Роль художественной росписи ткани в современном декоративно-прикладном искусстве. Краткая история батика как техники


Введение:


Глава I Краткие сведения из истории росписи тканей;


Развитие набойки

Искусство батика


Глава II Технология выполнения батика


2.1 Оборудование, инструменты, материалы

2.2 Основные способы росписи тканей

2.2.1 Холодный батик

2.2.2 Горячий батик

2.2.3 Свободная роспись


Глава III Композиция


Колорирование

Спектр. Цветовой круг

Дополнительные цвета


Глава IV Описание творческой части


Краткий экскурс в мир майя

4.1.1 Историческая панорама

4.1.2 Боги, символы и мифы

4.1.3 Искусство майя

4.1.4 Научные знания

Последовательность работы под композицией


Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ

Тема моей дипломной работы «Затерянный мир майя. Батик». В выборе темы я руководствовалась двумя мотивами.

Во – первых, знакомясь с древними цивилизациями, я открывала для себя удивительную культуру майя, представляющую собой огромный сплав природных, этнических, культовых и эстетических начал. Дошедшие до нас памятники древнего искусства (о смысловом значении некоторых мы можем лишь догадываться) привлекают оригинального общего решения, необычностью типажей, яркой декоративностью, выразительной пластикой. В современном искусстве мы наблюдаем стремление художников использовать такие же принципы в создании декоративных композиций. Условный язык знаковых систем, символов часто встречается в различных видах декоративного искусства: монументальном, прикладном. Достаточно вспомнить композиции Бальчикониса, выполненные в стиле батика на тему «Солнца». Мне показалось интересным попытаться выразить свое восприятие культуры майя в творческой работе через систему культовых знаков и атрибутов.

Во – вторых, техника батика, очаровавшая меня графическими и живописными эффектами, была выбрана как способ, позволяющий наиболее выразительно воплотить собственный замысел.

Цель работы: изучить материал по заданной технике, углубить знания о декоративно- прикладном искусстве, систематизировать знания о росписи ткани.


Основные задачи:


собрать текстовый и иллюстративный материал «Мир мяйя» и «Батик»;

освоить основные приемы росписи ткани;

выполнить творческую композицию.

Исходные данные: В.А. Барадулин «Основы художественного ремесла».


Состав работы: теоретическая часть изложена в пояснительной записке, практическая представлена в приложениях.

В пояснительную записку включены: введение, четыре главы, заключение и литература.

В первой главе освещаются основные виды росписи и печатных рисунков, краткие исторические сведения о них.

Во второй главе дается описание техники выполнения ручной художественной росписи.

Вначале приводится перечень необходимых материалов и инструментов. Из способов художественной обработки ткани я останавливаюсь на холодном и горячем батике, свободной росписи, т.к. предполагалось вначале возможное использование этих способов при выполнении практической работы.

В третью главу я включила рекомендации Барадулина и Танкус по композиции и колорировании при оформлении текстильных изделий. Они представляются мне полезными и интересными для всех, начинающих работать с декоративным текстилем. Свои суждения авторы основывают практикой, сложившейся в творчестве народных мастеров кружевоплетения, ковроделия, узорного ткачества.

В четвертой главе я основываю практическую часть своей работы: прилагаю перечень приложений, содержание творческой композиции со ссылкой на сведения о культуре майя, на которые я опиралась, выполняя панно. «Затерянный мир майя».

Новизна работы заключается в представлении собственного варианта творческой композиции, выполненной по мотивам книги. «Затерянный мир майя» в технике батика.


Глава I КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ РОСПИСИ ТКАНЕЙ


Ручная художественная роспись тканей - своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о полу­чении цветных декоративных эффектов на тканях встреча­ются уже в «Естественной истории» Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с при­менением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подле­жащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий со­став (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.

Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор. Китайский манускрипт VIII в. рассказывает нам о росписи тканей с помощью воскового рисунка.

Все эти способы получили название батик. Происхожде­ние и значение слова «батик» точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово «амбатик», которое переводится как «гра­вировать», «писать», «рисовать».

Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тка­нях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов - так называемых набоек (от сло­ва «набивать», когда смоченную краской резную доску на­кладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).


Развитие набойки.

Особенно широко искусство набойки было развито на Руси. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, ска­терти, сарафаны и рубахи. В Историческом музее и Музее народного искусства (Москва), в Эрмитаже и Русском музее (Ленинград), в музеях Иванова, Горького, Ярославля, Загор­ска, Костромы и других городов хранится множество прекрасных образцов этого вида народного искусства, датиро­ванных XVII-XIX вв. Там можно увидеть ткани, а также сами резные доски, с которых печатались рисунки.

Оба описанных способа украшения тканей существуют до сих пор.

Старинная русская набойка по своим техническим прие­мам была очень близка батику - разогретый резерв (различ­ные смеси пчелиного воска, смол и других компонентов) наносился вручную на ткань при помощи так называемых квачей (тампонов), штампиков или резных досок. После за­стывания резерва ткань опускали в чан, как правило, с си­ней краской - индиго. По окончании процесса крашения ткань просушивали, удаляли резерв, после чего на синем фоне оставался белый узор. Чан, в котором окрашивалась ткань, назывался кубом; отсюда и способ этот получил на­звание кубовой набойки.

Нередко наносили масляной краской ярко-красный горох. Эти ткани использовались главным образом для шитья сара­фанов, а нередко и мужской одежды.

Позднее, в конце XVII в., научились выполнять так на­зываемую белоземельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашенной ткани. Коли­чество досок соответствовало количеству цветов, образующих рисунок. Резной узор на досках часто дополнялся металличе­скими вставками в виде гвоздиков без шляпок, печатавших «мелкий горох», или металлических полос, изогнутых соот­ветственно рисунку, при помощи которых узор обогащался тонким контурным рисунком, придающим ткани изящество.

Полотна, украшенные описанным выше способом, приме­нялись не только в костюме, но и в интерьере.

В конце XIX - начале XX в. набивные ткани изготовля­лись на фабриках и широко использовались не только в сель­ском, но и в городском интерьере. Рисунки стали разнооб­разнее и богаче по цветовой гамме. Приобрели известность великолепные ивановские и костромские набойки.

Мастера-рисовальщики и граверы на протяжении много­векового пути развития набойки отбирали и отшлифовывали узоры, главным украшающим мотивом которых становились цветы и листья. В каждом растении эти мастера умели найти главную декоративную характеристику, прорисовать и сколорировать узор таким образом, что он сливался воедино с тканью, не разрушая ее плоскости.

В декоративных набойках нередки были изображения сцен деревенской и городской жизни, птиц и зверей. Поражает мастерство рисовальщиков и граверов, создававших декора­тивные композиции, необычайно слаженные, ритмичные, где даже фон между элементами орнамента воспринимался как узор. Поэтому так настоятельно мы рекомендуем изучать

старинные образцы набойки, без постижения декоративных закономерностей которых, по существу, невозможно овладеть искусством украшения тканей.


Искусство батика.

В нашей стране художественная роспись тканей существу­ет примерно с 30-х гг. XX в. и за время своего существова­ния получила широкое развитие и признание. Способами художественной росписи оформляются главным образом из­делия, дополняющие костюм (головные и шейные платки, косынки, шарфы, галстуки), а также купоны женских и дет­ских платьев, вещи для украшения интерьера - занавеси (большие и маленькие), скатерти, салфетки и т. д.

Занимаясь художественной росписью тканей, необходимо помнить, что это один из видов декоративно-прикладного искусства, поэтому преподавание не следует ограничивать освоением технических приемов, изучение предмета должно способствовать развитию вкуса.

Как и все виды декоративно-прикладного искусства, тек­стиль имеет свои принципы оформления изделий, которые определяются местом данного искусства в жизни человека, известным кругом художественных задач, средств и приемов, дающих возможность художнику наиболее полно выразить свой замысел в вещи определенного назначения, раскрыть красоту и свойства материала.

Основным принципом оформления текстиля можно на­звать принцип обобщенного решения орнамента и отдельных его изобразительных элементов. Платок или косынка, повя­занные на голову, вокруг шеи или накинутые на плечи, ни своим композиционным членением, ни трактовкой рисунка не должны нарушать естественной округлости головы или плавных линий шеи и плеч, кроме того, ткань может соби­раться в складках, и элементы орнамента зачастую не могут сохраниться в своем первоначальном виде. Таким образом, увлечение передачей пространства противоречит задачам создания композиции на плоскости. Столь же неверным прие­мом будет и иллюзорное изображение на легкой прозрачной ткани узоров вышивки, ткачества, резьбы по дереву, где ясно прослеживается стремление передать переплетение ни­тей и выпуклости швов или объем деревянной резьбы. Это всегда будет выглядеть дешевой и ненужной подделкой.




Возраста. Для решения задач, поставленных перед нами, мы создали необходимые условия. В практической части определили наиболее эффективные способы и средства влияния инновационных технологий на восприятие цвета детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Разработали комплекс занятий, праздники и развлечения, по восприятию детьми основных и составных цветов. ...

Колдунах Корткеросским народным театром в 1997 г. поставлена драма А. Попова "Туналöм ордым" (Заколдованная тропа). Любопытной особенностью современной литературной обработки мифологии является использование не только полевого материала, но и научных трудов коми этнографов и фольклористов. Ярким примером чего являются драма "Вöр керка" (Охотничья избушка) написанная и поставленная С.Г. ...

Миф соответствует сюжетной схеме, в которой движение осуществляется в следующих направлениях: от прошлого к настоящему, от божественного к человеческому, от космического природного к культурному и социальному, от стихий к артефактам (вещам и соответствующим институциям), т.е. внешнего и далекого к внутреннему и близкому. Для типологии космогонических мифов существенен еще ряд параметров. Один из...

Городилова Екатерина

В настоящее время батик является одним из популярных направлений в оформлении тканей. Батик вобрал в себя множество особенностей изобразительных искусств, таких как акварель, мозаика, витраж. При огромном количестве техник декоративной обработки ткани батик выделяется, прежде всего, простотой овладения техникой, что позволяет расписывать как одежду, так и картины и даже предметы интерьера.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городилова Екатерина Михайловна

Батик как техника декоративного оформления ткани.

Руководитель : Давлатова Альфия Магафуровна,

учитель начальных классов

РФ, г.Когалым, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» г.Когалыма, 3 класс «Б»

Введение ……………………………………………………………………………3с.

1. Определение понятия батик ………………………………………………….5с.

2. История развития батика

2.1. Первые упоминания о батике. История возникновения и развития ……….6с.

2.2 Батик в России ………………………………………………………………….8с.

3. Техника работы в батике

3.1 Наброски для нанесения рисунка ……………………………………………..9с.

3.2. Виды батика …………………………………………………………………..10с.

3.3. Материалы и инструменты, используемые в работе ………………………13с.

3.4. Этапы выполнения работы ………………………………………………….14с.

Заключение ……………………………………………………...........................16с.

Список используемых источников и литературы ………............................17с.

Приложение 1 (Презентация)

Приложение 2 (Готовые изделия)

Введение

В настоящее время батик является одним из популярных направлений в оформлении тканей. Батик вобрал в себя множество особенностей изобразительных искусств, таких как акварель, мозаика, витраж. При огромном количестве техник декоративной обработки ткани батик выделяется, прежде всего, простотой овладения техникой, что позволяет расписывать как одежду, так и картины и даже предметы интерьера.

В наши дни батик не теряет своей актуальности. Батик широко применяется при дизайне интерьеров, одежды. У росписи по ткани нет ограничений ни в стиле, ни сюжете – можно нарисовать картину, орнамент, ограничиться цветовыми пятнами. Кстати, цвета также можно выбирать любые, под конкретный интерьер. С помощью батика можно расставить акценты в нужных местах, создать настроение всей комнаты. А интересные приемы и особенности техники батика позволяют добиться необычных результатов.

Применение батика поистине разнообразно и широко. Ручная авторская работа, изготавливающаяся в единственном экземпляре, является неповторимым произведением искусства, которое по-настоящему полно готово раскрыть неподдельные чувства мастера, которые так же индивидуальны и неповторимы, как его работа.

Изделия ручной работы сегодня ценятся очень высоко, поэтому позволить их может себе не каждый, однако хочется быть индивидуальностью. В этом отлично может помочь батик. Неповторимые узоры, создаваемые полетом фантазии, будут выгодно подчеркивать мой стиль.

Актуальность проблемы в проекте состоит в том, что, освоив эту технику, можно создавать оригинальные подарки для своих друзей и родных, украшать швейные изделия.

Мой проект назван «Весенние цветы», так как в основу положена первая моя работа в данной технике – подарок маме на 8 Марта – картина «Весенний цветок». Данная тематика прослеживается далее в цветочном орнаменте платочков, а венчает череду готовых изделий шаль «Маки».

Надеюсь, что данный проект позволит по-новому взглянуть на декоративно - прикладное искусство и понять его ценность и важность.

Цели:

а) изучение способов применения техники росписи ткани – холодный батик в повседневной жизни;

б) развитие культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства у детей младшего школьного возраста;

в) формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи:

  • дать понятие батика;
  • выделить время возникновения батика и основные этапы развития;
  • описать характерные особенности материала и инструментов батика.
  • исследовать способы изготовления изделий из батика;
  • рассмотреть разнообразие способов применения батика в повседневной жизни;
  • разработать и изготовить изделия различных дизайнерских направлений (дизайн интерьера, дизайн одежды, аксессуары) с применением техники холодного батика;
  • развить аккуратность, усидчивость, дисциплинированность ребенка при работе по технике батик.

Используемые методы:

1. Теоретический:

  • изучение и анализ литературы и других источников информации по теме

2. Практический:

  • создание творческих работ, выполненных в технике холодного батика с элементами свободной росписи.
  1. Определение понятия батик.

Ознакомившись со специализированной литературой, мной было найдено несколько определений батика:

Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих

составов.

Батик – техника нанесения рисунка на хлопчатобумажные и шелковые ткани. Для работы в этой технике подходит тонкий шелк Ponge, а также более прочные шелка – крепдешин, креп-сатин, креп-жоржет или шелк-бурет.

Батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при «горячем батике» - разогретый воск, при «холодном батике» - резиновый клей) с последующим окрашиванием ткани в баке или тампонами.

2. История развития батика

2 .1.Первые упоминания о батике. История возникновения и развития

Искусство росписи тканей дало миру сарафаны России, расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи ткани – батик.

Своими корнями батик уходит в далёкое прошлое. Удивительно, что искусство росписи ткани, которое столь популярно в наши дни, зародилось свыше двух тысяч лет назад. Родиной этого прикладного искусства считается Юго - Восточная Азия.

В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.
Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, «чантингом», а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.

Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э. Среди других находок, относящихся к глубокой старине, – японские ширмы периода Нара (646 - 794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.

Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. н. э. Изобретение шелка также приписывают китайцам. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути.

Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.

На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами). На Центральной Яве используют более темные краски, чем не северном берегу острова, где ткани расписывают в основном с целью продажи.

Северную Яву часто посещали арабские и китайские купцы, прибывающие из-за моря. Традиционные мотивы здесь несколько изменились в угоду вкусам потенциальных покупателей.

Ислам запрещает изображать людей и животных, поэтому, когда он распространился на о.Ява, изображения на ткани стали более стилизованными, а среди красок начал преобладать священный для мусульман зеленый цвет. В то же время голландские купцы предпочитали европейские мотивы – их привлекали букеты, бабочки и птицы.

В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме.

Поле резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика, он превратился в прикладное искусство.

2.2. Батик в России

В России батик появился в начале ХХ века, что совпало со всеобщим увлечением стилем "модерн". Именно тогда и был изобретён резервирующий состав, который не требовал нагревания. Поэтому Россию с уверенностью можно назвать родиной холодного батика. Но, несмотря на такое значительное открытие, развитие батика проходило здесь очень медленно. Художникам чаще приходилось не творить, а приспосабливаться. Во времена НЭПа был значительный спрос на платья с асимметричным рисунком, шёлковые шали с изысканным орнаментом в восточном стиле. Это на некоторое время обеспечило художников работой и подстегнуло их фантазию. Но постепенно мода на шали прошла, и мастерам пришлось искать новые источники заказов. Сюжеты росписей того времени часто диктовала сложная политическая ситуация в стране. В основном поощрялась советская символика, которая изображалась на флагах, вымпелах.

Современный батик отличается многообразием своих приёмов и техник, количество которых всё возрастает, благодаря усиливающемуся интересу к данному искусству, большому количеству доступной информации и организациям множества выставок. От современного художника по ткани занятие батиком требует много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации.

3.Техника работы в батике

3.1 Наброски для нанесения рисунка

Прежде чем нанести на шелк контур рисунка, его набросок делают в оригинальную величину на листе бумаге. Этот набросок или готовый рисунок с образца переносят на кальку, пользуясь специальным штифтом, обводят составом для копирования. Наложив кальку с рисунком на шелк, все проглаживают утюгом, после чего рисунок отпечатывается на ткани. Затем его контуры прорисовывают разъединяющим средством. Можно пользоваться фантомными штифтами для нанесения более густых линий, которые сами собой исчезают по истечении времени или под воздействием влаги.

3.2. Виды батика

Существует несколько видов батика :

Горячий (в качестве резерва используется расплавленный воск, который затем удаляется);

Холодный (резерв представляет собой густую массу резинового происхождения);

Узелковый (неокрашенное полотно покрывают по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью;)

Свободная роспись (производится в основном анилиновыми красителями, а также масляными красками с растворителями)

Свободная роспись с применением солевого раствора (натянутую на раму ткань либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками, в которые введён раствор поваренной соли);

Сибори или складной батик (объединяет несколько методов крашения ткани с помощью заматывания, прошивания, складывания, или сжатия).

Горячий батик - один из древних способов росписи по ткани. Название горячий батик появилось потому, что резервирующий состав (парафин, воск), который используется при росписи, наносится на ткань в горячем (расплавленном) виде. Сочетание прокрашенных и непрокрашенных участков ткани создает множество цветов и оттенков. Горячий батик дает возможность проявить свой почерк, индивидуальный стиль, фантазию. При соблюдении всех этих правил получится отличный подарок ручной работы (панно, платок, шарф и т. д.).

Холодный батик . Этот вид росписи по ткани сегодня стал наиболее популярным, поскольку он не сложен в изготовлении, доступен и эффектен. Холодный батик представляет собой нанесение на туго натянутое изделие резервирующего состава с помощью трубочек в виде замкнутого контура. После высыхания образовавшиеся участки заполняют красителем при помощи тампона или кисти.

Холодный батик отличается нанесением цветного или прозрачного контура для границ рисунка. Контур придаёт рисунку графический характер.

Для росписи холодным батиком применяются следующие ткани: очень хороши натуральные, такие как крепдешин, шифон, креп-жоржет, атлас, тонкая шерсть.

Свободная роспись. Это роспись по ткани без использования резервирующих составов. Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий. Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии «тибари» (связывать узелком).

После крашения и промывки узелки развязывают, при этом можно получить разные, очень интересные и неожиданные рисунки одного цвета. Под нитками, которыми связана ткань, она не закрашивается и остается как есть, а на остальных участках ткань окрашивается неравномерно, и получается цветовая растяжка.

Техника сибори. « Сибори » - так называемый складной батик. Результат достигается также путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.

Техника бандан. Техника узелкового батика - бандан. Один из его видов - техника «планги» - был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых горохов. При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости». В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) - более плавные границы перехода.

Расписным шелком украшают даже абажуры и настольные лампы, им обтягивают стены вместо обоев, используют в качестве штор для окон. Вешают на стены панно в технике «батик».

3.3. Материалы и инструменты, используемые в работе:

Для работы мне понадобились:

1.Белая ткань (креп-жоржет, японский шифон, шелк).

2.Рамка размером 25х25 для исполнения картин.

3.Рамка 140х60 для исполнения шали.

4.Пяльцы для изготовления платочков.

5.Материал для оформления картин.

6.Кружево для оформления платочков.

7.Бахрома для оформления шали.

8.Акриловые краски по шелку «батик» и резервирующий состав.

9.Беличьи кисти различных номеров.

10.Палитра для смешивания красок.

11.Кнопки для фиксации ткани.

12.Пергаментная бумага для рисования эскизов.

13.Гладильный стол и утюг для закрепления рисунка на ткани.

3.4. Этапы выполнения работы

П\п

Название операции

Эскиз

Инструменты и приспособления

Ткань натянуть кнопками на рабочей рамке или на пяльцы.

Рабочая рамка, ткань, кнопки, пяльцы

Перевести рисунок на ткань с помощью простого карандаша.

Карандаш, натянутая на пяльцы ткань.

Прорисовать контур рисунка на ткани резервирующим составом, следя за тем, чтобы все линии оказались замкнутыми. Высушить с помощью фена.

Ткань на рабочей рамке, емкость с резервирующим составом, фен.

Прорисовать основной рисунок, оформить фон. Я использовала две техники:

Холодный батик,

Свободная роспись (представлена в изображении некоторых элементов шали).

Акриловые краски по шелку «батик».

После нанесения акриловых красок, можно воспользоваться специальными эффектами, например, мне очень нравится применять обыкновенную соль, которая создает на мокрой ткани дополнительные причудливые разводы.

Крупная соль

После этого нужно дать краскам высохнуть, можно использовать фен для ускорения процесса.

Закрепить краски с помощью утюга, проглаживая изделие с изнаночной стороны.

Гладильный стол, утюг.

Обметать края изделия на машинке с зигзагообразной строчкой, оформить край бахромой, если это шаль, вставить изделие в рамку, если это картина, или украсить изделие кружевами, если это платочки.

Декоративная рамка, клей, скотч, картон.

Швейная машина «New Home», кружево, бахрома.

Заключение

Современный батик очень интересен и разнообразен. В нем используются приемы графики, витража, мозаики. В общем, возможности неограниченны, и все зависит лишь от фантазии и мастерства человека, который выполняет художественную роспись ткани.

Художественная роспись тканей очень распространена в наши дни. Она широко используется в создании модных коллекций одежды, в украшении интерьера, при создании декоративных вещей. Область применения батика очень широка.

В заключении хотелось подытожить всю информацию о технике работы в стиле батик. Данный стиль декорирования ткани является поистине уникальным стилем, который сочетает многие декоративные техники, беря от каждой лучшие качества. К плюсам батика можно отнести и простоту освоения. Даже ребенок, как я, смогла овладеть в достаточной мере батиком, чтобы представить вам свои работы. Я надеюсь, что многие мои друзья, узнав о батике, заинтересуются и увлекутся им, как я.

В ходе работы была создана презентация о батике, которая может быть использована в дальнейшем на уроках технологии и изобразительного искусства.

Цель моей работы достигнута. Мною выполнены несколько работ по технологии холодного батика.

Я надеюсь, что мой проект позволил по-новому взглянуть на декоративно-прикладное искусство и понять его ценность и важность.

Список использованных источников и литературы:

  1. Литература

1. Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М.: Просвещение, 2007. . Дата обращения: 3.04.2013г.

  1. Чернышева М. Батик – душа Востока. URL: http://artbatik.ru/ Дата обращения: 3.04.2013г.

1.1 Введение

На протяжении многих веков люди украшали свой быт, одежду, народные мастера создавали утварь, разукрашивая её, придумывали игрушки для детей. С этим наследием, которое сохранилось до наших дней, можно познакомиться в музеях, можно изучить по книгам, в которых собран хороший иллюстрированный материал. Очень важно и полезно приобщить наших детей к изучению народных подлинников, воспитать в них любовь к народному искусству. Интересная техника росписи тканей уходит своими корнями на Дальний Восток, но в Европе она стала весьма популярной. И это не удивительно: каждое изделие неповторимо, уникально. Терпение и аккуратность – залог успеха в овладении этим великолепным искусством. Родиной батика, искусства росписи тканей, считаются Юго - Восточная Азия. К нам батик пришёл из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова “анбатик” – рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы - резервы, позволяющие сохранить окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем крашении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: её вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался многодневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограниченным количеством природных красителей, которые использовались в традиционном индонезийском батике. Тёплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до тёмно – коричневого, подчёркивалась сочными тонами индиго – самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов – для украшения одежды; многофигурные жанровые или религиозные композиции – для жилищ и храмов. Батик в древности был распространён не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название “бандхана” и “лахерия”.

Китайцы подарили миру шёлк и, как следствие, способ его окраски. Техника “лацзе” – в переводе “узоры воском” – очень похожа на батик. На шёлк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки не прокрашенной ткани. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его первоначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной. В Японии, куда батик, по мнению учёных; попал из Индии или Китая, он назывался “рокэти”. Япония, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков – панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик почти почти на полстолетия становится уделом кустарей - ремесленников. Но в начале XX века,батик снова вошёл в моду в Европе, Англии и Америке. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправились в далёкие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни.

Затем, возвращаясь на родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто любителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным. При этом техника практически не меняется, а переносится механическив другие страны и культуры, батик имеет в основном утилитарный характер. Россия, будучи большую часть XX века за “железным занавесом”, оставалась в стороне от мировых тенденций. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу страны, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых ласточек была ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Благодаря её творчеству появилась в России первая подобная информация о технике батика. Именно она помогла российским мастерам определить свой творческий путь, посвятив себя батику. Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются в России бурным развитием этого вида искусства. В наши дни батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.

1.2 Вид программы

Программа дополнительного образования детей “декоративно - прикладного искусства” “Батик” относится к художественно – эстетической направленности. Программа является авторской, основана на 15-ти летнем опыте работы с учащимися школы различного возраста (от 6 до 14 лет). Она направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства. “Занятия искусством помогают детям легче адаптироваться в мегаполисе, преодолевать его сверхнагрузку, понять себя, т.е. осуществить историческую и национальную самоидентификацию”. (А. С. Питерских “Актуальные вопросы эстетического и гражданского развития учащихся в сфере дополнительно образования”.)

1.3 Актуальность программы

Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф, скатерть, подушку, галстук, элемент одежды или ансамбль в целом, абажур, ширму, декорацию и т.д.

Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу. Многие из воспитанников, закончивших обучение по программе “Батик”, выбрали изобразительное искусство своей профессией, продолжив обучение в художественных колледжах и вузах столицы: Факультет прикладного искусства МТИ им. А.Н. Косыгина; МВХПу (б. Строгоновское) отделение тканей; М. Художественно - театральное училище (бутафорский факультет), МОХу памяти 1905 года; Московский институт дизайна и новых технологий (факультет - моделирования) и др.

1.4 Цели и задачи

Цель – развитие у ребёнка мотивации к познанию, развитие творческих способностей, художественного воображения, пространственного мышления, памяти, эмоционального и эстетического отношения к реальности.

Задачи:

  • Развитие эстетического мировоззрения, воспитание художественного вкуса;
  • Развитие художественно – графических умений и навыков;
  • Ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного творчества (батик);
  • Развитие фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия;
  • Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  • Приобретение некоторых организационных навыков художественного творчества;
  • Получение сведений об отечественной и мировой художественной культуры;
  • Воспитание зрительской культуры;
  • Возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.

1.5 Возраст детей, порядок набора и формирование учебных групп

По данной программе обучаются дети в возрасте от 6 до 14 лет. Набор детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября в группу 1 года обучения. Ограничений при приёме детей в студию нет. Приём проводится в форме собеседования с ребёнком и родителями с просмотром творческих работ, если таковые имеются. Состав группы постоянный. Специальной подготовки для занятий в студии не требуется. Группы формируются по возрастному принципу. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе.

В группу 2-го года обучения ученик переводится после прохождения обучения в группе 1-го года обучения. В группу 3-го года обучения - соответственно. Есть возможность зачисления детей в группы 2-го и 3-го года обучения, владеющих необходимыми навыками. Число учащихся в группе от 10 до 15 человек.

1.6 Формы и режим занятий

Занятия в студии проводятся в 2-х формах: индивидуальная и групповая. Занятия с группой проводятся по необходимости в зависимости от темы предстоящей работы.

Продолжительность занятий все 3 года обучения составляет 144 часа (по 4 часа в неделю).

1.7 Условия организации

Программа реализуется при наличии:

  • Просторного, светлого помещения не менее, чем на 15 посадочных мест, оснащённого в соответствии с санитарно – техническими нормами.
  • Оборудования: парт или столов, стульев разноуровневых, соответствующих – возрасту ученика, школьной доски, шкафов для хранения материалов.
  • Материалов для практических, занятий: (бумаги, цветного картона, цветной бумаги, карандашей, кистей, клея ПВА, “Момента”,ножниц, фломастеров, пастельных мелков, туши, маркеров, гелевых ручек, лоскутов тканей, резервирующих составов для ткани, красителей для ткани, стеклянных трубочек, рам, подрамников, тканей для росписи, палитр, банок для воды, скрепок, кнопок и др.).
  • Материалов для теоретических занятий: (учебных пособий; DVD; CD; видео и аудио материалов и соответствующей техники для них; репродукций; альбомов и т.д.)

1.8 Ожидаемая оценка полученного результата

Стартовый уровень известен учителю при приёме в студию (беседа, просмотр личных рисунков учащегося, работы выполненные на 1-х занятиях. Результат обучения оценивается по личным достижениям ребёнка относительно собственных возможностей и стартового состояния, а полученные награды (дипломы, грамоты) свидетельствуют о результатах участия в выставках, конкурсах, фестивалях и т.д.

Оценка результатов занятий по программе:

  • По уровню художественного мастерства;
  • По уровню теоретических знаний;
  • По способности взаимодействовать с другими детьми;
  • По способности принимать самостоятельные решения;
  • По широте кругозора.

Оценка художественного мастерства:

  • По уровню выполнения практических заданий;
  • На выставках творческих работ;
  • По результатам участия в художественных конкурсах, смотрах, фестивалях.

Критерии оценки: качество исполнения, художественная форма, правильное использование материалов, оригинальность, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания.

Оценка теоретических знаний производится в форме:

  • Собеседования;
  • Обсуждения;
  • Тематических кроссвордов (оценка широты кругозора);
  • Тестирования.

Критерии: объём знаний, осмысленность терминологии, соответствие уровня теоретических знаний уровню практических работ.

Формирование мировоззренческих нравственных принципов (гражданской позиции, социальной адаптации) определяется с помощью:

  • Педагогического наблюдения (тестирования);
  • Беседы;
  • Обсуждения;
  • Участия в сюжетно – ролевых играх (оценка способности взаимодействовать с другими детьми, принимать самостоятельные решения).

Контроль уровня обучения:

  • Текущий контроль (на каждом занятии);
  • Итоговый контроль (в конце учебного года).

1.9 Знания и умения

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

  • Что природа - неиссякаемый источник вдохновения для творчества;
  • Законы композиции;
  • Основы цветоведения;
  • Разнообразие материалов и изобразительные средства;
  • Некоторые понятия, термины изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества;

Уметь:

  • Пользоваться художественными материалами и инструментами (краски, графические материалы, красители для ткани);
  • Сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составить композицию;
  • Передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;
  • Сознательно выбирать средства выражения замысла;
  • Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

  • Что жизнь неразрывно связана с деятельностью пластических искусств как в повседневном окружении, так же и в создании всего предметного мира;
  • Виды и жанры изобразительного искусства;
  • Различные техники и материалы изобразительного искусства, их особенности;
  • Разнообразие выразительных средств.

Уметь:

  • Составить композицию, учитывая законы композиции;
  • Подобрать гармоничную цветовую гамму;
  • Правильно использовать художественные материалы, свободно выбирая средства выражения замысла;
  • Передать в рисунке пластику, движение;
  • Правильно работать с инструментами, аккуратно выполнять работу.

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

  • Произведения некоторых выдающихся художников своей страны;
  • Что есть искусство других стран и народов мира;
  • Различные виды декоративно - прикладного искусства;
  • Технологию того или иного творчества.

Уметь:

  • Решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом;
  • Делать наброски с натуры и по наблюдению;
  • Изображать природу, передавая пространственное положение предметов;
  • Передавать собственное отношение к изобразительным объектам или событиям;
  • Грамотно использовать возможности композиции, рисунка, цвета;
  • Участвовать в групповой работе, свободно вести беседу во время обсуждения творческого задания, просмотра видеоматериалов и т.д.

В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.

Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, чантингом, а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.

Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах 17 столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются 5 веком н.э.

Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500г. до н.э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в 1 тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). Но то, что батик применяли в Китае во времена династий Суй (710-794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру - вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому - то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути.

В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже - фигуративные изображения.

Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучавший материальную и духовную культуру Явы, обращает пристальное внимание на искусство батика: «С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделён волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является "крис" - древнейшее оружие яванцев - он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом».

Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и, особенно, в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. «Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик - воплощение мужского и женского аспектов мироздания». Философско-символическая соотнесенность предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет очень древние корни.

Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор - тьянтинг (джаньтинг) - маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор - характерную особенность индонезийского батика. А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.

Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов - княжеских домов патриархальной Явы.

Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священнной горы на белом фоне. Эти запреты и предписания строго соблюдались в XVIII веке, и даже сегодня появиться в кратоне Джакарты в запретном (lorangan) узоре считается неприличным для местных жителей. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей.

Настоящий художник по ткани глубоко укоренен в собственной культурной традиции. Кроме того, занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к расцвету искусства батика.

Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.

Мелкие торговцы поставляли желающим работать привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии. Одновременно разрушается "монополия" женщин в батике. Совершается переход к технике tjap - батика, т.е. нанесения узора медным штампом, и мужчины, работающие по найму в мастерских, берут на себя изготовление штампов. Это было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский узор не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению. Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap - батика, продолжая разрисовывать ткани вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий.

Как развивалась история технологий окраски в Индии, Китае и Японии?

В Индии в средние века рисунок на ткань наносился двумя способами - кистями и при помощи деревянного штампа. Первый способ был весьма трудоемким и длительным. Известные исследователи индийского ткачества Дж.Ирвин и П.Шварц утверждают, что «раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу». Из ручной технологии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов.

Другая древняя технология распространена в Гуджарате. Ткань свивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, затем ткань погружают в краску. После развязывания на месте свивки остается непрокрас. Такая техника называется лахерия. Она похожа на батик, но здесь иной метод резервирования.

Технология, соответствующая батику, известна под названием каламкари и сохранилась в основном в Короманделе и Тамилнаде в среде ремесленников, изготовляющих для местной клиентуры портьеры для храмов, пологи, балдахины, часто включающие мифологические сценки и даже портреты. Понятно, что такая технология не дает большого количества изделий и не может удовлетворить широкий спрос. А такой спрос появился в Индии в XVII веке, в связи с ее колонизацией англичанами.

Распространение метода набойки, или набивки явилось важным усовершенствованием. Индийские ситцы (голландское chintz от хинди "чхинт") пользовались огромной популярностью в самой Индии и за ее пределами, особенно в Европе XVII-XVIII веков. Для мольеровского Журдена обзавестись ситцевым халатом означало приобщиться к аристократическому обществу. Европа была настолько покорена индийскими ситцами, что быстро переняла технологию их изготовления. Можно сделать вывод, что именно европейский спрос породил развитие индийской набойки, которая совершенно вытеснила ручное изготовление ткани в Индии. Набивные ткани упоминаются в произведениях художественной литературы и воспоминаниях путешественников первых десятилетий XVI века как уже распространенный вид текстильных изделий. Современные исследования находят относящиеся ко все более ранним периодам доказательства того, насколько высоко были развиты тканевое производство и технологии в средневековых Индии и Китае.

Китай дал миру такой прекрасный материал, как шёлк. Техника украшения шелковой ткани методом набойки в Китае называлась жанцзе. Это можно перевести как узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость. Во многих письменных источниках говорится, что ткани жанцзе повсеместное носила как знать, так и простой народ. В танский период существовало три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. По-видимому, самым древним и традиционным из них является метод лацзе (узоры воском). Чаще всего применялась двухцветная окраска. В три цвета окрашены немногие дошедшие до нас образцы. Они назывались санбаоцзе. Исследователи-этнографы считают, что тройная окраска была техническим пределом, так как при наложении четвертого слоя ткань делается почти черной. Вышеописанный способ можно смело назвать батиком. Только это батик на шёлке.

В Японии технологии украшения ткани развивались своим особым путем. Как и многое другое, это было обусловлено её географической изоляцией, самодостаточностью и своеобразием культуры. Считается роспись по ткани мировой культуре под названием батик, была завезена в Японию из Индии или из Китая. По-японски он назывался рокэти и использовался при разрисовке ткани для ширм и одежды. VIII век был золотым веком художественного ткацкого производства в Японии. В это время уже существовало множество видов ткани; кроме батика, развивается вышивка и восковая набойка - суримон, а также техники кокэти (узоры по трафарету) и юхата, напоминающая индийскую лахерию. С Х-ХI веков японский костюм стал роскошным как никогда. Погоня за сложностью наряда вызвала к жизни искусство чередования цветовой гаммы складок и одежд и тщательного размещения узора, который не должен теряться в складках. Рисунки, полученные техникой трафарета, вытесняются градуированной ручной росписью. С течением веков меняются предпочтения: так, в XIII веке в моду входит орнаментация гербами, а в конце XVI в полной мере оценят значение сюжетного узора, и на ткань для кимоно и ширм переносят целые картины. Продолжает развиваться техника набойного рисунка, а в конце XVII - техника юдзен, разработанная Миядзани Юдзен - рисунок с помощью рисовой пасты! Возникает вопрос, а не привезли ли эту технологию голландцы с Явы? Ведь именно в торговле с Японией Нидерланды добились почти монопольного положения. В начале XIX века изготовление тканей и узоров достигло большого совершенства, но творчество в орнаментике начинает вытесняться штамповкой, как это случилось гораздо раньше в Индии и Китае, где связь с Европой налаживалась издревле по Шелковому Пути, а затем в процессе колонизации.

Особо следует отметить "вропейский" фактор развития тканевых технологий. С проникновением европейцев (в основном, голландцев и англичан) в Индию и Индонезию связаны многие цивилизационные и культурные процессы. В их числе развитие ткацко-красильного производства в связи с расширением спроса, распространение технологий, взаимопроникновение восточной и европейской эстетики в орнаменталистике, ее обогащение и в то же время некоторое упрощение, необходимое при широком производстве.

С середины XIX века голландцы, потерявшие своё влияние на европейский рынок, развили предпринимательскую деятельность на Яве. Открывались целые мануфактуры по производству батика, хозяева которых чувствовали дух времени, знали господствующие направления и умели угодить самому взыскательному вкусу. Но в это время английская хлопчатобумажная промышленность, опирающаяся на высокую технологию ситцевой набойки, окончательно обгоняет нидерландскую, а метод батикования переходит в сферу кустарного и мелкого производства. Им интересуются, в основном, немцы, которым мы должны быть благодарны за сохранение батика как технологии в Европе и которые в наши дни выпускают высококлассные принадлежности для профессионалов и делают все возможное для широкой популяризации батика среди любителей.

В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понята функциональность, обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ - театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.

С одной стороны, мода времен нэпа обусловила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем, увлечение расписными шляпами сошло «на нет», было объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины».

С другой стороны, в работах мастерской Н. Ламановой, театральных художников Е.Е. Лансере, М.В. Либакова, А.Г. Тышлера, В.А. Щуко ярко проявился революционный конструктивизм. Конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала сюжеты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика породила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали любую агитбригаду. Где был натуральный батик, а где - масляный трафарет, сейчас не разобраться. Уникальные работы нашли своих хозяев, не оставив документальных следов в искусствоведении России.

В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. «Всекохудожник», Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников батицистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделии текстильной и легкой промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз - лозунг: «Каждой советской женщине - по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников - расписников.

Благодаря изысканиям С. Темерина в 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков; первые сюжетные панно на темы «Москва», «Труд», «Весна». Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен.

В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.



Загрузка...
Top