Яркие индийские узоры. Колоритные индийские узоры и орнаменты

Индия проявила воздействие на искусство орнамента народностей Востока в то время как пребывала под воздействием Персии. Геометрический орнамент не так популярен в Индии, как в остальных государствах Востока. Во времена Гуптов созревает декоративная манера, обретшая потом обширную популяризацию. Главные декоративные темы того времени: геометрические, имеющие ромбы, а также сферы чередуются линиями а также обрамлены листьями; растительные - лотос, гирлянды, веточный орнамент, ирис, темы водных страшилищ либо полулюдей-полуптиц, сплетающихся с цветочными звеньями. Все орнаментальные темы многообразны, с превосходством округленных изгибистых сплетающихся направлений.

Характерной чертой индийского орнамента принимают склонность к природным сюжетам, а также большое количество деталей. Описания зверей, птиц, расцветок совсем сходны к природе, а также являют не плохое понимание их форм. Индийский орнамент имеет очевидный коверный стиль. В котором все место орнаментального участка плотно насыщено многообразными узорными темами. Орнаменту Индии характерно пристрастие к красочности. Из мотивов попадаются изображения праздничных шествий, а также церемоний, домашние сцены. Орнамент потолков имеет в большей степени природные темы птиц, а также флоры. Основной предмет декора - люди; вещи, а также растения имеют не такую важную значимость.

Индусской керамике присущ геометральный либо животный орнамент, темы которого размещаются фризами на корпусе резервуара. Из украшающих тем (в мебели, на престолах эры Гуптов) попадаются крокодилы, слоны, олени, бараны и прочие звери, олицетворяющие земной шар, воду, а также эфир и др.

В орнаментах индийских материй цветочный узор трактуется близко к персидскому, лишь расцветки конкретнее а также контрастнее. Стилизированная пальма и кипарис - особенно известные орнаментальные темы, декорирующие кашмирские накидки. Лотосы, опушенные листьями,тюльпаны, гвоздика,цветы граната изображаются в веселых, а также слаженных цветах. Сюжет кашмирских шалей создается как правило в контрастах - ясный набросок на черном фоне, и обратно. К примеру, хорошо популярен способ окружения картины на черном фоне ясной каемкой, словно широким ясным контуром. К изображению на ясном фоне кромка делается черной.

В орнаментах индийских материй XVII и XVIII вв. четко наблюдаются остатки иранского влияния: флористический узор с превосходством кипарисной веточки. В индийских вышивках темы были взяты у природы (цветочки и пернатые) либо из писаний и сказаний. Орнамент сари, обычно, был геометральный (квадраты, ромбы, зигзаги), однако время от времени попадаются сари, украшенные пташками.

Индийские узоры поражают воображение. Они привлекают своими затейливыми формами и жизнеутверждающими сюжетами. Почитатели культуры Индии наносят их на кисти и ступни, расписывают ими ткани и создают на основе этих мотивов причудливые аксессуары. Завитушки-пейсли ("огурцы") вдохновляют на создание шедевров самых маститых модных кутюрье. Нередко этот мотив, как и солярники, используется в интерьерном дизайне для изготовления фресок, светильников, мебельной обивки, резьбы. А уж что говорить о тату-искусстве! Самые именитые салоны предлагают миллионы эскизов как для временных, так и для постоянных татуировок, в основе которых лежат удивительные индийские узоры.

Можно с уверенностью сказать, что древнее индийское искусство росписи сегодня переживает очередной период всеобщего обожания.

Мехенди и его история

Мехенди - искусство нанесения на тело рисунков красками, изготовленными из хны. История этой росписи настолько древняя, что уже невозможно точно определить ее точный возраст и прародину. Индусы уверены, что у истоков зарождения стояли их предки арии, причем произошло это не менее пяти тысячелетий назад. И если время возникновения споров среди историков не вызывает, то по поводу места все же есть разногласия. Вероятнее всего, древнее искусство зародилось на территории Древнего Египта, поскольку именно в пользу этой версии свидетельствуют археологические находки. Египтяне окрашивали ступни и ладони умерших хной, полагая, что это облегчит их нелегкое путешествие в загробный мир.

В начале XII веке роспись хной получила повсеместное распространение в Индии. С того момента и началось формирование искусства мехенди в том виде, в котором знаем его и мы. Сегодня же индийские узоры на руках можно увидеть практически в любом конце земли.

Ткани

Для Индии традиционными материалами испокон веков являлись хлопок и шелк. И каким бы ни было влияние запада, сегодня в этой стране не теряют актуальности именно эти материалы. Традиционные индийские узоры используются для вышивки и росписи. Молодежь, конечно, обращает внимание на западную моду, но самые торжественные события в жизни индусы встречают, облачившись в такую же одежду, какую носили их предки много тысяч лет подряд.

Символика

Треугольники и солярные символы, строгие геометрические орнаменты и сплетения лиственных ветвей - символы, лежащие в основе индийского искусства росписи. И роль каждого из этих элементов выходит далеко за границы обычной декоративности. Какие тайны хранят древние индийские узоры? Значение каждого элемента прочно связано с его изображением.

К примеру, соединенные треугольники символизируют единство двух начал: мужского и женского, небесного и земного, отдающего и принимающего.

Свастики, или солярники, - это древние знаки, в которых заключен глубочайший символизм. Они словно описывают ход Солнца по небу, потоки его живительной энергии, дарящей плодородие и здоровье.

Звезды усиливают связь с Божествами, выражают надежду.

Квадраты и ромбы - простейшие символы дома, родного крова.

Обережное значение кругов известно во многих древних культурах, но индусы видят в этом знаке еще более глубокий смысл. Для них окружность - это символ витка жизни. А круг с горящими языками пламени ("пакрити") подразумевает возрождение, рост живительных сил, новое начало.

Основы медитации

Ни один мастер мехенди, ни одна художница по тканям из Индии не станет делать свою работу впопыхах. Индийские узоры в этом плане сходны с японским искусством каллиграфии. Наносятся они неторопливо, в спокойной обстановке. Мастер ограждается от мирской суеты, настраивается на определенный лад, берет в руки свой инструмент и начинает творить. Возможно, именно этому индийские узоры и обязаны своей магической обережной силой...

В каждом человеке заложена потребность в прекрасном. С незапамятных времён людям свойственно украшать себя и окружающую обстановку образами, которые наблюдают вокруг.

Индия - страна не только буйных красок удивительной природы, но и многообразия великолепных узоры, самыми популярными из которых являются растительные, можно видеть в архитектурных формах, предметах интерьера, ремесленных изделиях, посуде, одежде, тканях и нательных украшениях.

Наиболее почитаемым цветком и символом Индии является лотос, изображения которого чаще всего наблюдаются в Второе место по популярности занимает плод манго. Нередки изображения деревьев. В искусстве исламской Индии (ислам запрещает изображать людей и животных) они являются единственно возможными элементами декора.

Любимыми животными индийцев, судя по традиционным рисункам, являются слоны, львы и верблюды. Также часто изображаются роскошные птицы - павлины, попугаи.

Индийские узоры обращаются и к религиозой тематике. Чаще всего встречается символ Аум (Ом), свастика, и атрибуты богов - трезубец, барабанчик, галочка с точкой посередине.

Среди геометрических и абстрактных элементов безусловным лидером является индийский огурец, или пейсли. Часто можно встретить и стилизованное изображение солнца.

Причудливые, сложные и оригинальные индийские узоры зачастую выполняют не только эстетическую функцию, но и несут сакральный смысл. Наиболее

яркое тому подтверждение - индийская роспись по телу (мехенди, мехинди, менди), ставшая одной из самых узнаваемых примет этой удивительной страны.

В нательные узоры выполняли функцию оберегов, защищая их обладателей от болезней, несчастий и даже смерти. использовались также в деле привлечения любви. Изысканный орнамент на руках притягивал взгляд к женщине во время исполнения танца, а запах хны, смешанной с эфирными маслами, распалял страсть. Считается, что изображения растений, птиц и животных на теле женщины связывают её с природой, репродукцией, питанием и ростом.

Символизм мехенди проявляется в нанесении знаков рупа (телесный), яти (возрождение), свар (солнце), атман (индивидуальность, душа).

Повседневные изображения достаточно просты, но к праздникам девушки и женщины покрывают тело дивными цветами, затейливыми кружевными мотивами и причудливыми арабесками, раскрывающими характер торжества. Особым смыслом наделяется свадебная мехенди. Накануне церемонии опытные родственницы на протяжении нескольких часов тонкими металлическими или деревянными палочками расписывают тело новобрачной, посвящая её при этом в тайны супружества. Стоит ли говорить, что чем

сложнее в итоге получался рисунок, тем более подготовленной оказывалась невеста, и тем более счастлив был союз?!

Индианки верят, что свадебная мехенди привлечёт в супружескую жизнь много сладострастия, любви, заботы, и поможет сохранить верность мужа. В наибольшей степени росписью покрываются кисти рук, запястья, ступни ног и щиколотки, краска держится здесь дольше ввиду особенностей кожи. Кстати, рисунок на руках является своеобразным гарантом медового месяца, поскольку молодая жена традиционно освобождается от домашних обязанностей, пока на её руках сохраняется свадебная роспись.

Удивительно ли, что индийские узоры на руках и ногах завоёвывают всё более широкую популярность во всём мире?

Яркая и поразительная красота природы Индии нашла свое отражение в различных видах декоративного народного творчества. Однако значительное влияние на индийский орнамент, используемый для декорирования тканей и украшений, мебели и посуды оказала религия, исповедуемая в том или ином регионе этой многонациональной и многоконфессиональной страны.

Растительный орнамент

В той части Индии, где основной религией является ислам, наибольшее распространение, так же, как и в других мусульманских культурах, получили растительный и геометрический орнаменты. Обусловлено это тем, что в этой религии существует запрет на изображение лика Аллаха, людей и животных. Индийские мастера достигли высочайшего уровня мастерства, создавая растительные узоры. Наиболее любимыми и популярными являются священный символизирующий творческое начало, гвоздика и плоды манго, граната. Часто в узоры включают изображения деревьев - пальмы и кипариса.

Так, в северном штате Уттар Прадеш основной индийский орнамент — цветочные гирлянды и медальоны. А также заимствованное из персидской культуры. Подобные орнаменты и узоры наносят не только на предметы быта, ими также украшают стены в домах, декорируют ткани и используют их в традиционном искусстве рисования хной - мехенди. Среди всего разнообразия растительных рисунков следует выделить такой индийский орнамент, как бута, более известный в Европе под названием «пейсли».

«Индийский огурец»

Бута - очень важный символ, означающий в индийской культуре огонь.

Этот узор любим в Индии, широко используется в искусстве и повседневной деятельности. Сари и шали, украшенные разнообразными интерпретациями «турецкого кипариса», как еще называют пейсли, носят женщины всех вероисповеданий. Вопрос о том, где и когда появился этот индийский которого очень популярен в современном мире и украшает мебель, одежду, обувь, бижутерию и другие предметы во многих странах, до сих пор открыт. За первенство Индия и Персия спорят уже несколько столетий. Основу этого узора составляет каплевидная форма с изогнутым кончиком, которая может быть пустой или заполненной изнутри растительными или абстрактными узорами и элементами.

Геометрические узоры

Не менее популярны и широко распространены различные геометрические и орнаменты, среди которых можно выделить «гьясир» — рыбью чешую, «джали» — решетку.

Часто при создании узорных мотивов используются простые линии и углы, треугольники, направленные как вершиной вверх и символизирующие мужское начало, так и вниз - олицетворяющие женское. На тканях можно увидеть квадраты, ромбы и круги, которые могут быть заполнены как геометрическими, так и растительными элементами. Индийский орнамент часто использует шашечный рисунок и мотив свастики как символа божественного огня и солнца. К этой группе узоров можно отнести и религиозные, изображающие обязательные атрибуты богов - трезубцы (тришулы), различные барабанчики (дамары) и такой распространенный ритуальный рисунок, как тилак — галочка с точкой по центру. При декорировании одежды могут выполняться изображения сцен из божественной жизни Ганеши, Шивы и Кришны.

Анималистические изображения

В Центральной Индии и Раджастхане, где большая часть населения исповедует буддизм и индуизм, в декоре используются растительные и геометрические узоры. А также изображения животных, таких как слоны, верблюды и львы, и птиц, как правило, попугаев и павлинов с распущенными хвостами - символизирующих благополучие и процветание.

Следует отметить такую особенность индийского искусства, как натуралистичность и практически полное отсутствие стилизации при создании анималистических узоров и орнаментов.



Загрузка...
Top