Вальс классный концерт лекция. Лекция-концерт "приглашение к танцу"

(Старинные европейские танцы XVI–XVIII века)

С древнейших времён и до наших дней люди танцуют на праздниках или просто в свободные вечера непринуждённо веселясь, или усаствуя в торжественной церемонии. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудрённые звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол, или оркестра. Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Очень часто в истории и жизни танцев происходили удивительные перемены: из народной среды некоторые из них постепенно перемещались в аристократические залы, становясь Бальными . А как мы знаем, на балах свои законы, свой собственный этикет. Крестьянские танцы могли неузнаваемо измениться, ведь на балу важно было показать изящество манер, красоту поз. Многие старинные бальные танцы представляли собой торжественные шествия: аллеманда, сарабанда, павана, пассакалья, полонез.

Аллеманда - серьёзная и неторопливая. Как бытовой и придворный танец - аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века. Родилась аллеманда из приветственных сигналов трубачей, звычавших при встрече высоких особ - князей, владетелей графств и герцогств. Размер 2/4, реже 4/4, начинается всегда характерным затактом.

Звучит Аллеманда Генделя в исполнении ученицы 5 класса Кузиевой Разии. Совсем иная сарабанда (от испанского zarabanda). Это тоже танец - шествие. Происхождение сарабанды связано с обрядовой музыкой: её исполняли во время траурных церемоний, при торжественных погребениях. Звучит сарабанда Генделя в исполнении ученицы 2 класса Талгат Махаббат. Множество чудесных танцев издавна бытует в Польше. Наиболее из них известны - полонез, краковяк, мазурка.

Самый древний танец - полонез. В старину он назывался «Великим», или «Пешим танцем». Нынешнее его название французское, в переводе означает «польский». Полонезом - парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки - своеобразного торжественного марша, но в трёхдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки.

Звучит полонез И. С. Баха в исполнении ученицы 3 класса Волощенко Аделины. Завершая обзор популярных в XVI–XVII веках старинных европейских танцев, мы перейдём к танцам так называемого «Нового века». В этот период из старинных галантных танцев некоторое время сохраняется лишь менуэт.

Менуэт - старинный придворный французский танец. Темп умеренный, размер ¾. Музыка полна вежливых поклонов и реверансов. Обратите внимание на иллюстрации баллов того времени. Посмотрите на костюмы мужчин и женщин, в большой степени определявшие стиль танца (у женщин - кринолины необъятно широкие, требовавшие плавных движений; у мужчин - обтянутые чулками ноги, в изящных туфлях на каблучках с красивыми подвязками - бантами у колен). Распорядитель на балах давал указания своим жезлом сделать реверанс, поменяться местами. Для передачи гибкости. Изящества, тонкости, нужно заострить внимание на исполнении штрихов (лиг, снятия рук в конце фраз, portamento, staceato).

Нежно играет нам кларнет,

В зале танцуют все менуэт.

Раз, два, три,

Наш танцмейстер так:

Раз, два, три,

Отбивает такт

Раз, два, три,

Знаем, он подскажет нам каждый шаг!

Слышно, как платья шуршат,

В зале, мерцая, свечи горят,

Стройно и в лад флейты звучат.

О, как прекрасен сказочный бал!

Раз, два, три,

Дам благодарить

Раз, два, три,

Я прошу всех вас,

Раз, два, три,

И прощальный сделать всем реверанс.

Звучит менуэт Моцарта в исполнении ученицы 2 класса Дорош Екатерины.

Решительному изменению вкусов европейского городского населения способствовали события Великой французской революции 1789 года. Широкое общеевропейское распространение получает с началом XIX века вальс, возникший из плавных народных танцев. Вальс - плавный, кружащийся, как бы «полётный» парный танец довольно быстрого движения в трёхдольном размере.

«Чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса быстро ухватил всю музыку Европы…», писал Б. Асафьев. Широкую известность получили вальсы Штрауса, Шуберта, Шопена, Чайковского, Листа.

Звучит вальс П. Чайковского из оперы «Е. Онегин» в исполнении ученицы 3 класса Разорёновой Ядвиги.

Из характерных для XIX века быстрых прыжковых танцев в двухдольном размере особенно популярны были полька и галоп. Изящные польки сочиняли: Глинка, Чайковский, Рахманинов.

Народный танец полька по созвучию многим кажется польским. Однако он принадлежит другому славянскому народу - чехам. Название его происходит от слова pülka - половина, так как танцевали его мелкими шажками. Это живой, непринуждённый танец в двухдольном размере, который танцуют парами по кругу. Полька обычно открывала деревенский бал, и, заслышав её весёлые звуки, никто не мог устоять на месте. Звучит полька М. Глинки в исполнении ученицы 4 класса Айтугановой Анелии.

Следует упомянуть и об контрдансе. Это круговой английский парный танец (или две линии танцующих пар). Темп подвижный, размер - 2/4 или 6/8.

Звучит контрданс Л. Бетховена в исполнении ученицы 2 класса Бобровой Полины.

Целое море танцевальной музыки окружает нас. И всё-таки главное в плясках - показ силы, удали, ловкости, фантазии. Оэтому они так часто превращаются в танцы - соревнования: кто кого перепляшет.

Звучит «Норвежский танец» Э. Грига в исполнении ученицы 6 класса Кузиевой Разии и «Венгерский танец» И. Брамса в исполнении ученицы 5 класса Низаметдиновой Ольги.

Эти танцы полны яркости, задора, энергии, тенмперамента.

Всех благодарю. Спасибо за внимание.

«Я ПОМНЮ ВАЛЬСА ЗВУК ЧУДЕСНЫЙ» (Вечер вальса).

Участники:
Ведущий.
Ведущая.
Студенты-пианисты.
Солисты-певцы.
Танцевальная пара.
Звукооператор.

Оформление: гостиная с небольшим танцевальным залом. Свечи. Вазы с цветами. Магнитофон. Фонограмма. Программа определяется исполнительскими возможностями участников.
Перед началом вечера звучат вальсы: М. Глинка «Вальс-фантазия», А. Хачатурян «Вальс из кинофильма «Маскарад».
Вечер начинается звучанием «Медленного вальса» Р. Паулса и кружением танцевальной пары до залу.

Ведущая (на фоне музыки вальса) :
Николай Листов. Я помню вальса звук прелестный.

Я помню вальса звук прелестный –
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс, прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.

Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком, стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…
Где ж этот вальс, старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс?

Ведущий :
Вальс - самый популярный танец XIX столетия, истоки которого в народном искусстве Австрии, Чехии, Германии. Это парный танец, основанный на плавном кружении, в переводе с французского он и означает «кружение». Вот один из вальсов, основанный на простенькой, ирландской народной песенке «Вальс при свечах». Впоследствии он стал лейтмотивом замечательного фильма «Мост Ватерлоо».

Звучит «Вальс при свечах».

Ведущая :
Ни один танец не выдержал такого долгого испытания временем как вальс. Постепенно из простых народных мелодий вальс стал самым популярным танцем в аристократических салонах. Благодаря непринужденности, изяществу движений, выразительности музыки, лирической и страстной одновременно, он стал любимым танцем во всех слоях европейского общества. Было время, когда вальс яростно осуждали ревнители этикета и блюстители мора-ли. Многих шокировало то, что кавалер во время танца обнимал даму. Но как ни пытались запретить этот «вольный» танец, он все прочнее обосновывался в, великосветских салонах, стал со временем своеобразным ритуалом балов, вечеринок, маскарадов. Само приглашение на вальс стало ритуалом. Помните первый вальс Наташи Ростовой?
По возможности рекомендуется показать отрывок из фильма «Война и мир» или же продолжить по сценарию.

Звучит вальс из музыкальных иллюстраций к кинофильму «Метель» Г. Свиридова.

Чтец:
…с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Князь Андрей с учтивым и низким поклоном подошел к Наташе, занося руку, чтоб обнять ее за талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур’ вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной детской улыбкой. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времели. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастья».
Ведущая :
Рассвет вальса связан с творчеством австрийских композиторов Штраусов (отца и сына). Любовь к вальсу стала для Вены традицией. Благодаря Иоганну Штраусу, которого называли «королем вальсов», венский вальс расцвел в XIX в. и стал частью сегодняшней музыкальной жизни.

Звучит вальс Штрауса, на фоне музыки:

Чтец:
Как дорожу я прекрасным мгновеньем!
Музыкой вдруг наполняется слух,
Звуки несутся с каким-то стремленьем,
Звуки откуда-то льются вокруг.
Сердце за ними стремится тревожно,
Хочет за ними куда-то лететь…
В эти минуты растаять бы можно,
В эти минуты легко умереть.

Музыка стихает.

Ведущий :
Вальс звучит в балете, в оперетте, иногда служит основой романса, оперной арии. И у самого вальса есть несколько разновидностей: вальс-бостон, вальс-мазурка, вальс-фантазия. Вальс-бостон был создан в Америке в городе Бостоне. Это салонный лирический танец, чаще всего сентиментальный, медленный, такой как вальс-бостон из балета Глиэра «Красный мак».

Звучит вальс-бостон.

Ведущая :
Вальс-мазурка - бальный танец, в каждом четвертом такте исполняются попеременно то движения вальса, то мазурки. Большой популярностью пользовался русский вариант вальса-мазурки. В Германии он даже назывался «русским вальсом?», хотя родом этот танец из Франции.

Звучит вальс-мазурка.

Чтец:
В ритме вальса все плывет,
Весь огромный небосвод.
Вместе с солнцем и луной
Закружился шар земной.
Все танцует в этой музыке ночной.
В ритме вальса все плывет,
Весь огромный небосвод,
Все кружится, скользя, удержаться нельзя, –
В ритме вальса все плывет.

Музыка стихает.

Ведущий :
И мы с вами,- кружась, подошли к порогу XX века. Его начало почему-то отвергло этот танец. В моду вошли вначале танго и фокстрот, потом; революционные песни и марши. Этот прекрасный, парящий над землей танец, называли мещанским, отжившим. Но он выжил и возродился.,. в песнях. В предвоенные годы танцевали старинный вальс «Осенний сон», пели и танцевали «Амурские волны», «На сопках Манчжурии».
Чтец:
Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»,..
Милосердные сестры в палатах дежурили,
Госпитальные койки - железные, узкие.
Терпеливые воины-ратники русские.

Нежный запах духов, вуалетки ажурные.
И ничуть не гнушаясь повязками прелыми,
Наклонялись над раненым юные фрейлины.

Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»…
Перед вами, едва лишь-глаза вы зажмурите,
Катит волны Цусима, и круглые, плоские,
Чуть качаясь, плывут бескозырки матросские.
Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»…
И ткачихи, которых в конторе обжулили,
И купцы, просветленные службой воскресною,
И студент, что ночной пробирается Преснею…
И склоняются головы под абажурами
Над комплектами «Нивы», такими громоздкими,
И витают, витают, над нами - подростками -
Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии». (В. Лившиц)
Ведущий :
А в годы войны вальс приходил даже на передовую.
Чтец:
Бывает порой среди ясного дня
Взгрустнется чуть-чуть иногда,
Мелодия вальса уносит меня
В тревожные дни и года.
Нет, мне не забыть, Я помню вас,
Усталый, утомленный,
В шинели опаленной Товарищ вальс.
Ведущая :
Среди лирических песен, которые писались во время войны, было много вальсов – «В землянке», «Синий платочек», «Случайный вальс» - они давали солдату возможность мысленно поговорить с близкими, подумать, вспомнить сокровенное.

Звучит песня М. Блантера и М. Исаковского «В лесу прифронтовом».

Ведущая :
И в наше время написано множество песен на мелодию вальса - «Севастопольский вальс», «Мамин вальс», «Школьный вальс»… Вальс - объяснение в любви, вальс - воспоминание о юности, вальс, наполненный радостью жизни…

Звучит один из этих вальсов.

Ведущая :
А закончить наш вечер я хочу прелестным стихотворением Ивана Бунина:

Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных,
И зал плывет, плывет в протяжных
Напевах счастья и тоски.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный.
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.

Под звуки вальса и танец вечер заканчивается.

Могут звучать и другие всеми любимые вальсы: Г. Свиридов «Отзвуки вальса», Д. Шостакович «Лирический вальс», Э. Колмановский «Вальс о вальсе», вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Е. Доги, Штраус «У прекрасного голубого Дуная», П. Чайковский «Вальс из балета «Спящая красавица? и др.

Внеклассное мероприятие: лекция-концерт "Серебряные струны"

Кулагина Галина Валерьевна, преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ № 7», г. Курск.
Описание материала: внеклассное мероприятие разработано для обучающихся «Детских школ искусств» как отделения струнно-щипковых инструментов и их родителей, так и для обучающихся других отделений. Ведущие могут так же являтся участниками концерта. В мероприятии может быть использована презентация, или просто иллюстрации, и аудиозаписи. Конспект может быть полезен для преподавателей "Детски школ искусств" и музыкальных школ, кружков игры на струнно-щипковых инструментах.
Внеклассное мероприятие
Лекция-концерт для обучающихся и родителей класса преподавателя Кулагиной Г.В.
«Серебряные струны»

Цель: создание условий, способствующих повышению творческой активности обучающихся и повышения мотивации к обучению.
Задачи:
1. Повысить мотивацию к обучению игре на инструменте.
2. Создать условия для раскрытия творческих способностей.
3. Развивать артистизм, эмоциональность, свободу исполнения на публике.
4. Закрепить и совершенствовать знания, умения и навыки.
5. Способствовать эстетическому развитию и воспитанию обучающихся.
6. Способствовать повышению интереса родителей к творческой жизни детей.

Используемые материалы: музыкальные инструменты: домра, балалайка, гитара.

Ход мероприятия

Вступительное слово педагога
Здравствуйте, уважаемые родители, обучающиеся и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем небольшом концерте, посвященном струнно-щипковым инструментам, «Серебряные струны». Сегодня обучающиеся моего класса поделятся своими достижениями в обучении игре на инструментах, впервые попробуют себя в качестве артистов и концертных исполнителей.
Ведущий 1.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем небольшом концерте, мы хотели бы познакомить вас с очень интересными музыкальными инструментами.
Ведущий 2.
- Сегодня мы познакомимся с музыкальными инструментами, которые относятся к группе струнно-щипковых инструментов, а именно с домрой, балалайкой и гитарой. Все эти инструменты объединяет наличие струн и способ извлечения звука щипком.
Ведущий 1.
- «Предки» домры были известны еще в IV веке до н.э. Домра является самым ярким струнно-щипковым инструментом, звук у нее звонкий и певучий.
В.Шаинский «В траве сидел кузнечик» исполняет ученица 1 класса Подунова София.
Ведущий 2 .
Главными исполнителями на домре во времена Древней Руси были скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актерами, акробатами и балагурами. Сейчас домра снова обрела популярность, благодаря своим исполнительским возможностям, она составляет основную мелодическую группу в оркестре русских народных инструментов.
А.Спадавеккиа «Добрый жук» из кинофильма «Золушка» исполняет Подунова София.
Ведущий 1.
М.Красев «Елочка» исполняет Подунова София.
Ведущий 1.
- А теперь давайте познакомимся еще с одним инструментом, который входит в состав оркестра русских народных инструментов, с балалайкой!
Этот струнно-щипковый инструмент был сконструирован и усовершенствован первым русским профессиональным балалаечником В.Андреевым. Он и создал первый оркестр русских народных инструментов, который назывался Великорусским.
Обработка В.Городовской «У голубя, у сизого», исполняет ученик 2 класса Лихонин Владимир.
Обработка П.Куликова «Утушка луговая», исполняет Лихонин Владимир.
Ведущий 2.
- Поиграй-ка, пострадай-ка,
Символ русской старины,
Балалайка, балалайка –
Немудреных три струны!
Разудала, бесшабашна,
Не дает она скучать.
С балалаечкой не страшно
Горе горькое встречать.
Широка и непонятна,
Словно русская душа.
С балалаечкой приятно
Радоваться, грусть круша.
С балалаечкой не стыдно
И в концертах выступать.
И порой ей так обидно
«Иностранцам» уступать!
Вот опять смеется, плачет,
Перебором душу рвет,
В удали кручину прячет,
А как за сердце берет!
Светит месяц круторогий,
Тройка мчится, даль бледна…
Три струны – как три дороги
И судьба – на всех одна. (Кукушкина Г.)
Обработка Д.Голубева «Степь, да степь кругом», исполняет ученик 2 класса Переверьзев Иван
Обработка П.Куликова «Плясовая». Исполняет Переверьзев Иван.
Ведущий 1.
- А сейчас в исполнении Лихонина Владимира, послушайте пьесу в обработе А.Шалова «Ехал казак за Дунай».
Ведущий 2.
- А теперь давайте, поближе познакомимся с гитарой.
Гитара также относится к группе струнно-щипковых инструментов, но в отличие от домры и балалайки имеет шесть струн.
-Чебышев Илья, ученик 1 класса исполнит «Вальс» М. Каркасси.
Ведущий 1.
- В.Калинин «Маленький испанец», исполнит ученица 1 класса Костина Валерия.
Ведущий 2.
- Давайте послушаем произведение, которое исполнит ученица 2 класса Дорохова Евгения. Л.Бетховен «К Элизе».
Ведущий 1 .
- Для гитары написано много интересных произведений. Сегодня на этом инструменте можно исполнять практически любую музыку, как старинную, так и современную, а также обработки русских народных песен. И конечно, под аккомпанемент гитары можно исполнять практически любые песни и романсы.
В.Высоцкий «Песня о друге», исполняет Костина Валерия.
А.Иванов-Крамской «Прелюд», исполняет Дорохова Евгения.
В.Гомес «Романс » 1 часть, исполняет Чебышев Илья.
Ведущий 2 .
- Сегодня мы постарались познакомить вас, дорогие родители и слушатели, со струнно-щипковыми инструментами, их звучанием и нашими достижениями в освоении этих инструментов.
Ведущий 1.
-Мы благодарим вас за внимание и будем рады видеть вас на ниших новых выступлениях.

1 ведущий:

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной.

Сегодня мы расскажем вам о танцевальной музыке. Танец существует столько же лет, сколько и человечество. Танец - это искусство движений в определенном ритме. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов, каждой исторической эпохи.

Открывает концерт Тихонов Сергей (баян). Он исполнит для вас танец бурре .

(пока ученик выходит и готовится к выступлению, ведущий знакомит слушателей с танцем, затем следует исполнение)

Бурре – старинный французский народный танец дровосеков (по-французски burree-вязанка мелких дров). Исполняется тяжело, шутливо, с прыжками (как бы уминая связку валежника). В XVI-XVIII вв. бурре распространился в придворном и городском быту, превратившись в подвижный, веселый танец. Размер двухдольный; начинается затактом. Бурре часто встречался в сюитах XVIII века (например, “Английских” и “Французских” сюитах И.С.Баха).

А сейчас прозвучит сицилиана . (выходят артисты и готовятся к выступлению ).

Сицилиана – старинный итальянский народный танец в характере пастушеской идиллии. Этот танец полюбили во всей Европе в XVII-XVIII веках. Его размер 6/8, с сочетанием пунктирного ритма. Он плавный и грациозный. Сицилиана могла быть одной из частей какого-нибудь крупного произведения, например сонаты или сюиты .

Выступает дуэт баянистов: Фруктов Артем и Тихонов Сергей. Бах. Сицилиана.

Танцевальная музыка обычно сопровождает танец. Она усиливает выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком.

Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная . Музыка, под которую танцуют, называется прикладной. Концертная танцевальная музыка исполняется на сцене, ее слушают. А сочиняют такую музыку профессиональные композиторы. Они так же пишут обработки народных танцев. Ярким примером служат “Норвежские танцы” Э.Грига, “Венгерские танцы” Й.Брамса.

А сейчас мы послушаем “Словацкую плясовую” в исполнении трио домристов: Ерошкиной Наташи, Москалевой Инны и Наговициной Жени.

2 ведущий:

Нетрудно заметить, что это плясовая по характеру и ритму очень напоминает польку . Узнаем подробнее об этом танце. Итак...

Полька. Многие, вероятно, полагают, что этот веселый, простой и в недавнем прошлом очень популярный танец – польского происхождения. Но на самом деле танец этот чешский. В чешском языке тоже есть слово “полька” (точнее “пулька”), оно означает половину, точнее полшага.

По характеру полька близка нашей кадрили . В XIX веке она была одним из любимых бальных танцев во всей Европе. Его танцевали пары по кругу, с поворотами и подскоками. Музыка имеет веселый, задорный характер, исполняется в двухдольном размере.

Послушаем польку в исполнении Ильиных Никиты (баян). (Тихончук. Полька).

Танец, о котором пойдет речь, был не менее популярен в Европе в XIX веке.

Мазурка – польский народный танец (название происходит от слова “мазуры” – так называют жителей одной из областей Польши - Мазовии). Музыка мазурки яркая и зажигательная. Темп мазурки бывает различным – от умеренного до очень быстрого, трехдольный размер с четким ритмом и резкими акцентами. Его любили танцевать и в России.

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то…
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же…

А.Пушкин. “Евгений Онегин”

Мазурка является бальным танцем. А предками бальной мазурки были три польских народных танца – мазур, оберек и куявяк . В музыкальной литературе известны мазурки Ф.Шопена, Г.Венявского, М.Глинки, П.Чайковского.

Исполнит мазурку Аносова Настя (фортепиано). (Львов-Компанеец. Мазурка).

Танец, который прошел испытание временем и остается популярным сегодня, знают все. Конечно, это вальс.

Вальс известен более двухсот лет! Название этого танца происходит предположительно от немецкого слова walzen – раскатывать. Вальс танцуют плавно кружащиеся пары; темп его бывает различным – от медленного до очень быстрого. Размер трехдольный; в аккомпанементе характерен опорный акцент в басу на сильной доле такта и два аккорда – на слабых долях (показ на фортепиано ).

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.

А.Пушкин. “Евгений Онегин”

Родина вальса - Вена (Австрия). Вальс возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Одним из ближайших его предшественников был австрийский танец лендлер . Широко известны фортепианные вальсы Ф.Шопена, Ф.Шуберта. Вальс-фантазия М.Глинки, балетные и симфонические вальсы П.Чайковского и С.Прокофьева. Значительную роль в истории вальса сыграл композитор Иоганн Штраус, которого называли “королём вальса”.

Мы послушаем несколько вальсов разных композиторов.

  1. Д.Шостакович. “Лирический вальс” из сюиты “Танцы кукол”. Выступает Деркач Лена (фортепиано)
  2. Ф.Шопен. “Забытый вальс”, исполняет Косенок Ксения.
  3. Э.Григ. Вальс. Исполняет Смирнова Настя
  4. Черчилль. Вальс из мультфильма “Белоснежка и 7 гномов”. Исполняет Ерошкина Наташа (домра).
  5. Пляскин Степан исполнит вальс “Дунайские волны” (аккордеон).

3 ведущий:

Ребята, поговорим о танцевальной музыке XX века. Оглядываясь назад, можно вспомнить множество танцев, которые были очень модными в прошлом столетии. Например, в начале века появился американский танец фокстрот , что в переводе означает “лисий шаг”. И еще много разных популярных танцев: рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый предыдущий танец уступал место новому.

Танго – один из самых популярных танцев XX века.

В середине XIX века в Севилье (Испания) распространилось танго, пришедшее из другой испанской провинции-Андалусии. Оно так и называлось андалусийским, но при этом было весьма похоже на кубинскую хабанеру, которая там называлась американским танго. Через четверть века танго “пропутешествовало” в Аргентину, где стало чрезвычайно модным и обогатилось интонациями аргентинской песни-танца – милонги. Так в начале XX века в Европу проникло и всех покорило аргентинское танго – медленный и томный парный танец.

По телевидению часто транслируют различные танцевальные конкурсы, где можно увидеть множество танцев разных стилей и направлений. А недавно появились телевизионные танцевальные шоу с участием известных артистов и телеведущих: “Танцы со звездами”, ледовое шоу “Ледниковый период” и “Звезды на льду”. Вы, ребята, наверняка смотрели эти телепередачи и могли наблюдать за движениями красивых пар, танцующих танго – обязательного номера конкурса.

Современные композиторы тоже сочиняют музыку в стиле танго. Такие пьесы встречаются и в репертуаре для учащихся.

Выступают Павлова Лена и Приступа Аня. В исполнении фортепианного дуэта прозвучит танго композитора Смелкова “На Бармалеевой улице”.

Болеро – еще один танец, родиной которого является Испания. Замысловатый и выразительный ритм отстукивают танцоры кастаньетами или щелканьем пальцев. Обычно аккомпанирует им гитара и барабан. Темп болеро умеренный, в трехдольном размере. Традиции музыки болеро с огромной яркостью воплотил в своем оркестровом произведении “Болеро” знаменитый композитор первой половины XX века М.Равель. Поэт Н.Заболоцкий посвятил его произведению замечательные строки стихотворения, в котором называет французского композитора “испанцем”.

Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный –
Напев волынки, скудный и печальный,
И эта пляска медленных крестьян…

Но жив народ и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О болеро, священный танец боя!

Танец этот не простой, а что-то вроде танцевальной сюиты, в каждой части которой свой сюжет. Так в 1-ой части - хореографическое изображение прогулки. В следующих частях танцующие поочередно показывают свое искусство.

Послушаем пьесу “Испанское болеро” композитора Е.Меццакапо. Выступает Ерошкина Наташа (домра).

В начале прошлого столетия фортепианные, но иногда и оркестровые пьесы получили некоторое распространение в профессиональной музыке, формировался новый музыкальный стиль - джаз . Регтайм был предвестником джаза. Ритмическая острота, несовпадение акцентов, блестящая переливчатость пассажей и жесткие аккорды – все это характерно для регтайма.

Выступает Панина Саша. Джоплин. Регтайм.

Rag по-английски значит “тряпье”, “лохмотья”, “грубая насмешка”, “скандал”. Беспорядочный, неравномерный, “рваный”, но, очень темпераментный, зажигательный ритм родился в музицировании северо-американских негров в кафе и танцевальных залах в конце XIX века.

Сейчас прозвучит еще одна пьеса в стиле регтайма композитора Фостера “Ой, Сюсанна”. Выступают Фарафонова Алина и Маврина Марина (фортепианный дуэт).

Композиторы разных стран и континентов нашего времени сочиняют много различных пьес в современных танцевальных ритмах. Они наполнены новыми мелодическими и ритмическими красками. Послушаем эти произведения.

Петерсон “Старый автомобиль”. Исполняет Викторова Маша.

В исполнении дуэта пианистов Стрелец Эли и Наумовой Даши прозвучит лирическая пьеса “Вечерний город”, которая и завершит наш концерт.

1 ведущий:

Ребята. Наш концерт подошел к концу. Сегодня вы познакомились с танцевальной музыкой разных стран и эпох. Музыка и танец шагают вместе. И в этом вы убедились.

2 ведущий:

Вы услышали старинные танцы: бурре и сицилиану. Узнали многое о бальных танцах XIX века: вальсе, польке, мазурке.

3 ведущий:

Наверняка вам понравились испанские танцы болеро и танго, а также музыка (пьесы) в современных ритмах.

В концерте принимали участие ученики фортепианного, струнно-щипкового отделов, а также класса баяна и аккордеона. Вели концерт учащиеся 6 “а” класса.

До новых встреч в нашей музыкальной гостиной.

Список литературы.

  1. Рыцарева М.Г. “Музыка и я”, 1998г.
  2. Булучевский Ю., Фомин В. “Краткий музыкальный словарь для учащихся”, 1983г.
  3. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. “В мире музыки” 1997г.
  4. Горюнов Л.П., “О развитии музыкальной культуры школьника”, 1994г.
  5. Брылина В.Л. “Формирование эстетического сознания в процессе обучения со школьниками”. Киев, 1995.

Разработка внеклассного мероприятия.

Форма проведения: Лекция – концерт

1.Познакомить учащихся с жанром «танец», с историческим развитием танца, лучшими образцами танцевальной музыки.

2.Развитие интереса к предмету, развитие музыкальных способностей, расширение музыкального кругозора.

3.Воспитание интереса к классической музыке, воспитание духовной культуры учащихся.

Использование материалов: Иллюстрации

Портреты композиторов

Муз. материал для слушания

Видеоматериалы.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир музыки, в небольшое путешествие во времени. Помните, как в сказке «Волшебник изумрудного города», Элли со своими друзьями тоже отправилась в путь. У каждого была мечта, которую они хотели осуществить: Элли – поскорее вернуться домой, Соломенный Страшила – приобрести ум, Железный Дровосек – любящее, настоящее сердце, Трусливый Лев – смелость.

И нам тоже пригодятся и умная голова (чтобы быть внимательным) и понимающее, чуткое сердце (чтобы понимать музыку). Слушать музыку не так-то просто. Нужно не просто слушать, а услышать ее. А чтобы услышать и понять музыку, нужно научиться слушать тишину.

1. Игра:

«Слушаем тишину»

Продолжим наш разговор о музыке, а говорить мы будем о танцевальной музыке, о танце, который танцуется уже три столетия. Недаром я вам сказала, что мы отправимся в музыкальное путешествие во времени. Мы проследим историю этого танца XVII века и до наших дней.

Очень часто в истории и жизни танцев происходили удивительные перемены: из народной среды некоторые из них постепенно перемещались в аристократические залы, становясь бальными. А как вы знаете, на балах свои законы, свой собственный этикет. Крестьянские танцы могли неузнаваемо измениться, ведь на балу важно было показать изящество манер, красоту поз. Ядро каждого танца – это темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

Ребята, а кто из вас знает, под какой счет танцуется вальс? (ответ уч-ся)

«Раз-два-три, раз-два-три» - так много лет назад танцевали жители австрийских деревень и маленьких городков. По праздникам собирались они на лужайке в нарядных костюмах и грубых деревянных башмаках. Бойко притоптывая, плясали под нехитрую музыку скрипочки. Парни подхватывали девушек и слегка подбрасывали в танце. Эта пляска называлась - немецкий народный танец и с вальсом было мало общего (только размер). Вскоре этот танец дошел до главного города Австрии – Вены. А жители Вены любили танцевать и на балах, и у себя дома, и в гостях. Сначала на этот танец они смотрели свысока и пренебрежительно говорили: «Ландаль! (что означает «деревенщина»). Как грубо они танцуют! Башмаки стучат, женщин подбрасывают, те вскрикивают! Ну, зачем так прыгать! В городе люди ходят важно, плавно, мягко. А если его так и исполнить?»

Затем у немецкого танца появилось другое название: Лендлер. А сам танец стал благородней предыдущего.

Исполнение:

2. Л.Бетховен «Немецкий танец»

3. Ф.Шуман «Немецкий танец»

К концу XVIII века танец получил новое название – вальс. Слово «вальцен» означает «крутящийся, вращающийся». Музыка как бы вовлекает, втягивает в водоворот танца. Вскоре вальс распространился во всей Европе. «Королем вальса» называют австрийского композитора Иоганна Штрауса – сына. Им было написано более 600 танцев, его вальсы – «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса» - знают и любят люди всего мира.

Слушание:

Помимо танцевальных вальсов, есть вальсы для концертного исполнения. Лучшие из них написаны Ф.Шубертом, Ф.Шопеном, П.Чайковским и другими. Среди 17 вальсов Ф.Шопена очень популярен вальс до минор. Он построен на чередовании эпизодов различного характера: грациозного, подвижного, песенно – лирического.

Слушание:

5. Ф.Шопен «Вальс»

Вальсы есть в творчестве каждого композитора. По характеру они могут быть разные: медленные, мечтательные, стремительные, фантастические. Исполняться могут на разных инструментах и симфоническим оркестром.

Исполнение:

7. Д.Б.Кабалевский «Вальс»

8. А.Гречанинов «Вальс»

9. Э.Григ «Вальс»

10. П.Морис «Вальс голубого перса»

11. А.Гречанинов «Вальс»

Многие композиторы включали вальсы в оперные и балетные спектакли. Широко известны вальсы из балетов П.И.Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин».

Исполнение:

12. П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

13. П.И.Чайковский «Вальс» из оперы «Евгений Онегин»

Мы очень часто можем услышать вальс по радио и на телевидении. Они звучат в спектаклях, музыкальных сказках, в кинофильмах. Многие композиторы пишут музыку к кинофильмам. Если музыка красива и запоминающая, она становится визитной карточкой фильма.

Исполнение:

14. А.Петров «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля»

15. Е.Дога «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

В наше время тоже танцуют вальс. Танцоры разных хореографических коллективов исполняют разные танцы: венский вальс, медленный вальс, фигурный вальс.

Просмотр видео:

16. «Фигурный вальс» в исполнении ансамбля «Звездный экспресс»

17. «Медленный вальс»

18. «Венский вальс» в исполнении танцоров спортивно-бальных танцев.

Вальс обогатил и народную песню, и городской романс. В песне – вальсе может «высказаться» вся жизнь. Первый школьный вальс и вальс выпускного бала. Вальс первой влюбленности и свадебный вальс. Если прислушаться – невольно удивляешься, как часто звучит вальс вокруг вас, а мы этого не замечаем.

Исполнение:

19. Музыка Я.Дубравина сл. С.Суслова «Вальс»

20. Музыка В.Литвинова сл. Л.Хохловой «Вальс расставанья»

Мы подошли к концу нашего пути, ребята. Я думаю, вы придете еще к нам, в нашу музыкальную гостиную. Ведь музыка так разнообразна и интересна. Я хочу пожелать вам светлых, радостных музыкальных дорог. До свиданья, до новых встреч!



Загрузка...
Top