Вересаев писатель и врач. Викентий Вересаев: вклад писателя и врача в формирование медицинской этики

О неизвестном Вересаеве рассказывает заведующая домом-музеем писателя Виктория Ткач.

Смидовичи черные и белые

На самом деле он не Вересаев, а Смидович, из рода польских дворян. По семейной легенде, когда-то давно предки Смидовичей спасли на охоте жизнь польскому королю, за что получили дворянское звание, а в фамильном гербе в честь того события появилось изображение охотничьего рога.

Имя Викентий, которое мало кто из нас может с первого раза написать без ошибки, и даже программа Word неизменно подчеркивает его красным цветом, — также фамильное, польское.

Отца Вересаева тоже звали Викентием. Сына внучатого племянника Вересаева, Льва Владимировича Разумовского, тоже назвали Викентием.
Вересаева в семье звали Витей, а папа — Вицей, о чем сам писатель с большим смаком пишет в своих воспоминаниях о детстве.

В 1830-х годах после восстания, случившегося в Польше, Смидовичи перебрались сначала на Украину, потом в Тулу.

Вересаев — это персонаж одного из рассказов популярного в то время писателя Петра Гнедича. Он настолько приглянулся юному Викентию Смидовичу, что тот выбрал эту фамилию в качестве своего литературного псевдонима, под ним и вошел в историю.

По воспоминаниям Викентия Викентьевича, папа его условно разделял большой род Смидовичей на черных и белых.

У Смидовичей черных было имение в селе Зыбино нынешнего Ясногорского района с замечательным барским домом с колоннами, большим парком, куда Вересаев любил приезжать на каникулы.

Смидовичи черные отличались не столько по внешнему виду, сколько по характеру. Они казались более энергичными, импульсивными, уверенными в себе, очень любили жизнь.

Не случайно многие из них потом стали известными революционерами. Например, Петр Гермогенович Смидович, ставший первым советским мэром Москвы. Кстати, в тульском подполье у него и кличка была соответствующая — Дядя Черный.


Петр Смидович.

Женой Петра Гермогеновича была Софья Николаевна Луначарская (Черносвитова) — из семьи веневских дворян. Именно в ее честь названа одна из улиц Тулы — ул. Смидович.

А вот Смидовичи белые — более романтичные, нерешительные, труднее сходились с людьми. Вересаев и сам писал, что он и его сестры более склонны к созерцанию, размышлению, нежели к действию. Одно время он попал под влияние Смидовичей черных, которые оказали воздействие на формирование его характера.


Всю войну на передовой

Смидовичи — врачебная династия. Отец Викентий Игнатьевич — основатель Тульской городской больницы и санитарной комиссии, один из создателей Общества тульских врачей. Мать Елизавета Павловна — организатор первого в Туле и в России детского сада.

Но Вересаев рассматривал профессию врача как ступень к тому, чтобы заниматься литературной деятельностью. Когда он поступил на медицинский факультет Дерптского университета, честно написал потом в автобиографии: «Моей мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии». Хотя как врач он тоже приобрел большую известность.

Вскоре после окончания университета Вересаев уехал в Юзовку, где свирепствовала эпидемия холеры. И сохранился отзыв одного из владельцев рудника о том, что «благодаря стараниям доктора Смидовича эпидемия холеры пошла на спад».


Памятник Вересаеву в Туле установили в 1958 году.

Его «Записки врача», опубликованные в 1901 году и осуждающие эксперименты на людях, вызвали огромный резонанс в обществе. Вскоре после этого Толстой предложил Вересаеву стать его лечащим врачом, но Викентий Викентьевич посчитал, что не имеет права лечить такого гениального человека.

С началом Русско-японской войны Вересаев попал в Тамбовский госпиталь, а потом на передовую в качестве доктора. Был награжден орденом Св. Анны и орденом Св. Станислава II степени.


Викентий Вересаев в годы Русско-японской войны 1904-1905 г.г.

В Первую мировую он был врачом дезинфекционного госпиталя в Коломне. А в Гражданскую уехал из Москвы и занимался медицинской деятельностью в Коктебеле. Где, кстати, познакомился с бедствовавшим Максимилианом Волошиным и оказывал ему существенную поддержку.


Писатель из Тулы Викентий Вересаев, поэт, художник Максимилиан Волошин и художник-пейзажист Константин Богаевский.

Собеседник Гомера

Вересаев считается автором сразу двух литературных жанров — невыдуманных рассказов и романа-хроники. В последнем он опубликовал два больших исследования — «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни», основанных только на воспоминаниях современников.

Вересаев считал, что любое произведение субъективно, поэтому собрал свод воспоминаний о двух, с его точки зрения, главных литераторах России, а уж читатели должны были сами составить представление о Пушкине, а потом и о Гоголе как писателе и человеке. Поэтому его считали психологом пушкинского творчества.

Известен Вересаев и по переводам на современный русский язык «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Вообще его очень привлекала солнечная культура Древней Греции. И он писал в дневниках, что с Гомером беседовал, как со своим современником.

Классики и современники

Когда в 1901 г. Вересаева за революционную пропаганду выслали из Петербурга в Тулу под надзор полиции, он наконец побывал в Ясной Поляне у Толстого. Но не как врач, а как приглашенный молодой писатель.


Лев Толстой.

В своих воспоминаниях он рассказывал, что пришлось долго ждать в приемной, и чувствовал он себя во время встречи как студент, которого экзаменовали в вопросах философии и мировоззрения.

Один из первых вопросов, который задал Толстой: есть ли дети? И, услышав отрицательный ответ, по воспоминаниям Вересаева, как бы потупился и внутренне отдалился. Вересаев уехал с ощущением недопонятости.

Со временем, по словам Вересаева, вся муть ощущений и эмоций осела, и он смог увидеть снежную вершину, которая перед ним тогда засияла во всем своем блеске.

С другим земляком — Иваном Буниным — Вересаев познакомился в 1911 году в Москве. Но назвать дружественными эти отношения было нельзя.


Иван Бунин.

Вересаев безусловно отдавал должное Бунину как писателю, а вот человеческие качества будущего нобелевского лауреата ему совсем не нравились — странно видеть соединение в Бунине «совершенно паршивого человека с непоколебимо честным и взыскательным к себе художником».

Более теп-лые отношения сложились с Чеховым. Особенно тесно они общались после 1902 года, когда Вересаев после высылки в Тулу получил возможность покидать город и уехал в Ялту.


Антон Чехов.

Местная общественность чествовала его как автора взбудораживших всю Россию «Записок врача». Личное общение Вересаева с Чеховым продолжилось в активной переписке, где больше затрагивались медицинские вопросы. Чехов советовался с Вересаевым относительно своего здоровья. И писал, что Вересаев — единственный врач, который может четко и прямо сказать о положении вещей.

Поддерживал Вересаев и тесные отношения с другим знаменитым писателем-врачом — Михаилом Булгаковым.

Известно, например, что Викентий Викентьевич дважды оказывал автору «Белой гвардии» денежную помощь. В 1925 г., когда Булгаков попал в опалу, Вересаев, побуждая принять ссуду, писал:

«Поймите, я это делаю вовсе не лично для Вас, а желая сберечь хоть немного крупную художественную силу, носителем которой Вы являетесь. Ввиду той травли, которая сейчас ведется против Вас, Вам приятно будет узнать, что Горький (я летом имел письмо от него) очень Вас заметил и ценит».


Михаил Булгаков.

Сам Булгаков тоже очень почтительно относился к Вересаеву. Неудивительно, что эти теплые отношения в конце концов вылились в попытку совместного написания пьесы о последних днях Пушкина. Но вот тут классики разошлись во взглядах. Вересаев хотел показать Пушкина с точки зрения исторической правды, а Булгаков настаивал на большей литературности. Пьесу в итоге дописывал один Булгаков.

Афиша

Дом-музей Вересаева приглашает на VI Литературно-краеведческие Вересаевские чтения, посвященные 150-летию со дня рождения писателя, переводчика, пушкиниста, общественного деятеля. Подробнее - .

В историю мировой литературы вошли имена многих выдающихся писателей, которые изучали медицину, зарабатывали на жизнь профессией врача, а приобретённый в медицине опыт переносили на бумагу. Среди литераторов писатели-врачи составляют одну из самых многочисленных групп, с которой могут соперничать только писатели-юристы, что неудивительно, ибо как медицина, так и юриспруденция дают богатейший материал для познания жизни, характеров и человеческих отношений. Среди писателей-медиков есть поэты, прозаики и драматурги, мастера исторического и приключенческого жанров, фантасты и сатирики, авторы детективно-авантюрных романов (как Эжен Сю, Конан Дойль) и медицинских триллеров (Робин Кук, Майкл Крайтон). Напомним о некоторых из них:

Авиценна


Знаменитый арабский учёный Авиценна (980–1037) писал не только медицинские и философские трактаты («Канон врачебной науки», «Поэма о медицине» и др.), но сочинял также пользующиеся широким признанием мистические стихи – касыды, рубайяты и газели. Эти произведения повлияли на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литератур. Классик ираноязычной поэзии XII века Омар Хайям называл Авиценну своим учителем.

Данте Алигьери


Врачом был Данте Алигьери (1265–1321). Сохранилось свидетельство его медицинской деятельности – известно, что в 1293 году имя будущего классика мировой литературы было внесено в списки членов цеха врачей и аптекарей. Заинтересоваться медициной Данте вынудило то обстоятельство, что принадлежность к сонму эскулапов служило пропуском к политической карьере, о которой он мечтал. Считается, что до своего изгнания из Флоренции Данте занимался врачеванием. Однако мир узнал и запомнил его благодаря «Божественной комедии» – поэтическому синтезу философии и средневековой культуры, полному апелляций к биологии и медицине.

Франсуа Рабле


Настоящим практикующим врачом был Франсуа Рабле (1493–1553). За изучение медицины он взялся в тридцать с лишним лет, уже имея сан священника. Закончив университет Монпелье, автор «Гаргантюа и Пантагрюэля» дослужился до звания профессора анатомии и должности главврача госпиталя Понт-дю-Рон в Лионе.

Фридрих Шиллер


Фридриха Шиллера (1759–1805) по приказу герцога вюртембергского отдали в военно-медицинскую академию в Штутгарте, где он изучал сначала право, потом медицину и написал медико-философскую

диссертацию. Состоя на службе полковым врачом за грошовую плату, Шиллер написал драму «Разбойники» и ушел в самоволку смотреть поставленный по своей пьесе спектакль. За это его лишили права писать что-либо, кроме медицинских сочинений. В конце концов, писатель сбежал в соседнее маркграфство Пфальц

Джон Китс


Английский поэт-романтик Джон Китс (1795–1821) подростком попал в ученики к аптекарю, затем изучал хирургию в лондонском военно-морском госпитале. Сдав экзамен на звание лекаря, он начал делать несложные операции. Но вскоре знакомый журналист ввел молодого медика, писавшего стихи, в круг Байрона и Шелли – и в Англии стало одним прекрасным поэтом больше. Литературоведы, проанализировав лексику Китса, установили, что у него часто встречаются физико-химические термины, усвоенные в студенческие годы. Сюжет его поэмы «Ламия» почерпнут из медицинского трактата «Анатомия меланхолии».

Артур Конан Дойль


Медицине литература обязана образом самого знаменитого детектива в её истории, поскольку Шерлока Холмса придумал врач окулист. Артур Конан Дойль (1859–1930) получил медицинское образование в Эдинбурге, прошёл стажировку корабельным врачом на борту китобойного судна «Хоуп». Впечатления от этого плавания в арктических водах легли в основу его рассказа «Капитан «Полярной звезды». Затем Конан Дойль служил в том же качестве на торговом корабле «Mаюмба», ходившем у берегов Западной Африки. Врачом-добровольцем он принимал участие в сражениях с бурами в Южной Африке, которые описал в книге «Англо-бурская война». Одним из страстных увлечений Конан Дойля была психиатрия, особенно теории профессора Эдинбургского университета доктора Джозефа Белла, сторонника широкого использования дедукции в медицинской диагностике. Конан Дойль перенёс этот метод в литературу.

Николай Лесков


Николай Лесков (1831–1895), классик русской литературы, некоторое время изучал медицину в Киеве, где профессорскую кафедру на медицинском факультете занимал его дядя Сергей Алферьев. Будучи чиновником в казенной палате, Лесков вольнослушателем посещал лекции по анатомии и статистике. Первые его публикации появились в киевской газете «Современная медицина». Будущий автор

«Левши» писал о полицейских врачах и т.п.


Луи Буссенар


Французский писатель Луи Буссенар (1847–1910), автор приключенческих романов, получил медицинское образование в Париже. Во время франко-прусской войны он был призван в армию и служил полковым врачом. В последующие годы Буссенар некоторое время продолжал своё медицинское образование, но вскоре окончательно порвал с профессией и занялся литературой.

Антон Чехов


Как известно, практикующим врачом был Антон Чехов (1860–1904). Автор «Трёх сестёр» закончил медицинский факультет Московского университета, затем работал в больницах Воскресенска и Звенигорода, вёл врачебную практику в подмосковном Мелихове, где бесплатно лечил бедных. Наблюдения того периода Чехов описал в рассказах «Хирургия» и др. Героями его произведений («Палата № 6», «Черный монах», «Припадок», «Дуэль» и др.) становились и врачи, и пациенты, и чиновники, и крестьяне, и дворяне.

Викентий Вересаев


Викентий Вересаев (1867–1945) окончил медицинский факультет Дерптского университета. Работал врачом в Петербурге и Москве. Его известность как писателя началась со скандальных «Записок врача».

Сомерсет Моэм


Британец Сомерсет Моэм (1874–1965) учился в медицинской школе при больнице св. Фомы в Лондоне, потом в Гейдельбергском университете, затем шесть лет изучал медицину в Лондоне. В 1897 году он получил право заниматься врачебной практикой, но оставил медицину вскоре после того, как были опубликованы его первые литературные произведения.

Михаил Булгаков


Врачом был также Михаил Булгаков (1891–1940). Он окончил медицинский факультет Императорского университета Св. Владимира в Киеве, получив звание лекаря с отличием и стал госпитальным врачом-хирургом (хотя выпущен был по специальности «педиатрия»). Во время Первой мировой войны Булгаков работал в периферийных госпиталях, затем был откомандирован земским врачом в Смоленскую губернию. О том, как складывалась его первоначальная врачебная практика, Булгаков рассказал в автобиографическом цикле рассказов «Записки юного врача».

Агата Кристи


С медициной была связана и Агата Кристи (1891–1976) (по всему миру разошлось два миллиарда экземпляров, написанных ею детективных романов и повестей) во время Первой мировой войны работала медсестрой и помощницей аптекаря. В госпитале она познакомилась со свойствами ядов, а также с вызываемыми ими болевыми симптомами и, как известно, многократно пользовалась этими знаниями, «убивая» своих литературных героев.

Арчибальд Кронин


Английский писатель Арчибальд Кронин (1896–1981) окончил Университет Глазго по специальности хирургия. Корабельным врачом он совершил путешествие в Индию. Затем Кронин защитил диссертацию об аневризмах, получив докторскую степень по медицине. Во время Первой мировой войны он служил хирургом, работал в госпиталях. В 1924 году Кронин был назначен медицинским инспектором рудников Великобритании. Свой опыт исследования профессиональных заболеваний шахтёров он описал в романах «Цитадель» и «Звёзды смотрят вниз».

Когда он освоился в медицинской профессии, то написал "Записки врача", которые вызвали грандиозный скандал и повлекли изменение законодательства в России и европейских странах.

Викентий Смидович, сын тульского врача, с детства ощущал присутствие в своей жизни какой-то тёмной силы. Много лет спустя он вспоминал: «Давно уже я заметил, если скажешь: "Я, наверно, пойду завтра гулять", то непременно что-нибудь помешает: либо дождь пойдет, либо нечаянно нашалишь, и мама не пустит. И так всегда, когда скажешь "наверно". Невидимая злая сила внимательно подслушивает нас и, назло нам, все делает наоборот». Ощущение это не покидало Смидовича до последнего вздоха. Не веря в сверхъестественное, он считал эту силу гнездящейся внутри нас и называл её «чувство зависимости». С детства пытался он обмануть её.

В гимназии Витя Смидович показал великолепную память и способности к древним языкам. Но он чувствовал, что злая сила не пустит его просто так ни в литературу, ни в гуманитарное знание. И окончив университет кандидатом исторических наук, не стал писателем, а решил выучиться на врача. Сам себе он объяснил этот манёвр тем, что «специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоев и укладов; для меня это было особенно нужно, так как характер у меня замкнутый». На медицинском факультете Смидович был одним из первых студентов: усердно занимался, в анатомичке не дрожал. Во время холерной эпидемии 1892 года ему доверили заведование бараком на Вознесенском руднике, ныне в черте города Донецка. В других местах докторов тогда били, порой до смерти, но студенту шахтёры доверяли.

Рождение Вересаева

Холера сдалась, и Смидович уже собрался уехать, когда в барак вбежал санитар Степан, взятый из горняков «… растерзанный, окровавленный. Он сообщил, что пьяные шахтёры избили его за то, что он "связался с докторами" и что они толпою идут сюда, чтобы убить меня. Бежать было некуда». Сейчас в этом месте проходит Водолечебная улица Донецка, и кругом возвышаются дома. А тогда до горизонта простиралась голая степь – не спрячешься. «Мы сидели со Степаном в ожидании толпы. Много за это время передумалось горького и тяжелого. Шахтёры не пришли: они задержались по дороге во встречном шинке и забыли о нас».

Злой рок отступил. Наш герой сделал вывод, что ему предстоит некая миссия. Новую жизнь надо начать под новым именем: так возник псевдоним Вересаев. В качестве миссии была избрана ещё незатронутая тема – трагическое положение, в которое врач поставлен самой своей профессией: «Я буду писать о том, что я испытывал, знакомясь с медициной, чего я ждал от нее, и что она мне дала… Постараюсь писать все, ничего не утаивая, и постараюсь писать искренне». Жанр самый новаторский – откровенное художественное рассуждение с цитатами, историческими примерами и рассказами из своей и чужой практики. Впоследствии так был написан «Архипелаг ГУЛАГ».

Записки врача

Начинается книга с того, что студентов учат плохо, и молодые врачи набивают руку ценой здоровья пациентов. Вересаев решился рассказать, как лично погубил двух больных – старику-штукатуру выписал по непроверенной новой методе смертельную дозу наперстянки, и неумело сделал маленькой девочке первую и последнюю в своей жизни трахеотомию. Другого пути в медицине нет: он идёт «через горы трупов». Мало того, через эксперименты над больными. Тут Вересаев со знанием дела приводит много примеров.

Профессор Коломнин в 1886 году решил попробовать обезболивание, вводя кокаин в прямую кишку. Больная умерла от отравления. Коломнин «приехал домой, заперся у себя в кабинете и застрелился». Безопасная доза кокаина была ещё неизвестна, она оказалась в 25 раз меньше той, что вводил Коломнин.

Но не все доктора так щепетильны. Иные сознательно ставят опыты на пациентах. Доктор Фосс в Калинкинской больнице решил убедиться, что сифилис передаётся через грудное молоко. Он подкожно ввёл юной проститутке, госпитализированной с уретритом, целый шприц молока сифилитички. Девушка заболела. Фосс уверял, что его жертвы сами дали на опыт своё согласие. Но знала ли та девочка, на что согласилась?

С другой стороны, и общество относится к врачам безобразно. Вот предприниматель обратился к редактору «с просьбою "пропечатать" в газете врача, подавшего на этого знакомого в суд за неуплату гонорара.
- Да отчего вы не заплатили ему? - спросил сотрудник газеты.
- Да так, знаете, - праздники подходят, дачу нанимать, детям летние костюмчики, ну, всё такое прочее...
Врач должен быть бескорыстным подвижником - ну, а мы, простые смертные, будем на его счет нанимать себе дачи и веселиться на праздниках».

А между тем врачи гибнут на работе. «От заразных болезней умирает 37% русских врачей вообще, около 60% земских врачей в частности». Из десяти умерших врачей в возрасте от 25 до 35 лет один кончает с собой. Причина в том, что медики плохо живут – большинство получает не более 1000 рублей в год. «Мало есть интеллигентных профессий, труд которых вознаграждался бы хуже». Но пациентам живётся ещё горше. Вересаев из личной практики знал, что на фабриках «рабочему ставится условием не просить по городу милостыни, женщина-работница принуждена у нас отдавать себя мастеру, быть проституткой, за одно право иметь работу». Изменить это положение врачи не в силах, нужно переустройство всего общества.

Сенсация книжной индустрии

Книга вышла в 1901 году и стала сенсацией в России и по всей Европе. Печать обрушилась на Вересаева с обвинениями во лжи. Студенты-медики предложили своим профессорам дискуссию с автором на Высших женских курсах. Очередь за билетами растянулась на квартал, пока желающие не выломали двери, так что диспут пришлось перенести в более просторный зал консерватории.
Позиция автора оказалась неуязвимой: ведь результаты опытов на людях публиковались в научных журналах. Дискуссия привела к тому, что эксперименты по заражению добровольцев запретили в России и других цивилизованных государствах.

Автор же попал под надзор полиции за то, что якобы отдал свои гонорары социал-демократам на революцию. Даже если и так, отдал он не всё. Вересаев разбогател, и на время поверил, что злой рок оставил его. Осенью 1918 года, когда в Москве стало голодно, он уехал в Крым, на свою коктебельскую дачу, чтобы переждать трудные времена на хлебном Юге. Не тут-то было: Крым переходил из рук в руки и периодически оказывался в полной блокаде. Исчезло горючее, электричество, сено, продукты и промтовары. Вересаев кормился врачебной практикой, взимая плату яйцами и овощами. В свои 50 он объезжал пациентов на велосипеде, при этом из одежды на нём была только ночная рубашка, подаренная Ильёй Эренбургом.

В тупике

Он стал писать роман «В тупике» о том, что творилось в Крыму – первый роман крупного русского автора о гражданской войне. Известие об этом произведении достигло Политбюро. Автора пригласили в Кремль на праздничный вечер 1 января 1923 года почитать избранные места. Вересаев описывал зверства белых и красных. Закончилось чтение на главе, в которой положительная героиня бросает своему бывшему другу-коммунисту:
«Когда вас свергнут, когда вы даже сами сгинете на месте от своей бездарности и бессмысленной жестокости, - и тогда… всё вам простят! Что хотите, делайте, омохнатьтесь до полной потери человеческого подобия, - всё простят! И даже ничему не захотят верить… Где же, где же справедливость!»

Каменев заявил, что всё – клевета на ЧК и намекнул, что пора познакомить автора с этой организацией поближе. Сталин, имея репутацию ценителя словесности, высказался, что государственному издательству печатать такое неудобно, но в целом-то книга неплохая. Последним выступил Дзержинский: «Вересаев… очень точно, правдиво и объективно рисует как ту интеллигенцию, которая пошла с нами, так и ту, которая пошла против нас. Что касается упрека, что он будто бы клевещет на ЧК, то, товарищи, между нами - то ли еще бывало!»

Пушкин в жизни

За ужином Дзержинский сидел рядом с Вересаевым и совершенно очаровал его. Он сказал, что бойня, которую устроили в Крыму Пятаков, Землячка и Бела Кун – это ошибка, перегиб и превышение полномочий. Интересовался творческими планами. Вересаев поведал, что собирается написать о Пушкине – это будет совершенно новый жанр: ни одного слова от автора, только впечатления и воспоминания окружавших поэта людей. Пушкин глазами других. Реакция Сталина и Феликса Эдмундовича на этот замысел выглядела обнадёживающе.

Но злая судьба явила Вересаеву свою новую черту: когда берёшь в герои историческое лицо, с тобой начинают происходить те же несчастья, что и с ним. «Пушкин в жизни» начинается с приезда поэта к царю из ссылки. Николай I заверяет Пушкина в полной поддержке и сам собирается стать его цензором, причём весьма доброжелательным. В ответ Александр Сергеевич выжимает из себя нечто верноподданное, ощущая «подлость в каждом члене», а новые, да и старые его вещи цензура пощипывает всё сильней. Это же самое стало происходить с Вересаевым. Даже роман «В тупике» беспощадно кромсали, отвечая наглым смехом на слова «Политбюро одобрило».

Понимая по сюжету «Пушкина», чем это закончится, Вересаев опять обманул злой рок и перестал сочинять. Он решил сделать то, о чём мечтал ещё на историческом факультете – перевести «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. 8000 строк древнегреческого текста были переведены всего за 4 года. Вересаев умер в тот день, когда закончил редактировать свою «Илиаду». Специалисты говорят, что это лучший перевод Гомера на современный европейский язык.

Михаил Шифрин

(настоящая фамилия - Смидович) (1867-1945) русский писатель

В сознании большинства писателей имя Вересаева Викентия Викентьевича занимает видное место в ряду известных художников слова начала XX века. Лишь в последние годы стало очевидно, что он занимал заметное место и в советской литературе, но был сознательно отлучен от нее в тридцатые годы.

Викентий Вересаев родился в Туле, где его отец работал земским врачом. Мальчик начал рано читать, поскольку в доме была собрана прекрасная библиотека. В семье было много детей, и все они получили прекрасное образование, вначале домашнее, а потом гимназическое.

Закончив Тульскую классическую гимназию, Викентий Вересаев поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Уже на втором курсе он напечатал свое первое произведение - стихотворение «Раздумье», а через год вышли первые рассказы молодого писателя «Мерзкий мальчишка» и «Загадка». Уже в это время юноша понял, что литературное творчество является его настоящим призванием.

После окончания Петербургского университета, со степенью кандидата исторических наук, Викентий Вересаев поступил на медицинский факультет Дерптского (Тартуского) университета. В то время он находился под сильным влиянием идей народников и считал, что должен своим трудом приносить практическую пользу людям.

В 1894 году Вересаев получает диплом врача и возвращается в Тулу. Вскоре наступает разочарование в народнических идеях. Свои настроения писатель отражает в повести «Без дороги» (1895). Она ввела его в круг известнейших русских писателей того времени - Ивана Бунина , Максима Горького , Владимира Короленко , Антона Чехова . Повесть открыла цикл произведений Викентия Викентьевича Вересаева, посвященных настроениям русской интеллигенции, - «Поветрие» (1898), «Лизар» (1899) и «На повороте» (1902).

Он становится активным участником литературного кружка Н. Телешова «Среда», постоянно печатается в сборниках товарищества «Знание», а после выхода «Записок врача» (1901) окончательно входит в среду демократически настроенных писателей начала XX века. С этого времени Вересаев перестает заниматься медициной и целиком посвящает себя литературному творчеству.

Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. писатель был призван в армию, где ему вновь пришлось вернуться к врачебной деятельности. Он проявил себя как пацифист, противник войны, отразив свои наблюдения в автобиографических записках «На войне» и сборнике очерков «Рассказы о войне» (1906).

После демобилизации, Викентий Вересаев живет в Москве и активно занимается публицистикой, а также пишет повесть «К жизни» (1909), в которой рассказывается о революционерах.

В 1911 году по его инициативе было создано «Книгоиздательство писателей в Москве». В нем он активно выступает не только как писатель, но и как литературовед: выпускает книги о Достоевском, Толстом, а также переводы с древнегреческого языка. Интерес к античности возник у Вересаева после путешествия в Грецию в 1912 году. Сборник его переводов из греческой поэзии был удостоен Пушкинской премии - высшей литературной награды России.

Октябрьскую революцию Викентий Викентьевич Вересаев вначале принял и даже; вошел в руководство всероссийского союза писателей. Однако политика новой власти, направленная на подавление интеллигенции, вскоре оттолкнула писателя от участия в общественной, жизни. К тому же в 1918 году было закрыто его издательство, что вызвало у писателя вполне обоснованный протест. В 1926 году он начинает писать «Воспоминания», в которых, как и другие писатели старшего поколения - М. Горький и В. Короленко, рассказывает о значительных событиях начала XX века.

Сознательный уход от современности в область прошлого обусловил и переход Вересаева к художественной публицистике. Он составляет книги «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни», где занимательный рассказ о жизни писателя создается посредством умелого подбора цитат. Такой прием создания биографии был совершенно новаторским, поэтому произведения Викентия Вересаева неоднократно издавались в советское время и практически стали восприниматься как единственные, которые им были написаны. Остальные же его рассказы и романы были опубликованы гораздо позже.

В 1933 году Викентий Викентьевич Вересаев завершает роман «Сестры», в котором продолжает основную тему своего творчества. Он всегда писал об интеллигенции в сложные драматические периоды истории. Но рассказанное им наслоилось на один из самых, пожалуй, страшных периодов в развитии русского общества XX века. Вересаев описывает начало процесса создания тоталитарного мышления и одновременно выносит своеобразный приговор происходящему.

Последствия было легко предугадать. Как и многие другие произведения того времени, роман был запрещен и остался неизвестным широкому читателю точно так же, как и произведения на ту же тему А. Платонова. Только в 1988 году он был впервые опубликован полностью.

Писателю не оставалось ничего другого, как снова уйти в прошлое. Он продолжает писать мемуары, которые будут собраны его близкими. Для читателя Викентий Вересаев становится известным как автор переводов поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», а также поэмы Гесиода «Труды и дни». В это время писатель жил в подмосковном поселке Николина Гора, где позже его вдова открыла музей.

В конце тридцатых годов начинают печататься рассказы о детях, потом окажется, что это были начальные главы из его воспоминаний, открывавшиеся описаниями детских лет писателя. Последний из рассказов был опубликован в газете «Пионерская правда» буквально за несколько дней до смерти Вересаева.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ»

ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Медицинский факультет

Кафедра инфекционных болезней и общественного здравоохранения

Реферат по предмету «История медицины »

«В.В. Вересаев – врач или писатель? »

Выполнил:

студентка гр. ЛД2-С14А

Кулагина Е.А.

Проверил:

преподаватель

Каткова А.И.

Обнинск, 2015

В.В. Смидович (псевдоним Вересаев он избрал в 1892 г.) родился 4 января 1867 г. в городе Туле. Умер 3 июня 1945 года. Викентий Викентиевич вошел в историю прежде всего как писатель, автор знаменитых «Записок врача», однако немаловажными являются и его заслуги в области медицины и общественной деятельности первой половины ХХ столетия. В своих «Воспоминаниях» писатель объясняет свой выбор «влечением к наукам точным и знаниям реальным», а главное желанием стать писателем. По его мнению, писатель должен хорошо знать человека как в здоровом состоянии, так и во время болезни. В период обучения он с большим усердием и увлечением работал в клиниках, проявлял большой интерес к научной работе. Перу Вересаева принадлежат две научные работы, которые были напечатаны в медицинской прессе и вызвали интерес медицинской общественности: «К упрощению способа количественного определения мочевой кислоты по Гайкрафту» и «О влиянии воды Вильдунген на обмен веществ (1893).

Во время холерной эпидемии 1892 г. Вересаев поехал на борьбу с болезнью в Донецкий бассейн, где два месяца заведовал холерным бараком недалеко от Юзовки.

В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности. Скоро переехал в Петербург, где в 1896–1901 годах работал ординатором и заведующим библиотекой в Городской барачной в память С. П. Боткина больнице. В Первую мировую войну служил в качестве военного врача. С 1921 года жил в Москве.

Во время русско-японской войны он был мобилизован на фронт в качестве младшего ординатора одного из полковых госпиталей, где не только занимался врачебной деятельностью на передовой, но и выполнял гражданский долг писателя - быть честным и беспристрастным свидетелем происходящего.

Выпускник медицинского факультета, в истории остался как прозаик, литературовед, поэт-переводчик. «Записки врача» - это автобиография, написанная от первого лица.

«Записки» пережили двенадцать изданий только при жизни автора и вызвали волну критических обсуждений, как в газете «Врач», так и в светских кругах. Вересаев, работая над «Записками», следовал примеру глубоко уважаемого им Пирогова, основным правилом которого было ничего не скрывать от своих учеников, откровенно рассказывать обществу о своей врачебной деятельности и ее результатах, а также о своих врачебных ошибках. Врачебное сообщество в массе своей не одобрило «Записки врача Вересаева». Круг рассматриваемых вопросов. Выходили не только гневные статьи, но и целые книги-опровержения. Доктора опасались, что широкая аудитория после прочтения откровений их коллеги настроится против медицины как науки в целом и врачей в частности.

Начиная с поступления на медицинский факультет, а особенно в клинике перед героем «Записок» становились вопросы касающиеся медицинской этики, которые не освещались классической врачебной этикой (того времени). В повести «Записки врача» Викентий Вересаев поднимает целый пласт нравственно-этических проблем, с которыми сталкивается молодой врач, не только думающий, но и способный сочувствовать пациенту.

Вересаев подробно описывает, как под руководством учителей-врачей он приобретал практические навыки. Через неудачи, страдания пациента, опасность осложнений – автор обучался интубации, треахеотомии, и т.д. Вопрос встает следующим образом: если думать о каждом больном, то обучение молодых врачей станет невозможным. С точки зрения врача можно смириться: «все равно, ничего не поделаешь», но стоит представить себя пациентом. Выход из этой ситуации – это хирургическая практика в анатомическом театре. Однако переход с неживой материи на живую осложнен боязнью тяжелых ошибок. Таким образом, хирург приобретет опытность за счет здоровья и жизни себе подобных. Вивисекция, во времена Вересаева, осуждаемая обществом, позволяет избежать человеческих жертв! «Разве у нас нет, - пишет он, - существ, которые должны иметь в наших глазах меньше цены, и на которых было бы позволено применять свои первые попытки?»

О моральном праве врача на нововведения, клинический эксперимент. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя, выступавшего против любых экспериментов на людях, в том числе, и против социальных экспериментов, кто бы их ни проводил - бюрократы или революционеры. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях. В начале самостоятельной врачебной практики героя «Записок» появлялись ему на глаза попадается газетная заметка о новом подходе к лечению малярии. Попавший к нему в тяжелом состоянии больной оказывается подходящим для испытания методики, описанной в статье. Однако больной умирает и невозможно точно установить причину приведшую к смерти. Герой разочаровывается в новых, не опробованных методиках, дает себе обещание «впредь употреблять только те средства, которые безусловно испытаны и не грозят моим больным никаким вредом». Он хочет уверенности в том, что лечение безопасно и действительно лучше старого. В частности Вересаев предлагает схему эксперимента, называемую сейчас «двойной слепой плацебо контроль» (признанный эталон клинического эксперимента).

В итоге рассказчик приходит к тому, что, «употребляя только испытанное», медицина не смогла бы достичь ничего, и даже опыты на животных были бы не более, чем спекулятивным изысканием. Где выход? Где граница допустимого? Чтобы отказаться от старого, нужна не меньшая дерзость, чем для того, чтобы ввести новоеВ продолжение темы клинических экспериментов, Вересаев приводит множество описаний экспериментов острых, в основном на безнадежных пациентах. Это искусственные прививание сифилиса, туберкулеза, рака безнадежным больным с целью определения механизма передачи заболевания. Показательно для медицинской этики то, что эти эксперименты продолжались годы, независимо в разных клиниках разными врачами. результат уже был известен, а врачи, будучи ограниченными в своих действиях лишь совестью но не законом – продолжали «исследования». Законодательная база этики медицинских экспериментов появилась только после Второй Мировой Войны.

Одним из наиболее злободневных вопросов для Вересаева является беспомощность врача на первых порах своей самостоятельной врачебной деятельности. Раздумывая на эту тему, он приходит к выводу, что студент изучает много теоретических предметов, которые ему, конечно, знать необходимо, но у него в годы обучения в университете мало практики. Поэтому отсутствие профессиональных навыков и делает его таким беспомощным, когда он ступает на путь самостоятельной работы и встречается лицом к лицу с больным человеком. Вересаев приходит к выводу: студентам нужно предоставить более широкие возможности для практических занятий в клинике и поликлинике. Только при таких условиях не будет серьезной проблемы «первой операции», когда молодой врач впервые вне стен клиники самостоятельно оказывает хирургическую помощь.

В книге немалое место уделено вопросу врачебных ошибок. В.В. Вересаев так пишет о хирургии: «Хирургия есть искусство, и, как таковое, она более всего требует творчества и менее всего мирится с шаблоном. Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка. Долгим путем таких ошибок и промахов и вырабатывается мастер, а путь этот лежит опять-таки через «горы трупов». Он приводит примеры, как неопытность, неосторожность врача приводят к трагическим последствиям. «Да, ошибки возможны в любой специальности, - рассуждает В.В. Вересаев, - но нигде они так не ощутимы, как в медицине, где имеешь дело с человеком, и поэтому надо делать все, что в силах врача и медицины, чтобы ошибок было как можно меньше». Однако, предостерегая врачей от ошибок, он в то же время посвящает немало страниц защите ставших жертвами тяжких обвинений потому лишь, что им не удалось вылечить больного.

В.В. Вересаев поднимает вопрос и о врачебной тайне: «Врач обязан хранить вверенную ему больным тайну, - пишет он, - но к этому одно существенное ограничение: если сохранение тайны грозит вредом обществу или окружающим больного, то врач не только может, но и должен нарушить тайну. Однако в каждом таком случае он должен уметь дать и перед больным и перед собственною своею совестью точный и исчерпывающий ответ, на каком основании он нарушил вверенную ему больным тайну».

Размышления Вересаева о медицине будущего оптимистичны: «В будущем каждый сможет исполнять все предписания гигиены и каждый заболевший получит полную возможность пользоваться всеми достижениями науки». Но и в этом прекрасном будущем, по мнению В.В. Вересаева, процесс физического развития будет протекать крайне односторонне: будет развиваться интеллект, физически же человек будет регрессировать; он все более будет терять положительные качества, унаследованные от природы. Для того чтобы этого не было, писатель считает необходимым, чтобы все больше развивался не только мозг, но и мышцы человека.

Где же выход из этих противоречий? На этот вопрос В.В. Вересаев отвечает: если врач не чиновник врачебного дела, а подлинный врач, он должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной.

Список литературы

1. Вересаев В.В. - М.: Правда, 1980.- 400 с.

2. Вересаев В. В. Полное собрание сочинений: в 16 т. / В. В. Вересаев. - М. : Недра, 1929.

3. Бровман Г. А. В. Вересаев: Жизнь и творчество. - М.: Советский писатель, 1959.

4. Ю. Фохт-Бабушкин. О Вересаеве // В.В. Вересаев Повести и рассказы. - М.: «Художественная литература», 1987.

5. Русские писатели. 1800 - 1917: Биографич. Словарь. | редкол. : П.А. Николаев (гл. ред.) и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989 - серия биографических словарей, с.28 - 30



Загрузка...
Top