Русские языческие имена. Красивые женские имена русские

В наш век образованные родители все больше внимания уделяют старославянским именам, давая их своим детям. Тем самым они возвращаются к исконным русским традициям, которые издревле существовали на Руси в именаречении.

Старые имена в новое время

Новое звучание в современном мире приобретают имена Всеволод и Милана, Мстислав и Дарина. Такой живой интерес современных жителей к редким, давно не употребляющимся древнеславянским именам не вызывает удивления. В поисках имени для своего ребенка родители стремятся сделать его оригинальным и необычным. Кроме того, им хочется, чтобы имя малыша было звучным и поэтичным. Кроме перечисленного, не забывают современные родители и о содержании, семантике имени.

Славяне раньше давали детям имена со смыслом. При этом имя обязательно должно было иметь лишь положительную энергетику. Древнеславянские имена отвечают всем этим требованиям. Русскому человеку интуитивно понятно их значение, а та красота, с которой они звучат, никого не оставит равнодушным. Древнеславянские имена (мужские и женские) сегодня многими родителями рассматриваются как лучшие имена для своих детей.

Двойное имянаречение

Имя определяет судьбу человека. Оно служит ключом к его внутреннему миру. Древние славянские племена придерживались традиции двойного имянаречения, которая была основана на вере в мистическую связь имени и человека, которому оно дано. Неслучайно на Руси человек имел два имени: одно было ложным - для всех, а другое тайное - для него самого и ближайших друзей. Имена должны были служить защитой от злых духов и плохих людей. Нередко первое ложное славянское имя давалось целенаправленно непривлекательным (Злоба, Крив, Бяка, Некрас, Лихо).

Считалось, что имя - ключ к человеку, а не зная сущности индивида, ему значительно труднее причинить вред. Обряд вторичного имянаречения совершался по достижении подросткового возраста, когда все главные черты характера уже сформированы, и уже можно судить о том, какие из них сделались преобладающими. На основании этих черт и давалось имя.

Значение древнеславянских имен

Проанализируем древнеславянские имена и их значения.

По своему значению старославянские имена условно подразделяются на несколько групп:

  • Имена, повторяющие названия различных представителей флоры и фауны (Ворон, Орел, Орех). В наши дни такие имена не используются.
  • Старославянские имена, отражающие разнообразные черты человеческого характера. Например, Веселин может означать «веселый», а имя Храбр значит «мужественный»; Добролюб значит «любящий и добрый». В современном мире как раз имена этой группы получили широкое распространение.
  • Имена, относящиеся к различным мифическим персонажам. В основном это были названия древних славянских божеств. Так, Лада - славянская богиня любви, Ярило - славянский бог солнца.
  • Интересные древнеславянские имена, указывающие на то, каким по порядку родился в семье ребенок. Логика была совершенно проста. Первый сын получал имя Первуша, второго сына называли Вторак, третьего - Третьяк и так далее.

Для более подробного изучения славянских имен и их значения предлагаем ознакомиться со следующими списками.

Имена мужчин

Древнеславянские имена мальчиков и их значение:

  1. Бажан. Это значит «желанный ребенок».
  2. Белогов. Имеет значение «просвещенный».
  3. Борислав. Считается, что это трактуется как «борющийся за славу».
  4. Всеволод. Трактовка этого имени - «ведающий все».
  5. Лучезар. Означает «лучащийся, светящийся».
  6. Радимир. Значение имени - «радующийся миру, заботящийся о мире».
  7. Святополк. Значит «командует святым полком».
  8. Троян. Имеет значение «третий».
  9. Чедомир. Производное от двух слов: «мир» и «чадо».
  10. Ярема. Объясняется как «носящий ярмо».

Имена женщин

Древнеславянские женские имена и их значения:

  • Богдана значит «данная самим Богом»;
  • Вера. Имеет значение «хранящая верность»;
  • Далина. Означает «дальняя»;
  • Елка. Имя произошло от названия дерева - ели;
  • Злата. Трактуется как «цвета золота»;
  • Лана. Имеет значение «милая»;
  • Любина. Является производным от слова «любовь»;
  • Милада. Трактуется как «милая»;
  • Станислава. Имеет значение «святая слава»;
  • Юна. Производное от слова «юная».

Двухосновные славянские имена и их значение

Одна из крупнейших групп славянских имен -это имена с двумя основами. Пока не началась эпоха христианства, имена этой группы имели наибольшее распространение.

Множество имен, используемых славянами, составлены из 2-х основ. Например, имя Любомир считается производным от двух слов - «любить» и «мир», а Богуслав - производное от «слава» и «бог». Звучит очень красиво и при этом имя обладает абсолютно понятным значением. Именно благодаря этому славянские имена в наше время получили вторую жизнь, сделавшись очень популярными среди современников. Чаще всего этими именами называют детей, которые родились в Польше, Украине, Сербии, Болгарии и Чехии.

Эти имена делятся на две подгруппы. В основную группу входят двухосновные имена (Тихомир, Святослав, Ратибор, Доброжир, Гостомысл, Ярополк, Велимудр, Всеволод, Богдан, Любомила, Доброгнева), а во вторую собраны имена, являюищиеся производными от имен основной группы (Добрыня, Святоша, Ратиша, Тишило, Ярилка, Путята, Милонег).

История славянских имен

Без сомнения, с именами людей связана весомая часть культурной жизни и формирования народных традиций. В России с появлением христианства древнеславянские имена были почти полностью преданы забвению. Имелись даже перечни древнеславянских имен, которые были запрещены христианской церковью. О причинах происходящего догадаться довольно легко. Некоторая часть имен (Ярило, Лада) являлась названиями древнеславянских богов. Некоторые из них составляли группу людей, которые после крещения Руси пытались содействовать восстановлению старославянского культа и традиций.

Сегодня в России славянские имена не в моде. Ими называют всего лишь 5% рождающихся малышей. Это делает беднее русскую культуру. Хотя древнеславянские имена (мужские) без сомнения являются истинно русскими.

Большое значение имеет пропаганда славянских имен. Люди пытаются сохранить древнеславянские женские имена, полный список которых можно найти в специальных изданиях.

Очень популярными являются некоторые из имен. Поговорим о двух из них.

Значение имени Богдан

Богдан нередко становится поздним и единственным мальчиком, плодом долгих ожиданий. Родители, иногда независимо от своего желания, называют так тех детей, которые появились на свет после больших тревог и страхов. В младенческом возрасте Богдан склонен к простудам. При этом мать, обеспокоенная здоровьем сына, ни в чем ему не отказывает.

Роль отца в воспитании почти не ощущается. Ребенок привязывается к матери, ревнуя ее практически ко всем. Общительности ему недостает, поэтому с ровесниками сходится не очень хорошо. В школьные годы Богдан дружит с пользующимися авторитетом у товарищей детьми, которые способны за него заступиться. Оценки по предметам не очень хорошие. Несмотря на наличие способностей, мешает природная лень, к которой склонен Богдан. Правда, с течением времени лень притупляется.

В зрелом возрасте Богдан - спокойный мужчина с хорошей самооценкой. Он стремится хорошо устроиться в жизни, сделать карьеру. Мужчина пособен достичь высот в какой-либо конкретной специальности, которая не требует импровизации.

В семье Богдан хочет быть непререкаемым лидером. Жены ему нравятся покорные, позволяющие ему показывать свою власть. Подобная категоричность проявляется не только в отношениях с женой, но и в общении с коллегами и знакомыми. Перебрав спиртного, Богдан может ввязываться в спор по любому поводу, не слушая доводов оппонента. При этом он обладает многими чертами характера, которые превращают его в хорошего мужа. Например, он проявляет упорство в поисках добавочного заработка, будучи экономным в расходах. Богдан любит тратить деньги только на отдых для всей семьи.

Значение имени Радмила

Родители продолжают подбирать Радмила - это одно из самых популярных имен. В нем сочетаются 2 слова: радостная и милая. Несмотря на то что девочка имеет спокойный характер, не стоит оставлять ее одну. Из-за ее развитой фантазии нелегко предсказать, что придет ей в голову, когда она будет предоставлена самой себе.

Предрасположена к простудам и другим инфекционным заболеваниям. Абсолютно на страшится собак. Невзирая на размер животных, смело к ним приближается и гладит их.

Радмила задает взрослым множество разнообразных, порой недетских вопросов, которые способны поставить в тупик. Радуется общению с посторонними, так как родителей иногда утомляют ответы на многочисленные вопросы. Коммуникабельность Радмила сохраняет на всю жизнь. Радмила далеко не всегда испытывает удовольствие, когда оказывается в центре чужого внимания. Ей присуща властность, однако эта черта делает ее потенциальным руководителем.

Такие древнерусские имена получили распространение на данный момент. Имена имеют длинную историю, и, по-видимому, она не скоро закончится.

Мария, Анна, Петр, Николай, Александр, Андрей, Дмитрий - мы уверены, что эти привычные имена родились в Древней Руси и всегда были исконно русскими.

Однако этимологический экскурс к истокам русской истории может привести к неожиданным открытиям - древние славяне носили совсем другие имена. Пожалуй, ввиду сложных исторических процессов сегодня непросто дать точное определение исконно русским именам.

Многие имена, которые мы считаем русскими, таковыми не являются - они пришли в Россию вместе с христианством.
Однако история страны, как и история исконных русских имен, началась гораздо раньше…
В те далекие века на Руси имя человека было его своеобразной приметой, или меткой характеристикой.
Оно могло многое рассказать о человеке, отражая его социальный статус, уровень положения в семье, определенные черты характера, его внешние приметы и даже профессию.
Возможно, имена далеких предков воспринимались бы в наше время как прозвища, однако обычаи древних славян давали им полноценный статус имен.
Эти имена, часто непривычные для нашего слуха, многое могли сказать об их владельцах - вслушайтесь в выразительное звучание имен
Храбр, Черныш, Умник, Кудряш, Селянин, Досада, Добрава, Прекраса, Богдан, Любим, Мороз, Зима и даже… Дурак.
Часто детей называли именами, вышедшими из животного и растительного мира - Волк, Трава, Ветка, Заяц, Корова, а в больших семьях имена иногда происходили от числительных (Первой и Перва, Третьяк, Четверуня, Семак, Пятак, Девятко).
Эти имена наших далеких предков были пронизаны поэзией древнего язычества и безграничной верой людей в силы природы и судьбы.
Языческая религия подарила жизнь именам, посвященным древним божествам славян - Ярослав (Ярилу славящий), Яромил, Велеслав, Лада.
Однако со временем языческая религия уступила место христианству, и на Древнюю Русь пришли новые имена, принесенные скандинавскими варягами и имеющие византийские, древнегреческие и еврейские корни.
В частности, Великий Киевский князь Володимир, после своего крещения в Константинополе, стал зваться Василием.
Это имя, которое большинство из нас считает исконно русским, стало одним из первых христианских имен на русской земле.
Одновременно с насаждением христианства и подавлением языческой веры к славянам пришли имена, дошедшие до наших дней, и имевшие, в свою очередь, глубокое значение
- Елена (светлая), Виктор (победитель), Георгий (земледелец), Татьяна (устроительница), Никита (победитель), Софья (мудрая), Евгений (благородный), Алексей (защитник), Андрей (мужественный).
Таким образом, привычные слуху русские имена Татьяна, Петр, Мария, Николай, Александр не были исконно русскими, но оказались привнесенными из других языков и культур.
Тем не менее, исконные русские имена, овеянные православными традициями и дававшиеся ребенку при крещении, такие,
как Ольга, Игорь, Олег, Любовь, Ярослав, Святослав, Ярополк, были популярными у древних славян и дошли до наших дней, получив свое второе рождение.
В наши дни, с возникновением моды на старинные имена, имена, русские православные имена звучат все чаще.
Исконно русские имена, родившиеся в славянской культуре, имеют добрые значения, понятные каждому из нас:
Владимир - владеющий миром, Людмила - милая людям, Святослав - священная слава, Всеволод - всем владеющий, Милица - милая, Богдан - Богом данный, Злата - золотая, Ярослав - Ярилу славящий.
В наши дни мы обращаемся к истокам русской истории, вспоминая чудесные имена древних славян, ставшие ее частью.
Все чаще молодые родители называют детей звучными славянскими именами, наполненными глубоким смыслом и обещающие нашим детям добрые судьбы.

Сколько русских людей в России носит исконно русское или славянское имя

Самое привлекательное и бесконечно интересное для человека слово - его имя. Но многие практически ничего не знают о значении русских и славянских имён. Более того, не знают, за незначительным исключением, и самих русских и славянских имён. В этом вопросе много веков царит искусственно созданная чехарда.

Возьмите любой словарь-справочник так называемых «русских имён» - и вы найдёте там русского едва ли не один процент. Общеупотребительные сейчас имена Елена, Ирина, Анна, Раиса, Виктор, Семён, Илья, Вениамин, Николай, Пётр, Павел, Сергей, Андрей, Алексей, Александр, Дмитрий - не русские.

Доходит до того, что, например, в словаре «Славянская мифология от А до Я» (изданном под патронажем Н.И.Толстого) одним из персонажей славянской мифологии объявлен... Иуда (ему посвящена обширная статья). Воистину, всё поставлено с ног на голову! Те, кто читали этот словарь, - вы действительно думаете, что Иуда - изначально славянский персонаж?

Древние египтяне считали, что имя тесно связано с индивидуальностью. Безымянное существо не могло быть представлено богам. В дохристианском мире, где были обожены все явления природы, всё, населяющее её, все вещи, ни одна сотворенная вещь не существовала без имени.

Человек, не имевший имени, с точки зрения божественных сил находился в худшем положении, чем самый ничтожный неодушевлённый предмет. Увековечение имени отца (деда, ближайших родственников) - первейший сыновний и родовой долг. А содержание гробниц в хорошем состоянии, позволявшем прочесть имена тех, кто лежит в них, считалось в Древнем Египте одним из самых похвальных деяний.

Имя человека вечно. Не случайно мы поминаем по имени даже умерших очень давно, тех (пращуров), о ком почти ничего не помним, кроме имени. В Упанишадах сказано: «Когда умирает человек, то что не оставляет его? - имя. Поистине имя - бесконечно... с его помощью он обретает бесконечный мир».

Бог создал людей, разделив их по племенам и национальностям; каждый созданный Богом народ хранил-охранял ядро своей культуры, свои верования, неприкосновенность генетического кода своего рода-племени.

Одним из сильных защитных средств против любого инородного вторжения, изменяющего генетический аппарат, разрушающего устои и цельность сознания, было национальное поименование, прозвание людей словами из родного языка. Даже слова самого «низкого» ряда, как это ни парадоксально, защищали род и народ от утраты самосознания, а значит, от гибели, - не говоря уже о возвышенных, полных энергии, силы, духовно обязывающих именах, которых было немало.

Каковы же эти заветные славянские и русские имена? Здесь не только известные Владимир, Святослав, Борис, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Мстислав, Ростислав, Юрий, Ярополк, Светлана, Людмила, но и имена, отлучённые от нас христианством; сейчас они будто «страны незнаемые» - имена, которые мы нынче читаем почти как иностранные: Борислав, Боян, Брячислав, Богумир, Бравлин, Буривой, Вратислав, Вышан, Вратимир, Всеслав, Вышеслав, Годимир, Гостята, Гостомысл, Гремислав, Даброгез, Дакша, Дорож, Дарослав, Дер-жикрай, Добрава, Добровит, Добромир, Доброслав, Драгомир, Дружина, Еруслан, Ждан, Жданимир, Ждислав, Завид, Званимир, Звенец, Звенислав, Земомысл, Зоремир, Истр, Мстислав, Исток, Искра, Истома, Избава, Коловрат, Кресимир, Крепимир и многие другие, которые вы найдёте в настоящем «Словаре». Эти имена, большей частью, имеют достаточно чёткую семантику и привычную структуру.

В Древней Руси существовала культура имени. У простого народа принято было до года, трёх или семи лет (в разных регионах славянско-русского мира свои традиции) скрывать имя ребёнка от злых сил, нечисти, сглаза, смерти, так как оно - своеобразный код: кто им владеет, тот обладает влиянием на носителя имени. Вспомните: знание имени позволяло творить заговоры, наводить порчу. А младенец со своими ещё не окрепшими душой и сознанием не был способен противостоять злу, защитить себя.

Поэтому детей до поры называли «временными» именами: Первой, Третьяк, Малыш, Мальчик, Мужик, Меньшой, Большой, Баба (похож на бабушку), Дед (похож на дедушку), Семя; Незван, Зван, Ждан, Неждан, Найдён, Прибыток - в зависимости от обстоятельств рождения; Крикун, Горлан, Молчун, Сопелка, Будилко, Плакса, Спячий, Говорун, Пивень, Соловей, Кукушка - в зависимости от поведения младенца; Краден, Куплен, Ненаш, Нехорош, Некрас - обманные имена; Смерть, Мара, Марья, Вук, Волк, Медведь - обманные имена для устрашения злых духов и т.д.

При обряде первого пострижения волос в год, три, семь лет человеку давали новое, постоянное имя. К этому времени он уже успевал как-то проявить себя, свой характер, и имя предка получал соответствующее: если был воинственный - имя предка-героя, если добрый и ласковый - имя мирное, нежное, любовное. При этом происходил особый священный ритуал очищения ребёнка огнём костра или печи. Обряд совершала одна из старейших женщин рода. Помните сказочки для детей, где Баба Яга (прародительница) на деревянной лопате для выпечки хлебов «перепекает» дитя, трижды на мгновение всовывая его в огромную печь? В них отражён древний ритуал. Увы, вследствие постепенной демонизации национальных образов христианизированным сознанием ныне Баба Яга представляется нам безобразной злой колдуньей.

Бывало, имя меняли и при достижении совершеннолетия, вступлении в воинский возраст, при переходе в волхвы, при выздоровлении от тяжёлой болезни или другом вызволении из лап смерти. Но иногда «временные» имена по каким-то причинам оставались с человеком навсегда, порой даже при новом имени, как уточнение: Тонкой Скоморох, Субота Остёр, Семерый Наливайко. Встречались случаи, когда у человека было три имени: Первой Добрыня, зовомый Чернобровец...

Меняли имена женившихся в старости (вступавших в брак более четырёх раз, как превысивших «законное» количество браков для одной жизни). В переименования вкладывали мистический смысл: иное имя - иная судьба.

Существовали и определённые запреты. Нельзя было дублировать имя живущих в доме (поэтому чаще обращались к именам дедов и прадедов). Избегали присваивать имя умершего ребёнка народившемуся. Чаще давали «дедне» имя, так как считалось, что судьбу человек выбирает через поколение. Позже - в средние века и в ХVIII-ХIХ веках - нарекали детей и отеческими именами.

Всё изменилось с воцарением на Руси христианства: переписывались или уничтожались летописи и литературные памятники, напористо вытеснялись национальные имена. На Русь хлынули мёртвые (большей частью) имена из мёртвых языков (древнееврейского, древнегреческого, латыни), принадлежавшие христианским мученикам и пророкам: Нафанаил, Евстропия, Агафангел, Малахия, Илирия, Гликерия, Мастридия, Иегудиил, Мисаил и т.д. (посмотрите на перечень имён, внесённых в дореволюционный церковный календарь). Имена-пришельцы были объявлены правильными, а отеческие прозванья - неправильными.

Славянские природные имена стали называть «неблагочестивыми», «еретическими», «языческими», «бесовскими», «сатанинскими», «волчьими» и т.д. Предки русских людей, родители, история рода и народа, их сознание, традиции отодвигались на необозримо дальний план. В церковный календарь - «святцы» - входило менее двух десятков славянских имён, в то время как чужесловных - еврейских, греческих, римских - сотни...

Древнерусские, древнеславянские имена, с их древнейшими, общеиндоевропейскими ещё корнями (каждое из них, будучи целевой мантрой, имело особый сакральный смысл, произнесение его влекло за собой на тонком, мистическом уровне конкретные последствия), были заменены на византийские и иудейские, несущие другую суть и судьбу.

Посудите сами: нужно ли было (и если нужно, то кому и зачем) родные исторические имена Богша, Богун, Богунка, Богуш, Бож, Богдан, Божедар, Боголеп, смысл которых совершенно ясен, менять на того же значения еврейские имена Анания, Варахий, Елезар, Иезекииль, Иеремия, Иоаким, Иоанн, Иоиль, Малахия, Мануил, Мисаил, Михаил, Михей, Нафанаил; или, соответственно, на греческие - Амвросий, Диодор, Диодот, Дорофей, Досифей, Иерофей, Матфей, Минсифей, Тимофей, Феаген, Феогнид, Феогнос, Феодор, Феодорит, Феодосий, Феодот, Феодох, Феоктирист, Феоктист, Феона, Феопемит, Феопрепий, Феостирикт, Феотекан, Феофил, Феспесий, Христофор (все перечисленные примеры «иноземных» имен заимствованы из дореволюционных «святцев»)?

Стоит ли удивляться, что, несмотря на старания церкви, многие из этих имён - звуковых монстров - народ так и не принял. Замена была чисто идеологического свойства. Цель её - уничтожение русских и славянских имён как части национального самосознания.

Идеологи христианства писали, что переводное имя (тот же смысл, но на чужом языке) «в очарованиях теряет силу». Перестав очаровывать нас мощным богатством родных созвучий и привлекать ясным прозрачным смыслом, имя перестаёт быть «Словом Силы», превращается в холодный знак условности, официоза, не несущий ничего родного, милого сердцу.

Эти чисто механические имена с таким же успехом можно заменить и лагерными номерами (а ныне - налоговым кодом или кодом пластиковой карточки), что происходило (и происходит!) в миллионах и миллионах случаев. Обезличенные люди ещё более обезличивались и представали перед Богом «в светлом пространстве неба» чужими (иноимёнными) или безымянными жертвами сил разрушения.

Церковное имя выбирать было нельзя, оно «устанавливалось» в зависимости от дня рождения. При этом «установление» имени воспринималось как нечто фатальное и потому могло нести счастье, а чаще (имя мученика) - несчастье имянаречённому.

Получалось, как у Гоголя в повести «Шинель»: «Родительнице предоставили на выбор любое из трех...: Мокия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. "Нет, - подумала покойница, имена-то все такие". Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифиллий, Дула и Варахисий, "Вот это наказание, - проговорила старуха, - какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифиллий и Варахисий". Еще переворотили страницу вышли: Павсикакий и Вахтисий... "Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий". Таким образом и произошел Акакий Акакиевич».

Бедная женщина, забитая насаждаемой интервентами иностранщиной, решила вернуться к давней традиции. Однако в XIX веке эта почва уже была заражена, отчие и дедние славяно-русские имена ещё раньше вытоптаны, выкорчеваны из памяти и сознания последующих поколений потомков, и Акакий Акакиевич стал двойным, а если вспомнить «третье имя - в пространстве неба», - то и тройным мучеником на этой Земле, что Гоголь и показал всей мощью своего таланта.

Имя очень информативно. Оно говорит о задачах и возможностях человека, является защитой своего носителя, частью его биологического и астрального кода. Имя может вдохновить человека и подвигнуть его на великие дела, а может заставить страдать, мучиться.

«Псевдонимы» мучеников христианского интернационала наводнили русскую землю. Выбор этих «псевдонимов» создал целый народ-мученик - от крепостного права до советских лагерей, расказачивания, раскулачивания, раскрестьянивания. Волна мученической участи захлестнула и самоё церковь (некогда «огнём и мечом» искоренявшую Русь, нередко уничтожавшую вместе с именами и их носителей): тысячи священников были погублены, церкви порушены или превращены в склады, а в монастырях разместили колонии заключённых (как это было, например, в Соловках, в Суздале, где могила князя Пожарского) или, в лучшем случае, детские дома.

В сознание потомков богатырей, которым Бог дал самую обширную в мире землю, внедрялась мысль: надо повторить путь мучеников, быть рабами. В итоге люди оказались рабами, но не Божьими, а рабами наводнившего Русь интернационала - и далеко не только христианского. До революции была в ходу ироническая присказка: мама - турок, папа - грек, а я - русский человек.

Имя - тонкотканная материя - несёт в себе судьбоносные закономерности. Есть примеры того, как в христианской Руси имена мучеников нашли своих носителей. Жизнь простого народа, не попадавшую в летописи, на протяжении поколений проследить трудно, а имена князей, царей и их судьбы известны.

Какое-то время среди царских имён оказалось популярно имя Иоанн (по-русски - Иван). Сам Иван Грозный был сиротой, еле выжил. Его сын Иван погублен (не все верят в историю убийства царём разумного и подходящего наследника престола). Иван - сын Марины Мнишек, прозванный «ворёнок», повешен пяти лет от роду.

Брат Петра I, Иван Алексеевич, соправитель на троне, был предан забвению и сгинул. Младенец царь Иоанн Антонович царствовал всего несколько дней, и когда в результате дворцового переворота на троне оказалась Елизавета Петровна, младенец был отправлен в крепость, где впоследствии умерщвлён. Больше Иоаннами цари наследников не называли. ...

Пётр I, предполагают, умер не своей смертью. Внук его - подросток Пётр II - внезапно умер якобы от простуды. Пётр III, царствовавший около трёх лет, был низложен Екатериной II и позднее убит. Больше Петрами цари наследников не называли.

С Алексеями, после отца Петра I, тоже происходили несчастья: сын Петра I, Алексей, названный «дедним именем» и воспитанный консервативными боярами, был казнён отцом. А спустя два века Николай II нарёк своего сына Алексеем. Его гибель (вместе с семьей) стала гибелью всей династии...

Александр I, победивший европейский интернационал и запретивший масонство, то ли умер, то ли тайно ушёл в мир и сгинул. Александр II Освободитель убит террористами. Александр III, разумный и толковый правитель, умер загадочной смертью в расцвете лет.

Чудовищные гибели-убийства Андрея Боголюбского, царевича Дмитрия, Павла I раз и навсегда отбили у царей охоту называть наследников Андреями, Дмитриями, Павлами.

Замещение родных имён произошло не сразу. Долгое время (до XIV, а в отдельных случаях - до XVII века) русским давали и «дедние» имена и прозванья, определяемые как «мирские», «русские», «княжеские» («княже»), «природные», «прирожденные» («прироком»), «нареченные» («реклые», «рекомые», «зовомые», «назвищем», «глаголемые», «сиречь»), - и христианские, или «молитвенные».

Народ сопротивлялся христианизации, тяжело расставаясь с природными именами, но с церковью тогда спорить было опасно.

Природные имена употребляли повсеместно, а пришлые христианские - в деловых бумагах, государственных грамотах, указывали при смерти, чтоб была возможность поминать усопших в церкви. Но из памятников письменности видно, что ещё в ХIII-ХIV веках поминали и по природным русским именам. Общение с умершими велось с помощью «окличек» и поминальной трапезы. Церковь, будучи не в силах искоренить эти дохристианские обычаи, переняла их и теперь использует как свои. В то же время народные поминовения христиане осуждали:

В детстве многие читали «Сказку о царе Салтане...» Пушкина. Не встречая в жизни экзотического для XX века имени Салтан, многие думали, что и оно - сказка. Но в ХV-ХVII веках десятки Салтанов жили на юго-западе Руси. Пушкин изучал историю не по современным учебникам.

Мы были уверены: нерусские имена - Ратмир, Ратман, Несмеяна, Милонега... А Иван - нас убеждали - еврейское имя (из «Иоанн»). В то же время евреи Иванами своих детей почему-то не называют. А русские, которым по святцам выпадало Иоанн, - лукавили охотно, заменяя чуждое сочетание звуков на родное древнее «Иван» (распространенный индоевропейский вариант «Ван»). Вани, Ванюши - повсеместны на Руси. Были целые сёла - сотни Иванов, но не Иоаннов.

Мария - еврейское имя. Но у славян было своё подобное: Мара, Марья, Мор - «смерть». Славяне давали малышам (до первого пострига) и обманные «охранительные» имена: Смерть, Марья, Волк, Вук...

Очень точно подмечено: имя может быть «непосильно величественным» для «этого времени». Непосильно величественными кажутся сейчас имена Остромир, Осмомысл, Земомысл, Держикрай, Бравлин, Буривой, Звенислав, Мстислав, Коловрат, Судислав, Творимир. Рядом с ними неуместен жаргон, примитивизирующий русский язык, со словечками «блин», «чувак», «придурок», «клёвый» (и ещё похлеще!). Другое дело, если сказать: «Витька, Сёмка, Тёмка... - чуваки»; «Антошка, пошли копать картошку»!

Нынче многие русские - увы! - утратили чутьё на родные слова, родные имена, не говоря уже о древних смыслах родокоренных понятий. Этому предшествовала и способствовала постоянная - из столетия в столетие - фальсификация русской и мировой истории. Воинственное вытаптывание унифицированными подошвами всего самобытного во всех странах не проходит бесследно, и вот уже униформа, камуфляж выдаются за «общечеловеческие ценности». А имя - часть национального сознания (и очень тонкая часть!) и судьбы народа.

Пока пользуешься церковным календарём, кажется, что славянских имён до нас дошло мало, но стоит вникнуть в памятники письменности - летописи, письма, договоры, купчие, берестяные грамоты и записки, надписи на монетах, мечах, пряслицах, корчагах, братинах, камнях, крестах и т.д., - как видишь море разливанное разнообразия имён и прозваний русских и славян.

В последнее время, возвращается тяга русских людей к исконно славянским именам. Хотя пока их не так много в общем числе, всего лишь 5 процентов.

Краткий список древних русских и славянских имён

Выбор имени сына - сложное дело для всех родителей. Ведь имя останется с ребенком на всю жизнь, будет его отражением. Поэтому к вопросу имени для мальчика нужно подходить серьезно. На данный момент в мире существуют имена различного происхождения итальянские имена, казахские, греческие, старорусские имена мальчиков и девочек. Если вы решили наделить своего сына старорусским именем, то наша статья как раз для вас.

Нужно отметить, что среди старорусских имен есть огромное количество красивых и звучных имен, и при правильном их применении можно значительно повлиять на судьбу ребенка, то есть в процессе воспитания усилить позитивные черты в характере ребенка и развить в нем хорошие качества. Особым спросом среди старорусских имен пользуются княжеские имена. Как правило, мужчины с такими именами как Владимир, Всеволод, Святослав. Имя Ярослав наделяет ребенка твердым мужским характером и харизматичностью. Также есть хорошие старорусские имена мальчиков, обладатели которых не были князьями, но были достойными мужами. Например, имя Богдан (богом данный). Мальчик по имени Богдан будет спокойным, знающим себе цену человеком, принципиальность и упрямство - яркие черты Богдана. Борисы (борцы) бывают умными, достигают больших успехов, щепетильные, с чувством юмора. И таких старорусских ярких и имеющих глубокий смысл имен много.

Старорусские имена мальчиков:

Богумил - милый Богу

Красимир - красота мира

Будислав - будь славным!

Красислав - красота славы

Болеслав - славящий

Любим - любимый

Белогор - из белых гор

Людимир - неси людям мир

Белояр - яростный

Любомил - любимый

Бажен - божий

Любомир - любящий мир и миром

Буеслав - аист

Люборад - радующий любовью

Будимил - будь милым!

Любослав - любовь славящий

Боголеп - божественный

Ладислав - славящий красоту

Братислав - брат, друг славы

Ладислав - славящий людей

Белимир - белый, чистый

Любодрон - любимый, дорогой

Богумир - неси Богу мир!

Лучеслав - в луче славы

Борислав - бурная слава

Любодар - дарящий любовь

Володарь - дарящий волю

Ладимир - миролюбивый

Витослав - слава жизни

Миролюб - любящий мир

Властислав - владеющий миром

Милава - милый, добрый

Владимир - владеющий миром

Млад - молодой

Вячеслав - славящий совет

Миродар - дарующий мир

Венислав - увенчанный славой

Милан - милый, добрый

Всемир - всемирный

Мыслемир - думающий о мире

Всеслав - прославленный

Могута - мощный, могучий

Вышеслав - знаменитый; вся слава

Милослав - милая слава

Властимир - властвуй миром

Младен - молодой

Всемил - милый всем

Милорад - милый, добрый

Верислав - верный

Надея - надежда ожидание

Воислав - славный воин

Негомир - нежный и мирный

Вадим - званный, приглашенный

Найден - найденный

Владислав - владеющий славой

Нерослав - скрепляющий славу

Вадислав - званный

Остромысл - остро мыслящий

Глеб - милый, ласковый

Очеслав - отчая слава

Градибор - создающий силу

Олег - легкий, быстрый

Горислав - славящий высокий свет

Прекрас - прекрасный

Горисвет - высокий свет

Пересвет - пресветлый

Гостислав - готовая слава

Путислав - путь славы

Градимир - созидатель мира

Премислав - прими славу!

Дар - дар миру

Первослав - впереди славы

Дрогослав - дорогая слава

Ратислав - ратная слава

Добрава - добредающий, несущий

Радимил - милая радость

Дарослав - дающий слово

Радей - радость, радостный

Деян - действующий, активный

Ратибор - избранный воин

Даромир - дающий мир

Радибор - избранный из радостных

Добран - добро дающий

Руслав - русый

Дарен - дар миру

Радислав - радеющий о славе

Дан - дан Богом

Радим - милая радость

Дрогорад - дорогая радость

Ратмир - ратующий о мире

Дрогомир - дорогой мир

Радосвет - свет радости

Данко - светящий, день

Русимир - Русский мир

Дивислав - в сиянье слова

Радимир - радеющий о мире

Данияр - данный для блеска

Радовлад - владей радостью

Добролюб - любящий добро

Световид - свет, свят

Данислав - дающий славу

Светозар - озаренный светом

Даромысл - думающий, мыслящий

Святобой - святой боец, воин

Драголюб - добрый, любимый

Святомир - святой мир

Доброслав - славящий добро

Световик - свет

Драговит - ценящий жизнь

Святорад - святая радость

Дамир - давший мир

Тихослав - тихая слава

Есений - ясное небо

Траян - третий сын

Желан - желательный

Умир - мир, умиротворение

Желислав - желанная слава

Умил - умиление

Жданимир - жданный мир

Услад - услада

Житеслав - славящий жизнь

Хранимир - храни мир

Златослав - золотая слава

Хвалимир - прославляй мир

Златозар - с ясным взором

Хвалислав - хвали славу

Звенислав - звенящий славой

Хранислав - храни славу

Залазарь - из-за лазури

Цветимир - будь цветом мира

Зелислав - очень славный

Чудомил - милое чудо

Зданимир - создатель мира

Честимир - честь мира

Звенимир - зовущий к миру

Честислав - чти славу

Заря - восходящий свет

Чтислав - чти славу

Ижеслав - будь со славой!

Щаслав - счастливый

Игорь - воинственный

Яромир - будь яростным в мире

Ивар - древо жизни

Ярослав - блистающий славой

Идан - идущий, преодолевающий путь

Яромил - милый мужчина

Иван - родиться, рождаться

Ярополк - яростно ополчившийся

Красибор - избранный из красивых

Янислав - славный

От Masterweb

30.06.2018 22:00

Многие уверены, что имена Николай, Анна, Петр, Александр, Дмитрий древнерусские. Но изучение истоков русской истории может привести к совершенно неожиданным открытиям – наши давние предки, древние славяне, носили совершенно другие имена. С принятием христианства многие исторические этнические имена были утрачены. Их вытеснили греческие, латинские и еврейские именования. Например, имя Павел – латинского происхождения, Екатерина – греческого, Мария – еврейского. Но некоторые русские имена остались в обращении, обрели вторую жизнь с возвращением моды на славянские наречения. Итак, какие имена исконно русские? Что они из себя представляют? Что означают? Какова их история?

Радостный смысл

Большую часть исконно русских имен можно узнать по трем главным признакам.

  1. Во-первых, их значение можно понять и сегодня. Например, Богдан – Богом данный.
  2. Во-вторых, большинство имен наших предков имели светлый, радостный, добрый смысл. Они верили, что имя способно определись судьбу человека, поэтому выбирали для младенцев счастливые наречения. Например, Любомир – тот, кто любит мир.
  3. В-третьих, большинство имен славянского происхождения, состояли из двух корней-основ. Например, Людмила, Мирослава, Добронрав.

Эти три основные признака, по которым можно отличить славянские имена от иностранных.

«Свет», «слав», «яр»

Некоторые славянские имена имеют в составе основу «яр». Происходит она от имени древнерусского бога солнца - Ярило, который олицетворял у древних славян жизнь, радость, процветание.

Наши далекие предки были уверены, что появление частички имени бога в имени ребенка принесет ему удачу, радость и счастливую судьбу. Сегодня такие имена снова очень популярные. Например, Ярослав последние 10 лет не покидает тридцатку самых популярных имен в нашей стране.

Тоже самое касается и имени Владислав. Это древнее славянское наречение. Многие имена на Руси имели в составе корень «слав», например, Святослав, Мирослава. Присутствие этого корня в слове должно было обеспечить ребенка известностью и славой.

У многих исконно русских имен еще одним распространенным корнем является «свет», Например, Светополк, Светослава, Светогор, Светлана. Корень означает жизнь, процветание, перерождение.


«Мир», «Бог», «Люб» и «Мил»

Многие русские славянские имена имели в своей основе слово «бог» или «бож». Вероятнее всего, наши далекие предки называли так своих деток в надежде, что Бог будет всегда рядом с ними, будет их оберегать.

Например, Богумил, Боголюб, Божедар, Божен. К этой же группе имен относится имя Богдан, которое в настоящее время очень популярное.

Не обходились славяне и без доброго и светлого слова «мир», с помощью него образовывались исконно русские мужские имена: Яромир, Добромир, Велимир и другие.

Забытые имена

На Руси, согласно традиции, когда малыш появлялся на свет ему имя не давали. Его называли каким-либо прозвищем: Дурак, Заяц, Лиса, Пятак, Мальчик и так далее. Со временем, когда ребенок проявлял свой характер, его нарекали соответствующим и подходящим ему именем.


Достаточно распространенным явлением было то, что детей называли именами животных или растений: Трава, Заяц, Волк, Береза, Липа. В некоторых семьях деток нарекали по порядку: Первой, Третьяк, Семак, Девятко.

Как известно, все исконно русские имена в далеком прошлом были пронизаны чертами древнего язычества и верой людей в силы судьбы и природы. Именно язычество подарило жизнь многим именам, которые были посвящены древним славянским богам: Яромил, Лада, Велеслав, Ярослав. Конечно, большинство этих имен в настоящее время канули в Лету и являются забытыми. Например, Вышан, Истр, Звенец, Дорож, Храбр и другие.

История русских имен

Язычество уступило место христианству и в Древнюю Русь пришли новые имена: скандинавские, латинские, греческие, еврейские.

Например, великий Киевский князь Владимир после крещения стал Василием. Это имя многие из нас считают исконно русским мужским именем, однако оно пришло к нам из Византии.

С насаждением христианской религии и подавлением язычества в славянскую культуру пришли имена, которые имели глубокое значение: Елена (светлая), Георгий (земледелец), Виктор (победитель), Татьяна (устроительница), Алексей (защитник), Никита (победитель), Евгений (благородный), Софья (мудрая), Андрей (мужественный).


Так, привычные для нашего слуха русские имена Петр, Татьяна, Николай, Александр, Юлия не являются исконно русскими, они привнесены в нашу культуру из других языков.

Некоторые древние славянские имена были овеяны православной традицией и давались ребенку при крещении, так им было даровано второе рождение, и они не канули в Лету: Ярополк, Ярослав, Любовь, Святослав, Людмила. Следует отметить, что они являются очень популярными и в наши дни.

Все исконно русские именования, которые зародились в славянской культуре, имеют доброе значение, понятны нам и в настоящее время:

  • Владимир – тот, кто владеет миром;
  • Святослав – обладающий священной славой;
  • Людмила – милая всем людям;
  • Ярослав – славящий Ярилу (славянский бог Солнца);
  • Всеволод – владеющий всем;
  • Злата – золотая.

Список исконно русских имен


Многие современные родители обращаются к истокам русской, точнее, славянской культуры, вспоминая интересные, благозвучные и чудесные имена. Родители нарекают детей старинными славянскими именами, которые наполнены глубоким смыслом и значением. Вот, например, список славянских мужских имен, которые популярны и в наши дни: Борислав, Бранислав, Велислав, Владимир, Владислав, Всеволод, Всеслав, Добромир, Добромил, Иван, Игорь, Любомир, Милослав, Мирослав, Млад, Мстислав, Олег, Радослав, Ростислав, Рус, Светозар, Святослав, Станислав, Ярослав.

Исконно русские женские имена: Благослава, Бранислава, Варвара, Велислава, Вера, Влада, Владислава, Власта, Вячеслава, Дарина, Добромила, Доброслава, Забава, Зарина, Купава, Лада, Леля, Любовь, Звенислава, Злата, Людмила, Марья, Милослава, Мирослава, Млада, Мстислава, Надежда, Рада, Радослава, Росава, Ростислава, Светлана, Снежана, Станислава, Ярослава.

Вместо заключения

Из-за сложных исторических процессов в настоящее время сложно дать точное определение, что такое «исконно русские имена». Мы многие именования считаем русскими, но они не являются таковыми, так как пришли к нам вместе с христианством.

История имен, как и история страны, началась гораздо раньше. В те давние времена имя человека было приметой, его характеристикой и оберегом. Оно могло многое поведать об обладателе, характеризуя его статус, уровень положения в обществе, черты характера, его внешние характеристики и даже род занятий. Вероятнее всего, имена наших предков воспринимались бы в наше время как прозвища. Они непривычные для нашего слуха. Например, Черныш, Храбр, Кудряш, Досада, Прекраса, Мороз, Зима, Любим, Дурак, но в то же время, они могут многое рассказать об их владельцах.

Но есть и такие древние имена, которые являются популярными и в наши дни. Кроме того, с возникновением моды на старинные имена и традиции, славянские и исконно русские имена звучат в наше время все чаще.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Древнерусские двусоставные имена (имена-композиты) хорошо известны нам по летописям - не в последнюю очередь потому, что изначально они были именами древнерусской элиты. По-видимому, они были основой и многих известных нам древнерусских односоставных имен: Вадим - Вадимир , Любим - Любимир , Ратша - Ратислав (Ратьслав) , Святоша - Святослав .

Собственно, подобные двусоставные имена характерны не только для древнерусского языка, но и для славянских языков вообще. Более того, в чешском , сербском , хорватском, болгарском и польском языках таких имен сохранилось значительно больше, и они активно употребляются до сих пор: напр., Воислав Коштуница (премьер-министр Сербии), Чеслав Сабинский (польский режиссер), Яромир Ягр (чешский хоккеист), Радослав Бачев (болгарский футболист) и т.д. Отчасти так произошло потому, что в святцы Русской православной церкви попало очень мало древнерусских имен. После принятия христианства на Руси довольно долго держался обычай давать ребенку два имени - "родное" славянское и крестильное, взятое из церковного календаря. Поэтому в древнерусских источниках часто встречается двойное наименование: "князь Феодоръ а мирськы Мьстиславъ ", "Иосифъ, а мирскы Остромиръ", "нарекоша его во святом крещении Василием, мирское же имя ему Ростило" . Ярослав Мудрый носил христианское имя Георгий , его сыновья Вячеслав, Изяслав, Святослав и Всеволод - соответственно Меркурий, Димитрий, Никола (Николай) и Андрей , а сын Изяслава Святополк , основатель Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве - Михаил . И лишь немногим князьям, попавшим в православные святцы, удалось "протащить" за собой исконные имена - Владимир (Владимир Великий, в крещении - Василий ), Борис и Глеб (сыновья Владимира, в крещении - Роман и Давид ). А вот единокровный брат Бориса и Глеба Ярослав Мудрый официально попал в святцы только в 2005 году по благословению патриарха Алексия II.

(Кстати, обычай двойного именования просуществовал у восточных славян вплоть до XVII века: так, гетман Богдан Хмельницкий носил христианское имя Зиновий, поэтому в источниках он иногда фигурирует как Богдан-Зиновий Хмельницкий) .

Многие двухкомпонентные славянские имена попали в русские святцы из других славянских источников: мученица Людмила Чешская , святой Владислав Сербский (хотя в древнерусском языке существовало аналогичное имя Володислав ). Кстати, некоторые имена, которые мы сегодня считаем традиционно польскими, чешскими или сербскими, были распространены и в Древней Руси: Станислав (один из сыновей Владимира Великого), Болеслава (дочь великого князя Святослава Всеволодовича), Мирослав (Мирослав Гюрятиничь, посадник новгородский) и т.д. Однако в святцы русской православной церкви эти имена не вошли, хотя в католических календарях некоторые из них присутствуют.

Мирный или славный?

Обычно значение древнерусских имен понятно без перевода: Святослав - "святой" + "слава", Всеволод - "владеющий всем". Но вот нам попадается имя Остромир - что же это за "острый мир" такой? И, кстати, кого должен славить человек по имени Жирослав? Почему борется с гостями Гостибор и что означает первый компонент имени Изяслав?

Чтобы получить ответы на большинство эти вопросы, обычно достаточно заглянуть в словарь древнерусского языка и узнать, что "изяти" означает "взять", "гость" - это не только гость в привычном нам понимании, но еще и чужеземец, а слово "жир" означало богатство, изобилие.

Не так легко обстоит вопрос с Остромиром. Из словаря мы узнаем, что "остръ" имеет значение "храбрый, решительный". Соответственно, Остромир - "храбрый мир"? Довольно парадоксальное имя. Хотя, с другой стороны, имен на "-мир" в древнерусском именослове очень много: Владимир, Гостимир, Ратимир, Радомир… Правда, иногда они почему-то писались через "ять": Володимѣръ, Гостимѣръ, Ратимѣръ, Радомѣръ и соответственно произносились Володимер , Гостимер , Ратимер , Радомер . Даже если сделать скидку на произношение безударного гласного, согласитесь, "мир" и "мер" - это две большие разницы.

Есть версия, что компонент мир/мер был заимствован из германо-скандинавского marr/mer , означающего "славный, знаменитый". Тем более что параллельно со славянским именем Владимир существовало скандинавское Valdemar / Valdimarr - "славный властелин". Владимир - княжеское имя, первый известный нам носитель этого имени - князь Владимир Святославович (Владимир Великий), потомок небезызвестного варяга Рюрика. Возможно, князь Святослав дал младшему сыну скандинавское имя Вальдемар, адаптированное под славянское произношение: Володимер. Тем более, что на русский слух оно звучало как обычное двусоставное имя - "владеющий миром". Поэтому славянизированное мир/мер легко заняло свое место среди других имяобразующих компонентов: -слав, -бор, -люб . При этом не исключено, что некоторые имена образовывались не от заимствованного мир/мер, а непосредственно отдревнерусского "миръ" (мир).

Новая жизнь древнерусских имен

Мода на языческие древнерусские имена, как и любая мода, уходит и возвращается с постоянством маятника. Первой ласточкой можно считать известного поэта Велимира Хлебникова, в свое время увлекавшегося идеями панславизма (как и многие представители русской интеллигенции) и взявшего себе вместо паспортного имени Виктор псевдоним Велимир. В очередной раз "воскресли" языческие имена после Октябрьской революции, когда молодые родители, жаждавшие всеми способами "порвать со старым миром", принялись выискивать для своих детей любые имена, не связанные с традиционными святцами. Правда, Яромиры и Всеславы значительно уступали по популярности Владленам, Революциям и Электрификациям, но все же традиция была заложена всерьез и надолго.

Сегодня русскоязычные страны переживают новую волну моды на древнерусские и славянские имена. Отчасти - из-за массовой попытки "вернуться к истокам", отчасти - потому что западные имена вроде Жанна, Эдуард или Анжела уже приелись. Сейчас детям даются не только древнерусские, но и болгарские , чешские , сербские , польские имена: Снежана , Милана , Красимир , Болеслав , Братислава .

Славянские имена не только заимствуются, но и выдумываются. Их успешно изобретают авторы модного ныне "славянского фэнтези", вносят свой вклад в общее дело и многочисленные группы неоязычников-родноверов, пытающихся возродить славянское язычество в качестве современного религиозного культа. Родноверы, проходя обряд посвящения, меняют паспортные имена на "родные": Млад , Огнеслав , Велеслав . Многие родноверские имена либо заимствованы из "Велесовой книги" , которую большинство экспертов-славистов признает подделкой, либо сочинены по образцу реально существующих имен-композитов с использованием славянских и псевдославянских корней: Гоемысл - "осмысливающий жизненную силу ("гое" - сила жизни и плодородия)" (здесь и далее толкования даются по "Славянскому именослову" А. В. Трехлебова - прим. авт. ), Владдух - "дваждырожденный - в теле и духе, т. е. владеющий деваконическим (духовным) телом)", Осьмиглаз - "восьмиглаз, всевидящий", Ростичар - "увеличивающий дары жертвоприношений ("чара"- жертвенная чаша: "ча" - чаша, жизненная сила, "Ра" - солнце)", Столпосвет - "светоч, т.е. человек, имеющий мощный энергетический канал связи с родовым и духовным эгрегором", Божедом - "жилище Бога". (Кстати, в словаре Даля слово "божедом" толкуется несколько иным образом: "божедом, божедомка - убогий, призренный в богадельне").

Конечно, большинство из родноверских имен вряд ли приживутся в широком употреблении: мало у кого из родителей хватит духу назвать ребенка Столпосветом или Владдухом, что бы эти имена ни означали. Однако реально существующие славянские имена пользуются у нас все большей популярностью, и не зря - в большинстве своем они очень красивы и, в отличие от имен иноязычного происхождения, понятны без перевода.

О списке имен, выложенном на этом сайте

Почему именно двусоставные имена?

На самом деле, древнерусских имен, зафиксированных в средневековых источниках, довольно много - один только "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова дает их несколько сотен. Проблема в том, что очень непросто отличить собственно личные, дающиеся при рождении имена от прозвищ. Тем более что в официальных источниках в качестве наименования с одинаковым успехом могло использоваться и то, и другое: ср. Корнилко Дурак , крестьянин Яжолобицкого погоста и Дурак Мишурин, дьяк московский . В то время ребенка действительно могли назвать именем Дурак - существовал обычай давать специально давать детям имена с негативным значением в надежде, что злые силы не соблазнятся таким "некачественным" ребенком и не отберут его у родителей, наслав болезнь или какое-нибудь несчастье. Вопрос только в том, дали ли крестьянину Корнилку Дураку это имя при рождении вместе с христианским Корнилий (Корнилко) или это прозвище, заработанное им уже в сознательном возрасте за беспрецедентные интеллектуальные способности?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. А ведь Дурак - это еще цветочки по сравнению с некоторыми именами, встречающимися в древнерусских источниках. Там вполне официально фигурируют такие личности, как новгородский иконописец Иван Дермо Ярцев сын , своеземец Петруша Бздячий , крестьянин Кирилко Бякин зять (человек, имевший тестя по имени Бяка), московский подьячий Грязнуша Колоднич , житель Новгорода Дрочило Нездылов сын , поп Упырь Лихой - первый известный на Руси переписчик книг и его коллега, некто “многогрешный во иноцех Васиан по реклу (по прозвищу или мирскому имени) Дракула (!). В отличие от этих дивных наименований, двусоставные имена, известные нам по древнерусским летописям, не вызывают сомнений - это именно имена, а не прозвища или аналоги современных фамилий. Читателям, интересующимся полным спектром древнерусских имен, рекомендую "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова, скачать который можно .

Почему в списке так мало имен?

Действительно, в славянских языках двусоставных имен намного больше. Но этот список представляет собой не общеславянские, а древнерусские имена - то есть, имена, зафиксированные в древнерусских источниках или оставившие свой след в фамилиях и географических названиях (напр., Радонеж - притяжательное от Радонег ). Логично предположить, что в Древней Руси существовало намного больше двусоставных имен, чем нам известно. Наши предки вполне могли зваться Красимирами, Любославами и Радосветами - законы языка вполне допускают существование таких имен. Однако пока не найдены источники, в которых они бы упоминались, лучше воздержаться от включения их в список.

Почему так мало женских имен?



Загрузка...
Top