Что вы делаете, когда испытываете беспокойство? Или тревогу? А пробовали применить арт-терапию? Говорят, очень помогает. Одним из видов такой психологической разрядки является монотипия. Причём применяется эта техника уже с детского сада. Конечно, не для снятия стресса (разве что воспитателем), а для развития творческого потенциала карапузов. Рассмотрим тонкости составления занятия по монотипии в детском образовательном учреждении.
В чём суть техники оттиска
В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется - рисунок в технике монотипии готов.
Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.
В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5 лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки. Монотипия полезна для:
- развития воображения;
- расширения представлений об окружающем мире;
- развития творческих способностей и фантазии;
- воспитания самостоятельности в работе.
Особенности подготовительного этапа
От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.
Краски и основа
Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом - она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы.
В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются.
Профессионалы используют для создания картин в технике монотипии масляные краски, но детям с ними работать сложно.
В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:
- плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
- толстую глянцевую бумагу;
- плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);
- пластмассовую доску;
- стекло;
- кафельную плитку.
Приёмы монотипии
Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки.
С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде.
Следующий вариант создания оттиска на бумаге требует определённых навыков в работе. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги - получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.
Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской
Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.
Ещё один необычный способ получить оттиск - смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.
Видео: нетрадиционный вариант монотипии с нанесением красок на воду
Как можно дорисовывать картинку
Дополнить полученную картинку можно двумя способами:
- поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска;
- дорисовывая уже готовую картинку.
Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать:
- раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка);
- дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например, зверушки в лесу).
Схема составления и пример конспекта занятия
Чтобы создать на занятии ситуацию успеха, когда каждый малыш чувствует себя причастным к общему делу, получает удовольствие от работы, педагогу нужно очень подробно разработать конспект урока.
Задачи занятия по рисованию с применением монотипии:
- продолжение знакомства с монотипией;
- воспитание любви к природе;
- развитие воображения;
- прививание чувства коллективизма и взаимопомощи.
Не менее важно и рационально распределить время, отведённое на каждый из этапов работы над темой . Традиционно это три стадии освещения темы:
- Вводная часть (до 5 минут). На этом этапе воспитатель использует разные приёмы для того, чтобы правильно мотивировать ребят на работу (чтение книг, декламация стихотворений, ролевые игры, инсценировки из изученных сказок и пр.).
- Основная часть (до 20 минут). Этап, включающий работу над рисунком, а также «перерыв» на физкультминутку и пальчиковую гимнастику. Физкультминутка может быть заменена артикуляционной гимнастикой, особенно если до рисования у малышей были спортивные игры или прогулка.
- Заключительный этап (до 5 минут). Это время отводится на похвалу малышей за работу, создание выставки готовых работ и рефлексию детей (в форме ответов на вопросы, например, «Понравилось ли мне занятие?», «Доволен ли я своей работой?», «Чей рисунок мне кажется самым удачным? Почему» и т.д.).
Поскольку монотипия не требует слишком много времени, основную часть можно урезать в пользу вводного и заключительного этапов. Но не более, чем на 6–7 минут.
Фрагмент конспекта по рисованию в средней группе «Волшебные бабочки», автор Юлия Голомазова
Ниже приведён фрагмент конспекта, который может быть использован в подготовке занятия с детьми в детском саду.
- Воспитатель достаёт из конверта картинки с изображением бабочек и
размещает их на мольберте. Дети рассматривают их, выявляют сходства и отличия по цветам, форме, размеру, придумывают названия бабочкам. Воспитатель: «Я сейчас взмахну волшебной палочкой, и вы тоже превратитесь в бабочек и немного полетаете.» - Физминутка: Спал цветок и вдруг проснулся,
(туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(туловище вперёд, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел,
(руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.
(покружиться) - Воспитатель: «Бабочки отдохнули и им пора возвращаться обратно. Я
взмахну волшебной палочкой, и вы снова превратитесь в детей. Ребята, а давайте попробуем с вами нарисовать сегодня бабочек! Но у нас будут не простые бабочки, а волшебные! - Дети наносят краски по желанию на одну половину листов бумаги. Воспитатель: «Добавляйте больше воды, она нужна нам для того, чтобы наше чудо получилось.»
- -Хорошо, молодцы. А теперь согнём лист пополам и аккуратно погладим его ладошкой, разверните. Что же произошло? Рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа, благодаря чему Бабочка расправила
крылья и вот-вот взлетит!
Примеры выполнения работ в технике монотипии в детском саду
Ниже приводятся несколько инструкций работ в технике монотипии.
«Бабочка»
Инструкция:
- Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально.
- Мы будем рисовать на левой половинке листа. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской.
- От этой линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их как бы в форме крыла бабочки.
- Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой.
- Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.
Видео: бабочки в технике монотипии
«Зима»
Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка.
Инструкция:
- Разводим синюю гуашь водой, обмакиваем кисть.
- На плитку наносим мазки краской, стараясь делать их как можно гуще.
- Ватной палочкой делаем хаотичные линии, вытирая краску.
- Прикладываем лист бумаги и прижимаем его к основе.
- Аккуратно снимаем лист. Рисунок готов.
«Летний день» (пейзажная монотипия)
Этот пример монотипии показывает, как создать отражение в воде.
Инструкция:
- Складываем лист пополам по вертикали.
- Рисуем в верхней части. Слева обозначаем ствол дерева, дорисовываем листочки.
- На заднем плане делаем штрихи зелёной краской - лес.
- Справа вверху рисуем горизонтальные штрихи-облака.
- Складываем лист по сгибу, прижимаем.
- Медленно снимаем верхний край. Картинка готова.
Фотогалерея: рисунки в технике монотипии
Благодаря монотипии дети учатся создавать симметричные изображения
Бабочек можно рисовать точками, используя пальчики или ватные палочки Рисунки в технике монотипии можно дополнять аппликацией, например, пингвинами, наблюдающими северное сияние Какие-то образы можно планировать заранее, а какие-то получаются уже после высыхания отпечатка Сложность рисунка бабочки зависит и от формы крыльев: она тем проще, тем младше дети
Монотипия - это быстрый способ получить красивый и необычный рисунок. С помощью этой техники рисования даже те дети, чьи изобразительные способности далеки от оценки «хорошо», смогут проявить свои таланты в создании художественных шедевров. Двух одинаковых рисунков, какой бы способ монотипии вы ни выбрали, быть не может, так что малыши учатся создавать уникальные арт-объекты. К тому же занятия в этой технике успокаивают, настраивают на позитивный лад.
Мастер - класс "Монотипия как средство развития творческого воображения у детей".
Описание : данный материал будет полезен при организации работы с детьми на занятиях объединения дополнительного образования. Эта нетрадиционная техника - эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Монотипия – это уникальная техника печатания, которая сумела объединить в себе качества живописи, эстампа и рисунка. Ее суть заключается в нанесении красок на ровную поверхность и дальнейшем оттиске рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Картины всегда получаются разными, в дальнейшем их можно оставить такими, как есть, или дорисовать всевозможные фрагменты, получая законченную работу.Возраст - от 7 лет (при помощи взрослых) и старше.
Цель:
- научиться делать выразительные изображения в технике монотипии и при необходимости преобразовывать их для создания художественного образа.
Задачи:
- повышать общий эстетический и культурный уровень учащихся;
Формировать познавательный интерес к изобразительному творчеству;
- стимулировать творческую активность учащихся и педагогов.
Материалы и инструменты: плотная бумага, основа для нанесения краски (стекло с обработанной для безопасности кромкой, можно заменить пластиком), кисти, гуашь или акварель.
Пошаговый процесс рисования
1 этап.Наносим краску на поверхность стекла.
Гуашь дает красивые разводы и почти не просвечивается. Акварель тоже прекрасно подходит для занятий творчеством с детьми (ее легко смывать). При наложении краски густым слоем без пробелов могут получиться довольно интересные результаты. Движения при этом должны быть свободными и раскрепощенными. Краски нужно наносить не сильно густо, но между ними не должно быть никаких просветов. Работа должна выполняться быстро, чтобы краска не высохла (быстрее всего сохнут красители на водной основе).
2 Этап. Накладываем на основу лист и проглаживаем.
3 этап. Со всей аккуратностью лист снимают со стекла – эффект должен получиться неожиданным. Оттиски делают разными способами: верхний лист бумаги нужно проглаживать с разной силой нажима; на основу можно наносить меньшее или большее количество краски; накладывая бумагу на стекло, его можно слегка сдвигать в разные стороны. Таким образом, монотипия выходит менее четкой, а границы между красками могут стереться. …И рассматриваем.
4 этап. Нужно учитывать, что стекло и пластик создают разные отпечатки, одни и те же усилия приведут к разным результатам. Отпечаток в чистом виде используют довольно редко: художники угадывают нужные формы и дорисовывают их с помощью кисти.
5 этап. Результат.
Желаю успеха! Уверяю,что попробовав хоть раз эту интересную технику, вы уже не сможете от нее отказаться. Вас ждут новые открытия на пути творчества!
Мы с дочкой продолжаем осваивать новые для нас техники рисования.
Недавно опробовали , теперь пришел черед монотипии. Честно сказать, опробовать эту технику я давно хотела. Но как то не сложилось. И наконец, момент настал.
Что такое монотипия?
Если сказать просто – то монотипия это нанесение краски на гладкую поверхность, а затем отпечатывание ее на бумаге. Эту технику используют и художники. Для деток монотипия идеальна для .
Наш первый опыт монотипии не совсем удачен для меня (мне бы хотелось получить более интересные рисунки). Но дочку он привел в восторг.
Поэтому сразу скажу – если вы решите рисовать с ребенком в технике монотипии – обязательно запаситесь огромным количеством чистых листов и выделите место для просушки рисунков. Их будет много!
Как рисовать в технике монотипия
Потребуется:
- стекло или кафельная плитка;
- много бумаги;
- акварель или гуашь;
- большая мягкая кисть для нанесения краски;
- вода.
Совсем немного смачиваем плитку/стекло водой и наносим на нее краску. Наносить краску можно кисточкой – тычками, размазыванием, а можно и фактурным валиком.
Важно чтобы краска была не прозрачной, но и не очень густой. Тогда отпечатки будут яркими.
Затем прикладываем к плитке/стеклу лист бумаги, и переворачиваем конструкцию – так чтобы плитка была сверху на бумаге. Делаем аккуратно, чтобы краска не потекла. Потом поднимаем плитку за один край и снимаем ее с бумаги.
Для детей можно использовать упрощенный вариант (мы так делали с дочкой) – прикладывали лист, и ничего не переворачивая снимали его с плитки/стекла.
От того, в каком направлении вы снимаете лист бумаги, будет зависеть рисунок и подтеки. Если вы получить на картине эффект волны и интересных подтеков, нужно снимать лист бумаги не за раз, а постепенно. Подняли краешек, вновь наложили, снова подняли уже чуть больше, еще раз наложили и т.д.
У нас не очень получились волны, но мы не отчаиваемся, и будем пробовать еще и еще.
Интересные разводы будут — если смачивать плитку не просто водой, а мыльной пеной. Обязательно попробуйте – у вас получится фактурный рисунок.
Кстати, технику монотипия можно использовать для рисования с детками уже с годика. Малыш будет наносить краску на плитку, а мама будет волшебницей, создавая красивые отпечатки на листе бумаги.
Как использовать рисунки, выполненные в технике монотипии?
Монотипия прекрасна не только тем, что надолго увлекает юных художников. Она дает огромный простор для воображения.
В полученных абстрактных рисунках можно находить сюжеты и детали. Аня с удовольствием рассматривала каждый свой рисунок: «Мама, если посмотреть так, то тут дерево получилось! А тут мрачное небо и гроза».
Когда рисунки высохнут вместе с ребенком можно подрисовать недостающие детали.
Кроме того рисунки можно использовать как фоны для открыток или поделок с детьми и даже для оформления детского фотоальбома.
Попробуйте и вы монотипию! Не пожалеете!