Здоровьесберегающий проект по хореографии в детском саду «Здоровое движение. Проектная деятельность в школьной хореографической студии Проектная деятельность в хореографии

Лимаренко Наталия Александровна

педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ №22 города Нижневартовска

Проектная деятельность в школьной хореографической студии

Хореография является важным компонентом культурно-эстетической среды школы, влияющим на формирование общей культуры и физическое развитие школьников. В то же время исследования ученых показывают, что процент занимающихся хореографией школьников к подростковому возрасту снижается. Представляется, что причины такого явления – отсутствие свободы выбора видов хореографии, слабая ценностно-смысловая мотивация хореографических занятий. Видимо, проблема заключается в том, как организовать хореографическую деятельность учащихся в системе дополнительного образования школы таким образом, чтобы она не сводилась только к техническим решениям, а способствовала духовному становлению, эстетическому развитию школьников, становилась для них ценностно-значимой.

Одним из способов решения может служить использование проектных педагогических технологий как формирующих условий процесса обучения в старших группах школьной хореографической студии.

Проектный метод дает возможность развивать у обучающихся комплекс умений самостоятельно и под руководством педагога осваивать новые способы деятельности в сфере хореографического творчества, помогает в достижении результатов, которые повышают в обучающихся интерес к хореографическому искусству, обеспечивает интеграцию хореографии с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, музыка, мировая художественная культура.

Возможны следующие виды хореографического проектирования: творческие задания по сочинению учебных и танцевальных комбинаций, этюдов, постановка хореографического номера, разработка системы упражнений в соответствии с задачами обучения, подготовка рефератов, микро - исследований, учебных проектов, создание компьютерных презентаций к разделам учебной программы.

Формы обучения при этом могут быть разными: групповыми и индивидуальными, с применением информационно-коммуникационных технологий и без них. Результаты проектирования всегда конкретны и могут быть использованы в хореографической практике.

За три года обучения мои воспитанники - учащиеся старшей группы хореографической студии разработали проекты как краткосрочные (групповые проекты «История хореографии», «Балет в России», «Особенности танцев коренных народов Севера»), так и долгосрочные (индивидуальные проекты «Моделирование исторического костюма», «Парадоксы судьбы Кармен», «Современный костюм для современного танца», «Времена и люди в зеркале»)

Вне зависимости от вида проекта структура проектировочной деятельности отражает следующий алгоритм действий:

Целеполагание (определение замысла учебно-творческой деятельности, выявление проблемы, постановка задач, выбор идей для их решения);

Моделирование (разработка и оценка вариантов решения, теоретическое представление будущего образа деятельности);

Конструирование (определение и обоснование условий и средств достижения цели, разработка тактики действий, планирование этапов осуществления деятельности);

Реализация (осуществление запланированного, координация действий, оценка процесса через обратную связь);

Анализ (анализ качественных изменений и рефлексия деятельности, определение дальнейших направлений учебно-творческой деятельности).

На всех этапах подготовки проекта педагог выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта.

Пример ученического проекта «Парадоксы судьбы Кармен» (фрагмент ).

Ученица 9 класса решила выяснить, в чем загадка Кармен. Почему многочисленные актрисы мечтают сыграть ее роль, а женщины хотят чем-то быть похожими на нее? Откуда образ Кармен появился в нашей культуре?

Вступление .

Кармен… Каждый человек в своей жизни хоть раз слышал это имя. Когда мы произносим слово «Кармен», сразу возникают ассоциации: сочетание черного с красным, страсть, смешанная с трагизмом, жгучий огонь и яркая роза, хабанера и Испания. «Кармен» - это бесценное произведение, которое написал известный писатель Проспер Мериме. Кармен» - это опера Бизе. «Кармен» -это многочисленные фильмы режиссеров разных стран.

Определение цели и задач.

Цель работы: исследовать особенности образа Кармен как культурного символа в разных жанрах литературы и искусства

Выяснить, как менялся образ свободолюбивой цыганки под пером поэта-символиста А. Блока.

Исследовать особенности трактовки характера героини средствами разных видов искусства: оперы, балета, кинематографа.

Основной этап.

Сравнительный анализ новеллы Проспера Мериме и оперы Жоржа Бизе.

В новелле Проспера Мериме "Кармен" много загадочного и странного - такого, о чем опера, в силу особенностей своего жанра, просто не в силах рассказать.

1.Трехмерное изображение Кармен в художественном произведении. Образ Кармен формируется в сознании читателя в результате непростой процедуры «наложения» трех изображений героини. Трое повествователей - мужчины, каждый из которых по-своему участвует в описании портрета и характера героини.

2. Символика образа Кармен связана с фольклорно-мифологическим комплексом, причем, не только с испанским.

3.Мериме не идеализирует свою героиню. В отличие от писателя Бизе облагородил Кармен, устранил в ее характере такие черты, как хитрость и воровскую деловитость, но подчеркнул в ней прямоту чувств, независимость, свободолюбие. Опера самобытна своими колоритными народными сценами. Эти сцены придали трагическому сюжету оптимистическое звучание.

4. Парадокс художественной судьбы Кармен заключается в том, что оперная героиня в значительной степени заслонила образ, созданный Мериме.

Кармен «поэтическая».

Жизнь образа Кармен не закончилась с премьерой оперы Бизе, она была продолжена в поэзии Александром Блоком, Мариной Цветаевой, Гарсиа Лоркой. Интересно проследить, как преобразовался образ свободолюбивой цыганки под пером поэта-символиста А. Блока.

Трансформация образа в балете «Кармен-сюита» в сравнении с оперой Ж.Бизе

«Кармен-сюита» в целом сохраняет музыкальную фабулу, драматургию и даже сюжетную канву оперы. Но изменилась «окраска конфликта - усилен трагизм, во многом сместилась расстановка смысловых и музыкальных акцентов. Изменения эти определены различием жанров оперы и балета. Сюита представляет собой картины из жизни, а точнее - духовной судьбы Кармен. Условность балетного театра легко и естественно смещает их во времени, позволяя проследить не внешние бытовые события, а события внутренней духовной жизни героини.

Приключения Кармен в кинематографе. Анализ трактовок образа разными режиссерами (Сессиль де Миль, Карлос Саура, Франческо Росси, Александр Хван, Андрей Жолдак) Заключение

Нередко писатели, поэты, композиторы и художники обращаются к вечным образам литературы и искусства. Каждый автор имеет право на то, чтобы привнести в уже существующий образ другие черты, а прежние и вовсе убрать. Так называемые «бродячие» сюжеты и образы интересны во всем многообразии этих преобразований. Известно много вечных образов: Дон Жуан, Дон Кихот, Санчо Пансо, Ромео и Джульетта, Гамлет, Отелло. Одним из самых узнаваемых, популярных и, может, даже, самым любимым можно назвать образ Кармен. Он лубоко укоренился в мировой гуманитарной традиции, известен очень давно, и до сих пор интерес к этому персонажу не гаснет. Образ Кармен, как всякий культурный символ, используется на самых разных уровнях: высокого искусства, поп-арта и даже бытового поведения.

Работа над проектом является чрезвычайно эффективной, так как способствует формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитию творческих способностей и коммуникативных навыков, развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно, готовит к обучению в средних специальных и высших учреждений хореографической направленности.

Виктория Дякина
Педагогический проект «Ознакомление детей дошкольного возраста с мировой культурой посредством хореографии»

Организатор проекта : педагог дополнительного образования – Дякина В. С.

Участники проекта : воспитатели, дети – подготовительной, старшей, средней и 2 младшей группы, музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре , родители воспитанников.

Сроки реализации проекта – 9 месяцев .

Тип проекта :

По числу детей – межгрупповой , разновозрастной ;

По доминирующему методу – творческий, познавательный , социальный;

По продолжительности – долгосрочный.

Интеграция с другими образовательными областями :

Познавательное развитие , речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность.

Проблема межнационального взаимодействия приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе, развитие отношений этносов между собой и с другими народами мира обусловливает цели и содержание воспитания межнациональной толерантности у подрастающего поколения.

В этой связи в процессе профессиональной деятельности педагог призван , также, решать задачи не только обеспечения качественного художественного образования, полноценного развития личности растущих дошкольников , но главное - воспитать полноценных граждан России. Для этого необходимо осознать социокультурные изменения , которые происходят в глобальном мире.

К ним, прежде всего, относится развитие новых форм межэтнического взаимодействия, источник которых кроется в возникших социальных противоречиях, называемых многими авторами этническими парадоксами. С одной стороны, отмечается повышение уровня этнического самосознания , интереса к языку, народным традициям, культуре , с другой - огромные массы людей мигрируют по экономическим, политическим и социальным причинам, переживая состояния дезадаптации, т. е. нарушение взаимодействия человека с миром .

Цель : формирование у детей уважения к истории и культуре народов России через знакомство с народами, проживающими на территории Российской Федерации, с их традициями и обычаями. Знакомство детей с культурой разных народов мира для развития музыкальных и творческих способностей, для расширения кругозора

Задачи :

Организовать непрерывный воспитательно-образовательный процесс на танцевальном материале мировых культур для детей в возрасте от 3 до 7 лет ;

Обучить воспитанников искусству хореографии ;

Воспитать чувство прекрасного посредством танцевального вида искусства;

сформировать художественные вкусы, способности и потребности детей ;

познакомить детей с географическими и культурными особенностями различных стран и народов;

Позиционировать концертную деятельность воспитанников детского сада в культурном пространстве Тамбовской области;

Популяризировать хореографическое искусство ;

Привлечь внимание к оценке результатов реализации данного проекта со стороны родителей, воспитателей, органов образования и культуры различных уровней ;

Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций . Танец запечатлевает в себе обряды, обычаи народа, фокусирует национальный колорит, способствует сохранению исторической памяти народа.

Но народная хореография в наши дни требует к себе особого внимания не только как одна из наименее исследованных областей фольклористики : необходимо сравнительное изучение народного плясового искусства, расширение зон охвата, создание единой системы записи танцев.

Народная танцевальная культура все больше привлекает внимание специалистов потому, что несет в себе огромный воспитательный потенциал.

Обращаясь к истокам народного творчества, мы знакомимся с характером народа, проникаемся его мировосприятием , познаем формы пластического самовыражения народа. Это имеет решающее значение в настоящий момент, когда самой уязвимой сферой в нашем обществе является сфера отношений между различными этническими группами, когда чрезвычайно широко распространены предубеждения и негативные стереотипы, унижающие людей других наций и народностей, представителей иной культурной традиции .

Остро стоящая проблема формирования толерантности может быть решена не иначе, как через знакомство на практике с ценностями других национальных культур , с обычаями, традициями и художественным творчеством народов, проживающих на территории России и составляющих естественную среду, оказывающую большое влияние на социализацию ребенка.

Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы волнуют и исполнителей, и зрителей. Они заставляют переживать, радоваться или грустить, развлекают, завораживают, воспитывают.

Информационный материал, содержащийся в методической литературе по народному танцу, поможет педагогу- хореографу расширить кругозор учащихся, позволит им узнать больше как о народных танцах и различных особенностях их исполнения, так и о культуре и быте разных народов.

Проект «, посредством хореографии » в ДОУ включает для изучения следующие темы

Вторая младшая Русский танец Т-ц «Неваляшки»

т-ц «А я чайничала»

Средняя Русский танец хоровод «Гжель»

т-ц «Дымковских игрушек»

т-ц «Золотая хохлома»

Старшая Украинский танец т-ц «Гопак»

Белорусский танец т-ц «Полька Янка»

Кавказский танец т-ц «Северный Кавказ»

Танцы народов Севера Корякский т-ц «Краски Севера»

Подготовительная Русский танец перепляс «Улица на улицу»

Итальянский танец т-ц «Тарантелла»

Греческий танец т-ц «Сиртаки»

Китайский танец т-ц «Загадки Китая»

Американский танец т-ц «Озорные ковбои»

С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых - людей самых разных возрастов и профессий . Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не оставляют равнодушным никого. Народные танцы, рожденные талантом народа, передаются из поколения в поколение. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными на длительное время.

Интерес к искусству танца неуклонно растет. В репертуаре большинства народных танцевальных коллективов можно увидеть кавказскую лезгинку и украинский гопак, русский перепляс и белорусский танец.

Танец - не только сочетание определенных движений. Это - своеобразное музыкально-пластическое выражение образного мышления создавшего его народа. Недостаточно просто выучить по записи движения. Тот, кто с увлечением занимается искусством хореографии , прежде чем выступить на сцене в качестве исполнителя, а тем более постановщика, должен знать особенности хореографии народа , чей танец он исполняет, познакомиться с его музыкальной культурой , историей костюма.

Только при условии, что постановщик знает все особенности движения и манеру исполнения, он может на основе традиционного танца создать сценическое произведение. Но, как бы ни было удачно это решение, судьба танца, его успех зависят от того, насколько верно исполнители смогут воплотить на сцене замысел постановщика. Поэтому так важно, чтобы в их лице балетмейстер имел единомышленников. Заинтересовать всех, увлечь - непосредственная задача балетмейстера. И чем глубже будут знания исполнителя, тем легче раскрыть характер танца, тем выразительнее будет его лексика.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Методы проекта :

Анализ методической, специальной и педагогической литературы по избранной теме;

Теоретические методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, формулирование выводов) ;

педагогическое наблюдение ;

Анализ продуктов деятельности детей ;

Индивидуальные и групповые исследовательские беседы.

Формы проекта :

1. Беседы.

2. Открытые занятия.

3. Семинары.

4. Мастер-классы.

5. Конкурсы.

6. Концерты.

7. Презентация проекта .

Этапы реализации проекта :

1. Изучение характерных особенностей исполнения национальных танцев.

2. Освоение техники исполнения движений танцев.

3. Создание сценического костюма.

4. Совершенствование исполнительского мастерства.

5. Презентация проекта .

Деятельность в рамках проекта

Формирование представления о культурных истоках и современном состоянии народного танца.

Знакомство с музыкальным сопровождением, формирование понимания тесной взаимосвязи музыки, танца и эмоциональной содержательной составляющей творчества.

Знакомство с традициями, бытом, обычаями, особенностями национального характера и самосознания как сущностной основой танцевального творчества народа.

Знакомство с особенностями национального костюма.

Овладение техникой народно-сценического танца.

Приобретение методической литературы для проведения открытых занятий.

Привлечение педагогического коллектива ДОУ к работе над проектом .

Участие в конкурсах и концертах.

Работа по реализации проекта .

В процессе реализации проекта дети подготовительной группы приняли участие в городском конкурсе детского хореографического творчества «Танцевальный серпантин» , который проводился в октябре 2017г. в несколько этапов : первый - отборочный тур и второй - заключительный концерт победителей. На конкурсе был представлен русский народный танец-перепляс «Улица на улицу» (видео см. в Приложении 1) . Где получили диплом победителя в номинации народный танец (Приложение 2) .

Также участники проекта приняли участие в новогоднем спектакле ДОУ с итальянским танцем «Тарантелла» .

С целью развития программы "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ" я подготовила мастер класс на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста посредством хореографии . На примере корякского народного танца»

Цель : научить корякскому танцу.

Задачи :

Разучить движения корякского танца;

- познакомить с музыкальным размером корякского танца 2|4;

Подготовить мышцы рук, ног, корпуса к занятию (ритмические упражнения) ;

Развивать координацию движений, музыкальный слух;

Вырабатывать легкость движений, осанку;

Воспитывать вежливое отношение к партнеру (ше) ;

Развивать физические данные ребенка, память, внимание.

План занятия

Вводная часть занятия :

Дети под музыку заходят в музыкальный зал;

Перестраиваются в 2 колонны, затем в 2 линии;

Приветствие с педагогом , друг с другом (поклон) ;

Корякский танец его родина;

Прослушивание ритма (бубен, музыкального материала (фонограмма, обращается внимание на музыкальный размер;

Основная часть занятия :

Ритмические упражнения : на середине зала.

Игра “Найди своё место”

Изучение основных движений корякского танца :

Постановка детей в круг (взялись за руки и растянулись) .

Постановка детей в пары :

Основной ход;

Движение на месте;

Прыжковые движения (девочек, движение сидя на коленях (мальчики) .

Разучивание корякского танца по частям :

1 часть - основной ход;

2 часть - движение на месте;

3 часть - прыжковые движения (девочек, движение сидя на коленях (мальчики) ;

Заключительная часть занятия :

Исполнение танцевальной композиции;

Подведение итогов;

Поклон (благодарим друг друга - аплодисменты) .

Для занятия :

Фонограмма для ритмических упражнений;

Фонограмма корякского танца.

Музыкальный зал.

Скамейка

Описание занятия

Дети под музыку заходят в музыкальный зал.

Педагог : Здравствуйте ребята!

Дети : ответы

Педагог : Поприветствуем друг друга? (Поклон)

Педагог : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на Север нашей необъятной России. Путешествовать будем на кораблях. Для этого нужно проверить физическую подготовку экипажа :

-«Выбегание по трапу» - ХОДЬБА ПО СКАМЕЙКЕ (руки в стороны)

- «Лазание по реям» - по скамейке в упоре стоя на коленях.

Но прежде чем наш корабль отправиться, нашей команде необходимо пройти физическую подготовку.

«ПОДГОТОВКА К ОТПЛЫТИЮ»

Комплекс общеразвивающих упражнений :

Голова, плечи, туловище, руки, ноги.

Педагог : Хорошо! Прошу всех на палубу. Занимаем свои места (дети садятся на скамейки) .

Просмотр презентации.

НЕ ЗНАЮ, МОЖЕТ КТО-ТО СКАЖЕТ :

«ПРИРОДА СЕВЕРА БЕДНА!»

НО ПУСТЬ МНЕ ТОТ РУКОЙ УКАЖЕТ,

ЧЕМ ЖЕ ОНА ОБДЕЛЕНА?

ОЗЕРА, РЕКИ, СОПКИ, ГОРЫ,

РОДНЫЕ СЕВЕРА ПРОСТОРЫ,

ПОЛНЫ ЖИВОТНЫХ, РЫБ И ПТИЦ,

И НЕ ВИДАТЬ ЗЕМЛИ ГРАНИЦ!

ВСЯ ЖИЗНЬ – ДВИЖЕНЬЕ, ПУТЬ,

И ВОТ МНЕ ВСТРЕТИЛАСЬ СТРАНА :

СНАРУЖИ – ВСЯ ИЗ ЛЬДА И КАМНЯ –

СТРОГА, ПУСТЫННА, ХОЛОДНА.

ЗАТО ВНУТРИ – БУРЛЕНЬЕ ЛАВЫ,

ТАИНСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ОГНЯ.

СКВОЗЬ ПОРЫ ОБОЛОЧКИ СЛАБОЙ

ОН РВЕТСЯ, СЛАБЫЙ ПАР ГОНЯ.

Вы знаете какие народы живут на Севере?

Дети : ответ (Якуты, русские, чукчи, эвены, юкагиры, эскимосы, коряки)

Педагог : Молодцы! На нашей планете живет много разных народов. У каждого народа есть свой танец. Сегодня мы познакомимся с корякским танцем .

А теперь давайте немного узнаем что же это за северный народ «Коряки» , где они живут и какой образ жизни они ведут.

Прекрасен и могуч олень.

Коряк - и слаб, и кривоног,

но почему олень с колен

подняться перед ним не смог?

Секрет коряка объясним :

пусть и не дюжий он на вид, -

в открытом поединке с ним

олень, конечно, победит, -

однако не дурак коряк!

Аркан накинула рука,

всю силушку олень напряг

и крепко затянул аркан!

Административный центр - п. г. т Палана.

Общая численность - около 9 тыс. чел.

Основной язык - русский, около 2 тыс. чел. сохраняет корякский язык, около 1 тыс. - алюторский язык.

Письменность на русской основе.

Религия коряков : распространено христианство (русское православие) и традиционные верования (шаманизм) .

По роду занятий и образу жизни традиционно коряки делятся на тундровых и береговых :

тундровые коряки - кочевые жители внутренней тундры, занимающиеся разведением оленей. Исконный язык - собственно корякский;

береговые коряки - оседлые жители побережий, занимающиеся морским рыбным промыслом. Исконный язык - алюторский, поэтому всю группу также иногда называют алюторцами.

Традиционные занятия коряков - оленеводство, рыболовство, морской и зверобойный промысел :

оленеводством занимались чавчувены и большинство алюторцев;

рыбный промысел наиболее развит был у оседлых коряков, рыболовство преимущественно речное, прибрежное;

пушной промысел (охота на соболя, лисицу, выдру, горностая, росомаху и белку) ;

собирательство особенно было распространено у оседлых коряков;

домашние промыслы : гончарство (в древности, обработка дерева, кости,

металла, камня, плетение, выделка шкур.

Яранга - переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.

Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами.

Яранга состоит из двух половин : чоттагина и полога.

Чоттагин - сени, это холодная часть жилища. В чоттагине стоят ящики с одеждой, выделанными шкурами, отрезами тканей. Рядом стояли бочки с квашениями.

Полог – теплый шатер, сшитый из оленьих шкур, отапливается и освещается жировой лампой. Он служит спальным помещением.

В ярангах двери закрываются только в пургу. Над очагом висел котел. Полог освещался каменными жирниками.

Традиционная зимняя одежда : меховая рубаха-кухлянка, штаны, капор и обувь. Она двойная : нижняя - мехом к телу, верхняя - мехом наружу.

У женщин - меховой двойной комбинезон до колен : нижний из тонких шкур молодых оленей, верхний - пестрый. Летние комбинезоны изготавливали из продымленной шкуры оленя или ровдуги.

Украшали одежду полосками красной ткани, бахромой из тонких ремешков, подвесками из крашеного меха нерпы, бисером, узоры из него нашивались на халаты, обувь, кисеты.

Головных женских уборов не было, во время перекочевок женщины оленных коряков носили мужские малахаи.

Зимой женщины носили меховые двойные рукавицы.

Традиционные праздники - сезонные :

весной : у оленеводов - праздник рогов - кильвей, у приморских охотников перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары,

по окончании осеннего сезона (в ноябре) праздник нерпы,

главный осенний праздник кочевых коряков - «Перегонять оленей» - устраивали после возвращения стад с летних пастбищ и праздник забоя оленей у оленеводов,

особые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте медведя, барана с обрядовыми плясками, представляющими натуралистические подражания движениям животных и птиц : тюленей, медведей, оленей, воронов, чаек,

на праздниках устраивались игры и соревнования : борьба, состязания в беге, гонки на оленях или на собаках, подбрасывание на шкуре лахтака.

Слайд 10 (особенности корякского танца)

Использование в танце народных инструментов

Сюжет танцев отображает быт и хозяйственный уклад народа

Музыкальный размер корякского танца - 2/4

Использование «озвучивания» и горлового пения в танце

Парные танцы

Солирование «шамана» с бубном

Сольные и групповые танцы мужчин – это танцы прыгающего типа, отличаются энергичными, выразительными движениями рук

Женские танцы – это своеобразные плавные движениями головы, туловища и рук

Движения и жесты – подражание животным и птицам

Начало и окончание охотничьего сезона береговые коряки отмечали

празднествами, во время которых совершали различные ритуальные действия, включавшие обрядовые пляски. По представлениям коряков, это должно было обеспечить доброе расположение к ним духов, от которых зависело благополучие людей.

На весеннем празднике «СПУСК БАЙДАРЫ» после угощения начинались пляски вокруг костра. Движения пляшущих медленны, спокойны. Каждый по-своему подражал морским животным : лахтаку, нерпе, сивучу. Медленные повороты головы в стороны, движения рук за спиной, как ластами, – исполнители пляски словно покачивались на небольшой волне. Окончание промыслового сезона отмечали праздником, посвященным духам убитых зверей.

СЛЫШИТСЯ МУЗЫКА (Высадка экипажа на берега Камчатки)

Полюбуйся, посмотри,

Север где-то впереди

Там сверкает снег и лед

Там сама зима живет.

Педагог : Прежде чем мы с вами перейдем к разучиванию танца, давайте прослушаем музыку. Для этого перестройтесь в две линии, станьте в шахматном порядке так, чтобы вы не мешали друг другу.

Педагог : Давайте прохлопаем ритм музыки вместе. Приготовьте ваши руки.

(Прохлопывают с педагогом музыкальный размер )

А теперь, мы с вами встанем в круг. Это мы сделаем очень просто – возьмемся за руки, и разойдемся (растянем руки, опустим руки и сделаем 1 шаг назад. (Звучит музыка)

Педагог : Теперь наберемся терпения,

Перейдем к изучению движений,

Движения танца просты, посмотри и повтори!

Педагог : Первое движение : Основной ход (пружинящий шаг) . Отработка движения под музыку.

Следующее наше движение : На месте (девочки) подражание нерпам. Поднимание и опускание плеч, ноги пружинка (мальчики) .

Соединяем все движения вместе :

Педагог : Запомнили?

Педагог : Молодцы!

Педагог : Ребята, а сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем порядке :

1 часть – основной ход;

2 часть – движение на месте;

3 часть – прыжковые движения девочек, мальчики сидя на коленях;

4 часть – основной ход;

5 часть – линия, поклон.

Педагог : А теперь соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.

Игра по выбору педагога :

«Северный ветер и Южный ветер» (по типу «Два мороза» северный - догоняет замораживает, южный - оттаивает.,

«Белые медведи» (По типу «У медведя во бору» медведь на льдине спит дети идут):

Где здесь белые медведи?

Их не видно на снегу.

Испугаться я могу,

В дом скорее побегу.

ПОСТРОЕНИЕ ЭКИПАЖА (Восстановление дыхания) .

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

Мы в ладоши хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ,

Руки мы поднимем выше

И легко-легко подышим.

Вот к земле подходит флот –

Наш корабль домой идет!

Педагог : Молодцы! Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста. Какой танец сегодня мы научились танцевать? Где живут коряки? Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно. Попрощаемся! Сделаем поклон. Поблагодарим друг друга аплодисментами.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения в рамках проекта дети

будут знать :

Стили и манеры исполнения национальных танцев, танцев народов России и стран бывшего СССР;

Характерные особенности национального сценического костюма;

будут уметь :

Владеть правильной хореографической техникой при исполнении народных танцев;

Владеть навыками актерского мастерства;

Работать в коллективе, выражать доброжелательное отношение друг к другу;

Проявлять эмоциональную чуткость в коллективе.

Таким образом, участники проекта пришли к выводу , что изучение курса «Ознакомление детей дошкольного возраста с мировой культурой , посредством хореографии » позволяет не только ознакомить учащихся с танцевальной культурой различных народов , но и воспитать интерес и бережное отношение к народному творчеству (в том числе и танцевальному) как вненациональному общекультурному достоянию . Вместе с тем, изучение народных танцев воспитывает уважение к культуре и традициям разных народов, чьи эстетические и нравственные идеалы так ярко отражены в народных танцах.

Список литературы :

1. Апенова Д. И. Воспитание толерантности детей школьного возраста в межнациональном общении. // Культурологический вузе : опыт, проблемы, перспективы Ульяновск : УлГПУ, 2006. – С. 15 – 18.

2. Богаткова Л. Н. Танцы разных народов. – М., 1958.

3. Боголюбская М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания : Учебно-методическое пособие для клубных работников. – М.: ВНМЦНТИКПР, 1986. – 92 с.

4. Боголюбская М. С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах . – М., 1982.

5. Бурнаев А. Г. Мордовский танец (история, методика, практика) . – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – 232 с.

6. Власенко Г. Я. Танцы народов Поволжья. – Самара : Изд-во Самар. ун-т, 1992. – 193 с.

7. Воронов В. В. Технология воспитания : Пособие для преп. вузов, студентов и учителей. – М., Школьная Пресса, 2000. – 96 с.

8. Выготский Л. С. Психология искусства : Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1997. – 413 с. М.: Искусство, 1965.

9. Гордеева В. И. Русская народная одежда. – М.: Изобразительное искусство, 1974. – 55с.

10. Горина Л. В. Нравственно-эстетическое воспитание детей на основе традиций народов Поволжья. // Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе : опыт, проблемы, перспективы : Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Ульяновск : УлГПУ, 2006. – С. 64 – 68.

11. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.

12. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 208 с.

13. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Этюды. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 232 с.

14. Дальгейм А. Самодеятельный танцевальный коллектив. – Алма-Ата, 1961. – 48 с. М.:

15. Дубник И. О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве . – М., 1984.

16. Каган М. С. Мир общения : Проблема межсубъектных отношений. – М., Политиздат, 1988. – 315 с.

«Хореографический портрет» – это творческий проект, имеющий своей целью творческое развитие личности ребенка посредством хореографии. Для его реализации мы обращаемся к синтезу педагогики, психологии, хореографии и других смежных дисциплин. Результатом реализации данного проекта будет являться индивидуальный хореографический портрет участника проекта - индивидуальный сценический номер (несколько номеров), построенный по результатам анкетирования ребенка и совместной его работы с руководителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

НА 36-ОЙ ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС СID UNESCO

ПО ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

"Хореографический портрет" как инструмент творческого развития личности ребенка

Санкт-Петербург 2013

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

«Хореографический портрет» – это творческий проект, имеющий своей целью творческое развитие личности ребенка посредством хореографии. Для его реализации мы обращаемся к синтезу педагогики, психологии, хореографии и других смежных дисциплин. Результатом реализации данного проекта будет являться индивидуальный хореографический портрет участника проекта - индивидуальный сценический номер (несколько номеров), построенный по результатам анкетирования ребенка и совместной его работы с руководителем.

Создание хореографического портрета должно быть связано с отражением индивидуальных особенностей, черт характера, темперамента, и наконец, внутреннего мира исполнителя-ребенка, для того чтобы ребенок понял, «кто я?», «какой я?», посмотрев на себя со стороны, а затем понял, «куда идти дальше?», «как и в каком направлении развиваться?». «Хореографический портрет» дает возможность, как самому воспитаннику, так и педагогам, родителям, его друзьям, увидеть индивидуальность, духовность личности, его вовлеченность в культуру через хореографическое творчество.

В рамках данной модели необходимо реализовать целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, одним из которых является анкетирование участников коллектива. Вопросы анкеты касаются индивидуальных интересов воспитанника к музыке и хореографии, особенностям сценического костюма, и что самое важное – к видению собственного «Я» в качестве художественного образа. Более того, анкета должна дать ответ на вопрос: «Почему я сделал такой выбор?». Это даст возможность педагогу более точно подобрать для ребенка весь спектр выразительных средств для работы над «хореографическим портретом».

Примерная анкета участника проекта:

  1. Ф.И.О.
  2. Возраст.
  3. Назови сильные и слабые стороны твоего характера.
  4. Почему тебе интересно участие в проекте «Хореографический портрет»?
  5. Какую музыку ты предпочитаешь?
  6. Какие стили и направления в хореографии тебе нравятся?
  7. Какой художественный образ тебе близок?

Самым сложным в этой работе является процесс окончательного совместного (ученик-педагог) выбора всех элементов будущего хореографического номера: название, музыкальное сопровождение, хореографическая лексика, костюм, сценография, а также его постановка и отработка.

В процессе создания «хореографического портрета» очень важно максимально полно использовать все доступные средства развития личности: тематические беседы о художественной культуре, посещение музеев, театров, выставок, тематических конкурсов, фестивалей, мастер-классов и т.д. Важно постоянно проводить совместный анализ увиденного, услышанного, что, несомненно, будет способствовать актуализации процесса вхождения ребенка в культуру.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация предлагаемого проекта предполагается посредством рабочей программы по курсу «Художественный образ в хореографии» (см. стр. 11).

Разделы, входящие в рабочую программу курса «Художественный образ в хореографии»:

  1. история танца;
  2. история сценического костюма;
  3. имиджелогия и основы актерского мастерства;
  4. «музыкальная азбука»;
  5. основы визажа.

Формы работы:

  1. коллективная творческая деятельность;
  2. индивидуальные занятия;
  3. мастер-классы;
  4. тренинги;
  5. беседы.

Целевая группа: участники хореографического коллектива «Планета».

Структура занятий:

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Рефлексия.
  6. Игры, конкурсы.
  7. Поклон.

Срок реализации проекта – 3 года. Данная образовательная программа рассчитана на три учебных года, по окончании которых участник проекта получит портфолио.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация образовательной программы проходит ежегодно в три этапа.

Первый этап. Подготовительный:

  • распространение информации о проекте;
  • организация собрания родителей и педагогов;
  • отбор участников проекта;
  • заполнение анкеты на каждого учащегося.

Второй этап. Основной:

  • проведение педагогами творческих занятий;
  • проведение бесед, мастер-классов, тренингов педагогами;
  • проведение фотосессий и создание видеоклипов учащихся;
  • проведение отчетных концертов;
  • освещение хода реализации проекта на сайте Центра;
  • создание портфолио участников проекта.

Третий этап. Заключительный:

  • проведение встречи участников проекта (педагогов, родителей) с целью проведения анализа результатов проекта;
  • внесение изменений в план работы.

При реализации проекта возможно влияние следующих негативных факторов:

  • неуверенность учащихся в своих силах;
  • появление скованности и стеснения у ребенка при создании индивидуального номера;
  • неадекватное восприятие родителями цели и задач проекта.

Для того чтобы преодолеть перечисленные проблемы необходима тесная взаимосвязь педагог-родители-ребенок, а также в ходе реализации проекта необходимо постоянно учитывать возрастные, эмоциональные, психологические и прочие особенности каждого ученика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проект «Хореографический портрет» будут приглашены желающие участники хореографического коллектива «Планета».

Реализация проекта предполагается по специально разработанной авторской рабочей программе. Выдержки из программы:

Учебно-тематический план первого года обучения

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Партерная гимнастика

Основы акробатики

Уроки с предметами

Резерв

Итого

Теория.

Практика.

Тема 2. Постановка корпуса, рук, ног, головы.

Теория.

Практика. Изучение п

Тема 3. Партерная гимнастика .

Теория.

Практика.

Тема 4. Основы акробатики.

Теория.

Практика.

Тема 5. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория.

Практика.

Тема 6. Уроки с предметами

Теория.

Практика.

Тема 7. Игровые танцевальные миниатюры.

Теория.

Практика.

Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Развитие музыкальности и ритмичности

Постановка корпуса, рук, ног, головы

Партерная гимнастика

Основы акробатики

Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения)

Уроки с предметами

Игровые танцевальные миниатюры

Резерв

Итого

Тема 1. Развитие музыкальности и ритмичности.

Теория. Характер музыки (спокойная, энергичная, торжественная), темпы музыки.

Практика. Ритмические рисунки, акценты. Музыкальные этюды на заданную тему.

Теория.

Практика.

Теория. Разучивание точек класса (зала).

Практика. Изучение п онятия корпуса. Разучивание движений рук (всевозможные комбинации), движений ног. Повороты головы. Перегибы корпуса в стороны, назад, вперед.

Тема 4. Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии .

Теория.

Практика. Музыкально-игровые этюды .

Тема 5. Партерная гимнастика .

Теория. Упражнения, направленные на развитие физической силы.

Практика. Координирующие упражнения на полу, разгружающие позвоночник (лежа на спине и животе).

Поочередное поднимание ног на заданную высоту (45, 90 градусов) во всех направлениях.

Упражнения для развития стопы (натягивание и сокращение стопы) в положении сидя и лежа с подъемом и опусканием ног.

Упражнения на растяжку мышц в положении сидя и лежа (использование игрового элемента).

Перегибы корпуса упражнения на развитие гибкости (использование игрового элемента).

Тема 6. Создание художественного образа в истории сценического костюма .

Теория.

Практика.

Тема 7. Основы акробатики.

Теория. Роль и значение акробатических элементов в освоении хореографии.

Практика. Различные виды кувырков, бросков, перекатов.

Тема 8. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория. Роль и значение подготовительных и вспомогательных движений.

Практика. Различные виды шагов, шаги на полупальцах, элементарные прыжковые комбинации.

Тема 9. Уроки с предметами

Теория. Роль и значение предмета в выполнении танцевальных движение.

Практика. Различные упражнения с игрушкой, мячом и др. предметами.

Тема 10. Игровые танцевальные миниатюры.

Теория. Знакомство с понятием танцевальной миниатюры.

Практика. Постановка короткого танца с использованием игровых элементов.

Учебно-тематический план третьего года обучения

п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Развитие музыкальности и ритмичности

Создание художественного образа в истории хореографии

Постановка корпуса, рук, ног, головы

Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии

Партерная гимнастика

Создание художественного образа в истории сценического костюма

Основы акробатики

Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения)

Мастерство визажа как инструмент создания художественного образа в хореографии

Уроки с предметами

Игровые танцевальные миниатюры

Резерв

Итого

Тема 1. Развитие музыкальности и ритмичности.

Теория. Характер музыки (спокойная, энергичная, торжественная), темпы музыки.

Практика. Ритмические рисунки, акценты. Музыкальные этюды на заданную тему.

Тема 2. Создание художественного образа в истории хореографии.

Теория. Этапы развития хореографии. Художественный образ в стилях и направлениях хореографии. Возникновение танца.

Практика. Постановочные этюды на заданную тему.

Тема 3. Постановка корпуса, рук, ног, головы.

Теория. Разучивание точек класса (зала).

Практика. Изучение п онятия корпуса. Разучивание движений рук (всевозможные комбинации), движений ног. Повороты головы. Перегибы корпуса в стороны, назад, вперед.

Тема 4. Музыкальное воплощение художественного образа в хореографии .

Теория. Звуки и краски мира в музыке. Ритм в музыке. Музыкальные жанры.

Практика. Музыкально-игровые этюды .

Тема 5. Партерная гимнастика .

Теория. Упражнения, направленные на развитие физической силы.

Практика. Координирующие упражнения на полу, разгружающие позвоночник (лежа на спине и животе).

Поочередное поднимание ног на заданную высоту (45, 90 градусов) во всех направлениях.

Упражнения для развития стопы (натягивание и сокращение стопы) в положении сидя и лежа с подъемом и опусканием ног.

Упражнения на растяжку мышц в положении сидя и лежа (использование игрового элемента).

Перегибы корпуса упражнения на развитие гибкости (использование игрового элемента).

Тема 6. Создание художественного образа в истории сценического костюма .

Теория. Возникновение и этапы развития сценического костюма. Гармония костюма и танца. Дизайн сценического костюма как способ воплощения художественного образа в хореографии

Практика. Моделирование сценического костюма.

Тема 7. Основы акробатики.

Теория. Роль и значение акробатических элементов в освоении хореографии.

Практика. Различные виды кувырков, бросков, перекатов.

Тема 8. Роль имиджелогии и основ актерского мастерства в создании художественного образа в хореографии .

Теория. Сущность и структура имиджелогии. Имиджелогия личности.

Практика. Актерский тренинг .

Тема 9. Координация движений (подготовительные и вспомогательные движения).

Теория. Роль и значение подготовительных и вспомогательных движений.

Практика. Различные виды шагов, шаги на полупальцах, элементарные прыжковые комбинации.

Тема 10. Мастерство визажа как инструмент создания художественного образа в хореографии

Теория. Основные типы и виды грима . Сценический макияж и прическа. Гармония визажа и танца.

Практика. Создание художественного образа средствами визажа..

Тема 11. Уроки с предметами

Теория. Роль и значение предмета в выполнении танцевальных движение.

Практика. Различные упражнения с игрушкой, мячом и др. предметами.

Тема 12. Игровые танцевальные миниатюры.

Теория. Знакомство с понятием танцевальной миниатюры.

Практика. Постановка короткого танца с использованием игровых элементов.

Дальнейшие перспективы развития проекта

Корректировка программы курса «Художественный образ в хореографии», увеличение числа участников проекта, интеграция проекта в различные творческие коллективы г. Кемерово.

Таким образом, реализация данного проекта позволит максимально эффективно работать педагогам с участниками хореографического коллектива в направлении развития их творческой индивидуальности и создания законченного художественного образа. Кроме того, участник проекта «Хореографический портрет», пополнив багаж теоретических знаний и практических навыков в области хореографии и портфолио, значительно повысит свой культурный уровень, а также расширит свой творческий потенциал.

Подписи к слайдам:

«Хореографический портрет» как инструмент творческого развития личности ребенка Гордеев Максим Юрьевич

Проект «Хореографический портрет» Цель проекта - создание условий для творческого развития личности ребенка. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: разработать рабочую программу по курсу «Художественный образ в хореографии»; организовать обучение детей по курсу «Художественный образ в хореографии»; создать портфолио участника проекта; организовать ежегодные отчетные программы для участников проекта, которые будут проводиться по окончании каждого учебного года в форме отчетного концерта, выставки материалов фотосессий, просмотра видеороликов.

Ожидаемые конечные результаты: повышение культурного уровня и расширение общего кругозора участников проекта; повышение уровня социализации участников проекта; установление позитивного эмоционально-психологического контакта между детьми, родителями и педагогами посредством участия их в отчетных концертах; ожидаемая модель участника проекта: активная, творческая личность, стремящаяся к самореализации на высоком уровне.

«Хореографический портрет» – это индивидуальный танец, построенный по результатам анкетирования ребенка и совместной его работы с руководителем

Примерная анкета участника проекта: Ф.И.О. Возраст. Назови сильные и слабые стороны твоего характера. Почему тебе интересно участие в проекте «Хореографический портрет»? Какую музыку ты предпочитаешь? Какие стили и направления в хореографии тебе нравятся? Какой художественный образ тебе близок?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Мазова Галина Борисовна, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования-хореограф ГБОУ ЦРР-д/с №22 г.Химки.

Цель проекта: Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами хореографии.

Задачи проекта:

  1. Эстетические:
  • развивать музыкальный вкус и кругозор;
  • пробуждать интерес к хореографическому искусству;
  • развивать творческие способности посредством танца;
  • прививать ребёнку чувство любви к своему телу;
  • формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;
  1. Пластические:
  • развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений;
  • развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
  • формирование навыков грациозности, изящества движений;
  1. Оздоровительные задачи:
  • способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
  • формировать правильную осанку;
  • содействовать развитию органов дыхания;
  1. Воспитательные задачи:
  • воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • понимать значение результатов своего творчества;
  • эмоционально раскрепостить ребёнка;
  • учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников.

Описание проекта:

Актуальность: в основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

Цель: содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами хореографии.

Задачи:

  1. Эстетические: развивать музыкальный вкус и кругозор; пробуждать интерес к хореографическому искусству; развивать творческие способности посредством танца; прививать ребёнку чувство любви к своему телу; формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;
  2. Пластические : развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений; развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;< формирование навыков грациозности, изящества движений;
  3. Оздоровительные задачи: способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать развитию органов дыхания;
  4. Воспитательные задачи: воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца; понимать значение результатов своего творчества; эмоционально раскрепостить ребёнка; учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников.

Участники проекта: дети в возрасте от 3 до 7 лет: всего более 100 человек, родители, воспитатели.

Тип проекта.

Механизм исполнения: развитие элементарных хореографических навыков у детей дошкольного возраста.

Сроки реализации: 9 месяцев (с сентября по май)

  1. этап- Подготовительный (Сентябрь)
  2. этап- Основной (Продуктивный, с октября по апрель)
  3. этап- Заключительный (Май)

Подготовительный: 1. Подбор методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта. 2. Подбор музыкально-ритмических игр по возрастным категориям. Составление 3. Подбор материалов и составление календарно- тематического планирования по теме. 4. Подбор диагностического материала и проведение начальной диагностики. 5. Подбор методического материала для занятий: комплексы движений для танцев-минуток, хореографических постановок, различных игр. 6. Формирование групп.

Основной: 1. Просмотр видео и фото материалов различных видов танцевального искусства с детьми. 2. Разучивание танцевальных этюдов и танцевальных композиций согласно плану. 3. Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей средствами хореографии». 7. Изготовление элементов костюмов к танцам. 8. Открытые занятия для родителей. 9.Участие во всех культурно-досуговых мероприятиях ДОУ и городского округа Химки.

Заключительный 1. Сбор фото и видео материалов по теме проекта. 2.Творческий отчет по проекту. 3.Диагностика

Культурно – досуговая деятельность обладает необходимым педагогическим потенциалом и обеспечивает культурно-формирующие условия для развития личности. Анализ основных видов и жанров художественно-творческой деятельности позволяет определить искусство хореографии как наиболее универсальное средство формирования личности и ее креативных способностей, которое осуществляет развитие в трех основных направлениях: музыкально-эстетическое, нравственное, физическое. Кроме того, искусство хореографии является невербальным средством коммуникации, сочетающим в себе элементы сразу трех знаковых систем: оптико-кинетической, пара- и экстралингвистической и визу

Мероприятия в рамках проекта:

Участие во всех культурно-досуговых мероприятиях ДОУ и городского округа Химки. Открытые занятия и праздничные концерты для воспитанников и родителей.

Охват проекта:

дети в возрасте от 3 до 7 лет: всего более 100 человек, родители, воспитатели.

Затраченные ресурсы:

9 месяцев (с сентября по май)

Достигнутые результаты:

С каждым годом количество желающих заниматься хореографией на базе МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад №2 «Золотая рыбка» увеличивается.

Руководитель-педагог

ФИО:Кинцель Елена Владимировна

E-mail (обязательно): [email protected]

Предметная область: педагог дополнительного образования

Регион: Томская область

Населенный пункт: с. Александровское

Название образовательного учреждения:МБОУДОД "ДДТ"

Актуальность

Основы детского музыкально – хореографического творчества – один из важных предметов обучения детей искусству. Детская хореография является одним из действенных средств приобщения подрастающего поколения к богатству танцевального и музыкального творчества. Хореография является неотъемлемой частью народного наследия и несет в себе неповторимый отпечаток каждого народа. Таким образом, сохранение богатства и традиций детского танцевального искусства, является необходимым условием для полноценного развития личностного потенциала ребенка.

Гипотеза

1год обучения - навыки музыкально – ритмической деятельности; - навыки правильного и выразительного движения (привычка прямо держать спину и голову, свободно двигаться в танцах); - усвоение подготовительных танцевальных движений и рисунков; -знакомство с ритмическим строением музыки, ее размерами, частями и фразами; -изучение легких народных игровых танцев; -раскрытие творческих способностей -развитие организованности и самостоятельности; -овладение детьми базовыми понятиями, специальной терминологией предполагаемыми программой. 2год обучения. -развитие музыкальности и пластичности -усвоение приемов классической, народной и современной хореографии; -выработка сильных натянутых ног, большого танцевального шага, высокого прыжка; -развитие координации движений; -знакомство с танцами народов мира; -развитие творческих способностей; -выработка правильности и чистоты исполнения позиций и поз, движений. 3год обучения. -выработка выразительности и чистоты выполнения экзерсиса; -развитие силы, выворотности и устойчивости ног; -усвоение учащимися приемов актерского мастерства; -ускорение темпа и разнообразия ритмического рисунка; -усвоение технически сложных элементов классического, народного и современного танцев; -развитие творческого потенциала в процессе обучения и в постановочной работе; -изучение учащимися истории мирового балета.

Цели

Духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка с помощью танцевального искусства. Оказание помощи в профессиональной ориентации и адаптации в современном мире.

Задачи

Образовательные: . формирование у детей музыкально – ритмических навыков. формирование навыков правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии. обучение детей приемам актерского мастерства. организация постановочной работы и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях) .расширение знаний (знакомство детей с историей балета) Развивающие: . обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля. организация поисков новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельного добывания знаний) Воспитательные: . создание базы для творческого мышления детей. развитие у детей активности и самостоятельности общения. формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе

Формы и методы исследования

1. Урок (групповые занятия) 2.Коллективно – творческая игра 3.Творческий конкурс 4.Индивидуальная работа 5.концерт Индивидуальная работа ведется как со слабыми (не успевающими осваивать программный материал в положенный срок детьми, так и с детьми участвующими в сольной постановочной работе. Методы обучения: 1.Словесные, рассказ, объяснение, беседа. 2.наглядные: демонстрация, показ приемов работы. 3.Практические: упражнение, самостоятельная работа. Методы воспитательного действия: 1.Убеждения. 2.Приучения. 3.Пример. 4.Аналитические методы, наблюдение, сравнение, анализ, опрос, анкетирование, контрольный срез.

Этапы (ход исследования)

РАЗДЕЛ 1. Музыкально – ритмическая деятельность (задачи для детей 7 -9 летнего возраста) -научить детей ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише), регистрами (высокий, средний, низкий). -отличать в движении сильную долю такта, метрическую пульсацию и простейший ритмический рисунок в хлопках и притопах; -менять движения в соответствии с 2, 3-ех частной формой и музыкальными фразами; - закрепить занятие о трех жанрах музыки (песня, танец, марш). Музыкально – ритмическая деятельность включает в себя различные задания, упражнения игрового плана и является составной частью урока 1-го года обучения. РАЗДЕЛ 2. Классический танец Занятиям по классическому танцу придается особое значение, так как классический танец является основой хореографической подготовки учащихся. Уже на первом году обучения, начиная с первых уроков проводятся занятия по постановке корпуса, рук, ног, головы, показываются 1,2,3 позиции ног и 4 позиции рук (подготовительная, 1,2,3,), а также изучают первые движения у палки (demi plie, вattements tendus), отрабатывается балетный шаг с носка и техника простого прыжка (sauté). В начале учебного года перед уроком классического танца выполняется партерная гимнастика. Начиная со 2 года обучения, занятия классического танца проводятся отдельным уроком два раза в неделю, урок состоит из упражнений у палки и на середине зала. На третьем году обучения в классический экзерсис вводится исполнение некоторых элементов на полупальцах. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся. РАЗДЕЛ 3. Народно –сценический танец. Народный танец имеет важное значение для развития художественного вкуса и танцевальной техники у учащихся. Знакомит их с разнообразием хореографического материала народов мира. Уже на первом году обучения дети изучают простейшие элементы русского народного танца. Проучивают положения рук и позиции ног. Отдельным уроком народный танец проводится один раз в неделю. На втором году обучения урок по народному танцу включает в себя: -тренировочные упражнения у палки -сценические движения (исполняемые на середине зала и по диагонали) -танцевальные композиции На третьем году обучения идет варьировка и усложнение движений. Ученики из предложенных педагогом движений должны суметь самостоятельно сделать связку для перехода с одного движения к другому. Так же в учебный процесс вводятся упражнения с предметами. В программе предусмотрено изучение русского, молдавского, польского, цыганского и др. танцев. РАЗДЕЛ 4. Историко–бытовой танец Изучение историко-бытового танца проводится на втором году обучения на специальном занятии 1 раз в неделю. Занятия историко-бытовым или бальными танцем органически связаны с усвоением норм этики, выработки высокой культуры общения между людьми: -выдержка -чувство меры -простота -скромность -внимание к окружающим -доброжелательность РЕЗДЕЛ 5. Актерское мастерство Задачи: - научить воспитанников связывать позы с движением, с музыкой (позы должны быть «говорящими»), а движения «рассказывающими». - научить законам перемещения в пространстве сцены; -ознакомить с принципами идентификации. РАЗДЕЛ 6. Творческая деятельность Организация творческой деятельности учащихся помогает педагогу увидеть характер ребенка, найти индивидуальный подход к нему с учетом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. Темы творческих занятий определяются спецификой хореографического воспитания. «Я– учитель танцев»; «Я – балетмейстер постановщик»; « Я – художник по костюмам». Творческие ситуации разыгрываются как для коллективной, так и для индивидуальной работы. Темы для постановочной работы должны вызвать интерес у детей. В постановочной работе используется метод совместного творчества педагога и воспитанников (коммуникативный вид деятельности учащихся). Процесс совместного творчества складывается из следующих этапов: 1 этап – сознательная подготовительная работа 2этап – осуществление композиционного замысла 3 этап – проверка всех композиционных решений РАЗДЕЛ 7. История хореографии (история мирового балета) Теоретический курс по истории мирового балета включает в себя 10 лекций и осваивается учащимися на 3курсе. Цель: помочь ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства.

Сроки реализации

3 года ==Выводы==В результате систематических занятий хореографией дети научились выражать свои чувства с помощью движений, стали менее скованным и стеснительным. Главной особенностью занятий хореографией явилось развитие не только физических способностей молодого организма, но и строение творческой основы личности: сочетание музыки, движений, драматического искусства, художественного вкуса ребенка, а также развитие его общей культуры и интеллекта. Подтверждением вышесказанного является выступление детей во многих районных мероприятиях. Дети неоднократно принимают участие на межрегиональных и всероссийских конкурсах.

Полезные ресурсы (источники информации)

1.Костровицкая В. "сто уроков классического танца" Москва "Просвещение" 1981 г.. 2. Базарова Н. , Мей Б. "Азбука классического танца" Ленинград "Искусство" 1983 г. 3. Бахрушин Ё. "История русского балета" Москва "Просвещение" 1974 г. 4. Захаров Р. "Радуга русского танца" Москва "Советская Россия" 1986 г. 5. Никитин В. "Модерн - джаз танец, начало обучения" Москва 1998 г.



Загрузка...
Top