В м гаршин родился. Гаршин всеволод михайлович, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) родился в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в дворянской семье, отец его был офицером кирасирского полка, участником Крымской войны 1853-1856 годов, мать - из семьи морского офицера. В детстве Гаршину и его братьям пришлось пережить тяжёлую душевную травму: мать их Екатерина Степановна, увлёкшись воспитателем старших детей П.В. :Завадским, в 1860 году оставила семью.

Завадский, организатор тайного студенческого политического общества, после обращения в полицию отца Гаршина, пытавшегося вернуть жену, был арестован и сослан в Олонецкую губернию, куда мать Гаршина вместе с сыном Всеволодом несколько раз ездила. Общение будущего писателя с революционно-демократической интеллигенцией станет впоследствии основой его близости к народникам и воздействия их идей на его творчество.

В юности Гаршин интересовался естественными науками, однако его желание заниматься ими не смогло осуществиться: выпускник реального училища был лишён права поступать в университет. Поэтому он выбрал Горный институт, хотя профессия инженера его не особенно привлекала. Вскоре после объявления в 1877 году Россией войны Турции Гаршин, одержимый порывом разделить "общее страдание", уходит из института и участвует в боевых действиях на Балканах.

В одном из боёв он был ранен в ногу и попал в госпиталь. В реляции сообщалось, что Гаршин "примером личной храбрости увлёк товарищей в атаку". Год спустя он был произведён в офицеры, однако продолжать службу не захотел, чтобы иметь возможность окончить ученье и заниматься литературной деятельностью.

Острота нравственного чувства побуждала Гаршина к ярким, самоотверженным поступкам. В 1880 году, после покушения революционера И.О. Млодецкого на особо приближённого к императору и наделённого чрезвычайными полномочиями М.Т. Лорис-Меликова, Гаршин добивается аудиенции у генерала, чтобы просить о помиловании преступника, так как, по его убеждению, только милосердие способно прекратить правительственный и революционный террор. Тем не менее казнь состоялась, и это был удар для писателя.

Эти переживания обостряли его наследственный душевный недуг (маниакально-депрессивный синдром, из-за которого Гаршин в 1880 году находился в психиатрической лечебнице, а восемь лет спустя покончил жизнь самоубийством, бросившись в пролёт лестницы своего дома), он мало писал и, не рассчитывая на литературный заработок, вынужден был устроиться в 1882 году чиновником в канцелярию Съезда представителей железных дорог. Помимо этого, он сотрудничал с В.Г. Чертковым в издательстве "Посредник", а также принимал активное участие в работе Комитета общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным.

Литературная деятельность Гаршина началась в 1876 году с сатирического очерка "Подлинная история Энского земского собрания" (газета "Молва"), в котором отразились его впечатления от Старобельска, где он одно время жил вместе с отцом. Написал Гаршин немного. Но это немногое внесло в литературу ту ноту, которой в ней прежде не было или она не прозвучала столь сильно, как у него. "Голосом совести и её мучеником" справедливо назвал Гаршина критик Ю.Айхенвальд. Именно так он и воспринимался современниками.

В сочинениях Гаршина человек - в состоянии душевного смятения. В первом рассказе "Четыре дня", написанном в госпитале и отразившем собственные впечатления писателя, герой ранен в бою и ждет смерти, рядом же разлагается труп убитого им турка. Эту сцену часто сравнивали со сценой из "Войны и мира", где раненный в Аустерлицком сражении князь Андрей Болконский смотрит на небо. Герой Гаршина тоже смотрит на небо, но вопросы его волнуют не отвлечённо философские, а вполне земные: зачем война? почему он вынужден был убить этого человека, к которому не испытывал враждебных чувств и, по сути, ни в чём не виновного?

Военная тема у Гаршина пропущена через горнило совести, через душу, растерянную перед непостижимостью этой неведомо кем предумышленной и никому не нужной бойни. А между тем Русско-турецкая война 1877 года была начата с благородной целью помощи братьям-славянам в избавлении от турецкого ига. Гаршина же волнуют не политические мотивы, а вопросы экзистенциальные. Персонаж не хочет убивать других людей, не хочет идти на войну (рассказ "Трус"). Тем не менее он, подчиняясь общему порыву и считая это своим долгом, записывается добровольцем и гибнет. Бессмысленность этой гибели не даёт покоя автору.

Но что существенно - нелепость эта не единична в общем строе бытия. В том же рассказе "Трус" умирает от гангрены, начавшейся с зубной боли, студент-медик. Эти два события - параллельны, и именно в их художественном сопряжении высвечивается один из главных гаршинских вопросов - о природе зла.

Этот вопрос мучил писателя всю жизнь. Не случайно его герой, рефлектирующий интеллигент, протестует против мировой несправедливости, воплощающейся в неких безликих силах, что влекут человека к гибели и разрушению, в том числе и саморазрушению. Именно конкретного человека. Личность. Лицо.

Вместе с тем боль писателя об одном человеке, об одной-единственной жизни неотделима от его стремления хотя бы на уровне имени главного персонажа достичь всеохватывающего обобщения. Его герой носит фамилию Иванов и имя Иван Иванович. В этом своеобразие гаршинского гуманизма: человек у него сам и одновременно часть целого - народа, страны, общества. Гаршин был связан с народническим "Русским богатством" и сотрудничал с его лидерами - Н.Михайловским и другими. Однако тревога и печаль его о бедствиях народных выходила за рамки традиционного народничества.

Под гаршинской болью о народе таилось страдание об участи человека вообще. О личности. И это выделяло его идейно-художественную позицию среди писателей 70-80-х годов. Он подходил к драматизму человеческой жизни не столько с позиции социальной критики, сколько с позиции экзистенциальной растерянности перед лицом мирового зла и протеста против него, как правило, безуспешного и трагического.

Хрестоматийными стали его аллегорические рассказы "Красный цветок" и "Attalea princeps". В первом душевно больной человек, находящийся в психиатрической лечебнице, борется с мировым злом в образе ослепительно красных цветов мака на больничной клумбе. Во втором оранжерейная пальма, устремившись к свободе, проламывает крышу. И - гибнет.

Характерно для Гаршина (и в этом отнюдь не только автобиографический момент) изображение героя на грани безумия. Дело не столько в болезни, сколько в том, что человек у писателя не в силах справиться с неизбывностью зла в мире.

Современники оценили героизм гаршинских персонажей: те пытаются противостоять злу, несмотря на собственную слабость. Именно безумие оказывается началом бунта, так как рационально осмыслить зло, по Гаршину, невозможно: сам человек вовлечён в него - и не только социальными силами, но и, что не менее, а может быть, и более важно, силами внутренними. Он сам отчасти носитель зла - подчас вопреки собственным представлениям о себе. Иррациональное в душе человека делает его непредсказуемым, выплеск этой не поддающейся контролю стихии - не только бунт против зла, но и само зло.

Большая часть рассказов Гаршина полна безысходности и трагизма, за что его не раз упрекали критики, усматривавшие в его прозе философию отчаяния и отрицание борьбы. Два из них - о любви - строятся вокруг главной героини Надежды Николаевны. Родом из интеллигентной семьи, волей обстоятельств оказавшаяся на панели, она, натура сложная и противоречивая, как бы сама стремится к гибели. И любовь к ней Ивана Никитина в рассказе "Происшествие" она отвергает, боясь нравственного порабощения, что приводит того к самоубийству.

Её социальное положение, её прошлое не дают ей довериться благородству и бескорыстию другого человека. Самолюбие и гордость, которая паче гордыни, приводят к тому, что именно этим началам её сильной и сложной натуры приносятся в жертву и возможность другой, более чистой жизни, и, самое печальное, живой человек. Жизнь приносится в жертву неким абстракциям.

Образ падшей женщины становится у Гаршина символом общественного неблагополучия и больше - мирового неустройства. И спасение падшей женщины для гаршинского героя равносильно победе над мировым злом хотя бы в данном частном случае. Но и эта победа в конечном счете оборачивается гибелью участников коллизии. Зло всё равно находит лазейку. Один из персонажей, литератор Бессонов, тоже когда-то думал о спасении Надежды Николаевны, но не решился, а теперь вдруг понял, что она на самом деле для него значит. Анализируя мотивы собственных поступков, снимая покров за покровом, пласт за пластом, он вдруг обнаруживает, что обманывал сам себя, что был втянут в некую игру-интригу своего самолюбия, амбиций, ревности. И, не в силах смириться с утратой возлюбленной, убивает её и себя.

Всё это привносит в рассказы Гаршина не только экспрессию трагизма, но и долю мелодраматичности, романтической эскалации страстей и крови. Писатель тяготеет к театральности и даже кинематографичности, хотя до изобретения братьев Люмьер ещё не дошло. Для его поэтики характерны контрасты, резкие перепады света и тени (последователем Гаршина станет Л.Андреев). Его рассказы часто строятся как дневники или записки, однако в некоторых сценах ощутима именно театральная преувеличенность, даже некоторые детали в них обладают бутафорской эксцентричностью.

Гаршин любил живопись, писал статьи о ней, поддерживая передвижников. Был он близко знаком с И.Репиным, который использовал этюд с Гаршина (особое впечатление на всех производили задумчивые, ласково-печальные глаза писателя) для лица царевича Ивана в картине "Иван Грозный и его сын Иван", а написанный им отдельно портрет Гаршина - одна из лучших работ художника в этом жанре.

Тяготел он к живописи и в прозе - не только делая своими героями именно художников ("Художники", "Надежда Николаевна"), но и сам мастерски владея словесной пластикой. Чистому искусству, которое Гаршин почти отождествлял с ремесленничеством, он противопоставлял более близкое ему реалистическое искусство, болеющее за народ. Искусство, способное задевать душу, тревожить её.

, Санкт-Петербург , Российская империя) - русский писатель , поэт, художественный критик.

Биография

Гаршины - старинный дворянский род обрусевших татар, происходящий, по преданию, от мурзы Горши (или Гарши), выходца из Золотой Орды при Иване III. Детство провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин (1817-1870) был офицером). Мать Гаршина, «типичная шестидесятница», интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был и П. В. Завадский, деятель революционного движения 1860-х. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939 .

Отрывок, характеризующий Гаршин, Всеволод Михайлович

В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом.
– Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу.
– Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно?
– Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали.
Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи.
Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала.
– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.
– Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех.
– А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь.
– Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!»
«Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.

Граф Илья Андреич вышел из предводителей, потому что эта должность была сопряжена с слишком большими расходами. Но дела его всё не поправлялись. Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные переговоры родителей и слышали толки о продаже богатого, родового Ростовского дома и подмосковной. Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер – музыкант с женой, Иогель – танцовальный учитель с семейством, старушка барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни. Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне, те же дорогие подарки в именины, и торжественные на весь уезд обеды; те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.
Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу. С ее женской точки зрения представлялось только одно средство – женитьба Николая на богатой невесте. Она чувствовала, что это была последняя надежда, и что если Николай откажется от партии, которую она нашла ему, надо будет навсегда проститься с возможностью поправить дела. Партия эта была Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым, и теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев.
Графиня писала прямо к Карагиной в Москву, предлагая ей брак ее дочери с своим сыном и получила от нее благоприятный ответ. Карагина отвечала, что она с своей стороны согласна, что всё будет зависеть от склонности ее дочери. Карагина приглашала Николая приехать в Москву.
Несколько раз, со слезами на глазах, графиня говорила сыну, что теперь, когда обе дочери ее пристроены – ее единственное желание состоит в том, чтобы видеть его женатым. Она говорила, что легла бы в гроб спокойной, ежели бы это было. Потом говорила, что у нее есть прекрасная девушка на примете и выпытывала его мнение о женитьбе.
В других разговорах она хвалила Жюли и советовала Николаю съездить в Москву на праздники повеселиться. Николай догадывался к чему клонились разговоры его матери, и в один из таких разговоров вызвал ее на полную откровенность. Она высказала ему, что вся надежда поправления дел основана теперь на его женитьбе на Карагиной.
– Что ж, если бы я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтобы я пожертвовал чувством и честью для состояния? – спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство.
– Нет, ты меня не понял, – сказала мать, не зная, как оправдаться. – Ты меня не понял, Николинька. Я желаю твоего счастья, – прибавила она и почувствовала, что она говорит неправду, что она запуталась. – Она заплакала.
– Маменька, не плачьте, а только скажите мне, что вы этого хотите, и вы знаете, что я всю жизнь свою, всё отдам для того, чтобы вы были спокойны, – сказал Николай. Я всем пожертвую для вас, даже своим чувством.
Но графиня не так хотела поставить вопрос: она не хотела жертвы от своего сына, она сама бы хотела жертвовать ему.
– Нет, ты меня не понял, не будем говорить, – сказала она, утирая слезы.
«Да, может быть, я и люблю бедную девушку, говорил сам себе Николай, что ж, мне пожертвовать чувством и честью для состояния? Удивляюсь, как маменька могла мне сказать это. Оттого что Соня бедна, то я и не могу любить ее, думал он, – не могу отвечать на ее верную, преданную любовь. А уж наверное с ней я буду счастливее, чем с какой нибудь куклой Жюли. Пожертвовать своим чувством я всегда могу для блага своих родных, говорил он сам себе, но приказывать своему чувству я не могу. Ежели я люблю Соню, то чувство мое сильнее и выше всего для меня».
Николай не поехал в Москву, графиня не возобновляла с ним разговора о женитьбе и с грустью, а иногда и озлоблением видела признаки всё большего и большего сближения между своим сыном и бесприданной Соней. Она упрекала себя за то, но не могла не ворчать, не придираться к Соне, часто без причины останавливая ее, называя ее «вы», и «моя милая». Более всего добрая графиня за то и сердилась на Соню, что эта бедная, черноглазая племянница была так кротка, так добра, так преданно благодарна своим благодетелям, и так верно, неизменно, с самоотвержением влюблена в Николая, что нельзя было ни в чем упрекнуть ее.
Николай доживал у родных свой срок отпуска. От жениха князя Андрея получено было 4 е письмо, из Рима, в котором он писал, что он уже давно бы был на пути в Россию, ежели бы неожиданно в теплом климате не открылась его рана, что заставляет его отложить свой отъезд до начала будущего года. Наташа была так же влюблена в своего жениха, так же успокоена этой любовью и так же восприимчива ко всем радостям жизни; но в конце четвертого месяца разлуки с ним, на нее начинали находить минуты грусти, против которой она не могла бороться. Ей жалко было самое себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала всё это время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой.
В доме Ростовых было невесело.

Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20 ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого нибудь ознаменования этого времени.
На третий день праздника после обеда все домашние разошлись по своим комнатам. Было самое скучное время дня. Николай, ездивший утром к соседям, заснул в диванной. Старый граф отдыхал в своем кабинете. В гостиной за круглым столом сидела Соня, срисовывая узор. Графиня раскладывала карты. Настасья Ивановна шут с печальным лицом сидел у окна с двумя старушками. Наташа вошла в комнату, подошла к Соне, посмотрела, что она делает, потом подошла к матери и молча остановилась.
– Что ты ходишь, как бесприютная? – сказала ей мать. – Что тебе надо?
– Его мне надо… сейчас, сию минуту мне его надо, – сказала Наташа, блестя глазами и не улыбаясь. – Графиня подняла голову и пристально посмотрела на дочь.
– Не смотрите на меня. Мама, не смотрите, я сейчас заплачу.
– Садись, посиди со мной, – сказала графиня.
– Мама, мне его надо. За что я так пропадаю, мама?… – Голос ее оборвался, слезы брызнули из глаз, и она, чтобы скрыть их, быстро повернулась и вышла из комнаты. Она вышла в диванную, постояла, подумала и пошла в девичью. Там старая горничная ворчала на молодую девушку, запыхавшуюся, с холода прибежавшую с дворни.
– Будет играть то, – говорила старуха. – На всё время есть.
– Пусти ее, Кондратьевна, – сказала Наташа. – Иди, Мавруша, иди.
И отпустив Маврушу, Наташа через залу пошла в переднюю. Старик и два молодые лакея играли в карты. Они прервали игру и встали при входе барышни. «Что бы мне с ними сделать?» подумала Наташа. – Да, Никита, сходи пожалуста… куда бы мне его послать? – Да, сходи на дворню и принеси пожалуста петуха; да, а ты, Миша, принеси овса.
– Немного овса прикажете? – весело и охотно сказал Миша.
– Иди, иди скорее, – подтвердил старик.
– Федор, а ты мелу мне достань.
Проходя мимо буфета, она велела подавать самовар, хотя это было вовсе не время.
Буфетчик Фока был самый сердитый человек из всего дома. Наташа над ним любила пробовать свою власть. Он не поверил ей и пошел спросить, правда ли?
– Уж эта барышня! – сказал Фока, притворно хмурясь на Наташу.
Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных. «Что бы мне сделать? Куда бы мне пойти?» думала Наташа, медленно идя по коридору.
– Настасья Ивановна, что от меня родится? – спросила она шута, который в своей куцавейке шел навстречу ей.
– От тебя блохи, стрекозы, кузнецы, – отвечал шут.
– Боже мой, Боже мой, всё одно и то же. Ах, куда бы мне деваться? Что бы мне с собой сделать? – И она быстро, застучав ногами, побежала по лестнице к Фогелю, который с женой жил в верхнем этаже. У Фогеля сидели две гувернантки, на столе стояли тарелки с изюмом, грецкими и миндальными орехами. Гувернантки разговаривали о том, где дешевле жить, в Москве или в Одессе. Наташа присела, послушала их разговор с серьезным задумчивым лицом и встала. – Остров Мадагаскар, – проговорила она. – Ма да гас кар, – повторила она отчетливо каждый слог и не отвечая на вопросы m me Schoss о том, что она говорит, вышла из комнаты. Петя, брат ее, был тоже наверху: он с своим дядькой устраивал фейерверк, который намеревался пустить ночью. – Петя! Петька! – закричала она ему, – вези меня вниз. с – Петя подбежал к ней и подставил спину. Она вскочила на него, обхватив его шею руками и он подпрыгивая побежал с ней. – Нет не надо – остров Мадагаскар, – проговорила она и, соскочив с него, пошла вниз.
Как будто обойдя свое царство, испытав свою власть и убедившись, что все покорны, но что всё таки скучно, Наташа пошла в залу, взяла гитару, села в темный угол за шкапчик и стала в басу перебирать струны, выделывая фразу, которую она запомнила из одной оперы, слышанной в Петербурге вместе с князем Андреем. Для посторонних слушателей у ней на гитаре выходило что то, не имевшее никакого смысла, но в ее воображении из за этих звуков воскресал целый ряд воспоминаний. Она сидела за шкапчиком, устремив глаза на полосу света, падавшую из буфетной двери, слушала себя и вспоминала. Она находилась в состоянии воспоминания.

Всеволод Михайлович Гаршин (2 (14) февраля 1855, имение Приятная Долина, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя - 24 марта (5 апреля) 1888, Санкт-Петербург, Российская империя) - русский писатель, поэт, художественный критик.

Род Гаршиных - старый дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горши или Гарши, выходца из Золотой Орды при Иване III. Детство провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин (1817-1870) был офицером). Мать Гаршина, «типичная шестидесятница», интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был и П. В. Завадский, деятель революционного движения 1860-х. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина.

С 1864 года он учился в петербургской 7-й гимназии, в 1872 г. преобразованной в реальное училище. В 1874 году Гаршин окончил училище и поступил в Горный институт, но не закончил его. Война с Османской империей прервала его занятия: он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, был в делах, получил ранение в ногу. После войны был произведён в офицерский чин и вышел в отставку.

Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие. Впоследствии он страдал приступами нервного расстройства и в возрасте тридцати трёх лет совершил самоубийство, бросившись в лестничный пролёт. Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга.

Брат - Евгений Михайлович Гаршин (1860-1931). Педагог, литератор, критик, общественный деятель, издатель. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета в 1884 году и преподавал русскую словесность в одной из С.-Петербургских гимназий. Его статьи и очерки печатали журналы «Исторический вестник», «Русское богатство», «Русская школа», «Звезда», Вестник изящных искусств, а также газеты «Голос», «Биржевые ведомости», другие издания. С 1901 года он директор Таганрогского Коммерческого училища, действительный статский советник. Е. М. Гаршин автор книг - «Новгородские древности», «Общественное и воспитательное значение археологии», «Критические опыты», «Русская литература XIX века» и некоторых других.

Гаршин дебютировал в 1877 году с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус»; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.

«Происшествие» и «Надежда Николаевна» затрагивают тему «падшей» женщины. В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов - «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его - и будет уничтожено всё зло мира. В «Художниках» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью. Сущность современного автору общества с доминирующим при нём личным эгоизмом ярко изображена в рассказе «Встреча». В сказке-аллегории «Attalea princeps» о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом, Гаршин символизировал красоту борьбы за свободу, хотя и борьбы обреченной. Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница», где та же гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора; «Сказание о гордом Аггее» (пересказ легенды об Аггее), «Сигнал» и другие.

Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму - новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий - характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.

Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.

Необходимо отметить глубокую реалистичность Гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого - простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит - кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину, как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.

«Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов - это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком - основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов. От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…

В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» - «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.

Библиография:

  • Первая книга рассказов, СПб., 1885.
  • Из записок рядового Иванова, о походе 1877 года., СПб., 1877.
  • Вторая кн. рассказов, СПб., 1888.
  • Третья кн. рассказов, СПб., 1891.
  • Сочинения Гаршина в I т., 12-е изд. Литературного фонда, СПб., 1909.
  • То же, в приложении к журналу «Нива» за 1910.
  • Рассказы с биографией, написаны А. М. Скабичевским, издание Литературного фонда, П., 1919.
  • Собрание сочинений, изд. Ладыжникова, Берлин, 1920.
  • Избранные рассказы, Гиз, М., 1920.
  • Рассказы, под ред. Ю. Г. Оксмана (гот. к печати в изд. Гиза).
  • В. М. Гаршин. Полное собрание сочинений в одном томе. - Москва.: «Издание А. Ф. Маркса», 1910 г.
  • В. Гаршин. Сигнал. - Москва.: «Издательство детской литературы ЦК ВЛКСМ», 1936 г.
  • Всеволод Гаршин. Рассказы. - Москва.: «Советская Россия», 1976 г.
  • В. М. Гаршин. Сочинения. - Москва.: «Художественная литература», 1983 г.
  • В. М. Гаршин. Красный цветок. - Москва.: «Новый Ключ», 2006 г. - ISBN 5-7082-0151-7.

ГАРШИН Всеволод Михайлович родился в семье офицера - писа­тель.

В детстве его воспитате­лем был П. В. Завадский, участник рево­люционного кружка, связанного с Герце­ном .

В 1864 Всеволод Михайлович был определен в реальную гимназию в Петербурге и окончил ее в 1874. В гимназические годы он много чи­тал, интересовался общественными нау­ками и естествознанием. В сту­денческие годы Гаршин сблизился с круж­ком молодых художников-передвижников и начал писать критические статьи о жи­вописи. Окончив гимна­зию, он мечтал поступить в университет или в Медицинскую академию, но воспи­танников реальных гимназий туда не при­нимали, и он поступил в Горный институт.

В 1876 в газете «Молва» появилось первое его печатное произведение «История Энского земского собрания» - остросатирический очерк, в котором шла речь о голоде в де­ревне и о полном равнодушии земских учреждений к народным нуждам.

Учение в институте было прервано русско-турецкой войной, начавшейся в апреле 1877. Всеволод Михайлович, увлеченный идеей помощи славянским братьям, пошел добровольцем в действующую ар­мию. 11 августа в сражении при Аясларе (Болгария) он был ранен.

В 1877 под свежим впечатлением пережитого на войне был написан рассказ «Четыре дня» , появившийся в «Отечествен­ных записках», и сразу принес­ший известность автору. За ним последо­вали другие военные рассказы Гаршина:

«Трус» (1879),

«Денщик и офицер» (1880),

«Из воспоминаний рядового Иванова» (1883).

Герои этих рассказов, молодые люди народнического поколения, мучительно размышляют над вопросом о природе и смысле страшного и загадочного явле­ния - войны. Они ясно видят ее ужасы, остро осуждают ее противоестественность, враждебность человеку («Четыре дня»), в то же время они не могут и не хотят противиться живому чувству справедли­вости, вызывающему непреодолимое стремление разделить вместе с народом «об­щее горе, общее страдание» («Трус»). Характерно поэтому, что именно на войне герой Гаршина обретает душевное спокойствие и мир с самим собой («Из воспоминаний рядового Иванова»). Положение народа на войне, его участь, его суровая доля - это другая сторона гаршинской военной темы.

В конце 70-х гг. Всеволод Михайлович Гаршин задумал целый цикл рассказов под общим заглавием «Люди и война» . Замысел этот не осущест­вился, частью его был упомянутый выше очерк «Денщик и офицер», в котором, как и в более позднем рассказе «Из воспоми­наний рядового Иванова», показаны быт и настроения рядовых солдат, образы которых согреты душевным сочувствием автора.

Во многих произведениях Гаршин стал­кивает своего героя, человека уязвленной совести и тревожной мысли, с картинами повседневного, будничного зла, в кото­рых проявляется сущность всего общест­венного строя. Это - проституция, растлевающая человеческую душу («Проис­шествие» , 1878; «Надежда Николаевна» , 1885), это - эксплуатация рабочего, физи­чески убивающая человека изнурительным трудом («Художники» , 1879), это - ци­ничное буржуазное хищничество («Встре­ча» , 1879), это - гибель души, поражен­ной индивидуализмом, разобщенностью с миром («Ночь» , 1880). Столкновение с фактом вопиющей неправды потрясает гаршинского героя и порождает глубо­кий душевный кризис.

В рассказе «Проис­шествии» , он разреша­ется самоубийством.

В рассказе «Художники» уходом «в народ».

В рассказе «Ночь» , нравственным переломом, отка­зом от решения покончить с собой, зарож­дением первых проблесков мысли о необ­ходимости «идти туда, в это горе, взять на свою долю часть его...». Человек, рав­нодушный к социальному злу, как, например, герой «Встречи» , для Гаршина нравствен­но мертв. Зато подлинным восхищением овеяны у писателя образы, воплощающие нача­ло активного протеста и самоотвержен­ной борьбы, даже если борьба не при­водит к победе.

В 1880 вышла аллегори­ческая сказка «Attalea princeps» , героиня которой, мятежная пальма, раз­бивает стеклянную крышу своей темницы и гибнет под ударами топора, испытав к тому же горечь предсмертного разочаро­вания при виде того серого и унылого мира, который открылся перед ней за ре­шетками ее тюрьмы.

В 1883 написан рассказ «Красный цветок» . Его герой - безумец, томящийся в сумасшед­шем доме,- также гибнет в призрачной борьбе со всем злом мира, но его гибель, пусть бесплодная, в глазах Гаршина возвышен­на и свята. Его болезнь полна высокого значения: в «безумии» своём. Герой Всеволода Михайловича про­видит грядущие времена, когда «распа­дутся железные решетки», когда «весь мир содрогнется, сбросит с себя ветхую оболочку и явится в новой, чудной красо­те». Такими же благородными «безумца­ми» были для писателя и его революционные современники. Он видел безрезультат­ность их борьбы и в то же время преклонял­ся перед величием их подвига. В «Крас­ном цветке» отразилась, таким образом, трагедия целого поколения.

В 1886 написан рассказ «Сказании о гордом Агее» .

В 1887 вышел рассказ «Сигнал» . К самоотвер­жению и героизму призывает писатель своих героев в этом рассказе.

Наряду с рассказами Всеволод Михайлович Гаршин писал также статьи о живописи. Он был тесно связан с передвижниками и отстаивал худо­жественные принципы их тревожного, бес­покойного искусства. Недаром его самого называли передвижником в литературе.

Герой рассказа «Художники» живописец Рябинин, обращаясь к фигуре замучен­ного рабочего, изображенного им на по­лотне, восклицает: «Ударь их в сердце, лиши их сна, стань перед их глазами при­зраком, убей их спокойствие, как ты убил мое!» В этом возгласе выражена краткая формула эстетики Гаршина и одновременно тех художников, проникновенным истолко­вателем которых он был.

С юности Гаршин страдал психическим неду­гом; болезнь его питали нерадостные впе­чатления социальной действительности. Тягостное влияние на всю его дальнейшую жизнь оказала безрезультатная по­пытка вступиться за осужденного на смертную казнь революционера Млодецкого (1880).

В 1888 в состоянии тяжелой тоски Гаршин Всеволод Михайлович бросился в пролет лестницы.

В историю русской литературы Гаршин В.М. во­шел как большой мастер психологического рассказа, главной темой которого была трагедия сознания, потрясенного зрели­щем социального зла. Картины современ­ной ему жизни приобретают в его расска­зах характер широчайшего обобщения, и образы его иной раз наполняются аллего­рическим смыслом. Характерно, что «Крас­ный цветок» - это одновременно и пси­хологический рассказ, и аллегорическая сказка.

Во многих рассказах писателя герой мучи­тельно разбирается в своем положении, наедине с собой решает вопрос о сво­ем долге и поведении. Рассказы Гаршина наполняются раздумьями над самыми больными вопросами жизни и превращаются в свое­образные трагические монологи, отражаю­щие в разной форме предчувствие неиз­бежности обновления мира.

Творчество Всеволода Михайловича было высоко оценено и корифеями русской литературы старшего поколения (Л. Толстой, Тургенев , Сал­тыков-Щедрин , Г. Успенский) и его литературными свер­стниками (Чехов , Короленко).

Умер - , Петербург.

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) - российский прозаик и поэт, художественный критик. Писатель имеет украинское происхождение. Он появился на свет 2 (14) февраля 1855 года в имении Приятная Долина, расположенном на территории современной Донецкой области. О работах литератора тепло отзывались его коллега, в их числе Антон Павлович Чехов и Иван Сергеевич Тургенев. Они говорили, что Всеволод мог бы жить и творить ещё долго, если бы удалось оградить его от мировой несправедливости и боли, уменьшить чувствительность.

Дворянский род

Родители будущего литератора были дворянами. Если верить преданиям, их род происходил от мурзы Гарши, который был выходцем из Золотой Орды. Мать Гаршина была интеллектуалкой, она интересовалась литературой и политикой, владела несколькими языками. Отец мальчика, Михаил Егорович, был военным. К нему часто приходили сослуживцы, они делились историями об обороне Севастополя. В такой среде и прошли детские годы Севы.

В пятилетнем возрасте мальчик пережил семейную драму. Его мать влюбилась в воспитателя П.В. Завадского, который был известным революционером. Также Пётр занимался организацией тайного политического общества. Мать сбежала к нему, однако Михаил Егорович пожаловался в правоохранительные органы. Любовника арестовали, он был сослан в Петрозаводск. Женщина переехала в Петербург, чтобы быть ближе к любимому человеку.

Сева остро воспринял случившееся из-за раннего умственного развития, у него пошатнулось здоровье и психика. Впоследствии у писателя нередко возникали приступы нервного расстройства. После расставания родителей Гаршин остался жить с отцом, однако в 1864 г. мать забрала его, отдала в петербургскую гимназию.

Юность и первые произведения

С 1864 года прозаик обучался в гимназии №7 в Петербурге. В 1874 году он окончил обучение, стал студентом Горного института. Там он увлёкся литературой, начал писать очерки и статьи по искусствоведению. Но получить диплом Севе так и не удалось. Во время его обучения в 1877 г. началась русско-турецкая война, и юноша отправился добровольно в армию. Там он успел дослужиться до офицера, но потом был ранен, вследствие этого ушёл в отставку.

Именно после армии Гаршин вплотную занялся литературой. Его первый рассказ назывался «Четыре дня», он стал доступным для читателей в 1876 году, и сразу же обрёл популярность. В этом произведении Всеволод Михайлович отстаивал свои взгляды, протестовал против войны, уничтожения людей друг другом. Впоследствии эта тематика нередко поднималась в рассказах писателя. Иногда зло и несправедливость рассматривались не на фоне войны, а в обычных очерках о мирной жизни.

В 1883 г. было выпущено второе сочинение прозаика под названием «Красный цветок». В этом произведении он пытался исследовать роль искусства в жизни человечества, критиковал теорию о «чистом искусстве». Именно «Красный цветок» считается одним из первых примеров жанра новеллы. Позднее этот жанр развивал Антон Чехов.

Последние годы

Как и многие творческие люди, Всеволод эмоционально реагировал на любые потрясения. Сильнейшую боль ему причиняла общественная несправедливость. В 1880 г. прозаик стал свидетелем смертной казни революционера Млодецкого. Эта смерть стала ударом для литератора ещё и по той причине, что он ранее пытался вступиться за юношу. В течение двух лет он лечился в психиатрической больнице после такого стресса. Но до конца избавиться от впечатлений ему так и не удалось.

После лечения у Гаршина продолжились припадки. Во время одного из них он прыгнул с лестницы в пролёт, получив множество травм. С 31 марта по 1 апреля 1888 года писатель оставался без сознания, после этого он погиб. Похоронили Всеволода Михайловича на «Литераторских мостках» - музее-некрополе, который находится в Санкт-Петербурге.

Другие факты из жизни

С детства прозаик впитывал демократические идеи благодаря своему воспитателю П. Завадскому. Особенное уважение он испытывал к произведениям издательства «Современник». Из-за своих взглядов Гаршин часто сталкивался с непониманием. Его депрессивные сочинения использовали в качестве примера на тему «тяжёлой жизни интеллигенции».

Всеволода Михайловича часто критиковали, настоящее признание он получил уже после войны. Через десять лет после её окончания портрет прозаика напечатали на марках. Спустя некоторое время его сказки добавили в школьную программу. Сейчас их изучают в четвёртом классе средней школы.

Писатель всегда поддерживал живопись, особенно передвижников. Именно он позировал для нескольких картин Репина, в том числе для знаменитой работы «Иван Грозный убивает своего сына». Художник также написал портрет Всеволода. Ему удалось в точности передать не только черты лица, а и эмоции Гаршина. Особенно выделялись печальные, но ласковые глаза.

В 1883 г. литератор женился на Н.М. Золотиловой, на тот момент она была слушательницей женских медицинских курсов. Годы, проведённые с любимой женщиной, были самыми счастливыми в жизни Гаршина. Именно тогда появились на свет его лучшие рассказы.

Наиболее известными сочинениями Гаршина стали рассказы «Денщик и офицер», «Надежда Николаевна», «Трус» и «Происшествие». Детям полюбились его сказки, в их числе «То, чего не было» и «Лягушка-путешественница». По мотивам последнего произведения даже был снят мультфильм. Книга «Сигнал» стала основой для первого детского фильма, выпущенного в СССР.



Загрузка...
Top