В этом Флигеле А.П.Чехов написал большую часть своего произведения "Чайка"

Флигель сейчас закрыт и внутрь никого не пускают.

Остаётся только любоваться на него снаружи.

От флигеля мы проходим к Бани, от которой начинается Аллея любви.

Я уже писал про запах Черёмухи весной. Это просто незабываемо...

Аллея любви огибает фруктовый сад. И выводит к пожарному сараю...

Кроме того что построен сарай по распоряжению Чехова - ничего примечательного в нём нет.

Если поднять голову - то можно увидеть и Питейный дом братьев Скворцовых.

Пройдя ещё немного - завершаем круг и вновь выходим к Главному дому.

Чуть не забыл - пережд главным домом установлен столбик с колокольчиком. Видимо этот колокольчик созывал семейство на обед.

Сбоку главного дома пристроена веранда.

На веранде - деревянная мебель.

А за главным домом находится, пожалуй, самое живописное место усадьбы.

Пруд Аквариум. Тут я позволю себе несколько фоток без комментариев. Просто для того чтобы можно было хоть как-то передать всю симпатичность этого места.

Вообще на территории музея очень красиво.

А судя по тому, что некоторые объекты ещё восстанавливаются (или возводятся заново?) будет ещё красивее.

Есть на территории музея и постройки, не связанные сЧеховым. Тем не менее они выполнены в стилистике усадьбы - это дирекция музея.

Впрочем, с тем что не связаны - это я погорячился. Именно в этом доме жил Юрий Константинович Авдеев - создатель музея-заповедника Чехова в Мелихово.

И напоследок - традиционное местное животное...

После визита в Мелихово мы направились в деревеньку . - на святой источник - но это уже совсем другая история...

Фото - Nikon D70S. Sigma DC 18-200mm, DC 10-20mm. NEF(RAW). Перевод в JPG при помощи конвертера встроенного в Photoshop CS3

Конец января запомнится жителям Московском области еще одним ярким усадебно-литературным событием. После того, как в Талдомском районе торжественно…


  • Усадьба Мелихово предварительно вошла в десятку самых востребованных российских музеев


  • В Англии создали копию чеховского сада в усадьбе Мелихово

    Талант и искусство всегда выше политики и споров. Это в очередной раз доказала команда художников из Лондона, которая создала копию мелиховского сада…


  • Библионочь-2018: в каких усадьбах живут главные герои русской литературы?

    Уже завтра любителей литературы будет ждать масштабное мероприятие - «Библионочь». Во всех городах России будет подготовлена…


  • На реставрацию усадеб Мелихово и Лопасня-Зачатьевское выделят 43 миллиона рублей

    На реставрационные работы в усадьбах Мелихово и Лопасня-Зачатьевское выделят 42 миллиона рублей, сообщили в пресс-службе министерства культуры…


  • "Усадебный экспресс" отвез московских школьников в усадьбу А.П. Чехова "Мелихово"

    Проект «Усадебный экспресс» организовал первый тур для школьников Москвы! Ребята и их родители посетили усадьбу великого русского писателя Антона…


  • В усадьбе Антона Чехова 20 мая откроется театральный фестиваль «Мелиховская весна»

    В государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» пройдет один из наиболее крупных и значимых театральных…

  • Усадьба Мелихово А.П. Чехова в фильме «В городе С», 1966 год

    В 1966 году режиссером Иосифом Хейфицом был снят фильм «В городе С». Художественное произведение стало экранизацией повести Антона Павловича…

  • Г.Б. {Господи, благослови!} Имение куплено в c. Мелихово 1892 года.
    1-го Марта переехали из Москвы со всем имуществом Павел Чехов, Маша и Горничная Пелагея к обеду.
    Сорохтин с семейством в этот день выехал.
    4. Антоша совсем переехал в свое имение.
    В продолжение сего м[еся]ца дневник не велся по случаю уборки и очистки комнат.

    Из дневника П.Е. Чехова, отца писателя.

    Станция Лопасня, Моск.-Курск. Это наш новый адрес. А вот Вам подробности. Не было хлопот, так купила баба порося! Купили и мы порося – большое, громоздкое имение, владельцу которого в Германии непременно дали бы титул герцога. 213 десятин на двух участках. Чересполосица. Больше ста десятин лесу, который через 20 лет будет походить на лес, теперь же изображает собою кустарник. Называют его оглобельным, по-моему же, к нему более подходит название розговой, так как из него пока можно изготовлять только розги. Это к сведению гг. педагогов и земских начальников.

    В XVIII–XIX вв. на месте усадьбы располагались имения помещиков Наумовых и Чуфаровских, а чуть позднее Кувшинниковых, Варенниковых и Сергеевых. В 1888 году владелец Мелихово театральный художник Н.П. Сорохтин начал переобустройство господского дома, оформив его в духе собственных декораций к театральным феериям: стрельчатые окна, причудливая веранда с колоннами, цветные витражи.

    Дом и хорош, и плох. Он просторнее московской квартиры, светел, тепел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу в сад, итальянские окна и проч., но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи весьма глупый и наивный вид, а внутри преизбыточествует клопами и тараканами, которых можно вывести только одним способом – пожаром; все же остальное не берет их…

    Фруктовый сад. Парк. Большие деревья, длинные липовые аллеи. Сараи и амбары недавно построены, имеют довольно приличный вид. Курятник сделан по последним выводам науки. Колодезь с железным насосом. Вся усадьба загорожена от мира деревянного оградою на манер палисадника. Двор, сад, парк и гумно также отделены друг от друга оградами.

    Есть парники. В саду, в 15 шагах от дома, пруд… с карасями и линями, так что рыбу можно ловить из окна.

    Имение куплено за 13 тысяч. Купчая стоила около 750 р. Итого 14 тыс. Уплачено продавцу художнику наличными 4 тыс. и закладною в 5 тыс. по 5% на десять лет. Остальные 4 тысячи художник получит из земельного банка, весною, когда я заложу именье в оном банке. Видите, как выгодно! Через 2–3 года у меня будет 5 тыс., и я погашу закладную, и останусь при одном только 4-х тысячном банковском долге, но извольте-ка прожить эти 2–3 года, шут возьми! Дело не в процентах – их немного, меньше 500 в год, – а в том, что все время обязан думать о сроках и о всякой гадости, присущей долговым обязательствам. К тому же, Ваше высокоблагородие, пока я жив и зарабатываю 4–5 тысяч в год, долги будут казаться игрушкой и даже удобством, ибо платить 470 проценту гораздо легче, чем тысячу в Москве за квартиру, – это все так, ну, а вдруг я уйду от вас грешных в иной мир, т. е. поколею? Тогда герцогство с долгами явится для моих маститых родителей и Ма-Па такою обузою, что они завопиют к небу.

    Столовая. Фарфоровый сервиз (Дрезден, фирма «Villeroy&Boch»)

    Кабинет А.П. Чехова

    "Фауст" из библиотеки писателя

    Дореволюционный художник не представлял себе иного символа дьявольщины, кроме масонской пятиконечной звезды.

    В 1894 году Чехов выстроил рядом с домом небольшой деревянный флигель, о котором сам писал в одном из писем: «Флигель у меня вышел мал, но изумителен». Первоначально уютный домик, окруженный ягодными кустарниками, предназначался для гостей, но вскоре стал рабочим кабинетом писателя.

    В Мелихово Чехов пишет «Палату № б», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», большой «деревенский цикл» произведений: «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы».

    Сестра Чехова Мария работала преподавательницей истории и географии в женской гимназии, увлекалась живописью. Первые работы были сделаны под руководством И.И. Левитана. Как-то любуясь ее работой, тот сказал с восхищением: «Черт знает, как хорошо! Какие же вы, Чеховы, талантливые!».

    В Мелихово Мария Павловна занималась огородом. Она не только сажала огурцы, помидоры, тыквы, но и умудрялась вырастить дыни, арбузы, спаржу, артишоки. Антон Павлович, шутя, называл ее огород «уголком Франции».

    В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулез. Доктора настаивают на переезде Чехова на юг. Осень и зиму 1897/98 г.г. писатель живет во Франции. В мае 1898 года Чехов возвращается на родину и едет в Мелихово. Здесь он живет до сентября, пока не началась осенняя сырость, а затем переезжает в Ялту.

    После смерти отца в 1899 году Чехов продает Мелихово серпуховскому дворянину и промышленнику С.Н. Коншину, который, в свою очередь, в 1908 году уступил его барону Н.Д. Стюарту, владевшему имением до революции. Дальнейшая судьба усадьбы печальна – и узнаваема: разоренный дом постепенно ветшал, в 1929 рухнул и был полностью разобран. Когда в 1944 здесь открылся музей писателя, от усадьбы почти ничего не осталось…

    Посвящение Чехову

    Закат, покидая веранду, задерживается на самоваре.
    Но чай остыл или выпит; в блюдце с вареньем – муха.
    И тяжелый шиньон очень к лицу Варваре
    Андреевне, в профиль – особенно. Крахмальная блузка глухо
    застегнута у подбородка. В кресле, с погасшей трубкой,
    Вяльцев шуршит газетой с речью Недоброво.
    У Варвары Андреевны под шелестящей юбкой
    ни-че-го.

    Рояль чернеет в гостиной, прислушиваясь к овации
    жестких листьев боярышника. Взятые наугад
    аккорды студента Максимова будят в саду цикад,
    и утки в прозрачном небе, в предчувствии авиации,
    плывут в направленьи Германии. Лампа не зажжена,
    и Дуня тайком в кабинете читает письмо от Никки.
    Дурнушка, но как сложена! и так не похожа на
    книги.

    Поэтому Эрлих морщится, когда Карташев зовет
    сразиться в картишки с ним, доктором и Пригожиным.
    Легче прихлопнуть муху, чем отмахнуться от
    мыслей о голой племяннице, спасающейся на кожаном
    диване от комаров и от жары вообще.
    Пригожин сдает, как ест, всем животом на столике.
    Спросить, что ли, доктора о небольшом прыще?
    Но стоит ли?

    Душные летние сумерки, близорукое время дня,
    пора, когда всякое целое теряет одну десятую.
    «Вас в коломянковой паре можно принять за статую
    в дальнем конце аллеи, Петр Ильич». «Меня?» –
    смущается деланно Эрлих, протирая платком пенсне.
    Но правда: близкое в сумерках сходится в чем-то с далью,
    и Эрлих пытается вспомнить, сколько раз он имел Наталью
    Федоровну во сне.

    Но любит ли Вяльцева доктора? Деревья со всех сторон
    липнут к распахнутым окнам усадьбы, как девки к парню.
    У них и следует спрашивать, у ихних ворон и крон,
    у вяза, проникшего в частности к Варваре Андреевне в спальню;
    он единственный видит хозяйку в одних чулках.
    Снаружи Дуня зовет купаться в вечернем озере.
    Вскочить, опрокинув столик! Но трудно, когда в руках
    все козыри.

    И хор цикад нарастает по мере того, как число
    звезд в саду увеличивается, и кажется ихним голосом.
    Что – если в самом деле? «Куда меня занесло?» –
    думает Эрлих, возясь в дощатом сортире с поясом.
    До станции – тридцать верст; где-то петух поет.
    Студент, расстегнув тужурку, упрекает министров в косности.
    В провинции тоже никто никому не дает.
    Как в космосе.

    Иосиф Бродский

    Амбулатория доктора Чехова

    Общественная активность Чехова в период его жизни в Мелихове не может не удивлять: он был избран в земство, в санитарный совет, становится присяжным заседателем земского суда. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и "пожарный сарай" для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.

    Летом 1892 года во время эпидемии холеры врач Чехов обслуживал 26 деревень, четыре фабрики, один монастырь, организовал два медицинских пункта и пять холерных бараков. Он принимал больных по два дня в неделю на каждом медицинском пункте.

    Несколько месяцев писатель почти не вылезал из тарантаса. В это время ему приходилось и разъезжать по участку, и принимать больных у себя на дому, и заниматься литературой. Разбитый, усталый, возвращался он домой, но держал себя так, точно делал пустяки, отпускал шуточки и по-прежнему всех смешил.

    Корней Иванович Чуковский «Чехов»

    Помощников у нас нет, придется быть и врачом и санитарным служителем в одно и то же время; мужики грубы, нечистоплотны, недоверчивы; но мысль, что наши труды не пропадут даром, делает все это почти незаметным.

    Из всех серпуховских докторов я самый жалкий; лошади и экипаж у меня паршивые, дорог я не знаю, по вечерам ничего не вижу, денег у меня нет, утомляюсь я очень скоро, а главное – я никак не могу забыть, что надо писать, и мне очень хочется наплевать на холеру и сесть писать.

    Душа моя утомлена. Скучно. Не принадлежать себе, думать только о поносах, вздрагивать по ночам от собачьего лая и стука в ворота (не за мной ли приехали?), ездить на отвратительных лошадях по неведомым дорогам и читать только про холеру и ждать только холеры и в то же время быть совершенно равнодушным к сей болезни и к тем людям, которым служишь, – это, сударь мой, такая окрошка, от которой не поздоровится.

    Нехорошо быть врачом. И страшно, и скучно, и противно... Старик фабрикант 75 лет женится и потом жалуется, что у него „ядрышки“ болят оттого, что „понатужил себя“. Все это противно, должен я Вам сказать. Девочка с червями в ухе, поносы, рвоты, сифилис – тьфу!! Сладкие звуки и поэзия, где вы?

    Из писем Чехова Суворину.

    Аптекарский огород

    В письменных источниках Мелихово впервые упоминается в 1704 году как пустошь. Она принадлежала стольнику Мансурову. К середине XVIII века пустошь превратилась в деревеньку, владельцем которой стал поручик Наумов. Он и построил в Мелихове церковь Рождества Христова по обету, данному во избавление от болезни его юной дочери. Деревянный храм был освящен в 1757 году. В 1994 году мелиховская церковь сгорела – как раз тогда, когда ее вернули Русской Православной церкви.

    Восстановлением храма занялся молодой художник Вадим Овсянников, написавший для него много икон. Он стал случайным свидетелем пожара и видел, как гибла в огне церковь и его иконы. После пожара художник принял сан священника и все силы отдал на восстановление храма. В 1999 году церковь Рождества Христова была восстановлена на старом фундаменте, сохранены ее прежние размеры и формы.

    На деревенском кладбище у церкви покоится прах трех художников:

    Художник Сергей Сергеевич Чехов (1937–1975), внучатый племянник писателя, закончил Суриковский художественный институт, был большим знатоком истории архитектуры, ее исследователем. Принимал участие в реставрации мелиховской церкви в 1966 году. Он умер трагически рано, в 37 лет. Похоронен рядом со своей матерью, Валентиной Яковлевной.

    Юрий Константинович Авдеев (1918–1987) стал директором мелиховского музея в 1951 году. До войны он окончил Орловское художественное училище, много писал и участвовал в выставках. Доброволец 1941-го года, Авдеев начал Великую отечественную войну под Москвой, а закончил в Прибалтике, под Ригой. Закончил, потеряв зрение. Фронтовик, за плечами которого были пять лет полной слепоты, десятки госпиталей, бесконечные операции, пришел в Мелихово пешком – и остался здесь навсегда. На месте чеховской усадьбы Авдеев нашел полуразрушенный флигелек, старые липы, тополя, венгерскую сирень, затерявшиеся в бурьяне одичавшие многолетние цветы. На месте большого чеховского дома проходила дорога, во флигельке висели портрет Сталина и несколько фотографий. За 36 лет работы Авдееву удалось восстановить чеховский дом, флигель-кухню, сад, две построенные Чеховым школы, открыть три филиала музея. Авдеев написал 12 книг о Мелихове и других чеховских местах. Когда он пришел в Мелихово, в фондах музея числилось несколько фотокопий. После смерти Авдеева фонды насчитывали 17 тысяч единиц хранения: столько было собрано чеховских автографов, книг, подлинных вещей.

    График Олег Дмитриевич Коровин (1915–2002) родился под Екатеринбургом, окончил Пермское художественное училище, преподавал в Свердловском художественном училище и сотрудничал с крупнейшими книжными издательствами, журналами «Огонек», «Пионер», «Мурзилка». Его имя прославили иллюстрации к книгам П. Бажова, А. Пушкина, А. Кольцова, М. Горького, Э. Багрицкого, А. Беляева, У. Шекспира, Ю. Тынянова, И. Бунина и др. После тяжелой операции О.Д. Коровин переехал из Перми к внуку в город Чехов. Он восхищался мелиховской церковью и несколько раз рисовал ее. Художник сам выбрал место своего последнего приюта.

    Город Чехов

    Город Чехов носит имя писателя с 1954 года. Раньше этот населенный пункт назывался Лопасней. Само же название Лопасня, в свою очередь, принадлежало весьма древнему русскому городу, много веков назад размещавшемуся на этом же месте или поблизости – об этом по сей день спорят историки. Вблизи древней Лопасни, которой насчитывается уже более 820 лет, проходила одна из главных почтовых артерий империи, поэтому история почтового дела в Лопасне насчитывает не одно столетие.

    Чеховский автовокзал

    Памятник Чехову работы Аникушина

    Когда-то на правом берегу реки Лопасни стояла изба, в которой останавливались гонцы, доставлявшие указы, поручения и письма по почтово-ямщицкому тракту из Москвы в Серпухов, Тулу, Орел, Курск, Белгород. Среди жителей Лопасни и окрестностей был развит ямщицкий промысел. Но во второй половине XIX века железнодорожный транспорт оттеснил ямщичество с главных магистралей страны, и почтовые тракты стали вырождаться. Теперь вся заказная корреспонденция приходила в Лопасню через уездный город Серпухов, а простые письма поступали на станцию Лопасня и хранились в специальном шкафу в здании вокзала.

    Понять, что значит отсутствие почты в те времена, современный человек может лишь в том случае, если окажется без телефона, Интернета, телевидения и радио одновременно.

    Я думаю, что при покупке имения нужно только, чтобы оно было по карману и хотя бы издали подходило под привычные жизненные условия, чтобы был кабинет, парк, солнце, почта..., а остальное само приложится.

    При активном участии А.П. Чехова в 1893 году был организован сбор подписей для подачи прошения в Московский почтово-телеграфный округ, а затем и сбор добровольных пожертвований на строительство здания почты.

    После открытия почты Чехов хлопочет об устройстве телеграфа, помогает собрать необходимые для этого средства. 29 сентября 1896 года он пишет Суворину: «1-го октября у нас открывается телеграф. Теперь адрес для телеграмм такой: Лопасня, Чехову. Пожалуйста, пришлите мне какую-нибудь ненужную телеграмму для почина; пошлите ее так, чтобы я получил ее 1-го октября во время молебна».

    Фигуры почтальонов прошлого в экспозиции

    Сорохтин Николай Павлович (1840–1930)

    Родился около 1840 г. в Переславльском уезде Владимирской губ. в дворянской семье.

    Образование получил в Москве, закончив Школу живописи, ваяния и зодчества, после чего работал театральным художником у М.В.Лентовского и в других московских и российских театрах; занимался предпринимательской деятельностью.

    В 1896 году в селе Всехсвятское (ныне р-н Сокол Москвы) он основал "Завод Всехсвятского Товарищества гончарных изделий" (впоследствии – завод «Изолятор»). На заводе изготавливали предметы быта, фрагменты внешнего и внутреннего декора, посуду, изоляторы, технический фарфор. В том же году неподалеку от «Изолятора» им же была основана мыловаренная фабрика «Польза».

    В 1888–1892 гг. владел имением Мелихово, которое продал писателю А.П. Чехову за 13 000 рублей. После продажи имения приобрел дачу в Феодосии, где, судя по всему, проживал до Первой мировой войны.Затем переехал вместе с женой в Сочи, где после гражданской войны занялся производством глиняной посуды. Проживал в собственном доме в районе бойни.

    1 июня 2014 года мы побывали в Мелихово, где с 1892 по 1899 жил и работал Антон Павлович Чехов: давно собирались именно в эти края, и вот, наконец, смогли реализовать задумку.

    Памятник Чехову работы скульптора Юрия Львовича Чернова, установленный перед концертно-выставочным залом в 2002 году.

    По аллейке в синей джинсовой юбке к назначенному времени спешит наш индивидуальный гид.

    Она водила нас по усадьбе около 2х часов, рассказывала много и интересно.

    В 1892 году Чехов реализует свою давнишнюю мечту жить в деревне, быть землевладельцем, - покупает имение в Мелихово: после поездки на Сахалин он окончательно понял, что не хватает ни сил, ни здоровья, ни денег жить в Москве, и начал подыскивать имение для всей семьи.
    Усадьба в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии, 213 (!) гектар (в том числе около 150 гектар леса) была в запущенном состоянии, но обошлась Чехову относительно недорого - в 13 тысяч рублей (да и приобретена была им частично в долг).
    Чехов называл Мелихово своим "великим герцогством".
    Имение было куплено у театрального художника Н.П.Сорохтина, который, отправляясь вскоре за границу, спешил продать Мелихово и поэтому запросил за него не очень большую сумму.
    Для того чтобы замаскировать, что усадьба находилась не в очень хорошем состоянии, бывший хозяин решил перекрасить дом и близлежащие постройки, дабы не видно было изъянов стен. Так как покупка осуществлялась зимой, остальных изъянов имения под снегом совсем не было заметно.

    Не стоит и говорить, что рачительный хозяин не купит имения зимой, когда нельзя подробно осмотреть местность и постройки, но братья Чеховы были непрактичны, доверчивы ко всем, на них подействовали уловки прежнего хозяина (выкрашенные стены и крыши) и они купили имение.

    Сразу начались работы по обустройству дома, территории. Чехов с огромным энтузиазмом взялся за дело, новая жизнь увлекала его. В чеховском доме у каждого была своя хозяйственная роль: Павел Егорович, отец писателя, когда-то строгий, взыскательный и в некоторой степени деспотичный воспитатель, признавал главенство Антона Павловича. В его задачи входил уход за садом. Мать, Евгения Яковлевна, вела домашнее хозяйство, вставала раньше и ложилась позже всех. Сестра Мария занималась огородом, при этом она регулярно уезжала в Москву, так как работала учительницей в гимназии. Михаил занимался полевым хозяйством, он даже перевелся на службу в Серпухов, чтобы быть поближе к Мелихову.

    Семья Чеховых вложила немало средств и сил на обустройство своего родового гнезда. Был расчищен парк, посажены новые плодовые деревья, выкопан пруд. Дом скромной архитектуры, более похожий на летнюю дачу, оставили без изменений.
    С утра и до позднего вечера Чеховы работали не покладая рук. Был установлен трудовой режим дня.
    Чехов занимался посадкой цветов и деревьев. Антон Павлович очень любил фруктовые деревья, мечтал посадить вишневый сад, о чем он ни раз упоминал в своих записных книжках и письмах.
    «С самого раннего утра, часто даже часов с четырех, Антон Павлович был уже на ногах. Напившись кофе, он выходил в сад и подолгу осматривал каждое фруктовое дерево, каждый куст, подрезывал его или же долго просиживал на корточках у ствола и что-то наблюдал».
    Чехов говорил, что близость к природе является необходимым элементом счастья. Письма его из Мелихова заполнены описаниями природы.

    Чехов был любителем давать оригинальные названия различным уголкам своего имения. Например, отдаленный лесной участок справедливо именовался «Дальний Восток», уголок усадьбы с хозяйственными постройками стал «наивным двором», пруд «Аквариум», действительно напоминающий аквариум своими размерами, само Мелихово называлось «герцогством». Здесь были и «левитановская горка», и «аллея любви» - любимая липовая аллея писателя, в которой он мечтал построить домик для творчества. Также в Мелихове рос когда-то «Мамврийский дуб», на котором был скворечник под названием «Питейный дом братьев Скворцовых».

    Первоначально писатель проживал в главном усадебном доме - вместе с отцом, матерью, сестрой Машей и младшим братом Михаилом; там же и принимал многочисленных гостей, стремившихся к Чехову нескончаемым потоком.

    Дом, построенный в 1840-х годах, рухнувший в 1929 году и восстановленный в 1950-х годах

    Перед домом при Чехове был вырыт пруд, который предполагался для купания.
    Но гости как-то не спешили его опробовать, гид процитировала слова одного из них: "если хочешь сделать Чехову приятное - искупайся в его пруду..." Выкопанную землю сложили рядом, и она образовала эдакую горку. Позже на ней поставили скамейку, где очень любил сиживать Левитан, будучи гостем Чехова.
    Вот она.

    Мы сразу заприметили это местечко и после экскурсии пришли сюда перекусить и посмотреть на окрестности глазами Левитана - перед ним открывалась вот такая картина...

    Какие мысли навевались художнику под сводами этих немецких тополей, привезенных из Латвии?

    Вид на дом с другой стороны, три окна - кабинет писателя.

    Слева на фотографии - огород "Уголок Франции".

    Мы входим в дом и попадаем в прихожую, где встречали гостей – званых и незваных, отсюда, спешно одеваясь, выходил Чехов, чтобы отправиться к очередному больному. На вешалках висят вещи Чехова.
    Проходим в рабочий кабинет писателя.

    Стол Антона Павловича. 80% предметов в музее - подлинные.

    На столе видим весы для взвешивания конвертов. Имение было куплено в долг, кроме того, требовалось осуществить много расходов: семья очень экономила. Если вес письма превышал минимальную норму, отрезались поля, чтобы на почте не доплачивать за излишний вес.
    При этом принималось очень много гостей, которые жили неделями. У одной девушки только на третий день ее пребывания спросили - "а с чьей стороны она, собственно, и чьей гостьей является?", после чего она прожила еще 52 дня в имении.

    Несмотря на трудную дорогу (иногда от станции приходилось идти пешком 12 верст), к Чеховым беспрестанно наезжали гости. Часто бывал художник Левитан, черпая вдохновение в скромных мелиховских пейзажах, гостили многие писатели, артисты, музыканты, люди науки, старшие братья с семьями, родственники из Таганрога. Приезжали актрисы: О.Л. Книппер, Т. Л. Щепкина - Куперник, Д.М. Мусина-Пушкина. Часто наведывались подруги Марии Павловны художницы Хотяинцева и Дроздова, и, конечно, Лика Мизинова - любимица всей семьи.

    На окне - медицинский саквояж Чехова.

    Чехов постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах.

    Лампа в кабинете - необычная, работы Федора Осиповича Шехтеля

    Действительно, главное достоинство музея-заповедника «Мелихово» - не скрупулезно восстановленный быт семьи Чеховых. Здесь нет той могильной тишины и вековой пыли, которых стоило бы ждать от музея. Мелихово - место очень живое и обаятельное. Раз в год на территории усадьбы проходит международный театральный фестиваль. Постоянно действуют Чеховская театральная школа «Мелихово» и Мелиховский театр «Чеховская студия». Каждую субботу в музее-заповеднике играют мини-спектакли по чеховским произведениям.

    Шкапчик на стене - для лекарств и склянок, запас которых регулярно пополняли гости семьи.
    Резное блюдо с надписью: «Чай пить – хозяйку любить». Этот скромный предмет – свидетельство активной общественной деятельности писателя. На таком деревянном блюде крестьяне села Талеж поднесли Чехову «хлеб – соль» по случаю открытия школы, выстроенной на его средства в 1896 году.

    На столике в большой гостиной, из которой можно сразу попасть на веранду, где сейчас каждую субботу играют спектакли, - лото.

    Экспозиция дома семейная, не зацикленная на одном только Антоне Павловиче. Быт семейства, его обычаи и привычки нашли отражение в каждой комнате. В спальне Павла Егоровича, отца писателя - сушеные лекарственные травы и толстая амбарная книга, в которой тот вел записи о каждом дне в усадьбе.

    Здесь тоже интересная лампа под потолком

    В комнате сестры Марии - этюдник и краски.

    Расположение комнат напоминает маленький лабиринт. Недаром Чехов, показывая свой дом, чтобы тот казался больше, водил гостей по кругу, по одним и тем же комнатам, выдавая их за разные; причём никто не замечал подвоха.

    Малая гостиная, ее Чеховы именовали «пушкинской», по портрету поэта на стене, или «итальянской» - за цветные стеклянные витражи.

    На ее противоположной стене - фотографии, в том числе и фото, где Чехов снят рядом с Щепкиной-Куперник и Яворской, писатель называл «Искушением святого Антония».

    В центре фото-композиции - известное фото писателя, меня привлекла сама рамка - с орнаментом, с бабочкой внизу.

    Интересный шкаф - сейчас сказали бы: "стенка". Рядом - набор для умывания.

    Окно выходит на пруд. Чехов шутил: "я могу удочку забрасывать, не выходя из своей спальни".

    Но часто по ночам он писал в спальне, придвинув стол к кровати.
    Коридорчик ведет от личных комнат к столовой

    Обратите внимание - подлокотники этого кресле сделаны из топорищ! :)

    Во главе стола сидела мать писателя, по левую руку от нее - отец писателя и брат Михаил, по правую - сестра писателя Мария, сам Антон Павлович (эта дислокация давала ему возможность быстро выйти - если присылали за доктором)

    Нам очень повезло с погодой в этот день: теплынь, солнышко, ветерок, не дававший зною завладеть пространством целиком...

    Слева от главного дома - хозяйственная часть усадьбы: подлинный флигель-кухня, двор с хозяйственными постройками, который Чехов окрестил «наивным двором».

    Помещение кухни. Представлено очень много редких для той поры предметов, есть даже агрегат для шинковки капусты, эдакий современный комбайн

    Обратите внимание - какая грандиозная бутыль!

    Под окнами кабинета Чехова - огород, разбитый сестрой Машей - "Уголок Франции", вдалеке виден колокол, созывавший семейство и гостей к трапезам, и флигель "Чайка".

    На огороде, который поддерживается и в наши дни, как и при Чехове растет артишок.

    Подлинный деревянный флигель, где была написана пьеса «Чайка», построенный в 1894 году по проекту архитектора Ф.О.Шехтеля.

    Небольшой беленький домик с ажурной резьбой, затейливым балконом, высокой двускатной тесовой крышей, стоит в центре сада, как сказочный терем.
    11 марта 1893 года Антон Павлович писал: «Купили сруб для кухни и заказали сруб для флигеля; флигелек будет построен в саду, около забора, против аллеи любви, так что в то же время будет служить сторожкой».
    Через год, 21 апреля 1894 года, он писал: «Начинаю строить хорошенький флигель».
    А уже 26 июня 1894 года: «Флигель у меня вышел мал, но изумителен. Плотники взяли за работу 125 рублей, а устроили игрушку, за которую на выставке мне дали бы 500 рублей».

    Вначале флигель предназначался для гостей. В нем месяцами жили приезжавшие родные, останавливались друзья, знакомые, но флигелек так полюбился Чехову, что он постоянно работал в нем летом, а потом перебрался туда окончательно.
    В этом крошечном домике всего 20 квадратных метров жилой площади и холодные сени. Но планировка комнат так продумана, что уютный домик кажется просторным.
    На балконе установлен флагшток. Когда Чехов бывал дома, поднимался маленький красный флажок как сигнал местным жителям, что к хозяину флигелька можно приходить за советом и медицинской помощью.
    Антон Павлович в летнее время принимал больных в сенях флигеля.
    На флигеле мемориальная доска с надписью: «Мой дом, где была написана «Чайка». А. П. Чехов».

    Флигель открывают только летом, в считанные дни. Нам не посчастливилось.

    Рядом, в самом уединенном месте усадьбы, располагается "Аллея любви", которая помнит шаги Антона Павловича Чехова.
    Мы посидели в тени мемориального сада, полюбовались огородом "Уголок Франции".

    Творческой энергии Антона Павловича было тесно даже на большой территории «герцогства». Еще до переезда Чехов писал: «...Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа... Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни, хоть маленький кусочек...».
    В Мелихове Чехов получил все перечисленное с избытком. Становится земским врачом, обслуживает 25 деревень. Ловит "холеру за хвост" во время эпидемии. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях на собственные деньги Чехов строит три школы для крестьянских детей (в Талеже, в Новосёлках, и в самом Мелихове, которые были признаны лучшими в Московской губернии), строит колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа.
    Принимает участие во Всероссийской (народной) переписи 1897г. (он по опыту знал, насколько это дело сближает человека с народом; ему принадлежала перепись всего населения острова Сахалина, произведенная им по своему почину и собственным средствам еще в 1890 году).
    Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.

    Однажды, когда мелиховские крестьяне, обратившись к новоявленному «помешчику», привычно назвали его «барин», Чехов поправил их: «Не зовите меня барином. Я не барин, а доктор, буду лечить вас».

    Антон Павлович пользовался у жителей Мелихова и окрестных сел большим уважением и любовью. Они ценили «своего» доктора, всегда были приветливы и ласковы с чеховской семьей. Чехов создал у себя настоящий приемный пункт. Ежедневно с 5 до 9 часов утра он вел прием у себя дома, ездил к больным за десятки верст во всякую погоду.
    В 1892-1893 гг. Антон Павлович взял на себя всю работу по организации врачебного пункта в Мелихове (когда средней полосе России угрожала холера). Чехов оборудовал мелиховский врачебный участок главным образом на свои личные средства. Он снял избу под амбулаторию, старался обеспечить пункт необходимым оборудованием, добиваться разрешения на приглашение фельдшерицы.

    "Амбулатория доктора Чехова" - при Чехове ее не было.

    Здесь воссоздан традиционный кабинет доктора для приема пациентов конца XIX - начала XX веков как наглядное пособие для рассказа о Чехове-враче.

    В этом же здании расположен вполне современный фельдшерский пункт для жителей соседних деревень. Зайти туда не получилось, но гид сказала,что там установлены вполне современное оборудование.

    В Мелихово Чехов завел двух такс - Хину и Брома. На удивление Бром был очень беспокойный, а Хина, наоборот, вальяжная. Чуть позже писатель дал им и отчества: Хина Марковна и Бром Исаевич.
    Питомцев Антона Павловича увековечили в памятнике, автор скульптурной композиции из бронзы - член-корреспондент Российской академии художеств Александр Рожников.

    В перевернутой фуражке лежит яблоко.

    Своих любимцев писатель всегда приводил в пример как яркий образец, ни много ни мало, житейской мудрости: "У меня новость: две таксы - Бром и Хина - безобразной наружности собаки. Лапы кривые, тела длинные, но ум необыкновенный".
    Таксы были полноценными членами семьи Чеховых, и вот уже шесть лет в музее проводится фестиваль такс.

    Импровизированный летний театральный зал

    С территории усадьбы мы отправились в деревню смотреть школу, построенную по инициативе Антона Павловича.
    Дорога и окрестности очень живописные

    До школы дошли, но так как объект не был открыт - не смогли ни посмотреть, ни сфотографировать: забор, заросли. Обратно еле выбрались, почти заплутались в чужих огородах.

    Еще один полузаросший пруд...

    Где учатся нырять только что народившиеся утята...

    Церковь Рождества Христова, построенная без единого гвоздя

    Перед отъездом в Крым, куда писатель был вынужден отправиться по состоянию здоровья, Чехов продал имение Мелихово, и после революции оно пришло в запустение. В 1929-м рухнул главный дом. Но окрестные селяне не позволили «герцогству» пропасть окончательно - многие из них все еще хранили благодарные воспоминания о Чеховых. А в конце 1930-х годов было принято решение превратить бывшую усадьбу в музей.
    29 января 1941 года музей был открыт, но совсем ненадолго: его закрыли из-за начала войны. Снова Мелихово открывается в 1944 году.

    В Мелихове все с точностью восстановлено так, как было при жизни писателя. Часто реставраторам помогали счастливые случайности. К примеру, в 1966 году при вскрытии полов во флигеле были найдены обрывки обоев 70-летней давности. Это оказались обои из прихожей и коридора дома. Благодаря этой находке художник А.И.Хлопинский смог восстановить рисунок обоев, а Московская обойная фабрика напечатала уникальный комплект обоев.

    Еще долго работники музея и родственники писателя восстанавливали облик чеховского «великого герцогства». Главный дом, тот, что обрушился в 1929-м, был построен вновь; обстановка его восстановлена по рассказам сестры писателя, Марии Павловны. Сейчас здесь все почти так же, как было во времена Чехова, даже цветы - «внуки чеховских пионов». Уезжая жить в Ялту, Антон Павлович взял с собой куст цветов из Мелихово. Легендарный директор музея Юрий Авдеев, положивший жизнь на то, чтобы возродить усадьбу, привез те же пионы с юга...

    Использована информация с сайтов.

    Усадьба Антона Павловича Чехова, находится в поселке подмосковном Мелихово, Чеховского района, в 70 км от Москвы. Музей-усадьба, буквально восстановленный из пепла смотрителями музея, поразила меня своей атмосферой и историей. Усадьба обладает уникальной энергетикой, как будто дух чеховского искрометного юмора до сих пор витает в этих местах. Экшен добавляет театральная студия, которая работает на территории усадьбы. Вы сможете увидеть реальных чеховских героев в натуральных декорациях на необычной сцене - усадьбе чеховского дома. Итак, добро пожаловать в усадьбу!

    1. Общая информация и история усадьбы
    3. Когда лучше ехать и как спланировать поездку
    4. Как заказать экскурсию по Усадьбе
    5. Маршрут по усадьбе Мелихово
    6. Театральная студия и мероприятия на территории Мелихово
    7. Конно - спортивный комплекс при усадьбе Мелихово
    8. Где можно покушать на территории Мелихово
    9. Что еще можно посмотреть в поселке Мелихово

    1. 1. Общая информация и история усадьбы

    За время проживания в Мелихово Чехов написал 42 шедевра, в числе которых, «Палата №6», «Чайка», «Душечка» и многие другие. Помимо творчества Чехов вел в Мелихово общественную деятельность: лечил бесплатно местных крестьян, строил школы, заседал в Серпуховском земстве, и, конечно же, писатель занимался садово-огородными работами в усадьбе. Имение славилось гостеприимством, несмотря на расстояние от Москвы. Здесь всегда было много гостей.

    В память о Чехове в усадьбе организовали музей в 1940 году, благодаря усилиям смотрителей, местных жителей и почитателям творчества Антона Павловича, которые сохранили личные вещи писателя.

    А.П. Чехов, рассказывая об имении, создал знаменитую крылатую фразу « В вот Вам подробности - не было хлопот, так купила баба порося.. Купли и мы порося - большое, громоздкое имение… Фруктовый сад, парк. Большие деревья, длинные липовые аллеи», строки из письма 7 марта 1892 года А. С. Киселеву. Антон Павлович перевез в Мелихово всю семью: отца, мать, братьев и сестру.


    2. Как доехать из Москвы в Мелихово

    Адрес: Московская область, Чеховский район, село Мелихово, ГЛММЗ А.П.Чехова

    Просмотреть увеличенную карту

    Часы работы: с вт — вск, с 10 до 17-00, кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца

    Как добраться самостоятельно в Мелихово из Москвы:

    Прямой автобус от м. Южная (Название «Нерастанное»), ходит 2 раза в день до остановки «Мелихово», время в пути около 1,5 часа (зависит от пробок)

    Автобус № 365 от м. Южная до станции «Чехов», далее маршруткой или автобусом №25 до остановки «Мелихово»

    Электричка с Курского вокзала до станции «Чехов», далее Автобусом №25 или маршрутным такси до остановки «Мелихово». Я обычно сажусь на электричку на станции «Царицыно», сесть еще можно.

    Не забудьте сказать водителю, чтобы остановил в Мелихово, в то он может и проехать.


    3. Когда лучше ехать и как планировать поездку

    В летний период:

    В субботу в музее есть фишка - театральные представления на террасе главного дома. Каждый час с 12-00 на импровизированной сцене можно увидеть короткие сцены из чеховских рассказов. Порой здесь играют даже заслуженные артисты. Вот примеры некоторых произведений, которые мне удалось застать: «Жених и папенька», «Медведь», «Свидание состоялось, но..» .

    А в 16-00 начинается спектакль «Дуэль», который разыгрывают на специальных помостках на пруду. Наверняка, вы никогда не смотрели представление, сидя на берегу пруда? Только помните, что билеты надо заказать заранее.

    Воскресенье

    По воскресеньям в летний период в усадьбе проходит культурно-образовательный проект «Каштанка» (с 10 июня по 26 августа). Продолжительность программы 4 часа.

    Программа проекта «Каштанка»:

    • спектакль мелиховского театра «Сон Каштанки»;
    • игра-экскурсия по выставке «По следам Каштанки»;
    • творческие мастерские по гриму, цирковому искусству и книжной иллюстрации;
    • прогулка по усадьбе и старинные игры на свежем воздухе;
    • для маленьких зрителей — сладкий перекус и подарок юному следопыту;
    • в хорошую погоду катание на лошади.


    Загрузка...
    Top