Русский музей выставка айвазовского. Почему стоит посетить выставку картин Айвазовского? Постоянный список работ





Описание

В связи с большим количеством посетителей на выставке «И.К. Айвазовский. К 200-летию со дня рождения», Русский музей продлевает часы работы экспозиции с 11 по 20 марта 2017 г. (включительно) в корпусе Бенуа.


Установлен следующий режим работы:
Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 10.00 до 21.00
Четверг с 13.00 до 21.00
Вторник – выходной день
Кассы закрываются на 30 минут раньше.


Продажа комплексного билета на посещение постоянной экспозиции и выставки «И.К.Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» в Михайловском дворце и корпусе Бенуа осуществляется до 15.00.


В Русском музее откроется юбилейная выставка выдающегося русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Его живописные полотна давно снискали славу среди ценителей реалистического искусства во всем мире.


В коллекции Русского музея находятся два шедевра Айвазовского, которые считают вершиной его творчества, «Девятый вал» и «Волна» - эти полотна займут центральное место в проходящей выставке. Помимо известных картин художника из собрания Русского музея на выставке будут представлены полотна из других Российских музеев и частных коллекций. Посетители ознакомятся с историческими фотографиями и мемориальными материалами, связанными с жизнью Ивана Константиновича Айвазовского и его окружением.


Живописный стиль Айвазовского в изображении морской стихии узнаваем и неповторим. Художник достиг совершенства в передаче любого состояния на море – будь то штиль или шторм, колористическая палитра точно передает настроение восхода, дневного солнцестояния, заката и ночи на море. Восхищает его мастерство в передаче фактур стихий воды и воздуха, когда физически чувствуется бездна океана и бескрайность неба, соединенных в бушующую стихию на монументальных полотнах мастера.


Иваном Константиновичем Айвазовским (1817–1900) за его долгую жизнь было создано множество картин, которые в наше время считаются шедеврами и давно являются украшениями любой коллекции, значительная часть из них будет представлена на выставке в Русском музее.

Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) – всемирно известный русский маринист, один из наиболее успешных русских живописцев XIX века, работы которого являются украшением музейных собраний в России и за рубежом и пользуются постоянным вниманием и успехом у зрителей. В собрании Русского музея хранятся 54 картины великого мариниста. Наряду с этими произведениями в юбилейную экспозицию, посвященную 200-летию мастера, вошли полотна из собрания музея-заповедника «Петергоф», музея-заповедника «Царское село», Центрального военно-морского музея, Морского кадетского корпуса. Особый раздел выставки, на которой представлено около 200 работ, составили мемориальные материалы и фотографии, знакомящие с иконографией И.К.Айвазовского. Основой экспозиции стали как хорошо известные произведения, отличающиеся высоким художественным уровнем, так и мало знакомые зрителю работы Айвазовского из частных собраний, а также различный антураж, составляющий контекст деятельности И.К.Айвазовского как живописца Главного Морского Штаба. Выставка занимает все пространство выставочных залов Корпуса Бенуа и по составу, дизайну и смысловым акцентам выставка Русском музее значительно отличается от экспозиции, открытой в июле-ноябре в Третьяковской галерее в Москве.
Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда "Система".

Видеоматериалы:

Рекламный ролик к выставке



Монтаж выставки в Корпусе Бенуа

Информационное агентство ТАСС подготовило видеоролик посвященный юбилею И.К.Айвазовского, при содействии Государственной Третьяковской галереи и Русского музея

Картины Айвазовского из коллекции Русского музея готовятся к отправке в Москву - репортаж телеканала "Культура"

Художественный переезд: петербургские музеи отправляют полотна Айвазовского на выставку в Москву - репортаж телеканала "Санкт-Петербург"

Айвазовский едет в Москву - репортаж телеканала "Мир 24"

Шедевры Айвазовского временно переезжают из Петербурга в Москву - репортаж телеканала НТВ





Вчера Русский музей приступил к демонтажу выставки Айвазовского в Корпусе Бенуа.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Во вторник музей для публики закрыт. Но собрались немало журналистов, желающих увидеть, как картины знаменитого мариниста будут готовить к отправке «домой» - в петербургские музеи-заповедники, Москву, Феодосию...

В первый день залы покидали картины из собрания Русского музея. К чужим произведениям можно прикасаться только в присутствии представителей музеев-владельцев. Сотрудники специальной службы ловко сняли со стены и понесли к выходу полотно «Буря у мыса Айя». Фотографы и телекамеры фиксировали каждый шаг.

График демонтажа расписан на две недели. Чтобы избежать ошибки, у каждой картины на малярном скотче крупные буквы: фонд XVIII в., ГТГ (Третьяковская галерея), Царское Село, Феодосия...


Комментарии

Самое читаемое

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

В корпусе Бенуа начинает работу юбилейная межмузейная выставка к 200-летию Ивана Айвазовского. Грандиозная экспозиция заняла оба крыла, вместив 250 работ — живопись, гравюру и прикладные произведения, а также личные вещи художника. Среди них недоступные ранее широкой публике картины из Адмиралтейства и работы из галереи в Феодосии. Памятуя об ажиотаже на выставке Айвазовского в Москве, в Русском музее к открытию подготовились основательно - настолько, что «подстеленная соломка» торчала отовсюду.

Первые посетители не только еще не угрожали сломать двери, но даже и не направлялись в музей - поскольку выставка для широких масс откроется только 22 декабря. Но у входа в корпус Бенуа уже появились желтые металлические ограждения.

Внутри самого музея тоже ощущалось волнение. Сотрудники поторапливали прессу проходить в залы, гардеробщица, принимая одежду, никак не успевала доесть бутерброд, а продавщица сувениров сердито сверкала глазами в ответ на ироничные замечания по поводу выставленных в витрине чехлов для телефонов с картинами Айвазовского и дождевика «Девятый вал» за неполные три тысячи рублей.

«Не важно, где больше посетителей, а где меньше, - сказал директор Русского музея Владимир Гусев, подняв неблагодарную для него тему сравнения Москвы и Петербурга. - Важно, что выигрывает художник, который получает внимание зрителей, и выигрывают посетители, потому что им представляется возможность увидеть по-разному Айвазовского — в Третьяковской галерее и здесь».

Вряд ли среди посетителей выставки, ну разве что кроме нескольких арт-критиков, найдутся такие любители Айвазовского, которые бы ездили из города в город на его выставки и могли бы сравнивать, какие картины убрали, а какие добавили, и как расставили акценты. Но именно этот сюжет вызвал у музейщиков (а с их подачи и у журналистов) особое волнение.

Еще одной темой обсуждения стал масштаб творческой личности автора, который, судя по прозвучавшим фразам, кто-то якобы намеревался принижать.

Замдиректора музея по научной работе Евгения Петрова принялась объяснять, что Айвазовского упрекают в салонности и коммерческом характере его искусства, хотя они присутствуют в творчестве и других авторов. В то время как созданные им шедевры «оправдывают всё».

«Не будьте снобами по отношению к этому художнику!» - в заключение призвала она. Но отчего-то показалось, что это приведет к обратному эффекту.

То ли после такого вступления, то ли по объективным причинам, но без снобизма как-то уже не получалось. Но касался он отнюдь не художника, а организации выставки. Дело в том, что, помимо живописи Айвазовского, на ней представлены предметы корабельной оснастки из Центрального военно-морского музея и Адмиралтейства - рынды, фонари, флаги и якоря, а также макеты судов. Все эти свидетельства эпохи своими внушительными размерами, изрядным количеством и, в основном, примитивным (по стеночкам) расположением оттесняют собственно картины на второй план и провоцируют их слишком буквальное восприятие. Они начинают восприниматься как иллюстрации, но не как аллегорические сюжеты. И так же буквально и конкретно выглядит реальное море на видеоролике в последнем зале экспозиции, разрушая, а не дополняя новыми смыслами художественную реальность.

А ведь в картинах Айвазовского всегда скрыт дополнительный образ и смысл — вера в лучшее, надежда на спасение. Недаром та же Евгения Петрова рассказала, как в 2003 году, отправив «Девятый вал» на временную выставку в Японию, они с коллегами стали свидетелями буквального поклонения этой картине со стороны жителей страны, пережившей в своей истории не одну природную катастрофу.

К художнику-то как раз «претензий» нет: коммерческий успех уже давно перестал быть негативной характеристикой чьего-либо творчества, а магия искусства есть магия искусства. Все так же манят в пучину прозрачные морские волны, все так же томны виды Константинополя под усталым солнцем, так же умиротворенны «Лунные ночи» - вне зависимости от того, над какой страной восходит Луна. А кроме всего прочего, поражают краски — никакая репродукция (в том числе в каталоге выставки) не передает их оттенков, глубины и богатства.

Приятно удивили картины из Феодосийского собрания. Хотя специалисты во главе с заведующим отделом живописи XVIII - начала XIX века Русского музея Григорием Голдовским сочли более ценными в крымской коллекции пейзажи «Ниагарский водопад» и «Ледяные горы», сильнейшее впечатление оставляет картина «Хождение по водам» (1897 год). Как и расположенная рядом с ней аллегорическая картина «Гибель корабля Лефорт» из собрания Центрального военно-морского музея. Светящиеся полупрозрачные изображения Христа на обоих работах передают ощущение творящегося чуда.

Да, художник — один ли или с помощью коллег - написал целых шесть тысяч работ. Да, где-то на его картинах свет падает под неверным углом, а изображение людей — вообще не его конек (что Айвазовский и сам признавал). Да, кто-то не увидит высокого искусства в его подарочных мини-пейзажах, вмонтированных в фотопортреты самого художника. А кто-то расскажет то ли байку, то ли быль, что у Айвазовского был целый «рулон» написанного заранее «моря», который тот отматывал по мере необходимости и пририсовывал корабль, горы или что там еще попросят муза или заказчик.

Сегодня взгляды на искусство стали гораздо шире, талантливого человека принимают целиком, с куда большими грехами, нежели алчность. Да и то, разве можно назвать Айвазовского алчным, если, собрав всевозможные награды и занимая вторую строчку в табели о рангах (на уровне адмирала), он не бросал искусство. А самое главное — он занимался вопросами охраны памятников Крыма, на свои деньги выстроил здание Феодосийского музея древностей, инициировал постройку концертного зала, морского порта и железной дороги Феодосия-Джанкой, и даже провел в Феодосию водопровод из принадлежавшего ему Субашского источника, что неподалеку от Старого Крыма... Жители города стали бесплатно получать воду, а построенный тогда в парке у набережной фонтан (по образцу константинопольского) сейчас носит имя Айвазовского.

Рассматривать его творчество будет нелишним в контексте его личности — масштаб которой позволяют оценить многочисленные награды, обладателем которых он стал (на выставке представлены не те конкретные ордена, что носил на груди художник, служивший живописцем Главного морского штаба России, но их образцы). А еще - картина «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия», на которой посетитель выставки видит множество судов, выстроившихся в гавани перед величайшим певцом моря.

Кстати, как было объявлено в Русском музее, этот парад в Крыму планируется повторить 29 июля 2017 года — когда в Феодосии будут отмечать 200-летие со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского.

Алина Циопа, Фонтанка.ру



Загрузка...
Top