Устраиваем домашний театр своими руками. Мастерим домашний кукольный театр своими руками от а до я Как сделать спектакль дома из 2 человек

Если сказка будет знакома . Времени на разучивание ролей в этом случае обычно бывает не так уж много, в знакомой можно импровизировать, потому что остальные участники хорошо знают сюжет и не растеряются.

Напишите . В начале укажите примерное место действия и возможную обстановку. Например, так: «Лесная полянка. Среди деревьев стоит избушка на курьих ножках». Разбейте сказку на сцены, для которых понадобятся разные декорации. В пером действии зритель видит избушку на курьих ножках снаружи, во втором - изнутри. Составьте необходимых декораций и посмотрите, из чего можно их сделать.

Выпишите персонажей. Как правило, они есть в сказке, но можно придумать и новых. Главное, чтобы они подходили по теме и чтобы у каждого было действие. В сказке Шарля Перро «Золушка» никакого пажа нет, а в советском фильме он есть, и стал одним из самых знаменитых персонажей.

Запишите диалоги. Можно взять те, которые уже есть в сказке, можно их дополнить или сочинить самим. Не исключено, что кто-то из актеров что-то досочинит по ходу действия или сымпровизирует непосредственно во время спектакля. Для каждого персонажа придумайте действия и запишите их в сценарий

Устройте чтение сценария. Читайте его полностью, со всеми ремарками, чтобы актеры могли как следует представить обстановку. Сначала прочтите весь спектакль два или три раза. Затем раздайте всем роли и прочтите сказку по ролям. Когда актеры хорошо запомнят текст, попробуйте

Подумайте о музыкальном сопровождении, а также о том, какие песни и танцы будут исполнять герои. Для русской народной сказки подойдут народные песни, герои европейских волшебных сказок могут танцевать средневековые танцы. Но можно пойти и по другому пути - взять для спектакля современные музыкальные произведения.

Сделайте декорации. Для этого может сгодиться все, что угодно. Дачный спектакль можно вообще поставить на открытом воздухе, использовав в качестве декораций настоящие деревья и настоящее небо. Если вы ставите спектакль в беседке или сарае, сделайте задник из куска мешковины или другой подходящей ткани. Декорации можно нарисовать, вырезать из бумаги, сделать из природного материала.

Подумайте, какие у вас будут костюмы. Их вовсе не обязательно шить полностью. В гардеробе каждого участника спектакля наверняка найдется что-нибудь подходящее. Для кота нужен черный или серый костюм, лисичка может быть в короткой юбочку, к которой прикреплен длинный рыжий хвост их поролона или мишуры. Маски или шапочки лучше сделать всем. Они понадобятся и в том случае, если у всех актеров есть одинаковые костюмы - например, черные трико.

Репетируйте сказку сначала с каждым актером в отдельности, потом - отдельные сцены. В конце надо обязательно прорепетировать всю сказку целиком, и лучше несколько раз. Пару последних репетиций проведите в костюмах и с полным музыкальным сопровождением. Если все получилось - можете звать гостей.

Чем детский спектакль отличается от взрослого? У него должна быть тема, интересующая детей, и понятный ребенку язык. Разговаривать можно о чем угодно, хоть о смерти, главное — понятно. Если вы ставите спектакль в домашних условиях, без профессиональной ко-манды, то лучше всего не разыгрывать его по ролям как в классическом психологическом театре: непрофессиональным актерам сложно не сфальшивить. Мы предлагаем несколько форматов современного театра, которые помогут поставить спектакль для небольшой компании и при этом не требуют особенных умений, специального реквизита и долгой подготовки.

Предметный театр

От 1 до 3 участников

Театр теней

От 3 до 5 участников

Театр обозначения

От 3 до 7 участников

От 1 до 15 участников

Предметный театр

От 1 до 3 участников

Что это такое

Спектакль с предметами — один из самых доступных вариантов домашнего спектакля. Он устроен как кукольный театр, только вместо кукол здесь — любые предметы, которые можно найти дома, — на глазах у зрителей они будут превращаться в героев спектакля. К примеру, вы рассказываете «Куроч-ку Рябу», и зарядка от телефона становится мышкой, разбивающей хвостом-проводом яичко, а чайник, на ручку которого вы надеваете очки, — грустным дедушкой. Благодаря тому, что предмет начинает выполнять не свою функ-цию, и происходит преображение, «чудо театра».

Способ рассказа в таком спектакле — сторителлинг, пересказ сюжета от первого лица. Актер не пытается играть, он выступает именно рассказчиком, и благодаря его от-странению от сюжета прием получается честнее: я Глаша, и я рассказываю вам сказку «Курочка Ряба» — а вовсе не играю Курочку Рябу.

Сколько длится спектакль

Нужно заранее ограничить себя во времени: 7 минут для домашнего дет-ского спектакля — идеально, больше 15 не должно быть точно.

Что понадобится

Помимо самих предметов — героев спектакля, нужно подготовить сцену: спектакль удобнее всего играть на хорошо освещенном столе (может помочь настольная лампа).

Что ставить

Хороший вариант — взять любимую книгу. В ней нужно найти сюжетную линию, где есть проблема и ее решение или изменение героя. Вот, к примеру, проблема в «Колобке»: не сработало. На медведе, волке, зайце песня Колобка работала-работала, а на лисе нет. Почему? Потому что невозможно одним и тем же способом решать все жизненные задачи. Да еще и хвастаться при этом.

Как ставить

Если вы сильно адаптируете книгу, то нужно писать сценарий. Если вы остав-ляете текст без изменений — достаточно просто собрать в одном месте все нужные кусочки (или заложить закладками в книге). Также нужно выпи-сать всех героев и придумать для них подходящие образы. К примеру, мышь — ботинок с длинным шнурком-хвостом и двумя носками-ушами внутри, мышо-нок — ботинок поменьше. Большая улитка — рулетка, маленькая улитка — скрученный санти-метр. Есть специальные пособия, которые помогут потренировать фантазию, поразмышлять, как можно использовать предмет.

Если вдруг за время подготовки вы удачно придумали героя, которого нет в книге, — ничего страшного, его вполне можно добавить в сценарий или заменить им кого-то другого. Не обязательно визуализировать всех героев, но всех важных — желательно. И главных героев стоит обозначить особо: например, хорошо, если они все время присутствуют на сцене.

Что важно учитывать: все предметы должны становиться героями на глазах у зрителя, лишь тогда это будет театром. То есть заготовки, к примеру зава-рочный чайник и очки, должны лежать под рукой, но превращаться в персо-нажа — в данном случае в дедушку — они должны только во время спектакля, когда о дедушке впервые заходит речь. Если предметов очень много, то, помимо рассказчика, в спектакле можно задействовать одного-двух участников.

Сцена из спектакля «Сказки из маминой сумки». Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова. Фестиваль «КРЯКК», 2013 год

В выборе предметов можно себя ограничить, договориться, к примеру, что сказка создается только из вещей, которые могут оказаться на кухне, в кладов-ке или в маминой сумке. Можно даже придумать красивый заход: например, мама пришла с работы, садится за стол с компьютером поработать, а рядом две ску-чающие дочки, которые начинают играть и ей мешать. Тогда мама решает рассказать сказку, чтобы их увлечь: из сумки достает расческу — она стано-вится ежиком, переворачивает ноутбук — он становится домом и так далее. При этом кроме сумки, конечно, может быть заранее приготовлено много предметов в коробках, на полках вокруг.

Развивать действие помогут театральные эффекты. Если нарезать мелко бу-магу и посыпать сцену сверху — получится снег, если направить на кусочки бумаги фен или вентилятор — метель, если мять над героями фольгу — будет молния, положить на стол синий целлофан — море, а если прозрачный целло-фан — лед. Театральные эффекты могут изображать и поворотные моменты: если какой-то герой умирает — можно эффектно вытащить из рукава и под-бросить над ним красный платок. Сюжетные повороты легко показывать также и переменой света или звуками: яичко упало и разбилось — удар ложкой по чашке или хлопок в ладоши.

Спектакль «Сказки из маминой сумки». Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова. «Театр Вкуса», 2016 год

Для всего спектакля можно взять саундтрек из любимого фильма (беспро-игрышный вариант, кстати, музыка из фильмов Уэса Андерсона) или просто любимую песню или классическую композицию.

Театр теней

От 3 до 5 участников

Что это такое

Теневой спектакль тоже построен на сторителлинге: спектакль ведет рассказ-чик, а остальные с помощью теней иллюстрируют его рассказ. Тени могут быть разными: есть силуэтные тени (когда тень отбрасывают специально вырезан-ные фигурки), живые (тень отбрасывает человек целиком) и («играют» пальцы актера). Все теневые техники можно объединить, иногда тень может даже выходить за ширму, и это очень зре-лищно: вот лодка плывет перед ширмой, а потом заезжает за нее, и мы уже видим ее удаляющуюся тень.

Сколько длится спектакль

Оптимальное время для домашнего спектакля — 7-15 минут.

Что понадобится

Для теневого театра вам будет нужна ширма (подойдет простыня) и несколько источников света. Рассказчик находится перед ширмой, а актеры и свет — за ней. Проектор или настольную лампу удобнее всего поставить посередине на полу или на сто-ле — это общий свет. Чтобы подсвечивать конкретные тени, каждый актер должен взять в руку фонарик или телефон с фонариком. Если участников много, то можно назначить осветителей — они будут ответствен-ными и за фонари для отдельных теней, и за лампу.

Если вы работаете с силуэтными тенями, то нужно заранее их вырезать и приготовить. Удобнее всего будет управлять ими с помощью палочек (подойдут палочки для суши), а закреплять фигурки пластилином.

Что ставить

Литературная основа может быть такая же, как в предметном театре: любимая книга, адаптированная под спектакль, — нужно выделить сюжетную линию, в которой есть интересная вам проблема и ее решение.

Как ставить

Хорошо, если по книге сразу понятно решение спектакля: к примеру, если это произведение про взрослых и детей или про великанов и лилипутов, то спектакль может строиться на игре с размерами теней. Допустим, вы берете историю про Одиссея и Циклопа. Тогда один человек встает ближе к лампе, дальше от шир-мы — у него получается большая тень, это великан Циклоп. Другой ближе к ширме, дальше от лампы — у него тень меньше, это герой Одиссей. По сюжету Одиссей протыкает глаз Циклопу — актеру достаточно вытянуть вверх по диагонали руку, чтобы у зрителей создалось впечатление, что его палец попадает в Циклопа.


Сцена из спектакля «Сказка, которая не была написана». Режиссеры Вячеслав Игнатов, Мария Литвинова, художник-постановщик Максим Обрезков. Театр «Трикстер», 2015 год Международный фестиваль театров кукол «Ковчег»

Теневое мастерство требует репетиций, поэтому для такого спектакля точно понадобится режиссер — человек, который все репетиции будет находиться перед ширмой, чтобы следить, не перекрывают ли друг друга тени и хорошо ли они видны.

Интересно, когда тени начинают взаимодействовать с рассказчиком. К при-меру, он рассказывает, как герои пошли в лес, и на плечо ему садится птичка (силуэтная тень), рассказчик на нее дует, и птичка улетает. Еще один удачный прием — использовать контраст одного и толпы, когда все актеры за ширмой одинаково откликаются на слова рассказчика. Тогда сцена с лесом будет выгля-деть так. Рассказчик говорит: «И пошли они в лес», — все остальные актеры изображают руками качающиеся веточки. Рассказчик: «И увидели кота», — все актеры начинают мяукать и поднимать руки с согнутыми пальцами, как будто царапаются.

Образ рассказчика стоит всегда связывать со спектаклем. Подумайте, кто бы мог рассказывать вашу историю? Если это сказка — бабушка или дедушка. Если древнегреческий миф — грек в тоге. От чьего лица неожиданно услышать знакомый сюжет? Рассказчиком «Волшебника страны Оз» может быть не только Элли, но и Тотошка, а сказки Пушкина может рассказывать даже дуб у лукоморья.

Как сделать спектакль интереснее

Театр можно извлекать из всего. Ширма тоже может быть игровой: например, если это спектакль по «Мэри Поппинс», то он может начинаться с того, что семья Бэнкс ищет няню, все актеры ходят по сцене с газетами, а потом меня-ется ветер, и сверху надвигается ширма, склеенная из кусков газет. Можно играть с освещением: менять свет проектора на синий (если происходит что-то волшебное), красный (если надо изобразить опасность). Блуждающим фонарем можно показывать опасные моменты, кульминацию, какую-то нестабильность. Им же - сделать акцент на герое. Очень интересно в теневом театре смотрятся постановочные танцы . Если по-разному работать с лампами, то изображение будет преломляться — это будет эффектной перебивкой в спектакле. Оживить спектакль поможет и музыка: лучше, чтобы она была живая, например барабан или колокольчик для акцен-тов или общего фона.

Театр обозначения

От 3 до 7 участников

Что это такое

Эта театральная форма больше всего будет похожа на тип театра, который наиболее знаком детям: здесь все еще есть рассказчик, но спектакль разыгрывают уже не куклы или тени, а актеры. Отличие в том, что актеры тут тоже не совсем играют, как в психологическом театре, а скорее обозначают действия и реакции, дистанцируясь от своих героев Такой театр близок «эпическому театру», который придумал немецкий драматург Бертольт Брехт. В театре Брехта актеры не отождествляли себя с персонажами и не стремились к «подлинности», а наоборот, преподносили знакомое с неожиданной стороны. Декорации были лаконичными, а пьесы - отвечающими современным проблемам. .

Допустим, рассказчик говорит о соревнованиях за сердце принцессы: герой должен попасть из лука в мишень, чтобы жениться на девушке. Тогда один артист стреляет, второй берет его стрелу, медленно показывает ее ход, доносит до мишени, показывает, что стрела попадает — бам! (чтобы усилить эффект, можно добавить музыкальное сопровождение) — и уже с обычной скоростью начинается праздник свадьбы. А смерть, к при-ме-ру, изображается так: один герой стреляет во второго, тот замирает, третий подходит и рисует гримом или краской красный кружок на груди — важно, что во время рисования жертва не двигается, и только когда этот процесс завер-шен, умерший может уйти со сцены (или начать танцевать или странно дви-гаться — изобразить переход в другое состояние). Это похоже на живые картины: обычная картина фиксирует какое-то важное событие, а живая запечатлевает весь процесс, который привел к этому событию.

Сцена из спектакля «Кавказский меловой круг». Режиссер Никита Кобелев. Московский академический театр имени Владимира Маяковского, 2016 год

Сколько длится спектакль

Так же, как и в предыдущих вариантах, хронометраж постановки — от 7 до 15 минут.

Что понадобится

Обязательного реквизита нет, но здорово будет использовать в спектакле живую музыку: например, барабаны.

Что ставить

Для такого спектакля удобнее всего будет взять волшебные сказки, где есть явные превращения, которые будет интересно показывать «крупным планом», замедлять.

Как ставить

Излюбленный прием: ребенок засыпает за книжкой. Допустим, сидит за столом, читает окончание абзаца и засыпает. Вокруг появляются герои сказки, которую он читал, может быть, оживают предметы: со стола убирают вазу с цветами, вместо нее на стол облокачивается актер в цветочном костюме. И эти герои продолжают сказку, а сам ребенок становится, например, принцем. В таком случае у спектакля будет не один рассказчик, а целая группа: один будет передавать слово другому. Завершить сказку можно звуком будильника или голосом мамы — кольцевая композиция всегда придает целостность действию.



Спектакль «Золушка» поставлен по пьесе Жоэля Помра - это социальная драма о том, как память об умершей матери не отпускает девушку Зою по кличке Зола, отчего она берется за всю черную работу и не находит себе места. В этой сцене сестры и отец обозначают углы маленькой тесной комнаты и убеждают Золу (Надежда Лумпова), что комната ей очень подходит. За кадром - Фея-крестная, рассказчик, который ведет спектакль.

© Театр «Практика»

Сцена из спектакля «Золушка». Режиссер Марфа Горвиц

Первая встреча мачехи (Катерина Васильева) и отца (Александр Усердин) Золы. Все герои замерли, и каждый выражает отношение к этой встрече: мачеха и отец рады новой любви, сестры недовольны, что им теперь предстоит жить вместе, и подчеркнуто высокомерно и снисходительно смотрят на Золу. Зола как оберег выставляет вперед часы с будильником, которые каждые пять минут звонят, напоминая о матери.

© Театр «Практика»

Для героев нужно придумать костюмы: в ход идут вещи из шкафа, простыни, цветная бумага и все, что найдется дома. Если это принц и принцесса, можно сделать им короны из фольги или бумаги и золотые плащи — купить термопокрывало в магазине для охотников и рыболовов.

Пригодится и упаковочная бумага (например, бесплатная из IKEA). Такая бумага может вообще стать решением всего спектакля: из нее можно вырезать весь реквизит и сделать одноцветные костюмы всем персо-нажам. Например, если речь идет о скучной жизни, которая преображается благодаря любви или творчеству, то костюмы можно во время спектакля раскрашивать красками и фломастерами.

Для того чтобы создать образ, будет достаточно и одной детали костю-ма. Задайте себе вопрос: что самое важное в вашем персонаже? Допустим, вы играете собаку из «Бременских музыкантов», которую хозяева выгнали из дома за то, что она «стара стала». Ее главной характеристикой может быть старость. Фантазируйте: почему именно ее выгнали, вероятно, она ослепла или потеряла нюх? Тогда костюмом могут быть очки, которые собака иногда теряет, долго ищет и оттого везде опаздывает. А если у вас собака из «Вол-шебного кольца», то ее главное качество — преданность. Достаточно поводка, чтобы показать, как собака следует за своим хозяином и как рада ему служить.

Как сделать спектакль интереснее

Чтобы рассказ смотрелся более театрально, помогут эффектные театральные приемы. Рассказчик говорит: «Жила-была девочка, и вдруг она...» — девочка выбрасывает из-за пазухи красную ленточку. Рассказчик (после паузы): «Влюбилась».

Море, потоп или водопад можно изображать целлофаном или пледом. Простынями хорошо показывать сугробы. Погоду могут передавать и сами актеры: например, один герой берет в руки уголки плаща второго и встряхивает ткань, как будто плащ надувается от ветра. А можно и вовсе обойтись без декораций и решить все звуком: если мять крахмал в мешке, то будет похоже на скрип шагов по снегу, если подуть в гофрированную трубу или начать ей размахивать — получится ветер или вьюга; причем интересно будет извлекать звуки не за сценой, а на глазах у зрителя, открытым приемом.

От 1 до 15 участников

Что это такое

Читка — самый взрослый формат домашнего спектакля, он подойдет для детей старше 12 лет. Со стороны читка выглядит очень простым делом: актеры сидят на стульях и читают пьесу по ролям. Но чтобы это стало спектаклем, а не про-сто чтением, нужна серьезная подготовка: разбор пьесы и продумыва-ние пере-ходов между сценами, — поэтому нужно, чтобы кто-то взял на себя функцию режиссера (возможно, понадобится помощь взрослого).

Сколько длится спектакль

Здесь не может быть ограничения по времени: играть нужно столько, сколько требуется для прочтения.

Что понадобится

Стулья, на которых будут сидеть актеры, и распечатанные тексты пьесы.

Что ставить

Подходящие пьесы можно найти на сайте конкурса детской драматургии «Маленькая ремарка » и в сборниках современной драматургии взрослых авторов. Вот пьесы, на которые стоит обратить внимание:

  • Анастасия Букреева. «Ганди молчал по субботам » 10 действующих лиц
  • Ирина Васьковская. «Бог ездит на велосипеде » 8 действующих лиц
  • Иван Вырыпаев. «Чему я научился у змеи » Монопьеса
  • Вадим Климовский. «Митина война » 8 действующих лиц
  • Маша Конторович. «Мама, мне оторвало руку » 12 действующих лиц
  • Серафима Орлова. «Аста » 10 действующих лиц
  • Дана Сидерос. «Всем кого касается » 13 действующих лиц
  • Юлия Тупикина. «Вдох-выдох » 6 действующих лиц

Как ставить

После того как вы выбрали текст, нужно распределить роли и выбрать рассказ-чика, который будет читать ремарки. Всегда приветствуется разбор ролей — обычно это происходит так: режиссер с актерами разговаривают о том, что в пьесе нравится, что волнует, и обсуждают каждую роль отдельно.

Есть простой вариант разбора: надо определить главную тему пьесы и сформу-лировать вопрос, связанный с этой темой. К примеру, если тема — стремление к счастью, то вопросом может быть «Что для моего персонажа является сча-стьем?». Для ответа на этот вопрос надо проследить всю линию персонажа. Когда вы найдете ответ, это поможет правильно расставить акценты в пьесе, лучше понять, какие сцены для персонажа ключевые.

А еще разбор пьесы поможет придумать, как реагировать на ремарки, которые читает рассказчик. Авторские пояснения и указания, как играть, — самое интересное в читке. Актеры не должны откликаться на них буквально, иначе получится скучно. Если написано «говорит, улыбаясь» — это не значит, что надо непременно улыбаться, можно никак не реагировать и продолжить говорить как до этого, если «запыхавшись», — наоборот, можно прочесть предельно спокойно, если «герои ссорятся», а мы знаем, что герои — семейная пара, которая только и делает, что ссорится, — то они могут говорить нарочито лениво или нежно. Решение должно быть парадоксаль-ным — это закон театра. Но оно всегда основано на тексте: актерская игра дает ремарке дополнительное измерение и раскрывает характер героя, расширяет смысл текста, а не проти-воре-чит ему.

«Ганди молчал по субботам». Драматург Анастасия Букреева, режиссер Кирилл Вытоптов. Фестиваль «Любимовка» , 2017 год

Рассказчика можно объединить с маленькой ролью или придумать ему отдель-ный образ: например, если вы ставите пьесу, где главный мотив — какое-то соревнование героев, то рассказчиком может быть футбольный комментатор. Но очень важно любую идею проверять в репетициях: иногда то, что кажется в теории очень складным, совершенно не работает на сцене. Поэтому репети-ция — это бесконечное изменение в поисках идеальной формулы. При этом нужно помнить, что актерская игра в читке должна быть минималь-ной, главный принцип — концентрация на тексте. Поэтому минимали-стичными будут и подача, и музыкальное сопровождение, и сценические решения.

Чтобы не отвлекать зрителя от текста, актеры почти не должны двигаться — удобней всего им будет сидеть на стульях. Но можно по-разному организовы-вать пространство: например, участвующие в сцене герои могут выдвигаться вперед. Если это история о ссоре — пусть актеры сидят как на ринге, друг напротив друга. Если участников не так много, то один человек может играть две роли. Тогда он пересаживается с места на место, чтобы зрителю было понятно, за кого он читает. Если герой по сюжету умер, то он уходит или закрывает глаза, садится спиной к зрителям или встает на стул (чтобы приблизиться к небе-сам) — визуально что-то должно измениться.

Чем закончить читку? Всегда выигрышный ход — хореографическое упражне-ние, когда действие на сцене подчиняется какому-то закону. Есть, например, упражнение «движение на выдох». Актеры начинают дышать в такт, и на каж-дый выдох они делают любое движение: шаг, поворот, наклон головы, взмах руки. Как только заканчивается выдох, заканчивается движение. Когда ты со-средоточен на дыхании, у тебя нет времени хлопотать лицом, и это действо выглядит непонятно и завораживающе. К примеру, в пьесе про семью таким образом все могут собираться в семейный портрет.

Если это пьеса про созидание, то параллельно с читкой актеры могут рисовать картины, складывать оригами и создавать коллаж — к концу читки их произве-дение должно быть готово. Конец может быть решен и звуком: к примеру, если актеры начнут изображать отъезд поезда — «чучух-чучух», — все будет понят-но и без декораций. Главное, чтобы все решения были орга-ничны самой пьесе — именно поэтому режиссеру (или режиссерам) нужно работать с текстом и размышлять о героях, смыслах и главной теме спектакля.

Как сделать спектакль интереснее

Для того чтобы читка была не просто чтением текста, можно придумать театральные эффекты. Например, если это пьеса о том, что прошлого не вер-нуть, то все могут синхронно брать прочитанный лист и бросать на пол. Можно добавить детали реквизита, которые помогут актерам чувствовать себя персо-нажами и будут развивать действие: взять яблоко, шапку, сумку и так далее. К примеру, если один герой весь спектакль сидит с яблоком, а потом передает его другому, становится понятно, что это сцена о доверии, о любви. А если, допустим, под свой пафосный текст Ромео достает леденец, разворачивает его и отдает Джульетте, то мы понимаем, что на самом деле они еще дети .

Поставить самим спектакль — это не только весело, но еще и модно. По всей стране идет настоящий бум любительских театров, и это подтверждают все новые фестивали и конкурсы, проходящие во всех уголках страны. Актерские школы для взрослых переполнены. С чем это связано? Устав от страшилок по телевизору и плохих новостей, все больше умных энергичных людей обращаются к искусству, которое уже много веков помогает сохранять свежий взгляд на жизнь, — к театру.

Говорят, что театр затягивает посильнее любого наркотика. С этим наверняка согласятся многочисленные участники Второго Московского фестиваля семейных театров «Сказка приходит в твой дом», который в этом году собрал около ста талантливых семей. Все они заражены домашним театром и отдают ему все свободное время.

Впереди — длинные зимние каникулы, за время которых можно поставить и показать друзьям и родным даже не один спектакль, а несколько. А о том, как лучше это сделать, мы спросили профессионалов — основателей и руководителей Театрального дома «Домашний театр» режиссера Арсения Эпельбаума и актрису Ольгу Зейгер.

Чем домашний театр лучше профессионального?

Во-первых , в спектакле заняты именно те артисты, на которых больше всего хотят посмотреть зрители. Когда вы приходите в какой-нибудь театр, может случиться, что вам не понравятся исполнители — дома такого не случается. Так что успех гарантирован в любом случае.

Во-вторых , спектакль длится не два часа, а гораздо меньше. Лучше всего, если домашний спектакль будет коротким — минимум времени, за которое вы можете передать содержание. В нашей детской театральной студии за четыре занятия по 2 часа мы делаем спектакль, который идет 10−15 минут.

В-третьих , у вас самый удобный театральный зал, в который не надо добираться, поскольку это дома. И зрителям не надо стоять в очереди в гардероб, не надо стесняться чужих людей — можно снять пиджак и даже сесть на диван с ногами. В-четвертых, после премьеры обязательно будет шикарный банкет, причем он продлится гораздо дольше представления и бюджет его превышает бюджет спектакля. Именно об этом больше всего мечтают профессиональные артисты любого театра.

Как выбирать пьесу для спектакля?

Поскольку у нас есть столько преимуществ: спектакль играют только один раз, в нем участвуют любимые артисты и успех гарантирован заранее, то почему бы нам не взяться за то, о чем «большие театры» всегда мечтают — за великие произведения. Хотя бы даже за «Вильяма нашего Шекспира»! В домашнем театре можно относиться к великим авторам без лишнего пиетета — воспринимайте их как членов вашей семьи. Вы гениальный режиссер, у вас гениальные артисты, а при этом вы берете в соавторы Пушкина и Бетховена — разве может не получиться гениальный спектакль? Не бойтесь дописать или переписать что-то — в этом театре вам все позволено.

Самый сильный эффект всегда производит то, что нарушает стереотипы. Если маленький ребенок играет колобка, это воспринимается всеми как вполне привычная история и вряд ли вызовет какое-то эстетическое потрясение, а ведь именно его мы обычно добиваемся в театре. А вот если шестилетний ребенок выходит с черепом и шпагой в руках и говорит: «Быть или не быть!» — то степень воздействия такого спектакля возрастает многократно.

Один из законов домашнего театра гласит: чем больше несоответствие между тем, кто играет, и что играют, тем больший художественный эффект вы произведете.

Не бойтесь брать самые серьезные произведения, будь то балет «Лебединое озеро», трагедии «Ромео и Джульетта» или «Гамлет», известные библейские истории и т. п. Прелесть их в том, что почти каждый зритель знает сюжет почти наизусть, поэтому можно не углубляться в детали. К тому же вы имеете возможность хотя бы чуть-чуть познакомить ребенка с «правильной» литературой, музыкой. То есть заложить основу того, что затем поведет его в консерваторию, на оперу или серьезный спектакль, заставит открыть хорошую книгу или сходить в картинную галерею.

Как писать сценарий?

1. Сокращайте пьесу до самого минимума, оставьте из всего произведения только самое главное — сюжет. Это тоже дает сильный художественный эффект: представьте «Гамлета», сыгранного за пять минут. По‑настоящему великие произведения от этого не проигрывают, а еще больше поражают. 2. Разбейте пьесу на несколько самых важных, узнаваемых сцен. В каждой из них может быть буквально по несколько реплик, которые коротко передадут суть происходящего. 3. Выберите жанр. Как вы понимаете, опера и балет требуют долгих репетиций. Но есть, например, теневой театр — занавеска и плоские куклы изготавливаются очень быстро, а выглядит все эффектно. Есть бумажный театр, в котором достаточно вырезанных из бумаги кукол и декорации-задника. 4. Найдите музыку . Чем более она будет серьезной — пусть даже тема произведения не будет иметь отношения к теме спектакля, — тем лучше. Лучше, если музыка будет сопровождать все действие. И обязательно найдите торжественную мелодию для поклонов.

Как репетировать?

Прежде всего должен быть один человек, который все готовит. Должен быть главный режиссер, кто точно знает, когда спектакль будет готов и как он будет выглядеть.

Этот человек может без лишней суеты приготовить все заранее, например, мама подходит к ребенку и говорит: «Можешь мне нарисовать замок принца, череп, шпагу…» Ребенку интересно и не трудно минут двадцать порисовать, а у мамы уже есть декорации для бумажного театра.

Затем мама (которая чаще всего и бывает главным режиссером) идет к папе и как бы невзначай просит его найти в Интернете какую-нибудь торжественную музыку, что-нибудь патетическое. Папа через пять минут это находит, записывает — и вот готов саундтрек спектакля.

И совершенно необязательно всех накручивать. А уж после того как все подобрано, подготовлено, музыка записана и реквизит сделан, главный режиссер принимает решение всех собрать и «одним рывком» сделать спектакль.

Как сделать сцену и зрительный зал?

Мы играем в театр. И чем больше будет атрибутики академического театра, тем лучше это будет выглядеть и тем веселее будет всем. Сделайте программки и афиши, где укажите не только первый, но и второй состав исполнителей (например, вместе бабушки, если что, будет играть дедушка). Поставьте ребенка у дверей комнаты, чтобы он предлагал занимать места в зрительном зале. Предложите бинокли. Очень ровно расставьте зрительные ряды и пронумеруйте их. Раздайте билеты. Подсветите рампу (направив на нее две настольные лампы), дайте три звонка ипопросите выключить мобильники, погасите свет. Эта игра может продолжаться сколько угодно, гораздо дольше самого представления, и дольше, чем это бывает в театре (особенно если кто-то из зрителей застрял в пробке).

Объявите, что начал работать буфет, и начните выдавать напитки и бутерброды. И не забывайте главное — вы, в отличие от профессиональных режиссеров и актеров, обречены на успех!

Конечно, трехлетке совсем неинтересно играть Гамлета или что-то в этом роде. Он не понимает этого. А вот оказаться в ситуации, когда он стоит на сцене, а все зрители очень раду тому, что он делает, — это как раз для него очень важно. Потому что ребенку вообще очень важно делать так, чтобы это нравилось окружающим. Кстати, артисты тем и отличаются от остальных людей тем, что у них этот период продолжается до старости — им очень важно знать, правильно ли они делают и нравится ли это окружающим.

Не надо ребенка мучить театром: репетировать много раз, объяснять слишком подробно суть. Просто коротко расскажите ему сюжет — поверьте, это будет именно то, ради чего большинство людей приходит в театр. А затем ставьте простые задачи: «Ты бежишь сюда, кричишь и падаешь».

Для изготовления декорации в бумажном театре возьмите бумажный ролик вроде бумаги для факса. Нарисуйте на нем декорации по порядку следования сцен. Затем закрепите ролик с двух сторон на двух бутылках. У вас есть декорации, которые вы меняете, просто прокручивая ролик назад или вперед. И зрители сразу понимают, в каком месте происходит сцена. Здесь можно много чего придумать, например, вырезать в декорации окошки, за которыми будут мелькать фигурки людей.

Семья Озолиных Маргарита, Андрей, Илья

Маргарита и Андрей давно и серьезно увлечены театром. Маргарита в детстве занималась в знаменитой театральной студии ДК «ЗИЛ» и даже пробовала поступать в театральный институт на актерское отделение. А когда не получилось стать актрисой, пришла в профессию культорганизатора. Андрей по профессии инженер. Он пришел в ту же студию, но уже позже, во время учебы в техническом институте. Со временем Андрей получил второе образование — драматурга, стал писать пьесы, некоторые из которых уже поставлены в российских театрах. Теперь они вместе работают методистами в культурном центре «Южный» (ДК «АМО ЗИЛ») и надеются воплотить в жизнь проект «Театр для всех», в котором хотят дать шанс реализовать способности непрофессиональных драматургов, актеров, режиссеров.

«Мы занялись постановкой семейного спектакля в основном из-за сына Ильи. Он мечтает стать киноартистом, вот мы и помогаем ему приближаться к своей мечте», — говорит Маргарита. В фестивале семейных театров Озолины участвуют второй год. В прошлом году они дошли до финала со спектаклем по сказке Джанни Родари, а в этом — стали победителями.

Для постановки Озолины выбрали малоизвестную сказку Острида Пройслера «Разбойник» и написали по ней пьесу «Ничего тут не поделаешь, такие уж мы есть». Главные герои этой сказки — персонажи из немецкого фольклора Каспель и Сеппель (аналоги нашего Петрушки). Их играют Маргарита и Илья. Андрей исполняет роль полицейского и вора в одном лице. Самое сложное, по их словам, было уложиться в 10 минут, а это являлось одним из обязательных условий выступления на фестивале. «У нас получилась политическая сатира на злобу дня, — говорит Андрей, — про полицейского, который одновременно был разбойником, и весь спектакль сам себя ловил. Тема эта сейчас острая, поэтому зрители принимали наш спектакль очень хорошо». Репетировали они спектакль 3 недели. Больше всего боялись, что Илья растеряется на сцене, но он показал себя как настоящий артист и не забыл ни одного слова.

Семья Дороховых Анатолий Дмитриевич, Тамара Павловна, их дети Наталья и Павел, невестка Ирина, внуки Максим и Антон


Эта большая, веселая и очень дружная семья все время живет играючи. Спектакль на фестивале семейных театров — всего лишь один из эпизодов их творческой жизни. Душа и мотор семьи — старшее поколение, Тамара Павловна и Анатолий Дмитриевич. Она — бывший преподаватель-историк, он — в прошлом электромеханик. Уехав несколько лет назад из города и став увлеченными фермерами, они все время собирают в своем доме родных, друзей, соседей. На Новый год у них — праздники с Дедом Морозом, собственный каток на пруду, на Пасху — гулянья с масками и костюмами. Да и так, без повода, собираются друзья — прочитать новые стихи, послушать, как поют Тамара Павловна и дочь Наташа, отметить дни рождения…

А на юбилей Тамары Павловны любящий муж подарил ей… театр! Он построил небольшое здание из стекла на берегу пруда, так что теперь для их спектаклей и концертов всегда есть настоящие сцена и зрительный зал.

На фестивале семья показала спектакль по трем басням Крылова — «Стрекоза и муравей», «Квартет» и «Обоз», в котором приняла участие вся семья. Анатолий Дмитриевич собственноручно сделал все декорации — целый месяц придумывал, выпиливал, красил. Тамара Павловна писала сценарий (она всю жизнь пишет и прозу, и стихи), шила костюмы и собирала всех на репетиции. «Самый талантливый артист у нас — это Максим, мой младший внук, — утверждает она. — Он просто прирожденный актер!» Семью объединяет театр

Мнение эксперта Владимир Науменко, актер, директор Второго Московского фестиваля семейных театров «Сказка приходит в твой дом» По ходу работы над спектаклем люди имеют возможность другого взгляда и на себя, на свои достоинства и недостатки, на отношения внутри семьи. Ведь театр обладает способностью увеличительного стекла — он укрупняет и плохое, и хорошее. Кроме того, с помощью театра родители воспитывают своих детей. Причем средствами весьма экономичными: ведь ребенок знакомится и с драматургией, и с литературой, и с музыкой, и со сценическим движением (а любое движение на сцене становится сценическим).

А еще театральное творчество объединяет семью, ведь у них появляются причины для того, чтобы собраться вместе — причем собраться не для того, чтобы поесть и выпить, а для выполнения общего дела. Именно поэтому девизом нашего фестиваля стали слова «Счастливы быть вместе».

В семейном театре главным становится не мастерство, а отношения артистов, их умение поддерживать друг друга. С другой стороны, тот контакт, который возникает на сцене, потом перемещается и в каждодневные отношения, меняя их и делая лучше. И в этом смысле театр дополняет жизнь, а жизнь — театр.

В дореволюционной России домашние представления были частью повседневного быта дворян. Начиная с домашних театров и заканчивая живыми картинами, импровизированные спектакли пользовались большой популярностью. Ни один дачный сезон не обходился без представления, декорациями становились сад, пруд или живописные закаты над озером, как в «Чайке» Чехова. Традиционны были рождественские спектакли со спящим в яслях младенцем, волхвами и царем Иродом.

Роман Александра Блока и его Прекрасной Дамы, Любови Менделеевой, начался после домашнего спектакля, в котором поэт играл Гамлета, а его юная возлюбленная — Офелию. В Ясной Поляне домашние спектакли ставились по пьесам, специально написанным графом Толстым, причем в яснополянских представлениях народ играл царей, а семья графа — простолюдинов.
Замечательные традиции домашнего спектакля ушли в прошлое после революции. Все новое — это хорошо забытое старое, так что самое время возродить красивую традицию .

Выбираем подмостки. Если «настоящий» театр начинается с вешалки, то домашний — с выбора сцены. От этого будет зависеть и выбор пьесы, и декорации, и количество актеров, и количество зрителей. Если вы собираетесь в лучших аристократических традициях сделать театральную постановку на даче или во дворе, где много места, то вам по плечу и сложные пьесы с большим количеством действующих лиц. Хоть «Войну и мир» ставьте.

Если же в твоем распоряжении только крошечная однушка, можно заменить спектакль «живыми картинами», представляющими небольшой отрывок из произведения или картины известных художников.

Алёна, 27 лет:
— Мы с друзьями проводили выходные в деревне у моей бабушки, когда из-за урагана отключили электричество на два дня. Мы уже сто раз сыграли и в «крокодила», и в «ассоциации», как вдруг моя сестра вытащила из бабушкиного шкафа такое-то старое платье , платок, закуталась, зажгла свечу и начала читать письмо Татьяны к Онегину. Мы все включились в игру, и мы с моим тогдашним молодым человеком показали финальную сцену Ромео и Джульетты. На фразе «О жадный, ты все выпил» зрители заржали как сумасшедшие, потому что буквально накануне Игорь немного перебрал со спиртным.
С тех пор всегда, если мы собираемся нашей веселой компанией, мы показываем такие маленькие отрывочки из любимых произведений. Кто знает, может, однажды и на домашний спектакль замахнемся.

Пьеса. Если ваш спектакль будет приурочен к какому-либо празднику, то для постановки можно выбрать что-то тематическое: например, «Щелкунчика» для новогодней ночи.

А вообще тем и хорош домашний спектакль (и роль домашнего режиссера), что тебе предоставляется полная свобода действий. Ромео и Джульетта не умерли, а поженились и нарожали кучу детей? Пожалуйста! Три сестры всё-таки уехали в Москву? Сколько угодно!

Можно дать только один совет: не берите слишком трагичный сценарий с печальным финалом. Конечно, все мы можем быть королевами драмы, если захотим, но для дебюта все-таки предпочтительнее «Пигмалион», чем «Король Лир».

Ну, а если ты обладаешь определенным литературным талантом, то можно написать сценарий к любимому художественному произведению и уже по нему поставить свою собственную пьесу.

Лариса, 34 года, мама 6-х детей:
— Каждое Рождество мы с детьми ставим небольшой спектакль, посвященный рождению Иисуса. Мы с мужем изображаем Марию и Иосифа, мальчишки — волхвов, лапочка-дочка — рождественскую звезду, а кто-то из самых маленьких бывает младенцем. Раньше малышня чуть ли не драку устраивала из-за главной роли, так что теперь у нас уговор: кто лучше всех ведет себя в течение года, тот и будет лежать в яслях. Вот такой хитрый воспитательный ход .

Подбор актеров. Выбирая пьесу, нужно учитывать количество потенциальных актеров, чтобы потом не пришлось звонить знакомым с жалобным «Ваа-а-асенька, ну давай ты будешь у нас героем-любовником». В крайнем случае, эпизодических персонажей может играть один и тот же человек
Количество занятых в спектакле людей можно рассчитать по формуле «актерский состав + 1». «+1» — это режиссер, суфлер, звукооператор и осветитель в одном лице.

При постановке простой пьесы «+1» может и не понадобиться, и у тебя тоже получится принять участие. Но если пьеса сложная, в нескольких актах, об актерской славе придется забыть. Если же сцена так и манит тебя, то поручи режиссирование кому-то из старших родственников — мама или бабушка с удовольствием возьмут на себя командование парадом.

Реквизит. В изготовлении декораций наши верные помощники — канцелярские и продуктовые магазины. Продуктовые магазины нас интересуют как источник различных ящиков, коробок и прочего плотного картона, из которого можно мастерить ширмы, раскрашивая их или обклеивая фотобумагой.
В специализированных магазинах можно купить любой карнавальный костюм . Если покупать костюмы не в преддверии Хэллоуина или Нового года, когда скромное платьице статистки может подорвать весь бюджет спектакля, можно даже сэкономить.

Если ты хотя бы немного умеешь шить, то достаточно красивой материи и нескольких строчек, чтобы получилось платье императрицы или гранд-дамы. Тем более что сделать из блестящей бумаги корону — дело десяти минут.

Театр имеет огромный воспитательный потенциал. Его воздействие на эмоции ребенка очень сильны, ведь дети проживают жизнь вместе с героем на сцене, радуются, переживают, сочувствуют. Так как у них развито конкретно-образное мышление, то именно происходящее на сцене, декорации, игра актеров дает им возможность глубже понять и ярче воспринять знакомые сюжеты и характеры героев.

Самые простые театральные постановки с участием любимых игрушек малыша – это не просто развлечение, но и возможность для родителей способствовать развитию речи, памяти, творческих способностей, нравственных черт, дружелюбности, расширению кругозора ребенка . Ребенок может приготовить декорации, тем самым проявив себя как художник и дизайнер, продумать костюмы, написать сценарий, сыграть роль. Возможности у театра большие, даже если это всего лишь домашний спектакль.

Игровые театральные приемы используют в своей работе психологи, чтобы помочь ребенку бороться с его страхами, комплексами, неуверенностью в себе. Ребенок начинает меняться сам, без указки взрослого, без его наставлений и упреков. Он учится общаться, так как в театре нужна коллективная работа, проявляются скрытые способности даже у тех детей, которые считали себя ни на что не способными. Они проникаются искусством, его многообразием, ведь театр – это синтез музыки, слова, живописи, хореографии, дизайна. А как известно, искусство способно лечить душу.

В домашнем театре самое важное – помочь ребенку раскрыться, реализовать себя, освободить свое творческое начало. Поэтому строгой критике тут не место. Театральная игра учит ребенка взаимодействовать с окружающими, искать решение проблемы, доводить дело до конца.

Домашний театр для малышей 3-5 лет

Их уже можно вовлекать в подготовку постановки, давая небольшие роли и задания. Разыгрывать сценки стоит по уже знакомой сказке или рассказу. Они любят читать один и тот же сюжет много раз, а небольшой спектакль со знакомыми и любимыми персонажами будет встречен на ура и поможет лучше понять сюжет и прочувствовать эмоции героев. Выбирать для малышей лучше простые сказки, где речь идет о дружбе, взаимовыручке, справедливости и т.д. И постепенно расширять репертуар, чтобы поддержать интерес ребенка.

В таком возрасте дети уже могут играть сами, продолжительность спектакля около 15-20 минут. Это могут быть сказки: “Курочка Ряба”, “Теремок”, “Репка”, фрагменты из произведений К. Чуковского. До 4 лет кукольный спектакль лучше делать взрослому, а с малышами играть в простые сюжетные сценки с куклами. Спектакль за ширмой можно организовать для детей уже с 6 лет.

Театр для детей 7-13 лет

Это возраст, когда ребенок хочет и может взять на себя целиком театральную постановку. Задача родителя – поддержать детскую инициативу, не препятствовать самостоятельности, а при необходимости – тактично помочь. Важно обговорить главную цель постановки: подарок на праздник, к какой-нибудь дате, развеселить малышей, друзей, близких.

Организация домашнего театра

Вы можете выбрать любое подходящее место в квартире. Кукольные театральные представления можно разыгрывать на столе, полу, сделать домик, небольшую ширму. Для спектакля с ролями стоит подумать над декорациями, но не обязательно делать их сложными, используйте все, что есть в наличии. Из картона, например, можно придумать ширму или вырезать дерево, нарисовать дом и т.д. Особенно детям нравятся костюмы, пусть сами придумывают (в зависимости от возраста) и пытаются воплотить свои эскизы в жизнь. Это прекрасно развивает фантазию, навыки рукоделия, усердие, да и просто весело и интересно.



Загрузка...
Top