Виктор Бут: сокамерники считают меня чудаком, который хочет себя отравить. Бут, николай яковлевич Награды и премии

Родился Н. Я. Бут в Украине, на хуторе Погожа Криница Сумской области. Биография всего того поколения складывалась под знаком войны, хотя воевать и не пришлось: к концу Великой Отечественной войны ему исполнилось шестнадцать. Но с гитлеровским «новым порядком» он столкнулся в Таганроге, куда семья перебралась в 1934 г., испытал все лишения и ужасы фашистской оккупации, с особой остротой воспринимал доходившие до Таганрога вести с фронтов.

Рисовать начал в 13-14 лет. Со школьной скамьи увлекался романтикой минувших войн, страницами борьбы за свободу украинского и русского народов. Вероятно, свою роль сыграли и рассказы отца – участника Гражданской войны.

Первой серьезной пробой в выбранном им жанре стала работа над триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 – 1654 г.г.» в годы учебы в Ростовском художественном училище (1945 – 1949).

Учеба в художественных институтах Москвы и Харькова завершается созданием огромного батального холста, посвященного защитникам Брестской крепости.

Одновременно Николай Бут не только учился рисовать, но и самозабвенно увлекся драматическим искусством, принимая участие в школьных концертах. Увлечение театром было настолько сильным, что, поступая в институт уже после окончания художественного училища, он параллельно сдал экзамены и в театральный вуз, став одновременно студентом Суриковского института и ГИТИСа! Но Н. Я. Бут все-таки выбрал живопись, хотя всегда затруднялся ответить на вопрос – почему? Театральные подмостки опять приблизились к Николаю Буту, уже к художнику, спустя шесть лет и вновь поставили его перед выбором.

В 1956 г., шла подготовка к Московскому всемирному фестивалю молодежи и студентов. По всей стране проводились конкурсы, в которых участвовали как профессиональные артисты, так и самодеятельные. Студент Харьковского художественного института тоже принял участие в конкурсе чтецов: успешно исполнил отрывки из поэмы Т. Г. Шевченко «Гайдамаки» и Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и занял первое место не только в области и республике, но и прошел на заключительный тур всесоюзного конкурса в столице, завоевав на нем серебряную медаль. Николай Бут был официально приглашен в Киевский академический театр им. Ивана Франко.

Но и на этот раз он не изменил своему выбору. В это время он как раз завершал свою дипломную работу «Брестская крепость». Работа вскоре была защищена и рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Картину заметили. И автор был приглашен в Студию военных художников.

Николай Яковлевич не стал актером, но это была удивительно артистичная натура. Этот артистизм проявился и в творческой манере художника: перевоплощаясь, он жил чувствами и мыслями своих героев, пропуская их через свое сердце, поэтому, возможно, они так достоверны, и так правдивы ситуации, в которых они оказались. В свое время Огюст Роден заметил: «Искусство – это – отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается».

Начало работы Н. Я. Бута в Студии совпало с атмосферой активных поисков и экспериментов в области монументального искусства. Художник был включен в творческий коллектив, создающий панораму «Сталинградская битва». В дальнейшем Николай Яковлевич активно работал в области диарамно-панорамного искусства, принимая участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва», создании диорамы «Форсирование Днепра» и панорамы «Огненная дуга».

Но вся творческая жизнь художника была пронизана одной темой, к которой он постоянно возвращался. Эта тема – военного Аджимушкая.

Многие страницы героической обороны керченских каменоломен известны с документальной точностью. Но малоизвестно, что осмысление этих событий, их изучение началось ровно 60 лет тому назад, когда в штольни спустились воины-десантники, освободители Керчи, в их числе был Илья Сельвинский. Где затерялись архивы и документы, найденные тогда в огромном количестве в каменоломнях? Обнародовать их не спешили – Аджимушкай в официальном представлении свидетельствовал о позоре Советской Армии, считался «партизанщиной», открыто говорить об этих событиях тогда не рекомендовалось. Но правда, скрываемая официозом, прорвалась в стихах. Родившиеся под землей стихотворные строки И. Сельвинского «Аджимушкай», услышали миллионы людей. Услышал их в Таганроге и Николай Бут. Тогда же захотелось увидеть все своими глазами.

Но спуститься в Аджимушкайские катакомбы удалось только в 1960 г., когда он, уже как военный художник, впервые приехал в Керчь. Запрет с темы к тому времени был снят. Исторический материал широко собирался и изучался: выявлялись участники событий, их родственники. Создание первой подземной экспозиции осуществлялось под руководством Сергея Михайловича Щербака, который активно начал работать в центральных архивах страны (его тетради, правда, иногда лишались некоторых страниц – цензура!) впервые начал экспедиционные исследования-раскопки под землей. С основателем Музея Аджимушкайской обороны С. М. Щербаком Н.Я Бута связывала долгая дружба, вплоть до самой смерти художника.

В каменоломнях, где сражались и гибли воины, Николай Яковлевич начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Но зарисовки, эскизы, рисунки и этюды накапливаясь, реликвии, находимые в каменоломнях, все более захватывали его воображение, поездки в Керчь становились чаще, внося коррективы в творческий замысел художника. Вместо одной работы рождается целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкайская трагедия». Но вскоре автор несколько меняет название на более емкое и значимое - «Аджимушкай. 1942 год».

Сложившийся к 1967 г. цикл с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростове-на-Дону, Донецке, Краматорске, Керчи. Временная экспозиция в 1968 г. в Керчи стала постоянной, развернувшись в одном из залов Керченского историко-археологического музея, включавшего в себя в то время и здание церкви. Молодое поколение, конечно, не может ее помнить, ибо она была размещена в здании церкви, на обустроенном втором этаже.

7 мая 1985 г., в канун 40-летия Победы, постоянная экспозиция выставки переехала в отдельное здание Картинной галереи по улице Театральной, где экспонируется и поныне.

Замысел цикла не был исчерпан и в последующие десятилетия: некоторые работы создавались в семидесятые и восьмидесятые годы. Можно сказать, что вся творческая жизнь Николая Яковлевича была связана с работой над аджимушкайской темой, с потрясающей силой раскрытой автором с позиций своего времени. Всего создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.

(1989-11-17 ) (61 год) Место смерти: Гражданство:

СССР СССР

Жанр:

батальный

Стиль: Награды:
Звания:
Премии:

Никола́й Я́ковлевич Бу́т ( -) - народный художник РСФСР (), один из ведущих мастеров СВХ имени М. Б. Грекова . Почетный гражданин города-героя Керчи .

Биография

Рисовать начал с 13-14 лет. Особую тягу испытывал к изображению исторических баталий. Занимался в изостудии Таганрогского Дворца пионеров .

Но тем не менее, художник не изменил своему признанию. Его дипломная работа, посвящённая защитникам Брестской крепости была замечена и рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Автора полотна отметили и пригласили в СВХ имени М. Б. Грекова (1958).

Как раз в это время в Студии наметились перемены. Ставились масштабные эксперименты в области монументального искусства. Требовались новые способы изображения войны с её принципиально новыми способами организации ведения боя, выражения огромного подвига советского народа. Поэтому художники искали соответствующие формы художественных решений. Итогом творческих поисков стало применение диорамно-панорамного искусства, уже апробированного ранее на опыте Ф. А. Рубо

Н. Я. Бут принимал участие в создании первой советской панорамы «Сталинградская битва» (1958-1982), за которую впоследствии был награждён Почетной медалью Советского фонда мира. Наряду с ним в работе над панорамой принимали участие такие художники-баталисты, как В. К. Дмитриевский , П. И. Жигимонт , П. Т. Мальцев , Г. И. Марченко , М. И. Самсонов , Ф. П. Усыпенко . Активно помогали художникам военные консультанты: маршалы Советского Союза А. И. Еременко , В. И. Чуйков , Н. И. Крылов и другие.

В начале 1960-х годов непродолжительное время преподавал в таганрогской изостудии ДК комбайнового завода , где, по воспоминаниям студийцев, за короткий срок успел мастерски «поставить» ученикам академический рисунок .

В 1960-е годы Н. Я. Бут принял участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва» , которая была открыта в честь героев войны 1812 года .

Картины с успехом экспонировались на передвижных выставках. Выставлялись в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Донецке. В 1968 году экспозиция поселилась в Керченском историко-археологическом музее, а 7 мая 1985 года переехала в Картинную галерею на ул. Театральной, где находится и сейчас.

Награды и премии

  • Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1979) - за диораму «Битва за Днепр»
  • премия имени Вита Неедлы (ЧССР) (1972) - за цикл картин «Словацкое национальное восстание»
  • Золотая медаль имени М. Б. Грекова (1968) - за участие в воссоздании панорамы Ф. А. Рубо «Бородинская битва»
  • Почётная медаль Советского фонда мира (1982) - за участие в создании панорамы «Сталинградская битва»
  • диплом АХ СССР за цикл картин «Героическая морская пехота»

Напишите отзыв о статье "Бут, Николай Яковлевич"

Ссылки

Источники

Отрывок, характеризующий Бут, Николай Яковлевич

Очевидно было, что его не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли.
– Я не желаю и не желал войны, – сказал он, – но меня вынудили к ней. Я и теперь (он сказал это слово с ударением) готов принять все объяснения, которые вы можете дать мне. – И он ясно и коротко стал излагать причины своего неудовольствия против русского правительства.
Судя по умеренно спокойному и дружелюбному тону, с которым говорил французский император, Балашев был твердо убежден, что он желает мира и намерен вступить в переговоры.
– Sire! L"Empereur, mon maitre, [Ваше величество! Император, государь мой,] – начал Балашев давно приготовленную речь, когда Наполеон, окончив свою речь, вопросительно взглянул на русского посла; но взгляд устремленных на него глаз императора смутил его. «Вы смущены – оправьтесь», – как будто сказал Наполеон, с чуть заметной улыбкой оглядывая мундир и шпагу Балашева. Балашев оправился и начал говорить. Он сказал, что император Александр не считает достаточной причиной для войны требование паспортов Куракиным, что Куракин поступил так по своему произволу и без согласия на то государя, что император Александр не желает войны и что с Англией нет никаких сношений.
– Еще нет, – вставил Наполеон и, как будто боясь отдаться своему чувству, нахмурился и слегка кивнул головой, давая этим чувствовать Балашеву, что он может продолжать.
Высказав все, что ему было приказано, Балашев сказал, что император Александр желает мира, но не приступит к переговорам иначе, как с тем условием, чтобы… Тут Балашев замялся: он вспомнил те слова, которые император Александр не написал в письме, но которые непременно приказал вставить в рескрипт Салтыкову и которые приказал Балашеву передать Наполеону. Балашев помнил про эти слова: «пока ни один вооруженный неприятель не останется на земле русской», но какое то сложное чувство удержало его. Он не мог сказать этих слов, хотя и хотел это сделать. Он замялся и сказал: с условием, чтобы французские войска отступили за Неман.
Наполеон заметил смущение Балашева при высказывании последних слов; лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать. Не сходя с места, он голосом, более высоким и поспешным, чем прежде, начал говорить. Во время последующей речи Балашев, не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожанье икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос.
– Я желаю мира не менее императора Александра, – начал он. – Не я ли осьмнадцать месяцев делаю все, чтобы получить его? Я осьмнадцать месяцев жду объяснений. Но для того, чтобы начать переговоры, чего же требуют от меня? – сказал он, нахмурившись и делая энергически вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой.
– Отступления войск за Неман, государь, – сказал Балашев.
– За Неман? – повторил Наполеон. – Так теперь вы хотите, чтобы отступили за Неман – только за Неман? – повторил Наполеон, прямо взглянув на Балашева.
Балашев почтительно наклонил голову.
Вместо требования четыре месяца тому назад отступить из Номерании, теперь требовали отступить только за Неман. Наполеон быстро повернулся и стал ходить по комнате.
– Вы говорите, что от меня требуют отступления за Неман для начатия переговоров; но от меня требовали точно так же два месяца тому назад отступления за Одер и Вислу, и, несмотря на то, вы согласны вести переговоры.
Он молча прошел от одного угла комнаты до другого и опять остановился против Балашева. Лицо его как будто окаменело в своем строгом выражении, и левая нога дрожала еще быстрее, чем прежде. Это дрожанье левой икры Наполеон знал за собой. La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi, [Дрожание моей левой икры есть великий признак,] – говорил он впоследствии.
– Такие предложения, как то, чтобы очистить Одер и Вислу, можно делать принцу Баденскому, а не мне, – совершенно неожиданно для себя почти вскрикнул Наполеон. – Ежели бы вы мне дали Петербуг и Москву, я бы не принял этих условий. Вы говорите, я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я. И вы предлагаете мне переговоры тогда, как я издержал миллионы, тогда как вы в союзе с Англией и когда ваше положение дурно – вы предлагаете мне переговоры! А какая цель вашего союза с Англией? Что она дала вам? – говорил он поспешно, очевидно, уже направляя свою речь не для того, чтобы высказать выгоды заключения мира и обсудить его возможность, а только для того, чтобы доказать и свою правоту, и свою силу, и чтобы доказать неправоту и ошибки Александра.
Вступление его речи было сделано, очевидно, с целью выказать выгоду своего положения и показать, что, несмотря на то, он принимает открытие переговоров. Но он уже начал говорить, и чем больше он говорил, тем менее он был в состоянии управлять своей речью.
Вся цель его речи теперь уже, очевидно, была в том, чтобы только возвысить себя и оскорбить Александра, то есть именно сделать то самое, чего он менее всего хотел при начале свидания.
– Говорят, вы заключили мир с турками?
Балашев утвердительно наклонил голову.
– Мир заключен… – начал он. Но Наполеон не дал ему говорить. Ему, видно, нужно было говорить самому, одному, и он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди.
– Да, я знаю, вы заключили мир с турками, не получив Молдавии и Валахии. А я бы дал вашему государю эти провинции так же, как я дал ему Финляндию. Да, – продолжал он, – я обещал и дал бы императору Александру Молдавию и Валахию, а теперь он не будет иметь этих прекрасных провинций. Он бы мог, однако, присоединить их к своей империи, и в одно царствование он бы расширил Россию от Ботнического залива до устьев Дуная. Катерина Великая не могла бы сделать более, – говорил Наполеон, все более и более разгораясь, ходя по комнате и повторяя Балашеву почти те же слова, которые ои говорил самому Александру в Тильзите. – Tout cela il l"aurait du a mon amitie… Ah! quel beau regne, quel beau regne! – повторил он несколько раз, остановился, достал золотую табакерку из кармана и жадно потянул из нее носом.
– Quel beau regne aurait pu etre celui de l"Empereur Alexandre! [Всем этим он был бы обязан моей дружбе… О, какое прекрасное царствование, какое прекрасное царствование! О, какое прекрасное царствование могло бы быть царствование императора Александра!]
Он с сожалением взглянул на Балашева, и только что Балашев хотел заметить что то, как он опять поспешно перебил его.
– Чего он мог желать и искать такого, чего бы он не нашел в моей дружбе?.. – сказал Наполеон, с недоумением пожимая плечами. – Нет, он нашел лучшим окружить себя моими врагами, и кем же? – продолжал он. – Он призвал к себе Штейнов, Армфельдов, Винцингероде, Бенигсенов, Штейн – прогнанный из своего отечества изменник, Армфельд – развратник и интриган, Винцингероде – беглый подданный Франции, Бенигсен несколько более военный, чем другие, но все таки неспособный, который ничего не умел сделать в 1807 году и который бы должен возбуждать в императоре Александре ужасные воспоминания… Положим, ежели бы они были способны, можно бы их употреблять, – продолжал Наполеон, едва успевая словом поспевать за беспрестанно возникающими соображениями, показывающими ему его правоту или силу (что в его понятии было одно и то же), – но и того нет: они не годятся ни для войны, ни для мира. Барклай, говорят, дельнее их всех; но я этого не скажу, судя по его первым движениям. А они что делают? Что делают все эти придворные! Пфуль предлагает, Армфельд спорит, Бенигсен рассматривает, а Барклай, призванный действовать, не знает, на что решиться, и время проходит. Один Багратион – военный человек. Он глуп, но у него есть опытность, глазомер и решительность… И что за роль играет ваш молодой государь в этой безобразной толпе. Они его компрометируют и на него сваливают ответственность всего совершающегося. Un souverain ne doit etre a l"armee que quand il est general, [Государь должен находиться при армии только тогда, когда он полководец,] – сказал он, очевидно, посылая эти слова прямо как вызов в лицо государя. Наполеон знал, как желал император Александр быть полководцем.

Владимир Абаринов

[...] У ФСБ есть идеальная возможность действительно всерьез отличиться на поприще борьбы с нелегальной торговлей оружием. В России живет, ни от кого не скрываясь, Виктор Бут – человек, заслуживший на Западе прозвище «торговец смертью», объявленный в международный розыск поставщик российского оружия едва ли не во все «горячие точки» мира. Он обвиняется в том числе и в поставках оружия Талибану, а также в участии в эвакуации из Афганистана через Пакистан в Иран и Судан ценностей, принадлежащих «Аль-Каиде». В феврале 2002 года бельгийские власти выдали международный ордер на арест Бута по обвинению в отмывании преступных доходов. Бут тогда же объявился в Москве, дал интервью «Эху Москвы», в котором отрицал все обвинения и выражал полную готовность сотрудничать с российскими правоохранительными органами. Это была последняя вспышка интереса к персоне Бута со стороны как прессы, так и вышеупомянутых органов. Ордер Интерпола действия на территории России почему-то не возымел. Недавно Виктор Бут снова дал о себе знать – в августе этого года после долгих уговоров он дал интервью московскому корреспонденту New York Times.

За прошедшее время появилось довольно много новой информации, частично отраженной в материале New York Times. Она касается не столько самого Бута, сколько действий соответствующих ведомств, в первую очередь американских.

Летом 1999 года Совет национальной безопасности США, обдумывая, как бы разрубить гордиев узел непрекращающихся вооруженных конфликтов в Западной Африке, санкционировал электронное прослушивание как правительств, так и партизанских вождей Демократической Республики Конго (бывший Заир), Либерии и Сьерра-Леоне. Расшифровки телефонных переговоров дополнялись данными космической разведки и донесениями агентов, работающих «в поле». В огромном объеме информации то и дело всплывало имя Виктора Бута – он был вездесущ. Оказалось, что в ЦРУ собрана коллекция фотографий, запечатлевших российские грузовые АНы и ИЛы на тайных взлетно-посадочных полосах в африканских джунглях. Фотографии датированы 1996-1999 годами. На одном из снимков имеется изображение и самого Виктора Анатольевича Бута на фоне одного из своих самолетов. Этот сделанный скрытой камерой портрет долгое время оставался единственным известным изображением Бута.

В поле зрения ЦРУ и британской разведки MI6 он попал в начале 90-х годов. «Все началось с гладиолусов...» – так говорит он сам интервьюеру New York Times. Свои первые большие деньги сделал на доставке живых цветов в страны Персидского залива: южноафриканский гладиолус, купленный в Йоханнесбурге за два доллара, в Дубае продавался за сто. Одним рейсом Бут привозил 20 тонн цветов. К 1996 году авиапарк Бута насчитывал 160 машин, штат его компаний – тысячу человек. В 1997 году он построил холодильник в южноафриканском порту Питерсберг и начал возить в Нигерию мороженых цыплят. Затем пришел черед оружия. Бут создал самую разветвленную и хитроумную сеть доставки запрещенного товара в обход санкций ООН. Расплачивались с ним африканские головорезы чаще всего алмазами.

Сегодня Бут не отрицает, что возил оружие. По его мнению, перевозчик не несет ответственности за содержимое ящиков, загруженных на борт. И не считает этот бизнес нелегальным. «Нелегальное оружие? – переспрашивает он американского журналиста. – А что это такое? Если повстанцы контролируют аэропорт и город и разрешают вам посадку, что тут нелегального?» А в конце концов, добавляет он, повстанцы превращаются в правительство, которое имеет право защищаться.

В этом он совершенно прав. Когда о деятельности Бута доложили шефу управления Службы национальной безопасности по контртерроризму Ричарду Кларку, тот ответил: «Дайте мне материал для ордера на арест». Но в том-то и дело, что в США нет закона, который позволил бы привлечь к ответственности за действия, совершенные за пределами страны и не направленные против ее граждан или их собственности. Тогда Вашингтон инициировал в середине 2000 года масштабную операцию, в которой участвовали разведки семи стран четырех континентов и должностные лица на уровне членов кабинета. России в числе этих семи стран, увы, не было. Телефоны Бута были поставлены на прослушку. За ним велось неусыпное негласное наблюдение. Власти Объединенных Арабских Эмиратов предлагали американцам арестовать и выдать им Бута. Для его ареста в Шардже, где располагалась главная операционная база Бута и жила его семья, уже был готов отряд спецназа, но Вашингтон попросил отменить операцию, решив, что о его тайной империи известно еще далеко не все. В феврале 2002 года в Брюссель прибыла американская делегация, с тем чтобы договориться с бельгийскими прокурорами о сотрудничестве по делу Бута. Бельгийцы, однако, ответили отказом (что неудивительно, учитывая антиамериканизм нынешнего бельгийского правительства). Вскоре Бут, как явствовало из его телефонных разговоров, узнал о брюссельской встрече, поэтому когда бельгийцы 18 февраля направили в Интерпол международный ордер на арест Бута, он из Шарджи направился напрямик в Москву – благо самолеты у него свои.

В отличие от администрации Клинтона, администрация Буша не видит в международной организованной преступности угрозы национальным интересам США. Видимо, поэтому она утратила интерес к личности Бута. По словам одного из бывших сотрудников Белого дома, советник президента Буша по национальной безопасности Кондолизза Райс распорядилась решать «проблему Бута» дипломатическими средствами, а после 11 сентября и вовсе отменила операцию.

Предложение министра обороны России Сергея Иванова ужесточить контроль за экспортом ПЗРК не нашло отклика у его коллег. Это только на руку таким коммерсантам, как Виктор Бут

Сквозь «игольное» ушко

Сам Бут всячески дает понять в уже цитировавшемся интервью: его не трогают потому, что за ним стоят правительства, и не только России, но и стран, которые делают вид, что охотятся на него, а он, в свою очередь, умеет держать язык за зубами. Не исключено. Сегодня есть сведения об участии в нелегальных оружейных поставках Ираку президента Украины Леонида Кучмы, о расхищении приднестровских арсеналов, о продажах белорусского оружия зачастую обеим сторонам одного конфликта. О сомнительных оружейных сделках Казахстана и Киргизии. Вопреки заверениям генерала Фоменко о том, что переносные зенитно-ракетные комплексы находятся под полным контролем российского правительства, чеченские боевики не испытывают недостатка в «Иглах», которыми сбит уже не один вертолет федеральных сил.

Откуда они у чеченцев? В Москве убеждены, что из бывших советских республик. Министр обороны Сергей Иванов уже не раз призывал коллег из ближнего зарубежья провести инвентаризацию имеющихся у них в наличии ПЗРК. Министр намеревался сличить заводские номера на корпусах захваченных в Чечне ракет с номерами тех, что остались за пределами России после распада СССР. Видимо, инвентаризация так и не состоялась. В июне этого года на очередном заседании Совета министров обороны СНГ в Щучинске (Казахстан) Сергей Иванов внес предложение ужесточить контроль за экспортом ПЗРК, однако делегации Азербайджана, Грузии, Узбекистана и Украины не поддержали его. [...]

Бут готов. Всегда готов

Уроженец Душанбе и выпускник московского Института военных переводчиков, Виктор Бут принадлежит к новой генерации частных торговцев оружием, появившихся на мировом рынке после распада Советского Союза. В начале 90-х годов страны бывшего восточного блока избавлялись от устаревших арсеналов холодной войны, которым не видели применения. Но в третьем мире спрос на оружие оставался высоким. Опустевшую нишу заполнили частные предприниматели. Одним из них стал г-н Бут.

Бут имеет репутацию крупнейшего в мире нелегального торговца оружием. Следы его коммерческой деятельности обнаружены едва ли не во всех "горячих точках" Африки. Начиная с середины 90-х его имя фигурирует в докладах ООН и Госдепартамента США. Именно Бут зафрахтовал в 1995 году самолет татарской авиакомпании "Аэростан" для доставки партии автоматов АК-47 и другого военного снаряжения общим весом 30 тонн в Кабул, в распоряжение правительства Бурхануддина Раббани, чьи силы в то время отчаянно сопротивлялись наступлению "Талибана". Рейс, однако, завершился принудительной посадкой в Кандагаре, захваченном талибами. В ходе переговоров об освобождении экипажа и самолета Виктор Бут, как писали газеты, превратился из друга Ахмад Шаха Масуда в поставщика муллы Омара. После этого экипаж совершил "дерзкий побег" из Кандагара на своей собственной машине в Шарджу (ОАЭ), где располагалась штаб-квартира компании Бута.

Кандагарский инцидент привлек к персоне Бута внимание западных разведок, прежде всего американской. В 1997 году компания Бута Air Cess открыла представительство в Свазиленде - патриархальном королевстве на юге Африки. В январе 2000 года высокопоставленный западный чиновник - первый заместитель министра иностранных дел Великобритании Питер Хейн - впервые публично обвинил Бута в незаконных поставках оружия ангольской повстанческой армии УНИТА. Лидер группировки Жонас Савимби, как и другие африканские инсургенты, расплачивался за оружие алмазами.

Тема "кровавых алмазов" встала на повестку дня после того, как стало ясно: из средства финансирования войны алмазы превратились в ее цель, а за спиной как мятежников, так и правительств стоит большой транснациональный бизнес. В декабре 2001 года деятельность Виктора Бута, как и сама проблема "кровавых алмазов", нашла отражение в очередном докладе миссии ООН в Анголе. Авторы документа обратили внимание на попытки Бута открыть гранильную фабрику в столице Руанды Кигали, где у него уже было представительство. Бут держал также самолетный парк в бельгийском городе Остенде, откуда камни поступали на свободный рынок Антверпена.

После 11 сентября досье Бута пополнилось новыми подробностями. Los Angeles Times в январе 2002 сообщила года о том, что Бут принимает живейшее участие в операциях эмиратской авиакомпании Flying Dolphin, совершающей дважды в неделю регулярные грузовые рейсы из Шарджи в Кандагар. Глава компании, бывший посол ОАЭ в Вашингтоне шейх Абдулла бен Зайед аль-Сакр аль-Нахьян характеризуется газетой как деловой партнер Виктора Бута. Посол афганского правительства в изгнании в ООН, в свою очередь, заявил, что в рамках этой схемы из Эмиратов в Кандагар доставляется химическое оружие - "цианиды и другие токсичные вещества", закупленные в Германии, Чехии и на Украине. "Талибам эти химикалии не нужны, - утверждал посол. - Получатель этого груза - бен Ладен и его люди". Тот факт, что "Аль-Кайда" экспериментировала с нервно-паралитическими газами и другими отравляющими веществами, сегодня подтвержден документально благодаря видеозаписи, оказавшейся в распоряжении телекомпании CNN, на которой запечатлена сцена умерщвления газами собаки.

По оценкам независимых экспертов, на операциях с "Талибаном" и "Аль-Кайдой" Виктор Бут заработал не менее 50 миллионов долларов. После первых же сообщений в западной прессе о его афганских связях Бут спешно покинул Бельгию и переселился в Россию. 8 февраля бельгийская полиция провела обыски в домах его партнеров и сотрудников. Среди прочего обнаружились документы, подтверждающие ангольские поставки, и пропуска на аэродром Баграм близ Кабула. Арестовано было семь человек, из них под стражей остаются трое, в том числе кениец Сандживан Рупра - партнер Бута, который активно сотрудничает со следствием и служит основным источником информации о его незаконных поставках.

Спустя неделю после ареста Рупры бельгийские власти заочно предъявили Виктору Буту обвинение в отмывании криминальных доходов и 18 февраля выдали международный ордер на его арест. 28 февраля в прямом эфире "Эха Москвы" Бут опроверг все до единого обвинения и заявил, что совершенно свободно и спокойно проживает в Москве; что касается зарубежного бизнеса, то он его свернул по причинам, не имеющим отношения к "травле". Примерно через полчаса после начала интервью на ленте Интерфакса появилось заявление представителя национального бюро Интерпола в Москве Игоря Цирюльникова, который сказал: "На сегодняшний день можно с уверенность утверждать, что Бута на территории России нет". Спустя несколько дней г-н Цирюльников разъяснил корреспонденту "Комсомольской правды", что ордер из Бельгии еще не получен, а когда будет получен, все документы будут переданы в Генпрокуратуру и спецслужбы России для проверки - если обвинения будут признаны основательными, последуют, мол, соответствующие решения.

Как видно, бельгийские материалы то ли до сих пор в Москву не поступили, то ли признаны неубедительными. Виктор Бут не только не задержан, но и свой бизнес с "Аль-Кайдой", по сведениям Washington Post, не свернул. Ссылаясь на источники в европейских спецслужбах, газета сообщает о недавней доставке несколькими партиями груза принадлежащего "Аль-Кайде" золота из пакистанского порта Карачи морем в Иран. В Иране, как уже писали Грани.Ру, окопались члены высшего руководства "Аль-Кайды". Конечным пунктом маршрута была суданская столица Хартум. На этом последнем отрезке в операции участвовали самолеты Виктора Бута. Судан фигурирует в его послужном списке начиная с марта 1999 года, когда лондонская Observer сообщила со ссылкой на британского пилота, работавшего в компании Бута, о регулярных нарушениях Бутом оружейного эмбарго ООН в отношении этой страны. Как известно, с 1991 по 1996 год в Судане жил Осама бен Ладен.

Биография Виктора Бута, в прошлом офицера ВВС, вдохновила голливудских деятелей на создание фильма, в результате за ним закрепилось грозное прозвище - торговец смертью.

Арест и экстрадиция

В 2010 г. Виктор Бут (фото представлено далее в статье) был экстрадирован в США из Таиланда после точечной операции агентства по борьбе с наркотиками США. Сотрудники DEA выдали себя за покупателей, представляющих FARC - вооруженные силы колумбийских революционеров. Соединенными Штатами эта группа классифицируется как террористическая организация.

Бут утверждал, что он просто предприниматель, занимающийся законными международными транспортными перевозками, ошибочно обвиненный в попытке вооружить южноамериканских повстанцев и ставший жертвой американских политических махинаций.

Но в Нью-Йорке не поверил в его историю.

Кто такой Виктор Бут на самом деле?

В апреле 2012 г. его приговорили к 25 годам заключения после признания виновным в заговоре с целью убийства госслужащих и граждан США, в поставках зенитных ракет и в пособничестве террористической организации.

В процессе трехнедельного судебного заседания было заявлено, что Бут знал о том, что оружие будет использоваться для убийства американских пилотов, сотрудничающих с колумбийскими властями. На это он ответил, что враг у них один.

Гражданин России Виктор Бут (фото приведено в статье) начал свою бизнес-карьеру в сфере воздушного транспорта после развала СССР в 1991 году.

Согласно книге 2007 года «Торговец смертью», написанной экспертами по безопасности Дугласом Фарахом и Стивеном Брауном, Бут построил свой бизнес, используя военные самолеты, оставшиеся на аэродромах распадающейся советской империи.

Прочные «Антоновы» и «Ильюшины» продавались вместе с экипажами и идеально подходили для доставки товаров, так как могли использовать ухабистые взлетно-посадочные полосы стран, в которых велись военные действия.

Виктор Анатольевич Бут: биография

Бут родился в советском Таджикистане предположительно 13.01.1967, хотя точная дата и место его рождения неизвестны. Например, разведка ЮАР приписывает ему украинское происхождение.

После службы в Советской армии он окончил Военный институт иностранных языков. На персональном сайте владельца авиакомпании утверждается, что он работал военным переводчиком и уволился из Вооруженных Сил в звании подполковника. Но биография Виктора Бута не так однозначна. Согласно другим источникам, он дослужился до звания майора ГРУ и в 80-х годах прошлого века участвовал в советских военных операциях в Анголе.

Вопреки международным санкциям, через ряд подставных компаний он начал поставлять оружие в разрушенные войной регионы Африки.

Обвинения ООН

Виктор Бут, биография которого тесно связана с бывшим руководителем Либерии Чарльзом Тейлором, совершившим военные преступления, был обвинен Организацией Объединенных Наций. Согласно заявлениям ООН, он являлся бизнесменом, продавцом и перевозчиком минералов и оружия, поддерживавшим режим Тейлора с целью дестабилизации Сьерра-Леоне и незаконного получения алмазов.

По сообщениям ближневосточных СМИ, он поставлял оружие для "Талибана" и "Аль-Каиды".

Бут также был обвинен в вооружении обеих сторон гражданского конфликта в Анголе и продажах оружия полевым командирам и правительствам от Центральноафриканской Республики и Демократической Республики Конго до Судана и Ливии.

В бегах

Сам Бут категорически отрицал свою связь с талибами и "Аль-Каидой". Однако он признал, что в середине 1990-х в Афганистан оружие перевозил, утверждая, что оно использовалось командирами для борьбы против талибов.

Также он утверждал, что помог французскому правительству перевозить грузы в Руанду после геноцида, а также транспортировал миротворцев ООН.

Но правоохранительные органы преследовали его на протяжении 2000-х годов.

В 2002-м, когда власти выдали ордер на его арест, Виктор был вынужден покинуть свой дом в Бельгии.

Под разными псевдонимами Бут путешествовал через Объединенные Арабские Эмираты и ЮАР и снова объявился в России в 2003 году.

В том же году британский министр иностранных дел Питер Хейн придумал ему известное прозвище. После прочтения отчета о Буте он сказал, что тот является ведущим торговцем смертью, основным посредником в поставках оружия из стран Восточной Европы - Молдовы, Украины и Болгарии - в Анголу и Либерию.

ООН назвала Бута центральной фигурой в паутине теневых торговцев оружием, алмазных брокеров и других разжигателей войн.

Уроки танго

На протяжении 2000-х годов США предпринимали шаги против Бута, заморозив его активы в 2006 году, но закон, по которому он мог быть привлечен к ответственности в Соединенных Штатах, отсутствовал.

Вместо этого американские агенты выждали до 2008 года, назвались покупателями от колумбийских повстанцев и были представлены торговцу смертью через одного из его бывших соратников. Вскоре после того, как сотрудники DEA обсудили с ним тайные поставки оружия, тайские власти произвели арест Бута и после длительного судебного разбирательства начали процесс экстрадиции в США.

Бут заявил, что действия Соединенных Штатов против него политически мотивированные, а его жена сказала, что единственная связь ее мужа с Колумбией - это уроки танго.

Российские власти поддержали торговца смертью. Министр иностранных дел пообещал бороться за его возвращение в Россию, назвав решение таиландского суда «несправедливым и политическим».

В финале фильма 2005 года «Повелитель войны», в сценарии которого использована биография Виктора Бута, антигерой ускользает от правосудия. Но в жизни «хэппи энд» ускользнул от оружейного барона.

Приговор

02.11.11 торговец смертью был признан виновным, а 05.04.12 его приговорили к минимальному сроку - 25-летнему тюремному заключению - по обвинениям в заговоре с целью продажи оружия террористическим группам. Обвинители требовали пожизненного лишения свободы, аргументируя это тем, что незаконный оборот оружия Бута разжигал конфликты во всем мире.

В ответ российские власти в 2013 году внесли граждан США, расследовавших дело Виктора Бута и наркоторговца в список лиц, которым запрещен въезд в РФ. В их число вошли: бывший федеральный прокурор Майкл Гарсиа, его заместители Анджан Сахни, Брендан Макгвайр, Кристиан Эверделл, Дженна Дэбс, судья Джед Ракофф и следователи Майкл Розензафт и Кристофер Лавин.

Биография Виктора Бута описана в книге Дугласа Фара и Стивена Брауна «Торговец смертью: деньги, оружие, самолеты и организатор войн» (2007). Но там нет слов, которые торговец смертью сказал журналисту "Нью-Йоркера": "Они постараются засадить меня на всю жизнь. Но я вернусь в Россию. Не знаю, когда. Но я еще молод. Ваша империя рухнет, и я отсюда выберусь".

Бут Николай Яковлевич
Во имя жизни
1965
Из цикла «Аджимушкай. 1942 год»
Холст, масло. 250 х 230
Инв. № жсг-569
Получено из Политуправления Краснознаменного Черноморского Флота на временное хранение (акт от 01.11. 1968 г.); по акту № 104 от 02.11.1992 г. с временного хранения переведены на основной учет.
Керченский историко-культурный заповедник. Картинная галерея

Погиб пулеметчик, отражавший атаку фашистов. Из мрака штолен навстречу врагу осторожно выходит старший лейтенант. Молодой офицер не участвовал в бою из-за своего ранения, но услышав тишину, понял, что наступил его черед. Зажав в руке гранату, он идет на верную смерть.

БУТ Николай Яковлевич (1928, хутор Погожа Криница, Сумская область –1989)
Заслуженный художник РСФСР. Народный художник РСФСР. Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР. Годы фашистской оккупации пережил в Таганроге. В 1945–1949 учился в Ростовском художественном училище. За годы учебы создал триптих «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 – 1654 гг.» Учеба в художественных институтах Москвы (3 года занятий в мастерской профессора В.П.Малькова) и Харькова (у педагогов А.А.Кокеля, Л.И.Чернова и других) приобщили художника к лучшим традициям русского батального жанра. Окончательно определившийся круг его творческих устремлений завершился созданием огромного холста «Брестская крепость» (1953–1957). С 1959 – художник Студии военных художников им. М.Б.Грекова (Москва), участвовал в создании первой советской панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». В 1968 награжден золотой медалью имени М.Б.Грекова за участие в воссоздании панорамы Ф.Рубо «Бородинская битва». В 1968 присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР» за цикл картин «Аджимушкай. 1942 год». Награжден орденом «Знак Почета»; орденом «Красная звезда», Почетной медалью Советского фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва», присуждены диплом Академии художеств СССР, Государственная премия Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко за диораму «Битва за Днепр (Форсирование реки Днепр у села Войсковое в 1943 году»). Почетный гражданин города-героя Керчи (1989).
Циклом «Аджимушкай. 1942 год» художник сумел передать горькую правду войны, аджимушкайскую трагедию. Создание подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях близ Керчи явилось следствием ликвидации Крымского фронта в мае 1942, когда в окрестностях города шли тяжелые арьергардные бои и далеко не все войска смогли переправиться через Керченский пролив. В штольни, образовавшиеся в результате добычи строительного камня в течение последних двух столетий, спустились отдельные части регулярной армии – более 10 тысяч воинов различных родов войск. Кроме того, в каменоломнях нашли убежище почти 5 тысяч мирных жителей – дети, женщины и старики, пережившие первую гитлеровскую оккупацию. Подземный гарнизон 170 дней и ночей вел борьбу с фашистами в условиях полного окружения врагом, стремившегося силой оружия, взрывами кровли, газовыми атаками, голодом и жаждой подавить сопротивление его защитников. В ноябре 1943, спустя год после завершения обороны, в штольни спустились воины-десантники - освободители Керчи. В их числе был и крымский поэт Илья Сельвинский, который написал следующие строки:
«Кто всхлипывает тут? Слеза мужская
Здесь может прозвучать кощунством. Встать!
Страна велит нам почести воздать
Великим мертвецам Аджимушкая!»
Стихотворение И. Сельвинского «Аджимушкай», опубликованное в печати, произвело на юного художника глубокое впечатление. Но только в 1960 году уже сложившимся профессиональным художником он впервые приехал в Керчь, чтобы увидеть все своими глазами. Художник начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Его творческие планы изменились, когда он стал работать над темой. Вместо одной работы появляется триптих, а вслед за ним - целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкай. 1942 год». За короткое время было создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.

Архитектоника полотен строга и монументальна. Автор совмещает прием крупных планов с фронтальной композицией, лишенной какой-либо сюжетной завязки. Крупный план позволяет художнику высветить героев из уходящего времени, а зрителю – стать в положение очевидца событий. Освещение выхватывает из темноты штолен наиболее характерное в фигурах, лицах, взглядах, акцентируя внимание на эмоционально-психологическом состоянии героев, их индивидуальности, внутренней динамике образов. Напряженность происходящего подчеркивают ракурсы, выразительность жестов, поз. Картины, посвященные защитникам подземной крепости, – не только иллюстрации к конкретному историческому событию. Это и размышления автора о подвиге, его духовно-нравственных истоках, патриотических чувствах советских людей, оторванных от мирных дел, одетых в военную форму мужчин, женщин и даже детей, людей разных возрастов и разных биографий, сплетенных в Аджимушкае в одну судьбу. Тема цикла уже сама по себе определила принадлежность работ к батальному жанру. Но своеобразие полотен Н.Я.Бута заключается в том, что в них практически никогда не изображается момент схватки противоборствующих сторон, а на холсте вообще отсутствует фигуративный образ врага.



Загрузка...
Top