Урок-размышление на тему "Человек и общество" (по рассказу Н. Лескова "Старый гений")

Рассказ «Старый гений» был написан Лесковым в 1984 г., напечатан в журнале «Осколки» за 1884 г. (№ 4 и 5) и перепечатан в сборнике «Святочные рассказы». Неожиданно благополучный исход дела и непосрамлённая доброта героини делают рассказ типичным рождественским.

Литературное направление и жанр

Лесков – писатель реалистического направления. Рассказ написан по канонам этого жанра. Автор выражает своё отношение к героям и событиям, происходящим в краткий период времени. В рассказе важна психология героев и социальные причины их поступков.

При этом рассказ динамичен, что свойственно новелле, состоит из 5 крошечных глав, хотя сам занимает 8 страниц. Концовка рассказа оптимистична, совершенно неожиданна и невероятна, что тоже сближает его с новеллой.

Тема и проблематика

Тема рассказа – как честный человек всё-таки может добиться справедливости в несправедливом государстве.

В рассказе поднимается проблема несовершенства российских законов и судебной системы, проблема лицемерия и изворотливости аристократов и чиновников, проблема «маленького человека».

Сюжет и композиция

Название рассказа иронично и многозначно. Эпиграф французского мыслителя-моралиста Ларошфуко настраивает читателя на рассказ о пожилом человеке, решившем какую-то проблему благодаря своей гениальности. Гений действительно пожилой, но не возраст его имеет значение. Эпитет «старый» употребляется скорее в значении «старый как мир», а слово «гений» также применимо к оборотистому господину, никогда не возвращающему долгов. Он – тот мудрец, на которого «довольно простоты». Но о заложенном в название смысле читатель узнаёт уже в конце рассказа.

Рассказ делится на 5 частей. В первой обманутая великосветским франтом старушка едет требовать у него долг в Петербург. Вторая раскрывает суть судебной системы России, её законов. Несмотря на скорое и благоприятное решение суда, никто «не смел» взыскать с должника, имеющего сильных покровителей. В третьей части старушка находит человека, утверждающего, что в «России невозможности нет» и берущегося за 500 рублей (деньги немалые, ведь весь долг составлял 15 тысяч) решить её проблему.

Четвёртая часть описывает колебания старушки, узнавшей, что её должник надолго уезжает за границу, и боящейся отдать 500 рублей неизвестному гению. Пятая часть – развязка, рассказ о хитроумном плане гения, позволившем заставить должника немедленно выписать чек. Образ сербского сражателя (то есть участника войны Сербии с Турцией) – символ той прямоты и простоты, которая побеждает лукавство и изворотливость.

Последний абзац рассказа разъясняет, что же автор вкладывал в понятие «старого гения».

Герои и образы

Главная героиня – старушка-помещица, качества которой – сердечная доброта и простота – стали причиной, по которой её обманул великосветский франт.

Старушка доверчива, судит о франте по тому, что он принадлежит к одной из лучших фамилий. Его ждёт блестящая карьера, у него большие доходы и хорошее жалование. Старушка поступает великодушно, заложив дом и отдав 15 тысяч для помощи петербургскому господину во имя старой приязни с её матерью.

Старушка – вдова чиновника 14 ранга (самого низкого в России). Она владела маленьким домом и у неё на руках были увечная дочь и внучка. Старушка решительна и настойчива, добивается благополучного решения суда и продолжает хлопоты.

Старушка ни секунды не сомневается в победе добра и справедливости и не удовлетворяется утешениями о том, что другим обманутым тоже не видать своих денег. Она простодушна в библейском смысле, желает, чтобы и ей, и всем другим хорошо было. Старушка долго не верит, что должник её, чьё состояние позволяет легко вернуть долг, просто не хочет платить, ведь «он замотался, но человек хороший».

Старушка по природе своей не склонна к авантюрам, но невольно оказывается втянутой в нехорошую историю, так что её даже привлекают к ответственности за нарушение порядка в общественном месте. И всё же героиня не так проста, как кажется. Она подкупает слуг в доме обидчика и знает обо всех его планах. Именно благодаря этому стало возможным происшествие на вокзале.

Героиня приступает к решительным действиям и доверяется гению только после того, как ситуация становится безнадёжной: дом старушки поступает в продажу, а должник с богатой дамой уезжает за границу, возможно, навсегда. Она доверяется гению и своей интуиции, не умея объяснить рассказчику, почему.

Возможно, старушка верит и франту, и гению потому, что саму её рассказчик характеризует как «женщину прекрасной честности» .

Великосветский франт – типичный представитель петербургской аристократии. Проиграть деньги и занять, не собираясь их отдавать – обычное дело для такого человека. Он недоступен для закона, потому что никто не решится взять у него расписку о вручении бумаги. Всему причиной родство или свойство этого господина.

Господин не отдаёт долг просто потому, что платить не привык. Так Лесков объясняет природу богатства российской аристократии. Но господин ещё и опасен для собственного благодетеля, потому что может сделать неприятность тому, кто будет ему очень докучать.

Господин ненавидим и властями, и заимодавцами, и собственной женой. Он живёт в страхе перед заимодавцами, «постоянно осматривается на всех». Он вынужден отдать долг старушке, «чтобы освободить себя от обязательств о невыезде» .

Старый гений – «старинный чиновник» , «отчаянный дока» , имеющий «чин из 14 овчин» , взявшийся за 500 рублей вручить бумагу должнику.

У него нет никаких рекомендаций, которыми он пренебрегает. Старушка обращается к его помощи от отчаяния. Тем не менее, гений знает себе цену, просит за «гениальные мысли в своём лбу» в 200 рублей, а 300 сулит «исполнительному герою» , который может за исполнение 3 месяца в тюрьме сидеть.

Старый гений берётся за дела только невозможные, его плата скромная (в сравнении с 3 тысячами, которые сулила старушка другим). Он любит своё дело и сам пристаёт к старушке.

В образе рассказчика отражается отношение автора к происходящим событиям. Рассказчик пытается быть объективным, повествуя об истории старушки. Он подвергает сомнению невозможность справедливого наказания для должника, что отражается в словах: «О силе и значении этих связей достоверно не знаю», «не умею тоже вам рассказать в точности» .

Рассказчик – человек мягкий и непрактичный. Сам он вести дел не умеет, поэтому и старушке дать совет не может, а только сочувствует. Он даёт ей недостающие полтораста рублей, даже не надеясь получить их обратно, думая только о помощи ближнему.

В рассказе не указывается, к каким властям обращалась старушка. Автор называет чиновников «вопрошаемые» . Они обвиняют саму же старушку: «Зачем с такими знались», «зачем вы ему деньги давали» . Российский закон оказывается на стороне пронырливого господина. Дом не его, а жены, Которая тоже жаловалась на него в суд. Власти в один голос утверждают, что не защищают его, что им его не жалко и они мечтают наказать хитреца.

Художественное своеобразие

Язык рассказа лаконичен и точен, даже тропы – не средство украшения речи, а средство точного выражения мысли. Например, старушка, получив от рассказчика 150 рублей, «поплыла к своему отчаянному дельцу». Рассказчик точно описывает движения решившейся женщины.

Речь героев и рассказчика изобилует пословицами и афоризмами: «Какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила»; «У кого много, тем никогда много не бывает, а всегда недостаточно»; «Он барин хороший, но только дурной платить»; «В России невозможности нет»; «Кто веры не имеет, с тем делать нечего»; «Сейчас 500 рублей на стол, а завтра же ваша душа на простор» .

Интересно заметить, что Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60-90‑х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве. Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий в русской литературе XIX в. жанр. Это «Христос в гостях у лучника», «Штопальщик», «Маленькая ошибка» и др. К ним относится и рассказ «Старый гений», написанный в 1884 г.
Итак, действие в нем происходит в пореформенной России, в Петербурге. Сюжет рассказа очень прост: обманутая нечестным великосветским франтом старушка‑помещица, давшая ему в долг денег и заложившая для этого дом, приезжает в столицу добиться на него управы. Да не тут‑то было. Не могли помочь ей власти, и бедной женщине пришлось воспользоваться услугами неизвестного отчаянного дельца, который оказался порядочным человеком, уладил это трудное дело. Его рассказчик называет «гением».
Интересен факт того, что эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет - он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть. И ведь не о всесильной личности какой‑нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить.
Кстати, повествование об этом автор ведет в простой, как бы сказительной манере, не осуждая явно никого и не высмеивая. И «адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение в начало спора благоприятное», и платы никто с нее не взял, то вдруг оказывается никак, «нельзя было приструнить» этого обманщика из‑за каких‑то «могущественных связей». Таким образом, Н. С. Лесков сосредоточивает читательское внимание на полном бесправии личности в России.
Но особенность писательского дарования Лескова состоит в том, что он видел и положительные начала русской жизни, изображал богатую одаренность русского человека, его глубину и цельность. В рассказе «Старый гений» этот свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович. Это загадочная личность, неизвестно почему взявшаяся помогать несчастной женщине и устроившая очень умную ситуацию, при которой должник просто вынужден был расплатиться.
На мой взгляд, благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни.

Справочный материал для школьника:

Лесков Николай Семенович - известный русский писатель.
Годы жизни: 1831-1895.
Наиболее известные труды и произведения:
Левша
Запечатленный ангел
Очарованный странник
Несмертельный Голован
Поповская чехарда и приходская прихоть
Старый гений

Краткое содержание рассказа «Старый гений»:

Гений лет не имеет — он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы. (Ларошфуко)
Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, "вопиющее дело". Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, - заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки»
Старушка приехала в Петербург так как великосветский франт отказывается возвращать ей деньги, а срок закладной истекает.
Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку.
По приезду помещица обходит все места, в которых ей могли бы помочь. И вначале все было хорошо, все старушку поняли и обещались ей помочь, «но как дело дошло до исполнения - тут и пошла закорюка…». Дело в том что в.франт никогда не возвращает того, что берет взаймы, да и дома у него своего нет, живет он сейчас у своей жены. Старушка не знает, что делать, ей известно лишь то, что в.франту надо вручить некую расписку, а этого никто не может и не хочет делать. Старушка в отчаяние. Однажды она встречает одного мужчину по имени Иван Иваныч, который обещается ей помочь, если она заплатит ему пятьсот рублей. Помещица сначала не верит ему, но после она узнает что в.франт собирается с дамою своего сердца за границу «…где наверно пробудет год или два, а может быть, и совсем не вернется, «потому что она очень богатая».» Тогда старушка одалживает у рассказчика истории эти полтораста рублей и отдает их И. Иванычу. Тот убеждает своего знакомого (сербский сражатель) воплотить в жизнь его замысел, за это И. Иваныч платит ему триста рублей. Все проходит гладко и в.франт подписывает ту самую расписку.

## Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» в раскрытии его идейно‑художественного содержания ##

Начнём с того, что в рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе». Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем. Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности.
Очевиден тот факт, что эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть.
Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы. Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. К примеру: «бал прекрасный» - «что неестественно», «музыканты знаменитые» - «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» - «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» - «что‑то большое, черное,… это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов.
На мой взгляд, контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» - и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот‑вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами», и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, в случае если бы он где‑то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.
Интересно заметить, что эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.

Справочный материал для школьника:

Толстой Лев Николаевич - один из наиболее уважаемых и заслуженных русских писателей во всём мире. Его произведения переведены множество иностранных языков. Л.Н. Толстой - автор признанного литературного шедевра «Война и мир».
Годы жизни: 1828 - 1910.
Наиболее известные произведения:
Война и мир
Воскресение
Анна Каренина
После бала.

Иван Васильевич — один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что “для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди”. Он говорит: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что дело все в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”. В доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь. События разворачиваются в 40-е годы XIX века.
“Всеми уважаемый” Иван Васильевич вспоминает давно происшедшее с ним, изменившее всю его дальнейшую жизнь. Он говорит, что вся его жизнь переменилась из-за одного утра. Иван Васильевич был страстно влюблен в Вареньку Б... Она и сейчас, в пятьдесят лет была красавица, а восемнадцатилетней девушкой была прелестна. Он был провинциальным студентом, политикой не занимался, любил балы и танцы. Жизнь была прекрасна. На балу они танцевали почти все танцы вместе. Один танец она танцевала с отцом. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий п свежий старик. Лицо его было румяное с белыми усами под царя Николая I. Он был старый служака николаевской выправки. Отец и дочь танцевали замечательно, все любовались ими”. Иван Васильевич же умилялся. Особенно умиляли его сапоги, не модные, а старые, “очевидно построенные батальонным сапожником”. Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные — думал юноша. Отец запыхался и подвел Вареньку к нему, чтобы они продолжали танец. Вскоре полковник уехал,но Варенька осталась на балу с матерью. Итн Васильевич был счастлив “и боялся только одного, чтобы что-нибуд! не испортило... счастья”. Вернувшись домой, он не мог усидеть на месте и вышел на улицу. Уже светалэ. Была самая масленичная погода, расстилался туман, насыщенный водой знег таял на дорогах, и со всех крыш капало. Недалеко от его дома было юле. Когда Иван Васильевич вышел туда, то увидел что-то большое черное и услыхал звуки барабана и флейты. Это была какая-то жесткая, неприятная музыка. Оь стал приглядываться к этому “черному и непонятному” и, пройдя шаговсто, увидел много людей. Он решил, что это учение. Солдаты стояли в две шеренги с ружьями у ноги и не двигались. “Что они делают?” — спросил И”ан Васильевич у проходившего мимо кузнеца. Тот ответил, что про-гоняюг сквозь строй солдата “за побег”. Приглядевшись, Иван Васильевич увидел оголенного по пояс солдата, привяанного к ружью, которого волокли два солдата. Рядом шел высокий военний, показавшийся Ивану Васильевичу знакомым. Под ударами спина наказываемого превратилась в сплошное кровавое месиво. Солдат дергался, приостанавливался, но его тащили вперед, все новые удары ложились на его спину А рядом шел отец Вареньки, такой же подтянутый и румяный, как на балу. Наказываемый стонал, просил “помилосердствовать”, но его все били к били. Вдруг полковник ударил по лицу малорослого солдата, который недостаточно сильно ударил наказываемого. Затем он приказал подать ювых шпицрутенов но, оглянувшись, увидел Ивана Васильевича, и сделал вед, что не узнал его. Вернувшись домой, Иван Васильевич все время представлял себе виденную страшную картину и не мог спать. Но он не осуждал полковника. Он думал, что, “очевидно, полковник что-то знай1 такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”. Уснул он только к вечеру и только после того, как напился пьян. Изан Васильевич не судил полковника, он хотел и не мог понять “его правд/”. Он не поступил в военную службу, как хотел ранее. Вообще нигде не служил и оказался, по его словам, “никчемным человеком”. А любовь с этого дня пошла на убыль, так как замечал в улыбке Вареньки черты лица отца. Как только видел ее, сразу вспоминал ее отца на площади во время экзекуции. И любовь так и сошла на нет.


Лекция, реферат. Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Содержание
История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
Образы животных в баснях И. А. Крылова
История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема Отечественной войны 1812 г.)
«История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Маша Миронова – воплощение русского национального характера
Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Емельян Пугачев ― исторический герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Народное восстание в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри)
Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится?
Почему не удался побег Мцыри?
Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и их значение
Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Образы чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Хлестаков ― главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие III, явление VI)
Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV)
Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
«Смех – благородное лицо» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Герой повести И. С. Тургенева «Ася». Как изменилось его отношение к жизни
«Русский человек на rendez vous» (Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в оценке Н. Г. Чернышевского)
Ася – одна из тургеневских девушек (по повести И. С. Тургенева «Ася»)
Картины природы в повести И. С. Тургенева «Ася»
Кто виноват в страданиях героини? По рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»
Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»
Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
Почему Иван Васильевич нигде не служил? По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
Осень в лирике русских поэтов по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Осень» и Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»
Весна в лирике русских поэтов по стихотворениям А. А. Фета «Первый ландыш» и А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами»
Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова «О любви»
Проблема положительного героя в рассказе М. Горького «Челкаш»
Пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш»
Челкаш и Гаврила по рассказу М. Горького «Челкаш»
«Прошлое страстно глядит в грядущее». Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовском» А. А. Блока
Стихотворение А. А. Блока «Россия»
Пугачев – герой поэмы С. А. Есенина
Герой и восстание в оценке А. С. Пушкина и С. А. Есенина
Вещь в рассказе М. А. Осоргина «Пенсне»

С середины девятнадцатого века в России начинают творить люди, которые безумно любят свою родину, верят в народ, умный и талантливый, выступают за свободу во всех ее проявлениях, противостоят идее маленького человека.

Одним из классиков, которые затрагивают глубокие темы, становится Лесков.

"Старый гений", анализ которого раскрывает более глубокий смысл произведения, чем может показаться на первый взгляд, поражает читателя с разных сторон.

Вкратце об авторе

Произведение Лескова "Старый гений" относится к числу наиболее успешных творений писателя.

Николай Семенович Лесков - один из самых народных авторов России. Он создавал рассказы и романы о судьбах обычных людей. Невозможно найти в его творчестве ложь или лицемерие, ведь он писал о том, что ему было досконально известно. Интересно, что он также писал в жанре, который не особо характерен для русской литературы - святочные рассказы. Автор не верил в церковь, особенно после его сближения со Львом Николаевичем Толстым. Он высмеивал пороки священнослужителей, просто говоря правду. Прекрасно осознавая, что его произведения будут не поняты политиками и литераторами, продолжал писать. При этом сам говорил, что никому не покажет свою повесть "Полуночники", будет держать ее в запертом ящике стола, потому как, скорее всего, никто не поймет, что он хотел сказать.

Великие произведения

Однако во второй половине двадцатого века Николай Семенович вступает в ряды признанных авторов не только среди соотечественников, но и зарубежных ценителей. К числу его наиболее заслуженных творений относятся такие произведения, как "Некуда" (1864), "Обойденные" (1865), "Островитяне" (1866), "На ножах" (1870), "Соборяне" (1872), "Захудалый род" (1874) и "Чертовы куклы", опубликованные в 1890 году.

Старушка доверяла молодому франту из Петербурга, потому что была хорошо знакома с его матерью, приличной женщиной. Поэтому она дала ему в долг большую сумму денег. Для этого ей пришлось внести под залог свое имение. Она была уверена, что деньги ей вернут, но проходит несколько лет, а должник так и не объявляется. Старушке приходится отправиться на его поиски. Она приезжает в Петербург, где суд принимает решение, по которому должник обязан вернуть долг. Только для этого ему должны были вручить бумагу с распиской. Франт имел множество высоких и почитаемых покровителей, а потому никто не смел передать ему бумагу. Позже становится известно, что живет франт у своей любовницы, а прописан в доходном доме, и нет никакой возможности доставить документ по адресу. Старушка в отчаянии, ведь в доме живет не только она, но и ее больная дочь с внучкой. Люди понимают, что происходящее несправедливо, все очень жалеют старушку, только вот помочь никто не берется.

Однако находится человек, назвавший себя гением, который запрашивает за помощь 500 рублей. А франт со своей богатой дамой тем временем отправляется в путешествие. Гений в лице добровольца договаривается с сербским сражателем, должника останавливают в день отъезда, он обязан представиться, после чего ему сразу вручают бумагу. Вся суть заключается в том, что теперь он не может выехать за границу, если не заплатит долг, что ему и приходится сделать. Когда Лескова прочитано, становится понятно, что мастер слова сумел показать на примере одного лишь случая всю непрозрачность судебной системы, необязательного исполнения законов для высокопоставленных чиновников и людей, которые занимают видное место в обществе.

О появлении шедевра

Любовь к России вдохновляла автора узнавать все больше и больше нового о ней и отображать свои мысли на бумаге. Николай Семенович служил писцом в суде на протяжении нескольких лет. Он хорошо разбирался в бюрократической составляющей судебной системы, видел ее слабые и сильные стороны, невозможность простого человека без высокопоставленных покровителей отстоять правду перед современным законом. Писатель объяснил нам ситуацию, в которой может оказаться любой из нас. Мы можем осознать, насколько большим было неравенство граждан перед судом, а также узнать, что хотел донести до нас автор, всего лишь прочтя Лескова. Оно, как и полный вариант произведения, заставляет задуматься над насущными темами, а также переосмыслить некоторые вещи.

Важные детали

В рассказе автор описывает историю, с одной стороны, типичную, о неравенстве и бюрократии, с другой - интересную и продуманную, о героях с оригинальными чертами характера. Старушка, например, добра ко всем, она не хочет вреда даже человеку, который поступил с ней подло. Для нее не важны законы и чиновники, потому что она достаточно простодушна для того, чтобы не заморачиваться условностями. Перед "старым гением" стоит задача - поймать мошенника, и он, используя весь свой опыт, логику и хитрость, разрабатывает план. Образ должника улавливается из мелочей.

Это эгоистическая и самовлюбленная личность, иначе как мог он так поступать с людьми? Он неспособен зарабатывать честным трудом, хочет провести всю жизнь развлекаясь. Лесков (рассказ "Старый гений") показывает нам, как работает мозг бывшего чиновника, каковы некоторые люди из молодого поколения, которое не хочет ничего делать, а лишь получать готовое, абсолютно не напрягаясь.

Композиция рассказа

Идея - уязвимость маленького человека перед коррумпированными бюрократами. Автор рассуждает, что если государство не в состоянии защитить людей, обеспечить их права и выполнение законов, то люди должны делать все это сами. Сам сюжет построен на рассказах наблюдателя о том, что происходит. Присутствуют множественные художественные приемы, которые время от времени создают эффект трагикомедии. Интересной особенностью является то, что автор - действующее лицо произведения, о чем рассказывает Он испытывает сочувствие к старушке, хочет ей как-то помочь, но не верит, что ей удастся добиться правды, потому он просто дает ей немного денег. Интересно, что такой счастливый исход приходится как раз на праздник Рождества. Вряд ли это случайность, ведь автор действительно верит в духовное начало, заложенное в каждом человеке.

Неизведанный Лесков

"Старый гений" (отзывы критиков это подтверждают) отображал правдивую картину происходящего. В нем прослеживаются как положительные, так и негативные черты характера, свойственные русскому человеку. Автор показывал всю глубину таланта человека. С присущей ему иронией и остротой высказываний он описал класс чиновников, все их нежелание работать, приносить государству и народу хоть какую-то пользу.

В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Старый гений” лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней. Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника. Хотя старушка и права по закону, “непреодолимое препятствие” возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.

Композиция произведения Н. Лескова “Старый гений” построена на рассказах ее самой

Наблюдателю. Художественными приемами являются ирония и сарказм, иногда создается эффект трагикомедии. Автор выступает в произведении рассказчиком, создав свой образ человека, который сочувствует старушке, дает ей немного денег, но тоже не верит, что она добьется правды.

Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч, который за немалый процент берется решить дело явно не очень законным способом. Что ему с успехом удается.

Идея рассказа Н. Лескова “Старый гений” – беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является

Мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа “старого гения”.

Темы рассказа Н. Лескова “Старый гений” – тема бюрократии, тема “маленького человека”, тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц.

Образы рассказа Н. Лескова “Старый гений”:

В первую очередь интересен образ старушки. Это верующая женщина, она никому не желает зла, даже своему должнику. Она простодушна и непосредственна. Старушка не понимает, законов, по которым живут богатые франты и чиновники: “Как же ему нельзя вручить повестку, если его состояние намного больше, чем он нам должен?” – недоумевает она.

Образ “старого гения”: это “темная личность”. О его гениальности можно говорить лишь с долей иронии. Это хитрый и опытный человек, бывший чиновник. Он просто додумался, на чем можно ловить мошенников, на которых ни Закон, ни совесть повлиять не могут.

Обидчика старушки он “прижал к стене” публичным скандалом на вокзале и приводом в полицию, помешавшим должнику уехать за границу с любовницей. Образ Ивана Иваныча в рассказе положителен, ведь только этому пройдохе удалось спасти старушку и ее семью от голода и холода.

Автор создает иронический ореол загадочности над “таинственным планом гения мысли” Ивана Иваныча. А план оказывается прост: любым способом затащить должника в полицию, поставить его в неловкое положение, чтобы полиция “заодно” вручила повестку.

Образ франта подается понемногу в мелочах. Он законченный эгоист, которого не трогают ни слезы, ни мольбы. Деньги и связи не оставили в нем ничего от морали, он намерен только развлекаться и жить за счет других. На франта можно повлиять, лишь помешав его планам публично. Такова и его богатая любовница, сбежавшая уже в начале драки на вокзале.

Об образе рассказчика было сказано выше. Образ “сербского сражателя”, хулигана и выпивохи, тоже оказывается в рассказе положительным. Ведь он “исполнитель плана” спасения старушки. У этого солдата свои понятия о справедливости. Едучи в очередной раз устраивать драку, он уверяет старушку, что все будет “честно и благородно”.

Также в рассказе есть сборный образ чиновников без имен. В Лесков очень остро и иронично показал типичные недостатки этого класса. Это бесполезность и нежелание применять имеющуюся власть либо лень и трусость ее применить, а также пустословие.


(Пока оценок нет)



Анализ рассказа Н. Лескова “Старый гений”

Related posts:

  1. Читая рассказ Николая Лескова “Старый гений”, я подумал: ничего не поменялось в России за двести лет. Как богатые обижали бедных, так и обижают. Как жили...
  2. В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Человек на часах” лежит нравственная проблема. Это проблема человеческого долга. Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, оказывается перед сложнейшим...
  3. Когда я читал произведение Николая Лескова “Человек на часах”, то размышлял о правилах. Правила ведь придумали для того, чтобы облегчить людям жизнь. Но иногда начинается...
  4. Рассказ “Свидание” относится к циклу рассказов “Записки охотника”, написанных в разное время, но объединённых тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ был впервые...
  5. Рассказ “Чистый понедельник” удивительно прекрасен и одновременно трагичен. Встреча двух людей приводит к возникновению прекрасного чувства-любви. Но ведь любовь – это не только радость, это...
  6. Рассказ “Потомки солнца” опубликован в первой части хрестоматии для XI класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством “Просвещение”. В 20- 30-е...
  7. “Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как ” Старуху Изергиль” написал”, – признавался Горький Чехову. “Старуха Изергиль” удивительно выразительно и красочно говорит...
  8. Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет И....

Николай Семенович Лесков Рассказ

«Старый гений»

Урок литературы в 8-ом классе

Учитель русского языка и литературы

Русова Ольга Викторовна


Цель урока

  • выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью

Задачи:

  • Продолжить знакомство с творчеством Н.С. Лескова.
  • Формировать ценностные ориентации учащихся.
  • Воспитание правильного отношения к порокам общества;
  • Привитие интереса к изучению нравственных ценностей;
  • Совершенствование навыков пересказа, анализа текста

Николай Семенович Лесков (1831 – 1895)

Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания.

Н.С. Лесков


Факты биографии

Детские годы прошли в Орле и в маленьких имениях матери и отца в Орловской губернии. Воспитывался в основном в сельце Горохово в доме Страховых, богатых родственников по матери, куда был отдан родителями из-за недостатка собственных средств для домашнего образования.

После 1839 года, когда отец покинул службу, его семья - супруга, трое сыновей и две дочери - переехала в село Панино неподалёку от города Кромы. В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии.

В 1841–1846 учился в гимназии в Орле.


Братья Лесковы . Слева направо: Василий, Михаил, Николай, Алексей

Отец – Семен Дмитриевич (1789–1848) – происходил из духовного сословия, но пошел по гражданской части и дослужился до потомственного дворянства. Отец, был человек незаурядный, с широкими культурными интересами, любитель книг. Вспоминая о нем, Лесков писал: «У меня был отец большой замечательный умник и дремучий семинарист, в которого, однако, влюбилась моя мать, чистокровная аристократка».1

Мать – Марья Петровна, в девичестве Алферьева (1813–1886) – была дворянкой. Мать писателя, как и бабушка, придерживалась крепких религиозных традици й.

Марья Петровна Лескова, мать писателя. Фотография 1873 г., Киев .


Николай Лесков.

1860 год

Бросил гимназию, не доучившись, устроился мелким служащим в Орловскую палату уголовного суда. Служба (1847–1849) стала первым опытом знакомства не только с бюрократической системой, но и с неприглядными сторонами действительности В эти же годы пристрастился к словесности, хотя и не помышляя еще о писательстве.


Через два года перевелся в Киевскую казенную палату. Киев окрестил его счастьем, потому что живя у дяди Алфарьева - профессора медицины Киевского университета, он попал в среду молодых ученых. Стал много читать, ходил на лекции в университет. Овладел украинским и польским языками. Тут женился (1853 г.) на О. Смирновой. Брак был неудачным. В 1857 оставил казенную службу и поступил агентом в частную коммерческую фирму «Шкотт и Вилькинс», глава которой – англичанин А.Я. Шкотт (ок.1800–1860/1861) – был мужем тетки Лескова. Три года (1857–1860) провел в разъездах по делам фирмы, «с возка и с барки» повидал «всю Русь».

Н.С. Лесков. Фотография.

Наталья Петровна Константиновна, тетка


С 1860 начал печатать небольшие заметки в петербургских и киевских периодических изданиях. В январе 1861 переезжает в С.-Петербург. В поисках заработка сотрудничает во многих столичных газетах и журналах в «Отечественных записках», в «Русской речи» и «Северной пчеле». Его статьи и заметки посвящены в основном злободневным вопросам, посвященным быту провинциальной России; наиболее известные из них – «Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы», «Воительница». Многие его произведения печатаются под псевдонимом М. Стебницкий.


С началом 70-х гг. наступает вторая половина деятельности Лескова, почти свободная от злобы дня. Крупный успех романа «Соборяне» позволил и читателям и самому автору определить главный его талант и призвание – видеть и показывать яркую колоритность самых серых, на первый взгляд, положений и слоев русского быта. Один за другим появляются превосходные повести и рассказы: «Запечатленный ангел», Очарованный странник», «Несмертельный Голован», составившие в «Собрании сочинений» Лескова особый том под общим заглавием «Праведники».

В 1881 г. читателям представлен знаменитый «Левша».


Прижизненные издания произведений Лескова


Скончался Николай Семенович Лесков 21 февраля (5 марта) 1895 г. в Петербурге от приступа астмы.

Похоронен на Волковом кладбище

Тридцать пять лет служил он литературе, стремясь всем сердцем искать лишь «правды и истины», давая всякой картине «освещение подлежащее и толк по разуму и совести». Лесков подошел к изображению жизни народа с такой стороны, с какой никогда не подходил ни один из русских писателей. В его творениях запечатлена вся глубинная Русь со своими праведниками, мастерами, «очарованными странниками» и «воительницами», которую он изобразил ярко, широко и светло, как она представлялась ему самому – большому, неповторимому художнику

Портрет Николая Лескова работы Валентина Серова, 1894


Памятник Н.С. Лескову

В старой части Орла в 1981 году открыт памятник писателю.

В центре - четырехметровая фигура писателя, отлитая в бронзе, - установлена на постаменте из полированного гранита. А вокруг, поднятые на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений .



У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.

« Литература – тяжелое поприще, требующее великого духа поприще. Я всю жизнь бился за место в ней и только под старость вижу признание обществом за мною некоторых прав» Н.С.Лесков

Герои Лескова


Рассказ «Старый гений»

Гений лет не имеет.

Он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.

Ларошфуко



ВОПРОСЫ УРОКА

  • Какие проблемы человека и общества

затрагиваются в рассказе?

  • Можно ли их считать мелочами жизни?
  • Только ли со временем Лескова может

быть связан случай, о котором рассказал


Темы рассказа Н. Лескова «Старый гений» - тема бюрократии, тема «маленького человека», тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц. Идея рассказа Н. Лескова «Старый гений» - беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа «старого гения».


Словарь

Пассаж - странный и неожиданный случай (устар.).

Вопиющий вызывающий крайнее возмущение, совершенно недопустимый .

Франт человек, любящий наряжаться, щёголь.

Парадокс

  • Мнение, противоречащее здравому смыслу
  • Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание.
  • Явление, кажущееся невероятным и неожиданным

Значение слова «гений»

  • Высшая творческая способность.
  • Человек, обладающий такой способностью.
  • В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

(С.И. Ожегов)


Ключевые слова

маленькая старушка-помещица

неприятность

идти жаловаться

великосветский франт

денежные затруднения

рождество

старая приязнь

надо смазать

игра в кошку и мышку

тёмная личность

зверь травленый

гениальные мысли

страшная перспектива, могущественное родство

всё будет честно и благородно

тревожно осматривается

праздник стал светел и весел


  • Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?
  • Какое историческое время переживают персонажи рассказа?

Глава 1.

  • Почему старушка решила выручить из беды одного великосветского франта ?

Глава 2.

  • Почему хлопоты старушки были безуспешны?
  • Почему нельзя было приструнить должника?
  • О чем это говорит?

Глава 3.

  • Почему старушка не могла «мазать»?

2. Какой случай помог ей в решении трудной проблемы?


Глава 4.

  • Почему старушка поверила Ивану Ивановичу?
  • Почему рассказчик поверил старушке и помог ей деньгами?

Глава 5.

  • Каким образом старушка вернула свои деньги с процентами?
  • Считаете ли вы праведником «сербского сражателя»?

3. Что заставило господина вернуть деньги с процентами?


Такими ли

вы представляли себе героев рассказа?

Иллюстрация И. Пчелко


Подведение итогов.

  • Почему рассказ назван «Старый гений»?

2. В чем смысл эпиграфа к рассказу?

3. Какие проблемы общества затрагиваются в произведении?


Сделаем выводы

Неблагодарность – один из худших человеческих пороков

Из-за бездействия и равнодушия властей страдают от несправедливости простые люди

Отрадно, что им на помощь приходят такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, как «гений Иван Иванович»

Нужно стремиться к тому, чтобы всем людям было хорошо


Алгоритм написания синквейна

Кто? Что?

1 существительное

Какой?

Что делает?

2 прилагательных.

Фраза.

Кто? Что?

(Новое звучание темы)

1 существительное


Синквейн

Лесков

Яркий, самобытный

Размышляет, убеждает, удивляет

Отражает драму души простого талантливого человека

Волшебник слова


Синквейн Русский человек

Простосердечный, умелый Творит, переживает, сочувствует Умом Россию не понять, в Россию можно только верить Талант


Домашнее задание:

  • подготовить рассуждение на тему:«Кто виноват в страданиях героини»?
  • писать из текста крылатые выражения, поговорки.
  • Письмо должнику (старушке) Государь мой премилостивый! Я прошу Вас, не удивляйтесь! Вам пишет ученик 8 Д класса.... Я внимательно прочитал(а) рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» и решил(а) написать Вам письмо.

Я………………………………………………………….


Источник шаблона для презентации:

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/



Загрузка...
Top