Всё самое интересное в одном журнале. Шахматный автомат и современный компьютер

Вам захотелось стать гроссмейстером по шахматам? Честно скажем, для достижения цели вам понадобится знать чуточку больше, чем приведённые ниже факты. Однако шахматы - это одна из самых известных стратегических игр на на нашей планете, их история насчитывает несколько столетий и чрезвычайна интересна сама по себе.

Родина шахмат - Индия

25. Родиной шахмат считается Индия, эпоха государства Гуптов (около 1400 лет назад). Оттуда игра попала в Эраншахр (территория современных Ирана и Ирака), затем на Ближний Восток, в Европу и Россию. Возможно, так выглядели первые шахматные партии

24. Первый ход пешки на две клетки вместо одной был придуман в Испании в 1280 году. Исключительное право пешки на первый ход

23. Китайский император Суй Вэнь-ди однажды казнил двух заморских шахматистов, услышав, как они называли одну из фигур императором. Ярость Суй Вэнь-ди вызвало упоминание высокого титула правителя Поднебесной в простой игре. Император Суй Вэнь-ди, по-видимому, не одобрял шахматы

22. Первое упоминание шахмат в Америке относится к 1641 году и связано с городом Эстер Синглтон, где в то время жили голландские поселенцы. А первый шахматный турнир в США состоялся в Нью-Йорке в 1857 году.
Литографии участников первого шахматного турнира в США

21. Самый долгий по времени ход принадлежит бразильцу Франсиско Троису: на его обдумывание шахматист потратил два часа и двадцать минут.
Больше двух часов понадобилось бразильскому шахматисту на обдумывание хода (на фото в чёрном жилете)

Первая партия «Космос - Земля»

20. Первая партия «Космос - Земля» состоялась 9 июня 1970 года. Её сыграли экипаж космического корабля Союз-9 и представители центра подготовки космонавтов на Земле. Игра закончилась вничью.
Матч космонавтов с Землей закончился вничью

19. Первоначально ферзь мог двигаться только на одну клетку по диагонали, затем на две. Так продолжалось до тех пор, пока королева Изабелла Испанская не приказала сделать ферзя (а в Европе его называют королевой) самой сильной фигурой на доске.
Из самой слабой фигуры ферзь стал самой сильной

18. Самая старая из записанных шахматных партий относится к 900 году – это была игра между багдадским летописцем и его учеником.
Иллюстрация к старейшей из шахматных партий

17. Легендарный учёный Алан Тьюринг написал первую в мире компьютерную программу для игры в шахматы в 1951 году. Так как в то время не было машины, способной обработать эту программу, для тестовой игры Тьюрингу пришлось самому выполнять алгоритмические вычисления, делая в несколько минут один ход.
Тьюринг интересовался и шахматами

16. «Deep Blue» стала первой программой, проигравшей гроссмейстеру в ноябре 1988 года. Однако девять лет спустя она же выиграл две партии в матче с Гарри Каспаровым в 1997 году и стал также первой машиной, теперь уже обыгравшей человека.
Компьютер научился играть в шахматы не хуже человека

Самый старый набор шахмат

15. Самый старый из сохранившихся наборов шахмат был найден на острове Льюис в Северной Шотландии. Он датируется XII веком нашей эры, и предположительно создан в Исландии или Норвегии. Его оригинальное исполение послужило образцом для волшебных шахматных фигур в фильме «Гарри Поттер и философский камень». Самый старый шахматный набор сыграл свою роль в кино о Гарри Поттере

14. Эммануэль Ласкер оставался чемпионом мира по шахматам дольше всех в истории: 26 лет и 337 дней, с 1894 по 1921 годы. Эммануэль Ласкер много лет оставался непобедимым

13. Второй книгой, напечатанной на английском языке вслед за рассказами о Троянской войне, стал труд о шахматах. Иллюстрация к одной из первых печатных книг по шахматам

12. В 1561 году испанский священник Руи Лопес де Сегура написал книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», которая стала первым серьезным изучением этой игры. С именем Руи Лопеса связано создание испанского дебюта, так как наибольшее внимание в своем труде Лопес уделял именно началу игры. Первый теоретический труд о шахматах составил Руи Лопес де Сегура

11. Шахматы часто приводятся врачами в пример эффективного средства улучшения памяти. Также эта игра тренирует ум путём решения сложных логических задач, поэтому она рекомендуется для борьбы с болезнью Альцгеймера.
По мнению врачей, шахматы улучшают память и тренируют ум

Откуда произошло название шахматы

10. Название «шахматы» происходит от персидских слов «шах» и «мат», которые часто переводятся как «король умер», хотя более точным эквивалентом было бы выражение «король в ловушке» или «королю не убежать».
Королю не убежать!

9. В 1972 году во время матча Фишер-Спасский в Рейкъявике советская делегация подозревала претендента Фишера в использовании различных электронных и химических устройств для того, чтобы вывести чемпиона мира из равновесия. Стул Спасского охранялся круглосуточно, а после игр был отправлен в лабораторию, но ничего необычного в нем найдено не было.
Психологическое давление Роберта Фишера на Бориса Спасского так и не было установлено

8. Филлипинский мальчик Алехин Нури стал самым молодым мастером ФИДЕ в мире. Сейчас ему 9 лет.
Самому юному мастеру ФИДЕ 9 лет

7. В английском языке слово rooky, обозначающее выдающего шахматиста, происходит от «rook» - ладья. Как правило, ладьи вступают в игру ближе к эндшпилю и вместе с ферзем являются самыми сильными фигурами.
Сильный шахматист подобен ладье

6. Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.
Изобретательный священник нашёл способ обойти запрет на шахматы

Томас Уилсон изобрел шахматные часы

5. Шахматные часы были изобретены Томасом Уилсоном в 1883 году, до этого времени использовались песочные часы. Современный вид шахматные часы приобрели к 1900 году, когда был придуман механизм переключения.
Без часов невозможно проведение шахматного турнира

4. В 1985 году Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира по шахматам в возрасте 22 лет и 210 дней. До сих пор тринадцатый чемпион мира признаётся многими экспертами величайшим шахматистом в истории.
Гарри Каспаров стал самым молодым чемпионом мира

3. Самый продолжительный по количеству ходов матч был сыгран между шахматистами Николичем и Арсовичем в Белграде в 1989 году. Партия продолжалась 20 часов 15 минут и завершилась ничьей. За игру было сделано 269 ходов. После этого матча ФИДЕ ввела правило 50 ходов: если за 100 ходов ни одна фигура не была взята, игроки не имеют права более затягивать игру и объявляется ничья.
Самый долгий матч в истории шахмат закончился ничьей

2. Однако теоретически в самой длинной шахматной партии может быть 5 949 ходов.
В шахматной партии возможно сделать более пяти тысяч ходов

1. Число возможных уникальных шахматных партий больше числа электронов во всей вселенной. Количество мельчайших частиц материи составляет около 10 в 79 степени, в то время как число неповторяющихся шахматных комбинаций более 10 в 120 степени.
Всевозможные партии в шахматах вряд ли когда-нибудь будут сыграны

Многие учёные не подвергают сомнению то, что шахматы оказывают крайне положительное воздействие на человека: развивают память, тренируют ум и не зря даже считаются спортом, а потому можно не сомневаться, что эта уникальная игра еще долгое время не уйдёт в историю.

  1. Родоначальником шахмат считается Индия . Согласно наиболее распространенной версии, чатуранга - игра-прародитель шахмат - появилась там в VI веке. Нынешнее название шахматы получили уже в Персии, куда пришли в VII веке - «шах мат» на персидском языке означает «король мертв». Впрочем, правила классических шахмат окончательно сформировалось только в XV веке в Европе.
  2. Шахматные правила неоднократно менялись . Скажем, ферзь когда-то умел ходить только по одной клетке по диагонали. Потом ему позволили передвигаться на два поля, а потом позволяли все больше и больше. Аналогичные изменения касались всех фигур на доске - и даже их количества.
  3. Самая короткая партия из возможных - так называемый дурацкий мат . Вся партия состоит из двух ходов: в первом белая пешка идет на f3, а черная на e5, во втором - пешка встает на g4, а ферзь, перемещаясь на h4, матует короля.
  4. Самая продолжительная партия (из записанных в новейшей истории) насчитывала 269 ходов. Игра проходила между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989-м, длилась 20 часов, закончилась ничьей. В настоящий момент в ФИДЕ (Международной шахматной федерации) действует правило, ограничивающее игру каждого шахматиста 50 ходами.
  5. Ты можешь считать шахматы спортом для ботаников - и напрасно . Существует вид спорта на стыке шахмат и бокса - шахбокс. Придуманные голландцем Ипе Рубинсталом, правила шахбокса чередуют раунд в шахматах и раунд на боксерском ринге. В настоящий момент существует даже Всемирная организация шахбокса.
  6. Большинство гроссмейстеров могут играть в шахматы вслепую - они держат в голове все сделанные ходы. Венгр Янош Флэш как-то играл одновременно с 52 противниками с завязанными глазами - и выиграл 32 игры.
  7. Сегодня есть множество модификаций классических шахмат . Обрати внимание на национальные варианты - сянци (Китай), сеги (Япония), чанги (Корея), макрук (Таиланд). Они не так уж сильно напоминают знакомые тебе шахматы, но требуют не меньших мыслительных усилий. Также весьма популярны игры с досками другой формы (для нескольких игроков), меньшим или большим количеством фигур и их типов.
  8. Лучшим игроком в шахматы в 2015 году является компьютер . С ростом вычислительных мощностей противостояние человека и машины за шахматной доской перестало кого-либо удивлять. Так, в 1997-м чемпион мира Гарри Каспаров проиграл компьютеру Deep Blue, а система Deep Fritz в 2006-м обыграла чемпиона Владимира Крамника. И хотя противостояние компьютера и человека в шахматах еще не окончено, ясно, что полная победа искусственного интеллекта - дело ближайших лет.
  9. Для программирования компьютера для игры в шахматы американский математик Клод Шеннон в 1950-м вывел число Шеннона - минимальное количество неповторяющихся шахматных партий. Оно составило приблизительно десять в сто восемнадцатой степени!
  10. Согласно исследованиям, шахматы - эффективный способ прокачать память . Кроме того, эта игра учит продумывать вероятности и планировать. Некоторые ученые даже рекомендуют эту игру как средство против болезни Альцгеймера. Также исследователи утверждают, что шахматы улучшают творческие способности и концентрацию.

Все мы знаем, что игра в шахматы порождает настоящих гениев, превращает маленького мальчика или девочку в настоящего эрудита. Если вы все же решились обучить своего ребенка этой по-истине восхитительной мудрой игре, предлагаю раннее обучение шахматам в русской шахматной школе. А теперь несколько интересных фактов о шахматах, которые наверняка будет интересно узнать каждому:

1. Происхождение игры и ее названия


Прародительницей шахмат является древнеиндийская игра "чатуранга", которая была популярна в VI-ом веке. В переводе с санскрита "чатуранга" переводится как "4-ре подразделения войска" (пехота, конница, слоны и колесницы, чью роль в шахматах выполняют пешки, кони, слоны и ладьи). Придя в Персию в VII-ом веке, игра получила иное название – "шатрандж". То название, которое мы знаем сейчас – шахматы – игра получила именно здесь: когда игрок атаковал короля, он произносил "шах" ("король" по-персидски) и "шах мат" ("король умер" в переводе с персидского).

2. "Непостоянство" королевы


У королевы (или ферзя) – самый непостоянный характер. Эта шахматная фигура изменялась на протяжении всей истории игры больше всех. Изначально ферзь был советником короля (премьер-министром), однако впоследствии стал самой сильной шахматной фигурой. Сначала ферзь мог ходить по диагонали только по одной клетке, со временем он мог передвигаться сразу на 2 поля, а затем еще дальше, как конь. В современной игре ферзь может делать ходы по горизонтали, по вертикали и по диагонали.

3. Уникальный шахматный автомат Кемпелена


В 1770-ом году австрийским изобретателем венгерского происхождения Вольфгангом фон Кемпеленом был создан шахматный автомат, представлявший собой сделанную в человеческий рост фигуру человека, одетого в турецкую одежду, который сидел за большим деревянным столом. Безмятежно куря трубку и передвигая фигуры по полю механической рукой, "турок" играл в шахматы со всеми желающими, обыгрывая Наполеона Бонапарта, Бенджамина Франклина и других знаменитостей.

Загадка столь умной машины была разгадана лишь годы спустя: внутри шахматного автомата прятался человек, который и играл за манекен, а когда машину и ее сложные механизмы демонстрировали публике, он скрывался.

4. Две "самые-самые" шахматные игры: самая длинная и самая короткая


Самой продолжительной за всю историю шахмат является игра, проведенная в 1989-ом году в Белграде, участниками которой были Горан Арсович и Иван Николич. Во время шахматной партии продолжительностью 20 часов 15 минут, которая завершилась ничьей, противники сделали всего 269 ходов. Вообще, чисто теоретически, одна шахматная партия может быть еще более продолжительной, однако после того, как были введены правила о 50-ти ходах, стало возможным как-то ограничивать это число.

Самую короткую шахматную партию – мат в два хода ("дурацкий мат") – можно воспроизвести следующим образом: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничью или проигрыш судьи могут зафиксировать и до непосредственного начала игры вследствие определенного сценария, который выявляет турнирная таблица, либо в случае неявки одного из игроков на игру.

5. Шахматы и бокс в одной игре


Знаменитое высказывание Гарри Каспарова о том, что "шахматы – это муки разума", вдохновило голландского художника Ипе Рубинга на создание шахбокса, объединившего в себе шахматы и физические испытания. Родоначальник шахбокса почерпнул идею совместить бокс и шахматы в одном из комикс-романов.

Этот гибридный вид спорта под девизом "Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске", состоит из чередующихся раундов шахмат и бокса. В последнее время игра становится все более популярной, находясь под управлением Всемирной организации шахбокса.

6. Шахматы с завязанными глазами


Одним из вариантов игры являются шахматы вслепую: шахматист может делать все ходы, не видя шахматной доски. Как правило, у такого игрока есть посредник, который и осуществляет перемещение его фигур.

Такая впечатляющая способность присуща многим сильнейшим шахматистам. Одним из рекордсменов этого варианта игры в шахматы является венгр Янош Флеш, сыгравший вслепую одновременной в 52-мя противниками и выигравший 32 партии.

7. Шахматные часы, чтобы игроки не засыпали


Изначально во время шахматных партий часы не использовались: игроки могли провести за игрой множество часов подряд (а иногда и несколько суток), изнемогая сами и доводя до изнеможения своего противника. Однажды, во время одного из шахматных турниров, проводимых в 1851-ом году, два игрока даже уснули, так и не завершив партию. Спустя год после этого случая был введен контроль времени, который, до создания в 1883-ем году первых механических шахматных часов, созданных британцем Томасом Уилсоном, осуществляли с помощью песочных часов.

8. Бескрайние возможности


После 3-ех ходов со стороны каждого из игроков существует более 9.000.000 возможных позиций. Американским математиком было подсчитано минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и выведено число Шеннона, согласно которому количество возможных уникальных партий (10^120) больше количества атомов в видимой Вселенной (10^79).

9. Мощные шахматные компьютеры


В настоящее время важной частью игры в шахматы являются шахматные компьютеры. Одна из самых известных шахматных партий, сыгранных между компьютером и человеком, была проведена в 1997-ом году, когда компьютер Deep Blue выиграл у чемпиона мира Гарри Каспарова, считающегося сильнейшим шахматистом за всю историю шахмат.

Спустя 9 лет, в 2006-ом году, другой компьютер – Deep Fritz – обыграл чемпиона мира Владимира Крамника, еще раз заявив о мощи шахматных компьютеров. Сегодняшние шахматные программы, сопоставимые с гроссмейстерами, чаще всего используются для проведения анализа игры и ее улучшения.

10. Игра в шахматы повышает уровень интеллекта


Шахматы часто упоминаются психологами в качестве эффективного способа улучшения человеческой памяти. Навыки игры в шахматы также могут помочь в решении сложных задач и продумывания идей. Большинство людей полагает, что игра в шахматы – лишь для обладателей высокого интеллекта. Отчасти это так и есть, однако каждый желающий может самостоятельно способствовать повышению уровня своего интеллекта, освоив эту игру и начав играть в шахматы. Во время игры в шахматы активизируются оба полушария мозга, улучшаются творческие способности, концентрация, навыки чтения и критическое мышление. Например, в Армении, чья шахматная школа является одной из сильнейших в мире, начиная с 2011-2012 учебного года, во всех общеобразовательных школах ученики со 2-го по 4-ый класс будут изучать шахматы в качестве обязательного предмета.


В этой статье описаны самые интересные факты, связанные с шахматами, которые делают эту игру одной из самых популярных. Ее длинная история и подвижная природа породили множество игроков по всему миру. Согласно «организации шахматы в олимпийских играх», «605 млн чел в мире знают, как играть в шахматы».

История шахмат

У шахмат очень длинная и известная история. Говорят, эта игра появилась в Индии во времена правления Гупта, а на Западе появилась в 9 в. Конечно, сами шахматы тоже изменялись, превратившись со временем в игру, какой мы знаем ее сейчас. Например, ход пешки на 2 квадрата с начальной позиции был введен в 1280 г в Испании. Сейчас пешку можно сделать конем, слоном, ладьей или ферзем (на доске может быть больше одного ферзя, чего в прошлые времена не было).

Длинные и короткие игры


В самой короткой игре такие шаги: 1. F3 e5 2. G4 Qh4++. Эта партия известна под названием партия Дурака (есть много вариаций именно этой игры). И да, ничья или сдача партии могут произойти до того, как настанет следующий ход. Самый длинный турнир по шахматам длился 269 ходов (20 часов 15 мин), он закончился ничьей.

Энергичный ферзь


Ферзь за всю историю претерпел множество изменений. Сначала он мог ходить только на одну клетку по диагонали, позже уже на 2 клетки, а затем уже и как слон. Сейчас, к счастью, ферзь может ходить по диагонали, горизонтали и вертикали в пределах свободных клеток.

А вы можете сыграть в шахматы вслепую?


Игра вслепую – это необычное умение, которым обладают многие опытные игроки. Естественно, оно требует способности ясно представлять себе доску, что становится труднее с каждым сделанным ходом. В 1960 г в Будапеште венгерцем Янушем Флешем был установлен рекорд, где он сыграл одновременно против 52 противников и выиграл 31 партию.

Бесконечные возможности


После 3х ходов с каждой стороны становятся возможными более 9 млн вариаций дальнейших ходов. Поэтому практически не нужно опасаться одних и тех же позиций – думать при игре надо всегда.

Хотите теорию начала?


Теория начала хорошо идет вместе с «бесконечными» возможностями в шахматах. Началом называют серию ходов, открывающих партию. Существует более 1000 различных начал, чем можно выучить, и это включая различные вариации начал/защит.

Возникновение шахматных вариантов и ….бокса?


Не вызывает удивления, что рынок шахматных вариантов широкий и разнообразный. Есть ряд игр, изменяющих шахматные фигуры, доску, и т.д. начиная с расположения 3 досок одна на другой. Можно даже положить две доски рядом и сыграть в шведские шахматы, где вы можете снять на одной доске фигуру противника и передать ее партнёру, играющему на другой доске. Шахбокс появилась сравнительно недавно, в нем комбинируются шахматы и бокс в чередующихся раундах. Это также придает новую окраску шахматам и привлекает к игре внимание.

Компьютерные шахматы


Сейчас это важная часть игры. Знаменитый мировой чемпион по шахматам Гарри Каспаров проиграл компьютеру в 1997 г в матче в 6 партий. Несмотря на крики о мошенничестве, это стало шоком для всего шахматного сообщества. В 2006 г мировой чемпион Владимир Крамник также проиграл компьютеру, что доказывает силу компьютерных шахмат. Сегодня различные программы доступны всем игрокам в шахматы, которые хотят совершенствоваться. Обычно эти программы имеют уровень гроссмейстеров.

Шахматы и ваш мозг


Шахматы часто приводятся в пример психологами, как эффективный способ улучшить свою память. Также позволяя мозгу решать сложные задачи и прорабатывать идеи, можно бороться с болезнью Альцгеймера. Именно влияния шахмат на молодые организмы подтолкнуло к созданию шахматных кружков в школах.

Шахматный автомат Турок


Турок – это шахматная машина 18 в… ну, во всяком случае, так считают люди. На самом деле, внутри этой замысловатой машины находился настоящий сильный шахматист. Когда автомат сгорел, его секрет раскрылся, а Турок стал еще одним экспонатом интереснейшей истории шахмат.

В каком виде спортсмен под современным триколором сражался против спортсмена под советским флагом?

Первым спортсменом в новейшей истории, кто стал выступать под бело-сине-красным флагом, стал Гарри Каспаров. Причём сделал это, когда СССР ещё не распался - в 1990 году в матче за звание чемпиона мира по шахматам против Карпова. В первых матчах у Карпова на столе стоял обычный советский флаг, у Каспарова - триколор. Потом делегация Карпова заявила протест, и с пятого матча оба флага были убраны.

Кто посвятил свою жизнь доказательству гипотезы о том, что гениев можно вырастить?

Венгерский педагог Ласло Полгар ещё в студенческом возрасте вознамерился вырастить детей-гениев и даже жену - учительницу иностранных языков из Украины по имени Клара - выбрал, согласовав с ней эти цели. Проанализировав биографии многих выдающихся людей, Полгар пришёл к выводу, что любого здорового ребёнка можно сделать гением, если обучать его с младенчества методично и интенсивно. Ласло и Клара родили трёх дочерей и решили посвятить их жизнь шахматам, так как успехи в этой игре можно всегда объективно оценить. Чтобы как можно сильнее сконцентрироваться на шахматах, родители вытребовали от венгерского правительства разрешение на домашнее обучение девочек. Все трое добились больших успехов: София стала гроссмейстером среди женщин, а Жужа и Юдит - гроссмейстерами среди мужчин и одними из сильнейших шахматисток в истории.

Президент какой международной федерации заявляет, что имел контакт с инопланетянами?

Президентом Международной шахматной федерации FIDE является Кирсан Илюмжинов, долгое время бывший главой Республики Калмыкия. По его мнению, шахматы были изобретены инопланетянами и подарены жителям Земли. Также Илюмжинов неоднократно заявлял в интервью, что в 1997 году пришельцы похищали его на два дня на свой корабль.

Какие шахматные фигуры, за исключением королей, имеют наибольшие шансы на выживание?

Анализ более двух миллионов шахматных партий, сыгранных на турнирах мастеров, выявил, что наибольшие шансы на выживание после королей имеют крайние пешки h2 и h7 - они остаются на поле более чем в 70% игр. За ними в рейтинге выживаемости следуют ещё 8 пешек линий a, b, f и g. И только за ними в этом списке находятся фигуры - четыре ладьи.

Что мог делать автомат 1912 года, считающийся первой в мире компьютерной игрой?

В 1912 году, задолго до появления прообразов современных компьютеров, испанский инженер Леонардо Торрес-и-Кеведо сконструировал электромеханический автомат «El Ajedrecista», который считается первой в истории компьютерной игрой. Устройство представляло собой шахматную доску с передвигаемыми машиной с помощью электромагнитов королём и ладьёй, а также королём другого цвета, которого перемещал человек. Автомат, пусть и не за минимальное количество ходов, гарантированно завершал этот шахматный эндшпиль матом оппоненту.

По каким правилам проводятся соревнования по смеси шахмат и бокса?

В 2003 году появился новый вид спорта под названием шахбокс - гибрид шахмат и бокса. Спортсмены выясняют отношения попеременно в 11 раундах: нечётные - за шахматным столом, чётные - на ринге. Побеждает тот, кто либо добился нокаута в боксёрских раундах, либо поставил мат в партии. Бойцы, как и в боксе, разделяются по весовым категориям, а международная ассоциация регулярно проводит отборочные турниры и бои за звание чемпиона мира.

Где была упомянута система Каспаро-Карпова задолго до того, как миру стали известны Каспаров и Карпов?

В повести братьев Стругацких «Полдень, XXII век» упоминается система Каспаро-Карпова - метод, который использовали для снятия «копии» мозга и построении его математической модели. Повесть была опубликована в 1962 году - Анатолию Карпову тогда было только 11 лет, а Гарри Каспаров ещё не родился.

Как связаны между собой шахматы, рис и разорение?

Известно много притч о том, как один человек предлагает другому расплатиться с ним за некоторую услугу следующим образом: на первую клетку шахматной доски тот положит одно рисовое зёрнышко, на вторую - два и так далее: на каждую следующую клетку вдвое больше, чем на предыдущую. В результате тот, кто расплачивается таким образом, непременно разоряется. Это неудивительно: подсчитано, что общий вес риса составит более 460 миллиардов тонн

Как можно совершить вертикальную рокировку в шахматах?

Как известно, рокировка в шахматах заключается в перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на две клетки и затем ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля, при этом король и ладья не должны двигаться до этого. Голландский шахматист Тим Краббе придумал задачу, в которой для победы белым нужно было совершить рокировку по вертикали. Пешка доходит до e8 и становится ладьёй, затем король перемещается на e3, а ладья на e2 - формально все правила соблюдены. После этого ФИДЕ пришлось выпустить уточнения к правилам, что рокировка может быть только горизонтальной.

Как работал шахматный компьютер 18 века?



Загрузка...
Top