Пропавшие картины. Где единственный морской пейзаж Рембрандта

Человечество давным-давно ищет в космосе братьев по разуму. Но инопланетяне могут находиться не за тридевять земель, а буквально у нас под носом! Есть предположение, что на орбите Земли существует еще одна планета, которую успели окрестить Антиземлей или Глорией.

Из глубины веков

Первыми о существовании земного двойника заговорили древние. Еще в период Древнего Египта было принято считать, что у каждого из нас есть собственный энергетический, астральный двойник. Позже его стали называть Душой. Именно оттуда и берет свое начало теория существования Антиземли.

Представления египтян о мире «двойников» повлияло на космогонию древнегреческого философа Филолая. Он разместил в центре мироздания не Землю, как поступали до него другие мыслители, а Солнце, которому он присвоил сразу несколько имен -- Дом Зевса, Мать Богов, Очаг Вселенной и т. д. Этот незатухающий Огонь дает жизнь всему, освещает весь мир, а вокруг него вращаются Антиземля, Земля, Луна, Солнце, и пять известных древним планет - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Строго говоря, о существовании «дополнительного» небесного тела впервые заговорил другой пифагореец - Гикет Сиракузский, но именно Филолай развил его теорию. Более того, допустил, что на

На Антиземле есть жизнь.

Как бы фантастически ни выглядела эта теория, у нее всегда имелись сторонники. Так, некоторые астрономы прошлого поддерживали ее обеими руками. В XVII веке первый директор Парижской обсерватории Джандоменико Кассини, именем которого был назван недавно отправленный к Сатурну межпланетный зонд, объявил, что обнаружил вблизи Венеры некий объект, который он назвал спутником этой планеты. Позже Кассини признал свою ошибку - дескать, спутника у Венеры нет, но до конца жизни так свято и верил в то, что наблюдал в небе неизвестную доселе планету. Может, это была та самая Антиземля?

Веком позже, а именно в 1740 году, английский астроном и оптик Джеймс Шорт присоединился к хору голосов в пользу существования двойника Земли. Двадцать лет спустя ему вторил Тобиас Иоганн Мейер - блестящий немецкий астроном и картограф. Затем интерес к двойнику Земли угас, и долгое время о нем никто не вспоминал. Ученые решили и постановили, что все это досужие выдумки, не имеющие ничего общего с реальностью. И вдруг интерес к мифической Глории вспыхнул с новой силой.

Космическая невидимка

Возмутителем общественного спокойствия оказался российский ученый Кирилл Павлович Бутусов - выдающийся астрофизик, автор множества фундаментальных работ и открытий в области радиоастрономии, астрофизики, геофизики и теоретической физики. Профессор Бутусов - автор не одной смелой теории. Именно он не побоялся дать прогноз относительно наличия ряда космических тел за Плутоном и десяти спутников Урана. Он же впервые в новой истории открыто и аргументировано заговорил о существовании Глории - планеты-двойника Земли. К сожалению, в прошлом, 2012-м году Кирилла Павловича не стало. Но остались его работы, записи, интервью…

По мнению Бутусова, за Солнцем должна находиться точка Лагранжа, или либрационная точка. Считается, что если и существует планета Нибиру, то она располагается аккурат точно в такой же точке. В ней же «спряталась» и Глория. По этой причине со стороны Земли трудно распознать и ту, и другую планету. Кроме того, Земля и Глория движутся вокруг Солнца с одинаковой скоростью, и увидеть «невидимку» невозможно - ее закрывает от нас солнечный диск. Почему ни один из космонавтов и даже астронавтов не видели эту таинственную незнакомку? Ведь американцы, как известно, высадились на Луне, откуда вполне могли наблюдать Антиземлю.

Оказывается, проекция Солнца на другую сторону земной орбиты скрывает «кусочек» в 600 земных диаметров. Вполне достаточно для того, чтобы «притулиться» еще одной планете. Чтобы увидеть ее, американцам нужно было улететь на расстояние в полтора десятка раз больше, чем у лунной орбиты. Косвенное доказательство существования нашего двойника, по мнению Бутусова, - это возмущения в движении Венеры и Марса. Дело в том, что эти планеты в движении по своим орбитам то опережают расчетное время, то отстают от него. Причем в те моменты, когда Марс опережает график, Венера отстает от него, и наоборот. Однако Марс и Венера в свою очередь тоже могут возмущать движение Глории, так что иногда ее можно наблюдать. В свое время подобное счастье привалило Кассини, который приметил возле Венеры некое серповидное тело и решил, что это ее спутник.

Всемирный потоп

Если предположить, что на Глории есть жизнь, то цивилизация там должна быть развита не хуже нашей. Возможно, обитатели Антиземли давно опередили нас по уровню развития. Более того, не исключено, что жители Глории ведут за нами, землянами, неусыпное наблюдение. А «тарелки», которые мы время от времени наблюдаем в небе, и есть посланцы с другой планеты. Инопланетяне как огня боятся любых катаклизмов, которые могут случиться на Земле, ведь Земля и Антиземля связаны одной неразрывной цепью.

Любой серьезный катаклизм на нашей планете может аукнуться на Глории. Если, например, ядерные взрывы сдвинут Землю с орбиты, то две планеты рано или поздно сойдутся в смертельном «поцелуе». Тогда не поздоровится никому. Да и просто «лишнее» сближение не предвещает ничего хорошего. Если Земля и Глория окажутся рядом, то сила гравитации обеих планет поднимет такую гигантскую волну в мировом океане, что зальет всю сушу на всех материках Земли. Возможно, некогда что-то подобное уже происходило, ведь легенда о вселенском потопе не могла родиться на пустом месте.

За и против

Справедливости ради надо сказать, что у теории Бутусова немало противников. Свои доводы они аргументируют следующим образом. Во-первых, если бы Глория имела бы такую же массу, как хотя бы у Луны, то ее воздействие на орбиты Меркурия, Венеры, Земли и Марса было бы настолько огромным, что об этом ученые давно бы сказали. Во-вторых, противоположные точки на орбите являются нестабильными, за относительно небольшое время планета Глория перестала бы в ней находиться и перешла на другую, хоть и близкую, орбиту, тем самым вышла бы из-за Солнца и сияла на небе. В-третьих, невидимка все равно не может находиться в полностью противоположной точке орбиты из-за либраций и во время солнечных затмений обязательно показала бы свое «личико».

Что ж, в споре между сторонниками и противниками гипотез о существовании Глории, как всегда, все точки над i расставит только один судья - время.

Согласно учениям древнеегипетских жрецов, человек при рождении наделяется не только душой, но и астральным двойником, который согласно христианской религии превращается затем в ангела-хранителя. Это конечно трудно себе представить, ещё труднее поверить в это. Но ведь теперь известно, что физическое тело каждого человека действительно имеет своего двойника - так называемое эфирное тело. Мысль о парности затем развил древнегреческий учёный Филолай, который пришёл к выводу, что в природе всё делится на пары. Каждый живой организм или предмет, большой он или маленький, имеет в природе свою копию. Более того, Филолай был уверен: то же самое происходит и в Космосе. В его теории строения мира и Космоса присутствовало скрытое от наших глаз небесное тело, которое позднее было названо Анти-Землёй.

История свидетельствует

На шумерской глиняной табличке, создатели которой жили более пяти тысяч лет назад, содержатся совершенно уникальные сведения и об астрономии, и о Космосе. Уже тогда шумерам было известно обо всех планетах, вращающихся вокруг Солнца. И среди них была планета, являвшаяся… близнецом нашей Земли. В 1666 году во время очередного наблюдения за Венерой французский астроном Жан Доминик Кассини случайно обратил внимание на некое небесное тело размером с нашу Землю. Провисев на небосклоне несколько дней, оно внезапно скрылось за Солнцем.

В XVIII веке член британского Королевского научного общества астроном Джеймс Шорт заметил в ночном небе неизвестную планету, расположенную на той же линии, что и Венера. Он в течение часа наблюдал за ней, и даже описал её: диаметр незнакомки составлял 2/3 диаметра Земли, отдалённость её от Солнца была примерно такой же, как и у нашей планеты. Однако это небесное тело вскоре исчезло с небосклона. Вновь увидеть его довелось лишь спустя 20 лет уже другому астроному.

Одно из самых последних наблюдений провёл американский астроном Эдуард Эмерсон Барнард. Это произошло 13 августа 1892 года, когда он заметил вблизи всё той же Венеры загадочный космический объект. Размер этого объекта колебался от четверти до трети диаметра Венеры. Как и во всех предыдущих случаях, через какое-то время он скрылся за Солнцем.

Так не о Глории ли свидетельствует настенный рисунок, обнаруженный в гробнице фараона Рамсеса VI. На нём изображена золотистая фигура человека, скорее всего, символизирующая Солнце, по обе стороны от которого расположены совершенно одинаковые планеты. Пунктирная линия орбиты этих планет проходит через третью чакру человека-Солнца. А как известно, Земля - это третья планета от Солнца!

Только научные факты!

С появлением современных супертелескопов, сверхдальних и сверхскоростных космических аппаратов количество тайн и загадок Космоса не только не уменьшилось, но даже значительно увеличилось. И в этом нет ничего удивительного - такова уж природа научного и технического прогресса.

Целый ряд данных, полученных во второй половине ХХ века астрофизиками России и Америки, позволил составить схему Солнечной системы. Согласно произведённым расчётам, все планеты образуют два ряда небесных тел - ряд Сатурна и ряд Юпитера. Более того, каждая планета имеет свою пару, своего близнеца, близкого по диаметру и массе. Якобы, такой двойник был и у Солнца, но в результате взрыва, произошедшего миллиарды лет назад, второе Солнце превратилось в коричневого карлика. Эта остывающая звезда постепенно покинула Солнечную систему. Многие астрономы не отрицают возможность существования двойника и нашей планеты. Антиземля - Глория, предположительно находится на той же орбите, что и Земля, но не видна, так как всё время скрыта за Солнцем.

Сенсационное заявление сделали недавно британские астрофизики. Они подтвердили гипотезу о существовании антипода Земли - планеты Глория, которая по всем параметрам соответствует нашей Земле. Ещё с давних пор считалось, что эта планета вращается вокруг Солнца и имеет одну орбиту с Землёй. Друг от друга обе эти планеты разделены Солнцем, поэтому Глорию с Земли увидеть невозможно.

Вот современные аргументы, косвенно подтверждающие существование невидимых космических двойников. Астрономам долгое время не удавалось определить точное положение Венеры на небосклоне - она просто не подчинялась законам небесной механики. А такое возможно лишь тогда, когда на движение Венеры оказывает влияние сильная гравитация расположенного вблизи неё какого-то небесного тела. Кроме этого, то, что находится за Солнцем, увидеть, точно так же, как и обратную сторону Луны, практически невозможно.

Одним из сторонников теории о существовании планеты Глория является российский астрофизик, профессор Кирилл Бутусов, ряд открытий и гипотез которого позволяют причислить его к светилам российской науки. Выявленные им закономерности свидетельствуют о том, что на орбите Земли должна находиться еще одна неизвестная планета. "Прямо за Солнцем, на земной орбите, есть точка, которая называется либрационной, - приводит свою мысль профессор, - это единственное место, где может находиться Глория. Так что же это за таинственная точка? Это место, где небесное тело под влиянием притяжения двух других тел находится по отношению к ним в состоянии относительного равновесия. А поскольку Глория вращается с такой же скоростью, что и Земля, она практически всегда "прячется за Солнцем. Однако либрационная точка не всегда бывает такой устойчивой, и даже небольшое воздействие на эту планету может сдвинуть её в сторону. Может быть, именно поэтому она иногда становится видимой.

Что увидел зонд?

По словам директора восточноевропейского института аналитической астрономии академика Доппельшваана, американским зондом, отправленным для исследования колец Сатурна, недавно было сделано сенсационное открытие: "Когда с целью изучения солнечной активности приборы зонда были направлены в сторону Солнца, то была выявлена новая планета Солнечной системы. Казалось бы, все планеты, даже самые слабосветящиеся, уже открыты. Вновь открытая планета оказалась несравненно ближе к Солнцу, и явно входит в круг ближних к нам планет. Как же её не заметили астрономы ХХ и ХХI века, вооруженные мощными радиотелескопами? Двух планет на одной орбите пока никто не замечал, и даже сама возможность такого явления в голову не приходила никому. Неожиданность сенсационного открытия зонда заключается в том, что он открыл вторую планету, вращающуюся по орбите Земли. Эта планета по своим параметрам массы, скорости и т.п. является почти полным двойником Земли. В связи с этим она всегда находится почти точно на противоположной точке орбиты относительно нашей планеты. Поэтому-то ее и не могли открыть астрономы ни в древности, ни в наше время. Эта планета всегда скрыта Солнцем. Радиоизлучение также полностью поглощается Солнцем. На фотографиях Зонда планета так далеко, что кроме ее механических характеристик можно сказать мало что. Однако, на одной из фотографий, где планета сфотографирована на фоне края Солнца, отчетливо виден золотистый ореол атмосферного диска.

Толщина атмосферы Глории приблизительно равна толщине атмосферы Земли. Учитывая сходство условий, легко предположить, что зарождение и эволюция жизни на обеих планетах шли примерно по одинаковому пути.

50 процентов вероятности

Так может ли быть обитаемой Глория? Считается, что такая вероятность составляет примерно 50 процентов. Более того, существует даже гипотеза о существовании на Глории высокоразвитой цивилизации. Если Глория действительно существует, то на ней непременно должна присутствовать жизнь - ведь она точная копия нашей планеты или, по крайней мере, её двойник.

И если ей, в отличие от нашей планеты, удалось избежать разрушительных войн, то Глория вполне может оказаться намного более развитой, чем Земля. И если мы сейчас обсуждаем возможность жизни на Глории, то естественно, и глоритяне хотят знать о нас всё. И вполне вероятно, что большое количество НЛО - и есть посланцы далёкой, и в то же время близкой Глории. И они пристально следят за нерадивыми, запустившими свою планету "родственниками, и принимают все меры, чтобы защитить свою родную землю от вредных последствий, исходящих от землян. И если такая планета действительно существует, она вполне может являться идеальной стартовой площадкой для полётов на нашу Землю. Межпланетным кораблям в таком случае не надо переходить с орбиты на орбиту. Тогда становится понятным, почему катаклизмы, а также ядерные испытания, проводимые на Земле всегда вызывали и вызывают повышенный интерес HЛО.

Современные исследователи считают, что давние наблюдения Глории были возможны из-за планетарных катастроф, заставлявших сдвинуться её с места. Подсчитано, что невидимое пространство, в котором в настоящее время находится Глория, равно шестистам диаметрам Земли. Это говорит о том, что места, где может спрятаться Глория, хоть отбавляй. Для того, чтобы запечатлеть её с более близкого расстояния, необходимо достичь приемлемого места. Однако сделать это не так уж и просто.

Например, космический телескоп "SOHO, ведущий наблюдение за Солнцем, не в состоянии обнаружить таинственную планету из-за своего месторасположения. Идеальным для этого местом можно назвать Марс и его орбиту. Но что самое удивительно, именно оттуда пропало более десятка автоматических межпланетных станций из разных стран. Среди них "Фобос-1, "Фобос-2, "Марс - Обсервер. Что это, их несовершенство или случайность? Маловероятно! Вполне возможно, что их исчезновения связаны с тем, что они могли запечатлеть то, о чём на Земле не должны знать. Не о Глории ли идёт речь? Если это именно так, то глоритяне очень не хотят, чтобы о них узнали неадекватные, и потому опасные для них земляне.

Владимир Лотохин

НА ГЛАВНУЮ

Мы даже представить себе не можем, сколько мировых шедевров погибло в пожарах, наводнениях, войнах, просто по недомыслию. В лучшем случае осело в частных коллекциях. Окинем взглядом хоть малую часть…

«Леда» растворилась в королевских покоях

Около 1530 года Микеланджело написал картину «Леда и лебедь» на иконографический сюжет: жену спартанского царя Тиндарея соблазняет обернувшийся лебедем Зевс.

Леда и лебедь. Художник Микеланджело. Ок. 1530 г. Копия Россо Фьорентино

Друг и ученик художника Антонио Мини увёз её во Францию. Вскоре «Леда» оказалась в королевском дворце Фонтенбло, где след её пропал навсегда. Мы можем судить о ней лишь по бледной копии Рыжего Флорентийца - художника Россо Фьорентино, служившего при дворе Франциска Первого.

Нечто подобное вышло и с «Ледой и лебедем» Леонардо да Винчи: от картины осталась лишь живописная копия, сделанная его учеником Чезаре да Сесто.

Слишком страшный дьявольский ветер

Русский художник-баталист Василий Верещагин (1842-1904) - особая статья для исследователей. Считается, что пропало множество его полотен - таковы уж были условия, в которых они с натуры создавались.

Но куда исчезла леденящая душу картина «Подавление индийского восстания англичанами» - неизвестно.

В 1874-1876 годах и в 1882 году Верещагин совершил две поездки в Индию. Он замышлял создать цикл картин по истории жестокого покорения и угнетения Индии англичанами. На полотне - расстрел крестьян, восставших против колонизаторов. Способ казни назывался «дьявольский ветер».

В. Верещагин «Подавление индийского восстания англичанами».

Из воспоминаний Верещагина: «Пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом». Казнь была для индусов тем более страшной, что, по их верованиям, душа и тело, буквально разорванные в клочья, уже не смогут возродиться.

Среди приговорённых - старики-крестьяне, воплощающие необоримую духовную силу. По содержанию это одна из самых сильных картин за всю историю мировой живописи.

В 1887 году картина была выставлена в Лондоне и вызвала бурю протестов; художнику, которого бессмысленно подозревать в искажении действительности, угрожали судом. Однако простые лондонцы понимали, что всё так и было. И картина просто исчезла с выставки при невыясненных обстоятельствах. От неё остались лишь многочисленные копии.

В каком костре сгорел Кандинский

Возможно, самый большой ущерб (в значительной степени умышленный) искусству нанёс ХХ век, его войны и диктатуры.

К 1937 году министр пропаганды Германии Геббельс конфисковал у 32 музеев и распорядился разом выставить 650 образцов «дегенеративного» («еврейско-большевистского») искусства. Так назывались теперь модернистские произведения, не отвечавшие вкусам Гитлера и «представляющие опасность для арийской нации».

Эскиз к «Композиции № 2». Художник Василий Кандинский. 1910 г. Сама картина сожжена нацистами в Париже в 1942 г.

На примечательный вернисаж в числе других угодили картины Марка Шагала, Оскара Кокошки, Пауля Клее, Пита Мондриана, Эль Лисицкого, Эмиля Нольде, Макса Эрнста. Всего же было конфисковано 16 558 произведений искусства! Часть их продали на аукционах в Швейцарии, но более тысячи было сожжено, а большую часть рассовали по берлинским подвалам, где они и были найдены в 1945 году.

В 1942 году в саду Национальной галереи Же-де-Пом (Париж) подверглись сожжению картины Пикассо, Дали, Миро, Леже, Клее, Эрнста. Среди уничтоженных нацистами шедевров - три работы из серии Василия Кандинского «Композиции». Одну мы знаем по эскизу, другую - по фотографии.

В 1945 году отступающие нацисты подожгли музей Шлосс Иммендорф, куда была сдана на хранение частная венская коллекция из 14 картин самого ныне дорогостоящего художника в мире - австрийского символиста Густава Климта. Погибли ли они навсегда в пламени? Или были спасены и украшают ныне чьи-то роскошные салоны? Может быть, когда-нибудь узнаем.

Во время бомбардировки союзниками Дрездена в 1945 году снаряд уничтожил машину, увозившую более ста картин из Дрезденской галереи в крепость Кёнигштайн, где их предполагалось спрятать. Одна из них - «Дробильщики камней» Густава Курбе, картина, потрясшая Парижский салон 1850 года.

“Дробильщики камней”. Художник Густав Курбе. 1849 г. Картина была уничтожена при бомбардировке Дрездена в 1945 г.

Во время пожара Второй мировой сгорела (или, опять же, под шумок была украдена из музея Магдебурга) картина Ван Гога «Художник на пути в Тараскон» (1888 г.). Она тем более ценна, что это автопортрет, где Ван-Гог изобразил себя плетущимся по дороге со всеми обычными для художника аксессуарами.

В 1945 году в Берлине при пожаре в бункерах в районе Фридрихсхайн, где были собраны картины из берлинских музеев, сгорел «Портрет куртизанки» Караваджо. Огонь тогда навек погубил ещё как минимум 400 работ Рубенса, Гойи, Кранаха, Йорданса, ван Дейка.

Свиньям на затравку

Караваджо, крупнейший реформатор живописи XVII века, по сути, основатель реализма, вообще пострадал не один раз.

В 1969 году в Палермо из часовни Сан-Лоренцо вынесли его картину «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием».

Микеланджело Меризи де Караваджо. "Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском"

Краденое полотно передали на хранение мафиозной семье Пуллара, которая хранила его в совершенно непригодных условиях. «Рождество» долго обгладывали свиньи и крысы. В конце концов «хозяева» решили её просто сжечь. Версия достоверна (о судьбе картины поведал один завербованный мафиози), но настолько трагична, что смириться с ней очень трудно: картина Караваджо до сих пор стоит на первом месте в списке похищенных итальянских шедевров и на третьем месте - в мировом рейтинге.

Богородица с ножом

Пропавших икон в истории не счесть. Один из последних громких случаев - кража Андрониковской иконы Божией Матери из Вышнего Волочка в 1984 году. Икона представляла собой греческий список начала XIV века, была домашней святыней византийского императора Андроника III Палеолога (в честь него и название) и считалась чудотворной. Андроник пожертвовал её греческому Монемвасийскому монастырю.

В XIX веке настоятель бежал от турок с иконой в город Патрас. Он завещал её своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, а уж сын того в 1839 году отправил её из Афин в Петербург императору Николаю Павловичу. Андрониковская икона сложным путём перекочевала в Зимний дворец, затем в Троицкий собор. В 1877 году была перенесена в женский монастырь Казанской Божией Матери близ Вышнего Волочка.

После безвозвратной пропажи этой древнейшей святыни сохранилась лишь её копия (чудотворная). На шее Богородицы видно изображение нанесённой турком кровоточащей раны. В нижней части подлинной иконы находился футляр с ножом дамасской стали - орудием удара. Но для грабителей решающую роль, скорее всего, сыграли небольшие размеры иконы - 25×35 см.

Где единственный морской пейзаж Рембрандта?

В 1990 году в Бостоне была ограблена частная художественная галерея известной филантропки Изабеллы Стюарт Гарднер, собравшей 2500 предметов европейского искусства. Тринадцать из них были вынесены роковой ночью двумя ворами, переодетыми в полицейских. И это самое крупное ограбление музея в истории США.

Два шедевра достойны особого оплакивания. Первый - «Концерт» Вермеера, стоимость которого (двести миллионов долларов) позволяет причислить его к самым ценным украденным произведениям искусства в мире.

Картина Рембранта «Христос в шторм на Галилейском море»

Второй - единственный морской пейзаж великого портретиста Рембрандта «Христос в шторм на Галилейском море». В 2013 году ФБР объявило, что преступление раскрыто, личности грабителей установлены. Но что до этого человечеству? Полотна-то уплыли безвозвратно.

Очень дорогой утопленник

2 сентября 1998 года самолёт, направлявшийся из Нью-Йорка в Женеву, рухнул в Атлантический океан при попытке аварийной посадки в канадском аэропорту. Погибли более двухсот пассажиров. Оказалось, в бортовой системе, отвечающей за развлечения (кино, видеоигры), произошёл сбой, и короткое замыкание вызвало пожар.

“Художник”. Картина Пабло Пикассо. 1963 г. Погибла во время крушения самолёта в 1998 г.

Погибла и перевозимая картина Пикассо «Художник» (1963 г., полтора миллиона долларов). Случайно ли потерпел крушение самолёт, на борту которого, кроме того, «летели» драгоценности на сумму в миллиард долларов?

В воде была найдена 20-сантиметровая часть картины, драгоценности же пропали безвозвратно.

Маленький домашний пожар на 200 миллионов евро

А эта история два года назад передавалась из уст в уста. 16 октября 2012 года в три часа ночи из роттердамского музея Кюнстхал всего за две минуты были вынесены семь шедевров: «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Читающая девочка» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс» Клода Моне, «Девушка перед открытым окном» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда (общей стоимостью до 200 миллионов евро).

След привёл голландскую полицию в Румынию, где в 2013 году начали задерживать участников ограбления века.

На этом месте на стене висела одна из 7-ми украденных картин. (AP Photo)

Один из шести обвиняемых в похищении картин из роттердамского музея "Кюнстхал" Раду Догару.

Ольга Догару, старушка-мать одного из похитителей, после ареста её сына закопала вещественные доказательства - похищенные полотна - на деревенском кладбище. Позже она решила разделаться с вещдоками куда более радикально - сожгла их в печи.

В золе были обнаружены следы краски и грунтовки (свинец, цинк, медная лазурь), холста и столетних гвоздей. Мир был потрясён. Невежество никогда не служило искусству. Но чтобы дойти до такого!..

Пушистый Иисус

Однако случаются и анекдотичные истории. Так, другая старушка, испанка Сесилия Хименес, 80-летняя прихожанка храма Милосердия в городе Борха в Сарагосе, с разрешения настоятеля отреставрировала фреску начала ХХ века «Ecce Homo» («Се человек») работы художника Элиаса Гарсиа Мартинеса.

Она сделала это столь непрофессионально и безобразно, что полуметровый лик Иисуса теперь называют «Ecce Mono» («Се обезьянка») или «Пушистый Иисус». Благодаря Интернету событие буквально за пару дней получило в мире такую огласку, что в Борху теперь специально заворачивают туристы поглазеть на достопримечательность. Фреску огородили, а церковь берёт плату за её осмотр.

И если поначалу все возмущались и требовали вернуть картине прежний облик, то сегодня гордые всемирным вниманием жители Борхи признали, что работа Сесилии гораздо интереснее исходного оригинала. Она объявлена художником-примитивистом и всерьёз сравнивается с Мунком и Модильяни.

Но вот что интересно - Сесилия Хименес теперь требует, чтобы церковь делилась с ней доходами от туристических посещений, то есть отчисляла «авторские» за сей странный перформанс. Вполне в духе нашего времени.

Андрей Ардер

Мировые шедевры, след которых пропал навсегда

Мы даже представить себе не можем, сколько мировых шедевров погибло в пожарах, наводнениях, войнах, просто по недомыслию. В лучшем случае осело в частных коллекциях. Окинем взглядом хоть малую часть…

«Леда» растворилась в королевских покоях

Около 1530 года Микеланджело написал картину «Леда и лебедь» на иконографический сюжет: жену спартанского царя Тиндарея соблазняет обернувшийся лебедем Зевс.

Леда и лебедь. Художник Микеланджело. Ок. 1530 г. Копия Россо Фьорентино

Друг и ученик художника Антонио Мини увёз её во Францию. Вскоре «Леда» оказалась в королевском дворце Фонтенбло, где след её пропал навсегда. Мы можем судить о ней лишь по бледной копии Рыжего Флорентийца - художника Россо Фьорентино, служившего при дворе Франциска Первого.

Нечто подобное вышло и с «Ледой и лебедем» Леонардо да Винчи: от картины осталась лишь живописная копия, сделанная его учеником Чезаре да Сесто.

Слишком страшный дьявольский ветер

Русский художник-баталист Василий Верещагин (1842-1904) - особая статья для исследователей. Считается, что пропало множество его полотен - таковы уж были условия, в которых они с натуры создавались.

Но куда исчезла леденящая душу картина «Подавление индийского восстания англичанами» - неизвестно.

В 1874-1876 годах и в 1882 году Верещагин совершил две поездки в Индию. Он замышлял создать цикл картин по истории жестокого покорения и угнетения Индии англичанами. На полотне - расстрел крестьян, восставших против колонизаторов. Способ казни назывался «дьявольский ветер».

В. Верещагин «Подавление индийского восстания англичанами».

Из воспоминаний Верещагина: «Пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом». Казнь была для индусов тем более страшной, что, по их верованиям, душа и тело, буквально разорванные в клочья, уже не смогут возродиться.

Среди приговорённых - старики-крестьяне, воплощающие необоримую духовную силу. По содержанию это одна из самых сильных картин за всю историю мировой живописи.

В 1887 году картина была выставлена в Лондоне и вызвала бурю протестов; художнику, которого бессмысленно подозревать в искажении действительности, угрожали судом. Однако простые лондонцы понимали, что всё так и было. И картина просто исчезла с выставки при невыясненных обстоятельствах. От неё остались лишь многочисленные копии.

В каком костре сгорел Кандинский

Возможно, самый большой ущерб (в значительной степени умышленный) искусству нанёс ХХ век, его войны и диктатуры.

К 1937 году министр пропаганды Германии Геббельс конфисковал у 32 музеев и распорядился разом выставить 650 образцов «дегенеративного» («еврейско-большевистского») искусства. Так назывались теперь модернистские произведения, не отвечавшие вкусам Гитлера и «представляющие опасность для арийской нации».

Эскиз к «Композиции № 2». Художник Василий Кандинский. 1910 г. Сама картина сожжена нацистами в Париже в 1942 г.

На примечательный вернисаж в числе других угодили картины Марка Шагала, Оскара Кокошки, Пауля Клее, Пита Мондриана, Эль Лисицкого, Эмиля Нольде, Макса Эрнста. Всего же было конфисковано 16 558 произведений искусства! Часть их продали на аукционах в Швейцарии, но более тысячи было сожжено, а большую часть рассовали по берлинским подвалам, где они и были найдены в 1945 году.

В 1942 году в саду Национальной галереи Же-де-Пом (Париж) подверглись сожжению картины Пикассо, Дали, Миро, Леже, Клее, Эрнста. Среди уничтоженных нацистами шедевров - три работы из серии Василия Кандинского «Композиции». Одну мы знаем по эскизу, другую - по фотографии.

В 1945 году отступающие нацисты подожгли музей Шлосс Иммендорф, куда была сдана на хранение частная венская коллекция из 14 картин самого ныне дорогостоящего художника в мире - австрийского символиста Густава Климта. Погибли ли они навсегда в пламени? Или были спасены и украшают ныне чьи-то роскошные салоны? Может быть, когда-нибудь узнаем.

Во время бомбардировки союзниками Дрездена в 1945 году снаряд уничтожил машину, увозившую более ста картин из Дрезденской галереи в крепость Кёнигштайн, где их предполагалось спрятать. Одна из них - «Дробильщики камней» Густава Курбе, картина, потрясшая Парижский салон 1850 года.

“Дробильщики камней”. Художник Густав Курбе. 1849 г. Картина была уничтожена при бомбардировке Дрездена в 1945 г.

Во время пожара Второй мировой сгорела (или, опять же, под шумок была украдена из музея Магдебурга) картина Ван Гога «Художник на пути в Тараскон» (1888 г.). Она тем более ценна, что это автопортрет, где Ван-Гог изобразил себя плетущимся по дороге со всеми обычными для художника аксессуарами.

В 1945 году в Берлине при пожаре в бункерах в районе Фридрихсхайн, где были собраны картины из берлинских музеев, сгорел «Портрет куртизанки» Караваджо. Огонь тогда навек погубил ещё как минимум 400 работ Рубенса, Гойи, Кранаха, Йорданса, ван Дейка.

Свиньям на затравку

Караваджо, крупнейший реформатор живописи XVII века, по сути, основатель реализма, вообще пострадал не один раз.

В 1969 году в Палермо из часовни Сан-Лоренцо вынесли его картину «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием».

Микеланджело Меризи де Караваджо. "Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском"

Краденое полотно передали на хранение мафиозной семье Пуллара, которая хранила его в совершенно непригодных условиях. «Рождество» долго обгладывали свиньи и крысы. В конце концов «хозяева» решили её просто сжечь. Версия достоверна (о судьбе картины поведал один завербованный мафиози), но настолько трагична, что смириться с ней очень трудно: картина Караваджо до сих пор стоит на первом месте в списке похищенных итальянских шедевров и на третьем месте - в мировом рейтинге.

Богородица с ножом

Пропавших икон в истории не счесть. Один из последних громких случаев - кража Андрониковской иконы Божией Матери из Вышнего Волочка в 1984 году. Икона представляла собой греческий список начала XIV века, была домашней святыней византийского императора Андроника III Палеолога (в честь него и название) и считалась чудотворной. Андроник пожертвовал её греческому Монемвасийскому монастырю.

В XIX веке настоятель бежал от турок с иконой в город Патрас. Он завещал её своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, а уж сын того в 1839 году отправил её из Афин в Петербург императору Николаю Павловичу. Андрониковская икона сложным путём перекочевала в Зимний дворец, затем в Троицкий собор. В 1877 году была перенесена в женский монастырь Казанской Божией Матери близ Вышнего Волочка.

После безвозвратной пропажи этой древнейшей святыни сохранилась лишь её копия (чудотворная). На шее Богородицы видно изображение нанесённой турком кровоточащей раны. В нижней части подлинной иконы находился футляр с ножом дамасской стали - орудием удара. Но для грабителей решающую роль, скорее всего, сыграли небольшие размеры иконы - 25×35 см.

Где единственный морской пейзаж Рембрандта?

В 1990 году в Бостоне была ограблена частная художественная галерея известной филантропки Изабеллы Стюарт Гарднер, собравшей 2500 предметов европейского искусства. Тринадцать из них были вынесены роковой ночью двумя ворами, переодетыми в полицейских. И это самое крупное ограбление музея в истории США.

Два шедевра достойны особого оплакивания. Первый - «Концерт» Вермеера, стоимость которого (двести миллионов долларов) позволяет причислить его к самым ценным украденным произведениям искусства в мире.

Картина Рембранта «Христос в шторм на Галилейском море»

Второй - единственный морской пейзаж великого портретиста Рембрандта «Христос в шторм на Галилейском море». В 2013 году ФБР объявило, что преступление раскрыто, личности грабителей установлены. Но что до этого человечеству? Полотна-то уплыли безвозвратно.

Очень дорогой утопленник

2 сентября 1998 года самолёт, направлявшийся из Нью-Йорка в Женеву, рухнул в Атлантический океан при попытке аварийной посадки в канадском аэропорту. Погибли более двухсот пассажиров. Оказалось, в бортовой системе, отвечающей за развлечения (кино, видеоигры), произошёл сбой, и короткое замыкание вызвало пожар.

“Художник”. Картина Пабло Пикассо. 1963 г. Погибла во время крушения самолёта в 1998 г.

Погибла и перевозимая картина Пикассо «Художник» (1963 г., полтора миллиона долларов). Случайно ли потерпел крушение самолёт, на борту которого, кроме того, «летели» драгоценности на сумму в миллиард долларов?

В воде была найдена 20-сантиметровая часть картины, драгоценности же пропали безвозвратно.

Маленький домашний пожар на 200 миллионов евро

А эта история два года назад передавалась из уст в уста. 16 октября 2012 года в три часа ночи из роттердамского музея Кюнстхал всего за две минуты были вынесены семь шедевров: «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Читающая девочка» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс» Клода Моне, «Девушка перед открытым окном» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда (общей стоимостью до 200 миллионов евро).

След привёл голландскую полицию в Румынию, где в 2013 году начали задерживать участников ограбления века.

На этом месте на стене висела одна из 7-ми украденных картин. (AP Photo)

Один из шести обвиняемых в похищении картин из роттердамского музея "Кюнстхал" Раду Догару.

Ольга Догару, старушка-мать одного из похитителей, после ареста её сына закопала вещественные доказательства - похищенные полотна - на деревенском кладбище. Позже она решила разделаться с вещдоками куда более радикально - сожгла их в печи.

В золе были обнаружены следы краски и грунтовки (свинец, цинк, медная лазурь), холста и столетних гвоздей. Мир был потрясён. Невежество никогда не служило искусству. Но чтобы дойти до такого!..

Пушистый Иисус

Однако случаются и анекдотичные истории. Так, другая старушка, испанка Сесилия Хименес, 80-летняя прихожанка храма Милосердия в городе Борха в Сарагосе, с разрешения настоятеля отреставрировала фреску начала ХХ века «Ecce Homo» («Се человек») работы художника Элиаса Гарсиа Мартинеса.

Она сделала это столь непрофессионально и безобразно, что полуметровый лик Иисуса теперь называют «Ecce Mono» («Се обезьянка») или «Пушистый Иисус». Благодаря Интернету событие буквально за пару дней получило в мире такую огласку, что в Борху теперь специально заворачивают туристы поглазеть на достопримечательность. Фреску огородили, а церковь берёт плату за её осмотр.

И если поначалу все возмущались и требовали вернуть картине прежний облик, то сегодня гордые всемирным вниманием жители Борхи признали, что работа Сесилии гораздо интереснее исходного оригинала. Она объявлена художником-примитивистом и всерьёз сравнивается с Мунком и Модильяни.

Но вот что интересно - Сесилия Хименес теперь требует, чтобы церковь делилась с ней доходами от туристических посещений, то есть отчисляла «авторские» за сей странный перформанс. Вполне в духе нашего времени.

Андрей Ардер

Мы даже представить себе не можем, сколько мировых шедевров погибло в пожарах, наводнениях, войнах, просто по недомыслию. В лучшем случае осело в частных коллекциях. Окинем взглядом хоть малую часть…

«Леда» растворилась в королевских покоях

Около 1530 года Микеланджело написал картину «Леда и лебедь» на иконографический сюжет: жену спартанского царя Тиндарея соблазняет обернувшийся лебедем Зевс.

Леда и лебедь. Художник Микеланджело. Ок. 1530 г. Копия Россо Фьорентино

Друг и ученик Антонио Мини увёз её во Францию. Вскоре «Леда» оказалась в королевском дворце Фонтенбло, где след её пропал навсегда. Мы можем судить о ней лишь по бледной копии Рыжего Флорентийца - художника Россо Фьорентино, служившего при дворе Франциска Первого.

Нечто подобное вышло и с «Ледой и лебедем» Леонардо да Винчи: от картины осталась лишь живописная копия, сделанная его учеником Чезаре да Сесто.

Слишком страшный дьявольский ветер

Русский художник-баталист Василий Верещагин (1842-1904) - особая статья для исследователей. Считается, что пропало множество его полотен - таковы уж были условия, в которых они с натуры создавались.

Но куда исчезла леденящая душу картина «Подавление индийского восстания англичанами» - неизвестно.

В 1874-1876 годах и в 1882 году Верещагин совершил две поездки в Индию. Он замышлял создать цикл картин по истории жестокого покорения и угнетения Индии англичанами. На полотне - расстрел крестьян, восставших против колонизаторов. Способ казни назывался «дьявольский ветер».

В. Верещагин «Подавление индийского восстания англичанами».

Из воспоминаний Верещагина: «Пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом». Казнь была для индусов тем более страшной, что, по их верованиям, душа и тело, буквально разорванные в клочья, уже не смогут возродиться.

Среди приговорённых - старики-крестьяне, воплощающие необоримую духовную силу. По содержанию это одна из самых сильных картин за всю историю мировой живописи.

В 1887 году картина была выставлена в Лондоне и вызвала бурю протестов; художнику, которого бессмысленно подозревать в искажении действительности, угрожали судом. Однако простые лондонцы понимали, что всё так и было. И картина просто исчезла с выставки при невыясненных обстоятельствах. От неё остались лишь многочисленные копии.

В каком костре сгорел Кандинский

Возможно, самый большой ущерб (в значительной степени умышленный) искусству нанёс ХХ век, его войны и диктатуры.

К 1937 году министр пропаганды Германии Геббельс конфисковал у 32 музеев и распорядился разом выставить 650 образцов «дегенеративного» («еврейско-большевистского») искусства. Так назывались теперь модернистские произведения, не отвечавшие вкусам Гитлера и «представляющие опасность для арийской нации».

Эскиз к «Композиции № 2». Художник Василий Кандинский. 1910 г. Сама картина сожжена нацистами в Париже в 1942 г.

На примечательный вернисаж в числе других угодили картины Марка Шагала, Оскара Кокошки, Пауля Клее, Пита Мондриана, Эль Лисицкого, Эмиля Нольде, Макса Эрнста. Всего же было конфисковано 16 558 произведений искусства! Часть их продали на аукционах в Швейцарии, но более тысячи было сожжено, а большую часть рассовали по берлинским подвалам, где они и были найдены в 1945 году.

В 1942 году в саду Национальной галереи Же-де-Пом (Париж) подверглись сожжению картины Пикассо, Дали, Миро, Леже, Клее, Эрнста. Среди уничтоженных нацистами шедевров - три работы из серии Василия Кандинского «Композиции». Одну мы знаем по эскизу, другую - по фотографии.

В 1945 году отступающие нацисты подожгли музей Шлосс Иммендорф, куда была сдана на хранение частная венская коллекция из 14 картин самого ныне дорогостоящего художника в мире - австрийского символиста Густава Климта. Погибли ли они навсегда в пламени? Или были спасены и украшают ныне чьи-то роскошные салоны? Может быть, когда-нибудь узнаем.

Во время бомбардировки союзниками Дрездена в 1945 году снаряд уничтожил машину, увозившую более ста картин из Дрезденской галереи в крепость Кёнигштайн, где их предполагалось спрятать. Одна из них - «Дробильщики камней» Густава Курбе, картина, потрясшая Парижский салон 1850 года.

“Дробильщики камней”. Художник Густав Курбе. 1849 г. Картина была уничтожена при бомбардировке Дрездена в 1945 г.

Во время пожара Второй мировой сгорела (или, опять же, под шумок была украдена из музея Магдебурга) картина Ван Гога «Художник на пути в Тараскон» (1888 г.). Она тем более ценна, что это автопортрет, где Ван-Гог изобразил себя плетущимся по дороге со всеми обычными для художника аксессуарами.

В 1945 году в Берлине при пожаре в бункерах в районе Фридрихсхайн, где были собраны картины из берлинских музеев, сгорел «Портрет куртизанки» Караваджо. Огонь тогда навек погубил ещё как минимум 400 работ Рубенса, Гойи, Кранаха, Йорданса, ван Дейка.

Свиньям на затравку

Караваджо, крупнейший реформатор живописи XVII века, по сути, основатель реализма, вообще пострадал не один раз.

В 1969 году в Палермо из часовни Сан-Лоренцо вынесли его картину «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием».

Микеланджело Меризи де Караваджо. "Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском"

Краденое полотно передали на хранение мафиозной семье Пуллара, которая хранила его в совершенно непригодных условиях. «Рождество» долго обгладывали свиньи и крысы. В конце концов «хозяева» решили её просто сжечь. Версия достоверна (о судьбе картины поведал один завербованный мафиози), но настолько трагична, что смириться с ней очень трудно: картина Караваджо до сих пор стоит на первом месте в списке похищенных итальянских шедевров и на третьем месте - в мировом рейтинге.

Богородица с ножом

Пропавших икон в истории не счесть. Один из последних громких случаев - кража Андрониковской иконы Божией Матери из Вышнего Волочка в 1984 году. Икона представляла собой греческий список начала XIV века, была домашней святыней византийского императора Андроника III Палеолога (в честь него и название) и считалась чудотворной. Андроник пожертвовал её греческому Монемвасийскому монастырю.

В XIX веке настоятель бежал от турок с иконой в город Патрас. Он завещал её своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, а уж сын того в 1839 году отправил её из Афин в Петербург императору Николаю Павловичу. Андрониковская икона сложным путём перекочевала в Зимний дворец, затем в Троицкий собор. В 1877 году была перенесена в женский монастырь Казанской Божией Матери близ Вышнего Волочка.

После безвозвратной пропажи этой древнейшей святыни сохранилась лишь её копия (чудотворная). На шее Богородицы видно изображение нанесённой турком кровоточащей раны. В нижней части подлинной иконы находился футляр с ножом дамасской стали - орудием удара. Но для грабителей решающую роль, скорее всего, сыграли небольшие размеры иконы - 25×35 см.

Где единственный морской пейзаж Рембрандта?

В 1990 году в Бостоне была ограблена частная художественная галерея известной филантропки Изабеллы Стюарт Гарднер, собравшей 2500 предметов европейского искусства. Тринадцать из них были вынесены роковой ночью двумя ворами, переодетыми в полицейских. И это самое крупное ограбление музея в истории США.

Два шедевра достойны особого оплакивания. Первый - «Концерт» Вермеера, стоимость которого (двести миллионов долларов) позволяет причислить его к самым ценным украденным произведениям искусства в мире.

Картина Рембранта «Христос в шторм на Галилейском море»

Второй - единственный морской пейзаж великого портретиста Рембрандта «Христос в шторм на Галилейском море». В 2013 году ФБР объявило, что преступление раскрыто, личности грабителей установлены. Но что до этого человечеству? Полотна-то уплыли безвозвратно.

Очень дорогой утопленник

2 сентября 1998 года самолёт, направлявшийся из Нью-Йорка в Женеву, рухнул в Атлантический океан при попытке аварийной посадки в канадском аэропорту. Погибли более двухсот пассажиров. Оказалось, в бортовой системе, отвечающей за развлечения (кино, видеоигры), произошёл сбой, и короткое замыкание вызвало пожар.

“Художник”. Картина Пабло Пикассо. 1963 г. Погибла во время крушения самолёта в 1998 г.

Погибла и перевозимая картина Пикассо «Художник» (1963 г., полтора миллиона долларов). Случайно ли потерпел крушение самолёт, на борту которого, кроме того, «летели» драгоценности на сумму в миллиард долларов?

В воде была найдена 20-сантиметровая часть картины, драгоценности же пропали безвозвратно.

Маленький домашний пожар на 200 миллионов евро

А эта история два года назад передавалась из уст в уста. 16 октября 2012 года в три часа ночи из роттердамского музея Кюнстхал всего за две минуты были вынесены семь шедевров: «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Читающая девочка» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс» Клода Моне, «Девушка перед открытым окном» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда (общей стоимостью до 200 миллионов евро).

След привёл голландскую полицию в Румынию, где в 2013 году начали задерживать участников ограбления века.

На этом месте на стене висела одна из 7-ми украденных картин. (AP Photo)

Один из шести обвиняемых в похищении картин из роттердамского музея "Кюнстхал" Раду Догару.

Ольга Догару, старушка-мать одного из похитителей, после ареста её сына закопала вещественные доказательства - похищенные полотна - на деревенском кладбище. Позже она решила разделаться с вещдоками куда более радикально - сожгла их в печи.

В золе были обнаружены следы краски и грунтовки (свинец, цинк, медная лазурь), холста и столетних гвоздей. Мир был потрясён. Невежество никогда не служило искусству. Но чтобы дойти до такого!..

Пушистый Иисус

Однако случаются и анекдотичные истории. Так, другая старушка, испанка Сесилия Хименес, 80-летняя прихожанка храма Милосердия в городе Борха в Сарагосе, с разрешения настоятеля отреставрировала фреску начала ХХ века «Ecce Homo» («Се человек») работы художника Элиаса Гарсиа Мартинеса.

Она сделала это столь непрофессионально и безобразно, что полуметровый лик Иисуса теперь называют «Ecce Mono» («Се обезьянка») или «Пушистый Иисус». Благодаря Интернету событие буквально за пару дней получило в мире такую огласку, что в Борху теперь специально заворачивают туристы поглазеть на достопримечательность. Фреску огородили, а церковь берёт плату за её осмотр.

И если поначалу все возмущались и требовали вернуть картине прежний облик, то сегодня гордые всемирным вниманием жители Борхи признали, что работа Сесилии гораздо интереснее исходного оригинала. Она объявлена художником-примитивистом и всерьёз сравнивается с Мунком и Модильяни.

Но вот что интересно - Сесилия Хименес теперь требует, чтобы церковь делилась с ней доходами от туристических посещений, то есть отчисляла «авторские» за сей странный перформанс. Вполне в духе нашего времени.

Андрей Ардер



Загрузка...
Top