Схемы тройной картины в технике кинусайга. Мастер-класс «Кинусайга-пэчворк без иглы

сегодня открыла для себя потрясающе интересную технику декорирования

А вы знаете, что оригами, кусудама и цумами канзаши - далеко не все виды рукоделия, подаренные нам японскими мастерами? Есть у них, например, совершенно необыкновенное искусство создания картин из шелковых лоскутков. Этакий пэчворк без иголки! И называется такой потрясающий вид рукоделия «кинусайга». А уж как сумели интерпретировать это японское рукоделие европейские мастерицы - просто диву даешься! Но, обо всем по порядку…

Кинусайга как искусство

Как и английский пэтчворк, кинусайга - это результат умения экономить , это искусство из категории «голь на выдумку хитра». И если европейское лоскутное шитье появилось вследствие дороговизны индийского ситца, то возникновению кинусайги способствовала высокая стоимость шелка для кимоно. Передаваемое по наследству кимоно никогда не выбрасывали, а распарывали и изготавливали из ткани другие, более мелкие изделия, называемые комоно. Оставшиеся лоскуты тоже шли в дело - из них «писали» картины по дереву.

Сначала делался эскиз на бумаге, а затем рисунок переводился на деревянную доску-полотно. По контуру рисунка прорезались углубления, а после этого шелковыми лоскутами, как красками рисовали картины. То есть лоскуты накладывали на элементы рисунка, заправляя края ткани в прорезанные канавки. Благодаря скрупулезному подбору красок и оттенков шелка, а также объемности получавшегося изображения, картины выходили потрясающе красивыми, похожими на живописное полотно, батик и фотографию одновременно. Вот такое чудесное искусство!

Пэчворк без иголки

В европейском варианте искусство кинусайга носит более прикладной характер. У нас его называют «пэчворк без иголки», потому что используют не только для «живописных» картин и красочных панно, но и для декорирования различных предметов обихода, а также для сувенирных поделок . Эта техника еще достаточно молода, но уже имеет своих приверженцев и даже успела получить профессиональное название «метод инкрустации в лоскутном шитье».

В основе технологии лежит аппликация . Здесь, также как и в кинусайге, лоскуты ткани накладываются на плоскую или объемную поверхность, их края заправляются в заранее сделанные прорези-канавки, а в результате получается какой-либо рисунок. В целях декорирования работы в технике «пэчворк без иглы» украшаются тесьмой, шнурами и лентами.

Для чего используется пэчворк без иглы? Прежде всего, этот всевозможные панно и картинки, которые служат украшением интерьера. Такой аппликацией декорируют шкатулки, коробочки, обложки альбомов, блокнотов и книг. Очень широкое распространение получила эта техника в области изготовления сувенирных пасхальных яиц, елочных игрушек, валентинок. А еще пэтчворк без иголки используется для декорирования абажуров и даже мебели. Как же именно это делают?


Материалы и инструменты

Для работы в этой технике вам понадобятся, прежде всего, пенопластовые заготовки . Плоские листы можно нарезать из упаковочной тары, а объемные (с ровной поверхностью) приобрести в специализированных магазинах для рукоделия. Собственно пенопласт и служит основой для работы в этой технике. Именно на него наносится рисунок, на нем делаются контурные прорези, и на него накладываются разноцветные лоскуты.

Естественно, что для работы вам будут нужны разнообразные ткани. В ход может пойти все, что угодно. Подойдет шелк, бархат, ситец, велюр, сатин, шерсть (и так далее). Размеры и расцветки лоскутов также могут быть какие угодно - все зависит от вашей задумки и от рисунка. Кроме тканей вам понадобится тесьма и ленты любой ширины, фактуры и цвета, а также шнуры и, возможно, бусины, пуговицы или стразы . Некоторые мастерицы для украшения объемных изделий используют булавки с головками в виде жемчужин и бусин.

Инструменты, необходимые для работы в этой технике:

  1. ножницы для разрезания ткани,
  2. клей ПВА, которым ткань будет приклеиваться к поверхности пенопласта,
  3. карандаш для нанесения рисунка,
  4. канцелярский нож для вырезания контуров рисунка,
  5. стек (или любой похожий инструмент) для заправления краев ткани в прорези.

Техника работы

Подготовив материалы и инструменты, можно приступать непосредственно к процессу изготовления. Какое именно изделие вами задумано, не важно. Техника выполнения плоских картин и объемных сувениров одинакова. Например, вы собираетесь смастерить сувенирное пасхальное яйцо. Для этого рисуете эскиз, определяя рисунок и расцветку. Впрочем, рисовать не обязательно, можно экспериментировать прямо по ходу работы.

Итак, берете пенопластовую заготовку в форме яйца и наносите на нее карандашом границы рисунка: лучше всего разделить яйцо на сектора линиями-меридианами, расходящимися из центра острого конца яйца и соединяющимися в центре тупого конца. Затем вырезаете из ткани (желательно брать блестящий шелк или атлас) лоскуты по форме секторов, но чуть большего размера. Кстати, можно для этих целей использовать широкие атласные ленты, которые просто нарезать на кусочки нужной длины.

Затем накладываете первый лоскут на заготовку, закрепив его конец на вершине яйца булавкой. А после этого аккуратно заправляете края лоскута в прорези на пенопласте, слегка натягивая и расправляя ткань - один сектор «закрасили». Точно так же закрываете все остальные части. Покрыв всю форму лоскутами, декорируете прорези красивой тесьмой, сажая ее на клей, и украшаете яйцо бусинами и стразами. Вот и все!

Кстати, техника декорирования объемных форм может быть и несколько иной. Для этого не нужно делать прорези в заготовке, а лоскуты накладывать на нее внахлест, подворачивая края ткани и закрепляя ее булавками. Что касается картин и панно, то их выполняют, используя первый способ, то есть, прорезая контуры рисунка. Но для такого изделия требуется еще и рамка.

Изготавливая прямоугольную рамку, вырезают большой кусок ткани, размеры которого с каждой стороны примерно на пять сантиметров больше самой картины. Затем ткань кладут на стол лицевой стороной вниз, а на нее укладывают картину. По краю картины делают прорези границы рамки и, заворачивая свободные края ткани на картину, заправляют их в прорези. Для долговечности изображений можно «посадить» лоскуты на клей или промазать клеем только прорези. А для рельефности рисунка можно подложить под лоскуты ткани синтепон, который тоже нужно предварительно закрепить на пенопласте с помощью клея.

Вот такая на удивление простая техника и оригинальный способ изготовления сувениров. Пэчворк без иглы вполне удовлетворит ваши потребности в творчестве, даже если вы не умеете и не любите шить, но являетесь поклонницей лоскутного шитья. Творите, созидайте и получайте удовольствие от процесса и от результата!

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Кинусайга - пэчворк без иглы

Мое увлечение началось со знакомства с техникой Кинусайга, изобретение японцев, которым жалко было выкидывать старые кимоно и они из них делали картины=)) Ну у нас, как известно, не Япония и кимоно найти трудно, поэтому приходится обходиться отечественными тканями (ситец, бязь, реже синтетику), а вместо деревянных дощечек использовать пенопласт=)) Получается, конечно, совсем не так, поэтому даже название дали другое=))

Вот небольшой МК по изготовлению картин в технике "пэчворк без иглы". Делать будем подсолнухи:

Смело идем в строительный магазин и покупаем:
-пачку потолочной плитки толщиной 5мм, желательно с плоским рисунком
и клей ПВА (он там не разбавленный и дешевый).
Еще нам понадобятся:
-рамка для фотографий А4 (или какую захотите)
-ножницы
-резак (в идеале макетный нож)
-клей карандаш (можно без него, если сразу на пенопласте рисовать)
-картинку
-ткани подходящих цветов (я использую хб обычную)

1). Вытаскиваем из рамки картонку (стекло смело прячем подальше от детей, оно нам не нужно)
2). Намазываем ПВА на картон и приклеиваем к нему пенопласт.
3). Обрезаем лишнее и кладем под пресс часа на 2=)).

4). Хорошо промазываем пенопласт клей-карандашом и приклеиваем рисунок, хорошо прижимаем и ждем еще мин 30-40. (можно пункт 3-4 объединить)
5). Берем нож и начинаем прорезать каждую линию х_Х
6). А теперь отдайте детям и пусть они "рисуют" тканью=))
7). Начинать лучше с больших деталей, берем подходящий кусочек, приминаем его по контуру.
8). Отрезаем все лишнее, оставляя по краям 2 мм.

9). Аккуратно прячем края между пенопластом.
10). Таким образом начинаем заполнять картину с середины. Потому что, если сразу заполнять по краям, кусочки могут отвалиться=))
11). А теперь заполняем по краям, прячем кончики между пенопластом и картоном.
12). Заполнили? Вставляем в рамку и любуемся!=)))
Надеюсь кому-нибудь пригодится=)
картины в технике "Пэчворк без иглы" Sellin







А эта бабочка поселилась на крышке шкатулки, которую мне сделал муж=))



Коментарии к теме:
А ещё у меня назрел вопрос: а кусочки материала не приклеиваются? И хорошо ли они держутся?

Ответ - подсолнухи проклеила сверху разведенным клеем ПВА с водой 1:1, потому что много мелких деталей и сильно бахромилась, остальные не стала, они прекрасно держатся даже если потрясти.
В интернете есть МК где клеят ткань перед работой, я пробовала так делать, получается очень грязно, мелкие ворсинки прилипают где не попадя, приходится все время вытирать руки или бегать их мыть, куда приятнее было работать с сухой чистой тканью=)
Sellin, а вы не поделитесь картинками, особенно котом, пожалуйста!
Поделюсь, кот самый легкий в исполнении=)) картинки сама надергала со всего инета, а авторов не знаю (так бы дала ссылки)=)) вообще в такой технике можно сделать любой рисунок, только выбирать где поменьше волнистых линий и более-менее крупные детали=))


Здравствуйте, дорогие читательницы! Сегодня представляю вам мастер-класс по созданию картины на пенопласте. В каждом доме найдутся упаковки из пенопласта. Ведь купив в магазине любую технику, которую всегда тщательно упаковывают в пенопласт, мы, не задумываясь, его просто выбрасываем. А ведь не секрет, что пенопласт практически не разлагается, тем самым загрязняя нашу планету.


Да и наверняка у каждой хозяйки найдутся лоскутки ткани. Возможно, это вещи, давно вышедшие из моды. Или просто платье разонравилось, а сама ткань красивая, жалко её выбрасывать. Весь этот бросовый материал может пригодиться при создании великолепных картин.

Поэтому актуальность такой работы очевидна, так как использование пенопласта и остатков ткани в декоративно-прикладной работе — это и есть один из способов утилизации отходов.

На сегодняшний день существует интересный метод использования пенопласта — инкрустация. Это что-то в виде панно из лоскутков ткани, только сшивать их не надо.

Техника «Инкрустация по пенопласту» очень интересная и совершенно не сложная, а также практически не дорогая, что дает возможность заниматься ей любому желающему.

  • Пенопласт;
  • Тонкий светлый фломастер;
  • Цветные лоскутки ткани;
  • Ножницы;
  • Утюг;
  • Канцелярский нож.

Основные этапы изготовления картины на пенопласте


Картины, выполненные своими руками, приносят много радости, тепла и красоты в дом. Необходимо только терпение и огромное желание сделать что-нибудь красивое своими руками.

Техника «Инкрустация на пенопласте» дает возможность выполнить картины на любую тематику. Достаточно придумать сюжет, а можно и просто скопировать любую картину. Главное — это подобрать цветовую гамму из ткани.

Выполняя такие картины, мои ученики (как взрослые, так и дети) получают огромное удовольствие от своей работы. Думаю, такие картины приятно подарить или просто украсить свою комнату.

Обратите внимание на следующие книги. Быть может, вас заинтересуют и другие техники:

  • Наталия Дубровская «Оригинальные подарки своими руками »
  • Ольга Белякова «Деревья из бисера. Пошаговые мастер-классы для начинающих ». Книгу можно скачать на свой телефон, ридер, ПК или планшет.
  • С.Ю. Ращупкина «Цветы и деревья, вышитые лентами »

Картины, выполненные в технике «Инкрустации на пенопласте» экологически чистые, так как пенопласт не имеет запаха, не вызывает аллергию.

Примеры работ учеников

Кинусайга – японский вид творчества, который заключается в создании ярких и оригинальных картин из тканевых лоскутов без использования иглы. Этот вид творчества достаточно прост, однако для изготовления картин из тканевых кусочков необходимо знать определенную технологию их крепления

Кинусайга – японский вид творчества, который заключается в создании ярких и оригинальных картин из тканевых лоскутов без использования иглы

История гласит, что современный печворк, а также японское рукоделие кинусайга развивались под влиянием экономии. Процесс возникновения этого вида творчества обязан Японии. Раньше подобная лоскутная вышивка изготавливалась на основе шелка, оставшегося от изношенного кимоно. Так как для пошива кимоно использовалась исключительно дорогостоящая ткань, после износа этого одеяния, его перекраивали, а оставшиеся кусочки использовались для создания картин, украшавших дом.

Раньше в качестве основы для создания картин служили дощечки из дерева. Рукодельницы рисовали эскиз на бумаге, а затем с помощью копировального полотна переносили его на дерево. Далее по контуру изображения делались прорези, в которые и заправлялись шелковые кусочки ткани. В процессе создания лоскутного шедевра на основе получались яркие блестящие объемные предметы.

Самыми популярными сюжетами кинусайги у японцев были:

  • пейзажи;
  • геометрические узоры;
  • изображение архитектуры.

Интересно, что умения японцев хватало, чтобы создать полотна из мельчайших лоскутов так, что они больше походили на живописное произведение искусства или даже фотографию.

Галерея: кинусайга (25 фото)
















Кинусайга: идеи для творчества (видео)

Пэчворк без иглы: описание и техника современного рукоделия

Кинусайга сохранила свою технику выполнения еще с давних времен. Для создания картины необходимо наложить на плоскую или объемную подложку орнамент из лоскутков, края которых следует аккуратно заправить в подготовленные прорези (канавки) в основе.

В европейских странах кинусайгу также называют пэчворком без иглы. Это искусство имеет несколько отличительных черт:

  • готовые изделия могут быть не только декоративными, но и прикладными, например, нередко пэчворк применяется для украшения шкатулок, ключниц, елочных игрушек;
  • в создании любого предмета могут быть использованы различные тканевые обрезки, взаимодействие которых создает интересную игру фактур;
  • в современном пэчворке помимо лоскутов могут быть использованы различные кружева, ленты, декоративные элементы.

Требуемые для рукоделия материалы

Для создания панно в технике кинусайга или пэчворк без иглы понадобятся следующие материалы:

  • пенопластовая основа в листах толщиной 1-1.5 сантиметра;
  • лоскутки ткани разнообразных фактур и расцветок;
  • ленты, тесьма, декоративные шнуры, пуговицы, кружево и иные декоративные элементы, которые подходят для украшения будущей картины;
  • острые ножницы;
  • мягкий карандаш;
  • швейный мел или маркер для ткани;
  • канцелярский нож;
  • копировальная бумага, которая по размеру соответствует будущей картине;
  • стек.

Для создания панно в технике кинусайга или пэчворк без иглы понадобятся определенные материалы

Также желательно перед началом работы подготовить эскиз будущей картины.

Техника изображения

Для выполнения первой картины в технике кинусайга необходимо выбрать простой мотив, состоящий из понятных форм и цветовых отношений. Если для начинающих создание эскиза оказалось достаточно трудным этапом, перед началом работы можно найти готовые схемы или шаблоны. Эскиз рисуется в 100% масштабе, соответствующем размеру будущей картины. Далее общие формы делятся на несколько частей, на каждом из которых будет располагаться отдельный кусочек лоскутка.

Один из важнейших этапов работы над эскизом – распределение цветовых пятен. Этот этап обязателен для новичков, так как если в процессе работы некоторые цвета будут перепутаны, их замена займет большое количество времени.


Для выполнения первой картины в технике кинусайга необходимо выбрать простой мотив

После того как эскиз будет полностью готов, можно приступать к основной работе над созданием поделки:

  1. Далее эскиз переносится на пенопласт с помощью копировальной бумаги.
  2. По перенесенным линиям с помощью канцелярского ножа на пенопласте выполняются надрезы глубиной в 3-4 миллиметра. На этом этапе необходимо следить за тем, чтобы все прорезанные линии были ровные, в противном случае картина приобретет кривые неприятные взгляду очертания.
  3. После того как основа с прорезями будет полностью готова, требуется вернуться к эскизу, который необходимо разрезать на составные кусочки по нарисованным линиям.
  4. Затем каждый бумажный кусочек прикладывается к ткани необходимого цвета, обводится с припуском в 2-3 миллиметра. После того как все кусочки будут распределены, их нужно аккуратно вырезать.
  5. Далее полученные лоскутки по очереди укладываются на свои места на пенопласте, а их края аккуратно заправляются в канавки с помощью стека.
  6. После того как все лоскутки были распределены по картине, можно приступать к ее украшению. Чаще всего декоративные элементы укладываются в те места изображения, в которых находится канавка. Подобная обработка позволяет избежать появления некрасивых стыков тканей.
  7. Если есть желание закрепить все лоскутки, перед их заправкой в канавки необходимо смазать края клеем ПВА.

Многие рукодельницы предпочитают изготавливать без иглы. В основном таким приемом пользуются, когда изображают цветы. Для этого под нужный лоскут ткани необходимо подложить ватный диск или синтепон в один слой, и только потом заправлять края материала в канавки.

Картины из лоскутков ткани на пенопласте своими руками: шаблоны работ

В технике кинусайга нет никакого ограничения в темах, поэтому в качестве шаблона можно взять абсолютно любой рисунок, в котором все формы имеют замкнутую структуру.

Наиболее популярны шаблоны следующих тем:

  • фрукты;
  • натюрморты;
  • изображения человеческих фигур;
  • портретные изображения;
  • сценки гуляний;
  • бытовые сценки;
  • животные;
  • цветы;
  • куклы;
  • пейзажи.

Каждый шаблон представляет собой линейное изображение объектов картины без прорисовки мельчайших деталей.

Кинусайга: цветок (видео)

Кинусайга: мастер-класс для начинающих «Дом в стиле пэчворк»

Для создания дома в стиле пэчворк необходим уже описанный выше перечень инструментов и материалов. После их подготовки необходимо следовать пошаговым рекомендациям, которые дает мастер-класс.

  1. Первым делом подбираются трафареты с изображением дома, которые необходимо распечатать или перерисовать самостоятельно на лист бумаги. Если схемы распечатывались, их нужно увеличить до необходимых габаритов, а если рисовались – есть смысл сразу рисовать картину в нужных пропорциях.
  2. Далее на лист пенопласта толщиной не менее 1 сантиметра накладывается копировальная бумага, а поверх нее располагается рисунок здания. Изображение переносится на пенопласт, а затем обводится с помощью фломастера или маркера.
  3. Если есть желание оформить сделанную своими руками картину в рамку, изображение следует помещать на расстоянии в 5-6 сантиметров от краев основы.
  4. После того как изображение дома будет полностью нанесено на основу, пенопласт аккуратно прорезается по его контуру на глубину около 4 миллиметров. На этом этапе необходимо следить за тем, чтобы не образовалась сквозная дырка или разлом в пенопласте. Все линии должны заканчиваться, не доходя 2-4 сантиметров до рамы.
  5. Следом необходимо подобрать ткань для рукоделия. Оптимальным вариантом для пэчорка, не предполагающего использования иголок, служит хлопчатобумажная ткань. К тому же этот материал сможет подчеркнуть геометрическую правильность построенного рисунка дома. Также хлопок легок в обработке. Если же хлопчатобумажная ткань отсутствует, можно воспользоваться трикотажем.

Дом в стиле кинусайга сделать не очень сложно

Работа над полотном

После того как основа будет полностью подготовлена, а ткань подобрана, можно приступать непосредственно к работе с лоскутами.

  1. Первым делом следует подготовить лоскутки нужного размера и цвета. Так как изображенный дом имеет множество похожих деталей, чтобы в них не запутаться понадобится сделать еще 1 эскиз, который может быть гораздо меньшего размера. Каждый замкнутый участок изображения помечается определенным знаком или цифрой на обоих эскизах. После того как все кусочки изображения будут отмечены, большой эскиз требуется аккуратно разрезать на отдельные фигуры.
  2. Каждая фигура переносится на ткань нужного оттенка, а затем вырезается с оставленным на припуск краем в 2-3 миллиметра. После того как все геометрические фигуры, из которых состоит дом, будут вырезаны, можно приступать к вышиванию.
  3. В соответствии с отметками на маленьком эскизе каждый лоскуток помещается на нужный участок основы. Оставленный припуск аккуратно обрабатывается клеем ПВА и заправляется в канавки с помощью стека. При отсутствии стека можно воспользоваться маникюрной пилочкой. Если какие-то кусочки ткани полностью не проталкиваются, их следует обрезать с помощью маникюрных ножниц.
  4. По аналогичному принципу вышивается вся картина.

Для того чтобы сделать рамку, следует уложить материал в заранее проделанные по краю прорези, а потом закрепить его по краям с помощью кнопок в форме гвоздиков.

Кинусайга: мастер-класс (видео)

Пэчворк на пенопласте - разновидность лоскутной техники, которую еще называют «пэчворк без иголки». Лоскутная техника на пенопласте основана на японской технике Кинусайга, основанной в 1987 году. Предприимчивым японцам жаль было выбрасывать старые кимоно из дорогих тканей, вот они и решили найти им нестандартное применение - делать из лоскутов картины. Но стиль Кинусайга предусматривает изготовление картин на дереве, а наш способ - на пенопласте, что намного проще и быстрее.

Лоскутная техника довольно интересна и необычна и наверняка заинтересует многих творческих личностей. Материалы для изготовления картин на пенопласте достаточны просты и доступны:

Тонкий острый нож,

Лист пенопласта (подойдет и пенопласт нового поколения - пеноплекс, а также пару листов пенопластовой потолочной плитки наклеенные друг на друга),

Лоскуты ткани,

Тупой предмет вроде пилки для ногтей (для засовывания ткани в пенопласт),

Фломастер,

Ножницы,

Шаблон будущей картины.

1. Придаем пенопласту нужную форму и размер. Переносим по шаблону рисунок.

2. Прорезаем контуры рисунка острым ножом, глубина прореза - не менее 0,5 мм.

3. Примеряем лоскуты ткани, накладываем на отдельные детали рисунка и слегка заправляем края ткани в прорези пенопласта с помощью пилочки или другого тонкого тупого предмета. Примеряя лоскут, не пытайтесь засунуть его глубоко в прорезь. Лучше отрежьте излишки ткани ножницами и только после вставляйте лоскут полностью.

Проделайте вышеуказанное с каждой деталью картины. Если какие-то детали окажутся слишком мелкими и края ткани будут слишком бахромиться, то промажьте готовую картину клеем ПВА, разведенным с водой в соотношении 1:1.

Обработайте края картины. Рамку вы можете сделать как из лоскутов ткани, так и из дерева (готовую).



Загрузка...
Top