Самые знаменитые и известные музеи мира: описание и фото. Из истории музейного дела

Не имеет значения, путешествуют полные энергии молодые парни и девушки или размеренные, мудрые люди более зрелого возраста, куда бы ни отправился турист в аристократическую Европу, величественную Россию, древнюю Африку или молодую Америку везде в маршруте будут известные музеи мира.

Музеи Европы

Будучи ранее дворцом, Лувр очаровывает архитектурой, но в первую очередь - это художественный музей мира. Изначально Лувр насчитывал лишь 2500 полотен, в то время, как сейчас, его коллекция перевалила за 6000 картин. Рембрандт, да Винчи, Рубенс, Тициан, Пуссен, Давида, Энгера, Делакруа, Рени, Караваджо и это только малая часть известных художников, картины, которых хранятся в знаменитом музее Европы. Помимо живописи Лувр владеет прекрасной коллекцией экспонатов скульптуры, мебели, украшений и утвари разных времен и эпох, а также показывает туристам уникальные интерьеры известных исторических личностей. Все это позволяет Лувру носить звание самого знаменитого музея Европы.

В любом из списков известных музеев мира присутствует Британский музей в Лондоне. Он не только входит в список древнейших музеев мира, но предлагает познакомиться с экспонатами собранными на семи континентах и имеющими не одну тысячу лет истории. Здесь хранятся реликвии древнего Египта, предметы прикладного искусства Франции XVII века, Розеттский камень, скульптуры Греции, англосаксонские рукописи и даже знаменитые камни с острова Пасхи.

Среди знаменитых музеев мира достойное место занимает музей в Ватикане , выделяясь на фоне остальных не только своей религиозностью, но и 22 отдельными коллекциями шедевров. Осмотрев Сикстинскую капеллу , собор Святого Петра, апартаменты Рафаэля, Ватиканскую пинакотеку, остаться равнодушным невозможно. Люди нерелигиозные, представители научных взглядов, смогут восхититься коллекцией географических карт, выставленных тут.

Также среди музеев Европы достойны внимания:

1. Галерея Уффици во Флоренции, владеющей самой невероятной коллекцией полотен и скульптур мира;

2. Государственный музей в Амстердаме , хранящий шедевр Рембрандта «Ночной дозор»;

3. Музей Прадо в Мадриде , обладающей восхитительной коллекцией испанского искусства;

4. Дрезденская картинная галерея, пережившая бомбардировку Второй мировой войны.

Музеи России

Все художественные музеи мира склоняются перед коллекцией полотен, представленных в Эрмитаже, которая по праву признана наиболее численной. Основательницей коллекции живописи стала Екатерина II, а сегодня она насчитывает приблизительно 60 тысяч полотен. Имея более трех миллионов экспонатов и семь отдельных зданий, неудивительно, что Эрмитаж занял достойное место среди самых известных музеев мира. Полотна, драгоценные камни, археологические находки разных эпох, предметы мебели царской России, личные вещи российских царей - количество экспонатов поражает разнообразием.

Нельзя побывать в Москве и не посетить Государственную Третьяковскую галерею самый знаменитый музейРоссии, который в первую очередь познакомит вас с художественной школой русских мастеров. Это полотна Врубеля, Шишкина, Перова, Малевича. В музее представлены экспонаты живописи, охватывающие классические школы иконописи и смелый авангард. Третьяковская галерея хранит самую огромную коллекцию изобразительного искусства русской нации, она насчитывает 57 тысяч произведений.

Музеи Африки и Америки

Египетская культура не только одна из самых древних, но таинственных в мире, поэтому не удивительно, что Египетский музей в Каире входит в список самых посещаемых, а, следовательно, известнейших музеев мира. Здесь представлено наиболее полная коллекция шедевров и археологических находок египетской культуры примерно 120 тысяч экспонатов. В этом музее можно найти предметы с историей в пять тысяч лет, восхититься богатством Древнего Египта, своими глазами увидеть мумию фараона Рамзеса II Великого.

История существования Музея Метрополитена в Нью-Йорке началась с желания бизнесменов приобщить обычных американцев к достояниям мирового искусства, ведь именно частные коллекции легли в основу экспонатов музея. Изначально музей позиционировался, как художественный, впрочем, и сегодня он занимает достойное место среди художественных музеев мира. Здесь выставлены экспонаты древних культур, а также предметы искусства современных мастеров. Стоит отметить, что Музей Метрополитен самый знаменитый музей произведений искусства Соединенных Штатов Америки.

Но как посетить эти музеи и не потратить всех своих сбережений? Выход есть!. Дополнительно у нас можно собрать информацию о достопримечательностях и странах мира, чтобы составить оптимальный маршрут путешествия.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 100 тыс. музеев, и каждый из них по - своему уникален. Однако существуют музеи, побывать в которых мечтает каждый интересующийся историей и культурой человек. Это самые известные музеи мира.

Первое место в плане известности и уникальности специалисты отдают Лувру . Этот музей открылся во Франции, в Париже в 1793 году. До этого крепость, где расположена экспозиция, являлась резиденцией французских королей. В музее представлена огромная коллекция произведений искусства, а также различные исторические и научные экспонаты.

Парижский Лувр

Британский музей находится в столице Великобритании г. Лондон. Заведение первый раз открыло двери для посетителей в 1753 году. Площадь этого музея равна 9 футбольным полям, коллекция представленных здесь экспонатов является одной из крупнейших на планете.


Британский музей

Музей Метрополитен (The Metropolitan Museum of Art) находится в г. Нью-Йорк, США. Он был открыт в 1872 году группой прогрессивных американцев, и изначально находился по адресу: 5 Авеню, здание 681. Позже музей дважды переезжал, но с 1880 года и по сей день местонахождение его неизменно - это Центральный парк, Пятая авеню. Коллекция Метрополитен музея насчитывает около 3 млн. экспонатов. Это произведения искусства со всего мира.


Музей Метрополитен

Галерея Уффици находится во Флоренции, Италия. Это один из самых известных музеев искусства в мире. Свое название он получил благодаря площади Уффици, на которой находится. В музее широко представлена живопись и скульптура итальянских мастеров, а также работы великих творцов со всего света.


Галерея Уффици

Государственный Эрмитаж - достояние России. Заведение находится в г. Санкт-Петербург и обладает мировой известностью. Коллекцию музея начали собирать еще российские императоры, а свободный доступ в Эрмитаж был открыт только в 1863 году. Экспозиции Эрмитажа насчитывают более 3-х млн. экспонатов. Среди них не только произведения искусства, но и археологические находки, нумизматический материал, драгоценности. Сегодня музей занимает пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Придворный театр и Новый Эрмитаж.


Государственный Эрмитаж. Зимний дворец

Музей Прадо - национальный музей Испании, находится в столице - г. Мадриде. В этом музее собрана огромная коллекция произведений изобразительного искусства европейских школ.


Музей Прадо

Египетский музей в Каире является наследием великой цивилизации. Впервые выставка экспонатов состоялась здесь в 1835 году. Сегодня это крупнейший музей древнеегипетского искусства. Здесь находится более 120 тыс. уникальных экспонатов, возраст которых начинается с доисторических времен.


Египетский музей в Каире

Музей Мадам Тюссо в Лондоне - экспозиция, известная своей уникальностью. Здесь собрано более 400 восковых фигур - в их числе не только исторические личности, но и современные звезды.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ДИЗАЙНА

КАФЕДРА ДИЗАЙНА И ИСКУССТВ

ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МИРА

033000.62 Культурология.

Управление социокультурной деятельностью

Владивосток

Издательство ВГУЭС

Учебная программа по дисциплине «История музеев мира» составлена в соответствии с требованиями ООП: 033000.62 «Культурология» на базе ФГОС ВПО. Предназначена для студентов специальности 033000 «Культурология» очной формы обучения.

Составитель: , канд. искусствоведения, доцент кафедры дизайна и искусств ИСТД ВГУЭС

Утверждена на заседании кафедры 05.06.2014 г., протокол

Ó Издательство

Владивостокского государственного

университета экономики и сервиса, 2014

ВВЕДЕНИЕ

Курс «История музеев мира» посвящен изучению основных периодов формирования музея как социокультурного института, роли музеев в современном обществе.

1. Цели и задачи учебной дисциплины

Цель курса – дать студентам необходимый объем знаний по истории становления музея как специфического социокультурного института в широких хронологических рам-ках, ознакомить их с многообразием форм работы в ходе развития музея как социального института, продемонстрировать связи музея с различными научными дисциплинами, яв-лениями культуры, эстетическими представлениями и социальными запросами, харак-терными для той или иной исторической эпохи. В соответствии с указанной целью оп-ределены следующие задачи курса:

1. Изучение мотиваций предмузейного собирательства и этапов эволюции музея как специфического социокультурного института.

2. Рассмотрение эволюции представлений о назначении музея и его функциях в различные исторические эпохи.

3. Выявление способов организации музея и представления информации в музеях различных эпох, их связи с современной им культурой.

4. Рассмотрение становления динамики основных направлений музейной деятельности (хранительской, просветительской, воспитательной и др.).

5. Ознакомление с особенностями деятельности современных музеев и новейших музейных центров разных стран мира как реакции на конкретную социокультурную ситуацию.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс «История музеев мира» является дисциплиной общепрофессиональной подготовки федерального комплекса (в соответствии с ФГОС ВПО) и осваивается студентами в течение шестого семестра обучения. Курс учитывает материалы других учебных дисциплин: «История мировой культуры», «Основы музееведения».

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Таблица 3.1. Формируемые компетенции

Коды компетенций

Знания, Умения, Владение

Общекультурные

ОК-1 владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

истории религий мира в контексте культуры

Владения:

методами сбора и анализа вторичной информации

Общекультурные

ОК-6 стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации

анализировать и воспринимать информацию из источников различного типа, работать над коллективным проектом

Профессиональные

ПК-8 готовностью к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами

Основ истории, литературы и искусства

Основы музейного дела

Профессиональные

ПК-11 способностью представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе

магистральных направлений развития культуры и искусства стран и регионов мира

Профессиональные

ПК-15 готовностью к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия

Основных направлений государственной культурной политики РФ в области сохранения и освоения природного и культурного наследия
- проблем сохранения памятников культуры и искусства в музейной сфере

Применять современные теории и инструментарий культурологии в сфере сохранения художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия
- определять и решать задачи, связанные с сохранением и освоением культурного и природного наследия

Профессиональные

ПК-18 готовностью к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности

разрабатывать культурно-досуговые программы и участвовать в их реализации

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Таблица 4.1. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет:

Сокращенное название ООП

Форма обучения

Трудоемкость

Аттестация

часов (всего/ауд.)

А1, А2, ДЗ, ИЗ, КО, ТЭ

Темы лекционных занятий

Раздел 1.

Тема 1. Библиотечно-информационная компетентность (1 ч., ознакомительная лекция)

Использование новых информационных технологий в учебном процессе как обязательный компонент подготовки специалиста, условие мобильности и конкурентоспособности выпускника вуза в сфере его профессиональной деятельности.

Раздел 2.

ТЕМА 1. ПРОТОМУЗЕИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (12 Ч.)

Отношение к вещи в древности. Мотивации предмузейного собирательства. Перво-бытные галереи пещерной живописи и петроглифы как протомузеи эпохи мифологиче-ского мышления.

Исторические ансамбли Древнего Египта. Древние собрания сокровищ и произведе-ний мастеров. Комплекс пирамид Древнего царства в Гизе (близ Каира) – одно из «семи чудес света». Строительство пирамиды Хеопса (Хуфу) XXVIII в. до н. э., ее устройство и убранство. Сведения греческих путешественников о пирамидах. Пирамида фараона Хеф-рена (Хафра) и ее храмовый комплекс, каменный Сфинкс. Архитектурные сооружения Нового царства в Долине Царей. Гробницы, их устройство и убранство. Большой Карнак-ский и Луксорский храмы бога Амона (близ Фивы).

Персеполь – музей «культурного пространства» Древнего Ирана. Основание резиденции при Дарии I (522–486 гг. до н. э.). Архитектурный ансамбль Персеполя: монументальная лестница, ворота-пропилеи, дворцы, частные покои. Убранство дворцов: барель-ефные фризы Ападаны; колоннада тронного зала царя Ксеркса. Судьба Персеполя. Архео-логические раскопки в XX в. под руководством Ф. Крефтера, Э. Херцфельда, Э. Шмидта, сотрудников Иранской археологической службы. Экспонаты музея в Персеполе. Роль ЮНЕСКО в сохранении исторических памятников Ирана.

Мусеи (мусейоны) в античной Греции. Культ Муз. Вотивные дары как первые кол-лекции античного мира. Особенности их демонстрации и хранения. Разновидности мусе-ев, их функции. Служители. Афинские пинакотеки. Характер живописных произведений.

Коллекционирования в эпоху эллинизма. Собрание Аттаидов в Пергаме. Мусейон в Антиохии. Александрия – центр наук и искусств. Создание Мусейона Птолемея I Сотера. Деятельность философа Деметрия Фалерского. Ботанический и зоологические сады, ас-трономическая обсерватория, механические мастерские. Ученые Мусейона (Евклид, Ар-химед, Герон, Герофил и др.). Формирование Александрийской библиотеки, ее первые хранители (Каллимах, Эратосфен). Судьба александрийских манускриптов. Современные планы возрождения библиотеки.

Влияние греческой цивилизации на изменения в системе ценностей Древнего Рима (III–II вв. до н. э.). Триумфальное шествие полководцев Клавдия Марцелла (212 г. до н. э.), Эмилия Павла (167 г. до н. э.) с греческими трофеями. Формирование общественных соб-раний и их размещение. Возведение портика Метелла (Октавии). Экспонаты портика Помпеи. Художественные собрания в храмах Согласия, Мира (форум Веспасиана). Обя-занности смотрителей. Попытки консервации и реставрационные работы. Становление художественной критики. Зарождение частного коллекционирования в Древнем Риме. Филэллины и их противники. Коллекции Корнелия Суллы, Гая Верреса. Формирование художественного рынка. Выставки и аукционы. Деятельность экспертов и консультантов. Расширение диапазона интересов коллекционеров. Феномен загородной резиденции. Раз-работка принципов размещения живописных собраний. Императорские коллекции.

Коллекционирование в древнем Китае. Погребальный комплекс правителя царства Цзэн (V в. до н. э.) (провинция Хубэй). Собрание музыкальных инструментов. Надписи на стенах колоколов. Гробница Цинь Шихуанди (II в. до н. э.) (провинция Шэньси). Терракотовая ар-мия: статуи воинов колесницы, оружие. Современные археологические исследования и про-блемы консервации.

Особенности исторического сознания в средневековых культурах мира. 3

Буддизм в Южной Азии: монастыри, храмы. Памятники и средневековые комплексы Японии. Реликвии монастырей Хорюдзи и Якусидзи (VII в.). Сокровищница Сесоин мона-стыря Модайдзи (VIII в.) в Наре. Строительство Киото (с VIII в.) Императорский дворец. Золотой и серебряный павильоны. Храм сокровищ Востока и его коллекция японской жи-вописи. Сад камней монаха Соами.

Исторические комплексы о. Шри-Ланка . Скальная крепость Сигирия (V в.). Скульп-тура льва, охраняющего «Врата рая», «Дворец прохлады», «Сад наслаждений». Галерея древней живописи. Сюжеты фресок. Особенности архитектуры храма «Зуба Будды» в Канди. Предание о происхождении священной реликвии. Условия ее хранения. Нацио-нально-религиозный праздник Эсала-Перакера.

Коллекционирование в средневековом Китае. Собрания произведений каллиграфии. Коллекция императора Тай-цзуна (VII в.). Деятельность Академии живописи. Хранение и экспонирование императорских коллекций. Частное коллекционирование живописных свитков и произведений каллиграфии. Трактаты и каталоги для коллекционеров.

Мусульманский мир Средневековья: особенности исторического сознания и эстети-ческого восприятия. Дворцовые собрания династии Аббасидов в Багдаде, Фатемидов в Каире. Развитие искусства каллиграфии. Работы Ибн Муклы. Коллекционирование иллю-стрированных рукописей. Миниатюры Кемаледдина Бехзада. Деятельность книжных мас-терских в Герате, Тебризе, Стамбуле . Демонстрации мусульманских средневековых кол-лекций в современных музеях.

Христианская Европа. Рассеивание художественных собраний античного мира. Мо-настыри и храмы. Церковные сокровищницы соборов г. Монца (Италия), г. Меца (Фран-ция). Христианские реликвии короля Людовика IX Святого (церковь Сен-Шапель, Па-риж). Собрание культовой утвари в монастыре Сен-Дени. Религиозные реликвии и осо-бенности их сохранения. Терновый венец в соборе Норт-Дам (Париж). Капелла Святой крови. «Слезы Христа» в церкви Святой Троицы в Вандоме. Реликвии капеллы Святая Святых в соборе Сан Джованни ин Латерано (Лютеранский собор св. Иоанна, Рим). Ме-мориальные предметы в храмовых собраниях. Традиции показа церковных реликвий.

Светские сокровищницы средневековой Европы. Собрания императора Карла Вели-кого (742–814 гг.) в Ахене (камеи и инталии, одежда, предметы декоративно-прикладного искусства). Сокровища короля Карла V Мудрого (1364–1380 гг.) во дворцах и замках Франции. Формирование родовой сокровищницы московских великих князей (вторая по-ловина XIII в.). Посольские дары русским царям. Основные хранилища и мастерские: Ка-зенный двор, Постельная казна, Конюшенная казна, Оружейная палата. Реликвии («шапка Мономаха», «Филофеевский крест» и др.), памятные предметы.

Рыцарские дворцы и замки в Европе, их собрания. Функции гардеробных. Форми-рование ценностного отношения к вещи.

ТЕМА 2. ЗАРОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА (10 Ч.)

Движение гуманистов. Расцвет искусства, литературы, гуманитарных наук . Создание научных обществ и академий. Осознание исторических эпох. Интерес к античному наследию. Нумизматические коллекции Ф. Петрарки и А. Полициано. Собрание эпиграфических памят-ников П. Браччолини. Античные коллекции живописца Ф. Скварчоне. Открытие специфиче-ской ценности произведений искусства. Предпосылки возникновения музеев.

Организация собраний в эпоху Ренессанса. Понятия: галерея, антикварий , кабинет. Функции студьоло (студиоло). Документальные свидетельства середины XV в. о студиоло герцога Лионелло д’Эсте во дворце Бельфьоре (близ Феррары). Программа Гварино да Верона по ее декорации. Комплекс личных покоев герцога Федериго II да Монтефельтро в Урбино (1476 г.). Портреты, интарсии, консольные столики в интерьере студиоло. Деко-рации «Капеллы Муз».

Художественные коллекции. Роль античных и естественных памятников в коллекциях XVI в. и способы их экспонирования. Кунст - и вундер-камеры как символическое представление универсума. Основные принципы размещения предметов коллекций. Мебель (шкаф-креденца, шкаф-кабинет, полки, столы).

Известные итальянские коллекционеры и их собрания. Аллегорические картины А. Мантеньи, орнаментальные шпалеры в декорации студиоло маркизы Изабеллы Гонзага, урожденной д’Эсте. Новаторские идеи в представлении коллекций в палаццо Дукале (Мантуя). Размещение книг и произведений живописцев-современников в студиоло. Те-матика картин. Скульптурные произведения в «гротто» и в саду. Роль агентов в пополне-нии коллекций. Произведения Рафаэля Санти, фра Барталомео, В. Тициана, В. Беллини в художественной коллекции герцога Альфонсо д ’Эсте. Античная коллекция Доменико Гримани. Организация экспозиции в зале Дворца дожей (Венеция). Публичный статуарий Джованни Гримани в библиотеке собора Сан-Марко (1596 г.). Труд Паоло Джови «Исто-рия нашего времени» (1551–1552 гг.). Собрание портретов выдающихся современников и принципы его размещения на вилле в Комо. «Джовианский музей» как образец для под-ражания коллекционеров.

Коллекции семейства Медичи во Флоренции (XV–XVI вв.). Собрание Козимо Стар-шего во дворце на Виа Ларга. Студиоло Пьетро Медичи. Собирательская деятельность Лоренцо Великолепного. Программа размещения в саду Сан-Марко комплекса статуй. Главный хранитель Джованни Бертольдо. Доступность коллекций для любителей искус-ства и художников. Превращение Флоренции в культурный центр Возрождения. Рассре-доточение коллекций семейства Медичи после переворота 1494 г. Произведения египет-ского, греческого и римского искусства в собрании герцога Казимо I Медичи. Субсидиро-вание археологических раскопок. Студиоло Франческо I Медичи в Палаццо Веккьо. Уча-стие В. Борчини, Дж. Вазари в оформлении помещения. Осуществление в тематике экспо-зиции идеи господства человека над природой. Центральная композиция «Природа вруча-ет Прометею кристалл кварца». Декор стен помещения. Посетители студиоло.

Галерея Уффици во Флоренции. Сооружение здания по проекту Дж. Вазари. Перестройка дворца архитектором Б. Буонталенти. Состав помещений («Галерея статуй», залы, мастерские, «Трибуна»). Воссоздание образа мира в оформлении «Трибуны» и «Темпьетто». Символы и аллегории . Экспонаты «Трибуны» (драгоценности, геммы, медали, природные редкости, па-радное оружие, картины и т. д.). Оценка галереи современниками (Г. Галелей, Ф. Бокки).

Галерея Питти во Флоренции. Строительство дворца (с 1440 г.). Архитектурные осо-бенности здания. Формирование коллекции Луки Питти. Приобретение дворца Элеонорой Толедской. Перестройки дворца (1558–1570 гг.) архитектором Б. Алеманати. Сюжеты роспи-сей дворцовых залов. Собрание итальянской и фламандской живописи XV–XVII вв.: морские пейзажи С. Розы; картины П. Рубенса, А. Ван Дейка; полотна Рафаэля Санти («Мадонна Грандуга», «Видение Иезекиила» и др.), «Портрет Пьетро Арентино» В. Тициана.

Коллекции папского двора в Риме. Археологические открытия XV в. Внимание пап-ских властей к историко-художественному наследию древнего Рима. Основание Сикстом IV антиквария на Капитолийском холме (1471 г.). Проект Микеланджело Буонарроти по упорядочиванию построек Капитолия в единый ансамбль.

Сооружение архитектором Дж. Дольчи Сикстинской капеллы (1475–1483 гг.). Ее на-значение. Фрески Микеланджело Буонарроти («Потоп», «Сотворение Адама», «Страшный суд»). Реконструкция папских дворцов архитектором Д. Браманте. Создание галерей меж-ду Ватиканским и Бельведерским дворцами.

Собрания древностей папы Юлия II. Скульптуры и скульптурные группы сада-антиквария в дворике Бельведерского дворца. Сюжетные композиции фресок Станцы делла Сеньятура («Диспут», «Афинская школа», «Парнас», «Юстиция»). Собрание манускриптов в библиотеке Ватикана. Строительство собора Св. Петра. Святыни и сокровища собора (мощи, убрус Вероники, железное копье, перстень Фишермана, скульптурные украшения гробниц).

Дворец дожей – памятник державности Венецианской республики. Особенности ар-хитектуры дворца. «Лестница Гигантов» со статуями Марса и Нептуна. «Золотая лестни-ца». Комната-хранилище «Золотой книги Республики». Плафон П. Веронезе «Поклонение 5

волхвов» в помещении библиотеки Св. Марка. «Зал большого совета» и размещение в нем полотна «Слава в раю праведных» Я. Тинторетто. Арсенал. Убранство зала «Совета деся-ти» (роспись П. Веронезе, портреты дожей).

Влияние итальянского искусства на формирование вкусов французского короля Франциска I Валуа. Покровительство Леонардо да Винчи. Приглашение итальянских ху-дожников Р. Фьорентино и Ф. Приматиччо. Разработка и осуществление художественно-декоративной программы в замке Фонтебло. Состав и размещение собраний Франциска I. Предметы искусств в «Зале для ванн». Галерея в Фонтебло: отражение политических ам-биций короля.

Собрания представителей династии Виттельсбахов в Мюнхене . Картины немецких художников в коллекции баварского герцога Вильгельма IV. Деятельность при дворе Альбрехта V по организации коллекций. Строительство Кунсткамеры (1563–1567 гг.). Теория музейного собирательства С. фон Квихельберга и ее воплощение в коллекциях ди-настии Виттельсбахов. Строительство здания Антиквария (проект Дж. да Страд, 1569 г.). Размещение экспонатов. Устройство репрезентативного зала при Максимилиане I.

Коллекции представителей династии Габсбургов. Собрание Фердинанда II (1547–1564 гг.) в замке Амбрас. Содержание коллекций и программа экспозиций. Универсальное содержание коллекций Филиппа II Габсбурга во дворцах Алькасар, Ананхуэс (Испания). Строительство резиденции Эскориал. Размещение художественного собрания. Тематика картин.

Художники, алхимики , астрономы при дворе в Праге. Универсальность коллекций Рудольфа II. Интерес к обработке камней . Размещение собраний (замок Градчаны, дворец Бельведер, Прага). Судьба коллекций.

Занятие в объединении «Память»

«Музеи мира»

«В музее оживают яркие мгновения

Из жизни предыдущих поколений»

Цель: - сформировать у учащихся представление о музеях мира;

- создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.

Задачи: – расширить знания школьников об истории музеях мира;

Формировать умение получать информацию из различных источников;

Развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны; патриотические чувства и нравственные качества личности.

Воспитывать любовь и уважение к истории своей малой Родины и всей страны.

Форма проведения: виртуальная и реальная экскурсия по музеям

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Музеи мира», «Музеи древности», стихи о музеях, словарь В. Даля и энциклопедический словарь, видео ролик.

Ход занятия.

Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.

Сегодня мы подвести итоги за год, и конечно узнаем что-то новое, познакомимся с музеями разных стран, совершив виртуальную экскурсию, которую вы подготовили.

Я пригласила к нам в гости самого главного заведующего всеми архивами, знакомьтесь – Архивариус.

- Ребята, скажите, что такое музей?

(ответы учащихся : места, где хранятся предметы старины)

Юля, тебе было задание найти определения в интернете определение музея.

(Юля зачитывает)

Музей – это храм, в котором бережно собираются и сохраняются памятники материальной и духовной культуры, созданные на разных исторических этапах развития общества. Бесценные коллекции живописи, предметов интерьера и быта, скульптуры, собрания монет, книг, памятников естественной истории – это многовековое наследие, ценность которого только будет расти из года в год, и богатство, которое принадлежит всему человечеству.

А какие бывают музеи?

(ответы учащихся : музеи бывают краеведческие, художественные)

Андрею было задание найти в словаре, какие бывают музеи.

(зачитывает с. 327)

Архивариус, а что вы можете нам сказать по этому поводу? Может наши сведения требуют уточнения?

Архивариус:

Ребята сказали всё верно, я лишь немного уточню:

« Музей это научно – исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение, показ и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Виды музеев : естественно - научные, краеведческие, мемориальные, художественные и другие.

Уважаемый Архивариус, спасибо вам за помощь.

Итак, ребята, давайте обобщим сказанное (1 слайд)

Ребята, ежегодно 18 мая люди отмечают профессиональный праздник работников всех музеев мира, в том числе и экскурсоводов, которые проводят огромную просветительскую и педагогическую работу. Так что я всех вас поздравляю с этим праздником, который был 2 дня назад.

И сегодня мы посвящаем наше мероприятие тем хранителям народной памяти, которые любят и чтят историю родного края.

Информацию об этом празднике нам нашли Эля и Ева.

Какова же история этого праздника?

(зачитывает Эля)

История Международного Дня музеев

Международный День музеев ежегодно отмечают 18 мая. История праздника тесно связана с созданием в 1946 году Международного Совета музеев, который поставил главной целью оказывать всестороннюю поддержку деятельности музеев.

К работе Совета сразу же присоединились представители более чем 115 стран, в том числе и СССР. Именно по инициативе Советского Союза в 1977 году был учреждён новый профессиональный праздник – Всемирный День музейных работников . В первый раз торжества прошли в 1978 году. В наше время праздник широко отмечается уже в 150 странах мира. Ведь почти в любом государстве есть немало музеев, которые составляют его национальное достояние.

В этот день музеи открывают свои двери для всех желающих, совершенно бесплатно и с радостью показывая свои выставочные залы, новые экспонаты,

рассказывают, просвещают. К празднику приурочены открытия новых выставок, фестивалей, в музеях организуются тематические лекции, экскурсии, научные чтения, специальные занятия с детьми, проходят музейно-театральные представления.

В конце 90-х гг. появилась традиция в рамках праздника проводить специальную культурную акцию «Ночь музеев», в эту ночь многие музеи закрываются очень поздно либо работают всю ночь. Вход в музеи бесплатный.

Спасибо, а теперь расскажите нам о традициях этого праздника.

(зачитывает Ева)

Традиции Международного Дня музеев

В честь праздника в музеях и галереях мира устраивают тематические экспозиции, выставки с участием молодых художников, проводят специальные мероприятия для специалистов и широкой общественности, экскурсии для детей школьного и дошкольного возраста. В праздничный день во многих галереях проходят научно-популярные лекции и конференции, посвященные вопросам развития музеев.

С развитием интернет технологий шедевры мирового искусства становятся доступными все более широкому кругу людей. Теперь посмотреть лучшие мировые коллекции можно в виртуальных музеях, популярность которых растет день ото дня. Такая виртуальная экскурсия есть и у нас о нашем Зале Боевой Славы.

Спасибо девочки, мы много узнали об этом празднике.

Каждый музей по – своему неповторим. Каждый хранит и передаёт будущим поколениям запечатлённые мгновения прошлого.

Обычно музейные экспонаты выставляются на всеобщее обозрение, а те, что не вписываются в экспозицию, находятся в хранилищах.

Интересно, а как же все начиналось?

Архивариус:

Ребята,

Без прошлого, будущее не создать,
Каждый гражданин это должен знать,
Нас привлекает история всегда,
В музеи мы приходим, как в прошлые века.

О музеях древности нам подготовили Диана и Алёна

Первые попытки коллекционирования осуществлялись в храмах Древней Греции, когда возводились специальные храмы для складывания даров. Эти храмы назывались «сокровищницами».

В Древнегреческих сокровищницах и пирамидах Древнего Египта собирались огромные коллекции. Они то и считаются прообразом современных музеев.

С древних времен у людей наблюдалась потребность в собирательстве.

Мы подготовили небольшую презентацию о «Музеях древности»

Презентация «Музеи древности»

В Европе первым учреждением музейного типа стала «кунсткамера». Немного позже – стали появляться такие понятия, как галереи, «кабинеты», «музеи».

Спасибо большое.

В истории формирования российских музеев большую роль сыграл Петр I и Екатерина II. Они стояли у истоков создания уникальнейших коллекций, которые впоследствии стали музеями национального значения – Эрмитаж и Кунсткамера в Санкт-Петербурге.

Архивариус: Ребята,

Всегда народ реликвии берег,

Сокровища от глаз чужих стерег

В церквях, соборах и монастырях,

А сам о них знал только на словах.

Но Петр Первый строго повелел,

Чтоб русский люд сокровища узрел,

И в Петербурге был открыт музей

На обозренье всех простых людей.

Тот век сменился не одним уж веком,

Но все, что создавалось человеком,

Хранят теперь в музеях всей страны

Ценители древнейшей старины.

Они сосредоточенны и строги,

В лабораториях, архивах, словно боги,

А с публикой приветливы, умны,

Нам открывая тайны старины.

В конце XVII – начале XVIII веков многие европейские коллекции становятся доступными для посещений, ярче всего это наблюдалось в Германии, Италии, Франции.

О знаменитых музеях мира виртуальную экскурсию нам готовили Ксения и Кристина.

Мы подготовили презентацию о «Музеях мира»

(показ) Презентация «Музеи мира»

Спасибо девочки, да, эти музеи известны на весь мир. Но почти в каждом населенном пункте любой страны есть и свой краеведческий музей, в котором хранятся раритетные предметы, связанные с его историей и этапами развития.

И у нас есть такое место, это историко-краеведческий уголок, или «Зал Боевой славы», в котором будет храниться история наших предков, история хутора, история Весёловского района, история нашей страны.

Архивариус:

Музей и память….

Каждый экспонат

Расскажет об истории эпохи.

Экскурсовод спокойный, умный, строгий,

Увидеть вас здесь снова будет рад.

Помимо экспозиций старины

Музей свою историю имеет,

Поведать вам ее не пожалеет,

Историю ведь знать мы все должны.

А сейчас от виртуальных экскурсий перейдём к экскурсии реальной.

Уважаемый Архивариус, вот несколько слов о том, как появились здесь эти экспонаты.

В 1963 году в Казачинской школе был организован отряд следопытов, который собирал материал о погибших воинах, под руководством учителя истории Черкасовой Л.И. А в 1972 году был создан Казачинский историко – краеведческий музей «Боевой Славы». В здании школы он просуществовал 43 года, после закрытия школы эти ценные музейные экспонаты обрели свой новый уютный дом в нашем доме культуры.

Архивариус: Спасибо Елена Викторовна.

Сюда идут, чтоб научиться

Искусством души согревать,

Чтоб не разрушились традиции

Добро культуры воспевать.

И так, в этом зале находятся 4 экспозиции по темам:

- «История нашего хутора»

Герой октябрьской революции «Е.П. Огнев»

Герои гражданской войны «Б.М. Думенко»

Раздел о «ВОВ»

У каждого есть на земле самый дорогой сердцу уголок. Большой ли это город или крошечный поселок, село, станица, или хуторок, затерянный меж степных холмов, богата ли здесь природа или скудна – неважно. Но, если здесь впервые мы ощутили солнечный мир, познали первые радости и первые невзгоды, если здесь промчалось наше безмятежное, а быть может, и трудное детство, отшумела юность, здесь мы сделали первые шаги в большую жизнь, здесь наш дом, родные, близкие, друзья - для нас этот уголок самый родной. И так же верно, что любовь к родной стороне определяет любовь к Родине в целом! Но, не зная прошлого нашей Родины, мы не сможем оценить правильно настоящего.

Хутор – Казачий, а раньше он назывался Казачий Хомутец - самый старый на Маныче.

П ервые упоминания о нашем хуторе встречаются в архивных документах ещё за 1699 год - значит хутору уже 317 лет.

А сейчас давайте окунёмся в историю родного нашему сердцу Донского края, ну и конечно вспомним героев, что защищали нашу землю.

((стих. и ролик о Дон. крае))
(Макаренко Алёна)

А теперь послушаем наших экскурсоводов.

(рассказ ребят экскурсоводов)

Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Вечное почтение и вечная память всем, кто выжил в те страшные годы!

Прошло много лет, как закончилась война. Время заровняло окопы, колосятся хлеба на полях былых сражений, заново отстроены разрушенные фашистами города и сёла. Следы войны исчезают с лица Земли, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах.

(Федя)

Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

Мы будем достойными потомками того великого поколения. Мы благодарны им за эту победу, за наши мирные жизни, Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.

(После экскурсии девочки читают стихи)

(Диана)
В нашем зале часто посетители –
Каждый найдёт для себя что-то важное –
Школьники, гости и просто родители,
Всё объясним и покажем здесь каждому.

(Ева)

Память хранится здесь о героях,
Тех, что в Великой войне победили.
Их ордена и трофеи напомнят
Подвиги, что в честь страны совершили.

(Настя)
Выставки, конкурсы и конференции,
Олимпиады и разные слёты,
Думаем, будет вне конкуренции
Вся проведённая нами работа.

(Ксюша)

Наследие наших предков мы усердно охраняем,
Историю села мы отлично знаете,
Каждый экспонат прошлого частица,
Давно минувших дней пожелтевшая страница.

(Кристина)

История, с нашей помощью оживает каждый день,
Часто рассказывать одно и тоже нам не лень,
Посетители нас слушают внимательно всегда,
Информацию о прошлом мы получаем сполна.

(Алёна)

В музеях хранится вещественно память,

Которую можно тихонько потрогать,

Слегка прикоснуться к ушедшим эпохам,

Былого величия мизерным крохам.

Ночами экскурсии водит здесь время,

Стуча очень тихо, пред прошлым робея.

Проходят годы, меняются поколения, юные ребята-экскурсоводы становятся взрослыми. Как показал опыт прошлых лет, по окончании школы, бывшие экскурсоводы поступают в военные училища (Акубаев Искандер), педагогические вузы (как Я и 2 моих одноклассницы,) Да, ребята, я тоже была экскурсоводом в Казачинской школе.

Музеи - это наша история, это те места, где хранятся самые ценные вещи, когда-либо изобретенные и созданные человеком. Поэтому музеи должны быть ближе к обществу и полностью для него открытыми.

Ребята готовили стихи о музеи, давайте их послушаем.

Скажу я вам, в музее
Всегда бывать я рад!
Открывши рот, глазею
На каждый экспонат.
Здесь дух неуловимый -
Дыханье старины,
Истории невинной
Стоим напротив мы.

Мы по залам ходим-бродим,
Что-то ценное находим,
Нам здесь много неизвестно,
Оттого и интересно.

Чтобы вещи, не старея,
Ни один лежали год,
Выставляют их в музеях
И глядит на них народ.

В тишине музейных залов
(Помнить все о том должны)
Выставляется немало
Ценных фактов старины.

Культуры и истории наследие, -

Все то, чем человечество гордится,

Все лучшее за многие столетия

В тиши музеев бережно хранится,

Здесь люди обретают вдохновение

И получают много впечатлений,

Здесь оживают яркие мгновения

Из жизни предыдущих поколений.

Я пожелать хочу в наш век стремительный

Музеям не сдавать своих позиций,

Пусть в залах будет много посетителей

И новых интересных экспозиций!

Музеи – это наша жизнь, история, наше наследие и воспоминания...наша память….

Ребята, я думаю, что вы со мной согласитесь, что музей учат нас быть добрее и справедливее. А быть такими нам помогут “ Золотые правила ”.

Я хочу, что бы вы не только повторили их за мной, но вдумались и пропустили через душу.

Вот они:

  1. Береги своё достоинство.
    2. Береги достоинство другого!
    3.Весь мир – музей.
    4. Не будь вандалом!
    5. Почитай своих предков!
    6. Познай самого себя!
    7. Умей прощать!
    8. Передай добро по кругу!
    9. Культура даёт человеку счастье.
    10. Будь носителем культуры!

Архивариус :

Спасибо большое за приглашение посетить ваше занятие, все вместе мы сохраним память о прошлом для наших потомков.

Спасибо вам ребята за подготовку и работу на занятии.


1.3 История возникновения музеев

Художественные музеи - одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Они хранят и делают доступными людям уникальные творения человеческого духа.

История возникновения художественных музеев восходит к древности. Слово «музей» происходит от греческого «mouseion», что означает «храм муз». Первый Мусейон был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н.э. и имел статус учебного заведения. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, обсерватория, библиотека, ботанический и зоологический сады. Мусейон располагал медицинскими и астрономическими инструментами, чучелами животных, а также статуями и бюстами, которые использовались во время обучения. Работа Мусейона, в отличие от других научных школ, финансировалась государством: учёные и педагоги получали в нём жалование. Главный жрец, первое лицо «храма муз», назначался самим Птолемеем. Мусейон располагал уникальной библиотекой: к I в. до н. э. она насчитывала более 700 000 рукописей. Приблизительно в 270 г. н. э. Мусейон был уничтожен вместе с большей частью Александрийской Библиотеки.

Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения ещё в ту пору были доступны самой широкой публике.

Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей. Вниманию именитых гостей часто представлялись произведения искусства, захваченные во время войн и привезённые хозяевами из победоносных походов. Войны в те годы играли значительную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру. Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте. Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих её произведений не уступала многим современным музеям.

В средние века хранителями произведений искусства - ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов - были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь. Так, сокровища Кафедрального собора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Одним из крупнейших меценатов и покровителей искусства того времени был правитель Флоренции Лоренцо Медичи, получивший прозвище Лоренцо Великолепный. Поэт-гуманист, он был большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет. Известно, что он являлся первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор выполнял копии античных скульптур для его сада около Сан-Марко.

Сами же музеи стали создаваться только в XVI- XVIII веках. Первым, кто определил художественное значение музея, был французский художник Жак Луи Давид. К членам Конвента он обратился с такими словами: «Не заблуждайтесь, граждане! Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут туда своих юных учеников, отец поведёт туда сына. Молодой человек при виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки призывает его природа!»

История создания старейших художественных музеев, таких как Уффици, Прадо, Лувр и др. восходит к XVI веку. При строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. К этому же времени относится появление первых учреждений музейного типа - галерей, «кунсткамер», «кабинетов». Последние отражали интерес к познанию мира, свойственный тому времени. Стремясь сосредоточить в них всё богатство природного мира, дополненное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали, как правило, одну цель - удовлетворение собственных познавательных интересов. Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе в XVI-XVIIвеках получили большое распространение частные художественные коллекции, которые, как правило, отражали интересы и художественный вкус их владельцев - представителей знати и богатых буржуа. Многие закрытые, частные собрания становятся доступными для обозрения. Так, Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив её в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 году (ныне галерея Уффици). В 1739 году последняя представительница династии Медичи Мария Людовика передала коллекцию в государственное владение.

В XVIII веке публичные музеи становятся неотъемлемой частью общественной жизни. В 1750 году в Париже картины в Люксембургском дворце были два дня в неделю разрешены для публичного показа, в первую очередь студентам и деятелям искусства: позднее они были переданы в коллекцию Лувра.

Первым музеем нового типа стал Британский музей в Лондоне. Он был открыт в 1753 году, но для его посещения необходимо было письменно зарегистрироваться. Первым большим публичным музеем стал Лувр: он был открыт для широкого посещения в 1793 году. Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX веке, когда они стали доступны для широкой публики: Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Галерея Тейт в Лондоне, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене и др.

Структура, организация и деятельность современного музея определяется, прежде всего, характером собрания. Основные задачи научной деятельности музеев - изучение и систематизация коллекции - находят отражение в публикации полных каталогов произведений, хранящихся в музее, а также других научных и научно-популярных изданий. Художественные музеи практикуют также выставочную деятельность, обмен показами произведений искусства из своих коллекций в рамках культурного обмена. Просветительская деятельность художественных музеев выражается в проведении экскурсий, лекций, лекториев.

Художественный музей, как комплекс специально оборудованных помещений и научно-вспомогательных отделов, включает в себя экспозиционные залы, запасники (хранилища фондов), выставочные залы, реставрационные мастерские, научную библиотеку и пр. Экспозиция музея строится, как правило, по хронологии и по национальным школам искусства. В некоторых музеях экспозиция строится частично или полностью по отдельным коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи. К XIX веку сложился тип музейного здания, в котором залы располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутренних двориков. В XX веке при строительстве зданий художественных музеев стали активно применять новые архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями, климатическими условиями. Нередко часть экспозиции (в основном скульптуру) выносят за стены музея, размещая её на открытом воздухе. Общая черта архитектуры современных художественных музеев - гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений.



Загрузка...
Top