Статуи греческих Богов – мировое скульптурное наследие. Посейдон с мыса сунион, бронзовая статуя В порту какой страны статуя посейдона

Греческим ваятелям, как и всем античным художникам, тема моря никогда не была чуждой, так как храмы Посейдона находились не только во многих прибрежных городах Эллады, но даже в глубине суши (например, в Аркадии и Беотии). А каждый храм или святилище в античной Греции, как известно, украшался статуей бога или героя, ради поклонения которому его и строили. Не были исключением и храмы морского владыки. И хотя скульптурных изображений, стоявших в его святилищах, до нас дошло не так уж много, все же иконография этого божества, т. е. набор определенных изобразительных качеств, формирующих в целом представление об этом образе, в данном случае довольно устойчива.

Посейдона мы узнаем, прежде всего, по его атрибутам: трезубцу, дельфину, изображению частей корабля или его оснастки — якорю или веслу, а также, правда, это встречается не часто, венку на голове, как правило, из веток сосны. Вероятно, это связано с тем, что знаменитые Истмийскией игры — спортивные состязания в честь Посейдона, проходили на Истме (перешейке, связывавшем Пелопоннесский полуостров с материковой Грецией) в сосновой роще и венок из сосновых веток был наградой победителю. Однако, если атрибуты указывали лишь на функции изображенного персонажа, то о его божественной сути свидетельствовали, прежде всего, атлетически совершенная фигура, торжественная поза, исполненная величия и достоинства, и благородное строгое лицо. Таким предстает перед нами Посейдон в творениях мастеров эпохи расцвета греческой культуры.

Наибольшее распространение в античном искусстве получили два типа статуй — так называемый латеранский тип, представленный статуей Посейдона в коллекции Латеранского музея в Ватикане, и тип «Мелос», названный так по находке на острове Мелос (датируется концом II в. до н.э., хранится в Афинском национальном музее).

Римская работа II в. н.э. по греческому оригиналу конца IV в. до н. э. Мрамор. Выс. 80,0 см

Санкт-Петербург. Эрмитаж

Первый тип, восходящий к греческому бронзовому оригиналу середины IV в. до н.э., отличается характерной постановкой фигуры Посейдона, изображенного обнаженным: он стоит, поставив правую ногу на нос корабля и наклонившись вперед. Левой рукой владыка морей опирается о трезубец; его голова, повернутая вправо, слегка наклонена вниз. Второй тип — мелосский, распространившийся, начиная со II в. до н.э., демонстрирует прямую постановку корпуса и головы. Посейдон облачен в плащ, спускающийся с левого плеча на спину и закрывающий нижнюю часть тела. Правой рукой, поднятой вверх, он опирается о трезубец, в левой держит дельфина.

Восточное Средиземноморье. II-I вв. до н.э. Серебро. Выс. 6,5 см

Санкт-Петербург. Эрмитаж

Римские копиисты, создавая статуи Нептуна, активно использовали греческие варианты изображений Посейдона, дополнив иконографический ряд еще одним, близким к мелосскому, с той лишь разницей, что у его правой ноги помещалась фигура дельфина с высоко поднятым хвостом.

Статуи Посейдона ставились в его храмах часто вместе с другими скульптурами, олицетворявшими морскую стихию. Так, греческий писатель и путешественник II в. Павсаний писал, что в Коринфе, в храме Посейдона, «в храме, по величине не очень большом, стоят медные тритоны. В преддверии храма находятся статуи: две — Посейдона, третья — Амфитриты и еще одна — Талассы (Моря), тоже медная» (Павсаний. II. I. 7).

Изображения Посейдона-Нептуна и его морского окружения создавались греческими и римскими ваятелями не только в круглой скульптуре или свободно стоявших на открытом пространстве скульптурных группах, но и в рельефной пластике, в том числе на саркофагах — римских погребальных памятниках: вместе с супругой Амфитритой он плывет по волнам в колеснице, в которую впряжены морские кони — гиппокампы, а рядом их сопровождают тритоны и дочери старца Нерея — морские нимфы нереиды. В таких сценах Посейдон-Нептун воспринимался в сознании зрителя как проводник душ умерших в загробное царство, где правил его брат Аид.

Среди легенд и мифов, связанных с морем, особое место занимают рассказы о чудесных спасениях людей или героев во время их плавания по морским просторам, когда в роли спасителя выступали, например, дельфины (миф об Арионе). До нас дошли и рассказы о преданной дружбе дельфинов и детей: один из них мы знаем в передаче римского писателя I в. Плиния, о другом повествует Павсаний: «...я сам видел дельфина, выказывающего благодарность мальчику за то, что он вылечил его, когда рыбаки его ранили; я видел этого дельфина, как он слушался зова мальчика и носил его на себе, когда ему хотелось покататься» (Павсаний. III. XXV. 7). Именно такие истории вдохновляли скульпторов, создававших статуэтки, подобные той, что представлена на выставке (кат. 3). Правда, вместо ребенка верхом на дельфине плывет Эрот, бог любви, но это лишь причуда реставратора XVIII в., дополнившего античную фигуру ребенка крылышками божественного сына Афродиты.

Римская работа по греческим образцам III в. до н.э. Мрамор. Выс. 87,0 см

Санкт-Петербург. Эрмитаж

Есть много исторических фактов, относящихся к греческим Статуям (в которых мы не будем углубляться в этой подборке). Однако, не обязательно иметь диплом историка, чтобы восхититься невероятным мастерством исполнения этих великолепных скульптур. Действительно бесконечные произведения искусства, эти 25 самых легендарных греческих статуй - шедевры разных пропорций.

Атлет из Фано

Известная итальянским именем Атлет из Фано, Победоносная молодость - греческая бронзовая скульптура, которая была найдена в море Фано на Адриатическом побережье Италии. Атлет из Фано был построен между 300 и 100 годами до н.э и в настоящее время находится среди коллекций Музея Дж. Пола Гетти в Калифорнии. Историки полагают, что статуя была однажды частью группы скульптур победных атлетов в Олимпии и Дельфи. Италия до сих пор хочет вернуть скульптуру и оспаривает её вывоз из Италии.


Посейдон с мыса Артемисион
Древняя греческая скульптура, которая была найдена и восстановлена у моря Мыса Артемисион. Бронзовый Артемисион, как полагают, представляет или Зевса, или Посейдона. Все еще ведутся дебаты по поводу этой скульптуры, потому что ее недостающие удары молнии исключают возможность, что это - Зевс, в то время как ее недостающий трезубец также исключает возможность, что это - Посейдон. Скульптура всегда связывалась с древними скульпторами Майроном и Онатасом.


Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса в Олимпии - 13-метровая статуя, с гигантской сидящей на троне фигурой. Эта скульптура была создана греческим скульптором по имени Фидий и в настоящее время находится в Храме Зевса в Олимпии, Греция. Статуя сделана из слоновой кости и древесины и изображает греческого бога Зевса, сидящего на кедровом троне, украшенном золотом, черным деревом и другими драгоценными камнями.

Афина Парфенонская
Афина Парфенонская - гигантская статуя из золота и слоновой кости греческой богини Афины, обнаруженной в Парфеноне, что в Афинах. Сделанная из серебра, слоновой кости и золота, она была создана известным древним греческим скульптором Фидием и рассматривается сегодня, как самый известный культовый символ Афин. Скульптура была разрушена пожаром, который имел место в 165 до н.э, но была восстановлена и размещена в Парфеноне в 5-ом столетии.


Дама из Осера

75 сантиметровая Дама из Осера - критская скульптура, в настоящее время размещенная в Лувре в Париже. Она изображает архаичную греческую богиню в течение 6-ого столетия, Персефон. Хранитель из Лувра по имени Максим Коллиньон нашел мини-статую в хранилище Музея Осера в 1907. Историки полагают, что скульптура была создана в течение 7-ого столетия в греческий переходный период.

Антиной Мондрагон
Мраморная статуя 0.95 метра высотой изображает бога Антиноя среди массивной группы культовых статуй, построенных, чтобы поклоняться Антиною, как греческому богу. Когда скульптура была найдена во Фраскати в течение 17-ого столетия, то была идентифицирована из-за его полосатых бровей, серьезного выражения, и взгляда, который был направлен вниз. Это творение было куплено в 1807 для Наполеона и в настоящее время показывается в Лувре.

Аполлон Странгфорда
Древняя греческая скульптура сделала из мрамора, Странгфордский Аполлон был построен в период между 500 и 490 до н.э и был создан в честь греческого бога Аполлона. Его обнаружили на острове Анафи и назвали в честь дипломата Перси Смита, 6-ого виконта Странгфорда и настоящего владельца статуи. Аполлон в настоящее время размещается в 15-ой комнате британского Музея.

Кройсос из Анависоса
Обнаруженный в Аттике, Кройсос из Анависоса - мраморный курос, который когда-то служил надгробной статуей для Кройсоса, молодого и благородного греческого воина. Статуя является известной своей архаичной улыбкой. 1.95 метра высотой, Кройсос - автономная скульптура, которая была построена между 540 и 515 до н.э и в настоящее время показывается в Национальном Археологическом Музее Афин. Надпись под статуей гласит: “остановитесь и поскорбите у надгробия Кройсоса, которого убил неистовый Арес, когда он был в передних рядах.”

Битон и Клеобис
Созданные греческим скульптором Полимидисом, Битон и Клеобис - пара архаичных греческих статуй, созданных Аргивянами в 580 до н.э, чтобы поклоняться двум братьям, связанным Солоном в легенде под названием Истории. Статуя теперь находится в Археологическом Музее Дельфи, Греция. Первоначально построенные в Аргосе, Пелопоннесе, пара статуй была найдена в Дельфи с надписями на основе, идентифицирующими их, как Клеобис и Битон.

Гермес с младенцем Дионисом
Созданный в честь греческого бога Гермеса, Гермес Праксителя представляет Гермеса, несущего другого популярного персонажа в греческой мифологии, младенца Диониса. Статую сделали из Паросского мрамора. Как полагают историки, она была построена древними греками во время 330 до н.э. Она известна сегодня, как один из большинства оригинальных шедевров великого греческого скульптора Праксителя и в настоящее время размещается в Археологическом Музее Олимпии, Греция.

Александр Великий
Статуя Александра Великого была обнаружена во Дворце Пеллы в Греции. Покрытая мраморным напылением и сделанная из мрамора, статуя была построена в 280 до н.э, чтобы чтить Александра Великого, популярного греческого героя, который прославился по нескольким частям мира и провел сражения против персидских армий, особенно в Гранисусе, Иссуе и Гаугамеле. Статуя Александра Великого теперь демонстрируется среди греческих коллекций произведений искусства Археологического Музея Пеллы в Греции.

Кора в Пеплосе
Восстановленная из Афинского Акрополя, Кора в Пеплосе - стилизованное изображение греческой богини Афины. Историки полагают, что статуя была создана, чтобы служить исполненным по обету предложением во время древних времен. Сделанная во время Архаичного периода греческой истории искусств, Кора характеризуется жесткой и формальной позой Афины, ее величественных локонов и архаичной улыбки. Статуя первоначально появилась в множестве цветов, но только следы её оригинальных цветов могут наблюдаться сегодня.

Эфеб с Антикитеры
Сделанный из прекрасной бронзы, Эфеб с Антикитеры - статуя молодого человека, бога или героя, держащего сферический объект в его правой руке. Будучи творением пелопоннесской бронзовой скульптуры, эту статую восстановили в области кораблекрушения около острова Антикитера. Как полагают, она является одной из работ известного скульптора Ефранора. Эфеб в настоящее время показывается в Национальном Археологическом Музее Афин.

Дельфийский возничий
Более известный, как Хениокос, Возничий Дельфи - одна из самых популярных статуй, которые пережили Древнюю Грецию. Эта бронзовая статуя в натуральную величину изображает водителя колесницы, который был восстановлен в 1896 в Прибежище Аполлона в Дельфах. Здесь он был изначально установлен в течение 4-ого столетия, чтобы увековечить память победы команды колесницы в древних спортивных состязаниях. Первоначально часть массивной группы скульптур, Дельфийский Возничий теперь показан в Археологическом Музее Дельф.

Гармодий и Аристогитон
Гармодий и Аристогитон были созданы после учреждения демократии в Греции. Созданные греческим скульптором Антенором, статуи были сделаны из бронзы. Это были первые статуи в Греции, за которые заплатили из государственных средств. Целью создания было почтить обоих мужчин, которых древние Афиняне приняли, как выдающиеся символы демократии. Первоначальным местом установки был Керамеикос в 509 году нашей эры, наряду с другими героями Греции.

Афродита из Книдоса
Известный, как одна из самых популярных статуй, созданных древним греческим скульптором Праксителем, Афродита из Книдоса была первым представлением в натуральную величину нагой Афродиты. Пракситель построил статую после того, как он был уполномочен Косом создать статую, изображающую красивую богиню Афродиту. Помимо статуса культового изображения, шедевр стал достопримечательностью в Греции. Его оригинальная копия не пережила массивный пожар, который однажды имел место в Древней Греции, но ее точная копия в настоящее время выставлена в Британском Музее.

Крылатая Победа Самотраки
Созданную в 200 году до н.э. Крылатую Победу Самотраки, изображающую греческую богиню Нику, рассматривают сегодня, как самый большой шедевр Эллинистической скульптуры. Она в настоящее время показывается в Лувре среди самых знаменитых оригинальных статуй в мире. Она была создана в период между 200 и 190 до н.э., но не для того, чтобы почтить греческую богиню Нику, а в честь морского сражения. Крылатая Победа была установлена македонским генералом Деметриусом, после его военно-морской победы на Кипре.

Статуя Леонида I в Фермопилах
Статуя Спартанского короля Леонида Первого в Фермопилах была установлена в 1955, в память о героическом короле Леонидасе, отличившемся во время Сражения против персов в 480 до н.э. Знак был помещен под статуей, которая гласит: “Приди и Возьми”. Именно это произнес Леонидас, когда король Ксеркс и его армия попросили, чтобы они сложили свое оружие.

Раненный Ахиллес
Раненый Ахиллес является изображением героя Илиады по имени Ахиллес. Этот древний греческий шедевр передает его мучения перед смертью, будучи раненным смертельной стрелой. Сделанная из алебастрового камня, оригинальная статуя в настоящее время располагается в резиденции Achilleion королевы Елизаветы Австрийской в Кофу, Греция.

Умирающий Галл
Также известный как Смерть Галатиана, или Умирающий Гладиатор, Умирающий Галл - древняя Эллинистическая скульптура, которая была создана в период между 230 до н.э. и 220 до н.э. для Атталуса I из Пергамона, чтобы праздновать победу его группы над галлами в Анатолии. Считается, что статуя была создана Эпигонусом, скульптором династии Атталид. Статуя изображает умирающего кельтского воина, лежащего на его упавшем щите рядом с его мечом.

Лаокоон и его сыновья
Статуя, в настоящее время расположенная в Ватиканском Музее в Риме, Лаокоон и его Сыновья, также известна, как Группа Лаокоона и была первоначально создана тремя великими греческими скульпторами из острова Родос, Агесендером, Полидорусом и Атенодоросом. Эта статуя в натуральную величину сделана из мрамора и изображает троянского священника по имени Лаокоон, вместе с его сыновьями Тимбрэусом и Антифантесом, задушенными морскими змеями.

Колосс Родосский
Статуя, изображающая греческого Титана по имени Гелиос, Колосс Родосский был сначала установлен в городе Родосе в период между 292 и 280 до н.э. Признанная сегодня, как одно из Семи Чудес Древнего Мира, статуя была построена, чтобы праздновать победу Родоса над правителем Кипра в течение 2-ого столетия. Известная, как одна из самых высоких статуй Древней Греции, оригинальная статуя была уничтожена землетрясением, которое поразило Родос в 226 до н.э.

Дискобол
Построенный одним из лучших скульпторов Древней Греции в течение 5-го столетия - Мироном, Дискобол был статуей, первоначально помещенной у входа на Стадион Панатинайкон в Афинах, Греция, где первое мероприятие Олимпийских Игр было проведено. Оригинальная статуя, сделанная из алебастрового камня, не переживала разрушение Греции и никогда не восстанавливалась.

Диадумен
Найденный у острова Тилос Диадумен - древняя греческая скульптура, которая была создана в течение 5-ого столетия. Оригинальная статуя, которая была восстановлена в Тилосе, в настоящее время входит в коллекции Национального Археологического Музея в Афинах.

Троянский конь
Сделанный из мрамора и покрытый специальным бронзовым напылением, троянский конь - Древняя греческая скульптура, которая была построена между 470 до н.э и 460 до н.э, чтобы представлять троянского коня в Илиаде Гомера. Оригинальный шедевр пережил опустошение Древней Греции и в настоящее время находится в Археологическом Музее Олимпии, Греция.

Миллесгорден можно рассматривать как произведение искусства с тщательно продуманной сценографией, которую составляют террасы, фонтаны, лестницы, скульптуры и колонны. Всё это дополняет разнообразная растительность и широкая панорама, открывающаяся на залив Вэртан с высокой скалы Херсерюд.

В 1906 году скульптор Карл Миллес приобрёл участок земли на острове Лидингё, а в 1908 году архитектор Карл М. Бенгтссон, с которым он познакомился во время учёбы в Мюнхене, построил по его заказу жилой дом с ателье. Поселившись в этом красивом доме, Карл и Ольга Миллес прожили в нём до 1931 года, после чего уехали на 20 лет в Америку. Но и в Америке Миллес не забывал свою любимую усадьбу - Миллесгорден. Он ежедневно писал домой, отдавал распоряжения о том, что следует посадить в парке и как за ним ухаживать. Постепенно, по мере того, как ему позволяли финансовые возможности, он приобретал соседние земельные участки. Выросшее таким образом имение стало делиться на несколько террас. Сегодня общая площадь, занимаемая парком и музеем, составляет почти 18.000 квадратных метров. Последней, в начале 1950-х годов, была создана Нижняя терраса. После этого супруги Миллес возвратились из США и до самой смерти Карла Миллеса, последовавшей в 1955 году, проводили летний сезон во вновь построенном по проекту архитектора Эверта Миллеса - сводного брата скульптора - одноэтажном доме, находившемся на Нижней террасе. В зимнее время адресом скульптора была Американская Академия в Риме.

В 1936 году благодаря щедрому дару супругов Миллес был создан фонд "Дом Карла и Ольги Миллес в Лидингё" и уже к концу тридцатых годов музей стал доступен для публики. Фонд, в который входят представители шведской государственной власти и коммуны Лидингё, и сегодня руководит деятельностью музея Миллесгорден.

Уникальный парк ежегодно привлекает тысячи посетителей и является одной из главных туристических достопримечательностей Швеции. Миллесгорден открыт круглый год. Здесь организуются различные выставки и мероприятия, имеющие целью воплотить в жизнь мечты Миллеса.

Рассмотрим подробнее некоторые из достопримечательностей Миллесгордена.
Первое, что встречает посетителя, - это величественный вход. Мраморный портал служил когда-то входом в старый стокгольмский отель "Рюдберг", который был снесён в 1914 году.

Войдя на территорию, мы проходим через чугунные ворота, на которых можно прочесть слова, ставшие девизом всей жизни и деятельности Карла Миллеса: “Дай мне творить, пока не меркнет день". Они взяты из стихотворения художницы Рут Миллес (1873-1941) - сестры Карла. Кованая ограда вокруг первого дворика была исполнена по эскизам архитектора Эверта Миллеса - сводного брата Карла, построившего несколько зданий в Миллесгордене. На стене, окружающей этот маленький дворик, установлено несколько белых парковых урн, над которыми художник работал в 20-е годы. Эти урны послужили образцами для миллесовских кашпо, которые можно купить в магазинчике при музее.

Прогулка по саду обычно начинается от стены на Верхней террасе , где установлена одна из юношеских работ Миллеса, созданных в Париже, - Под звёздами (1900). В то время Миллес находился под влиянием романтико-реалистического стиля французского скульптора Огюста Родена. Трогательную деталь представляет маленькая фигура, лежащая свернувшись комочком, за парой на скамейке. Она изображает самого Миллеса, напоминая о том, как он бедствовал в годы учёбы в Париже. Большинство скульптур Миллеса, выставленных в Миллесгордене, являются слепками различных заказных работ, оригиналы которых находятся в других местах Швеции или за границей. Это относится и к маленькой фигуре-фонтану Тритон (1916), выдувающему воду из раковины. Оригинал этого фонтана был куплен принцем Эуженом и находится в Вальдемарсудде. Изящно рифлёная ванна фонтана исполнена из чёрного гранита (диабаза), а фигура тритона - из бронзы. Совсем рядом находится ещё один из декоративных фонтанов Миллеса, плодов его богатой фантазии - Маленькая наяда (1916).

Прежде чем продолжить путешествие по Верхней террасе, загляните в Малое Ателье - пристройку к главному зданию. Оно было построено в 1920-е годы и дополнено снаружи лоджией. Украшающая его фреска с мотивом Неаполитанского залива написана Юргеном Врангелем (1881-1957).

В нишах установлены фигуры Двух муз (1925-1927), находящихся в Стокгольмском Концертном зале. Малое Ателье, созданное по проекту брата Карла, архитектора Эверта Миллеса, при жизни хозяина Миллесгордена использовалось как мастерская. В наши дни здесь находится выставка портретов Ольги Миллес и скульптур Рут Миллес.

По пути к Пруду Сусанны посетители проходятсреди других работ, - мимо бронзового торса Фольке Фильбю тера (деталь центральной фигуры Фонтана Фолькунгов в Линчёпинге, 1927), Бегущего кабана и Бегущей косули (часть фонтана "Диана", находящегося во дворе Дворца спичек в Стокгольме, 1928). Обязательно остановитесь у Пруда Сусанны, где всё лето цветут красные и белые водяные лилии, и отдохните в прохладной зелени четырёх плакучих ив под журчание фонтана. Сусанна изваяна из одного блока чёрного гранита (диабаза), добытого в Глимокре, в провинции Сконе. За этот фонтанМиллес был удостоен Гран-При на Всемирной выставке в Париже в 1925 году.

Ниже большого дома, у пруда, находится каменный стол на мраморной подставке, исполненный Акселем Валленбергом. На столе - несколько портретов известных деятелей культуры и близкиз друзей Миллеса, среди них главного интенданта Эрика Веттергрена (1911), композитора Хуго Алъвена (1911) и архитектора Фердинанда Буберга (1906). На одной из колонн можно увидеть предложенный Миллесом вариант Памятника Энгельбректу, предназначенного для Ратуши в Стокгольме. Радикальный лаконизм фигуры ярко выражает характерную для старого борца за свободу волю к борьбе. Архитектор Рагнар Эстберг, строивший Ратушу, остался, однако, недоволен предложенным вариантом и передал заказ скульптору Кристиану Эрикссону. Миллес представлял своего Энгельбректа в чёрной бронзе, стоящим с позолоченным мечом высоко на колонне перед Ратушей. Одна копия этого варианта хранится в Ратуше, а другая в музее Зорна в Муре.

В Миллесгордене есть колонны, взятые от различных известных зданий, например, старого Драматического театра, дворца Макалёс и кафедрального собора в Упсале.Высокая колонна из песчаника, как и та, что стоит у входа, взята от здания оперного театра, построенного Густавом IIIна площади Густава Адольфа в Стокгольме (снесён в 1891 году). Коринфский капителий этой колонны был выполнен Сергелем. Две овальные чаши изваяны из серого шведского гранита.

У подножия окаймлённой кипарисами лестницы расположена Средняя терраса , на которой мы можем полюбоваться Певцом солнца, стоящим на высоком четырёхугольном цоколе из гранита. Это торс, который был создан специально для Миллесгордена. Установленный на одной из набережных Стокгольма оригинал был создан по заказу Шведской академии в 1920-е годы и посвящен поэту Эсайасу Тегнеру. Певец солнца стоит лицом к востоку, в сторону восхода солнца. О том, что Миллесу было присуще чувство юмора, свидетельствует маленькая черепашка, выглядывающая из-под правой ноги Певца солнца.

Подобная идея пришла в голову Миллесу и когда он работал над своими двумя Кабанами (1929). На передней ноге одного из них сидит жук, а на другом - маленькая ящерица. Эти кабаны являются копией скульптуры, заказанной лордом Мелчеттом в Лондоне, а затем купленной Густавом VI Адольфом. Теперь они находятся в дворцовом парке Ульриксдаль под Стокгольмом. Склонность Миллеса к шуткам проявилась и в группе, изображающей учёного-путешественника Свена Хедина (1932), сидящего на верблюде в пустыне Гоби в Азии. Поставив на якорь "корабль пустыни" он измеряет высоту солнца. На Средней террасе, обрамлённой длинным рядом гранитных колонн, находятся также фонтан Венера и раковина (1917), бронзовый эскиз к Гению (1940), а в самом конце - слепок головы Посейдона (1930).

Прежде чем продолжить путь вниз по величественной Небесной лестнице , сверните влево, чтобы зайти в Маленькую Австрию и на Ольгину террасу . Терраса Маленькая Австрия обладает особой атмосферой, живо напоминающей о родных местах Ольги в Австрии. Терраса была готова к 50-летию Ольги в 1924 году. Это был подарок Карла. Здесь есть две часовни, в каждой из которых находится Мадонна с мёртвым Христом . Пиета XVI века, находящаяся в меньшей часовне, - французского происхождения, а та, что находится в большей часовне, служащей местом захоронения супругов Миллес, сделана в XV веке в Германии из окрашенного камня.

Одна из американских учениц Миллеса, Фрэнсис Рич, выполнила бронзовую скульптуру, изображающую покровителя зверей Франциска Ассизского. Эта скульптура подарена художницей Миллесгордену.
Деревянное распятие является современной копией с более старого оригинала, находящегося в одной из церквей в провинции Вестманланд.

Прямо под Маленькой Австрией расположена Ольгина терраса с фонтаном. Этот фонтан был создан Миллесом для музея Метрополитен в Нью-Йорке в начале 1950-х годов, но сейчас перенесён в Брукгрин Гарденс недалеко от Чарлстона в Южной Каролине, США. Миллес часто заимствовал мотивы из греческих мифов о богах и давал им своё, в высшей степени индивидуальное толкование. В данном случае речь идёт об источнике водной нимфы Аганиппы на горе Геликон в древней Греции, вода которого дарила вдохновение художникам. Три фигуры символизируют различные виды искусства: Музыку, Живопись и Скульптуру. Лежащая женская фигура изображает Аганиппу, отражающуюся в своём источнике.
У подножия Ольгиной террасы, слева, расположено Бистро Миллесгордена , во дворе которого выставлена скульптура Принцессы-конькобежки (1948).

Небесная лестница ведёт вниз, к Нижней террасе , создание которой началось ещё в 1940-е годы и было почти закончено ко времени кончины Карла Миллеса в 1955 году. Эта терраса сияет красивым красным песчаником, добытым в местечке Эльвдален, в провинции Даларна. Миллесу хотелось, чтобы это место напоминало римскую пьяццу с играющими фонтанами.

Прежде чем спуститься с последних ступенек, остановитесь у находящегося слева фонтана Святой Мартин (1955). Святой Мартин, который жил в IV веке, символизирует здесь Милосердие. Он изображён отрезающим мечом кусок своей мантии, чтобы отдать его распростёршемуся на земле нищему. Оригинал находится в Канзас Сити, США. Внизу, в пруду, справа от святого Мартина, можно увидеть фавна, а слева - ангела, являющего некоторые человеческие черты. Ангел почёсывает укушенную комаром ногу, а на руке у него надеты часы. Здесь же находится эскиз к монументу, который должен был быть установлен перед зданием ООН в Нью-Йорке. Это Бог-отец на Радуге (1949), занятый укреплением звёзд на тверди небесной. В самом низу, на цоколе, стоит ангел, помогающий Богу в его работе. Он подаёт звёзды Богу-отцу, бросая их вверх одну за другой. Спустившись на Нижнюю террасу, сверните направо, чтобы посмотреть на группу Музицирующих ангелов (1949-1950). Все они были созданы в США для различных фонтанов. Одной из крупнейших работ Миллеса в США является фонтан Воскресение (1939-1952) на кладбище церкви Фоллс Чёрч в пригороде Вашингтона. Фонтан насчитывает три десятка фигур. Его тема - воссоединение родственников и близких друзей после смерти. Некоторые из скульптур этого фонтана окажутся, если мы повернёмся лицом к Небесной лестнице, перед нами, на маленькой террасе. Прототипами различных фигур были люди, с которыми Миллес когда-то встречался, например, Отшельник со своими двумя собаками, Слушательница и Сестры.

Одно из центральных мест в творчестве Миллеса занимает Рука Бога (1954). Копии этой работы находятся в разных концах света: в США, Японии, Австралии, Индонезии. Оригинал выполнен для шведского города Эскильстуны.

Миллес стремился к тому, чтобы скульптуры на Нижней террасе вырисовывались, как силуэты на фоне неба, поэтому все они установлены на высоких цоколях. Он был первооткрывателем в своих хитроумных конструкциях, возносящих скульптуры ввысь. Бронзовые фигуры снабжены внутри несущими конструкциями из нержавеющей стали. Неискушённому глазу кажется, что скульптура свободно парит в воздухе, балансируя на острие. Следуя дальше по направлению к мосту на Лидингё, посетители проходят мимо головы Орфея (1936) на колонне из красного песчаника, Ангелов, катающихся на коньках (1948), а также скульптуры Человек и единорог (1938). Среди журчащих водных каскадов нетрудно заметить Иону и кита (1932). Фантазия Миллеса снабдила пророка Иону шкиперским венком и фигурой, удивительно напоминающей фигуру Будды.

Одной из самых грандиозных работ Миллеса является конная статуя Фольке Фильбютера, входящая в Фонтан Фолькунгов в Линчёпинге (1927). На создание несколько жутковатой фигуры Фильбютера Миллеса натолкнул эпизод из книги Вернера фон Хейденстама “Дерево Фолькунгов".В книге рассказывается о том, как в XIII веке основоположник рода Фолькунгов Фильбютер изъездил всю страну в поисках своего пропавшего внука. Когда его конь должен был перейти вброд реку, он поскользнулся на мокром камне. Именно это движение хотелось передать Миллесу. Динамичность и изогнутость форм он позаимствовал в китайском искусстве. Миллесу принадлежало значительное собрание конных фигур из Китая, познакомиться с которым можно в находящейся в главном здании Монашеской келье. Добавим, что цоколь статуи из чёрного диабаза украшен сценами, связанными с историей рода Фолькунгов. Так, мы видим здесь святую Биргитту на пути в Рим.

Отсюда видна и деталь другого монумента, выполненного Миллесом. Это Голова индейца из чёрного гранита, входящая в Монумент мира (1936) в Сент-Поле, штат Миннесота, США. Этот монумент высотой примерно 12 метров высечен из светло-жёлтого мексиканского оникса. В самом верху, перед домом, виден ещё один Индеец. Это одна из самых последних работ Миллеса, выполненная в Детройте, США. Статуя, изображающая индейца, несущего на плече каноэ, называется Spirit of Transportation .

Древнегреческий бог моря Посейдон (1930) семиметровой высоты установлен на площади Ётаплатсен в Гётеборге. Экземпляр, находящийся в Миллесгордене, является копией, подаренной Миллесу шведским государством на 80-летие скульптора в 1955 году. Миллес умер в сентябре того же года. До последнего дня своей жизни он занимался украшением Нижней террасы. К моменту своей смерти он жил вместе с Ольгой в низком, похожем на бунгало здании - Доме Анны , построенном в конце 1940-х годов.

Человек и Пегас (1949) является одним из поздних шедевров художника. Крылатый конь Пегас символизирует полёт фантазии и жажду свободы. Оригинал этой скульптурной группы находится в Де Муане, штат Айова, США, а копии, кроме Миллесгордена, в Токио, Антверпене и Мальме. Большая рыба из красного гранита не окончена. По замыслу Миллеса на рыбе должны были сидеть несколько каменных фигур. На восточной стене есть плита из красного песчаника, добытого в Эльвдалене, на которой можно прочитать духовное завещание Миллеса. В нём он описывает свою любовь к Ольге и Миллесгордену.

Светлая женская фигура неподалёку изображает прорицательницу Кассандру. Она изваяна из экебергского мрамора скульптором Акселем Валленбергом. Валленберг был учеником Миллеса в 1920-е годы и на протяжении нескольких лет его ближайшим сотрудником в Миллесгордене.

В пруду вытянутой формы скачет на дельфине Солнечный блик (1918), за которым следует группа Тритонов (сыновей Посейдона в греческой мифологии), а также мощная и элегантная Европа и бык, оригинал которой находится на площади Стура Торьет в Хальмстаде, где эта скульптура была воздвигнута в 1926 году. Греческий миф вдохновил здесь Миллеса ещё на одно величественное произведение. В нём рассказывается о том, как финикийская принцесса Европа была похищена богом Зевсом, обратившимся в прекрасного быка. У Миллеса бык облизывает протянутую руку принцессы. Наверху, у дома Анны, находится слепок с античной скульптуры волчицы с близнецами Ромулом и Ремом. Миллес получил специальное разрешение города Рима на снятие слепка с этой скульптуры. Оригинал является этрусской работой V века до нашей эры.

Большое главное здание на Верхней террасе было домом и мастерской супругов Миллес в 1910-1920-е годы. В конце 1930-х годов дом, в связи с передачей Миллесгордена шведскому народу, открыли для публики. Супруги Миллес жили тогда в Америке.

Из магазинчика при музее можно подняться по лестнице в буфетную и комнату, где Карл и Ольга Миллес завтракали. Эта часть музея стала доступной для посетителей после реконструкции здания зимой 1985 года. В комнате для завтраков Ольга Миллес выполнила декоративные росписи в синих тонах на дверцах буфетов, а стены облицованы синим дельфийским кафелем XVIII века. В буфетах выставлена часть собранной супругами Миллес коллекции стекла и фарфора.

Интерьер Галереи с колоннами и пилястрами с ионическими капителями, а также красивыми стенами из искусственного мрамора выдержан в стиле строгого классицизма. Этот интерьер был создан в 1920-е годы при перестройке всего нижнего этажа. Обратите внимание на мозаичный пол, созданный, как и алебастровые светильники на потолке, по эскизам Миллеса. В этой комнате демонстрируются небольшие эскизы и слепки работ Миллеса. Однако из-за периодических перестановок в коллекциях экспозиция здесь не является постоянной.

Большое Ателье было рабочим местом Миллеса в 1910-1920-е годы. Здесь он работал над моделями для многих своих монументальных работ, таких, например, как Орфей и Европа и бык. В 1950-е годы ателье использовалось для хранения большой античной коллекции, принадлежавшей Миллесу. В настоящее время здесь выставлена часть гипсовых моделей Миллеса, позволяющих проследить всё его творчество. В последнее время этим моделям не раз приходилось уступать место для временных экспозиций, которые организуются музеем.

В Музыкальной комнате организуются концерты для небольших групп слушателей. Во время таких концертов приходится как следует поработать роялю фирмы "Стейнвей", принадлежавшему Карлу Миллесу. Рояль этот был подарен Миллесу друзьями на его 50-летие. В 1986 году для Музыкальной комнаты Миллесгорден получил в дар новый пол из итальянского травертина. Миллесу с самого начала хотелось, чтобы пол в этой комнате был каменным, но при жизни у него не было возможности осуществить эту идею.

Во время своих поездок по Европе в 1920-е годы супруги Миллес покупали различные произведения искусства. Со временем из них сложилась значительная коллекция живописи, скульптуры и прикладного искусства. Из сокровищ этой коллекции можно отметить мраморный репьеф Мадонна с младенцем Донателло (1386-1466). Акварельный эскиз работы Огюста Родена был подарен автором Карлу Миллесу в 1906 году. Среди других работ привлекает внимание вид на Венецию с мостом Риальто художника Каналетто-старшего, а также пейзаж, приписываемый французскому мастеру XVII века Клоду Лоррену.

На одной из стен висят тканые обои из Бовэ (Северная Франция). Эти обои XVI века были отреставрированы в 1920-е годы после того, как Миллес обнаружил их в одной из антикварных лавок Старого города в Стокгольме в очень плохом состоянии.

Старый орган происходит из женского монастыря в Зальцбурге, и говорят, что на нём играл отец Моцарта. Два современных стеклянных канделябра изготовлены фирмой Стебен Гласе в Нью-Йорке. Среди деревянных скульптур религиозного содержания обращают на себя внимание два рельефа на алтарных шкафах XVI века: Богородица на смертном одре и Святая Анна.

В одной из витрин по пути в Красную комнату выставлено несколько ранних работ Миллеса. Некоторые из них носят реалистически-бытовой характер, как, например, Нищенка (1901), Девочка с котом (1901), Женщина против ветра (1903). В этих небольших скульптурах Миллес изобразил бедных и простых людей с такой симпатией и сочувствием, которые свидетельствуют о его интересе к социальным вопросам. Стены в Красной комнате выполнены в технике "stuccolustro" итальянским штукатуром Конте, рабо-тавшимв Стокгольме в 1920-е годы. Декоративный мозаичный пол составлен самим Карлом Миллесом по мотивам, заимствованным им из жизни моря.

Вдоль стен представлено несколько скульптур Миллеса, а в центре - прекрасный зелёный Солнечный блик (1918). Миллес часто предпочитал для своих бронзовых скульптур зелёный цвет или, как в скульптуре химика Карла Вильхельма Шееле (1912), глубокий тёмный, почти чёрный. Тот же тёмный цвет отличает Сведенборга (отвергнутый проект памятника Сведенборгу в Лондоне, 1928) и Бога всех религий (1949).

В переходе, ведущем к античной коллекции, привлекает внимание рельеф из изввстняка Танцующая менада (1912). В этот период Миллес испытывал сильное влияние античного искусства, прежде всего древнегреческого. Мраморный портал, купленный Миллесом в Мюнхене в 1906 году, происходит из Северной Италии. Находящаяся под порталом римская мраморная статуя Венеры зовёт нас дальше, к античной коллекции.

Маленькая комната, временами использовавшаяся Ольгой Миллес как ателье для её портретной живописи, называется Монашес кой кельей. В настоящее время там демонстрируются небольшие произведения различных культур, входящие в античное собрание.

Большой конь из жёлто-зелёной глазированной керамики в нише справа относится к династии Тан (618-906). Здесь же установлены китайские конные статуи из различных пород камня. В витрине, сделанной в форме пирамиды, показаны небольшие египетские скульптуры из базальта, бронзы и фаянса.

В трёх витринах напротив представлены статуэтки из бронзы и мрамора, а также золотые украшения и монеты из Древней Греции, Рима и Египта. Сервиз для вина из аттических амфор с чёрными фигурами оформлен мотивами, напоминающими о культе греческого бога вина Диониса.

Во время поездок по Европе в 1910-1920-е годы на Миллеса произвело сильное впечатление античное искусство. Много раз, бывая в музеях, он заполнял один альбом за другим зарисовками античных скульптур и разного рода предметов искусства. С большим интересом изучал он и восточное искусство. Когда доходы Миллеса в 1930-1940-е годы значительно возросли, он начал выделять большие суммы на приобретение античных скульптур и фрагментов. В результате сложилась большая античная коллекция, которая демонстрируется в длинной и узкой галерее, расположенной над фонтаном Сусанна . Попасть в галерею можно из Монашеской кельи. Пока Миллес жил в США, коллекция, состоящая, в основном, из греческих и римских мраморных скульптур, была выставлена в его доме в Крэнбруке. В 1948 году она была выкуплена шведским государством и передана Миллесгордену.

Текст: Ёран Сёдерлунд
Фото: Щеглов Михаил ,

Храм Посейдона на мысе Сунион (недалеко от Афин): описание, история мыса, поселение со стенами, другие храмы, карта с остановками, много фото, положение надписи «Byron», время работы, стоимость билета и другая полезная информация.


Храм Посейдона на мысе Сунион был тем местом, где моряки молились богу об удачном завершении плавания, принося ему в жертву животных и другие дары. Храм Посейдона находится в 69 километрах к юго-востоку от Афин и стоит на высоте, примерно, 60 метров над уровнем моря.








Мыс Сунион

Мыс Сунион , самая южная оконечность Аттики, был важным стратегическим пунктом, с которого город-государство Афины контролировал проход в Эгейское море, к Пирею – главному порту, а также к городу-порту Лаврион и окружавшим его серебряным рудникам, благодаря которым Афины стали главным военным и культурным центром V века до н.э.

Первым о мысе Сунион упоминал Гомер в своей «Одиссее» (ок. VIII в. до н.э.), описывая его как «священный для афинян мыс». О стоявшем на нём храме Посейдона писали драматурги Еврипид (в «Киклопе») и Софокл, а также «отец комедии» Аристофан.

Учитывая, что скульптура - древнейший вид искусства, его связь с культом в древности неразрывна. Пожалуй, абсолютное большинство сохранившихся пластических изображений каменного века, так или иначе связаны с культом и могут быть названы "скульптурами богов". Позже, когда на смену анимизму пришел тотемизм, скульптурные изображения богов стали более четкими и выраженными.

Скульптурные изображения языческих богов чаще всего выполнены в камне или вырезаны из дерева. К сожалению, свидетельств языческой культуры на территории России осталось не так уж и много. Чаще всего в музеях нашей страны есть лишь отдельные экземпляры, сохранившиеся не слишком хорошо. Среди них особо ценен так называемый Большой Шигирский идол, изготовленный в 8 тысячелетии до нашей эры. Дата впечатляет, поскольку скульптура старше фигур египетских богов, а также скульптур из Месопотамии.


Скульптуры египетских богов известны всем по картинкам в школьных учебниках. Самые монументальные из них располагались некогда в храмах Луксора и Карнака, в скальных храмах долины Нила. полны самых разных статуэток и небольших скульптур Анубиса, Сета, Хора, Исиды, Осириса и т. д. Согласно египетской традиции все скульптуры изображены либо сидящими, либо делающие шаг вперед (шаг в вечность). Идеально симметричные лица, пропорции тел строго определены каноном. Огромные глаза (египтяне считали, что одна из человеческих душ живет именно в глазах) делают египетские скульптуры выразительными и одухотворенными.


Пожалуй, именно античная культура подарила мировой культуре самые высокохудожественные сакральные скульптуры. Стоит упомянуть два шедевра великого Фидия - скульптуры Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Вторая фигура сохранилась лишь в мраморных копиях, дающих представление только о внешнем виде скульптуры, лишенных былого величия и реалистичности. Оригиналы статуй Афины и Зевса были выполнены в сложной хризоэлефантинной технике (деревянная основа, покрытая тонкими золотыми пластинами (волосы, одежда и оружие) и тонкими пластинами из слоновой кости (обнаженные части тела)). Использование слоновой кости делало скульптуру необыкновенно реалистичной, передающей фактуру белой, полупрозрачной кожи теплых оттенков, а золотой блеск придавал величественность и ощущение безграничного могущества богов.

Скульптуры античных богов украшают . можно увидеть скульптуры Венеры и Ники. Обе скульптуры созданы во втором веке до нашей эры. Разные авторы, разные трактовки образов, разные подходы. Но общая гармония, пластичность и мастерство, делают эти скульптуры шедеврами древнего ваяния.

Интересна фигура отдыхающего Гермеса (Национальный музей Неаполя). Свободная, раскованная поза, умиротворение и отстраненность на лице. В фигуре нет ничего “божественного”, лишь крылатые сандалии указывают на то, что перед нами бог торговли, покровитель мошенников.


Археологический музей в Афинах по праву гордится уникальной бронзовой скульптурой Посейдона, прекрасно сохранившейся в море, близ мыса Артемисон. Для этого изображения, созданного в эпоху эллинизма, характерна энергия, внутреннее напряжение и динамика. Некоторая эмоциональность, присущая всем скульптурам эллинизма, делает памятник интересным для подробного изучения.


Скульптуры богов Древнего в плане эстетики и содержания фактически повторяют работы греческих мастеров. Единственная заслуга римлян в скульптуре - это реалистичность образов. Поскольку большинство императоров были обожествлены, то во многих скульптурах Марсов, Юпитеров и Нептунов можно узнать некоторых августейших правителей великой империи.

Загрузка...
Top