Русский фарфор - кобальтовая сетка. Кофейная чашка Императорского фарфорового завода: история «Кобальтовой сетки Что такое кобальт

Кобальтовая сетка - одна из самых известных и популярных среди коллекций ИФЗ.

Что такое кобальт?

«Кобальтовой» сетку назвали, потому что она синяя, но: - изначально (с 1945 года) этот узор на Ломоносовском фарфоровом заводе (ЛФЗ) делали золотым; - металл кобальт имеет серебристо-белый цвет, а синеватый у него только отлив. Название соответствующего элемента - кобальт - произошло от немецкого слова «кобольд» (kobold), означающего гномов. Причина в том, что кобальтовые минералы содержат мышьяк. Чтобы выплавить металл минералы обжигают. Ядовитый оксид мышьяка выделяется в виде газа, и без средств защиты дыхания плавильщики до 18-го века отравлялись при обжиге руд, которые и назвали «кобольдовыми». Эти отравления приписывали злому горному духу - «Кобольду».

Шведский минералог Георг Брандт в 1735 году выделил из «отравленного» минерала металл, и назвал кобальтом. Плюс к этому Георг Брандт выяснил, что именно соединения кобальта окрашивают стекло в синий цвет, хотя пользовались этим свойством кобальта ещё древние ассирийцы и вавилоняне.

Кто придумал узор «кобальтовой сетки»?

Автором кобальтовой сетки называют художницу Анну Адамовну Яцкевич, которая работала на ЛФЗ с 1932 по 1952 годы. «Сетку» делали золотой около года, а в 1946 году Анна Адамовна создала синюю (кобальтовую) версию узора, а золотыми до сих пор рисуют только некоторые элементы - своеобразные шестилучевые звёздочки и кантики.

Какой сервиз был первым покрыт «кобальтовой сеткой»?

Анна Яцкевич расписала первой «кобальтовой сеткой» синей версии чайный сервиз в форме «Тюльпан» , созданный Серафимой Яковлевой. А в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе руководство ЛФЗ решило представить публике свою продукцию, среди которой был и сервиз «Кобальтовая сетка». Для ЛФЗ этот сервиз был лишь одним из образцов ассортимента продукции, а вот организаторы выставки удостоили его золотой медали «за узор и форму». Историки завода считают, что всемирная известность «Кобальтовой сетки» растёт именно с тех пор.

Кстати, логотип ЛФЗ образца 1936 года - это тоже работа Анны Яцкевич, и может даже более известная, чем «сетка», потому что вплоть до переименования его изображали практически на всех изделиях Ломоносовского, ставшего теперь .

Фарфоровый чайный сервиз, ИФЗ, роспись "Кобальтовая сетка", автор Анна Яцкевич

Среди множества декоров фарфора и разнообразных узоров, одним из самых знаменитых и узнаваемых является «кобальтовая сеточка». Эта роспись, которая впервые украсила фарфор в 1945 году, уже стала классикой декораторского искусства и фирменным, отличительным знаком Ломоносовского фарфорового завода (Императорского фарфорового завода), мастером которого и была создана. Знаменитый узор придумала художница Анна Яцкевич. Правда, сначала он был не кобальтовым, а золотым. Сервизы с таким узором на ЛФЗ стали выпускать сразу после войны, в 1945 году. А через год Яцкевич интерпретировала свой узор и создала из золотой сеточки ту самую знаменитую кобальтовую. Им она впервые расписала чайный сервиз формы «Тюльпан» Серафимы Яковлевой. В 1958 году «Кобальтовая сетка» – простой и элегантный узор, покорила мир. В этом году состоялась Всемирная выставка в Брюсселе, где Ломоносовский фарфоровый завод представил свои лучшие создания, в том числе и предметы, украшенные этой росписью. Сервиз с «Кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, он просто входил в ассортимент завода, и тем неожиданнее стала для ЛФЗ награда – за узор и форму сервиз получил золотую медаль.

Анна Адамовна Яцкевич (1904-1952), выпускница Ленинградского художественно – промышленного техникума (1930 г.). Работала на ЛФЗ с 1932 по 1952г. Художник по росписи фарфора. Слава к ней, как к создательнице знаменитой «Кобальтовой сетки» пришла только после смерти. О триумфе своей росписи в Брюсселе она так и не узнала.

Как же возник узор «кобальтовая сетка»?
Есть версия, что знаменитый узор Яцкевич навеял сервиз «Собственный», который еще в середине XVIII века был изготовлен для Императрицы Елизаветы Петровны Дмитрием Виноградовым, создателем фарфора в России. Также одним из праздничных сервизов ИФЗ, который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз». Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II. Такой подарок монарх решил преподнести российскому императору Павлу Петровичу и его супруге великой княгине Марии Федоровне, гостившим у него.

Чтобы расположить к себе наследника российского престола Иосиф II и решил преподнести в виде презента роскошный фарфоровый сервиз. Образцом же, по которому на Венской мануфактуре создавали «Кобальтовый сервиз», стал другой сервиз – произведение Севрской мануфактуры, который в 1768 году Людовик XV подарил датскому королю Христиану VII. Венский сервиз был украшен золотой ажурной росписью «cailloute» (франц. – мостить булыжником) по кобальтовому фону, букетами полихромных цветов в резервах, обрамленных золотыми рокайлями.

Павел I по достоинству оценил роскошный подарок Иосифа II, о чем говорит то, что отправляясь на войну со Швецией, он завещал его своей теще.

Однако с войны император вернулся в добром здравии и продолжил владение «Кобальтовым сервизом». В 1840-х годах «Кобальтовый сервиз» находился в Гатчине, в Приоратском дворце, и именно тогда он был пополнен на ИФЗ.

В 1890 году «Кобольтовый сервиз» с маркой Венской мануфактуры в полном комплекте был отправлены в Зимний дворец. В Гатчинском дворце осталась часть сервиза, та, что была выполнена на ИФЗ. Сегодня от знаменитого сервиза, сделанного в Вене до нашего времени сохранилось 73 предмета.
Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным – сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом. В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность. У сервиза «Собственный», в узлах золотой сеточки выписаны маленькие розовые цветочки.

Тарелка из сервиза "Собственный" императрицы Елизаветы Петровны, 1756 - 1762 гг. Производство Невская порцелиновая мануфактура (с 1765 г. - Императорский фарфоровый завод)

Есть еще один интересный момент в истории создания этого декора, он связан с карандашом, которым художница Анна Яцкевич нанесла на фарфор свой знаменитый узор. В те времена на ЛФЗ возникла идея использовать так называемый кобальтовый карандаш. Разумеется, карандаш был обычным, сделанным на фабрике «Сакко и Ванцетти», а вот стержнем его была фарфоровая краска. Художникам завода карандаш не понравился, только Анна Яцкевич решила попробовать новинку и расписала им первый экземпляр сервиза «Кобальтовая сетка». Так это или нет, но этот экземпляр сервиза сейчас находится в экспозиции Русского музея.
«Кобальтовая сетка», как считают специалисты очень выигрышно смотрелась на сервизе формы «Тюльпан», она удачно обыгрывала его и придавала ему торжественность. Впоследствии этой росписью стали украшать на ЛФЗ (ИФЗ) и другие изделия: кофейные и столовые сервизы, чашки, вазочки и сувениры. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода – она автор знаменитого логотипа ЛФЗ (1936 г.), который изображен на всех изделиях предприятия.

Какова история узора "кобальтовая сетка" на ленинградском фарфоре? Знаменитая «Кобальтовая сеточка» своего рода визитная карточка ЛФЗ (Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова). К слову, ленинградцам превычнее называть его Ломоносовским фарфоровым заводом. С детства знакомый узор, изящное переплетение синих с золотом линий, тонкие чашки, из которых вкусно пить чай. Складывается впечатление, что всё это было всегда. А за этим узором, оказывается, стоит целая история.

Автор «Кобальтовой сеточки» художница по фарфору Анна Адамовна Яцкевич (31.07.1904–13.05.1952). Она родилась в Петербурге в простой семье и всю жизнь прожила в городе на Неве. В 1930 году закончила художественный техникум, два года стажировалась на «Красном фарфористе», а в 1932 году была направлена работать на ЛФЗ (бывший Императорский фарфоровый завод) в только что созданную художественную лабораторию. Это было время индустриализации молодой советской страны и даже роспись на фарфоре отражала происходящие перемены. Анна Адамовна расписывала сервизы, чашки с блюдцами, юбилейные вазы и т.п. Из её довоенных работ особенно известны сервизы «Московское метро» и «Комсод» (Комиссия содействия), и разумеется логотип, фирменное клеймо завода - вензель ЛФЗ.

На фото: Анна Адамовна Яцкевич. С началом войны завод вместе с музейной коллекцией фарфоровых изделий эвакуировался, но многие мастера остались в блокадном Ленинграде. Среди них была и Анна Яцкевич. Будучи на казарменном положении при заводе, она камуфлировала корабли на Неве оставшимся запасом фарфоровых красок. Все 900 блокадных дней художница оставалась в городе, честно заслужила медаль «За оборону Ленинграда» и орден Красной звезды. К концу 1943 года, после прорыва блокадного кольца, Анна Адамовна вместе с другими горожанами и главным художником ЛФЗ Н.М. Суетиным принимала участие в подготовке к выставке «Героическая оборона Ленинграда». А ЛФЗ постепенно начал оживать, Москва дало добро на восстановление художественной лаборатории. Летом 1944 года намечалось 200-летие фарфорового завода и Н.М. Суетин предложил мастерам и художникам по фарфору создать памятные изделия к этому событию.

Анна Яцкевич создала свою «Кобальтовую сетку» осенью 1944 года, уже после освобождения города от блокады. Для основы выбрала сервиз формы «Тюльпан». С технологической точки зрения это была новация того времени - подглазурная роспись кобальтом. Технологам лет пять пришлось «попотеть», чтобы освоить массовый выпуск «Кобальтовой сеточки». С художественной точки зрения это сочетание строгости и изящества, объединившие две эпохи с интервалом в 200 лет.

Храня в своих шкафах, сервантах и на полках фарфоровые чашки, блюдца и чайнички со знаменитым узором «Кобальтовая сеточка», мы храним очень необычную памятку о блокадных днях Ленинграда.


...Эта нежная холодноватая роспись «родилась» на Ломоносовском фарфоровом заводе Ленинграда (сегодня он называется Императорским) в 1944 году, а сегодня стала его фирменным узором. Придумала его Анна Адамовна Яцкевич (1904-1952), молодая специалистка, художница по росписи фарфора. В тридцатых годах Анна Адамовна окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум, начала работать на заводе и отдала этому труду двадцать лет. При жизни она не была известной художницей - кобальтовый узор имел колоссальный успех уже после смерти Яцкевич. Но сначала он был не кобальтовым, а золотым - так и выпустили первую партию сервизов. Но критически посмотрев на изделия, Анна Адамовна заменила золото на синеву и расписала в голубом тоне чайный сервиз фирмы «Тюльпан».

Есть мнение, что мысль о сетке художнице навеял старинный сервиз, который в середине восемнадцатого века изготовил для императрицы Елизаветы Петровны сам Дмитрий Виноградов, основатель производства фарфора в России. Был похожий сервиз и у Николая Первого - его изготовили по заказу Австрийского императора. Однако сходство в этих «родственных» росписях очень отдалённое.

Кроме того, сама Анна Адамовна рассказывала о создании «Кобальтовой сетки» иначе. Урождённая Ленинградка, она всю блокаду провела в родном городе. И всю блокаду работала на своём любимом заводе. Молодая женщина, похоронившая умерших от голода сестру и мать (отец скончался задолго до войны), она жила на Набережной Фонтанки. До войны Анна окончила 34-ю Советскую единую трудовую школу, затем техникум. Кроме профессии художника по фарфору имела квалификацию оформителя книг и плакатов. Стажировку проходила в городе Волхове. Затем её направили на Ленинградский завод, где в то время организовали художественную лабораторию. Скромная, трудолюбивая, примерная работница, Анна Адамовна не воспользовалась возможностью эвакуироваться. Осталась в Ленинграде. Занималась камуфляжем кораблей - при помощи обычных красок по фарфору, оставшихся в запасе у завода. Как же надо владеть своим искусством, чтобы при помощи кисточки делать огромные корабли невидимыми для врага!

Заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов однажды привлекли внимание Анны Адамовны. То ли луч прожектора как-то по-особому осветил их, то ли вечернее солнце, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала роспись фарфора...

В 1943 году стала возобновлять свою работу художественная лаборатория. И вот в тяжёлое военное время появился этот узор-напоминание, узор-мороз, узор-надежда. Сначала художница выполнила его специальным кобальтовым карандашом, стержень в нём представлял собой фарфоровую краску. Работникам завода такой карандаш не понравился: узор был выпуклым, ложился неровно. Взялась за новинку только Анна Адамовна. Правда, впоследствии «Кобальтовую сетку» стали наносить всё-таки обычными красками.

Узор получился очень красивым, он понравился всем и был, так сказать, взят на вооружение. Но громкая слава к художнице не пришла - правда, за новшество её наградили орденом Красной звезды. Скромная, незаметная Анна Адамовна продолжала трудиться. Расписывала вазы и сервизы, придумывала новые узоры. Она была одним из авторов монументальной вазы «Победа» - к первой годовщине нашей Победы над фашистами. Мастерски выполняла портреты на фарфоре - к примеру, портрет Кирова на чайнике из сервиза «Московское метро».

В работе, в племяннице Музе Изотовой, которая трудилась здесь же, и в коллегах сосредотачивалась жизнь художницы. Её любили сослуживцы. Так, в августе 1945 года Анне Адамовне пришло письмо художника завода Воробьёвского, который вышел из лагеря НКВД: «....Особенно мне было приятно и я Вам благодарен за то истинно человеческое участие, которое Вы, Протопопова и многие другие товарищи по лаборатории приняли, когда я был в госпитале. Такого отношения я никогда не забуду, особенно после трёх лет пребывания в плену, где я выпил полную чашу страданий - голода, холода и эксплуатации. Мне очень приятно, что Вы сделали ряд успехов в искусстве. Старайтесь, старайтесь, успех достигается ценой большого напряжения творческих сил и труда. Меня удивляет мужество, с каким Вы перенесли нечеловеческие страдания, мучительный голод и холод блокады, а особенно Вы, которая всегда была слабенькой и бледной. Но теперь вы стоите на пути к счастью, чего я Вам искренне желаю...»

В марте 1946 года Анну Адамовну наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Была у неё и медаль «За оборону Ленинграда».
А «Кобальтовая сеточка» в широкий тираж вышла в 1950 году. Наносили её уже только кисточкой, на самом фарфоре делали специальные желобки, чтобы линии получались ровными. Окончательный вариант росписи исполнила ученица Анны Адамовна Ольга Долгушина.

У художницы Яцкевич было слабое здоровье - кто из переживших блокаду мог им похвастаться? И каждый год Анна Адамовна ездила на Кавказ, в Новый Афон. Ездила за здоровьем, за жарким солнцем, за прогретым южным воздухом. Но кто из нас знает, где найдёт удачу, а где прячется беда? Именно там, на Кавказе, художница простудилась. И в 1952 году на сорок восьмом году жизни умерла....

А в 1958 году в Брюсселе состоялась Всемирная выставка фарфоровых изделий. Ленинградский завод привёз огромную коллекцию своих лучших изделий. И была представлена, так сказать, линейка нынешней продукции - в основном, чайная посуда. Её не готовили специально к выставке, назначение этих вещей здесь было другое: показать широту ассортимента, но не поразить художественным мастерством. И вдруг сервиз с «Кобальтовой сеткой» получил главную награду - золотую медаль за узор и форму (а форму придумала Серафима Яковлева). Вскоре узору присвоили и «Знак качества СССР», что было чрезвычайно почётно. И началось его триумфальное шествие по стране...

У Анны Адамовны есть и ещё один рисунок, пожалуй, не менее известный, чем «кобальтовая сетка», только иначе. Это логотип завода - ЛФЗ. Он тоже выполнен в голубых тонах с золотыми штрихами. И известен каждому, у кого есть хоть один предмет, выполненный на этом заводе. Он - единственный рисунок Анны Адамовны, который она не подписала. На остальных работах она ставила метку «А.Яцкевич» и дату.

Эта роспись на фарфоре - не только визитная карточка одного завода, но и бренд Петербурга

Массово выпускать сервизы с декором «кобальтовая сетка» на Ленинградском фарфоровом заводе им. Ломоносова начали в 1950 году — потому в 2015-м и отмечают 65-летие этой особой росписи. Но на деле, как рассказывают на заводе, сеточка создавалась еще в военную пору. Ее автор — художница завода Анна Адамовна Яцкевич. Легенд о том, что стало для нее импульсом в создании этого узора, — не одна.

Есть версия, что узор был создан в память о за-клеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда. Есть предание, будто мотив декора был навеян трещинами во льду на Неве и морозными узорами на окнах, регулярно возникавшими в скудно отапливаемых помещениях фарфорового завода.

Но, как говорят искусствоведы, на самом деле в военную пору идея кобальтовой сетки была навеяна Анне Яцкевич изящным и нарядным фарфором XVIII века — елизаветинским Собственным сервизом. На новой Невской порцелиновой мануфактуре, как назывался при своем основании этот завод на берегу Невы, сервиз был создан Дмитрием Виноградовым в 1756 году для императрицы Елизаветы Петровны. Его декор — золоченая сетка с пурпурными незабудками на пересечении линий. Кобальтовая сетка на своих пересечениях — с золочеными пчелками, как называют на заводе эти завершающие штрихи узора. Сетку расписывают вручную, пчелок наносят штампиком.

В прошлом веке кобальтовую сеточку туристы и гости города непременно везли домой как главный сувенир из Ленинграда — попутно с конфетами «Мишка на Севере». В нашем веке был период подделок, но фальшивый кобальт легко отличить: он обычно на фаянсе, линии размыты, нет золоченых пчелок и фирменных клейм завода.

Журналисты Петербурга, посетившие завод в празд-нование 70-летия создания и 65-летия производства этого по сути городского бренда, смогли увидеть кобальтовую сетку в ее развитии. Теперь уже есть и пурпурная сетка (ее называют «блюз»), и кобальтовая клетка, и кобальтовые полоски — отсылка к тельняшке. Как рассказывают на заводе, в настоящее время несколько видоизмененный рисунок «кобальтовая сетка» выпускается более чем на 100 наименованиях изделий.

Однако сегодня, когда цена чайной чашки с блюдцем в классической росписи «кобальтовая сетка» доходит почти до двух с половиной тысяч рублей, фарфор из Северной столицы перестал быть столь массовым и народным, как в прежние времена, когда он имелся практически в каждом ленинградском доме. В 2005-м из демократического ЛФЗ предприятие, нынче частное, переименовалось в ИФЗ — Императорский фарфоровый завод.

По словам Татьяны Тылевич, генерального директора ОАО «Императорский фарфоровый завод», «кризис не мог не коснуться системы сбыта, потому что покупательная способность населения падает существенно и, конечно, наш продукт не первой необходимости. Конечно, затраты на сырье, на материалы, которые у нас в евро и в долларах — все достаточно существенно возросли». Этим также объясняются не самые демократичные цены ИФЗ.



Загрузка...
Top