Ведущие балерины мариинского театра. Балетная труппа мариинского театра

Заслуженная балерина РСФСР, старейший педагог Мариинского театра Ольга Искандерова погибла в ДТП на Невском проспекте ночью 18 июня. Виновником ДТП был 28-летний уроженец Владивостока по имени Иван (фамилия не уточняется), который устроил на Невском гонки со своим приятелем.

74-летнюю балерину сбили на пешеходном переходе у дома №73 примерно в час ночи, виновник ДТП был за рулем автомобиля Toyota Supra. Пожилая женщина жила одна, поэтому ее ученики и коллеги не сразу узнали о ее смерти.

Известно, что водитель какое-то время работал в администрации Приморского края, а пару лет назад переехал в Петербург, где его часто останавливают сотрудники ДПС. Последний раз его штрафовали за превышение скорости на том же Невском проспекте. Сейчас он находится под подпиской о невыезде.

Также из видеозаписи понятно, что водитель с приятелем в соседних полосах устроили гонки на Невском проспекте. На предыдущем светофоре они договаривались об условиях. Диалог звучал примерно так (исключены междометия, ненормативная лексика):

− Ты не давил, что ли?
− Я больше тебя поехал. Я на тебя смотрю, поехали. А ты уже ждешь зеленый.
− А да, я по зеленому. А ну давай тут нормально дубаснем. Просто уже час ночи, завтра понедельник.
− Ну да, может, по домам.
− Да.
− На зеленый?
− Да. Именно на зеленый, не на желтый.
− Я понял.


В пресс-службе Мариинского театра подтвердили гибель балерины Ольги Искандеровой. Театр связался с ее дальними родственниками, которые сейчас находится на прямой связи со следствием.
Уроженка Ленинграда, классическая балерина Ольга Искандерова была принята в труппу Кировского (ныне Мариинского) театра в 1962 году, после окончания Хореографического училища имени Агриппины Вагановой, и танцевала на этой сцене в течение 23 лет. Исполняла партии и танцы в балетах классического репертуара.

С 1985 года она преподавала классический танец в средних классах Хореографиеческого училища имени Вагановой (ныне − Академии русского балета имени Вагановой). Среди ее учениц − Дарья Павленко, Вероника Парт, Виктория Кутепова.

С 1998 года Ольга Искандерова работала педагогом-репетитором Мариинского театра, занималась с солистами. Одновременно преподавала в балетных школах Канады, Республики Корея, США, Японии.

ТАСС

Фото: Олег Зотов / Мариинский театр

"Фонтанке" известно, что в отношении виновника ДТП в Главном следственном управлении ГУ МВД возбуждено уголовное дело по 264-й статье УК РФ "Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека". Не секрет, что по данной части этой статьи следствие не часто выходит в суд с ходатайством об аресте. Все же данный случай вызвал такую реакцию среди сотрудников ГИБДД и следствия, что на первом этапе планировалось даже присоединить еще и статью 109 УК РФ "Причинение смерти по неосторожности": движение по Невскому проспекту со скоростью более 100 км в час объективно предполагает гипотетический риск наезда.

Однако, как стало известно "Фонтанке", изучив записи камер видеонаблюдения ГМЦ, установленных на Невском проспекте, сотрудники разглядели, как потерпевшая сначала переходит на зеленый свет, а когда она доходит до разделительной полосы на проспекте, загорается красный. Судя по всему, она это не заметила и пошла дальше. Таким образом, формально "Тойота Супра" сбила ее на красном.

Забытый балет

Вы переехали работать из Петербурга в Южную Корею. Насколько Азия сейчас популярна у наших артистов балета?

Скажу честно, в Европу и США мои коллеги переезжают в разы чаще. В Южной Корее балету всего около 50 лет, а компании «Юниверсал-балет» (крупнейшая балетная компания Южной Кореи, базируется в Сеуле. - Ред.), в которой я теперь работаю, и вовсе 33 года. Помимо нее, в стране есть еще Корейский национальный балет, где могут работать только корейцы. Никакой дискриминации: подобные компании существуют и в других странах, например, во Франции. Там тоже танцуют исключительно французы.

- Почему вы решили покинуть Мариинский театр?

Все началось с того, что в «Юниверсал-балет» устроилась моя коллега. Однажды я спросил ее, нужны ли там ребята-танцовщики. Я отправил в компанию видео своих выступлений, и вскоре меня позвали работать. Я тут же согласился, потому что уже давно хотел поменять свою балетную жизнь в лучшую сторону. А в компании «Юниверсал-балет» оказался очень богатый репертуар: есть что потанцевать.

Проблема в том, что в Мариинском театре на данный момент больше внимания уделяется опере и музыке, чем балету, о котором будто забыли. Поначалу в Мариинском театре еще ставили новые спектакли, приглашали хореографов, в том числе зарубежных. Но потом все это как-то поне­многу прекратилось.

Последним из знаковых балетмейстеров два года назад приехал Алексей Ратманский (постоянный хореограф Американского театра балета. - Ред.), который поставил в Мариинском театре балет Concerto DSCH на музыку Дмитрия Шостаковича. Подолгу я танцевал в одних и тех же классических постановках. Но хотелось и какого-то нового репертуара, современной хореографии.

Но если у нас есть прекрасная классика - «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», так, может, современная хореография и не нужна?

Без новых спектаклей не будет развития театра и артистов. За границей это понимают. Например, в Южной Корее мы недавно танцевали «Маленькую смерть» Иржи Килиана (чешский танцовщик и хорео­граф. - Ред.). Это современная классика, которая идет в театрах многих стран мира. Но почему-то не в Мариинке. А еще здесь есть в числе прочего балет «Ромео и Джульетта» в постановке Кеннета Макмиллана (британский балетмейстер, руководитель Королевского балета в 1970–1977 годах. - Ред.), «Евгений Онегин» Джона Ноймайера (балетмейстер, глава Гамбургского балета с 1973 года. - Ред.), In the Middle, Somewhat Elevated («В середине что-то возвышалось») Уильяма Форсайта (американский хореограф, его балетная труппа «Форсайт компани» занимается экспериментами в области современного танца. - Ред.).

Фабрика Гергиева

- Мы становимся балетной провинцией?

Я бы так не сказал. Просто Мариинский театр превращается в некую фабрику. В месяц у артиста там может быть 30–35 балетных спектаклей. Например, мне иногда приходилось выступать даже дважды в день. Поначалу люди, открывая такую напряженную афишу на месяц вперед, делали удивленные круглые глаза. Но человек привыкает ко всему. Вот и мы со временем привыкли. Каждый день работали, выходили на сцену, исполняли, что должны. Но на подготовку новых спектаклей ни времени, ни сил ни у кого уже не хватало, ведь старые вещи, репертуар, который идет, тоже надо репетировать. Многие артисты балета уходили именно из-за этой рутинной однообразной работы.

Здесь в месяц идет 6–7 спектаклей. И к каждому из них мы тщательно готовимся, ведь время позволяет. Например, недавно танцевали модерн-программу, и от каждого зарубежного хореографа (чьи постановки спектаклей входили в эту программу. - Ред.) приезжал ассистент, с которым мы вместе работали: он объяснял какие-то нюансы, детали. С января, что я здесь, уже столько эмоций получил и столько всего станцевал!

- Как вы думаете, почему в Мариинском театре такой конвейер?

Просто человек, который стоит во главе театра (Валерий Гергиев. - Ред.), сам такой же. Он очень работоспособный. В один день он в Москве на встрече, через три часа летит в Мюнхен дирижировать симфоническим оркестром, а через пять часов снова в Москве на приеме. Он, видимо, решил, что и его театр должен работать очень активно. Конечно, это неплохо. Но иногда я себя ощущал в Мариинке будто шахтером: трудился с утра и до ночи. Например, нередко уходил из дома в 10 утра, а возвращался в полночь. Конечно, это было очень тяжело. С другой стороны, у любого театра в мире есть свои проблемы.

«Северо­корейских бомб здесь не боятся»

Как вас приняли коллеги-танцовщики в Южной Корее? Был ли какой-то повышенный интерес к вам, поскольку вы из Мариинского театра?

Никаких особых восторгов я не заметил. Возможно, раньше европейцы в балетном мире Кореи и были в диковинку, но сейчас к нам все уже давно привыкли. Например, в «Юниверсал-балет» примерно половина всех танцовщиков приехали из Европы. Есть и американцы. Кстати, в корейском балете очень многое взято именно из русского балета. В частности, здесь немало постановок Мариинского театра. Поэтому мне здесь очень легко: я как танцевал «Щелкунчика» или «Дон Кихота» в Мариинке, так и танцую здесь.

- Какие условия предоставляют нашим танцовщикам корейцы?

Условия очень хорошие, в этом плане они молодцы. Например, мне тут же предоставили жилье - небольшую квартиру, хорошую заработную плату, которая в разы больше, чем была в Петербурге (впрочем, и цены здесь выше), и медицинскую страховку. В Мариинском театре артистам балета ее, кстати, тоже делали. Например, несколько лет назад мне по ней прооперировали колено.

- А конкуренция в балетном мире выше в России или Южной Корее?

Конкуренция есть везде, без нее ты просто не растешь. Но она адекватная и здоровая. Я не чувствовал ни в Петербурге, ни в Сеуле никаких косых взглядов или разговоров за спиной. Но даже если про меня что-то и говорят, я так погружен в работу, что не замечаю этого. А вообще рассказы про осколки стекол в пуантах и измазанные костюмы - это миф. За всю мою карьеру в балете я никогда с этим не сталкивался. И даже не слышал о таком. Никаких подстав.

- Азия - это совершенно другой мир. К чему вам было сложнее всего привыкнуть в Южной Корее?

Когда коллеги в Мариинском театре узнали о моем отъезде, то сказали, что мне там будет психологически очень тяжело жить. Но в Сеуле я настолько погрузился в свою профессию, что абсолютно ничего не почувствовал. Я просто танцую без этой петербургской гонки и чувствую себя абсолютно счастливым. Разве что язык надо подучить. Но и без него в Корее можно прожить. Дело в том, что местные люди очень доброжелательные. Стоит заблудиться в метро или на улице, как они сразу подходят и на английском языке предлагают помощь, спрашивают, куда мне надо.

- А как там относятся к Северной Корее? Чувствуется напряженность от такого непростого соседа?

Нет. Мне кажется, об этом никто даже не думает и корейских бомб не боится. Здесь все очень спокойно, и кажется, что вообще ничего не происходит. Нет ни терактов, ни катастроф, ни даже каких-то крупных скандалов. Но, несмотря на то, что здесь так комфортно, я все равно скучаю по Петербургу, своим родным и по Мариинке. Этот театр мне действительно очень много дал. Я там учился, нарабатывал опыт, формировал свой вкус, я там танцевал. И это навсегда останется в моей памяти.

«УСПЕХ – ЭТО КОГДА ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ ТЕБЯ НЕ ПОЗДРАВЛЯЮТ ДРУГИЕ СОЛИСТЫ»

Оксана Скорик – прима-балерина Мариинского театра . Глядя на нее, задумываешься: есть ли предел у балеринской красоты? От спектакля к спектаклю ее танец всё звонче и выразительнее, невероятная телесная магия. Наша встреча произошла в кафе, обещающем своим названием счастье, и порой беседа касалась воспоминаний и наблюдений, наглядно подтверждающих правоту древних латинян: кто мужественно переносит испытания, тот добивается блага.

Как Вы считаете, действительно ли в истоках творчества одаренного артиста всегда можно найти какое-то эмоциональное потрясение, которое оставляет опасную «рану»? И чем опаснее эта рана, тем пронзительнее результаты творческих поисков.

Я думаю, что да. Другой вопрос, что есть люди, которые умеют хорошо играть, и всё-таки, если ты никогда не ощущал боль утраты, настоящую любовь… сыграть такое искренне очень сложно.

Вы подобное переживали?

Да, и, знаете, мне кажется, что любые жизненные трудности дают понимание многого. Это совсем иное – познать чувства, нежели вычитать о них в книге.

Выходит, когда Вы танцуете царицу Мехменэ Бану или Жизель, Вы вспоминаете то, что с Вами происходило когда-то?

Да. И бывали спектакли, когда я, представляя то, что со мной было, заново переживала всё. Возможно, так не стоит делать, потому что каждый такой спектакль – это вывернутая наизнанку душа, вновь пережитое потрясение, но, с другой стороны, зритель всё видит. Можно, конечно, тихо переживать внутри себя… Но в балете каждая эмоция ограняется, отрабатывается в зале, эмоции должны быть не внутри, а в теле, не достаточно нахмуриться, чтобы зритель почувствовал, что мне плохо.

Какие поворотные события случались в Вашей жизни? Как они Вас изменили?

Вы знаете, у меня были отношения, после которых я, мне кажется, закалилась, как сталь. Поначалу было сложно видеть, как у этого человека появилась семья, какая-то дрожь есть до сих пор, поскольку мы видимся в театре. Сейчас, конечно, я привыкла, смирилась и желаю ему счастья. Я убеждена, что не стоит держать зло и обиды, просто не нужно забывать о том, что каждому воздастся по делам его.

Со стороны вы производите впечатление человека закрытого. Вы – интроверт?

Стопроцентный. И очень ценю собственное пространство. Даже в компании близких могу одновременно и быть, и не быть – уйти в какие-то свои мысли, наблюдать за всем со стороны. Подруги уже привыкли.

Для Вас нет диссонанса в том, что Вы, будучи интровертом, занимаетесь профессией, которая публична? На сцене на Вас устремлены тысячи глаз; вместе с тем о Вашей частной жизни неизвестно ничего, кроме того, что предлагают слухи.

Я однажды ради любопытства решила в google посмотреть, что в нем обнаружится по поиску «Оксана Скорик». Вбила и смотрю: один балет, балет, балет, десятки видео, балетных фотографий. А потом решила посмотреть, что google выдаст на имена некоторых других балерин… и вижу: пресс-конференция такая, пресс-конференция сякая, балерина посетила магазин, балерина поучаствовала в показе и так далее. И тогда я поняла: я все правильно делаю. Хочу, чтобы меня запомнили, прежде всего, как балерину на сцене, а не ту, у которой такой-то стиль одежды, такие-то отношения и родители. У меня есть профессия, и это главное.

С кем чувствуете себя «своей» среди «своих»? Кто первым узнает обо всех новостях?

У меня с мамой хорошие отношения, но я – человек достаточно суеверный, и когда случается что-то хорошее – новая партия, например, – я молчу очень долго, чтобы не спугнуть счастье. Многим делюсь с Женей (Евгением Иванченко – партнером Оксаны, премьером Мариинского театра – прим. BM.). Он – редкий человек, который никогда не позлорадствует, и как партнер – чудо.

Ваши совместные спектакли – это, на мой взгляд, лучшее, что случается в дуэтном танце на сцене Мариинского. Жаль, что Евгений теперь редко выходит в больших спектаклях, хотя его форма на протяжении стольких лет работы в театре – это что-то удивительное…

Он в шикарной форме. С возрастом танцовщики «усыхают», поскольку уходят растяжка, мягкость в теле, а у него природа такая, что с годами эти изменения почти не видны. И чувствуется его вагановская школа – кажется, он и в восемьдесят будет ходить с такой же прямой спиной. И еще он необычайно хладнокровен на сцене, знаете, как это подкупает? Он и в зале сдержан, даже тогда, когда возникают какие-то споры, совершенно невозмутим. В жизни такой же. Поэтому с ним так приятно танцевать – у него никогда не дрожат руки, на сцене держит себя размеренно и тихо, но при этом, когда отдаешь ему какую-то эмоцию, взгляд, он всегда на них отвечает, смотрит в глаза…

Балет – это уход от реальности? Ведь на сцене отступают и кривотолки, и зависть.

Для меня спектакль – это маленькая жизнь от самого начала – первого выхода – и до конца, когда проживаешь сцену за сценой. Поэтому это даже не уход, а возможность прожить другие жизни. И порой эта новая жизнь на сцене даже реальнее настоящей – той, что за кулисами.

Ученицы А.Я. Вагановой вспоминают, что она была чрезвычайна скупа на похвалу. Произнесенное ею «не так плохо» воспринималось комплиментом высшей пробы. Знаю, что педагог, с которым Вы работаете в театре, – Е.В. Евтеева – также скупа на похвальбу и очень требовательна. Вам кажется оправданной такая суровость?

Думаю, да. И для артиста зачастую даже не так важен тон, которым говорятся замечания, а их меткость. Елена Викторовна… Вы знаете, она же никогда не повышает голос, очень сдержанный человек. Поэтому самое страшное – это когда она сидит и ничего не говорит. В такие моменты танцуешь и думаешь: «Вот сейчас точно кошмар, наверное…». А когда проходишь какой-то фрагмент, и Е.В. встает и начинает говорить: «Сделай это лучше, и это, и то сделай по-другому, ну что же ты, и стопы не коси» – это естественный рабочий процесс с педагогом, который многое от меня требует. И потом, она же еще и очень чуткий человек и всегда замечает, если не все ладно, если какие-то проблемы, поскольку она сама танцевала все эти партии и через все трудности профессии прошла. По тем временам ее карьера была невероятной! В 19 лет у нее была запись «Лебединого озера» на Ленфильме. И то, что меня восхищает, – у нее и сын есть.

Действительно, еще не так давно артистки балета вынуждены были делать судьбоносный для себя выбор: семья, материнство или успех в профессии. Но в наши дни восстановительная медицина довела прогресс до того, что появились балерины-многодетные мамы, которые продолжают танцевать после рождения второго и даже третьего ребенка… Перед Вами стоит такой выбор?

Сколько себя помню, о семье думала в первую очередь, просто всему свое время. И как сложно найти своего человека, когда распадаются семьи, когда жизнь мужчины с мужчиной становится нормой! Мир перевернулся, а в балетном мире такого вообще хватает. Я немало ошибок совершила именно из-за своего желания быть рядом с любимым мужчиной, от многого отказалась – от участия в Большом Балете, например (проекте телеканала «Россия – Культура» – прим. ‘BM’) .

Вы прошли «школу» кордебалета и постепенно, а отнюдь не сразу совершили восхождение к сольным партиям. Такой подход выработан многими поколениями прекрасных артистов и, на Ваш взгляд, правилен? Вам жаль времени, проведенного в кордебалете?

Вы знаете, это с какой стороны посмотреть. С одной стороны, конечно, «школа жизни». Я многие спектакли знала «изнутри» и наизусть – рисунки, перестроения, кто за кем выходит, сколько есть времени до коды, до следующего выхода. Например, премьеру «Лебединого озера» – Одетту/Одиллию – танцевала без единой оркестровой репетиции, без сверки с кордебалетом! Нас просто тогда с партнером вбросили в новый спектакль. Хорошо еще, что удалось самим порепетировать на сцене – мы репетировали и ночью, и ранним утром, пока никого не было, урывали любую минуту, чтобы хоть как-то сориентироваться, приспособиться к покату (сцена Мариинского театра имеет наклон около четырех градусов – прим. ‘BM’ ). И поскольку еще в кордебалете я знала спектакль от корки до корки, досконально знала музыку, каждую ноту, на премьерном спектакле мне это очень помогло. То же было и с «Корсаром». Я стояла когда-то в характерном «Палестинском танце» (это было еще при М.Х. Вазиеве), и потому все мизансцены выучила наизусть.

С другой стороны… Девочки из кордебалета – я им поражаюсь. Они зарабатываются так, что не помнят, какое число, какой день недели. Они постоянно на сцене – вышли, и сорок минут без возможности расслабиться, убрать осанку. С ужасом вспоминаю, как я стояла четыре акта «Лебединого озера», и все в пуантах. А ведь еще случались «двойники» (два спектакля – утренний и вечерний в один день – прим. ‘BM’). Пока отпрыгаешь сиссоны, пока отстоишь положенное, с тебя пот сыпется градом, ноги немеют… это был ад.

Как Вы понимаете успех?

Успех… знаете, как он определяется? Когда после спектакля тебя не поздравляют другие солисты. Чувствуется зависть. Когда я дебютировала в «Лебедином», например, меня поздравляли все, и про себя я думала, как же на самом деле я выглядела, раз столько сейчас внимания и похвалы… Но, тем не менее, сразу дали второй спектакль.

Как интересно… когда же Вы бываете довольны собой, чувствуете, что спектакль прошел успешно?

Я, как ни странно, себя хвалю, когда удается выкрутиться из какой-то сложной ситуации. Перед одним из «Лебединых», например, за несколько дней до выступления, я поранила пальцы на левой руке так, что швы, конечно, накладывать было не нужно, и все-таки кожа была содрана вся… Пальцы не могла вытянуть, не то что в поддержках рукой держаться! В шутку мы с Ксандером Паришем (премьером театра – прим. ‘BM’) назвали этот спектакль «вокруг левой руки». Спасла специальная кожа для заживления из Германии, которой я обмотала пальцы, чтобы из зала не было видно, шрам остался до сих пор. Но тот спектакль был посвящен моему педагогу Е.В. Евтеевой, поэтому не выйти я не могла. И на сцене очень многое происходит, и когда удается пройти через все, я себе говорю, например: «Оркестр так ужасно играл, но я выдержала!».

Вы, конечно, слышите, когда балетный оркестр играет не так, как нужно?

Конечно! И дело не всегда в звучании. Бывает так, что дирижер не чувствует балерину: ему кажется, что для нее темпы затянуты и, как бы желая помочь, он начинает «гнать», тогда спектакль превращается в войну… И не всегда дирижеры присутствуют на репетициях, что, конечно, очень усложняет взаимопонимание. Вот Гавриэль Гейне, например. Мы его обожаем. Меньше чем на одну репетицию он не приходит никогда! Как правило, две-три репетиции, на которых он себе в партитуре отмечает пожелания балерин и для себя запоминает: «Оксане Скорик здесь медленнее, Виктории Терешкиной тут быстрее…».

Многое от дирижера зависит?

Очень многое! С Валерием Абисаловичем (Гергиевым – прим. ‘BM’), конечно, просто сказка. Когда была запись «Спящей» в 2015-м году, я танцевала Принцессу Флорину, на первом спектакле был быстроватый темп на «блинчиках» (балетные так называют повороты в прыжке «tour de force» – прим. ‘BM’) , я, тем не менее, справилась, но как при этом звучал оркестр! Было слышно каждую ноту, каждый инструмент, каждую тональность. Ведь танец – это живое воплощение музыки, и когда на некоторых спектаклях вся эта красота скрадывается, находить вдохновение в музыке получается не так просто.

Какая она – сцена Мариинского театра?

Мариинская сцена такая кусачая, такая коварная!.. Сколько бы раз ты ни танцевал на ней, каждый раз как в первый. Думаю, что все это из-за поката (смеется) и «подушки» (специального амортизирующего настила, который кладется на деревянный пол перед балетными спектаклями – прим. ‘BM’).

Говорят, покат – четыре градуса.

Вот ни то ни се. В Большом театре, например, покат очень сильный – сцена, как горка. А у нас что-то среднее, и сейчас в историческом здании лежит не самое удобное покрытие. В Мариинском-2, на новой сцене, «подушка» положена на бетон, а на старой – на деревянный пол, еще на тот самый, на котором танцевали великие. И многие артисты, не только я, жалуются, что пол из-за этого очень вязкий и мягкий, и в танце перегружаются голеностоп и икроножные мышцы. От этого происходят многие травмы. Амортизация слишком большая, слишком много сил требуется для того, чтобы танцевать на такой «подушке». И если для гимнастики – это как раз то, что нужно, т.к. прыжки гимнасток широкие по амплитуде, но не высокие, то в классическом балете, конечно, хотелось бы более жесткого пола, поскольку мы-то как раз выпрыгиваем ввысь. От нашего же пола оттолкнуться сложно, вот и получается двойная работа.

Как относитесь к распространившейся в последние годы «системе звезд», когда выпускники академий преподносятся как готовые звезды балета, спекулируют на своих родственных связях с достославными предками и т.д.?

Я вам скажу так: кто бы сейчас ни блистал, какими бы раскрученными ни были выпускники, история запомнит те имена, которые достойны. Есть, безусловно, одаренные балерины – Диана Вишнева, например. Она, действительно, пришла в театр готовой артисткой и была созревшей не только физически, но и ментально. В труппе сразу выделялась своей яркостью, необычностью, ее невозможно было спрятать в кордебалет, хотя, конечно, первое время и она в каких-то спектаклях стояла, изучала все изнутри. Мне тоже спустя время сказали, что уже в кордебалет меня нельзя я слишком выделяюсь, не подхожу. Неизменно одно: либо человек, на которого сделана ставка, прогрессирует, либо, как показывает практика, успокаивается и перестает развиваться. Когда ты приходишь в театр, ты – никто, в театре всё нужно доказывать с самого начала. Кому-то везет, у кого-то просто счастливая судьба. А «система звезд»… не думаю, что это временное явление. Если посмотреть афишу, то можно увидеть, что спектаклей становится только больше, а балетные поколения меняются все быстрее. Возможно, эта политика связана с необходимостью быстрого набора солисток, но времени на их «воспитание» и постепенный ввод в сольные партии попросту не остается.

Мариинского Театра, преподаватель в балетных классах, а также лауреат и победитель многих премий, таких как «Золотой софит» и Benois de la Danse.

Общая биография

Имя Юлии Махалиной в наши дни прекрасно известно большинству людей, хоть как-то стремящихся постигать российское национальное искусство. Юлия Махалина - балерина, которая, как и многие её коллеги, помогла вознести русскую школу балета до необычайных высот, показав всему миру совершенное мастерство русских танцоров и танцовщиц.

В репертуаре женщины на данный момент практически рекордное количество партий: балерина не только блестяще отыгрывала всемирно известные роли в «Лебедином Озере» или в «Спящей Красавице», но также была и, своего рода, новатором во многих других балетах ещё неизвестных авторов. Нужно ли говорить, что после того, как Юлия Махалина танцевала роль в неизвестном спектакле, он стремительно набирал популярность?

Детство

Стоит начать с истоков талантливой танцовщицы, которые приводят к прекрасному и старинному городу на Неве - Ленинграду, а ныне Санкт-Петербургу. Именно там в 1968 году 23 июня на свет появилась будущая артистка. Уже с рождения судьба решила проверить Махалину на прочность - в маленьком возрасте девочке поставили страшный диагноз - паралич ноги, из-за чего Юля сильно хромала. Ни о каких танцах тогда и речь быть не могло, однако именно они оказались лучшим лекарством для маленькой девочки. Не мешкая, родители Махалиной отдают дочь в балетный класс, который помогает ей бороться с недугом. И выбор терапии оказался абсолютно правильным.

Уже в 15 лет девочка демонстрирует незаурядные успехи в танце. Она наделена природной гибкостью, а хромота бесследно исчезает из судьбы юной балерины. Её талант отмечает Константин Сергеев, известный в ту пору артист балета и балетмейстер. И вот всё в те же 15 лет девочка танцует на сцене Мариинского театра Раймонду из одноимённого балета и роль Медоры из «Корсара».

Ранние годы

Успех начинает сопутствовать юной балерине, однако вокруг всегда было полно завистниц, которые в любой момент были готовы уколоть девушку за малейший недостаток или оплошность. Таким недостатком долгое время считались внешние данные Махалиной. Излишне высокая, с длинными руками и ногами, немного непропорциональная девушка блистала на сцене, затмевая шаблонных внешне одноклассниц. Юлия Махалина, рост, вес и в целом пропорции которой были далеки от стандартов балета, принесла в искусство вместе с новой внешностью и новую технику. Именно поэтому никто отныне просто не может указать на недостаток балерины, который заключается в её большом росте - Махалина уже давно ввела статность балерин в моду.

Первый выход на сцены Мариинского театра открывает многие двери перед балериной. В 16 она изумительно исполняет главную роль в «Щелкунчике», а через год на выпуске из родного балетного класса девушка танцует Одиллию в па-де-де в балете «Лебединое озеро». Спустя год девушка заканчивает Академию Русского Балета имени А. Я. Вагановой. И в то же время её дальнейшее обучение продолжается в Ленинградском государственном театре оперы и балета, который сейчас именуется Мариинским театром.

Первые успехи

Именно в Мариинском театре Юлия Махалина, следя за творческой карьерой взрослых балерин, набирается нужного начинающей танцовщице опыта. Она оттачивает своё мастерство, берясь за любые спектакли, которые ей предлагают, причём в каждый девушка старательно вкладывает всю свою душу.

Если в подростковом возрасте «Лебединое озеро» в исполнении девушки было лишено того драматизма и трогательности, которые должны были присутствовать в этой истории, то теперь роль Одетты Юлия Махалина исполнила безукоризненно чувственно. Это был настоящий успех, причём один из самых первых и весомых в карьере балерины.

Мариинский театр

Учёба в Мариинском театре не давалась легко, наверное, ни одной балерине в истории, однако каждая из них в отдельности и все вмести стали символом этого места, душой его и всего русского балета.

Огромное вдохновение получала Юлия в стенах этого театра: хотелось не просто совершенствоваться, но показать и всем другим свой уровень. Потому, благодаря работе с великолепными педагогами, очень скоро Махалина стала одной из фавориток театра. Ольга Моисеева и Геннадий Селюцкий - учителя, которых девушка никогда не забудет, поскольку именно они направляли юную балерину, помогали ей строить и исполнять роли, обсуждали вместе с ней новые партии и исправляли ошибки в старых. Как итог: спустя 4 года обучения Юлия Махалина получила статус прима-балерины Мариинского театра. Она стала эталоном, женщиной, которая ввела на большой сцене свой знаменитый апломб и высокий шаг.

Балет «Анна Каренина»

За всю свою карьеру балерина станцевала шестнадцать разных главных ролей, некоторые из которых были хорошо известны публике, а другие неизвестны вовсе. Одной из таких «неизвестных» ролей стала партия Анны Карениной в одноимённом балете.

Постановки, основанные на книгах, всегда были намного сложнее оригинальных композиторских задумок. Если образ, который композитор неясно показал в своём произведении, можно было представить как угодно, то книжные герои подчинялись строгим рамкам. И движения, и костюмы, и даже эмоции - всё должно было соответствовать описанию автора и требовало чёткого исполнения, чтобы по-настоящему завлечь зрителя.

Махалина стала первой исполнительницей этой партии и, как вводится, одной из лучших. По словам самой балерины, этот спектакль никогда не смогла бы станцевать женщина, не знающая этого романа и не понимающая всей истории Анны Карениной. Для того чтобы максимально точно передать эмоциональное состояние героини, Юлия каждый раз «умирала» на сцене во всём глубоком смысле этого слова. Балет «Анна Каренина» стал одним тяжелейших в карьере балерины, однако именно он придал женщине статус серьёзной и драматичной исполнительницы Русского балета.

Нынешняя деятельность

В настоящее время Махалина отошла от дел и теперь работает над творческим развитием нового поколения юных балерин. Отныне эта женщина передаёт весь свой опыт и мастерство другим девочкам, чтобы те продолжали устоявшиеся традиции.

За свою карьеру женщина побыла не только танцовщицей, но и актрисой, как того всегда хотела её мать: с участием балерины было снято несколько фильмов.

Что касается семьи, то Юлия Махалина, личная жизнь которой была полностью поглощена балетом, не имеет на данный момент мужа и проживает всё в том же Ленинграде со своими родителями. Талантливая женщина и прекрасный человек в балетной студии показывала не совсем лёгкий характер у себя дома. Возможно, именно это стало причиной, по которой Юлия Махалина (муж потребовал развода) до сих пор одна.

И всё же не стоит забывать, что есть на свете люди, которые не предназначены для других, но необходимы для конкретного дела - это женщина отдала себя балету. И ещё много десятков лет танцовщицу будут помнить за границей под особым титулом, который она заслуженно обрела, - «Императорская Балерина».

Многие специалисты пришли к единому мнению, что Ульяна Лопаткина - балерина просто непревзойденная. Для таких людей нужно создавать необычные постановки. Она - настоящий эталон большого балетного стиля и полнометражных спектаклей.

История жизни знаменитой балерины

В небольшом городке Керчь, в семье учителей Елены Георгиевны и Вячеслава Ивановича Лопаткиных 23 октября 1973 года родилась дочка - Ульяна. В раннем возрасте она увлекалась спортивной гимнастикой, посещала танцевальные кружки. Родители были рады такому увлечению, пытались всячески поддержать ее творческое развитие. Неожиданный интерес к балетному искусству возник, когда девочка рассматривала фотографии знаменитых мастеров М. Плисецкой и Г. Улановой. Их позы словно завораживали.

Читая книги, Ульяна узнавала о балете много интересного. Ее вдохновили биографии хореографов Глушковского, Дидло. Девочка решила идти в хореографическое училище. В 10-летнем возрасте поступила в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой. Экзамен она сдала, однако большого впечатления не произвела. Особых планов на нее никто не строил. Высокий рост был не единственной причиной такого отношения. Длинные ступни ног не позволяли носить пуантовые колоратуры.

В столь раннем возрасте Ульяна Лопаткина переехала в другой город - Ленинград. Рядом не было близких. Боязнь, что ничего не получится, не покидала ее долгое время. Интернатовская жизнь давалась тяжело.

Несмотря на все трудности, ей крупно повезло с педагогами. Это были талантливые, яркие персоны. Последние пару лет девушка училась у Н.М. Дудинской. Из-за своего характера она не всегда приходила к взаимопониманию с учителем и редко соглашалась с общими стандартами. В 1991 году, по окончанию академии, Лопаткина была принята в труппу Мариинского театра.

Высокий рост - не помеха балету

В юном возрасте девочка комплексовала из-за своего невысокого роста. В последние учебные годы сильно вытянулась Ульяна Лопаткина. Рост, вес ее на сегодня составляют 175 см и 55 кг соответственно. Раньше такие параметры не были бы одобрены балетом.

Крупные кисти и стопы, длинные руки и ноги - Ульяну этот факт ничуть не смущал. Наоборот, она гордилась высоким ростом, который стал ее визитной карточкой. Недостатки обернулись достоинством и со временем стали считаться непревзойденной особенностью балетного танца.

"Лебединое озеро"

Ульяна Лопаткина в 1994 году дебютировала в роли Одетты в "Лебедином озере" Петра Чайковского, после чего была удостоена премии "Золотой софит". Вместе с ней работал Андрис Лиепа. Благодаря нему Ульяна станцевала так, как этого не делал еще никто. Отточенная техника, удивительные эмоции - роль Одетты в ее исполнении запомнилась многим. Образ был замкнутым, но в то же время грациозным и статным. Именно эта роль прославила ее.

Имя Ульяны Лопаткиной не сходило с афиш. Многие критики считают ее гением в балетном искусстве. Из-за нее были большие очереди в кассах, люди моментально раскупали билеты, чтобы посмотреть на то волшебство, которое она создает на сцене.

Достижения российской артистки балета

Ульяна Лопатина является лауреатом многих как российских, так и зарубежных премий:

  • 1990 - 1 место на Всероссийском конкурсе имени А.В. Вагановой;
  • 1991 - лауреат международной премии Vaganova-Prix;
  • 1994 - приз в номинации "Восходящая звезда";
  • 1995 - прима-балерина Мариинского театра;
  • 1996 - титул "Божественная";
  • 1999 - премия России за "Умирающий лебедь";
  • 2000 - заслуженная артистка России;
  • 2001 - гран-при "За выдающийся вклад в мировой успех Мариинского театра";
  • 2004 - лауреат премии "Триумф";
  • 2006 - Народная артистка России;
  • 2012 - лицо коллекции "Образы русского балета" ювелирного дома Sasonko.

Ульяна Лопаткина: личная жизнь примы балетного театра

В 1999 году девушка познакомилась с необычным мужчиной. Это произошло в Санкт-Петербурге, когда ее признали «Балериной года». Его в это время назвали «Писателем года». Встреча с будущим мужем перевернула жизнь Ульяны. Корнев Владимир Григорьевич - неординарная личность, бизнесмен, прозаик, архитектор. Помимо основного вида деятельности, пишет романы. Как говорит русская балерина: "С ним легко и интересно".

5 июля 2001 года они расписались, а через 20 дней обвенчались. Празднование торжества проходило по-семейному, были приглашены только самые близкие. В 2002 году 24 мая в Австрии родилась дочка Маша. Ульяна Лопаткина не выбирала, что ей дороже - карьера или семейная жизнь. Она всегда хотела ребенка, старалась делать все, чтобы больше уделять времени и внимания дочке. Но многочисленные гастроли не позволяли сделать этого.

Ульяна Лопаткина - не публичный человек. Она тщательно скрывала свою личную жизнь. Однако разрыв союза с Корневым в тайне удержать не удалось. Счастливая семейная жизнь была недолгой, и в 2010 году они развелись. Причины разрыва отношений известная балерина комментировать не намерена.

Травмы Ульяны

В 2000 году во время выступления Лопаткина получила травму голеностопа. Несмотря на сильную боль, она сквозь слезу сыграла свою роль. В связи с серьезной травмой девушка на некоторое время покинула сцену балета.

Находясь в интересном положении, Ульяна страдала от повреждения стопы. В тот момент карьера балерины могла закончиться навсегда. После родов Лопаткина вернулась к станку, но уже после несколько часов занятий нога сильно распухла. Балерина поняла, что на этом ее деятельность окончена.

На помощь пришла коллега Лопаткиной. Она обратилась к Михаилу Барышникову. Он, в свою очередь, познакомил ее с высококвалифицированным хирургом, специализировавшимся на подобных травмах. В Нью-Йорке была выполнена наисложнейшая операция, вернувшая Ульяну в балетную жизнь. Именно Барышников был рядом с ней, когда она проснулась от наркоза. В 2003 прима балета Ульяна Лопаткина, Мариинский театр для которой стал родным, вернулась на сцену.

Вера в Бога

Прима балета выросла в атеистической семье. С самого рождения родители внушали ей доброту и здравый смысл. В 16-летнем возрасте Ульяна вместе с подругой покрестилась. С того дня для нее началась другая, новая жизнь. Приобретя свою позицию, принципы, она точно знала, чего хочет от жизни. Читая книги, общаясь с мудрыми людьми, она понемногу набиралась жизненного опыта.

Ульяна Лопаткина считает, что церковь не ограничивает ее, зато отлично дисциплинирует. Чтобы сходить в храм помолиться, приходится вставать рано утром. Несмотря на то, что жутко не высыпаешься, ребенку нужно уделить больше времени. Лопаткина часто молится о родителях, дочке и людях, которых любит, и которые дороги ей.

Хобби известной балерины

В свободное время от балета Ульяна Лопаткина, биография которой насыщена событиями, занимается рисованием. В детском возрасте она любила рассматривать картины с балеринами. Нравилось, как художники передавали с помощью красок все чувства, движения. С тех самых пор кисти и мольберт являются ее лучшими друзьями. Для усовершенствования своих умений балерина посещает изостудии. Ее картины приводят в восторг многих критиков, однако выставлять их на всеобщее обозрение в ее планы не входит.

Ульяна Лопаткина - человек, для которого благотворительность является частью жизни. На протяжении долгого времени она участвовала в "Рождественской ярмарке". Звезды искусства, бизнесмены, знаменитые люди вместе с профессиональными художниками рисовали картины сказочной тематики. Полотна выставляли на аукционах за немалые деньги. Все средства были направлены на лечение тяжелобольных детей.

Картины Ульяны Лопаткиной продавались за приличные деньги. Тогда она стала членом попечительского совета Фонда профилактики рака. После выступления на одной из сцен Александрийского театра собранные средства были перечислены детям с ментальной инвалидностью.

О великом даре Ульяны Лопаткиной можно писать долго. Все выходы на сцену сопровождаются бурными аплодисментами. В свои роли она вносит нечто новое, завораживающее, от чего трудно оторвать взгляд. Коллеги по работе всегда считали, что ее ожидает большой успех. Несмотря на все трудности и преграды, Ульяна Лопаткина стала одной из великих балерин нашего времени.



Загрузка...
Top