Волнения в селе бездна. Крестьянские волнения и восстания

Реформа 1861 г., проведённая крепостниками, не имела, как это видно из её анализа, данного в предыдущей главе, ничего общего с интересами крестьянства и полностью обманула его ожидания. «Минута разочарования», которую во время подготовки реформы предвидели Александр II и другие «деятели» реформы, неизбежно наступила. Недовольство крестьян обнаружилось почти повсеместно.

Резкое противоречие между характером реформы и представлениями крестьянских масс о действительной «воле» привело к тому, что крестьяне часто не верили даже в подлинность «Положений 19 февраля» или по крайней мере решительно отвергали то истолкование «Положений», которое давалось начальством. Крестьяне искали и находили своих толкователей, которые «вычитывали» из «Положений» именно то, что отвечало крестьянским чаяниям и требованиям. Поскольку жестокая действительность убеждала в реальности крепостнической реформы, среди крестьян стало широчайшим образом распространяться мнение, что реформа не является окончательной, что надобно ожидать «второй воли», «настоящей воли» по истечении двухгодичного срока, установленного для введения в дествие «Положений 19 февраля». Этим в значительной степени была обусловлена такая массовая форма крестьянского протеста, как отказ от подписания «уставных грамот». Распространено было убеждение, что соглашение с помещиком ведёт к лишению права на ту новую, «истинную» волю, которая ожидалась к 1863 г.

С самого же начала осуществления реформы крестьяне во многих местах стали проводить полный либо частичный отказ от исполнения повинностей в пользу помещиков. Случалось, что крестьяне принимали решения выходить на барщину не более одного или двух дней в неделю. Нарочито нерадивое выполнение барщинных работ сделалось бытовым явлением. Положение в этом отношении являлось одно время настолько напряжённым, что Чернышевский в «Письмах без адреса» мог утверждать (в начале 1862 г.): «Предписанное продолжение обязательного труда оказалось невозможным».

В ряде случаев крестьянский протест принимал форму открытых возмущений. Это преимущественно относится к первым месяцам после издания «Положений 19 февраля». Власти своими грубейшими насилиями над «освобождённым» народом увеличивали раздражение и негодование масс. К моменту объявления «воли» на места были командированы генерал-майоры и флигель-адъютанты царской свиты с самыми широкими полномочиями по части прекращения всяких «беспокойств, неповиновения или ослушания». Розгами, штыками и пулями царские посланцы подавляли все попытки уклонения крестьян от выполнения «Положений 19 февраля». Наиболее крупные столкновения произошли в Пензенской и Казанской губерниях.

В Пензенской губернии волнения охватили главным образом уезды Керенский и Чембарскии, откуда движение распространилось также на соседние уезды Тамбовской губернии - Кирсановский и Моршанский. Центрами волнений были селения Кандеевка и Черногай. Из окружающих сёл в Кандеевку собралось до 10 тыс., в Черногай - до 3-4 тыс. крестьян. С красным знаменем, с криками «Воля, воля!» крестьяне двигались из деревни в деревню и объявляли: «Земля вся наша. На оброк не хотим и работать на помещика не станем». Видную роль в этих волнениях сыграл крестьянин Леонтий Егорцев, «разъяснявший» в духе крестьянских требований манифест 19 февраля, призывавший не верить начальству и грозивший смертью как усмирителям, так и «ослушникам» из крестьян. Когда в Черногай была введена рота солдат, крестьяне, вооружённые кольями, напали на войска. При столкновении (10 апреля 1861 г.) среди крестьян были убитые и раненые. Исключительные упорство и неустрашимость проявили крестьяне в Кандеевке. Сюда были направлены войска, которые 18 апреля открыли огонь по крестьянам. Несмотря на это, крестьяне продолжали стоять на своём: «Все до одного умрём, но не покоримся». Только после ареста более 400 человек и наказания многих шпицрутенами сопротивление было сломлено, хотя отдельные лица из наказанных всё же продолжали твердить: «Хоть убей, но на работу не пойдём и на оброк не хотим». В Кандеевке было убито 8 и ранено 27 человек. Свыше 100 уча­стников волнений в Пензенской губернии было сослано в Сибирь на каторгу и поселение.

Одновременно с событиями в Пензенской губернии разыгралась известная безднинская трагедия. Село Бездна, Спасского уезда, Казанской губернии, сделалось центром крестьянских волнений, охвативших три уезда этой губернии (Спасский, Чистопольский и Лаишевский) и смежные местности Самарской и Симбирской губерний. Здесь особенно ярким выразителем народных стремлений оказался безднинский крестьянин Антон Петров. Убеждённый в том, что свобода была объявлена царём ещё при десятой ревизии (переписи) населения, в 1858 г., но долго скрывалась помещиками, Петров объяснял крестьянам, что они не должны подчиняться помещикам и властям, не должны платить оброк и ходить на барщину, что они могут разбирать хлеб из барских амбаров и т. д. По сообщению одного из наблюдателей событий, Петров в своих толкованиях «Положений» шёл и ещё дальше, говоря крестьянам: «Помещичьи земли - горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг с своей земли - гони добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду». Со всех сторон к Петрову стекались толпы, чтобы послушать «истинную волю». 12 апреля 1861 г. в Бездну прибыл свитский генерал граф Апраксин. Послушный исполнитель указаний не только царя, но и непосредственно казанского дворянства, чрезвычайно напуганного волнениями крестьян и требовавшего скорейшего их подавления, Апраксин приказал крестьянам немедленно выдать Антона Петрова, а после отказа крестьян распорядился открыть по толпе огонь. По официальным данным, при расстреле в Бездне был убит (с умершими от ранений) 91 человек, ранено - 87. Согласно подсчёту лечившего крестьян врача, всего пострадало более 350 человек. Александр II по телеграфу предписал: «Антона Петрова судить по полевому уголовному положению и привести приговор в исполнение немедленно», иными словами, смертный приговор был вполне предрешён. Антон Петров был расстрелян 19 апреля 1861 г. Характерно признание членов военно-полевого суда, что Антон Петров «перетолковывал смысл «Положений», сообразуясь с общим настроением крестьян, мечтавших о совершенной свободе».

Зверское усмирение народных волнений в Кандеевке и Бездне вызвало глубокое возмущение в передовых общественных кругах и способствовало обострению настроений активной борьбы и протеста среди демократической интеллигенции.

Волнениями в ответ на реформу 19 февраля были охвачены крестьяне как в великорусских губерниях, так и на Украине, в Белоруссии, Литве и других национальных районах. В одной из украинских губерний - Подольской - в течение апреля - мая 1861 г. волнения охватили около 160 селений с 80-тысячным крестьянским населением. В Черниговской губернии весною 1861 г. в движение было втянуто крестьянство 6 уездов, из которых особенно выделялся Нежинский уезд. С большой остротой крестьянское движение, вызванное реформой, проявилось в Гродненской (Белоруссия), Ковенской и Виленской (Литва) губерниях, в Латгалии и др.

Наибольшее число волнений приходится на март - июль 1861 г. Всего за 1861 г. центральными правительственными органами были учтены «неповиновения» крестьян в 1 176 име­ниях (более 2 тыс. селений). В 337 имениях вводились для усмирения крестьян воинские команды. В 1862-1863 гг. открытых крестьянских волнений было уже меньше, чем в 1861 г. Всё же волна крестьянского движения в эти годы продолжает ещё держаться сравнительно высоко: в 1862 г., по данным III отделения, волнения происходили в 400 имениях (в 193 из этих имений вводились воинские команды); в 1863 г. число охваченных волнениями имений составило 386. Именно с начала 1862 г. получила повсеместное распространение та форма крестьянского протеста, о которой говорилось выше: уклонение от подписания «уставных грамот». Поэтому «уставные грамоты» усиленно вводились в действие помимо согласия крестьян: к концу 1862 г. на 36,4 тыс. грамот, подписанных крестьянами (во многих случаях подписи были вынужденными), приходи­лось столько же (даже несколько больше) грамот, от подписания которых крестьяне отказались (36,7 тыс.).

Крестьянское движение 1861-1863 гг., получившее, как мы видели, широкий размах, было, однако, стихийным, неорганизованным; оно было лишено всякой политической сознательности; крестьянские массы были проникнуты монархическими, царистскими иллюзиями; крестьяне ещё надеялись найти в лице царя опору и защиту против помещиков и чиновников. Этим была предопределена неудача крестьянской борьбы. Уже в 1864 г. волнения крестьян учтены лишь в 75 име­ниях.

Своеобразной струёй массового движения начала 60-х годов и составной частью этого главного из факторов, определивших революционную ситуацию (недовольства и борьбы угнетённых масс), были волнения и стачки на промышленных предприятиях, ещё не особенно значительные по размерам, но важные по своему симптоматическому значению. Весной 1861 г., вскоре после объявления «воли», вспыхнули волнения на Людиновском и Сукременском заводах Мальцова в Калужской губернии, затем на Лысьвенском заводе в Пермской губернии и в других местах. Сопоставление обманной «воли» с народными чаяниями играло и среди бывших крепостных рабочих роль стимула для массовых выступлений. Борьба за лучшие условия труда, против непомерно низкой заработной платы явно стала проявляться в ряде рабочих выступлений 60-х годов.

Давно собиралась сделать этот пост, а тут оно у меня в сознании как-то причудливо на прошедшие выборы наложилось... наверное, такая форма гражданской активности. Так сказать, власть и народ.

После объявления Манифеста 19 февраля по стране прокатилась волна крестьянских выступлений - выяснилось, что условия освобождения, эта запоздалая попытка компромисса, реально не устраивала практически ни одно из заинтересованных сословий. Многие крестьяне были уверены в том, что "настоящую" волю спрятали дворяне и попы, или что при объявлении Манифеста его "не так толковали".
Наиболее мрачную известность получил так называемый расстрел в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии
(название-то какое! Куда уж выразительнее. Пожалуй, надо будет на игре сделать село с названием "Бездна" или как оно будет по-белорусски... а вообще в контексте игры любопытно то, что западные губернии - Виленская, Ковенская, Гродненская - накануне и после реформы идут буквально "впереди планеты всей", то есть впереди всей Российской империи по количеству крестьянских выступлений, это данные официальной статистики Министерства внутренних дел...).


В начале апреля 1861 года (примерно через месяц после чтения Манифеста) один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать Манифет и "Положения" в духе крестьянских чаяний. Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству,- «помещику земли -лишь горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли - гони добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду».

Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали
участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда. Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами.

События в Бездне вызвали беспокойство и растерянность местных властей.
В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения.
Казанский военный губернатор Козлянинов в своем донесении министру внутренних дел сообщал, что по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями.

11 апреля граф Апраксин прибыл в Бездну и потребовал выдачи Антона Петрова. Однако и его увещевания не принесли никаких результатов. На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя дополнительными ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4 тыс. крестьян, среди которых были и приехавшие из Самарской и Симбирской губерний (по данным же Козлянинова в приведенном выше донесении, толпа достигала 8 тысяч человек). Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы. Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения». По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран - 41 и раненых - 71 человек.

Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек». Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям.

Расправа, учиненная Апраксиным, встретила порицание со стороны губернатора Козлянинова. В своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел Ланскому он, осуждая поступок Апраксина, писал: «...самое дурное последствие его (поступка Апраксина.- Р.Д.) состоит в том, что числом жертв он вызвал здесь негодование многих, тем более что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны».

Между тем казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. «...Радости их,- писал в письме адъютант губернатора Козлянинова Половцов,- при получении известия о стрельбе не было конца,- те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало. Апраксина -дурака, человека без сердца, ни к чему не способного-провозглашают усмирителем и спасителем края».

«13 апреля,- писал Герцену один из его корреспондентов,- Воскресенская улица (главная улица Казани) в 1 час утра представляла вид необыкновенный. По ней катились коляски, дрожки и тарантасы с веселыми лицами помещиков, едущих к губернатору. Только что получено было известие «о победе графа».

По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.

Тем временем 16 апреля демократически настроенные студенты Казанского университета и Казанской духовной академии организовали в Кладбищенской церкви панихиду по «в смятении за свободу убиенным» крестьянам села Бездны. Панихиде предшествовал сбор студентами денег по подписке в пользу осиротевших крестьянских семейств. На панихиде, являвшейся открытой демонстрацией протеста, присутствовало до 150 студентов, причем служили ее, помимо кладбищенского причта, двое монахов - студентов Казанской духовной академии. Преподаватель истории Казанского университета А. П. Щапов произнес волнующую речь. Речь эту я привожу почти полностью ниже, она характерна: сам Щапов, бывший выпускник Казанской духовной академии, сын провинциального дьячка и крестьянки, был человеком искренник и честным, но интересно с сегодняшней точки зрения, какая фантастическая каша могла твориться в головах у тогдашних искренних и честных людей.

Други, за народ убитые! Демократ-Христос, доселе мифический, - богот воримый европейским человечеством, страданиям которого вот люди будут поклоняться на предстоящей Страстной неделе, - возвестил миру общинно-демократическую свободу, во времена ига Римской империи и рабства народов, - и за то военно-пилатовским судом пригвожден был ко Кресту и явился всемирно-искупительной жертвой за свободу. В России за полутораста лет стали являться среди горько-страдавших темных масс народных, среди Вас - мужичков свои Христы - демократические конспираторы. С половины прошлого столетия они стали называться пророками, и народ верил в них, как в своих искупителей-освободителей. Вот снова явился такой пророк, - и вы, другие, первые по его воззванию, пали искупительными жертвами деспотизма за давно ожидаемую всем народом свободу. Вы первые нарушили наш сон, разрушили своей инициативой наше несправедливое сомнение, будто народ наш не способен к инициативе политических движений. Вы громче царя и благороднее дворянина сказали Народу: ныне отпущаеши раба твоего... Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра,- эта земля и воззовет народ к восстанию и свободе... Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция!»

За свою речь Щапов был уволен от преподавания в Университете. Он поехал в Петербург, чтобы разобраться с причинами своего увольнения. По пути в столицу его арестовали по личному распоряжению Александра II. Уже будучи под следствием, Щапов обратился к Александру II с двумя письмами, в которых предлагал программу общероссийских реформ, основанных на идее развития региональных органов власти - областных земских советов.
Расследование по делу Щапова закончилось решением Синода сослать его в Соловецкий монастырь, однако объяснительная записка Щапова своей прямотой понравилась министру внутренних дел Валуеву, который взял его на поруки. Приговор был отменен, а Щапов получил назначение на службу чиновником в Министерство внутренних дел и возможность работать с архивными документами по делам раскола.
Но вскоре канцелярская работа опротивела ему, и он оставил службу для занятий литературной деятельностью. Статьи Щапова печатались в столичных журналах «Отечественные записки», «Дело», «Век» и др.
С 1862 за Щаповым был установлен секретный надзор в связи с имевшимися сведениями о его сношениях с «лондонскими пропагандистами». В 1864 он был выслан «по неблагонадежности» на свою родину, в село Ангу, откуда переведён в Иркутск.
В дальнейшем он состоял в правлении Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества, участвовал в качестве этнографа в экспедициях в Туруханский край в 1866, в Верхоленский и Балаганский округа Иркутской губернии в 1874.
Умер Щапов в страшной бедности и был похоронен на Знаменском кладбище Иркутска. На его могиле был установлен памятник с надписью: «Родина - писателю».

Алексей Щапов:

18 апреля было расстреляно крестьянское восстание в селе Кандеевка Пензенской губернии. Было убито 8 крестьян, ранено 27, из которых большая часть тоже вскоре умерла. Более сотни крестьян были подвергнуты наказанию шпицрутенами, многие сосланы в каторжные работы. Поддержавший крестьян местный священник Федор Померанцев пожизненно заключен в Соловецкий монастырь.
В Дисненском уезде Виленской губернии шеститысячную толпу крестьян расстреляли с помощью пяти военных рот, по статистике - около 30 раненых.
В Ковенской, Смоленской, Черниговской губерниях, на Пермских горных заводах и в других регионах тоже... постреливали. Всего же по официальной статистике Министерства внутренних дел с января до июня 1861 года произошло 1340 крестьянских выступлений, причем в 718 случаях волнения были ликвидированы с помощью войска.

В том же 1861 году войска стреляли не только по наивным неграмотным крестьянам. Расстрелами закончились городские манифестации в Варшаве: 27 февраля было убито 5 человек, а ровно через месяц стрельба по экзальтированным варшавским панёнкам собрала урожай уже порядка сотни жертв.

* * *

На самом деле удивительно не то, что это все вообще происходило. Удивительно то, что, во-первых, это все происходило при, пожалуй, САМОЙ приличной власти в России за последние... лет эдак двести или триста. И во-вторых, что почему-то каждый раз удивительным образом оказывалась, что центральная власть тут вообще как бы и непричем: виноваты кто угодно, местные наместники, местные военные власти, зловредные помещики, которые все в свою очередь радостно валили друг на друга. Варшавская трагедия вообще закончилась "американской дуэлью" между наместником и военным генерал-губернатором, в результате которой генерал-губернатор застрелился, а наместник подал в отставку. А левая рука у нас никогда не знает, что делает правая, а что у нас где-то случайно погибли подданные - ну очень жаль, мало ли вообще трагических случайностей.

А сейчас давайте погрузимся в историю, которой и посвятим большую часть сегодняшней программы. И первым делом я предлагаю вспомнить о дате, которая как-то незаметно прошла в наших календарях. А между тем, для России с ее вечной темой земли и революции она более чем значимая. В марте исполнилось 155 лет отмене крепостного права в стране императором-освободителем Александром вторым.

Но ничего опять же что связано с земельным вопросом не проходит в перенасыщенной землей стране просто. И уже вслед за манифестом царя последовала волна крестьянских бунтов всех мастей. Освобожденные по разному трактовали свои права и свободы. Одни вовсе не желали перемен, ибо у нас бесхозный крестьянин столь же потерян и напуган, что и закрепощенный. Иные видели в реформах обман, несправедливость, желали большего и считали возможные выгоды от разных дат.

Диляра Юсупова отправилась по следам забытого восстания в село, что носит сейчас имя Антонова - зачинщика того бунта, нашла даже его потомков и готова раскрыть нам одну из страниц извечной российской истории под названием "Земля - крестьянам!"

Это стандартная ситуация. Отличники школы всё знают про историю самого здания, где учатся и места, где живут. На словах. Имение Мусина-Пушкина, исторические события 19 века. И вот небольшой уголок мини-музея - об истории, что и сделала этот маленький посёлок на глубинке Татарстана таким уникальным.

Не случайно о событиях тех лет не было снято ни одного фильма. Публикации появились только в середине 20 века, имели весьма небольшой тираж. Известность событие получило позже - в советское время битва на Бездне все-таки вошла в учебники по истории.

"В отдаленном уголке Татарстана раскинулась река Бездна" - так обычно начинают свой рассказ преподаватели школ. Причем, правильнее говорить Без Дна, с ударением на последний слог. Река в действительности была бездонной, измерить ее глубину не могут до сих пор. Водоем оставался главной достопримечательностью поселка до событий, что произошли уже на ее берегу.

Историки это место обходят стороной. Мол, событие было, последствия - тоже, но кто прав, кто виноват, непонятно и поныне. Сам зачинщик - крестьянин Антон Петров-Сидоров о судьбе народа вообщем-то изначально не думал, толкнула сама судьба.

Владимир Астафьев, доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ: "Становой пристав Михайлов, который должен был читать, был не особо грамотен. Он учился у Антона Петрова и попросил его: сначала он просто прочитал, но потом это стало его идеей".

В действительности, Антон Петров был не единственным бунтарем. После того как император Александр Второй подписал манифест об отмене крепостного права, возник вопрос "Как делить землю?". Компромисс нашли: отдать землю крестьянам - по 3,5 гектара на душу. Причем 20% платит сам крепостной, а 80% за него государство. Как бы мы сегодня сказали, в кредит под 6% годовых. Был крепостной, а стал свободный должник. Смысл жизни теперь - платить государству и… помещикам.

Владимир Астафьев, доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ: "Крестьяне по-прежнему должны были сорок дней барщины отработков иметь, они по-прежнему не могли получить землю, эти положения нужно было довести до крестьян, в Казани были доставлены только в начале апреля".

Начались крестьянские бунты. Текст манифеста об отмене крепостного права назвали "филькиной грамотой". Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений. Антон Петров пошел дальше, манифест он растолковал по своему: царь дал волю раньше на два года до официальной даты. Этот факт помещики якобы скрывали, а потому вся земля принадлежит крестьянам, и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с бывших хозяев.

Диляра Юсупова - "Сейчас это школьные мастерские, но именно здесь держали Антона Петрова в винном погребе, он во всем признался, но стоял на своем и через семь дней его расстреляли, правда уже в другом месте, на окраине села".

Есть улицы центральные, а есть исторические, как эта, правда по ней и не скажешь, что когда-то здесь пролили немало крови. Одинокий памятник, стертая надпись и люди, что и не помнят, а что-то слышали, читали. Обрывки прошлого доносятся и вот до этой женщины. Она живет с прямым потомком Антона Петрова-Сидорова. Говорит, сегодня и не разберешь - Сидоровых в деревне около 4 семей - может и родственники - признается, после такой кровавой битвы, кто кому сват уже и неважно.

Бунтовщиков все же заставили платить. За 45 лет землю смогли выкупить единицы. Сами помещики кровавую битву на Бездне отмечали праздником и шампанским. Как, где и с кем описано во всех книгах. А вот в поселке ни одной вывески или записи исторической хроники. С давних пор село переименовано в Антоновку - откуда и кто этот человек не указано, даже на злосчастном камне на месте трагедии. Информация похоронена вместе с борцами за свободу, самодержавием и Российской Империей. Впрочем уже тогда власти решили забыть и о самом земельном вопросе, что не был решен и в начале ХХ века.

Основные положения крестьянской реформы 1861 года. Восстание крестьян в селе Бездна Казанской губернии. Анализ промышленного переворота в России. Суть иностранного капитала и концессии. Народничество как революционное движение разночинной интеллигенции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дистант

Хухрина Анна.

1. Каковы были основные положения крестьянской реформы 1861 г. и почему эти условия устраивали государство, но не устраивали крестьян?

Крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами.

При освобождении крестьяне получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

Размер земельного надела не мог быть выше установленной законом нормы.

Крестьяне должны были выкупать у помещиков свою землю.

Государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной. Поэтому земля становилась не личной собственностью крестьянина. А собственностью крестьянской общины. Размеры крестьянских наделов, а также оброк и барщина временно обязанных определялись соглашением между помещиком и крестьянами - Уставными грамотами.

За осуществлением реформы на местах следили мировые посредники.

Государство устраивали все эти условия так как, создались условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны; появились свободные рабочие руки, увеличился наемный труд;

А крестьян не устраивали условия, потому что сохранилось основное противоречие в деревне между крупным помещичьим землевладением и малоземельем крестьян, что мешало крестьянам перестроить свое хозяйство на новый лад.

2. Напишите о восстании крестьян в 1861г. в селе Бездна Казанской губернии и о Куртин ской панихиде

Бездненские волнения -- волнения крестьян села Бездна Спасского уезда (Казанской губернии и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права).

В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. В частности, один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то» он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 г., помещики это скрывали, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с помещиков.

Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тыс. чел. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний -- крестьяне отказывались работать на барщине, делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды. крестьянский реформа концессия народничество

12 апреля в Бездну вошли две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа А. С. Апраксина. Около дома Антона Петрова собралась толпа числом до 5000 человек. Апраксин потребовал выдать Петрова, но ему кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас а в Александра Николаевича». После этого по приказу Апраксина было произведено шесть залпов по толпе, в результате чего, по донесению Апраксина, было убито 51 человек и ранено 77 (по другим сведениям -- 87). Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован.

На рапорте Апраксина Александр II написал: «Не могу не одобрить действий гр. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда, учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. публично расстрелян. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки. Большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.

Крестьянские волнения в 1861 -- 1863 гг. вызвали подъем антиправительственных выступлений студенчества. Студенты Казани в 1861 г. сразу же после расстрела крестьян в селе Бездна демонстративно организовали панихиду по Антону Петрову и его погибшим единомышленникам, на которой с речью выступил историк-демократ А. Щапов. Он выразил уверенность, что кровавая жертва в селе Бездна «воззовет народ к восстанию и свободе» и высказал мысль о введении в России конституционного строя. Первые уличные демонстрации студентов отмечались в Петербурге и Москве.

В это же время усилилась деятельность оппозиционного царскому правительству дворянства, ядро которого составляли революционные демократы во главе с Н. Чернышевским. С июля 1861 г. стал распространяться нелегальный печатный листок «Великорусе» и другие прокламации. В них выставлялось требование освобождения крестьян с землей, введения в стране демократического строя и предоставления полной свободы и независимости народам России. В сентябре того же года в России появилась напечатанная в лондонской типографии Герцена прокламация Шелгунова и Михайлова «К молодому поколению». Она призывала молодежь к организации революционных кружков и выдвигала широкую программу борьбы за свержение самодержавного строя и установление демократических порядков. В первой половине 1862 г. организатор революционного студенчества в Москве Зайчневский написал прокламацию «Молодая Россия», в которой выдвигался лозунг создания «демократической республики Русской».

В конце 1861 г. в России возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вождем которого являлся общепризнанный глава революционно-демократического лагеря Н. Г. Чернышевский. Общество «Земля и воля» было связано с эмигрантами Герценом и Огаревым.

3. Назовите основные реформы в 1860-1879-х годов и дайте им характеристику

К середине XIX в. в стране усиливалось настроение в пользу реформ. 19 февраля 1861 г. был опубликован Манифест об отмене крепостного права (крестьянская реформа).Центральная проблема крестьянской реформы -- это новое положение помещичьих крепостных крестьян. Они получили личную свободу. Формально крестьяне не платили выкупа за свою свободу. В основу реформы был положен принцип, по которому вся земля в дворянских поместьях считалась собственностью помещиков.

Вместе с другими реформами 60--70-х гг. (земельной, финансовой и т. д.) крестьянская реформа определяла новый курс развития страны -- буржуазный. Была проведена земская реформа. В уездах и губерниях создавались выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы). Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В пределах этой компетенции земства находились под контролем местной и центральной власти.

Вслед за земской реформой последовала реформа городская (1870). В соответствии с ней в 509 городах России вводились новые органы самоуправления -- городские думы. Деятельность Думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами. Одной из наиболее последовательных буржуазных реформ была судебная реформа (1864).

Новые судебные уставы утвердили относительную независимость судов, ввели гласность судопроизводства и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей. Наивысшим достижением судебной реформы было введение суда присяжных. Университетская реформа (1863) расширила административную и хозяйственную самостоятельность, утвердила право преподавателей и студентов решать академические проблемы.

Реформа печати(1865) отменила предварительную цензуру для значительной части книг и "толстых" журналов и сохранила ее для малой периодики.

Школьная реформа (1864)предусматривала строительство земских школ, народных училищ, увеличение контингента учащихся, доступность получения начальных знаний для широких слоев населения.

В 1861 г. началось проведение последней из либеральных реформ -- военной. В 1874 г. вместо многолетней рекрутчины была введена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на всех юношей, достигших 20 лет, без различия сословий.

4. Дайте определение экономическим терминам: промышленный переворот (напишите, когда он завершился в России); пореформенный период ; модернизация, концессия; иностранный капитал

Дайте определение экономическим терминам: промышленный переворот (напишите, когда он завершился в России); пореформенный период; модернизация, концессия; иностранный капитал.

Промышленный переворот- качественные изменения в технике производства, состоящие в переходе от мануфактурной стадии капитализма к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику. Промышленный переворот завершился в 60-80-е годы 19 века.

Пореформенный период- Эволюция социальной структуры российского общества после отмены крепостного права. Завершение промышленного переворота в стране во второй половине XIX века.

Модернизация- изменение в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям. Модернизация предусматривает интенсификацию процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную (экономическую) силу и развития рационального управления производством.

Концессия-форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю.

Иностранный капитал - вид имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли.

5 . Напишите о народничест ве в России в 70-80-х гг 19 век

Народничество - главное идеологическое направление в освободительном движении пореформенной России, революционное движение разночинной интеллигенции.

Оно основывалось на системе взглядов об особом пути развития России к социализму, минуя капитализм.

Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50 гг. XIX в. А. Герценом, была развита Н.Г.Чернышевским. Русское народничество представляло собой широкий спектр разных течений. В 70-е годы преобладающее значение имело революционное народничество.

Первой крупной секцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ» 1874г - движение молодежи в деревню с целью агитации к восстанию. Неудача этой акции выдвинула необходимость создать централизованную революцию. Такая организация была создана в 1876г - «Земля и воля».

Проводились политические демонстрации. Произошел раскол на две «народная воля» и «Черный передел». «Народная воля» была разгромлена после убийства императора Александра III, «Черный предел» вскоре распался на мелкие группы. Этим завершился этап «действенного» переворота.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экономические, политические и иные предпосылки проведения крестьянской реформы 1861 года в российском государстве. Процесс подготовки и проведения реформы, положения основных законодательных актов. Историческое значение крестьянской реформы 1861 года.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2008

    Причины проведения крестьянской реформы 1861 года, ее подготовка и содержание. Реформа как поворотное событие российской истории, во многом определившие последующие события и судьбу страны. Причины ограниченности крестьянской реформы и ее значение.

    реферат , добавлен 05.03.2012

    Поражение в Крымской войне. Положения об устройстве дворовых. Содержание и причины крестьянской реформы 1861 года. Социально-экономическое положение России после отмены крепостного права. Положительные и отрицательные последствия отмены крепостничества.

    реферат , добавлен 18.05.2015

    Характеристика личности Александра II. Предыстория и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы, ее основные положения. Правовые изменения положения, порядок наделения крестьян землей и освобождения их от крепостной зависимости.

    презентация , добавлен 28.04.2015

    Возникновение крепостной зависимости. Историческая обусловленность и подготовка крестьянской реформы, ее юридическое и экономическое обоснование. Освобождение крестьян Прибалтики. Реформа 1861 г. Начало формирования пролетариата и промышленной буржуазии.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2008

    Историческое и политическое значение реформы 1861 года об отмене крепостного права в России. Понятие и основные положения крестьянской реформы, причины и предпосылки отмены крепостного права. Ответ крестьян на реформу. Нерешённость земельного вопроса.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Понятие крестьянской реформы, ее сущность и особенности, причины и предпосылки осуществления. Главные моменты в ходе работ по крестьянской реформе, ее порядок и этапы проведения. Основные положения реформы, ее место и значение в истории России XVII века.

    реферат , добавлен 20.02.2009

    Исторические аспекты решения земельного вопроса на Смоленщине по условиям Крестьянской реформы 19 века. Крестьянское движение в Смоленской губернии после отмены крепостного права. Проведение реформы в разных регионах России. Система выкупных платежей.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Причины и предпосылки отмены крепостного права в России. Основные принципы воспитания Александра II. Центральные и местные учреждения, образованные по его инициативе для разработки крестьянской реформы. Редакционные комиссии, их функции и задачи.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2014

    Причины отмены крепостного права в 1861 г. в период правления императора Александра II. Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы. Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Значение и итоги крестьянской реформы, ее противоречия.

Бездненское выступление 1861 , выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 . Началось в апреле 1861 в с. Бездна Спасского уезда, где крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений 19 февраля» в интересах крестьян. В его толковании настоящая воля заключалась в том, что крестьяне не должны работать на помещика и что вся земля принадлежит крестьянам. Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тыс. чел. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний. Крестьяне отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды, отказывались исполнять барщину, делили помещичий хлеб. 12 апреля в Бездну вступили 2 роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа А. С. Апраксина. Крестьяне категорически отказались выдать Петрова. Его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам. Согласно официальным данным, было убито 91 и ранено 87 чел. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 чел. Распоряжением Александра II Петров был предан военному суду и 19 апреля 1861 публично расстрелян. Многие крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. П. Щапов . Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А. И. Герцена (1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862). Б. в. и отклики на него явились важным элементом революционной ситуации 1859-61 в России.

Лит.: Крестьянское движение в 1861 г. после отмены крепостного права, ч. 1-2, М.-Л., 1949; Бездненское восстание 1861 г. Сб. документов, Казань, 1948.

В. С. Антонов.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978



Загрузка...
Top