В помощь школьнику.

Теория литературы Хализев Валентин Евгеньевич

§ 3. Персонаж и писатель (герой и автор)

Автор неизменно выражает (конечно же, языком художественных образов, а не прямыми умозаключениями) свое отношение к позиции, установкам, ценностной ориентации своего персонажа (героя - в терминологии М.М. Бахтина). При этом образ персонажа (подобно всем иным звеньям словесно-художественной формы) предстает как воплощение писательской концепции, идеи, т. е. как нечто целое в рамках иной, более широкой, собственно художественной целостности (произведения как такового). Он зависит от этой целостности, можно сказать, по воле автора ей служит. При сколько-нибудь серьезном освоении персонажной сферы произведения читатель неотвратимо проникает и в духовный мир автора: в образах героев усматривает (прежде всего непосредственным чувством) творческую волю писателя. Соотнесенность ценностных ориентаций автора и героя составляет своего рода первооснову литературных произведений, их неявный стержень, ключ к их пониманию, порой обретаемый весьма нелегко. «Воспринимая героев как людей», писал Г.А. Гуковский, мы постигаем их одновременно и как некую «идейную сущность»: каждому из читателей подобает ощутить и осознать «не только мое отношение к данному действующему лицу, но и отношение к нему же автора, и, что, пожалуй, важнее всего, мое отношение к отношению автора».

Отношение автора к герою может быть по преимуществу либо отчужденным, либо родственным, но не нейтральным. О близости или чуждости своим персонажам писатели говорили неоднократно. «Я, - писал в прологе к «Дон Кихоту» Сервантес, - только считаюсь отцом Дон Кихота, - на самом деле я его отчим, и я не собираюсь идти проторенной дорогой и, как это делают иные, почти со слезами на глазах умолять тебя, дражайший читатель, простить моему детищу его недостатки или же посмотреть на них сквозь пальцы».

В литературных произведениях так или иначе наличествует дистанция между персонажем и автором. Она имеет место даже в автобиографическом жанре, где писатель с некоторого временного расстояния осмысливает собственный жизненный опыт. Автор может смотреть на своего героя как бы снизу вверх (жития святых), либо, напротив, сверху вниз (произведения обличительно-сатирического характера). Но наиболее глубоко укоренена в литературе (особенно последних столетий) ситуация сущностного равенства писателя и персонажа (не знаменующая, конечно же, их тождества). Пушкин настойчиво давал понять читателю «Евгения Онегина», что его герой принадлежит к тому же кругу, что и он сам («добрый мой приятель»). По словам В.Г. Распутина, важно, «чтобы автор не чувствовал себя выше своих героев и не делал себя опытнее их»: «Только равноправие во время работы самым чудесным образом и порождает живых героев, а не кукольные фигурки».

При подобном внутреннем равенстве может возникать своего рода диалогическое отношение писателя к вымышленному и изображаемому им лицу. На это обратил внимание М.М. Бахтин: «Единство мира Достоевского недопустимо сводить к индивидуальному эмоционально-волевому акцентному единству». И утверждал, что «монологический единый мир авторского сознания <…> в романе Достоевского становится частью, элементом целого». Диалогическая позиция автора, по мысли ученого, «утверждает самостоятельность, внутреннюю свободу, незавершенность и нерешенность героя», сознание которого «равноправно» его собственному. В то же время Бахтин признавал, что «во всяком литературном произведении» наличествует «последняя смысловая инстанция творящего», т. е. творческая воля автора объемлет сотворенный ею мир персонажей. По словам ученого, «герой - не выражающий, а выражаемое», он «пассивен во взаимодействии с автором». И еще: «важнейшая грань произведения» - это «единая реакция» автора «на целое героя».

Литературные персонажи, однако, способны отделяться от произведений, в составе которых они появились на свет и жить в сознании публики самостоятельной жизнью, не подвластной авторской воле. Герои становятся своего рода символами определенного рода мироотношения и поведения, сохраняя одновременно свою неповторимость. Таковы Гамлет, Дон Кихот, Тариоф, Фауст, Пер Гюнт в составе общеевропейской культуры; для русского сознания - Татьяна Ларина (в значительной мере благодаря трактовке ее образа Достоевским), Чацкий и Молчалин, Ноздрев и Манилов, Пьер Безухов и Наташа Ростова. В частности, известные персонажи А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя в 1870–1880-е годы «переселились» в произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина и зажили там новой жизнью. «Если могут быть романы и драмы из жизни исторических деятелей) - отметил Ф. Сологуб, - то могут быть романы и драмы о Раскольникове, о Евгении Онегине <…> которые так близки к нам, что мы порою можем рассказать о них такие подробности, которых не имел в виду их создатель».

В начале XX в. Ставрогин, Иван и Алеша Карамазовы привлекли к себе пристальное внимание критиков, публицистов, философов и стали поводами для обсуждения насущнейших проблем современности. Немалое число работ было посвящено Ивану Карамазову и сочиненной им поэме «Великий инквизитор. Об актуальности в эту пору фигур Ставрогина и Алеши Карамазова ярко свидетельствует статья Вяч. Иванова «Живое предание». Вот ее завершающие фразы: «Мы, узнавшие в православии свою свободную родину и родину своей свободы, мы, верящие в Русь святую, как в Русь вселенскую, мы - былые «русские мальчики» Достоевского, сверстники Алеши Карамазова, выбравшие его в детской игре своим Иваном-Царевичем. Алеша - символический собирательный тип, которого напрасно считают невыясненным и о котором стоит в другой раз повести беседу, - тип людей нового русского сознания, напророченный Достоевским и им порожденный. И потому если определять представителей того умонастроения, которое продиктовало эти строки, то назвать бы - «алешинцами»? Бердяев с «алешинцами» быть не хочет; его «Иван-Царевич» - едва ли не Николай Ставрогин, - не такой, конечно, каким он оказался в изображении своего собственного создателя и, нужно думать, по Бердяеву, исказителя) но субстанциально тот же, только исправленный и подновленный.

Порой литературные персонажи, воспринятые безотносительно к творчеству писателей и без учета их воли, становятся поводами для суждений тенденциозно-публицистических. Это имело место в предреволюционной России, когда литераторы, настроенные к своей стране нигилистически, предпринимали попытки придать значение символов отечественного бытия литературным героям далеко не положительным. Так, Федор Павлович Карамазов был рассмотрен М. Горьким как художественное воплощение «русской души», «бесформенной и пестрой», «трусливой и дерзкой», «болезненно злой души Ивана Грозного». На страницах горьковского журнала «Летопись» в гоголевском Подколесине усматривалась «основная структура русской души», а гончаровский Обломов расценивался как воплощение всех классов русского народа; изуверы, садистски убивающие собак (рассказ И.А. Бунина «Последний день»), интерпретировались как порождение русской почвы, которая иронически именовалась азиатской.

Прославленные литературные персонажи живут независимой от их создателей, вполне самостоятельной жизнью не только в литературных текстах (художественных и публицистических), но и в произведениях иных видов искусства: в музыке, живописи, графике, скульптуре. Существует великое множество памятников литературным героям (например, в Мадриде - Дон Кихоту и Санчо Пансе). Персонажи литературных произведений неоднократно обретали вторую жизнь вне контекста тех произведений, звеньями которых первоначально явились.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Структура художественного текста автора Лотман Юрий Михайлович

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

Из книги Как написать гениальный роман автора Фрей Джеймс Н

Что такое персонаж? Вы не можете создать персонажи, образы которых будут полыхать ярким огнем в воображении читателей? Значит, чертовски хорошего романа у вас не получится. Персонажи для писателя все равно, что кирпичи для каменщика или доски для плотника. Персонажи - это

Из книги Как написать гениальный роман - 2 автора Фрей Джеймс Н

Персонаж и обстановка Персонаж оттеняют не только образы других действующих лиц, но и окружающая обстановка. К примеру, провинциал приезжает в город. Видный общественный деятель попадает в тюрьму. Вспомните главного героя известной повести Марка Твена «Янки из

Из книги Чарльз Диккенс автора Честертон Гилберт Кийт

АВТОР И ЕГО ГЕРОЙ Андре Моруа сказал про эту книгу, что перед ним одна из лучших когда–либо написанных биографий, и прежде всего потому, что это вовсе не биография.Утверждение парадоксальное, но верное. В книге Честертона не найдем мы первооснову любой биографии - костяк

Из книги Том 1. Философская эстетика 1920-х годов автора Бахтин Михаил Михайлович

Из книги Шевченків міф України. Спроба філософського аналізу автора Забужко Оксана Стефановна

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

Из книги Владимир Набоков: pro et contra T2 автора Долинин Александр Александрович

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Автор, повествователь и герой Разнообразие вошедших в роман повестей с необходимостью ставит проблему повествовательного единства романа. Соединение повестей в единую повествовательную структуру – характерная особенность становления русской реалистической прозы на

Из книги Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом автора Ламотт Энн

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

О. САБУРОВА Автор и герой в романе «Отчаяние» В. Набокова Вопрос о соотношении автора и его очень несимпатичного героя, уверяющего читателя, что совершенное им убийство есть замечательное произведение искусства, уже не раз становился предметом обсуждения. И если сейчас

Из книги Захар автора Колобродов Алексей

Личностный аспект повествования: проблема жизнестроительства и ее реализация в оппозиции «автор-герой» Несмотря на то, что в «Письмах…» очерковый, эмоциональный и публицистический пласты повествования не соединены такой жесткой причинно-следственной связью, как в

Из книги автора

Персонаж Персонажи тоже проявляются у вас в сознании постепенно, как лица на пленке. Чтобы хорошенько их узнать, нужно время. Есть образ, который всегда помогает мне изучить людей, возникших в моем воображении. Его придумала одна моя подруга: как-то она сказала, что при

У каждого писателя есть такое произведение, которое считается высшим достижением, апогеем его творчества, где его талант раскрывается в полной мере, и при упоминании имени писателя возникает ассоциация именно с этим произведением, например: Л.Н. Толстой – "Война и мир", М.Ю. Лермонтов – "Герой нашего времени", А.С. Грибоедов – "Горе от ума" и т.д. Для А.С. Пушкина таким произведением несомненно является "Евгений Онегин". По мнению В.Г. Белинского, этот роман – "самое любимое дитя его [Пушкина] фантазии", "оценить такое произведение - значит оценит самого поэта во всем объеме его творчества". Действительно, творение Пушкина – крупное по своей значительности, реальности, ведь в "Евгений Онегин" можно увидеть исторически достоверную картину современного поэту общества, характер поколения периода после войны 1812 г., к которому принадлежал и сам поэт. Его замыслом было изображение разнообразия общества того времени, и ему это удалось: в романе мы встречаем как провинциальных помещиков (в деревне, "где скучал Евгений"), так и "сливки" светского общества (в первой главе и на вечере в последней главе).

Заслуга Пушкина не только в том, что он создал, в некоторой степени, историческое произведение. Как отмечает Белинский, поэт был в числе тех немногих (а точнее, по мнению критика, их было всего двое – Пушкин и Грибоедов), кто перешел к изображению русской жизни, до них были лишь элементы ее – у Крылова, Карамзина, Фонвизина. Абсолютно новым было и то, что у Пушкина мы видим особый, никогда ранее не встречавшийся тип романа: если для читателя предыдущего поколения была приемлема такая система, как наложение авторских размышлений на сюжет, являющийся основой произведения, то в "Евгении Онегине", наоборот, главными выступают рассуждения, в которые вплетается сюжет. По сути, автор присутствует в романе в двух качествах: он и повествователь, и герой. Мир, изображенный в произведении, выдуман, персонажи тоже, но Автор с ними "знаком" и, таким образом, становится одним из главных (если не главным) героев. Он не принимает непосредственного участия в событиях, происходящих в произведении, но постоянно напоминает о себе, обращаясь к читателю и как бы ведя с ним диалог. Он "врывается" в повествование, нарушает течение событий своими репликами, или, как их еще называют, авторскими отступлениями. Иногда он действительно "отступает" от сюжета, уходя в свои собственные воспоминания, философские рассуждения. По ним и составляется представление об образе Автора. Это много повидавший в жизни, умудренный опытом человек; он делится своими наблюдениями, оценками высшего света, людей, к нему принадлежащих, в особенности, женщин – "красавиц недоступных"; он затрагивает глобальные вопросы:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей…

…Мы все глядим в Наполеоны…

Многочисленны отступления на тему любви ("Ах, ножки, ножки! где вы ныне?"), что говорит о том, что и ее испытал Автор. Как поэт он рассуждает об искусстве, поэзии, ее назначении и даже полемизирует со своими современниками. Автор предстает перед нами как человек со сформировавшимися убеждениями, поэтому он позволяет себе иронизировать над мнениями чуждых ему людей, порицая их пошлость и лицемерие; он откровенно высмеивает "уездной барышни альбом", лжедрузей, готовых предать в любую минуту, и т.д. Автор уверен в своих жизненных ценностях и на основании их оценивает остальных героев.

Существует множество мнений по вопросу о том, в образ кого из героев "перевоплотился" Пушкин. Одни считают, что это Татьяна, по большинство утверждают: Пушкин говорит словами Автора. И те, и другие ошибаются: несомненно, Татьяна – милый, любимый образ Пушкина, а роман построен по принципу рассказа (в целом, повествование ведется от первого лица), рассказчиком выступает Автор и, в принципе, можно принять за единое целое Пушкина и Автора. Но Автор – это созданный поэтом образ. Пушкин никогда лично не встречался со своими героями, в отличие от Автора, который даже сравнивает себя с ними, рассказывает истории из своей "биографии", связанные со знакомством с ними. Например, он находит некоторое сходство между собой и Онегиным:

…С ним подружился я в то время.

…Страстей игру мы знали оба:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас…

Тем не менее, он отрицает полное совпадение их характеров:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной…

Автор в романе выступает как главный судья. Его прямые сопоставления себя с героями или отдельные фразы и слова, косвенно выражающие его отношение к тому или иному происшествию, например, о том, как "мило поступил" Онегин с Татьяной, – это его оценка характеров героев. Без нее читатель вряд ли бы смог глубоко понять их. Высказывая свое мнение, он помогает разобраться в героях. Если, находя себя несколько сходным с Онегиным, он все же подчеркивает их "разность" и даже специально отвергает малейшие подозрения, то за Татьяну он ревностно заступается, она – его "милый идеал".

Сказать, что Автор является только судьей – значит упустить наиболее важную его функцию – "знакомство", описание героев романа. Ведь именно из его уст читатель узнает о жизни, характере, убеждениях, поведении, поступках того или иного героя. Автор беспристрастно рассказывает о воспитании и образовании Онегина, которых хватало лишь на то, чтобы

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Со слов Автора можно узнать о Евгении многое: приставленный к нему в детстве Monsieur l’Abbe "учил его всему шутя, не докучал моралью строгой"; Онегин был знаком с трудами Адама Смита, рассуждал о развитии государства; он ездил в театры для того лишь, чтобы, рассеянно зевнув, сказать что-либо громкое, привлекающее внимание; успешнее и охотнее всего он обучался "науке страсти нежной", достигнув в этой области значительных успехов. После такой характеристики читатель вполне четко представляет себе главного героя.

Подробнейшим образом, дабы объяснить характер Татьяны, Автор посвящает читателей в обстоятельства, условия ее жизни, указывает на страстное увлечение романами, что крайне важно для понимания причины ее любви к Онегину.

Особенно широко в романе использован прием характеристики героев словами персонажа этого романа – Автора. Но присутствуют и специфические приемы. Например, раскрытие личности Ленского, помимо, конечно, рассказа о нем Автора, способствует приведенное стихотворение, якобы им написанное. Читая его, можно понять, что Ленский – неисправимый романтик, мыслящий поступающий, как романтический герой.

Особая характеристика вводится и для Татьяны. Автор сопоставляет ее внешность с природой:

Татьяна…

С ее холодною красою

Любила русскую зиму…

Еще одной важной деталью образа Онегина является наличие у него невероятного количества инструментов для ухода за ногтями. Отсюда читатель делает вывод о такой его черте, как желание всегда идеально выглядеть.

Итак, можно сказать, что каждое появление в романе Автора, его реплики вызваны стремлением охарактеризовать тот или иной поступок или черту характера героя; порой рассуждения переходят в воспоминания и высказывания на другие темы. Возникает вопрос: зачем понадобилось Пушкину вводить в роман образ Автора? Образ привлекает своей целостностью, законченностью, правильностью, он подчеркивает неидеальность всех остальных героев – в нем поэт воплотил свой идеал человека и поэта.

Железняк Анжелика, Пак Анна, Ковалькова Елена, Юнева Светлана

Работа отражает исследование учащихся лирической составляющей романа в стихах. Лиризм романа во многом обусловлен рельефностью образа Автора как писателя, рассказчика-повествователя и прямого очевидца и участника событий, то есть героя романа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №262 Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Ученики 9 а класса Железняк А, Пак А, Ковалькова Е, Юнева С Руководитель: учитель русского языка и литературы Исакова И. О. Санкт-Петербург 2013

Александр Сергеевич Пушкин. Портрет работы О. Кипренского (1827).

«Собрание пёстрых глав». (Творческая история романа). Роман Пушкина «Евгений Онегин »- одно из самых удивительных произведений русской литературы. Стоит отметить уже то, что Пушкин рискнул написать его в стихах. Сам поэт сказал об этом так в своём письме П. А. Вяземскому: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница ». Александр Сергеевич Пушкин начал роман «Евгений Онегин» 9 мая 1823 года, а закончил спустя семь лет 23 сентября 1830 года. Итог своей работы поэт подвел так: начало её – Кишинёв, Одесса, 1823 год; окончание – Болдино, 1830; «7 лет 4 месяца 17 дней». Но если учесть, что «письмо Онегина» было написано 5 октября 1831 года и ещё продолжалась работа при публикации глав, то срок, отсчитанный Пушкиным в 1830 году в Болдине, значительно увеличится. Роман печатался отдельными главами, которых с нетерпением ждали читатели. И уже в начале работы над ним Пушкин писал: «это лучшее моё произведение».

Над романом Пушкин работал с увлечением, чувствуя новизну замысла, отбросив все стесняющие обстоятельства. «Что касается до моих занятий, – сообщал он П. А. Вяземскому, – я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. В роде Дон-Жуана – о печати и думать нечего; пишу спустя рукава» . Выражение «спустя рукава» в речи Пушкина было синонимом совершенной искренности, открытости, без расчёта на нежелательных свидетелей. Смелость своеобразного разговора обо всём, что волнует, казалась ему препятствием к напечатанию. Прочитаем эпиграф к роману «Евгений Онегин»: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё особенной гордостью, которая пробуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках,–следствие чувства превосходства, быть может мнимого.– Из частного письма». Болезнь века – равнодушие – распространилась и на отношение героя к самому себе. Причиною болезни называлось качество, которое сродни тщеславию, хотя оно в этих нескольких строках постепенно повышалось в ранге (тщеславие – гордость – чувство превосходства).

Загадка эпиграфа состоит в том, что причина болезни – мнимая, но сама болезнь – реальна. Пушкин недаром назвал свой роман «свободным»: в него естественно входило всё, чем жил поэт, что любил, над чем думал. Автор как бы живёт в своём романе, роднясь то с одним, то с другим героем. Но он не подменяет собою героев, не заслоняет своей исповедью их жизни. Пушкина привлекала возможность непринуждённого разговора с читателем: «Роман требует болтовни, высказывай всё начисто». Добрая обращённость автора к читателю должна, по мысли Пушкина, отозваться в его душе просветлением. Заканчивая роман, поэт гордился свершённой работой и печалился из-за окончания её. Торжественность этой минуты побудила его обратиться к ритму греческого гекзаметра. Так в 1830 году рождается стихотворение «Труд»:

« Миг вожделенный настал: окончен Мой труд многолетний…».

Художественное своеобразие романа. Когда Пушкин задумал писать роман «Евгений Онегин», у него была напечатана только первая из романтических поэм – «Кавказский пленник». Над другой поэмой – «Бахчисарский фонтан» – он ещё не работал и к «Цыганам» не приступал. И всё же «Евгений Онегин» уже с первой главы представлял собой произведение нового типа творчества – не романтического, а реалистического. В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался нелегко, так как в тех годах ни в России, ни на Западе реализм ещё не сформировался как направление. Создав «Евгений Онегин», поэт раньше всех – и в России, и на Западе – дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.

Южные поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина создать образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показать его жизнь и русскую действительность той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ. Все это обусловило следующие художественные особенности. 1. Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона. В романе даётся широкая картина жизни России того времени, её разнообразие связей с Европой, общественно политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи. Действие романа разворачивается в столичных центрах – Санкт-Петербурге и Москве, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России («Путешествие Онегина»). Перед нами проходят различные группы дворянства, городского населения, крепостного крестьянства.

2. Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая часть, очень обширная по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие вставки (их около 50). 3. Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую части в одном реалистическом произведении, чтобы можно было легко и во всякое время от рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств и настроений, Пушкину нужно было решить сложнейший вопрос о форме изложения того богатейшего материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пушкин остановился на форме непринуждённой беседы с читателем, представителем той среды, которой связаны происхождением и своей жизнью автор и его герой. 4. Также Пушкин изобретает для романа «онегинскую строфу». Общая её схема ясна и проста, она состоит из трёх четверостиший и двустиший: I (абаб), II (ввгг), III (деед), IV (жж)

«Мой дядя самых честных правил, (а) Когда, не в шутку занемог, (б) Он уважать себя заставил (а) И лучше выдумать не мог. (б) Его пример другим наука; (в) Но, Боже мой, какая скука (в) С больным сидеть и день ночь, (г) Не отходя ни шагу прочь! (г) Какое низкое коварство (д) Полуживого забавлять, (е) Ему подушку поправлять, (е) Печально подносить лекарство, (д) Вздыхать и думать про себя: (ж) Когда же чёрт возьмёт тебя!» (ж)

Т.е. перекрёстная, парная, кольцевая рифмовки и заключительное двустишие. Благодаря этому появляется аллюзия непринуждённой беседы. Автор использует разговорный стиль, при этом оставаясь вежливым с читателем. 5. Даже само название было необычным для читателя того времени. В пушкинскую эпоху так озаглавить могли бытовую повесть, содержащую элементы сатирического нравоописания и морализма, но никак не роман. 6. Уникальность положения Автора в романе. Автор не традиционный рассказчик, ведущий повествование о героях и событиях, четко отделяя себя от них и от читателей. Автор является и создателем романа, и одновременно его «героем». Он напоминает читателям о «литературности» романа, о том, что создаваемый им текст – новая реальность, которой нужно доверять. Герои романа – вымышленные, все, что о них сказано, не имеет отношения к реальным людям. Мир, в котором живут герои, – тоже плод творческой фантазии Автора. Реальная жизнь – только материал для романа, отобранный и организованный им, творцом романного мира.

Автор и его герой в романе. В начале романа Пушкин писал: «Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной…». И действительно, какую бы сторону жизни мы не взяли (театр, поэзия, природа, любовь), в первой главе мы чувствуем противостояние героя и Автора. Театр для Онегина – место, где скучают или разглядывают в лорнет ложи незнакомых дам; для Пушкина театр – «волшебный край». Онегин – «непостоянный обожатель очаровательных актрис»; Пушкин называет их «мои богини» и преданно грустит, когда «взор унылый не найдёт Знакомых лиц на сцене скучной». Природа нема для Онегина; Пушкин расцветает в деревенском уединении («Я был рождён для жизни мирной, Для деревенской тишины…»). Любовь неведома Онегину, поклоннику «науки страсти нежной»; Пушкин взволнованно пишет о самозабвении любви («Я помню море пред грозою…»). И даже когда, Автор и герой в конце первой главы стали дружны, меж ними заметно несходство: «Я был озлоблен, он угрюм». Озлобленность временна, угрюмость постоянна.

Рисунок А. С. Пушкина к роману «Евгений Онегин», который он послал в своём письме брату.

Пушкин не может быть чужд жизни. Онегин холоден к ней. Но разница не только в этом. Прекрасная летняя ночь в Петербурге, которая оживила чувства героя и Автора, действует на них по-разному: В Пушкине рождается порыв к свободе, счастью, к поэтической полноте жизни («Адриатические волны, О Брента! нет, увижу вас»). Онегин остаётся в элегическом оцепенении, в нём нет пушкинского упоения жизнью. «С душою, полной сожалений, И опершися на гранит, Стоял задумчиво Евгений…» Итак, в первой главе, даже подружившись, Автор и герой остаются во многом противоположны. В восьмой главе Пушкин берет под защиту Онегина, отнимая у светского человека право судить героя. В VII – XI строфах восьмой главы Автор спорит с «добрым малым», похожим на «целый свет», который судит об Онегине по законам света. Это мнение запоздало: герой изменился. Пушкин ставит своего светского собеседника в тупик прямым вопросом: «Знаком он вам?» – и приведя в замешательство «доброго малого», вступается за Онегина: « Зачем же так неблагосклонно Вы отзываетесь о нем?». Для света «посредственность одна нам по плечу и не странна».

В X и XI строфах Пушкин противопоставляет два жизненных пути. «Блажен, кто смолоду был молод» и, выполняя все правила света, заслужил в конце жизни репутацию «прекрасного человека». Это путь посредственности, вознаграждённый благополучием. Пушкин и себя и Онегина видит на другой стезе: «Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она…» Это трагический путь лучших героев романа (Онегина и Татьяны, Ленского, и самого Автора). Это мучительный путь тех, кому «несносно… Глядеть на жизнь, как на обряд», кто не разделяет с толпой «Ни общих мнений, ни страстей».

Автор и повествователь в романе. Обычно роль рассказчика ограничивается повествованием о событиях, происходящих в романе. Но Пушкин решительно отходит от этой традиции. Иногда он выступает как очевидец и собеседник, иногда даже действует наряду со своими героями. Например, представляя Онегина читателю, он называет его «добрый мой приятель», затем упоминает о тех местах, где они вместе гуляли. «Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня.» Повествователь как персонаж придает роману необыкновенный лиризм. Он незримо присутствует на страницах романа во время всего повествования, периодически предстает как действующее лицо описываемых событий. Повествователь - живой, полнокровный персонаж со своим характером, мироощущением, идеалами. Неожиданность вторжения рассказчика в события романа органична, творчески оправданна: не нарушая ход сюжета, его субъективный взгляд позволяет глубже осмыслить содержание событий, выразить оценку наиболее значительных для Пушкина исторических фактов, наиболее волнующих его явлений действительности.

Пушкин и Онегин на берегах Невы.

У рассказчика много общего с самим Пушкиным. Включая взгляды, принципы, а в некоторых моментах у них сходится биография. Но между ними также есть и различия.

Светская жизнь. В главе первой, части XXIX лирический герой говорит, что он очень любил балы: «Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума: Верней нет места для признаний И для вручения письма » И в этом мы можем увидеть сходство с самим поэтом. После окончания лицея в 1817 году Пушкин едет в Петербург. Чиновничья служба мало привлекала его. Со всем свойственным ему пылом поэт отдаётся соблазнам шумной столичной жизни, сменившей лицейское затворничество. По словам брата, «по выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своею молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны: он жадно, бешено предавался всем наслаждениям». В 1830-е годы, Пушкина уже не так забавляли балы:

И в этом мы можем увидеть сходство с самим поэтом. После окончания лицея в 1817 году Пушкин едет в Петербург. Чиновничья служба мало привлекала его. Со всем свойственным ему пылом поэт отдаётся соблазнам шумной столичной жизни, сменившей лицейское затворничество. По словам брата, «по выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своею молодостью и независимостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны: он жадно, бешено предавался всем наслаждениям». В 1830-е годы, Пушкина уже не так забавляли балы: «Слава Богу! Масляница кончилась, а с нею и балы. Описание последнего дня масленицы (4-го мар.) даст понятия и о прочих. Избранные были званы во дворец на бал утренний к половине первого. Другие на вечерний, к половине девятого. Я приехал в 9. Танцевали мазурку, коей окончился утренний бал. Дамы съезжались, а те, которые были с утра во дворце, переменяли свой наряд. – Было пропасть недовольных: те, которые званы были на вечер, завидовали утренним счастливцам. Приглашения были разосланы кое-как и по списку балов князя Кочубея; таким образом ни Кочубей, ни его семейство, ни его приближённые не были приглашены, потому что их имена в списке не стояли. – Все это кончилось тем, что жена моя выкинула. Вот до чего доплясались» .

Иллюстрация В. А. Свитальского к Евгению Онегину А. С. Пушкина.

Дворянские балы в 19 веке.

Бал пушкинской эпохи.

Сенатская площадь. Начало 19 века.

Фрагмент панорамы Петербурга художника А. Тозелли.

Картины родной природы. Также параллель между Пушкиным и героем рассказчиком его романа можно провести в описании природы. В главе второй, части I звучит чёткая позиция автора: «Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок; Там друг невинных наслаждений Благословить бы небо мог. Господский дом уединенный, Горой от ветров ограждённый, Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые, Мелькали села; здесь и там Стада бродили по лугам, И сени расширял густые Огромный, запущенный сад, Приют задумчивых дриад»

В первой строфе отразились черты знакомого Пушкину пейзажа Михайловского, однако деревня Онегина является не копией какой-либо реальной, известной поэту местности, а художественным образом. В дневниках Пушкина сохранились записи о первом приезде в Михайловское: «Вышед из Лицея, я тот час почти уехал в псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч...».

Имение Пушкиных в Михайловском.

А.С.Пушкин в Михайловском. Гравюра М.Васильева.

Пушкин в Михайловском. В.А.Серов.

Михайловское. Река Сороть.

«Цех задорный». В XLIII части первой главы рассказчик вскользь намекает на то, что сам имеет прямое отношение к литературе в качестве писателя или же поэта, как и сам Александр Сергеевич Пушкин: «И вы, красотки молодые, Которых позднею порой Уносят дрожки удалые По Петербуржской мостовой, И вас покинул мой Евгений. Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся, Хотел писать – но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его, И не попал он в цех задорный Людей, о коих не сужу, Затем, что к ним принадлежу»

Авторская ирония. "Евгений Онегин" - неисчерпаемое по содержанию произведение, в котором разнообразна авторская интонация. В ней наряду с лиризмом, грустью часто звучит ирония. В конце седьмой главы рассказчик, увлечённой повествованием и беседой с читателем, как бы неожиданно вспоминает о законах классицизма. И читатель, к своему удивлению, видит лёгкое, полное иронии, запоздалое вступление: «Да, кстати, здесь о том два слова: Пою приятеля младого И множество его причуд. Благослови мой долгий труд, О ты, эпическая муза! И, верный посох мне вручив, Не дай блуждать мне вкось и вкрив. Довольно. С плеч долой обуза! Я классицизму отдал честь: Хоть поздно, а вступленье есть.»

Ноты иронии заметны в тех частях произведения, где повествователь говорит об Онегине: с одной стороны, он претендует на "значительность", с другой стороны - не может ничего свершить. Для настоящего дела "рано чувства в нем остыли", он был "угрюм", но за этой угрюмостью нет концентрации мысли. Он "зевая за перо взялся" - все его действия и мысли порождены чуть ли не зевотой. Он томится "душевной пустотой", а его "неподражательная странность" бесплодна. Обращена ирония рассказчика и на Ленского, на его стихи, которые "полны любовной чепухи, звучат и льются" . Писал Владимир, по замечанию повествователя, "темно и вяло" . Иронична и такая деталь: сочиняя в ночь перед дуэлью стихи, «И наконец перед зарею, Склонясь усталой головою, На модном слове идеал Тихонько Ленский задремал…»

«В свою деревню в ту же пору Помещик новый прискакал И столь же строгому разбору В соседстве повод подавал: По имени Владимир Ленской, С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч».

«Он пел любовь, любви послушный, И песнь его была ясна, Как мысли девы простодушной, Как сон младенца, как луна В пустынях неба безмятежных, Богиня тайн и вздохов нежных. Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль, И романтические розы; Он пел те дальные страны, Где долго в лоно тишины Лились его живые слезы; Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет».

Но есть одна героиня, которой ирония почти не касается, - это Татьяна Ларина, "милый идеал", как говорит сам повествователь. С ранних лет Александр Пушкин был известен своим веселым и сатирическим нравом. Неслучайно его первыми пробами в поэзии стали самые разнообразные эпиграммы на домочадцев, учителей и гувернеров. Александр Пушкин метко подмечал недостатки людей или неправильно сказанные слова и мог выдавать экспромты, которые так любили в светском обществе, особенно если они касались не тех людей, кто просил поэта сочинить несколько строк на ходу.

Свою первую ссылку из столицы Пушкин заслужил не только за вольнодумные стихотворения, но и за многочисленные эпиграммы, которые ходили в обществе из уст в уста. Он мог умело и быстро придумывать сатиру на самые злободневные события. В первую очередь таковыми для него стали политические действия правителей. Пушкин крайне резко осуждал Александра I, писал на него и чиновников высшей власти колкие стишки, высмеивая их качества и желания, стремления и бюрократию. Ссылка не заставила себя долго ждать. Пушкин уезжает, однако не перестает сочинять небольшие ироничные произведения. Некоторых людей в светском кругу это раздражает и обижает, других непомерно веселит. Неизменным остается одно: поэт находится постоянно в центре внимания, развлекая женщин из высшего света своим остроумием, унижая кавалеров и чиновников.

Остроумность Пушкина высоко ценилась в обществе его друзей, где он мог вдоволь поупражняться в этом мастерстве слова, придумывая все новые колкости. Не боялся Пушкин высказываться и перед императорами.

Татьяна Ларина. Художник Л. Тимошенко.

М. О. Микешин. Татьяна Ларина

Портрет императора Александра I. Художник Джордж Доу. 1826 год.

Биографические параллели. В части XXXV, четвёртой главы, герой рассказчик упоминает свою няню: «Но я плоды своих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей…». Эти слова свидетельствуют о трогательных отношений повествователя и его няне. То что он делиться только с ней своими мечтами, говорит о том, что она для рассказчика очень близкий человек. И в этом опять проскальзывает его сходство с Александром Сергеевичем Пушкиным. Яковлева Арина Родионовна - няня поэта. Она всегда занимала важную часть в жизни Пушкина. Она пережила с поэтом не самые лучшие годы его жизни, много поведала ему. В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была "оригиналом няни Татьяны" из "Евгения Онегина", няни Дубровского.

Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в "Борисе Годунове", княгининой мамки ("Русалка"), женских образов романа "Арап Петра Великого". В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату: "Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

Пушкин посвящал стихотворения Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Няне «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном моей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе.............................»

Сама Арина Родионовна тоже очень любила Пушкина. Она писала ему письма с просьбой навестить её. Вот одно из них: «Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне... Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю... Я вас буду ожидать и молить бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна» .

В письмах друзьям Александр Сергеевич Пушкин часто упоминал свою няню: «Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни, хамов и моей няни – ей-богу, приятнее щекотит сердце, чем слава, наслаждение самолюбия, рассеянности и пр. Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву о УМИЛЕНИИ СЕРДЦА ВЛАДЫКИ И УКРОЩЕНИИ ДУХА ЕГО СВИРЕПОСТИ, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване. Теперь у ней попы дерут молебен и мешают мне заниматься делом» . Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

К няне А.С. Пушкина Свет Родионовна, забуду ли тебя? В те дни, как сельскую свободу возлюбя, Я покидал для ней и славу, и науки, И немцев, и сей град профессоров и скуки, - Ты, благодатная хозяйка сени той, Где Пушкин, не сражен суровою судьбой, Презрев людей, молву, их ласки, их измены Священнодействовал при алтаре Камены, - Всегда приветами сердечной доброты Встречала ты меня, мне здравствовала ты, Когда чрез длинный ряд полей, под зноем лета, Ходил я навещать изгнанника-поэта, А мне сопутствовал приятель давний твой, Ареевых наук питомец молодой.

Яковлева Арина Родионовна.

Музей Домик няни А.С.Пушкина. Домик Арины Родионовны.

Домик няни Пушкина - Арины Родионовны (с убранством)

Различия. Дружба. Между Пушкиным и героем-рассказчиком есть не только сходства, но и различия. У них не всегда сходится мнение. Абсолютно не сходится мнение Пушкина и рассказчика о дружбе. Герой романа не верит в дружбу: «Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами – себя». Это полностью противоречит убеждениям поэта. Для Пушкина дружба была очень важна, своих друзей-лицеистов он помнил и искренне любил до конца своих дней. Поэт ценил дружбу и выразил свое понимание ее в стихах. Друзьям он посвятил знаменитые строки (из стихотворения «19 октября» 1825год):

«Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село!»

Пушкин обладал особым даром дружить. Ему свойственна потребность в постоянном дружеском общении, он глубоко страдал от долгой разлуки с друзьями и бурно, искренне радовался встрече с ними. Он трогательно умел восхищаться друзьями, жил их радостями и невзгодами, был отзывчив на проявления дружеского участия. Когда поэт оказался в уединении, друзьям летели письма с трогательными обращениями и признаниями, шутливыми прозвищами: «Милый мой Кривцов, помнишь Пушкина? Все мы разбрелись, все переменились. А дружба, дружба...»

1832. Пушкин, Крылов, Жуковский и Гнедич в Летнем саду.

Пущин Иван Иванович, 1837. Художник Н. А. Бестужев.

Антон Антонович Дельвиг

Поэт-декабрист В.К. Кюхельбекер

Горчаков Александр Михайлович.

И. Репин. Пушкин на Лицейском экзамене в Царском Селе

Образование. В V части первой главы рассказчик говорит: «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава Богу, У нас не мудрено блеснуть». То есть для повествователя образование и воспитание не играют важной роли, в то время как Пушкин этому уделял много времени. Александр Сергеевич также очень ценил умных и образованных людей. «Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла. Не просвещению, сказано в высочайшем манифесте от 13-го июля 1826 года, но праздности ума, более вредной, чем праздность телесных сил, недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец - погибель. Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия» .

Вывод. Герой-рассказчик - живой, полнокровный персонаж со своим характером, мироощущением, идеалами. Неожиданность вторжения повествователя в события романа органичная, творчески оправданная, она не нарушает ход сюжета. Пушкин создал полноценного человека из бумаги и чернил, у него есть свой характер своё мнение и взгляд на жизнь. Повествователь живёт своей жизнью, у него есть своя история, которую можно увидеть между строк романа. Повествователь передаёт субъективный взгляд самого поэта, позволяет глубже осмыслить содержание событий, выражает оценку наиболее значительных для Пушкина исторических фактов, наиболее волнующих его явлений действительности. Присутствие героя-рассказчика мы замечаем с самого начала романа. И не расстаёмся с ним до последних строк. Он помогает нам лучше понять и прочувствовать содержание романа «Евгений Онегин», понять героев. Повествователь становится для нас приятным собеседником, а может даже и другом на протяжении всей истории.

Самое любимое произведение Пушкина - роман "Евгений Онегин", над которым он работал много лет, Белинский называл "энциклопедией русской жизни". По словам поэта, роман был плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет", в нем, действительно, дана картина всех слоев русского общества.

В творчестве Пушкина роман "Евгений Онегин" занимает центральное место. Это самое крупное художественное произведение А.С.Пушкина. Оно богато содержанием, одно из самых популярных произведений поэта, которое оказало наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

Главное действующее лицо романа - молодой помещик Евгений Онегин - человек с очень сложным и противоречивым характером. Не так легко установить, как относится к нему сам автор. Тон рассказа о нем у Пушкина почти до самого конца романа иронический. Может быть, потому, что автор рассказывает и про себя. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже в эпиграфе к роману Пушкин выражает сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относился к окружающим. И в то же время мы узнаем в первой главе, что сам Пушкин подружился с Онегиным, что поэту "нравились его черты", что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, вспоминая свою юность, прежнюю любовь, слушая пение гребцов плывущей по реке лодки... Приведя в восьмой главе резко недоброжелательные отзывы об Онегине какого-то светского его знакомого, поэт решительно вступается за своего героя, подчеркивает его пылкую и неосторожную душу, его ум и почти отождествляет его с собой, когда говорит:

"Но грустно думать, что напрасно

была нам молодость дана,

что изменяли ей всечасно,

что обманула нас она...".

Образы главного героя и автора в романе создают лирические отступления. Если читать повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу сказал о Евгении, что он "добрый мой приятель". Пушкин о себе и об Онегине пишет:

Страстей игру мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас...

Автор, как и герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о светлой, беспечной юности. Пушкину нравится "резкий, охлажденный ум" Онегина, его недовольство собой. Автор и его герой - это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, "жил долгами...". Обобщая, Пушкин пишет:

"Мы все учились понемногу,

чему-нибудь и как-нибудь,

но воспитаньем, слава богу,

у нас немудрено блеснуть".

Поэт отмечает и свое отличие от Онегина. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь - это "наука страсти нежной", у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина - это мир светских обедов, роскошных забав, балов. Петербургский высший свет автор подвергает резкой критике. Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы - его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия.

Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.

Несмотря на это явное сходство, есть еще и заметное отличие между ними. Различие их в том, что Пушкин - поэт, а Онегин "не мог ямба от хорея отличить". Даже "деревня, где скучал Евгений..." очень нравится Пушкину, он говорит, что "деревня была прелестный уголок...". Онегину "в глуши, в деревне все скучно", а автор говорит:

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины...

Этим сравнением Пушкин все -таки пытается "отделить" себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сравнивает взгляды свои и Онегина. Да, в произведении автор и его герой - друзья, но очень большая пропасть их разделяет. Мы видим, как Пушкин с его горячей, жизнелюбивой натурой всей душой отрицает холодность и равнодушие Онегина. Автор понимает, что такой холодностью заразило Онегина светское общество, однако Пушкин - тоже выходец из той же среды, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?

Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, но и в отношении к людям. Для Пушкина Татьяна - милый, "верный идеал", а Онегин считает ее не более чем "наивной девочкой". В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от "черствого" Онегина лишь проповедь и ничего другого. Пушкин сочувствует Татьяне, он пишет:

Я так люблю

Татьяну милую мою!

Именно из-за нее Пушкин вступает в спор с общественным мнением. Автор раскрывает перед нами в одном из лирических отступлений свой идеал женщины. Пушкинская женщина "от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным". Много лирических отступлений поэт посвятил культурной жизни России.

Характер Онегина, нужно иметь в виду, не остается неизменным, он меняется под влиянием событий, описанных Пушкиным в романе. Значительные изменения происходят в нем, и Онегин уже совсем не тот, каким мы его видим в шести главах, в восьмой, последней, главе романа. В последние годы жизни у самого поэта в характере также происходили многочисленные изменения. На протяжении всего романа автор находится рядом с Онегиным: совместно с ним переживает происходящее, старается иногда его осудить или понять. Они словно одно целое. Пока Пушкин писал роман "Евгений Онегин", очень привык к нему:

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык –

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

В конце романа Пушкин снова обращает свой взор к тем, кого любил в юности и кому остался верен сердцем всю свою недолгую, но плодотворную жизнь. Поэтому, окончив роман, поэт испытывал чувство гордости от совершенного литературного подвига - создания первого русского реалистического романа. Но, скучая по привычному, многолетнему занятию и сиротливо чувствуя себя без него, поэт грустил, как поденщик, который окончил свою работу и не получил новой. Ведь в этой трудной и радостной работе, не выходя из дому, целые дни и ночи проводил Пушкин.

Самое любимое произведение Пушкина - роман "Евгений Онегин", над которым он работал много лет, Белинский называл "энциклопедией русской жизни". По словам поэта, роман был плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет", в нем, действительно, дана картина всех слоев русского общества.

В творчестве Пушкина роман "Евгений Онегин" занимает центральное место. Это самое крупное художественное произведение А.С.Пушкина. Оно богато содержанием, одно из самых популярных произведений поэта, которое оказало наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

Главное действующее лицо романа - молодой помещик Евгений Онегин - человек с очень сложным и противоречивым характером. Не так легко установить, как относится к нему сам автор. Тон рассказа о нем у Пушкина почти до самого конца романа иронический. Может быть, потому, что автор рассказывает и про себя. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже в эпиграфе к роману Пушкин выражает сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относился к окружающим. И в то же время мы узнаем в первой главе, что сам Пушкин подружился с Онегиным, что поэту "нравились его черты", что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, вспоминая свою юность, прежнюю любовь, слушая пение гребцов плывущей по реке лодки... Приведя в восьмой главе резко недоброжелательные отзывы об Онегине какого-то светского его знакомого, поэт решительно вступается за своего героя, подчеркивает его пылкую и неосторожную душу, его ум и почти отождествляет его с собой, когда говорит:

"Но грустно думать, что напрасно
была нам молодость дана,
что изменяли ей всечасно,
что обманула нас она...".

Образы главного героя и автора в романе создают лирические отступления. Если читать повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу сказал о Евгении, что он "добрый мой приятель". Пушкин о себе и об Онегине пишет:

Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас...

Автор, как и герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о светлой, беспечной юности. Пушкину нравится "резкий, охлажденный ум" Онегина, его недовольство собой. Автор и его герой - это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, "жил долгами...". Обобщая, Пушкин пишет:

"Мы все учились понемногу,
чему-нибудь и как-нибудь,
но воспитаньем, слава богу,
у нас немудрено блеснуть".

Поэт отмечает и свое отличие от Онегина. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь - это "наука страсти нежной", у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина - это мир светских обедов, роскошных забав, балов. Петербургский высший свет автор подвергает резкой критике. Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы - его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия.

Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.

Несмотря на это явное сходство, есть еще и заметное отличие между ними. Различие их в том, что Пушкин - поэт, а Онегин "не мог ямба от хорея отличить". Даже "деревня, где скучал Евгений..." очень нравится Пушкину, он говорит, что "деревня была прелестный уголок...". Онегину "в глуши, в деревне все скучно", а автор говорит:

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины...

Этим сравнением Пушкин все -таки пытается "отделить" себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сравнивает взгляды свои и Онегина. Да, в произведении автор и его герой - друзья, но очень большая пропасть их разделяет. Мы видим, как Пушкин с его горячей, жизнелюбивой натурой всей душой отрицает холодность и равнодушие Онегина. Автор понимает, что такой холодностью заразило Онегина светское общество, однако Пушкин - тоже выходец из той же среды, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?

Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, но и в отношении к людям. Для Пушкина Татьяна - милый, "верный идеал", а Онегин считает ее не более чем "наивной девочкой". В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от "черствого" Онегина лишь проповедь и ничего другого. Пушкин сочувствует Татьяне, он пишет:

Я так люблю
Татьяну милую мою!

Именно из-за нее Пушкин вступает в спор с общественным мнением. Автор раскрывает перед нами в одном из лирических отступлений свой идеал женщины. Пушкинская женщина "от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным". Много лирических отступлений поэт посвятил культурной жизни России.

Характер Онегина, нужно иметь в виду, не остается неизменным, он меняется под влиянием событий, описанных Пушкиным в романе. Значительные изменения происходят в нем, и Онегин уже совсем не тот, каким мы его видим в шести главах, в восьмой, последней, главе романа. В последние годы жизни у самого поэта в характере также происходили многочисленные изменения. На протяжении всего романа автор находится рядом с Онегиным: совместно с ним переживает происходящее, старается иногда его осудить или понять. Они словно одно целое. Пока Пушкин писал роман "Евгений Онегин", очень привык к нему:

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык –
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

В конце романа Пушкин снова обращает свой взор к тем, кого любил в юности и кому остался верен сердцем всю свою недолгую, но плодотворную жизнь. Поэтому, окончив роман, поэт испытывал чувство гордости от совершенного литературного подвига - создания первого русского реалистического романа. Но, скучая по привычному, многолетнему занятию и сиротливо чувствуя себя без него, поэт грустил, как поденщик, который окончил свою работу и не получил новой. Ведь в этой трудной и радостной работе, не выходя из дому, целые дни и ночи проводил Пушкин.



Загрузка...
Top