Славянские орнаменты в вышивке. Восточные узоры - декоративный элемент и сакральный символ Узор восточных кровей 8 букв

Индийский огурец (пейсли) - символ плодородия September 19th, 2009

Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута ) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов . Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.

У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это мне интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот разные легенды:

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.
10) Есть даже теория, что это беременные пиявки

мне лично особенно импонирует последняя версия

Восточно-славянские орнаменты

В вышивке России, Украины и Белоруссии наиболее известный период развития вышивки начинается с конца XVIII века. В это время вышивка стала одним из основных занятий и для девушек в крестьянских семьях, и для женщин в семьях купцов и помещиков, и для благородных горожанок.

~~~~~~~~~~~


Как правило, вышивкой украшались женские сарафаны, передники, подзоры и столешники. Особое место в этом ряду занимали мужчкие и женские вышитые рубахи, а также полотенца. Рубахи вышивались на все случаи жизни: от крестин до похорон. Выходя замуж, новобрачная приносила в дом целый гардероб для себя и своего суженого. Одних только полотенец считалось приличествующим изготовить не меньше сотни. Ведь полотенце в славянской традиции - не только предмет быта, но и традиционный подарок, который достойно преподнести на свадьбу, именины, почетным гостям, друзьям, крестному, священнику...

Перед свадьбой обязательно организовывалась своеобразная выставка приданого невесты, где по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие и добропорядочность будущей хозяйки молодой семьи.


Вышивка у всех народов всегда носила не только и не сколько декоративный характер. К вышитым вещам относились как к очень сильным оберегам. Причин тут несколько. Во-первых, почти у всех индоевропейских народов полотно - символ жизни, где сплетенные нити - это судьбы людей, а вышитый узор на полотне - призванная божественная помощь, оберег для того, кто пользуется вышитой вещью. Во-вторых, работа над вышивкой требует много времени и большого внимания, а значит, будет выполняться только для действительно любимого человека, что также является сильнейшим оберегом. Ну, и наконец, вышиваемые узоры обязательно несли в себе строгий смысл, послание богам и информацию для окружающих о хозяине вышитой вещи.


В течение нескольких столетий у славянских народов выработались определенные приемы вышивки, в каждой местности оформился свой характер традиционного орнамента и его колорит. Вот почему до сих пор по цветам и орнаменту вышивки можно определить, где она была выполнена.



Узоры вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Ромб с точками внутри символизировал засеянное поле, достаток, изоблие. Особенно разнообразными были очертания ромба: с выступами по углам, пересеченный двумя диагоналями, гребенчатый, с попарно отходящими от его углов спиралями, и т. д. Ромбы в узорах располагались цепочкой друг за другом или сочетались с другими геометрическими мотивами: косым крестом, звездой, розеткой.



Кроме геометрических мотивов, в славянских вышивках встречается изображение цветов, кустов, деревьев. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей. Это был целый мир поэтических образов. Сказочные птицы-павы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые, грациозные лебеди, горделивые кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались среди цветущих кустов и деревьев. Не менее часто встречается в народной вышивке изображение величавых женских фигур с птицами или цветами в руках и всадников на сказочных конях.



Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, всадников и женских фигур в народном искусстве всегда были наделены емкой и многозначной символикой. Так, лебеди являлись олицетворением юной прекрасной девушки и невесты или считались символом верной любви, голуби были символом супружеской верности и счастливой семьи.



Уточки воспринимались как знак трудолюбивой хозяйки дома, были символом плодородия, а также символизировали смену дня и ночи, ведь по славянским легендам, именно уточки несли колесницу Даждь-Бога - Солнце по извечному кругу из живого мира в исподнюю страну. Особое место в славянской символике занимали фигурки водоплавающих птиц (уток) с конскими головами. Это - символ круговорота в природе, смены дня и ночи. Согласно языческим верованиям, днем колесницу Солнца несли волшебные кони, а ночью - уточки. Отсюда и возник такой образ - уточка с конской головой.



На многих вышивках присутствует символическая фигура величавой большеголовой женщины в широкой юбке с поднятыми вверх или схематично подогнутыми вниз и к себе руками. Это образ богини Макоши, считавшийся у древних славян богиней плодородия, женского рукоделия, покровительницей дома и его хозяйки. О роли Макоши в славянском пантеоне богов красноречиво свидетельствует русская поговорка - отмолвка: "Это все Макошь ткала, пока я на полатях спала!" Таким образом рукодельница отводила от себя сглаз, одновременно призывая на свою работу благословение Богини.



Изображение сказочной птицы - павы (иногда ее называют жар-птицей) издавна является у славян символом счастья и любви. Птица-пава всегда изображалась на вышивках в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность.



Славянская вышивка имеет также множество растительных и цветочных мотивов. Один из них - Мировое дерево, символизирующее связь нижнего, "исподнего" мира, земли и всех девяти небес. Изображали Мировое дерево пышным, высоким, с различными фантазийными цветами и птицами на ветвях.



Разбирая символику славянских вышивок, невольно поражаешься глубине мысли и широте фантазии, присущей нашим предкам. Глубокий символизм и аллегоричность - признак высокой культуры общества, особенно если учесть, что вышивки эти создавались массово, от больших городов до самых малых поселений.



Глубокое исследование вышивальных мотивов и орнаментов славянского язычества неоднократно проводилось известными учеными. Для знакомства с истоками славянской мифологии и культуры советую обратиться к работам специалиста в области истории, культуры и археологии Древней Руси Бориса Александровича Рыбакова. В частности, к его книге Язычество древних славян.

Я же предложил Вам в заглавной иллюстрации славянские языческие мотивы и орнаменты, переложенные для вышивки крестом.

Восточные орнаменты и узоры сегодня достаточно популярны. Их используют для украшения интерьера, причем необязательно при создании стилизованного убранства. Восточные узоры — частые гости на декоративных тканях, а также на шелках и хлопковых полотнах, из которых создают самые модные наряды. Обращение к орнаментам — результат большого интереса к национальной культуре разных стран и народов. Не меньше чем красота в таком декоре привлекает его история и символизм.

Орнамент — предельное упрощение

В основе любого орнамента лежит ритмичность и повторяемость элементов. Этими свойствами он выделяется среди других узоров. Благодаря упорядоченности и ритмичности, орнамент способен организовывать поверхность, на которую нанесен. Отдельные элементы такого узора — это либо абстрактные формы, либо стилизованные реально существующие объекты.

Вопрос о происхождении орнаментов остается открытым. Среди историков искусства можно встретить приверженцев двух концепций. Согласно первой, древние люди изначально использовали геометрические символы, и постепенно преобразуя их, дошли до конкретных изображений. Вторая версия гласит, что, наоборот, запечатление предметов и объектов окружающего мира со временем развилось во все более абстрактное представление действительности. Какая гипотеза наиболее правдоподобна, пока остается непонятным.

Узор в восточном стиле

Искусство Древнего Востока уходит своими корнями в культуру Месопотамии и Персии. Первоначально, как и в других частях света, орнамент имел сакральное значение. Символы наносились на бытовые предметы не для украшения, а в качестве оберегов и предостережений. Нередко восточные узоры на посуде того времени можно найти в обычно недоступных для глаза местах, например на дне.

Один из распространенных элементов — розетка — символизировал вселенский круговорот. Она представляла собой стилизованный распустившийся цветок и имела несколько разновидностей. Часто в восточном орнаменте встречаются растительные мотивы, изображения птиц и Мирового древа. Узор соединял в себе условные элементы-символы и натуралистичные детали.

Характерная особенность восточного узора — ковровое заполнение поверхности. Среди плавных линий, листочков, розеток, шишек и колосьев невозможно найти пустое место. Такой прием используется и в архитектуре, и при декорировании посуды или текстиля.

Калейдоскоп

Если в разговоре упоминаются восточные узоры, не специализирующийся на искусстве человек в первую очередь представляет себе «турецкий огурец», или пейсли. Однако каждая страна и национальность привнесла свои элементы. Варианты восточных орнаментов бесчисленны. Они претерпевали изменения во времени и при преодолении границ отдельных государств.

Особенности

Индийскому орнаменту в меньшей степени свойственны геометрические мотивы. Здесь можно встретить и тот самый «огурец», и цветочные гирлянды, и разнообразных птиц и животных. Схема восточных узоров из Индии также напоминает сплошной ковер из повторяющихся красочных элементов.

Древний и средневековый Китай — родина большого числа популярных сегодня орнаментов. В декоре Поднебесной часто встречаются изображения персиков, цикад, пиона, дракона, бабочки. Каждый символ несет сакральный смысл, которому сегодня мало придают значения, но он имел огромную важность в ушедшие эпохи.

Японские орнаменты, как и вся культура Страны восходящего солнца, пронизаны любовью к природе. Часто изображаются насекомые, цветы, фантастические и реальные птицы. Цветок с шестнадцатью лепестками, вписанный в круг, — хорошо узнаваемый многими узор, обозначающий солнце. Он является символом императорской власти в Японии.

Арабский восток подарил миру арабеску и мореску. Эти орнаменты всегда строятся на основе математических расчетов. Арабеска представляет собой растительный узор, мореска же состоит из геометрических элементов. Оба орнамента имеют большое число вариантов.

Вдохновение

Сегодня восточные узоры применяются для самых разных целей. Они используются в дизайне интерьера, при разработке тканей с принтами в этническом или эклектичном стиле. И, как это часто бывает в искусстве, вдохновение для своей работы мастера часто ищут в творениях древних. Изгибы линий, выверенный ритм, безупречное или неожиданное сочетание красок рождаются после изучения старинных барельефов, мозаик, фотографий или копий украшений и оружия.

Появление древних восточных орнаментов на повседневной одежде или в интерьере различных заведений напоминает: мы живем в эпоху, когда у каждого есть возможность прикоснуться к наследию не только собственной страны, но всего мира. И это хорошо. Плохо то, что часто знакомство остается лишь поверхностным и формальным, а глубокий смысл, скрывающийся за привлекательной для глаза вязью линий, остается тайной.

Начнем, пожалуй, с самого популярного элемента узоров.
Огурец:)

На мой взгляд, совершенно завораживающая архетипическая вещь:)

Узор восточный.

Итак. Что по этому поводу говорят в Азербайджане:
Элемент Бута. Слово - «бута» на санскрите означает - «огонь» (буте - пута - бута). Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зелёной богини Веги, Анахит, Митры и позже - Ахура-Мазда.

--------
Пейсли - декоративный орнамент каплеобразной формы.

Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам - Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает. Вскоре мода на восточные шали проникла и в Россию. Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым "огуречным" рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также "турецким бобом", « слезой Аллаха», "индийским пальмовым листом", "персидским кипарисом". В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».Так что же означает "восточный огурец"? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма - один из символов движения, развития, энергии. Не случайно "огуречный" орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты. Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом". Название "персидский кипарис" тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево, а кипарис - дерево священное. В Иране изображение "восточного огурца" - пожелание счастья, благополучия дому. Как видите, это очень доброжелательный знак.



Загрузка...
Top