Жилин и костылин разные характеры. Познание

Козлова Татьяна Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Изегольская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д. Изегол, Иркутская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Проект: Составление под руководством учителя электронной презентации "Жилин и Костылин: два характера - две судьбы"
Дата публикации: 22.05.2016
Раздел: среднее образование

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Изегольская основная общеобразовательная школа

Проект

Жилин и Костылин: два характера

судьбы

»
Работу выполнила: ученица 5 класса Николаенко София 2015г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Название проекта: «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы». 2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: литература и русский язык. 3. Тип проекта: индивидуальный, краткосрочный. 4. Цель проекта: дать сравнительную характеристику героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении. 5. Задачи проекта: Составить сравнительную таблицу «Жилин и Костылин». Сделать выводы о том, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах. 6. Руководитель проекта: Козлова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы. 7. Возраст участника проекта: 11 лет. 8. Предполагаемый продукт проекта – презентация «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы».

Сравнительная таблица

Качество

Жилин

Костылин
Смысл фамилии Жилы, жилистый – сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами Костыль – палка, которая служит опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги Внешность «А Жилин хоть ростом не велик, да удал был» «Костылин – мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет» Причины, по которым они попали в плен Жилин ничего не мог сделать один без ружья. Да и татары убили его лошадь, она придавила ему ногу Костылин струсил и бросил Жилина одного без ружья
Поведение в плену Жилин вначале торгуется пишет так чтоб письмо не дошло, думает уйти. Жилин жил, лечил, делал кукол, высматривал, готовился к побегу. Костылин пишет письмо родным, чтобы его выкупили. Он ничего не делал, только ждал ответа, спал. Первый побег Полез, выбрался, поднялся, примечает дорогу, пошел, подпрыгивает, осмотрелся, тащит Костылина. Зацепил, загремел, ста отставать, изрезал ноги, отстает, охает.
Поведение после неудачного побега «И Жилин приуныл: видит – дело плохо. Ине знает, как выбраться». Но Жилин не теряет надежды. Обращается за помощью к Дине. «Костылин совсем разболелся, распух, ломота во всем теле стала, и все стонет или спит» Второй побег Жилин один, никто ему не мешает. Идет, спешит, выбился из сил. Не теряет надежды, собрался с последними силами. Помогли наши казаки. Остался служить на Кавказе. «А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».
Синквейн

Жилин


Храбрый, добрый Трудится, высматривает, готовится Под лежачий камень вода не течет Молодец!
Синквейн
Костылин
Трусливый, ленивый Жалуется, просит, ждет Не верит в свои силы Слабак!
Выводы От чего зависит, что люди, оказавшиеся в одних и тех же ситуациях, ведут себя по-разному? Я думаю, что все зависит от человека. Два офицера оказались в одной ситуации, но мы видим двух разных людей. Жилин – деятельный человек. Он добрый, думает о матери, жалеет ее, надеется на себя, обдумывает побег, сумел прижиться в ауле, работящий, всем помогает, ему интересны другие люди.В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели – освобождению. Костылин – слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери, способен на предательство, упал духом, не принимает других людей, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.

Рассказ Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" повествует о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к горцам во время войны. Сюжет рассказа довольно простой. История одна на двоих, но судьбы разные.

Автор выбирает для героев фамилии, которые полностью им соответствуют. Такие фамилии в литературе называют говорящими, ведь они много могут поведать о своем носителе. Жилин ‒ небольшого роста, худой, но жилистый и подвижный. Костылин ‒ грузный, толстый, ленивый мужчина, очень тяжелый на подъем. Много может рассказать о героях момент, когда они только попадают в плен. Когда герои решили отбиться от каравана, Костылин настаивал, что ружье заряжено, кони верные. Поэтому убедил Жилина, что они смогут продолжить путь в одиночку. Хотя опасность осознавали оба. Но очень устали ехать медленно по такому зною.

Особенно Костылину было тяжело. Офицеры погнали коней вперед. Но очень быстро наткнулись на татарский отряд. Костылин струсил и, бросив товарища, припустил свою лошадь обратно. Вместе с Костылиным "уехало" и ружье. Жилин остался с горцам один на один, но продолжал бороться. Он не сдавался до последнего, даже когда ему уже скручивали руки. В доме татарина выяснилось, что Костылин также угодил в плен. У него лошадь встала и ружье перестало стрелять. То есть при наличии большого отрыва, резвого жеребца и ружья, ему не удалость отбиться. Его задержали после Жилина, времени было достаточно.

В плену Жилин ведет достаточно активный образ жизни. Он мастерит глиняные куклы для татарских детей, чинит часы и даже оружие. Все поселение горцев удивляется его мастерству и идеям. И даже жители соседних аулов приезжают к нему как к мастеру. Люди едут со сломанной утварью, чтобы он ее чинил. Таким образом он завоевывает доверие и симпатию хозяина. А хозяйская дочка Дина приносит ему вкусную пищу тайком. Он даже собаку сумел прикормить и приласкать. Жилин готовился к побегу. За них требовали выкуп. Он сторговался на пятьсот рублей. Но Иван понимал, что матери не собрать таких денег, жалел мать. И написал на конверте неверный адрес. Надеялся только на побег. Костылин же, попав в плен, все больше спал и лежал. Написал родным про выкуп в пять тысяч рублей. И только и ждал, когда за ним приедут. Побег Жилина провалился только потому, что он взял с собой Костылина. Он даже какое-то время нес его на руках, хотя ноги стер не меньше. Но и это не спасло их побег.

Когда их вернули обратно, Жилин находит способ бежать. Ему помогает Дина. А измученного Костылина потом выкупают за пять тысяч, собрав деньги. У этих героев разные судьбы, потому, что характеры разные. Даже не характеры, а разное отношение к жизни. Только активные люди, смело идущие вперед, всегда побеждают. Такие как Жилин.

5 класс. Литература

Несколько интересных сочинений

  • Образы градоначальников в романе История одного города Салтыкова-Щедрина сочинение характеристики Глупов

    Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной

  • Тема повести Тарас Бульба Гоголя

    «Тарас Бульба» - известная историческая повесть Н. В. Гоголя. Ее основная тема – беззаветная любовь человека к своей родной земле, готовность защищать ее от врагов до последнего вздоха

  • Смысл, суть и идея рассказа Горького Старуха Изергиль

    Будучи в Бессарабии Горький задумывается над написанием рассказа Старуха Изергиль. Несколько лет писатель постигал суть человеческой природы, в которой борются плохое и хорошее и до конца не известно, что победит.

  • Русский солдат – это уникальная личность не только русской истории, но и всего мира. Русские показали свою стойкость и храбрость. Русских бояться, и уважают во всем мире. Даже на генетическом уровне понимают

  • Моргач в рассказе Певцы Тургенева сочинение

    Есть в обществе люди, которых мы не любим, которые нам не милы, но при этом мы их уважаем. Один из таких людей в Рассказе «Певцы» - это Моргач.

Л.Н. Толстой в своем произведении «Кавказский пленник» писал о тех людях, которые участвовали в русско-кавказской войне. В основу этого повествования положены действительные события, происходившие с самим автором и его коллегами по службе.

Главные герои здесь - русские офицеры, служившие в одном из гарнизонов, это Жилин и Костылин. Прочитав их фамилии, невольно замечаешь созвучность окончаний их фамилий. Значения же их фамилий ближе к противоположностям. Первый ближе по своему смыслу к слову «жила», а второй означает «костыль». И внешность персонажей тоже противоположна. "Жилин хоть и не велик ростом, а удал". А Костылин же грузен, неуклюж и толст.

(Костылин )

Поведение их тоже соответствует их фамилиям. Вспомним, как вели себя эти офицеры, когда на обоз напали татары. Жилин "выхватил шашку" и бросился навстречу татарам, вступил с ними в бой. Татары ранили лошадь Жилина и смогли взять офицера в плен.

Костылин имел ружьё, но лишь увидел татарских воинов, сразу обратился в бегство, помчался к крепости, бросив Жилина. Но предательское бегство не спасло Костылина.

(Жилин)

В плену эти люди тоже повели себя каждый по-своему. Когда их хозяин Абдул-Мурат сказал молодым людям, что их отпустят только тогда, когда за каждого родственники заплатят 5 тысяч рублей, Костылин тут же послушно написал родным письмо и ждал от своих родных требуемой суммы. Жилин же согласился только написать просьбу выслать только 500 рублей ему. Письмо он написал не на свой адрес, заботясь о здоровье матери. Сам же решил выбрать момент и бежать, постоянно продумывал варианты побега.

В одну из ночей Молодые офицеры сбежали в горы. Костылин в дороге постоянно ныл, всего пугался, отставал. А Жилин лишь смеялся. Не упал он духом даже когда по вине первого их татары снова поймали и возвратили в аул. По возвращении Костылин постоянно лежал и стонал или спал. Жилина же снова стали одолевать мысли о побеге. В то время Иван подружился с дочкой своего временного хозяина Диной. Тринадцатилетняя девочка подружилась с Жилиным и впоследствии сыграла решающую роль в его судьбе. Она спасла ему жизнь, оказав помощь в повторном побеге, дав ему еды в дорогу.

Жилин предлагал Костылину бежать с ним из этого плена. Но тот ответил отказом, приняв решение остаться. После этого Жилин вернулся в свой гарнизон, а Костылин только спустя месяц получил свободу после того, когда за него прислали выкуп родные.

Как видим, Костылин и Жилин являются совершенно разными по характеру и типу людьми. Один сильный, трудолюбивый, любящий детей. Он добрый, помогает даже тем, кто являлся его врагом. Костылин же эгоистичен, который очень труслив и при этом ленив. Он способен предать кого угодно, лишь бы ему было лучше. Именно потому и судьбы у них различаются, и решения они принимают разные.

Соболев Д.Ю. 1

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 27 им. Н.С. Лескова с углубленным изучением английского языка г. Орла

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Я прочитал очень интересный рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник». В нем повествуется о войне русских с горцами.

Главными героями произведения являются Жилин и Костылин. Они были русскими солдатами, попавшими в плен к татарам. Во время нападения захватчиков Жилин кричал Костылину, чтобы тот достал ружьё, но Костылин ускакал на лошади от товарища. Это характеризует Костылина как трусливого, способного на предательство человека. Когда солдаты попали в плен, Жилин поддерживал связь с татарской девочкой Диной, которой было жалко его. Герой был к ней добр и дарил самодельные глиняные игрушки.

Жилин пытался получше узнать местность, чтобы совершить побег. Костылин в плену был не активен: только лежал и ел. Он даже не старался бежать от татар, не помогал Жилину разрабатывать план побега. Костылин думал, что их скоро выкупят из плена.

Во время первого побега пленникам не удалось сбежать, потому что их выдал крик Костылина. Из-за этого Жилину не хотелось с собой брать Костылина, но он посчитал это жестоким по отношению к человеку, попавшему так же, как и он, в беду. Я считаю, что Жилин правильно сделал, взяв с собой Костылина. В этом эпизоде автор как будто хочет сказать: «Предательство - бросать товарища в беде». Во время второго побега Жилин сбежал один, но ему помогала Дина.

Характер Костылина намного отличался от характера Жилина. Жилин был сообразителен, умён, намного твёрже характером, чем Костылин. Сама фамилия говорит об этом. Костылин боялся татар и написал письмо домой, чтобы его выкупили за очень большую сумму. Он совсем не надеялся на себя, был ленивым и даже не пытался спасти свою жизнь. Жилин не отчаивался и старался найти выход из сложной ситуации. Костылин же ничего не делал и ждал, пока его выкупят.

Различие в характерах героев повлияло на их судьбы таким образом, что Жилин оказался на свободе намного раньше, чем Костылин. Из этого следует, что Костылин был противоположностью Жилина, о чем и пытался сказать автор. Я поддерживаю Жилина, потому что он знал, что дома даже пятисот рублей нет, и мать умирает от старости, и он специально указал на письме неправильный адрес, чтобы оно не дошло. Это подчёркивает умение Жилина заботиться о близких.

Мне очень понравился рассказ Л.Толстого. он учит быть жизнелюбивым, не терять надежду, находить выход из трудного положения, а не лениться, как Костылин.

Жилин и Костылин – главные герои рассказа-были «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого.

Тема рассказа

Во время войны на Кавказе (воюют русские с горцами за территории) два русских офицера, Жилин и Костылин, отправляются в отпуск домой. По пути герои попадают в плен к татарам; за них просят выкуп. Жилин, не желая просить у своей старой матери деньги, затевает побег, но из-за неповоротливости Костылина затея срывается. Тогда офицер снова пытается бежать, и на этот раз ему улыбается удача - он спасается. А Костылина из плена спасают выкупом только через месяц.

Как ведут себя в плену офицеры Жилин и Костылин

Костылин – полноватый и тучный мужчина. На протяжении всего времени нахождения в плену он только и делает, что спит и считает время до выкупа. При этом Костылин не стесняется просить у семьи выкуп в огромном размере (5000 рублей). Для него главное, чтобы его поскорее спасли, и чтобы он оказался снова в удобных и комфортных условиях.

Жилин же ведет себя с точностью до наоборот. Он отказывается писать письмо своей матери с просьбой о выкупе, ведь он не хочет, чтобы она переживала за него и чтобы отдавала последнее, что у нее есть. Когда же татары силой заставляют Жилина написать это письмо, он пишет, но адрес указывает заведомо неверный. Офицер решает для себя: либо он выбирается из плена своими силами, либо ему придется погибнуть или остаться там до конца жизни. С целью спастись, Жилин начинает делать подкоп.

Кроме того, во время нахождения в плену Жилин занимается разными полезными делами, тем самым заслуживая внимание и уважение местных татар.

Например, он отличается тем, что:

  • делает куколки из глины для местных детей;
  • чинит хозяину-татарину остановившиеся часы;
  • ремонтирует ружья и прочие принадлежности местных жителей.

И даже во время побега Жилин стоит до последнего, держится изо всех сил, при этом не бросает Костылина, хотя тот несколько раз подводит товарища и не желает брать себя в руки ради их общего спасения.

Благодаря стойкости и волевым качествам, Жилину все-таки удается вырваться из плена.



Загрузка...
Top