Саграда фамилия. Краткая история саграда фамилии

Идея возведения (Храм Святого Семейства) принадлежит Джосефу Мария Бокабелла, известному книгоиздателю Барселоны . Бокабелла был президент религиозной организации посвященной Святому Иосифу.

В 1872 году Бокабелла посетил , где засвидетельствовал свое почтение главе римской католической церкви. На обратном пути Бокабелла посетил итальянскую деревню, в которой по традиции жили Иосиф, Мария и Иисус, и в которой находилась знаменитая базилика, посвященная Иосифу.

Бокабелла был поражен базиликой и решил построить ее копию. Однако позже он поменял решение. Бокабелла решил возвести в Барселоне новый храм, посвященный святому семейству – .

Строительство храма

Первым архитектором Саграда Фамилия был Франсиско де Паула дель Вильяра , который разработал проект храма в неоготическом стиле. В 1884 году Вильяр оставил проект из-за разногласий с заказчиками. Новым архитектором Храма Святого Семейства был назначен Гауди

Строительство храма продолжается и сегодня. Такие сроки строительства объясняются огромными размерами , а также решением инициаторов строительства – Ассоциации почитателей Святого Иосифа – о том, что его строительство должно финансироваться исключительно за счет пожертвования прихожан. Поэтому работы несколько раз приостанавливались из-за нехватки средств, и даже Гауди был вынужден участвовать в сборе пожертвований.

Сам Гауди успел до 1926 года завершить крипту, апсиду и часть паперти, соответствующую порталу Святой Девы Розария . Также Гауди руководил строительством зданием приходской школы в 1909-1910 годах, на месте главного фасада как временный прообраз постоянного сооружения.

После смерти Гауди были завершены колокольни фасада Храма Святого Семейства. Гражданская война в Испании, которая началась в тридцатых годах, помешала продолжить строительство: во время пожара были уничтожены многие чертежи и гипсовые макеты, которые хранились в мастерской Гауди.

Работы по строительству Саграда Фамилия возобновились в 1954 году. В наши дни были возведены нефы и перекрытия храма, а также ведутся внутренние работы.

Архитектура Саграда Фамилия

Согласно проекту, Храм Святого Семейства, имеет в плане форму латинского креста и образован тремя продольными и тремя поперечными нефами. Апсида храма состоит из семи часовен и обходную галерею за клиросом.

Окружающая здание паперть должна будет соединить все три монументальных фасада церкви. Гауди сохранил первоначальную планировку храма, однако отказался от размещения здания по диагонали и изменил неоготический проект Вильяра в отношении эстетики и масштаба здания.

Монументальность Саграда Фамилия придают 18 башен . Двенадцать из них (высотой 98 и 112 метров), посвящены апостолам; четыре окружают 170 метровую башню Иисуса, а чуть меньшая по размерам колокольня Девы Марии – находится над апсидой.

Гауди закончил крипту в 1885 году. Он продолжил уже начатое строение Вильяра и возвел более высокий свод, позволивший открывать окна наружу, а также украсил его камнем с рельефом на тему Благовещения. Крипта окружена неглубоким рвом, который предохраняет ее от сырости и способствует проникновению дополнительного освещения.

Апсида была закончена в 1891-1895 годах. Наиболее интересной особенностью апсиды являются декоративные вершины башенок и желоба водосточных труб, навеянные местной флорой и фауной.

Но самой великолепной частью Саграда Фамилия является фасад храма . Он состоит из трех скульптурных порталов символизирующих христианские добродетели – Веру, Надежду и Милосердие . Над левым порталом Надежды представлены сцены Обручения Марии и Иосифа, Бегства в Египет и Избиения Младенцев, а его вершина изображает знаменитую гору Монтсеррат.

Справа расположен портал Веры – декор, которого состоит из скульптурной композиций “Посещение Святой Елизаветы Богоматерью” и “Иисус и Книжники”.

Над центральным порталом расположены скульптурные группы “Рождение Иисуса” и “Поклонение волхвов”, а над ними фигуры трубящих ангелов, возвещающих рождение Иисуса.

Сегодня работы ведутся также по двум другим фасадам , которые были задуманы как прославление распятия и воскрешения Иисуса: Фасад Страстей (сооружение началось в 1954 году) и Фасад Славы, который находится в стадии проектирования.

Полезная информация для туристов

  • Адрес Саграда Фамилия – Carrer de Mallorca 401,
  • Ближайшее метро к Саграда Фамилия – Sagrada Familia,
  • Время работы – с апреля по сентябрь с 9:00 до 20:00, в остальное время собор открыт до 18:00,
  • Вход в Саграда Фамилия платный, билеты в собор продаются у входа
  • Вид на Саграда Фамилия вечером

    Саграда Фамилия на карте Барселоны

Шпиль Саграда Фамилия

Возведение здания началось в 1882 году. Участок под застройку церковь приобрела на благотворительные пожертвования горожан. В то время территория еще находилась за городской чертой Барселоны. Первоначально разрабатывал и курировал проект архитектор Франсиско де Вильяр, который собирался построить храм в неоготическом стиле. Но не прошло и десяти лет, как он отказался от этой работы из-за разногласий с церковными властями, которые выступали заказчиком.

Между тем, строительство только начиналось, и для работы над храмом был приглашен Антонио Гауди, который в это время уже получил славу неординарного и талантливого архитектора. Саграда Фамилия стала главным делом жизни зодчего, который посвятил собору более 40 лет. Гауди считал готику и неоготику нежизнеспособными и устаревшими направлениями, поэтому использовал только их базовые компоненты. Дополнительно архитектор ввел элементы барокко, модерна и мавританского стиля, прибавив к ним изрядное количество собственных разработок. Гениальный зодчий был набожным человеком, он собирался воплотить в камне весь Новый Завет. Известно, что Гауди не любил заранее продумывать каждую деталь, создавая отдельные эскизы по ходу строительства. Бесконечная смена идей иногда приводила к тому, что строителям приходилось приостанавливать работы или даже разбирать и переделывать отдельные части здания по требованию архитектора.


Он был так увлечен проектом, что поселился прямо на стройплощадке, чтобы иметь возможность беспрепятственно творить, а также контролировать работы. Иногда он лично выходил на улицу собирать подаяния на продолжение строительства Саграда Фамилия. Горожане сравнивали растущий собор с муравейником, пещерами, лесом, но именно таким и был замысел художника.

Гауди задумывал грандиозный архитектурный комплекс, но прекрасно понимал, что не успеет закончить его при жизни. Планировалось возведение трех фасадов: Рождества, Страстей и Славы. Под непосредственным руководством архитектора был построен лишь первый из них. В 1892 г. была начата работа над фасадом Рождества, а достаточно подробный план стороны Страстей был готов только к 1923 г.

В 1926 г., будучи уже в преклонном возрасте, Гауди погиб под колесами трамвая, не оставив после себя почти никаких конкретных указаний или готовых чертежей. Сохранились наброски, черновики, несколько макетов. Руководство проектом перешло к его ученику и соратнику Доменеку Сугранесу, но и он не успел завершить строительство до конца жизни. В XX и XXI веках над храмом успело поработать трое выдающихся зодчих - Франсеск Кинтану, Исидр Пучь-Боада и Бонет Гари. Все они использовали немногие сохранившиеся чертежи Гауди, одновременно реализуя собственные представления о соборе.

Видео: Как будет выглядеть Саграда Фамилия?

Интерьеры и архитектурные особенности храма

Возведение Саграда Фамилия продолжается и сегодня, ориентировочно работы будут закончены к 2026 году. Несмотря на это, церковь признала постройку пригодной для проведения богослужений, поэтому в 2010 году собор был освящен Папой Римским Бенедиктом XVI. По проекту Гауди, каждый из трех фасадов должен был быть украшен четырьмя криволинейными шпилями. В общей сложности должно было получиться 12 вершин – по числу апостолов.

Дополнительно задумывалась центральная, самая крупная башня с четырьмя шпилями вокруг, которая бы символизировала Христа и евангелистов. Именно на ней планировалось разместить сияющий крест. Поражает детализация, с которой выполнены скульптуры и барельефы фасада и интерьеров. Гауди приложил немало усилий, чтобы рельефные изображения выглядели максимально реалистично. Так, он вручную снимал слепки с мертворожденных младенцев, животных, временно усыпленных хлороформом.

Все ныне существующие внешние детали являются довольно подробным изложением Нового Завета. Сегодня готовыми признаны фасады, посвященные Рождеству и Страстям Христовым. Внутреннее убранство храма не менее сложно и живописно: ассиметричные ветвящиеся колонны, цветные и прозрачные окна, расположенные на разной высоте, сложнейшие витражи и росписи. За счет использования законов геометрии творец добился визуального развертывания пространства при приближении к каждой архитектурной детали. Этот эффект граничит с оптической иллюзией и создает необыкновенное настроение у посетителя. Интересно, что высота собора составляет 170 метров – на 60 сантиметров ниже главной горной вершины города. Это не совпадение, архитектор считал, что творение рук человеческих не должно превосходить то, что создал Господь.

Для посещения туристов открыт не весь храм, поскольку он все еще является строительной площадкой. Купить билет можно в одну из башен фасада Рождества, Страстей, а также в музей. Даже в незавершенном виде Саграда Фамилия поражает воображение. Наверх башен можно подняться на лифте или по длинным винтовым лестницам. В музее выставлены сохранившиеся наброски и макеты Гауди, подробно представлена история возведения собора.

Потолок Саграда Фамилия

Факты

  • Расположение: Саграда Фамилия находится в Барселоне, но когда начиналось строительство в 1882 г., храм располагался в более чем 7 км от города.
  • Завершение строительства: в настоящее время стройку рассчитывают закончить к 2026 г.
  • Башни: над собором будет 13 башен: 12 из них высотой 115 м, а одна поднимется на 170 м.
  • Посещаемость: Саграда Фамилия в год посещают до 2 млн человек.
  • Финансирование: строительство ведется на деньги добровольных спонсоров и пожертвования верующих.
  • Архитектор: самые значительные работы Антонио Гауди, помимо Саграда Фамилия (1883-1926): дворец Гуэля (1886-1890); Епископский дворец в г. Асторга (1887-1894); парк Гуэля (1900-1914); дом Батло, или «Дом Костей» (1904-1906); дом Мила, или «Каменоломня» (1906-1910).

Как добраться

Храм Святого Семейства находится по адресу Calle Mallorca 401, Barcelona. Добраться сюда можно на метро по линиям L2 и L5, выйдя на станции Sagrada Familia. Кроме того, здесь курсируют городские автобусы № 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51, также существует специальный туристический маршрут. Во всех случаях нужно выходить на одноименной остановке у собора.

Дополнительно можно уточнить любые детали по телефону +34 932 080 414 или на официальном сайте http://www.sagradafamilia.org . Обратите внимание, что приобрести билеты можно заранее, через интернет.

Панорамный вид

Порядок посещения и время работы

Храм Саграда Фамилия открыт для туристов с 9.00 до 18.00 в ноябре-феврале, до 19.00 в марте и октябре, до 20.00 в апреле-сентябре. По крупным праздникам, которые приходятся на 25-26 декабря, 1 и 6 января, вы можете посетить храм с 9.00 до 14.00.



Форма одежды произвольная, но не стоит надевать слишком откровенные или облегающие наряды. Что касается стоимости посещения, без экскурсии она составляет 15 евро, с гидом или аудиогидом (английский, немецкий, французский, испанский) - 19,50 евро и столько же с аудио-гидом. Последний предлагается на русском, английском, испанском, французском, немецком, португальском, итальянском и китайском языках. Обратите внимание, что для посещения башен необходимо купить отдельные билеты на лифты, которые стоят по 4,50 евро.

Чтобы войти внутрь, придется отстоять солидную очередь. Единственный способ избежать этого – приобрести билет на организованную экскурсию. Лучше всего приходить утром, когда туристов еще мало. Вечером людей здесь гораздо больше, но лучи заходящего солнца, сияющие через витражи, создают необыкновенную атмосферу.

Видео: Лазерное шоу на Храме Святого Семейства

- Не знаю, кого мы выучили: сумасшедшего или гения! - заявил профессор архитектурной академии в Барселоне, вручая молодому Антонио Гауди диплом об окончании.
- Подумать только! - возмущались некоторые. - Выбрать для дипломного проекта кладбищенские ворота! Наши выпускники обычно создают дворцы вельмож, а тут триумфальная арка смерти.
- Много вы понимаете! - парировали сторонники юного художника.- Это не арка смерти, а переход из одной жизни в другую - вечную. А потому и выход в неё устроен с таким пафосом.
- Но посмотрите, - продолжали возмущаться скептики, - ведь в его творении всё перекошено. Нет ни единой прямой линии!
- Прямые линии придумал человек. Бог же создал круг! - Так отвечал своим противникам сам Антонио. При этом он сжимал в руке обыкновенное куриное яйцо. - Смотрите, если положить сырое яйцо в центр ладони, то хрупкую скорлупу невозможно раздавить. Природа создала совершенную форму, которая выдерживает колоссальные нагрузки.

Необычные задумки Антонио сразу привлекли к себе внимание. Первым заказом, выполненным Гауди, стал уличный фонарь .

flickr.com/machbel

Но через короткое время именно его, начинающего архитектора, везут на Первую Всемирную выставку в Париже, где он выставляет проекты своих будущих зданий. С тех пор его архитектурные шедевры стали расти на улицах столицы Каталонии: , дом Бальо (в просторечье дом Костей), дворец и винные погреба Гуэля, дом Висенс. Дома стали не строиться, а именно расти, потому что Гауди старался подражать природе и возводить строения так же, как природа выращивает свои творения.

Антонио Гауди - великий испанский архитектор.

Судьба жестоко обошлась с маленьким Антонио. Еще в детстве он потерял всех родных и заболел тяжелой формой ревматизма. Болезнь не позволяла ему общаться со сверстниками, и мальчик часами просиживал на берегу моря, строил песочные замки и наблюдал за облаками. Тогда и пришло убеждение, что природа - лучший строитель, и только наблюдая за ней, можно чему-либо научиться.

Слава Гауди росла, и церковные власти города, зная о глубокой религиозности архитектора, дали Антонио заказ на создание собора Sagrada Familia . Этот заказ стал главным делом жизни художника, его «лебединой песней».

flickr.com/flavouz

Как все начиналось

В 1874 году родилась идея создать в новом районе Барселоны грандиозный Храм Святого Семейства. А в 1882 году собор был заложен просветителем и монахом общества Святого Иосифа с одним условием: здание будет строиться только на добровольные пожертвования граждан .

Первый архитектор собора - дель Вильяр лишь год руководил постройкой, а затем покинул проект из-за разногласий с руководством.

В 1883 году А. Гауди приступает к строительству главного храма города.

flickr.com/jordipostales

Архитектор задумал создание трёх порталов. Первый - восточный, будет посвящен Рождеству Христа, западный - портал Страстей, северный - портал Славы. Продумывая план строения, автор точно просчитал место восхода и захода солнца. Ему было важно, чтобы портал Рождества смотрел прямо на Восток, где восходит солнце, а за порталом, изображающим Страшный суд, оно зашло. Над каждым порталом предполагалось 4 башни, итого 12 (по числу апостолов). На центральном (портале Славы) должны возвыситься 4 башни - 4 евангелиста, а между ними большая башня, символизирующая славу Христа.

flickr.com/m0n5t3r

У Антонио Гауди был собственный дом, и сорок лет гениальный зодчий ежедневно отправлялся к своему детищу. Но в последние годы этот маршрут стал его утомлять. Гауди переселился в пристрой к храму, тем самым увеличив собственные часы работы.

В молодости архитектор слыл законодателем мод. Он тщательно выбирал свои костюмы, был придирчив в выборе портного. Но к концу жизни привычки молодости позабылись, и Гауди превратился в неопрятного старика, в гардеробе которого остались лохмотья.

Облачившись в заношенное пальто, Гауди медленно брел по улице, размышляя над устройством одной из колонн храма. Он был так погружен в свои мысли, что не услышал дребезжанья трамвая. Водитель не успел затормозить…

Но архитектор не погиб, его можно было спасти. Прохожие звали на помощь, а водители такси, приняв гения за бродягу, проносились прочь.

Гауди умер через два дня в больнице для нищих. С тех пор в Барселоне все таксисты работают на машинах исключительно черного цвета в знак скорби и признания вины за безвременный уход их великого соотечественника.

flickr.com/r_rose

После смерти Гауди работы в храме велись под руководством Доменеко Сугранеса . Он успел завершить три башни-колокольни фасада Рождества, а к строительству второго портала (фасада Страстей) приступили только в 1954 году. Возведение портала Славы началось уже в XXI веке, и окончательные сроки строительства пока никому не известны.

Башни и шпиль.

Интерьер

Каждый фасад храма, по задумке создателя, должен был нести свою смысловую нагрузку и рассказать о земных днях Христа. Отделка здания насыщена миллионами деталей, в ней сочетаются разные стили (от барокко до модерна) . Внутреннее освещение продумано так, чтобы свет проникал внутрь через проемы и разноцветные стекла на разных уровнях, создавая впечатление струящегося воздуха.

flickr.com/bortescristian

Виноградные лозы, сказочные цветы, каменные стволы деревьев придают храму необычный вид. Казалось бы, такое нагромождение элементов должно было утяжелить интерьер, но каменные барельефы выглядят ажурным невесомым кружевом.

flickr.com/joaojap

«Побывать в Испании и не посетить собор Саграда Фамилия в Барселоне я посчитала преступлением. Первое, что я подумала, когда оказалась внутри: «Так не бывает!». Высота храма такая, что задрав голову, смотришь вдаль так же, как разглядываешь далекий горизонт. Через полчаса я схватила фотоаппарат. Но фотографировать Саграду простенькой техникой все равно, что строить жилой дом детской лопаткой. Фото не передают того настроения, которое посетило меня. Потом долго корила себя: надо было брать дорогой аппарат, ведь читала горестные отзывы по тому же поводу.»

Гауди, человек религиозный, истовый католик, для которого музыкальное звучание имело первостепенное значение, продумал не только сюжет и архитектуру собора, но и его акустику. Голос органа, пение хора окутывают слушателя в звуковое облако, с которым не хочется расставаться.

flickr.com/haschelsax

«Я попала В Саграду на праздничное богослужение. Взрослый хор из 1500 человек, детский хор из 700 мальчиков и орган исполняли рождественскую мессу. Потрясение от звучания было настолько сильным, что я долго потом не могла вымолвить слова. Ни в одном зале прежде, я не испытывала таких эмоций».

Когда же закончится стройка?

Считается, что храм должен быть построен до 2022 года . Прогнозы строятся исходя из размеров пожертвований. Поэтому 12 € - цена входного билета - это «кусок штукатурки», который лично вкладывает турист в постройку храма.

Барселонцы не приветствуют достройку собора , так как убеждены, что как только Саграда будет построена, в городе начнутся неприятные события. Жители Барселоны считают, что собор принадлежит к тем сооружениям, которые не должны достраиваться до конца.


Информация для туристов

По статистике в Барселону ежегодно приезжает 9 млн туристов. И каждый считает своим долгом увидеть Саграду собственными глазами. Но длинный поток желающих, отбивает у многих желание проникнуть внутрь. Лишь 6 млн туристов выдерживают многочасовое ожидание.

«Я давно перестала считать очередь к достопримечательностям каким-то роком для себя. Не надо спешить куда-либо, и можно подготовить сердце к встрече с неизвестным. Тем более что стоять в очереди перед этим храмом не трудно. Фасад здания настолько причудлив, необычен, что на его детальное рассмотрение уходит много времени».

flickr.com/rightee

Собор открыт для посещения ежедневно с 9 часов до 18:00 (летом до 20:00).

Находится по адресу: Mallorca, 401.

Добраться до места можно на общественном транспорте: метро L2 и L5 (остановка Sagrada Familia), автобус № 19, 33, 43, 50, 51.

Стоимость билета: взрослый -12,50 €, экскурсия - 16,50€, дети, студенты, пенсионеры - 10,50€ (с экскурсией - 13,50€).

flickr.com/ishot71

Билет можно купить онлайн на сайте bcnshop.barcelonaturisme.com . Но помните, что интернет-покупка сэкономит немного времени. В храм пропускают небольшими партиями, и онлайн-билет не дает право на внеочередной вход.

Для туристов открыты две башни (одна - на портале Рождества, другая - на портале Страстей) и музей.

Вместо заключения

Когда зайдете внутрь, поднимите голову и раскройте рот. Рассмотрите колонны. Ни одна из них не стоит прямо (Гауди считал, что деревья прямо не стоят, у них непременно присутствует наклон от 15⁰ до 20⁰).

flickr.com/haschelsax

Представьте, насколько доверились горожане архитектору, чтобы решиться на претворение его фантастических идей, казавшихся многим невозможными! Удивитесь, как небольшая Каталония сумела, благодаря великому гению, создать свой символ, который не перестаёт потрясать!

Его архитектура со всеми многочисленными фасадами и башнями, украшенными скульптурами и мозаиками, по-настоящему захватывает дух. Строительство храма застали многие поколения, так что недостатка в авторитетных мнениях - от Джорджа Оруэлла до Ле Корбюзье и Вальтера Гропиуса (основателя архитектурного стиля баухаус) - никогда не было. Оруэлла храм не впечатлил, он назвал его «одним из самых ужасных в мире». Гропиус и Ле Корбюзье были куда добрее (и понимали явно больше известного писателя), восхищаясь технологическим совершенством здания.

При такой длинной истории легко забыть о неочевидных, но важных деталях. Собрали для вас несколько интересных фактов о храме Святого Семейства в Барселоне.

Все началось с продавца книг

Главного творения Гауди не случилось бы, если бы не путешествие книготорговца Жузепа-Марии Бокабельи в Ватикан. Именно он в течение десяти лет собирал пожертвования на строительство Саграда-Фамилии. Бокабелья посетил Италию в 1872 году и загорелся идеей построить храм не хуже, чем видел там.

Сначала храм строил не Гауди

Первый проект храма разработал в 1882 году архитектор Франсиско дель Вильяр, который собирался построить его в готическом стиле. Спустя год, на этапе работы над криптой, он ушел в отставку, уступив место Гауди, который кардинально переделал проект.

Храм строят в десять раз дольше, чем пирамиду Хеопса

Гауди начал работать над храмом в конце 1883 года, когда ему был 31 год. С 1914-го он забросил остальные проекты и сфокусировался исключительно на нем. На момент смерти Гауди в 1926-м была завершена только четверть здания. В середине 2010-х стройка едва преодолела половину.

Все ведет к тому, что возведение собора закончится к 2026 году, сотой годовщине смерти Гауди. Если все пойдет по плану, строительство собора займет 144 года. Это в десять раз превышает время возведения пирамиды Хеопса и на 123 года дольше строительства Тадж-Махала.

Гауди никогда не волновало, сколько займет строительство

Гауди никогда не беспокоился о темпах возведения собора. «Мой клиент никуда не спешит», - однажды заявил он. Так как архитектор был абсолютно уверен, что строительство потребует труда нескольких поколений, он старался оставить в своих планах пространство для возможных изменений и часто вносил их сам при посещении стройки.

«Нет никаких причин сожалеть о том, что я не смогу закончить храм. Я постарею, но после меня придут другие. Сохраняться должен дух работы, но ее жизнь зависит от поколений, которым она передана и с жизнью которых связана» - такова была философия Гауди во время работы над его главным проектом.

Некоторые ученые считают, что Саграда-Фамилия построена вразрез с проектом Гауди

Пожар в мастерской Гауди во время Гражданской войны в 1936 году уничтожил немалую часть чертежей и макетов мастера. Некоторые из них удалось восстановить, однако впоследствии вид храма вызвал немало споров.

В 2008 году более 400 участников художественного и архитектурного сообщества Барселоны подписали манифест против дальнейшего строительства собора, который, по их мнению, превратился в небрежную попытку воссоздать стиль Гауди в угоду туристам. Мануэль Борья-Виллель, директор Центра искусств королевы Софии в Мадриде, возглавил группу. Он заявил, что собор в его нынешнем виде не имеет ничего общего с духом Гауди, а лишь представляет собой попытку построить очередную дешевую достопримечательность для туристов. Аналогичная акция протеста прошла в 1990-е, когда в архитектуру храма встроили современные скульптуры.

Гауди похоронен в храме

Быть похороненным в здании, которому посвятил полжизни, - логичное завершение пути архитектора. Гауди умер спустя несколько дней после того, как 7 июня 1926 года его сбил трамвай, и был похоронен в склепе храма. Единственный человек, который тоже похоронен там, - это, конечно же, автор идеи Жузеп-Мария Бокабелья.

Саграда-Фамилия строится на пожертвования

В продолжение традиции, которую задал Бокабелья, собрав деньги для начала строительства, Саграда-Фамилия финансируется исключительно на деньги прихожан. «Храм создан людьми и отражается в них. Эта работа в руках Бога и человеческой воли», - однажды заявил Гауди. Ни испанское правительство, ни Церковь не платили за стройку, которая обходится примерно в 25 миллионов евро в год.

В настоящее время бюджет формируется за счет продажи входных билетов, которые стоят от 15 до 29 евро, и частных пожертвований через Фонд друзей Саграда-Фамилии.

При строящемся здании храма была школа

В 1909 году Гауди создал школу Саграда-Фамилия. Она была предназначена для детей рабочих, строящих церковь, хотя дети из живущих рядом бедных семей также посещали учебное заведение.

В школе три классных комнаты, зал и часовня. Ее здание было расположено непосредственно на месте будущего главного фасада храма до 2002 года, когда потребовалось пространство для продолжения строительства. После этого школу демонтировали и перенесли.

Технологии ускоряют процесс

Развитие технологии резьбы по камню означает, что те места, которые раньше приходилось делать вручную, долго и с большим трудом, теперь могут быть сделаны быстрее благодаря компьютерам.

В 2015 году главный архитектор храма Джорди Колл использовал 3D-печать, чтобы визуализировать, как новые части здания войдут в старую конструкцию. «Если бы Гауди был жив сейчас, он бы довел 3D-технологии до абсолюта. Многие его работы уже были задуманы именно в таком виде», - сказал Колл .

Потолок внутри имитирует деревья

Природа была источником вдохновения Гауди, и неудивительно, что Саграда-Фамилия наполнена символами природы. Самые потрясающие из них - потолочные своды, достигающие 60 метров в высоту. Колонны разветвляются, когда достигают потолка, и создают похожую на лес конструкцию.

Архитектор Бернат Каррау, который проводит туры по храму для Context Travel, отмечает, что дизайн не только символичен, но и функционален. Гауди, решив превзойти традиционные готические церкви, использовал геометрические ветвящиеся структуры, чтобы избежать строительства контрфорсов, традиционной черты готической архитектуры.

Каждый шпиль храма имеет символическое значение

Согласно оригинальному проекту храма, его 18 шпилей символизируют 12 апостолов, Деву Марию, четверых евангелистов и Иисуса Христа. Высота шпилей зависит от места тех, кого они символизируют, в религиозной иерархии. По завершении строительства (сейчас построены только восемь шпилей) высота башни Христа составит 167 метров. Это сделает храм вторым по высоте объектом в Барселоне после горы Монтжуик (173 метра). Сделать храм ниже горы было осознанным решением Гауди, который считал, что человеческое творение не может быть выше божьего.

Это самая посещаемая достопримечательность в Барселоне

Каждый год более трех миллионов человек посещают шедевр Гауди. Что заставляет их возвращаться? «Люди все еще так очарованы, потому что нет другого места, подобного этому, во всем мире - никакой другой современной церкви, которая строится на частные пожертвования, которая имеет внутренний неф высотой 60 метров, - объясняет Тейт Кабре, автор нескольких книг о каталонском модернизме. - Волшебная атмосфера внутри храма заставляет людей посещать церковь во время их каждого приезда в Барселону. Иногда случается принимать посетителей, которые были здесь девять или десять раз».

Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в

В Барселоне есть здание, которое с незначительными перерывами возводят уже без малого 128 лет, но ведь всё когда-нибудь кончается, не так ли?) Это Саграда Фамилия, величественный собор Святого Семейства


Заложенный в 1882 году грандиозный Собор Святого Семейства - по-испански Саграда Фамилия - мало-помалу приобретает вид завершенного творения. Того, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века Антонио Гауди… В настоящий момент это самая выдающаяся достопримечательность Барселоны.

“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”, - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия. Самый знаменитый храм Испании действительно поражает. Он возвышается над Барселоной, словно огромная пещера с колокольнями в виде сталактитов и глубокими гротами, увлекающими внутрь таинственного храма

Вид на башни собора с другой стороны

19 марта 1882 г. на окраине Барселоны в скромном квартале Баррио-дель-Поблет собрались все самые именитые люди города. Епископ Барселоны в праздничном облачении говорил медленно и торжественно. "…Да проснуться спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует бог эту страну…" С этими словами он заложил первый камень в основание будущего Искупительного Храма, посвященного почитанию и прославлению Святого Семейства

Первоначальный проект принадлежал Франческо дель Вильяру. Но уже через год его сменил Антонио Гауди, совершенно изменивший проект собора, который уже начали строить. Дель Вильяр задумал возвести церковь в неоготическом стиле, но успел построить только крипту под апсидой

“Традиционная готическая система - мертвая система. Ее можно сравнить с человеческим существом, скелет которого, вместо того чтобы гармонично удерживать различные части тела, был раздавлен плотью, которую он поддерживал, и нуждался в подпорках любого рода”, - писал Гауди. В результате привычные готические стрельчатые арки в творении Гауди стали параболическими, контрфорсы сменились внутренними уступами, выполняющими ту же функцию, но более изящными, а наклонные колонны ветвились, как крона дерева, - так лучше распределяется нагрузка. Чтобы еще больше подчеркнуть легкость и вертикальную устремленность храма, внутренним колоннам Гауди придал спиральную форму, заставив их “стремиться все выше, испытывать желание жить собственной жизнью”. “Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды”, - писал архитектор

Замысел Антонио Гауди был грандиозен. Высота готового собора - 170 метров - всего лишь на метр будет меньше высоты самой высокой горы Барселоны. Так Гауди хотел подчеркнуть, что творение человека не может быть выше созданного Богом. Основные двери фасада Страстей воспроизводят слова из Библии на разных языках, включая Каталонский

На шедевры природы Гауди ориентировался в своих проектах и раньше. Так и Саграда Фамилия стремится быть похожей на систему пиков и гротов. Внутри здания свод поддерживают очень необычные колонны. Они состоят из многоугольников, меняющих кверху свою форму, и больше всего напоминают деревья. “Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды”, - так видел Гауди внутреннее убранство собора

Потолок собора с другого ракурса


Очень нетрадиционно для храмовой архитектуры. Сходство с католическим храмом исчерпывается тем, что в плане он имеет крест. Остальное - плод фантазии эксцентричного архитектора, который стремился создать зрительный образ веры, “Библию в камне”. Весь облик собора и каждая его деталь поэтому символичны. Над зданием собора должно вознестись 18 башен. 12 из них символизируют апостолов, 4 более высоких - четырех евангелистов, самая высокая - Иисуса Христа. Статуи, резьба, надписи на латыни - все служит сложной католической символике собора

Каждый из трех фасадов собора Святого Семейства посвящен одному из трех центральных сюжетов земной жизни Христа: “Рождество”, “Страсти Христовы” и “Воскресение”



Скульптурные группы фасада “Рождество” изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа

Второй фасад - “Страсти Христовы” - был выполнен испанским скульптором и художником - Иосифом Марией Субирачесем, и отличается своенравными измождёнными фигурами людей, в том числе и скульптурами, изображающими бичевание и распятие Христа

Здесь виден кусочек третьего, ещё не построенного, фасада - Воскресение. В постройке собора вообще огромное количество всякой символики. В частности, гроздья винограда, которые видны на маленьких башнях слева, символизируют Святое Причастие

В оформлении фасадов часто присутствует символика чисел, например здесь сумма по строкам, столбцам и диагоналям даёт число 33 - число лет жизни Христа

Впечатляют не только размеры задуманного собора, но и усложненная деталировка. Гауди был готов рассчитать вес каждого камня собора. Несколько лет Антонио Гауди посвятил только изучению акустики, с тем чтобы создать совершенную систему колоколов. Они должны приводиться в движение ветром. Внутри здания акустика с эффектом эха предполагает большой хор. На фото - “желудок” одной из башен собора)

По своему обыкновению архитектор не расписал подробного проекта здания, оставив простор для импровизации. Целиком посвятив себя собору, Гауди многие годы жил на его строительной площадке, постоянно контролируя строительство, вновь и вновь воплощая свежие идеи в стройку. Увлеченный, полностью погруженный в работу архитектор неизбежно казался странным

Внутри собора есть помещение музея, где выставлены чертежи и задумки Гауди и разные макеты (то, что сохранилось; многое было уничтожено во время Гражданской войны в Испании)

Проект люстры собора, созданный Гауди. То, что у Гауди рождалось из головы и воплощалось в небольших чертежах и макетах, сейчас удаётся воспроизвести только с помощью компьютерного моделирования и долгого обсчёта всех нюансов

Постоянным препятствием строительства был недостаток средств: столь грандиозный проект строился исключительно на пожертвования жителей Барселоны. В первую очередь из-за нехватки средств собор и стал долгостроем. Только совсем недавно к строительству привлечены средства инвесторов, в том числе иностранных. Гауди, однако на вопросы о сроках строительства невозмутимо отвечал: “Мой заказчик не торопится”

Так стройка пережила архитектора. Уже 74-летним стариком Антонио Гауди погиб под колесами трамвая неподалеку от строящегося собора

После смерти Гауди строительство продолжили его ученики, потом ученики учеников. Во время гражданской войны в Испании анархисты уничтожили чертежи Гауди. После этого стройку снова приостановили, и даже были споры, а стоит ли ее продолжать? В итоге знаменитая плавность линий Гауди уступила место рубленым и грубым формам нашего современника Субиракса, который сегодня возглавляет работы над Храмом. Это несоответствие стилей явно не добавляет гармонии всему комплексу в целом. Саграда Фамилия и так вызывает противоречивые чувства, а события, произошедшие 28 ноября 2000 года, добавили загадочности барселонскому долгострою. В этот день намечалась церемония освящения рождающегося Храма. Но торжественное мероприятие было омрачено. Рано утром того же дня в городе начался ураган, и на площадку Храма Святого Семейства с жутким грохотом свалилось навершие, венчающее одну из арок оконного проема. Возможно, в любом другом городе это было бы воспринято как дурной знак, но не в Барселоне. Освящение все-таки состоялось. И каталонцы, на чьи деньги началось и продолжается строительство Саграда Фамилия, ждут не дождутся, когда Храм будет закончен. Сейчас снова привычно окружена подъемными кранами, но открыта для посещений. А завершение планируется к 2026 году.



Саграда Фамилия, Барселона.


























Загрузка...
Top