В и машков картины. Илья машков картины

Машков Илья Иванович . Родился в станице Михайловская Хоперского округа Области Войска Донского (ныне Урюпинский район Волгоградской области) в 1881 году.

После окончания трех классов приходской школы Илья Машков был отдан «в люди», служил «мальчиком» в лавках и магазинах в близлежащей станице Филоновской и в уездном городе Борисоглебске. Но после знакомства с учителем из художественной гимназии, уволившись от хозяина, Машков готовится поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Уже будучи студентом МУЖВЗ, посещает Санкт-Петербург в 1907 году, Илья потрясен полотнами Эрмитажа. В 1908 большое влияние на Машкова оказывает поездка по Европе.

В училище Машков знакомится с П.П.Кончаловским, М.Ф.Ларионовым, А.В.Лентуловым, Р.Р.Фальком, В.В.Рождественским, А.В.Куприным, которые выводят художника на путь творческих экспериментов. С 1910 Машкова исключают из училища и том же году участвует в выставке «Бубнового валета». Основной задачей «бубновалетовцев» было спустить искусство с неба на землю. Приземлить тематику образов навязываемых студентам всех передовых художественных учебных заведений.

1917 год — переломный для «Бубнового вальта». Часть «валетовцев» эмигрирует, а остальные находят родство в идеях большевиков. Машков остаеться в «советах». В поисках новых тем в 1920-е и 1930-е годы он совершает поездки в Крым, на Кавказ, пишет жизнерадостные сцены отдыха трудящихся («Ливадийский крестьянский курорт» 1925), виды Артека («Артек» 1934). В эти годы художник создает галерею графических портретов своих современников: рабочих, крестьян, общественных деятелей, пионеров.

В 1930 году Машков приезжает в родную Михайлоиекую-на-Хопре. Он был потрясен увиденным: кругом разруха, нищета, идет раскулачивание, выселение… Приняв метод «социалистического реализма», Машков теперь по-социалистически решает возродить когда-то цветущую жизнь в станице: в одной ш двух станичных церквей создает Дом социалистической культуры.

По воспоминаниям краеведа Б. Лашилина, «…были отремонтированы два национализированных у служителей культа дома под кружки — изобразительного искусства, драматический, музыкальный и сельскохозяйственный. Комсомольцы и молодежь писали лозунги, выпускали «боевые листки», в которых отмечали передовиков, высмеивали и разоблачали кулаков, подкулачников, лодырей и хулиганов.

Например, однажды появилось такое объявление: «Граждане! Предлагаем приходить в культурный очаг на занятия, кружки, ячейки, в дом - кинотеатр чисто одетыми, побритыми, с вымытыми дочиста лицом и руками, в чистой обуви и вести себя как подобает советскому гражданину». По-разному отнеслись земляки к тому, что вместо иконостаса в бывшей церкви, в то время по совету И. И. Машкова, повесили портреты Ленина и Сталина. В ответ станичники прострелили звезду и флаг, водруженные вместо креста над куполом Храма и выкололи глаза у портретных вождей.

Начиная с 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Этот период его творчества многие исследователи называют «абрамцевским».

Свой творческий путь Илья Машков завершал, как говорят в таких случаях, на боевом посту: в 1942-1943 годах он писал и рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и служащих госпиталя в Первом Московском коммунистическом госпитале в Лефортово и эвакуационно-сортировочном госпитале № 290.

Машков Илья Иванович (1881-1944)

Экспонированное на первой выставке "Бубновый валет" (1910) огромное полотно И. И. Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского" ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом.

Скандальная слава вообще сопутствовала молодому Машкову - азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся жизненного опыта "в людях" (работая в лавках у торговцев), прошедшему "университеты" в европейских музеях, но изгнанному в 1909 г. из стен МУЖВЗ. Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом учил сам - его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в Москве.

Поразив зрителей и критиков "варварским" напором своей живописи на выставках "Золотого руна" и "Салона Издебского" (1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших общество "Бубновый валет" (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов и др.). "Валеты" утверждали материальность мира и "низкого" предмета; щедрость и мажорность машковской палитры, изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны программе объединения.

В стремлении вернуть искусство "с небес на землю" художники этого круга ориентировались на "ремесло" - уличную вывеску, поднос, лубок. Машкову такое ремесло было родным с детства, и примитивизм его натюрмортов и портретов - самый простодушный и подлинный ("Ягоды на фоне красного подноса", "Натюрморт с ананасом", оба 1908; "Портрет мальчика в расписной рубашке", 1909; "Автопортрет", "Портрет дамы с фазанами", оба 1911, и др.).

Яркое начало стало одновременно "звездным часом" художника - к середине 1910-х гг. его живопись утрачивает дерзкую стихийность, зато возникает вкус к фактуре вещей, и сами эти вещи делаются "избранными", драгоценными. Гиперболизм являет себя уже не только в масштабе полотен, не только в "богатырстве" плодов и грузности женских тел, но и в антикварном богатстве натюрмортных и интерьерных сюжетов ("Натюрморт с парчой", 1914; "Натюрморт с фарфоровыми фигурками", 1922, и др.).

Пристрастие к материальному миру, естественно, приводит Машкова в классический лагерь: в 1920-е гг., в ситуации противостояния "левых" и традиционалистов, он оказывается среди последних и, в отличие от друзей-"валетов", вошедших в 1928 г. в Общество московских художников, связывает свою судьбу с АХРР. В тематической программе АХРР существовала установка на одическое прославление прекрасного настоящего, куда вписывались съестные "апофеозы" художника ("Хлебы", "Снедь московская. Мясо, дичь", обе 1924). Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в его натюрмортах 1930-х гг. ("Ананасы и бананы", 1938; "Клубника и белый кувшин",1943). Но слишком многое из созданного им в поздний период - ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины 1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в общественной и художественной жизни столицы. Новое, триумфальное открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим интересом к искусству 1910-х гг. И в сознании потомков он останется одним из самых ярких художников того времени.

Картины художника

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского


Автопортрет. 1911


Берег Невы. Вечер


Вид Генуэзской крепости в Судаке


Вид Москвы. Мясницкий район


Городской пейзаж


Дама с контрабасом


Женевское озеро. Глион


ЗАГЭС. Плотина на реке Куре и шоссе Военно-Грузинской дороги.


Зеркало и череп


Интерьер с женской фигурой


Италия. Неври. Пейзаж с акведуком


Московский вид, улица Мясницкая


Натурщицы


Натюрморт 1


Натюрморт с виноградом


Натюрморт с крабами


Натюрморт. Цветы в вазе (с подносом).


Машков Илья Иванович прожил интересную, насыщенную жизнь. Он прошел через влияния разных художников, революционные искания и нахождение своего места в искусстве. Его наследие сегодня составляет несколько сотен работ, которые находятся во многих коллекциях мира.

Детство и семья

Родился Машков Илья Иванович в селе Михайловское (сегодня Волгоградской области) в бедной крестьянской семье. Илья был старшим из девяти детей, и денег у родителей, занимавшихся мелкой торговлей, на учебу детей не было. Мальчика, который с малых лет демонстрировал большую тягу и способности к рисованию, отдали в приходскую школу, но уже в 11 лет забрали его оттуда и отправили работать, чтобы тот мог помогать семье. Ему пришлось в лавке торговца фруктами по 14 часов стоять на ногах, обслуживая клиентов, он ненавидел эту работу, но выбора не было.

Призвание и учеба

Позже Машков Илья перешел на работу в лавку купца, работа не была легче, но здесь ему иногда поручали рисовать плакаты и вывески. Это занятие доставляло ему большое удовольствие. В свободное время он перерисовывал картинки из журналов, делал наброски окружающих предметов, птиц. Мальчик очень любил рисовать. Несмотря на свое крайне стесненное финансовое положение, он выписал себе по почте коробку с красками. Однажды учитель Борисоглебской гимназии заприметил рисующего мальчика и спросил у него, хочет ли он учиться. Илья очень удивился, ведь он даже не подозревал, что рисованию можно учиться. Так он начал получать первые навыки и консультации от учителя из гимназии. Это позволило ему понять свое призвание и поставить перед собой цель - стать художником.

В 1900 г. он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он учится у выдающихся педагогов: К. Коровина, Л. Пастернака, В. Серова, А. Васнецова. Уже с первых лет обучения Машков проявил незаурядный талант и эксцентричный характер. Он очень любил гиперболу, избыток цвета, при этом очень много времени отдавал освоению техники рисунка, был очень работоспособен. Как малоимущему студенту в училище ему предложили подработку, и уже с 1904 года Машков начинает давать уроки, зарабатывая себе на жизнь.

Революционная молодость

Довольно быстро Машков Илья встает на ноги. В 1906 году он строит себе мастерскую в здании Политехнического общества. Она станет его творческим домом до конца дней. В 1907 году он знакомится с Петром Кончаловским, эта встреча оказала большое влияние на художника. В 1908-м художник едет в Европу, посещает Францию, Англию, Австрию, Германию, Италию, Испанию, где знакомится с новыми течениями в живописи.

В 1910 году Машкова исключают из училища, но он к этому времени уже нашел свой путь. Художник по-прежнему много работает, берет уроки в студии К. Коровина, пишет на заказ портреты и натюрморты. Он выставляется, в том числе на Салоне в Париже, где его работу покупает русский меценат Уже тогда картины Машкова отличают необычный взгляд на мир и окружающие предметы. Он проникся революционными идеями в Европе и жаждет изменить русское искусство.

"Бубновый валет"

В 1911 году Машков Илья вместе с Петром Кончаловским основывают художественное общество «Бубновый валет». Сначала в 1910 году прошла выставка с таким названием, после которой художники-единомышленники создают одноименное сообщество. Уже само название эпатировало публику, намекая на политкаторжан. Своей целью московские живописцы ставили совершение революции в искусстве, и это им в полной мере удалось. Они выступали против традиций академизма и реализма, провозглашали господство импрессионистских, фовистских и кубистских идей.

Машков стал одним из идеологов сообщества. Именно благодаря ему "валеты" так часто рисовали натюрморты, напоминающие вывески продуктового магазина. Художники экспериментировали с формой и цветом. В отличие от многих авангардистов, Машков и товарищи утверждали предметность в искусстве. В 1911-14 годах художник является секретарем общества, участвует во всех его выставках. В 1914 году он покидает «Бубновый валет» и отправляется за границу.

Машков и "Мир искусства"

По возвращении Машков вступает в «Мир искусства» - объединение, которое существовало с конца 19 века и объединяло самых выдающихся русских художников. Как раз в это время группа провозглашает возможность создания новой классики, главной становится идея «Новой Академии» А. Бенуа. Вторая половина 10-х годов ХХ века была сложной для художников, входящих в это сообщество. Несмотря на то что «Мир искусства» - объединение, внесшее колоссальный вклад в русскую живопись, во времена Машкова это уже было, скорее, формальное единство. Но художник участвует в выставках и поддерживает товарищей. В этот период Машков по-прежнему много работает, но постепенно приходит к новому реализму.

Ассоциация художников революционной России

В 1925 году Машков Илья вступает в новое общество АХРР, которая проповедует новые, революционные идеалы. По сути, он становится одним из первых идеологов Художник состоит в Ассоциации до самого ее распада в 1929 году. В этот период он пишет картины счастливой новой жизни, портреты натюрморты с изобилием продуктов. Московские живописцы, бывшие соратники Машкова, не понимают его новых идеалов, многие из них живут в эмиграции. Илья Иванович же остается в СССР и полностью поддерживает новые идеи. В 1930-х годах Машков пишет идеологически верные картины: «Приветствие 17 съезду ВКП(б)», «Советские хлебы».

Во время войны Машков живет в Абрамцево, пишет портреты солдат и раненых, работников тыла. Поздний Машков представляет зрителям свое оптимистичное мироощущение. Известный искусствовед Яков Тугендхольд говорил, что в его работах видна «здоровая влюбленность в яркую плоть и кровь». Он сохранил свое пристрастие к преувеличению до последних дней.

Выставочная деятельность

Илья Машков всю жизнь был очень продуктивен, также он активно выставлял свои работы. Он участвовал во многих значимых выставках начала ХХ века. Это мероприятия «Бубнового валета», «Мира искусства». В 1916 году на «Выставке современной русской живописи» он показывает 70 работ, это была самая большая прижизненная выставка Ильи Машкова. С 20-х годов художник много выставляется за рубежом: Венеция, Лондон, Нью-Йорк. В 30-е годы советская власть с удовольствием возит картины Машкова по всем крупнейшим городам мира.

Педагогическая деятельность

На протяжении почти всей жизни Илья Машков, художник, живописец, преподавал. Еще в молодости он выработал собственную методику обучения рисунку и живописи. Его школа, которую он открыл еще в начале ХХ века, впоследствии станет центральной студией АХРР. Среди его учеников были Фальк, Татлин, Осмеркин, В. Мухина.

После революции художник много преподает, работая на различных курсах, в Военной академии и во ВХУТЕИНе.

Частная жизнь

Илья Машков свое жизнелюбие проявлял и в обычной жизни. Он был большим любителем дам и женился три раза. Первой женой была итальянка София Аренцвари, Машков женился на ней в 1905 году, через год появился на свет единственный сын художника Валентин. Он стал инженером-конструктором, в 1937 году был репрессирован. Второй женой в 1915 году стала художница Федорова Елена Федоровна. Третья жена тоже была художницей: в 1922 году Машков женился на Даниловой Марии Ивановне.

Наследие и память

Илья Машков, картины которого чрезвычайно ценятся любителями живописи, скончался 20 марта 1944 года у себя на даче в Абрамцево. Он оставил после себя большое наследие. Его картины сегодня находятся в коллекциях 78 городов мира. Самое большое собрание вдова художника передала в Волгоградский художественный музей. Его картины редко появляются на аукционах и продаются за огромные суммы. Так, полотно «Цветы» было продано за 3,5 миллиона долларов, а «Натюрморт с фруктами» - за 7,2 миллиона долларов.

Творчество Машкова изучается искусствоведами, ему посвящают книги. Музей в Волгограде носит его имя. Память о художнике не исчезает, выставки его работ периодически проводятся в крупнейших музеях. Так, в 2014 году в Москве были показаны поздние работы художника, выставка имела большой успех.

Илья Иванович Машков — знаменитый русский художник. Родился в 1881 году в станице Михайловская-на-Дону. Один из самых ярких представителей русского авангарда . Работал в жанрах: реализм, кубизм, постимпрессионизм, лубок и т.д. Илья Машков также известен и как один из основателей объединения художников « ». Кроме того, был создателем и активным членом Общества Московских художников. Помимо этого, был членом объединений художников «Мир искусства», «Московские живописцы», «Ассоциация художников Революционной России». Принимал участие в многочисленных выставках в России и за рубежом.

Учителями Ильи Машкова были такие известные художники, как Валентин Серов, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов. В годы учёбы Машков отличался эксцентричным поведением, за что и был впоследствии исключён. Однако к тому времени он уже обзавёлся собственной студией и даже имел собственных учеников.

В настоящее время его авангард считается одним из ярчайших явлений в русской культуре и живописи. Картины И. И. Машкова находятся в самых известных музеях, среди которых Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и другие. Стоит также сказать и о том, что картины этого художника являются необычайно дорогими. Так, например, его натюрморт «Цветы» был продан за 3.5 миллионов долларов, картина «Натюрморт c фруктами» была продана за 7.25 миллионов долларов.

Великий русский художник, прославивший русский авангард на весь мир, умер в 1944 году в Абрамцево. Похоронен на Новодевичьем кладбище, Москва.

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского

Городской зимний пейзаж

Дама с контрабасом

Женский портрет. Минск

Натюрморт с веером

Натюрморт с самоваром

Натюрморт. Рыбы

Пионерка с горном

Портрет дамы в кресле

Машков Илья Иванович прожил интересную, насыщенную жизнь. Он прошел через влияния разных художников, революционные искания и нахождение своего места в искусстве. Его наследие сегодня составляет несколько сотен работ, которые находятся во многих коллекциях мира.

Детство и семья

Родился Машков Илья Иванович в селе Михайловское области Войска Донского (сегодня Волгоградской области) в бедной крестьянской семье. Илья был старшим из девяти детей, и денег у родителей, занимавшихся мелкой торговлей, на учебу детей не было. Мальчика, который с малых лет демонстрировал большую тягу и способности к рисованию, отдали в приходскую школу, но уже в 11 лет забрали его оттуда и отправили работать, чтобы тот мог помогать семье. Ему пришлось в лавке торговца фруктами по 14 часов стоять на ногах, обслуживая клиентов, он ненавидел эту работу, но выбора не было.

Призвание и учеба

Позже Машков Илья перешел на работу в лавку купца, работа не была легче, но здесь ему иногда поручали рисовать плакаты и вывески. Это занятие доставляло ему большое удовольствие. В свободное время он перерисовывал картинки из журналов, делал наброски окружающих предметов, птиц. Мальчик очень любил рисовать. Несмотря на свое крайне стесненное финансовое положение, он выписал себе по почте коробку с красками. Однажды учитель Борисоглебской гимназии заприметил рисующего мальчика и спросил у него, хочет ли он учиться. Илья очень удивился, ведь он даже не подозревал, что рисованию можно учиться. Так он начал получать первые навыки и консультации от учителя из гимназии. Это позволило ему понять свое призвание и поставить перед собой цель – стать художником.

В 1900 г. он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он учится у выдающихся педагогов: К. Коровина, Л. Пастернака, В. Серова, А. Васнецова. Уже с первых лет обучения Машков проявил незаурядный талант и эксцентричный характер. Он очень любил гиперболу, избыток цвета, при этом очень много времени отдавал освоению техники рисунка, был очень работоспособен. Как малоимущему студенту в училище ему предложили подработку, и уже с 1904 года Машков начинает давать уроки, зарабатывая себе на жизнь.

Революционная молодость

Довольно быстро Машков Илья встает на ноги. В 1906 году он строит себе мастерскую в здании Политехнического общества. Она станет его творческим домом до конца дней. В 1907 году он знакомится с Петром Кончаловским, эта встреча оказала большое влияние на художника. В 1908-м художник едет в Европу, посещает Францию, Англию, Австрию, Германию, Италию, Испанию, где знакомится с новыми течениями в живописи.

В 1910 году Машкова исключают из училища, но он к этому времени уже нашел свой путь. Художник по-прежнему много работает, берет уроки в студии К. Коровина, пишет на заказ портреты и натюрморты. Он выставляется, в том числе на Салоне в Париже, где его работу покупает русский меценат С. Морозов. Уже тогда картины Машкова отличают необычный взгляд на мир и окружающие предметы. Он проникся революционными идеями в Европе и жаждет изменить русское искусство.

"Бубновый валет"

В 1911 году Машков Илья вместе с Петром Кончаловским основывают художественное общество «Бубновый валет». Сначала в 1910 году прошла выставка с таким названием, после которой художники-единомышленники создают одноименное сообщество. Уже само название эпатировало публику, намекая на политкаторжан. Своей целью московские живописцы ставили совершение революции в искусстве, и это им в полной мере удалось. Они выступали против традиций академизма и реализма, провозглашали господство импрессионистских, фовистских и кубистских идей.

Машков стал одним из идеологов сообщества. Именно благодаря ему "валеты" так часто рисовали натюрморты, напоминающие вывески продуктового магазина. Художники экспериментировали с формой и цветом. В отличие от многих авангардистов, Машков и товарищи утверждали предметность в искусстве. В 1911-14 годах художник является секретарем общества, участвует во всех его выставках. В 1914 году он покидает «Бубновый валет» и отправляется за границу.

Машков и "Мир искусства"

По возвращении Машков вступает в «Мир искусства» - объединение, которое существовало с конца 19 века и объединяло самых выдающихся русских художников. Как раз в это время группа провозглашает возможность создания новой классики, главной становится идея «Новой Академии» А. Бенуа. Вторая половина 10-х годов ХХ века была сложной для художников, входящих в это сообщество. Несмотря на то что «Мир искусства» - объединение, внесшее колоссальный вклад в русскую живопись, во времена Машкова это уже было, скорее, формальное единство. Но художник участвует в выставках и поддерживает товарищей. В этот период Машков по-прежнему много работает, но постепенно приходит к новому реализму.

Ассоциация художников революционной России

В 1925 году Машков Илья вступает в новое общество АХРР, которая проповедует новые, революционные идеалы. По сути, он становится одним из первых идеологов социалистического реализма. Художник состоит в Ассоциации до самого ее распада в 1929 году. В этот период он пишет картины счастливой новой жизни, портреты передовиков производства, натюрморты с изобилием продуктов. Московские живописцы, бывшие соратники Машкова, не понимают его новых идеалов, многие из них живут в эмиграции. Илья Иванович же остается в СССР и полностью поддерживает новые идеи. В 1930-х годах Машков пишет идеологически верные картины: «Приветствие 17 съезду ВКП(б)», «Советские хлебы».

Во время войны Машков живет в Абрамцево, пишет портреты солдат и раненых, работников тыла. Поздний Машков представляет зрителям свое оптимистичное мироощущение. Известный искусствовед Яков Тугендхольд говорил, что в его работах видна «здоровая влюбленность в яркую плоть и кровь». Он сохранил свое пристрастие к преувеличению до последних дней.

Выставочная деятельность

Илья Машков всю жизнь был очень продуктивен, также он активно выставлял свои работы. Он участвовал во многих значимых выставках начала ХХ века. Это мероприятия «Бубнового валета», «Мира искусства». В 1916 году на «Выставке современной русской живописи» он показывает 70 работ, это была самая большая прижизненная выставка Ильи Машкова. С 20-х годов художник много выставляется за рубежом: Венеция, Лондон, Нью-Йорк. В 30-е годы советская власть с удовольствием возит картины Машкова по всем крупнейшим городам мира.

Педагогическая деятельность

На протяжении почти всей жизни Илья Машков, художник, живописец, преподавал. Еще в молодости он выработал собственную методику обучения рисунку и живописи. Его школа, которую он открыл еще в начале ХХ века, впоследствии станет центральной студией АХРР. Среди его учеников были Фальк, Татлин, Осмеркин, В. Мухина.

После революции художник много преподает, работая на различных курсах, в Военной академии и во ВХУТЕИНе.

Частная жизнь

Илья Машков свое жизнелюбие проявлял и в обычной жизни. Он был большим любителем дам и женился три раза. Первой женой была итальянка София Аренцвари, Машков женился на ней в 1905 году, через год появился на свет единственный сын художника Валентин. Он стал инженером-конструктором, в 1937 году был репрессирован. Второй женой в 1915 году стала художница Федорова Елена Федоровна. Третья жена тоже была художницей: в 1922 году Машков женился на Даниловой Марии Ивановне.

Наследие и память

Илья Машков, картины которого чрезвычайно ценятся любителями живописи, скончался 20 марта 1944 года у себя на даче в Абрамцево. Он оставил после себя большое наследие. Его картины сегодня находятся в коллекциях 78 городов мира. Самое большое собрание вдова художника передала в Волгоградский художественный музей. Его картины редко появляются на аукционах и продаются за огромные суммы. Так, полотно «Цветы» было продано за 3,5 миллиона долларов, а «Натюрморт с фруктами» - за 7,2 миллиона долларов.

Творчество Машкова изучается искусствоведами, ему посвящают книги. Музей в Волгограде носит его имя. Память о художнике не исчезает, выставки его работ периодически проводятся в крупнейших музеях. Так, в 2014 году в Москве были показаны поздние работы художника, выставка имела большой успех.



Загрузка...
Top