Вывод устное народное творчество. Фольклор - устное народное творчество

Это устное народное творчество. Жанры его очень разнообразны и специфичны. Эти произведения придумывались представителями народа и передавались друг другу устно. Существовали певцы и сказители, и каждый желающий мог стать сотворцом.

В чем особенности фольклорных произведений?

Особенностью устного является его древнее происхождение, ведь подобные произведения создавались в то время, когда еще не было письменности. Часто в создании одного произведения участвовало много людей, каждый при пересказе добавлял что-то свое. Это еще одна особенность - вариативность, ведь даже один сказитель или певец не мог много раз повторить произведения без изменений.

Каждый человек знает, что такое Жанры его почти все сохранились до наших дней. В каждом из них отражаются думы и чаяния народа, его отношение к происходящим событиям. Большое место в устном народном творчестве занимает обрядовый фольклор. Хотя этот пласт народной культуры почти неизвестен сейчас.

На какие жанры делится фольклор?

Как фольклор используется при воспитании детей?

Какие жанры устного народного творчества издавна применялись родителями в воспитании ребенка? Кроме сказок и былин с рождения малышей сопровождали потешки, прибаутки и песенки. Они использовались не только для успокоения и привлечения внимания ребенка. Эти произведения - лучший способ раннего развития мышления малышей.

До сих пор все мамы поют детям народные колыбельные, большинство из них используют потешки и приговорки при одевании, купании и первых играх малышей. Очень важны для развития мышления ребенка считалки, загадки и скороговорки. В детской среде распространены дразнилки, поговорки и частушки.

В настоящее время многие молодые люди не знают, что такое устное народное творчество. Жанры его, даже самые распространенные, стали забываться. И задача родителей, воспитателей и учителей - прививать детям любовь к фольклору как к неотъемлемой составляющей народной культуры.

  1. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. - Л., 1974.
  2. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. - Л., 1982.
  3. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. - Саратов, 1964.
  4. Акимова Т.М. О фольклоризме русских писателей. - Саратов, 2001.
  5. Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. - Саратов, 1977.
  6. Аникин В.П. Былины. Методы выяснения исторической хронологии вариантов. - М., 1984.
  7. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. - М., 1970.
  8. Аникин В.П. К мудрости ступенька. - М., 1982.
  9. Аникин В.П. Русская народная сказка. - М., 1977.
  10. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. - М., 1964.
  11. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М., 2001.
  12. Архангельская В.К. О саратовских частушках // Поволжская частушка. - Саратов, 1994.
  13. Архангельская В.К. Очерки народнической фольклористики. - Саратов, 1976.
  14. Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин. - М., 1993.
  15. Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. - М.; Л., 1966.
  16. Астахова А.М. Народные сказки о богатырях русского эпоса. - М.; Л., 1962.
  17. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. - Л., 1973.
  18. Базанов В.Г. Поэзия русского Севера. - Петрозаводск, 1981.
  19. Бахтина В.А. Фольклористическая школа братьев Соколовых. - М., 2000.
  20. Бахтина В.А. Эстетическая функция сказочной фантастики. - Саратов, 1972.
  21. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М., 1975.
  22. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX-начала XX века. - М., 1979.
  23. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. - М., 1982.
  24. Власова З.И. Частушка и песня // Русский фольклор. - Л., 1971. - Т. 12.
  25. Горелов А.А. Соединяя времена. - М., 1978.
  26. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. (Теоретические очерки). - СПб., 1993.
  27. Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. - М., 1981.
  28. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. - Л., 1978.
  29. Еремин В.И. Поэтический строй русской народной песни. - Л., 1978.
  30. Еремин В.И. Ритуал и фольклор. - Л., 1991.
  31. Земцовский И.И. Русская протяжная песня. Опыт исследования. - Л., 1967.
  32. Зуева Т.В. Волшебная сказка. - М., 1993.
  33. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. - М., 1987.
  34. Зырянов И.В. Поэтика русской частушки. - Пермь, 1975.
  35. Колпакова Н.П. Книга о русском фольклоре. - Л, 1948.
  36. Колпакова Н.П. Поэтика рабочей частушки // Устная поэзия рабочих России. - М.; Л., 1965.
  37. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. - М.; Л., 1962.
  38. Колпакова Н.П. У золотых родников. Записки фольклориста. - Л., 1975.
  39. Кравцов Н.И. Поэтика русских народных лирических песен. - М., 1974.
  40. Кравцов Н.И. Русская проза второй половины XIX века и народное творчество. - М., 1972.
  41. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. - М., 1982.
  42. Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни. - М., 1978.
  43. Лазутин С.Г. Очерки по истории русской народной песни. - Воронеж, 1964.
  44. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. - М., 1981.
  45. Лазутин С.Г. Русская частушка, вопросы происхождения и формирования. - Воронеж, 1960.
  46. Лазутин С.Г. Русские народные песни. - М., 1965.
  47. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. - Саратов, 1980.
  48. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. - М., 1958.
  49. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М., 1987.
  50. Новиков Н.В. Образы восточно-славянской волшебной сказки. - Л., 1974.
  51. Новикова А.М. Русская поэзия XVIII-первой половины XIX века и народная песня. - М., 1982.
  52. Песни, сказки, частушки Саратовского Поволжья. - Саратов, 1969.
  53. Поволжская частушка. - Саратов, 1994.
  54. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. - М., 1977.
  55. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. - М., 1963.
  56. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. - М., 1965.
  57. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. - М., 2000.
  58. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. - М., 1990.
  59. Причитания. - Л., 1960.
  60. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1998.
  61. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1969.
  62. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. - М., 1998.
  63. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. - Л., 1963.
  64. Пропп В.Я. Русский героический эпос. - М., 1999.
  65. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 1994.
  66. Русская историческая песня. - Л., 1990.
  67. Русская литература и фольклор (XI-XVIII вв.) - Л., 1970.
  68. Русская литература и фольклор (Первая половина XIX века). - Л., 1976.
  69. Русская литература и фольклор (Вторая половина XIX века). - Л., 1982.
  70. Русская литература и фольклор (Конец XIX века). - Л., 1987.
  71. Русские частушки. - М., 1956.
  72. Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы. - Л., 1978.
  73. Русский фольклор Великой Отечественной войны. - М.; Л., 1964.
  74. Савушкина Н.И. Русский народный театр. - М., 1976.
  75. Седельников В.М. Поэтика русской народной лирики. - М., 1959.
  76. Селиванов Ф.М. Поэтика былин. - М., 1977.
  77. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин // Статьи о русской литературе. - Саратов, 1958.
  78. Топорков А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. - М., 1997.
  79. Фольклор и литература 9-11 кл. - М., 1996.
  80. Фольклор и художественная самодеятельность. - Л., 1968.
  81. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. - Л., 1974.
  82. Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. - Л., 1984.
  83. Фольклор Саратовской области. - Саратов, 1946.
  84. Частушки. - М.; Л., 1966.

Перейти к оглавлению книги

Устное народное творчество богатство каждого народа. Русский народ имеет очень много памятников народного творчества. Каждый памятник уникален и своеобразен. В этих произведениях сохранились все важные поверья народа. Это богатство дает возможность последующим поколениям узнать больше интересной информации о себе самом и своем народе.

В устных народных памятниках сконцентрирована вся мудрость народа. Каждая строка этих произведений полна здравого смысла и поучительной морали. Каждое изречение из этих памятников является мудрым наставлением для всего народа. И по сей день в памятниках устного народного творчество можно встретить множество ответов на самые разные вопросы, волнующие разум каждого человека.В памятниках можно встретить огромное количество пословиц и поговорок. Это короткие предложения навсегда останутся в памяти народа и будут передаваться из поколения в поколение. В них так много повседневной простой жизненной правды и поучения, что по ним можно в любой ситуации ориентироваться и быть уверенным в правдивости выбора.

В пословицах и поговорках народная мудрость достигает своей кульминации. Это не только мудрое изречение одного из вельмож, это продукт народного мышления. В них отражен многовековой опыт всего народа.Задачей каждого представителя русской нации должно быть чтение и ознакомление с памятниками народного творчества. Только они могут помочь осознать какой нацией является русский народ. Каждый должен знать какие поверья и обряды имели наши предки. Если хорошо быть знакомым с памятниками, то можно заметить, что в современном мире мышление нашего народа не изменилось. Мы имеем очень много общенародных черт характера, которые веками передавались от поколения в поколение.

Наше богатство наши памятники устного народного творчество. Именно они держат нашу связь с нашими предками крепкой и вечной.

Школьное сочинение от имени ученика 7 класса. 6, 8 класс.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение рассуждение Победа над страхом придает нам силы

    Страх убивает… Именно он заставляет многих отступать перед первыми неприятностями. Когда человек борется за свою цель, ему часто мешают её достичь различные невзгоды, страх перед которыми побеждает стремление добиться желаемого.

  • Сегодня для разговора я выбрала тему: современное образование. Так как сама являюсь педагогом, то имею чёткое представление, что сейчас происходит в системе образования. О том, что в школах никто не хочет работать, говорит уже не приходится

  • Присыпкин в пьесе Клоп Маяковского сочинение

    В произведении Маяковского “Клоп” мы знакомимся с замечательной феерической комедийной историей написанной автором на коммунистический лад. В ней присутствует множество интересных для анализа образов

  • Все Герои рассказа Короленко В дурном обществе (главные и второстепенные)

    Герои рассказа В дурном обществе

  • Говорят, что время лечит. Обычно под лечением подразумевается избавление от болезней, физических ран и недугов. Но ведь бывают и душевные раны. Их самым лучшим лекарем и является время.

Фольклор (folk-lore) - международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает - "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы. 1

Фольклор - сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств - словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки - история, психология, социология, этнология (этнография) 2 . Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания 3 .

Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой . Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор - особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

Фольклор - это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация .

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность - стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos - соединение). Синкретическое состояние - это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

Фольклорные произведения анонимны . Их автор - народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней - и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ". 4

Безусловно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки - целые столетия. По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает "из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания" 5 . Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре - исполнитель и слушатель. "На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию - т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю - т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам". 6 В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность - важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов . Вариант (лат. variantis - меняющийся) - каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация . Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione - непредвиденно, внезапно) - создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.

Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным: "фольклор - это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни". 7

Фольклор, как и литература, - искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма . Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр - тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром - тип художественной формы. История фольклора - это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора - естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

Каково соотношение между действительностью и ее отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое отражение жизни с условным. "Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность". 8 Ему свойственны ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.

Устное народное творчество представлено произведениями различных жанров и представляет собой большой литературный комплекс.

Жанры фольклора

Народное творчество принято делить на произведения больших и малых жанров, в зависимости от объема написанного. Также выделяют детский и взрослый фольклор, эпические и лирические произведения и т.д. К наиболее известным жанрам относятся:

  • Былины;
  • Сказки;
  • Песни;
  • Потешки и пестушки;
  • Частушки;
  • Легенды;
  • Мифы.

Несмотря на то, что перечисленные произведения очень разнородные и совсем не похожи друг на друга, их объединяют некоторые черты. Главная из них - отсутствие одного варианта текста. Поскольку фольклорные произведения не записывались, а рассказывались устно, каждый сказитель мог добавить в них нечто свое, хотя изначальная мораль (т.е. полезный урок слушателям) обычно оставалась неизменной.

Книги для выставки "Устное народное творчество"

При подготовке выставки такой тематики можно было бы использовать как отдельные издания, так и сборники и хрестоматии. Перечислим наиболее подходящие книги по жанрам, о которых мы говорили выше.

Былины - истории о героях-защитниках Русской земли, богатырях. Из них можно было бы выбрать следующие книги: "Илья-Муромец и Соловей-разбойник", " Алеша Попович и Тугарин-змей", "Вольга Мстиславович и Микула Селянинович", "Святогор-богатырь" и т.д.

Сказки - наиболее многочисленная группа произведений устного народного творчества. Поэтому на выставке проще было бы разместить не отдельные книги, а сборники. Например, собрание народных сказок А. Афанасьева, где присутствуют самые выдающиеся произведения данного жанра.

Песни, потешки, пестушки и частушки предполагают исполнение под музыку, поэтому на выставку можно было бы отправить не только сборники с текстами (например, знаменитое издание "Радуга-дуга", где присутствуют образцы детского фольклора), но и ноты, по которым произведения исполняют певцы.

Помимо этого выставку можно было бы дополнить различными энциклопедиями и хрестоматиями о славянской культуре, мифологии, бытовом укладе, традициях и т.д.



Загрузка...
Top