Театр Шекспира — Глобус, первое появление и возрождение. Театр Шекспира "Глобус"

«Весь мир театр». Знаменитая строчка из стихотворения Уильяма Шекспира как нельзя лучше подошла в свое время для фразы, выбитой на стенах театра, который символизировал земной шар и назывался «Глобус». Это был один из первых общественных театров Лондона. И это в нем гремели премьеры знаменитых шекспировских пьес, сегодня составляющих целый пласт драматического искусства и относящихся к золотому фонду человеческой культуры.

В шестнадцатом веке в Лондоне впервые был построен театр, предназначенный для широкой публики. Назывался он просто «Театр». Его основателями были актеры из труппы Бербеджей, и именно в нем впервые были поставлен «Ричард III». Уильям Шекспир был тогда драматургом и одним из актеров труппы «Слуги Лорда-камергера».
В 1598 году владелец земли повысил арендную плату, видимо, желая урвать свою долю прибылей первого общественного театра, но просчитался. И этот его просчет стал толчком к строительству нового театра, позже известного как «Глобус».

Актеры сами перетащили весь остов старого театра, разобрав его на балки, ближе к Темзе, где и возвели новый. Владельцами «Глобуса» стало акционерное общество, в которое вошли члены труппы «Слуги Лорда-камергера», включая и Уильяма Шекспира.

«Глобус» представлял собой круглое здание без крыши. Вернее, круглым его сделала молва – много позже его изображали именно таким на картинах, скорее всего, из-за названия. И также из-за того, что на входе зрителей встречала статуя Атланта, а на ленте, опоясывающей здание, была выгравирована фраза на латыни «Весь мир театр» (более точный перевод «весь мир лицедействует»). На самом деле театр имел 18 или 20 граней. Высота здания составляла приблизительно 30 метров, а внутри амфитеатром располагались три яруса зрительских мест, самыми дорогими, конечно, были нижние места. Для особо высокопоставленных гостей были приготовлены табуреты по краям сцены - там, где в современных располагаются вип-ложи. И билеты по одному пенни продавались на своего рода площадку, распложенную ближе всего к сцене, но ниже ее на полтора метра - здесь самые бедные зрители были вынуждены смотреть представления стоя и грызя лесные орехи. Именно в эту толпу обычно затесывались купленные зрители - они или громко хлопали представлению, возбуждая интерес к пьесе, или, наоборот, освистывали актеров. Всего «Глобус» вмещал до трех тысяч зрителей.

Сцена примыкала к одной из сторон здания. В зал выдавалась авансцена, на которой происходило основное действие. Глубже пряталась арьерсцена, над которой возвышалась галерея, третьим уровнем шел небольшой домик. Актеры переодевались за арьерсценой, отгороженные от зала кулисами. Занавеса не было, но был потолок над подмостками, державшийся на колоннах и покрытый сверху соломой. В спектаклях использовались все четыре сценические площадки. Например, сцена на балконе из «Ромео и Джульетты» была поставлена таким образом, что Ромео находился на арьерсцене, а Джульетта - в галерее.

Спектакли в ту пору отличались простотой. Играли их при дневном свете – так было дешевле, чем освещать закрытое здание. К тому же открытое пространство не давало зрителям задохнуться - пьесы шли по нескольку часов, а туалеты отсутствовали. Так что физиологическую нужду зрители справляли прямо в зале, за земляной пол. Антрактов не было, как и занавесов – в конце действия актеры уходили со сцены, унося с собой «убитых» собратьев и декорации. Впрочем, декорации тогда тоже не приветствовались, как и сценический реквизит. Всех героев играли мужчины – женщинам играть в театрах запрещалось. Обычно в каждой труппе были женоподобные юноши с голосом, который еще не начал ломаться - вот они и играли нежных героинь, которых в пьесах Шекспира достаточно.

В 1613 году в театре ставили «Генриха VIII». В спектакле есть момент, когда при появлении короля стреляет пушка. Маленькое ядро застряло в деревянной стене и подожгло ее. Пламя мгновенно охватило весь театр. К счастью, зрителям и актерам удалось выбежать, никто не пострадал. Кроме одного мужчины, у которого загорелись штаны, он потушил их пивом, бутылку с которым держал в руке. Но театр сгорел дотла.

Вместе с ним ушла целая эпоха - Шекспир к тому моменту перестал писать свои пьесы и удалился на покой в Стаффорд, к жене. Через год здание «Глобуса» было отстроено заново актерами Бербеджами, через тридцать лет оно закрылось по пуританским причинам. Место, где находился самый популярный лондонский театр, было утеряно. Впрочем, в 1989 году его случайно нашли под автостоянкой - форма автостоянки повторяла контуры «Глобуса». К этому моменту уже полным ходом шла работа по восстановлению театра по эскизам елизаветинских времен. Новое здание театра, получившего название «Шекспировский театр «Глобус», отстоит от настоящего всего на три сотни метров. Оно полностью воссоздает «Глобус» времен великого драматурга и является первым зданием с соломенной крышей за три с лишним века (в 1666 солома была под запретом как горючий материал). Правда, в целях безопасности на крыше установлены разбрызгиватели. Спектакли в «Глобусе» идут в теплое время года (из-за открытой площадки) при искусственном освещении.

Первый «Глобус» времён Шекспира

«Глобус» был собственностью многих актёров, которые (за исключением одного) были также акционерами Lord Chamberlain’s Men. Двое из шести акционеров «Глобуса», Ричард Бёрбедж и его брат Кутберт Бёрбедж, были собственниками двойного количества долей акций по 25 % каждый. Другие четыре актёра, Шекспир, Джон Хэмингс, Августин Филипс и Томас Поуп, обладали одинарными долями по 12,5 %. (Первоначально Уильям Кемп намеревался быть седьмым партнёром, но он продал свою долю четырём миноритарным акционерам, оставив им больше, чем первоначально запланированные 10 %). Эти начальные пропорции изменились со временем, когда присоединились новые акционеры. Доля Шекспира в течение его профессиональной деятельности уменьшилась с 1/8 до 1/14, или приблизительно до 7 %.

«Глобус» был построен в 1599 году с использованием деревянных конструкций более раннего театра (первого общедоступного лондонского театра), называвшегося просто «Театр», который был построен отцом Ричарда Бёрбеджа, Джеймсом Бёрбеджем, в Шордиче в 1576 году. Бёрбеджи первоначально арендовали место, на котором был построен «Театр», на 21 год. В 1598 году владелец земли, на которой располагался «Театр», повысил арендную плату. Бёрбеджи демонтировали «Театр» балка за балкой и перевезли его к Темзе , и там он был собран вновь уже как «Глобус».

В июле 1613 года театр «Глобус» сгорел во время спектакля «Генрих VIII».

Театральная пушка, которая должна была выстрелить во время представления, дала осечку, воспламенила деревянные балки и крышу из соломы . Согласно одному из уцелевших описаний этого события, никто не пострадал, за исключением одного зрителя, который потушил загоревшиеся на нём короткие брюки (кюлоты) бутылкой эля .

Второй «Глобус». Раскопки

Как и все другие театры в Лондоне, «Глобус», восстановленный после пожара в 1614 году, был закрыт в 1642 г. пуританами . Через два года он был снесён, чтобы подготовить место для строительства доходных домов. Его точное местоположение оставалось неизвестным до тех пор, пока в 1989 году остатки его основания не были обнаружены под автостоянкой «Anchor Terrace» на Парк-Стрит (контур фундамента повторён на поверхности автостоянки). Под Anchor Terrace могут быть и другие остатки театра, но терраса XVIII века внесена в список исторических ценностей и, следовательно, не может быть исследована археологами.

Планировка «Глобуса»

Действительные размеры «Глобуса» неизвестны, но его план может быть почти точно восстановлен на основе научных исследований, проведённых за последние два столетия. Эти данные говорят о том, что это был трёхъярусный, открытый, обнесённый высокой стеной амфитеатр диаметром от 97 до 102 футов (29,6-31,1 м), который мог вместить до 3000 зрителей. На эскизе, сделанном Уэнсесласом Холларом, «Глобус» показан в виде круглого здания. Позднее в таком же виде уже не существовавший театр был включён в его гравированный т. н. «Длинный пейзаж» Лондона (1647). Однако в 1997-1998 гг. обнаружение небольшой части фундамента «Глобуса» показало, что это был многоугольник с 20-ю (или возможно 18-ю) сторонами.

По внутренней стороне стены театра шли ложи для аристократии. Над ними помещены были галереи для зажиточных горожан. Всего было три уровня сидячих мест. Отдельные привилегированные зрители находились прямо на сцене.

У основания сцены была площадка, называемая «партер » (или, задний двор в старых постоялых дворах, «двор»), где за 1 пенни люди («граундлинги» - невзыскательные зрители) должны были стоять для того, чтобы увидеть представление. Граундлинги во время представления ели лесные орехи - во время раскопок «Глобуса» было найдено много ореховой шелухи, сохранившейся в грязи - или апельсины.

Прямоугольник сцены, также известный как «авансцена », выдвинут в середину открытого двора. Сцена имела размеры приблизительно 43 фута в ширину (13,1 м), 27 футов в глубину и была поднята почти на 5 футов (1,52 м) от земли. На этой сцене был люк, который использовали исполнители для того, чтобы выходить из подвального помещения под сценой. Могли быть и другие люки вокруг сцены. Сцена театра не имела занавеса.

Огромные колонны по сторонам сцены поддерживали крышу над тыльной частью сцены. Потолок под этой крышей назывался «небесами» и мог быть разрисован небом с облаками. Люк в «небесах» давал возможность исполнителям «спускаться с неба» (deus ex machina), используя некоторое приспособление из верёвок и канатов.

Задняя стена сцены имела две или три двери на основном уровне с занавешенной внутренней сценой и балконом над ней. Эти двери вели за кулисы, где актёры одевались и ожидали свой выход. Балкон вмещал музыкантов, а также мог быть использован для сцен, требующих использования верхнего пространства, такой, например, как сцена на балконе из «Ромео и Джульетты ».

Спектакли в театре шли при свете дня, без антрактов и с минимумом декораций (см. театральная техника в эпоху Шекспира).

Современный «Глобус»

Галереи «Глобуса» и зрители на стоячих местах

По настойчивой просьбе американского актёра и режиссёра Сэма Уэнамэйкера новый театр «Глобус» был построен по плану елизаветинского времени. В состав команды проекта по воссозданию театра входили Тео Кросби из Pentagram, как архитектор, Бьюр Хаппольд, как строительный инженер и инженер сервисных служб, и фирма Boyden & Co, как инспектор по строительству. Консультантом проекта был шекспировед профессор Эндрю Герр . Строительство взяла на себя фирма McCurdy & Co. Открытие состоялось в 1997 году под названием «Шекспировский театр „Глобус“». Сейчас показ спектаклей идёт каждое лето (с мая по октябрь). Первым художественным руководителем современного театра «Глобус» в 1995 году был назначен Марк Райленс. В 2006 году Доминик Дромгул сменил его на этом посту.

Новый театр на Бэнксайд находится почти в 225 ярдах (205 м) от первоначального местонахождения, считая от центра старого театра до центра нового.

Это было первое здание с соломенной крышей, разрешённое для строительства в Лондоне со времени Великого пожара в 1666 году .

Как и первый «Глобус», сегодняшний театр имеет выступающую сцену, которая выдаётся в огромный круглый двор, окружённый сидячими местами на трёх круто наклонённых ярусах. Семьсот билетов на стоячие места (стоять обязательно, сидеть не позволяется) во дворе доступны на каждом представлении по 5 фунтов каждый. Единственная закрытая крышей часть амфитеатра - это сцена и (более дорогие) сидячие места. Зимой, когда театральный сезон закрыт, театр используется для образовательных целей. Экскурсии проводятся круглый год.

При воссоздании здания театра стремились получить максимально приближенную к оригиналу копию. Этому способствовало обнаружение остатков первоначального театра «Глобус», которое повлияло на окончательные планы и решение о расположении нового здания. Модернизация театра включила в себя установку осветительного оборудования (спектакли во времена Шекспира проводились днём), разбрызгивателей на крыше для защиты от огня, и то, что театр частично соединён с современным фойе , центром посетителей и добавочной закулисной территорией для поддержки проведения представлений. Согласно правилам техники безопасности, на спектакле могут присутствовать не более 1300 человек, что составляет менее половины от тех 3000 зрителей, которых, как считается, мог вместить театр во времена Шекспира.

Копии театра в других странах

Большое количество копий и вольных интерпретаций «Глобуса» построено по всему миру:

Координаты : 51°30′30″ с. ш. 0°05′50″ з. д.  /  51.508333° с. ш. 0.097222° з. д. (G) (O) 51.508333 , -0.097222

Категории:

  • Картины по сюжетам произведений Уильяма Шекспира
  • Уильям Шекспир
  • Театры Лондона
  • Театры, основанные в 1599 году
  • Театры, основанные в 1997 году

Wikimedia Foundation . 2010 .

Если когда-то у вас появится возможность побывать в английском городе Стратфорде, обязательно посетите Шекспировский королевский театр.

Шекспировский театр «Глобус» – один из самых старых театров на территории Англии. Расположен «Глобус» на южном берегу Темзы. Известность театру, прежде всего, принесли первые постановки на сцене произведений Шекспира. Здание перестраивалось по различным причинам три раза, что и составляет богатую историю театра Шекспира.

Появление Шекспировского театра

Начало история театра «Глобус» берет в 1599 году, когда в Лондоне, где всегда с любовью относились к театральному искусству, друг за другом строятся здания публичных театров. Для строительства новой арены были использованы строительные материалы – деревянные конструкции, оставшиеся от другого строения – самого первого публичного театра с логичным названием «Театр».

Владельцы прежнего здания «Театра», семья Бёрбеджей, в 1576 году построили его в Шордиче, где они арендовали землю.

Когда плата за землю повысилась, они разобрали старое здание и перевезли материалы к Темзе, где и возвели новое сооружение – театр Шекспира "Глобус". Любые театры строились за пределами влияния муниципалитета Лондона, что объяснялось пуританскими взглядами властей.

В эпоху Шекспира произошел переход от любительского театрального искусства к профессиональному. Возникали актерские труппы, поначалу ведущие бродячее существование. Они ездили по городам и показывали представления на ярмарках. Представители аристократии стали брать актеров под покровительство: они принимали их в ряды своих слуг.

Это давало актерам положение в общество, хотя оно было очень низким. По этому принципу часто и называли труппы, например, «Слуги лорда Камергера». Позже, когда к власти пришел Иаков I, покровительствовать актерам стали только члены королевской семьи, и труппы стали переименовывать в «Слуг его Величества Короля» или других членов монаршей семьи.

Труппа театра «Глобус» представляла собой товарищество актеров на паях, т.е. пайщики получали доход от сборов со спектаклей. Братья Бёрбеджи, как и Уильям Шекспир – ведущий драматург в труппе, и еще трое актеров были пайщиками «Глобуса». Актеры второго плана и подростки состояли в театре на жаловании и не получали дохода со спектаклей.

Шекспировский театр в Лондоне имел форму восьмигранника. Зрительный зал «Глобуса» был типичным: овальная площадка без крыши, огороженная большой стеной. Название арена получила благодаря располагавшейся у входа статуе Атланта , который поддерживал земной шар. Этот шар или глобус опоясывала лента со знаменитой до сих пор надписью «Весь мир – театр » (дословный перевод – «Весь мир лицедействует»).

Театр Шекспира вмещал от 2 до 3 тысяч зрителей. По внутренней стороне высокой стены располагались ложи для представителей аристократии. Над ними была галерея для зажиточных людей. Остальные располагались вокруг сценической площадки, которая вдавалась в зрительный зал.

Зрителям предполагалось стоять во время представления. Некоторые особо привилегированные особы располагались сидя прямо на сцене. Билеты для богатых людей, готовых заплатить за места в галерее или на сцене, стоили намного дороже мест в партере – вокруг сцены.

Сцена представляла невысокий, поднятый примерно на метр помост. На сцене располагался люк, ведущий под сцену, из которого появлялись привидения по ходу действия. На самой сцене очень редко появлялась какая-то мебель и совсем не появлялись декорации. На сцене не предусматривался занавес.

Над задней сценой располагался балкон, на котором появлялись персонажи, по пьесе находящиеся в замке. Была своеобразная трибуна на верхней сцене, где также происходили сценические действия.

Еще выше располагалась конструкция, похожая на хижину, где играли сцены за окном. Интересно, что, когда в «Глобусе» начиналось представление, на крыше этой хижины вывешивался флаг, который был виден очень далеко и являлся сигналом, что в театре идет спектакль.

Бедность и некоторая аскетичность арены определяли то, что самым главным происходящим на сцене являлась игра актеров и сила драматургии. Реквизита для более полного понимания действия не было, многое отдавалось на откуп зрительской фантазии.

Примечательным является факт, что зрители в партере во время представления часто ели орехи или апельсины, что подтвердилось находками археологов при раскопках. Зрители могли громко обсуждать какие-то моменты в спектакле и не скрывать своих эмоций от увиденного действия.

Свои физиологические потребности зрители также справляли прямо в зале, поэтому отсутствие крыши являлось некоторым спасением для обоняния любителей театрального искусства. Поэтому примерно представляем тяжелую долю драматургов и актеров, дающих представления.

Пожар

В 1613 году в июле во время премьеры спектакля Шекспира «Генрих VIII» о жизни монарха здание «Глобус» сгорело, но зрители и труппа не пострадали. По сценарию одна из пушек должна была выстрелить, но что-то сработало не так, и произошло возгорание деревянных конструкций и соломенной крыши над сценой.

Конец первоначального здания «Глобуса» ознаменовал изменения в литературно-театральных кругах: примерно в это же время Шекспир перестал писать пьесы.

Восстановление театра после пожара

В 1614 году здание арены было восстановлено, причем при строительстве использовался камень. Крыша над сценой заменена на черепичную. Труппа театра продолжала играть вплоть до закрытия «Глобуса» в 1642 году. Тогда пуританским правительством и Кромвелем был издан указ, что все увеселительные представления, в том числе театральные, запрещались. «Глобус», как и все театры, закрылся.

В 1644 году здание театра снесли, а на его месте построили доходные дома. История «Глобуса» оказалась прервана почти на 300 лет.

Точное местоположение первого «Глобуса» в Лондоне было неизвестным до 1989 года, когда нашли основание его фундамента на Парк-Стрит под автостоянкой. Его контуры сейчас обозначены на поверхности автостоянки. Там же могут находиться и другие остатки «Глобуса», но сейчас эта зона входит в список исторических ценностей и, следовательно, раскопки там проводить нельзя.

Сцена театра "Глобус"

Появление современного театра Шекспира

Современную реконструкцию здания театра «Глобус» предложили не англичане, что удивительно, а американский режиссер, актер и продюсер Сэм Уонамейкер. В 1970 году он организовал Трастовый фонд «Глобуса», который предназначался для восстановления театра, открытия в нем образовательного центра и постоянной выставки.

Сам Уонамейкер скончался в 1993 году, но открытие все-таки состоялось в 1997 году под современным названием Шекспировский театр «Глобус». Расположено это здание в 200-300 метрах от прежнего места «Глобуса». Здание реконструировано в соответствии с традициями того времени, к тому же оно стало первым зданием, которое разрешено построить с соломенной крышей после великого пожара в Лондоне в 1666 году.

Спектакли идут только весной и летом, т.к. здание построено без крыши. В 1995 году первым художественным руководителем стал Марк Райленс, которого в 2006 году сменил Доминик Дромгул.

Экскурсии в современном театре идут ежедневно. Совсем недавно рядом с «Глобусом» открыли тематический парк-музей, полностью посвященный Шекспиру. Кроме того, что там можно увидеть самую большую экспозицию, посвященную известному на весь мир драматургу, можно принять участие в увеселительных мероприятиях: увидеть бой на мечах, написать сонет или поучаствовать в постановке одной из шекспировских пьес.

Театр Глобус в Лондоне - это действующий театр, ставший настоящей достопримечательностью и даже памятником архитектуры. Здесь, на южном берегу Темзы, работает студия, занимающаяся постановками пьес Шекспира, которые можно увидеть глазами современников великого драматурга с мировым именем. Здание театра сегодня отреставрировано с точностью в деталях самого первого строения Глобуса 1599 года. При строительстве были задействованы материалы, максимально соответствующие оригинальным: дуб, глина и солома.

Жители Лондона уже тогда любили и почитали театральное искусство, но театры строились вне города из-за запретов городских властей, отличавшихся консервативным настроем. Строительством театра занималась знаменитая английская труппа Lord Chamberlain"s Men, но в нем не был задействован сам Уильям Шекспир, который в то время был пайщиком в труппе.

Первое здание театра Глобус простояло 14 лет, после чего 29 июня 1613 года оно было уничтожено пожаром, вспыхнувшим прямо во время спектакля "Генрих VIII". Спровоцировал пожар пушечный выстрел, который был предусмотрен действием постановки. Быстро всполохнувшая крыша в считанные минуты спалила здание Глобуса дотла. Спустя год после пожара, театр Глобус снова отстроили, а вот Шекспир боле не писал пьесы.

В 1642 году лондонские театры начали закрывать пуритане, не стал исключением и Глобус, которого не стало уже в 1644 году.

В конце 1980-х годов американский актер Sam Wanamaker создал специальный денежный фонд для восстановления здания театра Глобус в Лондоне. Собранных 40 миллионов фунтов хватило, чтобы спустя 10 лет двери театра снова распахнули свои двери перед зрителями в 1997 году. Благодаря такому поступку сегодня местные жители и туристы имеют возможность увидеть Глобус в том виде, в котором его видели зрители эпохи Шекспира.

Здание легендарного театра находится в 230 метрах от места, где стояло еще первое здание Глобуса.

После пожара в Лондоне в 1666 году, в городе больше не разрешалось возводить сооружения с соломенной крышей. Но для театра сделали исключение, пропитав сому специальным веществом во избежание возгораний.

Все спектакли в театре Глобус проходят при свете дня, ведь тут нет софитов и искусственного освещения. Не используется здесь и какое-либо усиление звука и микрофоны. Зрители смотрят постановки, стоя, так как в партере для обычных посетителей, как и в XVI веке, нет стульев. Сидели в театре только аристократы.

Над современным театром есть только часть крыши, как и раньше. Сегодня посмотреть выступление актеров в театре Глобус можно только в летнее время: с конца апреля до осени.

Театр Глобус (Лондон, Великобритания) - репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Великобританию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Сегодняшний «Глобус» в Лондоне - это третий по счету театр с таким названием. Первый Globe Theatre был построен на южном берегу Темзы в 1599 году на средства труппы, пайщиком которой был и Уильям Шекспир. Здание было уничтожено пожаром через 14 лет своего существования. Отстроенный заново театр в 1644 году сравняли с землей пуритане. И уже в конце 20 века был создан фонд для реконструкции шекспировского «Глобуса», и в 1997 году театр снова распахнул свои двери для зрителей.

Авторы проекта постарались максимально приблизить современный вариант к оригиналу 1599 года. Здесь нет искусственного освещения, поэтому спектакли проводятся только днем и только в летнее время. О микрофонах и динамиках также не может быть и речи. Зрители 21 века, купившие билеты в партер, вынуждены стоять, так же как и простолюдины, приходящие на постановку в веке 17-м. Крыша, которая закрывает «Глобус» лишь частично, сделана из соломы (пропитанной пожаробезопасным составом).

На спектакли в лондонском «Глобусе» можно попасть с конца апреля и до середины осени, а туры по театру проводятся круглый год.

Информация

Время работы экспозиции: понедельник - воскресенье: 9:00 - 17:30 (время работы может быть изменено в течение театрального сезона).

Вход: 20 GBP, для детей 5-15 лет: 10 GBP.

Цены на странице указаны на апрель 2019 г.



Загрузка...
Top