Знаки завершения разделения выделения. Интонация предложения

§33. ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
С ПУНКТУАЦИОННЫМИ ПОНЯТИЯМИ

С рядом пунктуационных понятий учащиеся знакомятся в V классе, так как в этом возрасте они изучают несколько частных пунктуационных норм. Это обстоятельство следует учитывать при организации работы по пунктуации.

Знакомство со знаками препинания и их функциями. К началу изучения раздела "Синтаксис и пунктуация" школьники знают несколько знаков препинания и пунктуационные правила, регулирующие их постановку или непостановку. Из этого следует необходимость в повторении и закреплении известных детям знаний по пунктуации. Одновременно потребуется расширить сведения о знаках препинания: ввести новые знаки и дать представление о функциях знаков препинания. Этому правомерно отвести целый урок после прохождения синтаксической темы "Предложение". Данный урок можно построить по следующему плану:

  • 1) называние детьми известных им знаков препинания (т.е.особых графических средств письма, расставляемых между словами в предложении и между предложениями в тексте);
  • 2) сообщение учителя о том, что знаки препинания бывают одиночными и двойными;
  • 3) выполнение упражнений, закрепляющих повторенные и новые сведения по пунктуации;
  • 4) сообщение учителя о том, что знаки препинания в тексте и в предложении выполняют разные функции (разную роль):
  • а) в конце предложений они завершают их на письме (приводятся примеры незавершенных предложений - без знаков препинания - и завершенных - со знаками препинания); знаки препинания в конце предложения называют знаками завершения (выполняется упражнение на расстановку знаков препинания в небольшом тексте, например: Каштанка подошла к дверидверь тихонько отворилась из нее вышел незнакомый человек );
  • б) внутри предложения они могут разделять слова (приводится пример с однородными членами без союзов) или выделять их (приводится пример с обращением); такие знаки препинания называют знаками разделения и знаками выделения (выполняются упражнения на нахождение в предложении разделительных и выделительных знаков препинания и на систематизацию изученного - составляется таблица "Виды знаков препинания по функции").

В дальнейшем по мере повторения известных детям пунктуационных правил эта таблица заполняется примерами знаков препинания; в процессе их повторения учитель оперирует новыми пунктуационными понятиями.

Виды знаков препинания по функции

Знаки завершения Знаки разделения Знаки выделения

В конце предложения и между предложениями в тексте Между однородными членами Внутри предложения

Методика ознакомления с пунктуационно-смысловым отрезком. Знакомство с единицей пунктуации - пунктуационно-смысловым отрезком - целесообразно связать с изучением однородных членов предложения. Желательность указанной связи объясняется тем, что на примере однородных членов можно одновременно показать как словную, так и словосочетательную природу пунктуационно-смысловых отрезков.

Ознакомление с данным понятием можно провести по следующему плану:

1. Беседа о том, что в предложении могут быть отдельные слова, словосочетания, которым в речи придается дополнительное значение: в устной речи они выделяются голосом (интонацией), а в письменной - знаками препинания.

Для проведения беседы необходимы одно-два предложения без однородных и с однородными членами, например:

Ласточки в конце лета улетают в теплые края. Ласточки, грачи, дрозды в конце лета улетают в теплые края.

К этому или аналогичному материалу ставятся такие вопросы (после выразительного чтения предложения): в каком из этих предложений с помощью интонации отдельным словам придается дополнительное смысловое значение перечисления? Как эти слова разделяются на письме?

2. Вывод учителя о таких отрезках (они по смыслу обособляются, т.е. им придается дополнительное смысловое значение): такие части предложения, которые на письме выделяются или разделяются с помощью знаков препинания, называют пунктуационно-смыеловыми отрезками.

3. Беседа о месте пунктуационно-смыслового отрезка в предложении (она обеспечивается соответствующим дидактическим материалом), например:

Ласточки, грачи, дрозды в конце лета улетают на юг. В конце лета ласточки, грачи, дрозды улетают в теплые края. В конце лета улетают в теплые края ласточки, грачи, дрозды.

Для учащихся важен вывод о том, что интонационно-смысловые отрезки могут находиться в начале, в середине или в конце предложения. В дальнейшем с этим будут связаны сведения о границах и об условиях постановки или непостановки знаков препинания при ряде вариантов разных интонационно-смысловых отрезков. С восприятия интонационно-смыслового отрезка как ее основы необходимо начинать изучение каждой пунктуационной нормы и в V, и в VIII-IX классах.

Условия постановки или непостановки знака (знаков) препинания. О данном понятии учащимся целесообразно сообщить после знакомства с одним-двумя пунктуационно-смысловыми отрезками, когда это выражение войдет в их речевую практику. По времени данную работу можно соотнести с изучением обращений. При анализе пунктуационного правила выявляются условия постановки знаков препинания:

  • - наличие в предложении звательного слова (оно должно осознаваться учеником как во внешней речи в момент произнесения,так и во внутренней - при чтении про себя);
  • - место смыслового отрезка в предложении (сведения об этом необходимы, чтобы выяснить, какой нужен знак препинания - одинарный или двойной);
  • - наличие или отсутствие восклицания (эмоционального повышения голоса на звательном слове).

Выяснив перечисленные особенности, учитель сообщает о том, что будет называться условиями постановки и выбора знаков препинания. Далее следует приучать детей пользованию новым термином. Для этой цели на данном уроке и в дальнейшем учащимся предлагаются следующие задания: назвать условия постановки знаков препинания при таком-то пунктуационно-смысловом отрезке (в данном случае при обращении); назвать условия выбора из двух возможных такого-то знака препинания (в данном случае восклицательного знака).

Постепенно учащиеся усвоят мысль о том, что в пунктуационное правило включаются условия постановки и выбора знака (знаков) препинания, что понять правило - это запомнить условия, которые в него входят, и не смешивать с другими условиями.

Знакомство с опознавательными признаками пункту ационно-смысловых отрезков. Среди условий постановки и выбора знаков препинания, необходимых для выделения смысловых отрезков, имеются такие, которые как бы сигнализируют об их наличии в предложении. Это опознавательные признаки (приметы) пунктуационно-смыеловых отрезков.

Ввести понятие "опознавательный признак пунктуационно-смыслового отрезка" и показать его роль в процессе письма целесообразно

после знакомства учащихся с самим отрезком и условиями его пунктуационного выделения, так как опознавательный признак является одним из этих условий. Удобнее всего с новым понятием познакомить на втором уроке работы над пунктуационным правилом, регулирующим выделение обращений знаками препинания. Учитель сообщает о том, что у каждого смыслового отрезка есть особые приметы (признаки), по которым их можно опознать, и это облегчает применение пунктуационного правила. У обращений как пунктуационно-смысловых отрезков имеются свои опознавательные приметы (признаки). Учитель называет их, а затем предлагает упражнение с заданием найти по этим опознавательным признакам обращения.

Выделение).
Цель: научить определять роль знаков препинания в письменной речи.
Задачи: - дать понятие о роли знаков

Препинания в письменной речи;

Формировать пунктуационную грамотность обучающихся;

Развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки

Отдохнуть немножко нужно.

Дружно встанем, тихо сядем.

И закроем все глаза.

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

3) Развитие умений определять роль знаков препинания в письменной речи.

Вы в таблице распределили знаки препинания по группам. На какие группы вы их разделили?

(Знаки препинания завершения, разделения, выделения).

Теперь работаем по рядам. Приведите свои примеры предложений. Можно пользоваться примерами из упр.289

2 ряд – со знаками препинания разделения;

3 ряд – со знаками препинания выделения.
- Проверим, что у вас получилось?

4) Развитие устной речи учащихся.

Ребята, давайте вернемся к проблеме урока. Сейчас будете работать в парах. Подготовьте устное сообщение по теме: « Знаки препинания и их роль в письменной речи».
(Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной , яркой, выразительной. В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце предложения ставится точка , вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Также роль разделения, когда разделяют однородные члены предложения и части сложного предложения, разделяют запятой , двоеточием, точкой с запятой.

Еще знаки препинания выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные слова , прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками.)

5. Подведение итогов.
- Вам понравился урок?

– Что понравилось?

На какие группы делятся все знаки препинания?

Приложение 2

(Завершение-

Разделение-

Выделение-

Зачем нужны знаки препинания?

Можно ли без них обойтись?

Определите роль знаков препинания в следующих предложениях?

Потемнело, нахмурилось небо. (Запятая - разделительный знак)
Набежали мрачные тучи. (Точка- знак завершения)
Старый бор, кажется, затих. (Две запятые- выделительный знак.)

Выставление оценок

6. Домашнее задание. (Слайд 8)

Упр. 290, творческое задание: придумать стихотворение или сказку о роли знаков препинания на письме.
(Слайд 9)

МОУ СОШ № 2 п.Спирово

УМК «Школа 2100»

Урок русского языка в 5-м классе













1 из 12

Презентация на тему: Знаки завершения, разделения, выделения

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

УУД Познавательные: адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: определяют цели деятельности, последовательность действий. Умеют слушать. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в спорах, обсуждениях. Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Функции знаков препинания завершение предложения разделение на смысловые отрезки. ? ! (Конец предложения.) , (ОЧ, части сложного предложения) ; (части слож. предложения) – :(при, прямой речи, диалоге) « » │ , │ – – () (Выделительными являются парные знаки препинания.) Знаки завершения Знаки выделения выделение смысловых отрезков Знаки разделения

№ слайда 6

Описание слайда:

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препина ния. Сделайте морфемный разбор слов, в которых пропущены буквы. Назовите знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения. 1) И кочи и моховые3 б_лота и пни - всё хорошо под с_янием лун ным. (Н. Некрасов) 2) Добыча была хорошая два больших сига несколь ко суд_ков щука и целых пять штук стерлядей. 4 (Д. Мамин-Сибиряк) 3) Мел кий ненас_ный дождик шёл уже трет_й день. И зверьк_м и птичкам и бабочкам и жукам всем 1 было нехорошо. (М. Богданов) 4) (Не)вдалеке стояла телега запряж_нная лошадью сп_койно ждавшей перевоза. 5) Море вздраг_вало и покрываясь мелкой ряб_ю осл_пительно ярко отр_жавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебря_ных улыбок.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Назовите знаки завершения, знаки выделения, знаки разделения. Самых больших своих сокровищ мы, разумеется, (не)зам_чаем. Кто(же) думает о воздухе, которым дыш_т? Но стоит (не)надолго зад_ржать дыхание, как тут(же) (не)вольно вспомн_шь, что без воздуха (не)возможно жить. Точ(?)но так(же) (не)льзя жить и без родного языка. Что(бы) оц_нить это б_гатство, пр_дстав(?)те себя в мире, где все всегда молчат... Но есть (не)малые р зличия между воздухом и языком. Судите сами. Воздухом все люди пользуют_ся в равных кол_ичествах. Другое дело - родная речь. Хотя это б_гатство то(же) (не)(под)замком, все вл_деют им (не)од_наково. В русском языке сотни тысяч_ слов. Иной усво_т две-три тысячи и (не)обычайно доволен собой. Люди его, конеч(?)но, пон_мают, он так(же) вполне успешно общае(тся, ться) с другими. Чего ещ_ желать? Может быть, и нам остановиться на этих трех тыс_чах? Ведь познание языка труд. (За)чем(же) трудиться зря? (По А. Митяеву) Сочинение-миниатюра. Напишите мини-рассуждение по содержанию текста так, чтобы ВАША позиция была чётко выражена.

Знаки препинания традиционно подразделяют на три группы: 1.знаки завершения, которые ставятся в конце предложения. К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие; 2. знаки разделения, которые используются между однородными членами, между однородными членами и обобщающим словом, между частями сложносочинённого и бессоюзного сложного предложения, между словами автора и прямой речью (диалогом) , между подлежащим и сказуемым; в неполном предложении. Разделительными являются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. знаки выделения, которые необходимы для обособления а) придаточного (ых) предложения (ий) в составе сложноподчинённого предложения, б) специфических конструкций в составе простого осложнённого предложения, таких, как: причастный оборот, деепричастный оборот, вводные слова, вставные предложения, обращения. 3.Выделительными являются парные знаки препинания, такие, как две запятые, два тире, кавычки, скобки. https://otvet.mail.ru/question/82763805

Описание слайда:

Слайд 1

ПУНКТУАЦИЯ И ОРФОГРАФИЯ (§ 1). ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ: ЗНАКИ ЗАВЕРШЕНИЯ, РАЗДЕЛЕНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ (§ 2)

Слайд 2

УУД
Познавательные: адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: определяют цели деятельности, последовательность действий. Умеют слушать. Коммуникативные: осуществляют коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в спорах, обсуждениях. Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Слайд 3

Проверка домашней работы
Упр. 2 (в РТ Богдановой)

Слайд 4

Словарная работа
Орфографический срез.

Слайд 5

Функции знаков препинания
завершение предложения
разделение на смысловые отрезки
. ? ! (Конец предложения.)
, (ОЧ, части сложного предложения) ; (части слож. предложения) – :(при  , прямой речи, диалоге)
« » │ , │ – – () (Выделительными являются парные знаки препинания.)
Знаки завершения
Знаки выделения
выделение смысловых отрезков
Знаки разделения

Слайд 6

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препина­ния. Сделайте морфемный разбор слов, в которых пропущены буквы. Назовите знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения.
1) И кочи и моховые3 б_лота и пни - всё хорошо под с_янием лун­ным. (Н. Некрасов) 2) Добыча была хорошая два больших сига несколь­ко суд_ков щука и целых пять штук стерлядей. 4 (Д. Мамин-Сибиряк) 3) Мел­кий ненас_ный дождик шёл уже трет_й день. И зверьк_м и птичкам и бабочкам и жукам всем 1 было нехорошо. (М. Богданов) 4) (Не)вдалеке стояла телега запряж_нная лошадью сп_койно ждавшей перевоза. 5) Море вздраг_вало и покрываясь мелкой ряб_ю осл_пительно ярко отр_жавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебря_ных улыбок.

Слайд 7

??
Какие знаки препинания могут стоять внутри предложения? Что может разделять запятая? Двоеточие? Тире? Какие знаки препинания относятся к знакам выделения? Почему знаки выделения так называются? Что они могут выделять в предложении?

Слайд 8

Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Назовите знаки завершения, знаки выделения, знаки разделения.
Самых больших своих сокровищ мы, разумеется, (не)зам_чаем. Кто(же) думает о воздухе, которым дыш_т? Но стоит (не)надолго зад_ржать дыхание, как тут(же) (не)вольно вспомн_шь, что без воздуха (не)возможно жить. Точ(?)но так(же) (не)льзя жить и без родного языка. Что(бы) оц_нить это б_гатство, пр_дстав(?)те себя в мире, где все всегда молчат... Но есть (не)малые р зличия между воздухом и языком. Судите сами. Воздухом все люди пользуют_ся в равных кол_ичествах. Другое дело - родная речь. Хотя это б_гатство то(же) (не)(под)замком, все вл_деют им (не)од_наково. В русском языке сотни тысяч_ слов. Иной усво_т две-три тысячи и (не)обычайно доволен собой. Люди его, конеч(?)но, пон_мают, он так(же) вполне успешно общае(тся, ться) с другими. Чего ещ_ желать? Может быть, и нам остановиться на этих трех тыс_чах? Ведь познание языка труд. (За)чем(же) трудиться зря? (По А. Митяеву) Сочинение-миниатюра. Напишите мини-рассуждение по содержанию текста так, чтобы ВАША позиция была чётко выражена.

Слайд 9

??
Какие знаки препинания относятся к знакам завершения предложения? Как они влияют на интонацию предложения? Какие знаки препинания относятся к знакам разделения? Что они разделяют? Какие знаки препинания относятся к знакам выделения? Что они выделяют?

Слайд 10

Знаки препинания традиционно подразделяют на три группы:
1.знаки завершения, которые ставятся в конце предложения. К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие; 2. знаки разделения, которые используются между однородными членами, между однородными членами и обобщающим словом, между частями сложносочинённого и бессоюзного сложного предложения, между словами автора и прямой речью (диалогом) , между подлежащим и сказуемым; в неполном предложении. Разделительными являются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. знаки выделения, которые необходимы для обособления а) придаточного (ых) предложения (ий) в составе сложноподчинённого предложения, б) специфических конструкций в составе простого осложнённого предложения, таких, как: причастный оборот, деепричастный оборот, вводные слова, вставные предложения, обращения. 3.Выделительными являются парные знаки препинания, такие, как две запятые, два тире, кавычки, скобки.

Урок 3.

Тема: « Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения».

Цели:

    Восстановить знания и умения, полученные в 5-7 классах;

    Обобщить и систематизировать знания об употреблении знаков препинания;

    Закрепить навыки сознательного, грамотного применения знаков препинания;

    Научить разграничивать знаки препинания по их функциям.

На доске:

Изве..ный посв..тить фонарем ноч..ной

Нена..ный посв..тить рассказ мощ..ный

Радо..ный интере..ная жизнь клян..чить

Ме..ный параш..т г..ризонт

Вку..ный брош..ра

Чуде..ный ж..ри

Опас..ый соч..нение

Поставьте ударение: толер а нтный, зн а чимый, зубч а тый

укра и нский, крас и вее.

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

    Каковы основные функции языка, в том числе русского?(коммуникативная-функция общения; мыслеформирующая-функция воплощения и выражения мысли; эстетическая-функция создания прекрасного средствами языка; экспрессивная –функция выражения внутреннего состояния говорящего).

    Назовите официальные языки ООН. (Английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский).

    В каких сферах международного общения применяется русский язык? (Применяется в различных сферах международного и межгосударственного общения, активно используется в качестве средства общения ученых, также он является средством передачи информации в мировых системах коммуникации – радиопередачи, авиалинии т.п.)

    Каков главный источник развития русского языка? (Это произошло во многом благодаря созидательному творчеству русского народа, прежде всего поколений русских и всех российских деятелей науки, техники и в большой степени литературы, что как раз и явилось для русского языка главным источником развития.)

    Работа в тетради.

    Запишите слова, записанные на доске, в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.

    Произведите взаимопроверку по парам (один ученик по желанию выходит к доске, вставляет пропущенные буквы и комментирует орфограммы).

    Работа по теме урока .

Работа по учебнику. Анализ таблицы. На с. 6 – 7.

3-4 предложения в таблице: в данных предложениях конструкции, нуждающиеся в выделении, деепричастный оборот и обращение находятся в нулевой позиции начала и конца предложения. Поэтому один из выделительных парных знаков нейтрализуется, т.е. поглощается позицией начала предложения или знаком завершения, выделения. Знаки выделения как парные знаки препинания можно наблюдать только в том случае, если выделяемая конструкция находится в середине предложения.

Выводы учащихся после рассмотрения таблицы:

Знаки препинания по значению делятся на 3 группы:

    Знаки завершения;

    Знаки разделения;

    Знаки выделения.

Наибольшее количество знаков в группе « знаки разделения».

Чаще других разделительных знаков препинания употребляется запятая.

5. Тренировочные упражнения.

1. Учащиеся выполняют упр.6, используя данные таблицы на с.6-7.

2. Устно делают упр.5 на с.5.

Они выразительно читают сначала первое четверостишие стихотворения Ф. И. Тютчева, затем второе, сравнивают знаки завершения в предложениях этих двух четверостиший и делают вывод, что знаки завершения (вопросительный и восклицательный) помогают поэту выразить восхищение могуществом природы.

Учащиеся выразительно читают четверостишие, напечатанное во втором столбце.

6. Закрепление материала и проверка понимания темы.

Выборочная работа.

Выписать из упр. 7 на с. 8 предложения в такой последовательности: а) с разделительными запятыми; б) с выделительными запятыми; в) со знаками выделения и разделения.

Отметить написания, не соответствующие произношению. Какими орфографическими правилами надо воспользоваться? Работа по развитию и обогащению речи (дифференцированная).

1-я группа учащихся (сильная) выполняет упр. 9 на с. 8 . (1. Для празднования дня рождения Марины мы приготовили много разноцветных шариков: жёлтых, красных, голубых и красных. Подлежащее – главный член предложения. 2. Петя долго глядел на яблоко, лежавшее на столе, и, наконец, съел его. Варя, не забудь завтра прийти принести корм для птиц. 3. Коля молчал: новость, сообщенная соседкой, его поразила. Сад, в котором мы когда-то работали и играли, теперь должны были снести. Осень пришла, и запылали кроны деревьев, окрасившись в багряные цвета.

2-я группа учащихся (слабоуспевающая) находит в тексте И. Соколова-Микитова «Наш Север» предложения, в в которых знаки препинания служат для разделения и выделения.

НАШ СЕВЕР.

Кому ни приходилось слышать о нашем Севере, обладающем громадным количеством больших и малых рек и живописных озер?

Наш Север во многих местах покрыт лесом. Лес - главное его богатство. Когда побываешь в таком лесу, то невольно залюбуешься его стройными деревьями, смыкающими далеко в вышине свои ветви, сквозь которые лишь кое-где виднеется светлое северное небо. Здесь всегда прохладно и тихо. Лишь тонкий комариный звон разносится в свежем воздухе. А в зимнюю пору исчезают и эти звуки. Только изредка в белом снежном безмолвии раздастся треск какой-нибудь обломившейся ветки или послышится отдаленный гул машины, мчащейся по широкому тракту.

(По И. Соколову-Микитову)

VI. Контроль за пониманием темы.

Спишите четверостишие Е. Баратынского, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Надпишите букву р над разделительными знаками препинания, букву в над выделительными знаками. Укажите синтаксические условия употребления знаков препинания, сделайте вывод о назначении знаков препинания.

И вот с..нтябрь! Замедля свой в..сход

С..яньем хладным солнце блещ..т

И луч(?) его в з..рцале зы(б, п)ком вод

(Не)верным зол..том тр..пещ..т.

VII. Обобщение материала по теме.

- Что нового мы узнали о знаках препинания?

VIII. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) упр. 11 для более подготовленных;

б) упр. 8 или 10 (1 абзац) для недостаточно подготовленных учеников,

которых знаки препинания служат для разделения и выделения.



Загрузка...
Top