Штриховка человека. Основы рисования: техника рисования карандашом

На курсе , который я сейчас провожу, возник вопрос «Как научиться красиво штриховать?» Я думаю, это интересно не только участникам курса, поэтому публикую ответ здесь)

Обсуждение началось с этого рисунка:

Юдаев-Рачей Юрий, «Бананы»

На этом примере и будем рассматривать особенности красивой штриховки.

5 принципов красивой штриховки:

  1. Во-первых, красивый штрих делается уверенными и быстрыми движениями. Я уже писала о том, как проводить , они нужны не сами по себе («вот как я здорово могу провести прямую без линейки!»), а как элемент штриха. На рисунке эти линии очень хорошо читаются. Чтобы проводить прямые именно так, нужно . Линии, проведенные дрожащей неуверенной рукой вряд ли будут смотреться эффектно)
  2. Тон нарабатывается перекрёстным штрихованием, усилением нажима и более частыми штрихами. Но в первую очередь важно именно перекрещивать линии — смотрите, даже в самом тёмном месте через штриховку просвечивает бумага. Это даёт общее впечатление чистоты.
  3. Не используется растушёвка. Я не говорю о том, что тушевать нельзя вообще. Нельзя смешивать в одном рисунке перекрёстное штрихование и тушёвку, если растирать — то весь рисунок. Потому что когда графит размазан только в нескольких местах, кажется, будто это следствие общей неаккуратности. Так бывает, например, когда во время штрихования рука ездит по бумаге и растирает уже готовые участки — от этих пятен потом трудно избавиться. Проще их избежать, подложив под руку чистый листочек.
  4. Штрих накладывается в соответствии с формой. Например, на рисунке видно, что бананы лежат на горизонтальной плоскости, а за ними — плоскость вертикальная. Если горизонтальную плоскость штриховать вертикальными линиями, она встанет на дыбы) Что, в общем, отчасти и произошло в правом нижнем углу рисунка.
  5. Наиболее внимательно прорабатывается то, что находится на переднем плане — там самые сильные контрасты . Вдали тональные переходы ровнее, все как будто подернуто дымкой — так показывается воздушная перспектива.

И самое главное, не нужно бояться провести линию неправильно, заступить за границу и т. п. Иначе вы будете чувствовать себя скованно, и это ощущение непременно передастся зрителю (если вы решитесь показать кому-то замученный рисунок). Чтобы получилось хорошо, нужно рисовать С УДОВОЛЬСТВИЕМ и меньше думать о результате).

Еще одно важное замечание: особенности штриховки во-многом зависят от характера человека и темперамента. Это как почерк. Поэтому не расстраивайтесь, если ваша манера штриховать отличается от манеры других художников, и сравнивайте свои рисунки только с собственными!

Рисование - это, несомненно, великое искусство. С помощью карандаша или красок можно представить любой предмет и подчеркнуть его форму, объём и другие параметры. При помощи штриховки карандашом можно передать настроение того или иного объекта, а также сделать его максимально похожим. Самой важной деталью в рисунке является линия. Именно благодаря ей на бумаге появляются чёткие очертания. Для того, чтобы правильно провести линию, нужно учесть некоторые детали.

Важные моменты, на которые следует обратить внимание

Во-первых, это бумага. Она должна быть плотной, белой, и иметь шероховатую поверхность. Специальная бумага для художника называется ватман.

Во-вторых, играет роль заточка самого карандаша. Стержень графита должен выступать из деревянной части на 8-10 мм, а сама деревянная часть должна стачиваться примерно на 25-30 мм и не иметь шероховатостей. Стержень должен быть тонким и легко ложиться на бумагу. Для наброска более удобней выбирать карандаши ТМ или 2М, также подойдёт и НВ. Начальная стадия рисунка выполняется более твёрдым карандашом, затем в процессе работы можно переходить на более мягкий.

В-третьих, нужно правильно выбрать угол падения света. Лист бумаги нужно располагать таким образом, чтобы будущий рисунок максимально был освещён, а тень от руки не падала на лист.

Конечно же следует помнить, что сидеть за столом необходимо ровно, не наклоняясь низко над рисунком. Лёгкая классическая музыка поможет погрузиться в фантазии и карандаш непринуждённо заскользит по бумаге. Хотя, конечно, можно рисовать и в полной тишине.

Правильное положение рук

Итак, первые штрихи очертания предмета выполняются легко и без нажима. Ровная линия проводится небольшими отрывистыми штрихами, обозначая контуры. Следует учесть, что карандаш не берут, как привычную шариковую ручку. Его следует держать по-другому. Карандаш нужно брать двумя пальцами таким образом, чтобы большой был сверху карандаша, а указательный палец под карандашом. Пальцы должны фиксировать лишь не заточенную часть карандаша. Нужно следить за тем, чтобы рука не лежала на рисунке полностью. Касаться бумаги может только мизинец. При таком положении рук, рисующий сможет спокойно наблюдать за своими действиями, выводя на бумаге не только ровные контурные линии, но и продвигаться по кругу.

Длинные прямые линии следует проводить взмахом всей руки, линии средней длины удобней изображать, двигая только кистью. Плавные короткие штрихи нужно выводить только пальцами по поверхности листа.

В зависимости от нажима, линии могут быть очень тонкие, едва заметные глазу, а могут быть сильно насыщенными. Чтобы получить хорошую тёмную линию, совсем не обязательно давить на карандаш со всей силы. Достаточно взять более мягкий карандаш и слегка усилить нажим.

Карандаш сам по себе, как материал, широко используется в графическом изображении того или иного предмета. Графит, из которого в большей части и состоит карандаш, имеет свойство легко ложиться на лист бумаги, хорошо там находиться, и не осыпаться с течением времени.

Если карандашная линия получилась не такой, как была запланирована, её можно с лёгкостью затереть ластиком. Резинка должна быть достаточно мягкой, белого цвета.

Но бывает так, что после наложения многократной штриховки, карандашную линию вытереть почти невозможно – образуются лишь некрасивые серые потёртости. В таком случае рисунок от краха спасёт хлебный мякиш. После этого потёртость уже не будет такой серой и работу можно будет продолжить дальше.

Составляющие рисунка

В любом рисунке присутствуют такие понятия, как свет, тень, блик, рефлекс и не только. Начинать штриховку нужно со светлой стороны предмета, постепенно переходя в теневую часть.

Штриховка представляет собой совокупность мелких тонких коротких линий. Её выполняют путём наложения под разными углами. В основном, это наклонные линии. Как правило, края предмета
штрихуются по форме. В таком случае линия загибается.

Штрихи должны ложиться рядом друг с другом на расстоянии меньше миллиметра.

Чтобы передать тень, нужно накладывать несколько слоёв штриховки, усиливая нажим карандаша. В той части, где на предмете существует блик, штриховку вытирают круговыми движениями, тем самым высветляя предмет.

Полутень – это место перехода от светлой части к тёмной. Его выполняют более тщательно, прорисовывая все невидимые дальние линии предмета.

Тень – это самая тёмная область. Здесь используется многослойная штриховка, более мягким карандашом. В тени существует небольшой отблеск от предметов, находящихся рядом. Он называется рефлексом, и является светлее тени.

Правильная штриховка, а также соблюдение пропорций и расположение на плоскости даёт возможность увидеть красивый грамотный рисунок, который вызовет восхищение окружающих.

Не секрет, что штриховка получается лучше и аккуратнее, если «поставить руку», но непонятно как же именно ее ставить. Я расскажу про упражнения, которые помогут наработать красивые штрихи.

Прежде всего стоит научиться правильно держать карандаш, об этом я уже тоже рассказывала в предыдущем посте по ссылке выше, но немного напомню. Держать карандаш как шариковую ручку - не вариант, потому что повышается вероятность смазать рисунок ребром ладони и ограничена подвижность самого карандаша. Такой захват подходит для режима точности, когда нужно проработать тонкие детали. Кстати если держать лист бумаги вертикально, то и смазать рисунок будет сложнее. Некоторые рекомендуют подкладывать под руку лист бумаги, но это не решает проблему, потому что лист все равно скользит и растирает рисунок.
Итак берем карандаш вот так.

Есть два направления упражнений - на качество самого штриха, чтобы он был равномерный и четкий и на отработку тона.

Качество штриха
Лучше взять карандаш средней мягкости от HB до 2B, чтобы не разводить на листе грязь, ластик стоит использовать по минимуму в идеале вообще от него отказаться. Не затачивайте карандаш слишком остро - мягкие линии лучше, чем тонкие и жесткие. Старайтесь контролировать нажим и не зажимать руку в кисти, вертикальное положение листа очень в этом помогает. Если нет возможности закрепить лист вертикально, возьмите подложку подходящего размера и поставьте на колени, используя стол в качестве опоры. В качестве примера я показываю свои пробы, у меня рука не поставлена, так что извиняюсь за кривость) В галерее лежат все работы в большем масштабе.

Кстати эти упражнения полезно делать с детьми при обучении их письму, потому что они отлично развивают моторику и ребенку будет проще писать впоследствии.

Отработка тона
Научившись проводить тонкие однородные штрихи можно переходить к штриховке тоном.


После отработки пятен можно попробовать накладывать штрихи по форме предмета, например штрихуя грани в разных направлениях, а круглые предметы по форме изгиба, постепенно переходя все к более сложным формам.



В завершение скажу, что я рассказываю в основном про академический рисунок, в котором используются как правило только прямые или изогнутые штрихи, но есть и другие виды штриховки с помощью которых можно добиваться интересных эффектов. О них постараюсь рассказать отдельным постом.

В галерее работы с просторов интернета с примерами красивой академической штриховки, к такому результату стоит стремиться. К сожалению не знаю имен авторов, но если подскажете, с удовольствием подпишу в комментариях к фото. Точно знаю, что это все современные художники

Для того чтобы научиться рисовать объемные фигуры, очень важно освоить технику, которая позволит добиться максимально реалистичных изображений. Штриховка карандашом дает возможность создавать не только простенькие картинки, но и передавать сложные образы.

Возможности техники

Штриховка карандашом позволяет верно изобразить необходимый тон. Выполняют такие рисунки линиями различной частоты, что позволяет изображать тона различной насыщенности. Для углубления тона применяют перекрестную штриховку.

Если внимательно посмотреть на рисунок, выполненный в этой технике, то даже в самом темном тоне можно обнаружить все виды штриховки: вертикальную, горизонтальную и косую. С помощью карандашной штриховки можно не просто передать тон рисунка, но даже показать поверхность объектов, изображенных на нем.

Кроме обычной прямой штриховки в рисовании часто применяют рельефную штриховку. Такой вид наполнения рисунка необходим для придания отдельным объектам рельефа (как и следует из названия). Например, дугообразными линиями часто оформляют такие элементы, как губы человека.

Новичку будет полезно держать на рабочем столе так называемую палитру штриха, на которой изображены различные виды и тона штриховок. С помощью такой таблицы будет легче понять, какую штриховку стоит применять в каждом конкретном случае. Идеально, если эта палитра будет создана самим рисовальщиком, ведь кроме всего прочего, это еще и отличная тренировка навыков.

Обучение маленького ребенка

Обучение рисованию детей можно начинать с самого раннего возраста. Когда ребенок еще только учится водить карандашом по бумаге, его уже можно начать приучать делать это правильно, накладывать первые штришки, закрашивая какую-нибудь кошечку или домик. При этом малышу нет необходимости знать все техники рисования вообще и штриховки в частности. Максимум, чему можно научить его - это раскрасить домик, используя различную насыщенность тона. Как раз для таких небольших рисунков, как дом или машина, идеально подходит штриховка карандашом. Для детей не столь важно, чтобы было идеально изображена текстура дома, главное - что это очень похоже на настоящий дом, и малыш сделал это сам.

Рисование дошколятам

Все дети любят рисовать. Чаще всего творения дошкольников еще сложно назвать рисунками, скорее, это просто набор значков, отдельных предметов, подвешенные «в воздух» схематические животные. Если же рисованием с ребенком начали заниматься с раннего детства, то к 5-7 годам им уже должна быть освоена начальная штриховка карандашом. Для дошкольников это достаточно интересный способ рисования, ведь особых навыков он не требует. Однако к этому возрасту ребенку уже вполне по силам изобразить геометрические фигуры, обозначив свет и тень.

Кроме навыков рисования, штриховка карандашом для дошкольников помогает еще и развитию мелкой моторики, способствует обучению усидчивости и даже прививанию хорошего почерка.

Сложные рисунки

Штриховка карандашом рождена от литографии и штрихового офорта. Великие художники нормандской школы увлекались подобной техникой рисования. С появлением в нашей жизни карандаша этот вид искусства получил новое развитие. Множество великолепных рисунков создано в данной технике. При умелом использовании штриха можно создать изображение, обладающее объемом и передающее пространство. Разная толщина линий позволяет реалистично передать глубину пространства.

Грамотный рисовальщик способен изобразить невероятно сложные картины, глядя на которые просто невозможно поверить, что это штриховка простым карандашом. Зачастую создаются такие картины, которые больше похожи на фотографии, с множеством тонов, переходов и мельчайших выразительных деталей.

Чтобы достичь успеха в рисовании, нужно обязательно постоянно упражняться. Штриховка карандашом не самый сложный метод рисования, ему можно обучиться даже самостоятельно, изучая работы мастеров и повторяя упражнения. Анализируя и выявляя свои ошибки, можно добиться успеха в рисовании карандашом. В истории уже были случаи, когда человек становился популярным художником, хотя рисовать начинал уже в преклонном возрасте.

Покажите виды штриховок карандашом на листе бумаги формата А4.

2. Крестовая

3. Контурная

4. Точечная

5. Случайная (зигзагообразная)

Примеры некачественной штриховки:

Пример: Рисунок выполнен с различными видами штриховки.

Вид контроля: Демонстрация штриховок.

Рисование куба в перспективе со светотенями

Нарисуйте куб в перспективе карандашом на листе бумаги формата А4.

Последовательность рисования куба:

  • · Первый этап. Определение размера куба, его основных пропорций, перспективного положения.
  • · Второй этап. Определение при помощи направляющих перспективных линий точного пространственного положения всех сторон куба. Прорисовка невидимых граней куба легкими линиями.
  • · Третий этап. Завершение работы -- выявление объема с помощью светотеневой моделировки формы: левая плоскость -- свет, верхняя плоскость -- полутон, правая плоскость -- собственная тень с рефлексом, справа -- подающая тень от куба.

Модель куба должна быть освещена искусственным светом, источник которого нужно расположить сверху слева. В этом случае хорошо просматриваются с выбранной вами точки зрения и весь объем тела, светотеневые градации. Куб ставится под углом к рисующему, немного ниже уровня глаз, чтобы была видна верхняя грань. Фон должен быть светлым, а модель располагают на серой драпировке, без складок расстеленной на подставке для натуры.

Чтобы начать работу, нужно вспомнить предыдущие упражнения по рисованию с натуры каркасов геометрических тел. Подобные задачи вам предстоит решать и сейчас. Правда, теперь куб предстает перед вами в том виде, в каком он по-настоящему воспринимается объемным. Каркас позволял видеть куб насквозь, со всеми гранями и ребрами. Теперь часть их не видна, но глазом надо уметь их «видеть », чтобы при построении с учетом перспективных сокращений непременно показать. Только тогда говорят о конструктивном строении формы геометрического тела.

Работая над конструктивным построением куба, нужно внимательно следить за его перспективным сокращением. Для этого необходимо мысленно представить форму с данной точки зрения в плане, т.е. увидеть ее сверху. Такое представление дает возможность лучше разобраться, как согласуются плоскости между собой и в целом. В рисовании с натуры важно правильно передать не только видимые соотношения величин, но и величины углов между основаниями двух видимых граней, т.е. перспективные ракурсы.

Для их правильного определения следует сделать проверку механическим способом визирования. Держа карандаш за кончик на вытянутой руке, нужно совместить линию самого карандаша с вершиной переднего нижнего угла основания предмета и определить на глаз угол наклона предмета в перспективе. Запомнив увиденное, проведите на своем рисунке соответствующую вспомогательную горизонтальную линию. Сравнивая величину наклона (угла ) правой и левой сторон модели, уточните рисунок. При необходимости дополнительного уточнения следует повторить проверку. На рисунке наглядно показаны способы измерения размеров и проверки перспективного наклона горизонтальных ребер куба. Заметим, что, рисуя с натуры, не нужно злоупотреблять приемом визирования, поскольку он носит чисто механический характер определения размеров и не способствует развитию глазомера. Им пользуются на начальной стадии обучения рисованию с натуры, и он должен служить лишь для вспомогательного контроля и проверки уже выполненных работ.

При положении куба со смещенным несколько вправо от центра передним вертикальным ребром горизонтальные ребра его левой грани в перспективе будут приближаться к горизонтали, а ребра правой, наоборот - отклоняться от нее. Следовательно, чем больше сокращается правая грань, тем меньше будет сокращение левой и наоборот. Это обусловлено взаимным прямоугольным расположением плоскостей куба.

Однако рисовать на бумаге без предварительного размещения изображения невозможно. Общая форма куба на бумаге наносится так, чтобы абрис был и не очень большим, но и не маленьким. Наиболее целесообразно представить лист бумаги условным пространством, в котором модель куба занимает свое достойное место. Конечно, на первых порах такое представление дается с трудом, но в каждом новом упражнении необходимо включать в себе этот своеобразный «механизм », чтобы со временем довести его до автоматизма.

Намеченный абрис куба занял на бумаге свое место, и вам можно отойти немного назад, чтобы увидеть компоновку рисунка на расстоянии и еще раз проверить правильное или неправильное в данном случае расположение изображения в формате. Конечно, от того, как вы сначала разместили рисунок, зависит во многом дальнейшая работа.

Начинайте уточнение величин путем зрительного сравнения. Выбрав определенную высоту переднего вертикального ребра куба, подчиняйте ей остальные, но уже с учетом перспективных изменений натуры. Прежде определите место этого ближайшего к вам ребра в намеченном силуэте изображения. Затем наметьте высоту данного ребра, проведите вертикальный отрезок, а на нижней точке его проведите строго горизонтальную линию, которая станет вспомогательной при построении. Нужно будет чуть позже представить себе горизонтальную линию, перпендикулярную основанию ребра в натуре, чтобы вместе с проведенной на бумаге показать угол, образованный горизонтальным ребром правой грани. Для сравнения положите к основанию гипсовой модели куба карандаш или линейку, чтобы увидеть угол в натуре.

Дальнейшая работа по рисованию гипсовой модели куба проводится как постепенное выявление конструктивной основы предмета. Пользуясь ориентирами, постройте нижнюю грань, постаравшись «увидеть » ее очертания со всех сторон, т.е. покажите невидимые ребра, как это делалось при построении каркаса куба. Одновременно намечайте все остальные вертикальные ребра, постоянно сравнивая величину их с ребром, ближе всех находящимся по отношению к вам.

Куб является одним из самых простых геометрических тел. Чтобы лучше понять геометрическую форму куба, его пространственную конструктивную схему (структуру ), рассмотрим каркас куба. Это дает возможность ясно представить объемно-пространственную характеристику его формы, позволяет видеть его конструктивные узлы - точки, невидимые на обычных телах. Куб характеризуется восемью точками на углах и двенадцатью линиями ребер. Соотношения сторон куба составляют пропорцию 1:1:1. Для того чтобы куб выглядел достоверно в трехмерном изображении, Вам следует определить такую точку зрения, при которой предмет выглядит достаточно убедительным в объеме. Изображение каркаса куба производится с учетом его пропорций, по законам перспективы. При обычном взгляде сверху (в ракурсе) основание каркаса куба (квадрат ) выглядит ромбом. Перспективное построение куба в соответствии с его поворотом следует начинать с квадрата основания, т.е. с его плана, лежащего в горизонтальной плоскости, уходящей в глубину до линии горизонта.

Чтобы получить нижнее основание (ромб), необходимо обозначить четыре точки и соединить их четырьмя линиями. Из точек основания проводят вертикальные линии - ребра. Для завершения построения, как и в первом случае, обозначают четыре точки и, соединив их четырьмя линиями, получают верхнее основание куба (ромб ). Необходимо отметить одну немаловажную деталь, касающуюся характера линий при построении изображения на плоскости. Кроме соблюдения пропорции и перспективы, линии, определяющие пространственную глубину, должны быть проведены в различной степени контрастности. Линии близлежащих ребер следует проводить более контрастно, чем тех, что находятся в перспективном удалении. Причем разница линий должна быть предельно различимой в соответствии с пространственной глубиной.

Зная правила перспективы, связывайте с построением видимые изменения формы куба. Две точки схода условных продолжений ребер, находящихся под углом к вам, остаются ориентирами для построения всех оставшихся четырех верхних.

Перспективный рисунок куба может быть сравнительно легко построен и проверен различными способами.

Одним из таких способов являются приемы, давно применяемые на практике старыми мастерами, - это сравнение и визирование. Для определения основных больших размеров предмета в рисунке важны видимые, перспективно измененные их соотношения, а не реальные размеры объекта и его частей. Так, например, отношение ширины какой-либо грани к высоте переднего ребра вымеряют карандашом на вытянутой руке, перпендикулярно лучу зрения, совмещая тыльную сторону карандаша с краем формы предмета измеряемой части модели. При этом большим пальцем отмечают видимые размеры частей предмета. Не меняя положения большого пальца на вытянутой руке и поворачивая карандаш в вертикальном положении, соотносят этот отрезок карандаша с вертикальным ребром куба, определяя визуально их различия.

После того как вы построили «скелет » куба, сравните рисунок с натурой и подумайте, что бросается в глаза прежде всего -- весь куб или детали формы. В этом случае станут видны допущенные неточности. Пока их устранить легко, ибо вы при построении формы геометрического тела, надеемся, не переусердствовали в нанесении следов карандаша на бумаге. Запомните, при построении формы изображаемого предмета все линии должны проводиться легко и уверенно.

Почему же вы увидели в рисунке неточности? Наше зрение, как стало известно благодаря экспериментальным данным ученых-психологов, сначала схватывает общую форму предмета, на короткое время как бы фиксирует ее.

Устранив ошибки построения, еще раз сверьте изображение с натурой и убедитесь, что конструкция нарисованного куба соответствует видимой модели. Поскольку изображение куба на бумаге ведется относительно быстро, при правильном построении вы не должны намечать объемную форму геометрического тела легкой штриховкой, показывая этим самым теневую сторону предмета, ибо она напрашивалась сама -- известно, что мы рисуем подобие предмета, и то, что видит наш глаз в натуре, он «хочет» видеть в рисунке.

Светотеневые отношения в рисунке тоже должны быть построены. Мы говорим в применении к изобразительной деятельности разные слова, например, «масштаб построения», «тоновой масштаб» . В первом выражении нужно иметь в виду определение в рисунке размеров и соотношений частей предмета в сравнении с натурой.

Рисуя с натуры, вы совершенно правомерно стараетесь передать изображение таким, каким воспринимаете предмет. Штриховкой или тушевкой вы моделируете объемность предмета, показывая в изображении подсмотренные в натуре освещенные, переходные от света к тени и затененные участки. Заканчиваете эту работу, лишь убедившись, что в рисунке верно переданы светотеневые отношения. Этим самым вы выдержали в изображении тоновой масштаб, т.е. сумели найти пропорциональные соотношения самых темных и самых светлых тонов.

Тоновые рисунки создаются умелым распределением света, полутени и тени при помощи штриховой техники.

Моделируя форму куба тоном, ни в коем случае не торопитесь сразу проложить теневую грань геометрического тела. Во-первых, это не удастся, и во-вторых, как не рисуют, так и не наносят тон по частям. Дело здесь в разнице естественного света и белизны бумаги, в материальности натурального предмета и заштрихованной карандашом поверхность листа бумаги и т.д.

Добиться верного (а не точь-в-точь) тона позволяют разумно построенные в рисунке пропорциональные натуре отношения.

Вид контроля: Демонстрация рисунка куба.



Загрузка...
Top