23 июня день рождения балалайки. День русской балалайки

Ух, балалайка! Русская скрипка,
Смех ручейка и рутина дождя,
Песня – разлука, танец – улыбка,
И надоевшая напрочь нужда.



Век информации не балует нас звуками живой музыки. Тут и там слышны электронные мелодии, созданные при помощи компьютерных программ, а из инструментов в ходу электрогитара и синтезатор. Однако, благодаря сети Интернет, можно скачать аудиозаписи классических композиций, насладиться вечными звуками арфы, скрипки, флейты, фортепьяно. Если же вы не являетесь любительницей подобных шедевров, попробуйте окунуться в народные мотивы. Одним из музыкальных инструментов, «рулящим» здесь, является балалайка. 23 июня по всему миру отмечают праздник, ей посвященный – День балалайки.

История праздника

В реестре официальных мероприятий такого события, как День балалайки , не предусмотрено. Правда, ситуация эта никак не умаляет важность праздника для любителей народной музыки – тех личностей, которые не мыслят своей жизни без веселого музыкального инструмента. Собственно, благодаря последнему День балалайки и появился. Это случилось 6 лет тому назад, в 2008 году. Инициатором первого проведения музыкальной акции стал президент российского клуба музыкантов-народников Дмитрий Белинский. Благодаря этому замечательному человеку, являющемуся к тому же заслуженным артистом РФ и директором Русского концертного квартета «Сказ», день балалайки приобрел статус ежегодного и объединил под своим крылом балалаечников со всего мира. Другое название знаменательной даты – Международный праздник музыкантов-народников, ведь именно они, эти творческие люди, демонстрируют нам, простым смертным, всю мощь и красоту гаммы звуков, извлекаемых из струн специфического музыкального инструмента.


День балалайки отмечают как музыканты-одиночки, так и целые коллективы . Не чужд он и балалаечникам-самоучкам, бренчащим на «трехструнной» в свободное время и для души. 23 июня о знаменательной дате вспоминают в разных уголках планеты: в странах Латинской Америки, на знойном африканском континенте, в Штатах, на степных просторах Казахстана, в далекой, утопающей в зелени Австралии , в чопорной Европе.


Самый первый День балалайки совпал сразу с двумя специфическими событиями . Прежде всего, 23 июня 2008 года исполнилось ровно 125 лет с момента знакомства с балалайкой Василия Андреева – музыканта, основавшего первый Национальный оркестр русских народных инструментов, и его же дирижера. А во-вторых, в этот день балалаечники отметили 320-летний юбилей первого упоминания музыкального инструмента в исторических документах. Можно сказать, что 23 июля 2008 года стартовал процесс развития современной игры на русском народном инструменте.

Вполне вероятно, когда-нибудь Международный день музыкантов-народников получит звание официального, по крайней мере в нашей стране. Пока же правительство не видит необходимости во внесении подобной даты в реестр государственных праздников, о чем представители Минкультуры сообщили в письме уже упомянутому Дмитрию Белинскому в ответ на попытку энтузиаста добиться справедливости в отношении народного инструмента.

История балалайки

«Трехструнная», к которой жители нашей страны всегда проявляли особое уважение, существует не одно столетие. Если углубиться в историю, то окажется, что никакой и не русский этот инструмент. По одной версии балалайка является прототипом домбры – национального инструмента киргиз-кайсаков, по другой – идея создания музыкальной «игрушки» была удачно позаимствована у татар. В любом случае, это очень древний атрибут, ведь о нем упоминалось еще в арабских источниках от 921 г.: автор – историк Ибн-Фацлан - описывает в своем труде подсмотренные похороны русского князя в Волжской Болгарии.


В числе традиционных предметов, положенных в могилу хозяину подданными, оказался и музыкальный инструмент «eine Laute» (с точки зрения А. Котляровского – собственно, балалайка). Неизвестно, насколько этот факт достоверен, ведь отечественные историки называют совсем другую дату происхождения инструмента – 1715 год, и склоняются к тому, что создателем его являются крестьяне. От них балалайка попала в руки к скоморохам и распространилась благодаря народным весельчакам по всей стране.

Однако радость народная была недолгой. Царь Алексей Михайлович, наблюдая все это «безобразие», приказал уничтожить любые музыкальные инструменты, в том числе и «трехструнную», а тех, кто посмеет ослушаться, - высечь либо вовсе сослать в Малороссию. После смерти правителя национальный инструмент вернулся, но уже через некоторое время снова попал под запрет. Лишь в середине XIX века балалайка окончательно «влилась» в ряды отечественных музыкальных инструментов. Вышло так благодаря дворянину Василию Андрееву, случайно услышавшему звуки «трехструнной» у своего дворового Антипа. И так ему пришлась музыка сия по душе, что решил он сделать балалайку самой популярной в России. Удалось это Андрееву – балалайку полюбили заново и стар, и млад.

К сожалению, подобной актуальности игра на народном русском музыкальном инструменте в наше время не получила. Регулярно организуемые балалаечные концерты интересны только узкому кругу лиц. Известны имена прославленных современных музыкантов-балалаечников: Кузнецова В.А., Захаров Д.А., Болдырева В.Б., Горбачева А.А.



  • Почему своеобразный музыкальный инструмент назвали так странно – балалайкой? Оказывается, изначально его наименование звучало несколько иначе – балабайка. Близкие по значению и словесной конфигурации выражения: «балагурить», «балабонить». Слов много, а смысл один – разговаривать о праздном. В итоге получается, что сей музыкальный инструмент предназначен для забав, увеселений.
  • Балалайку следует хранить в сухом жилом помещении. Сырость приводит к тому, что инструмент испортится и выйдет из строя. Проветривать комнату, где находится балалайка, когда за окном дождь или просто повышенная влажность воздуха, категорически запрещено.
  • Обратная сторона медали – зной и яркий солнечный свет – также нежелательна. Дело в том, что под воздействием целенаправленного тепла, будь то даже не дневное светило, а любой источник, например, батарея системы отопления, балалайка непременно рассохнется, кузов лопнет, а играть на ней станет невозможным.
  • В свое время по инициативе дворянина Василия Андреева – того самого, что много сделал для популяризации балалайки, был создан целый клан народных музыкальных инструментов, отличающихся по размеру и, соответственно, звучанию. Занимались этим два русских мастера: Налимов и Пасербский. Результатом деятельности этого творческого союза стало семь видов балалаек: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Великолепная семерка составила фундаментальную основу Великорусского оркестра.

Будьте счастливы, дорогие балалаечники! В День балалайки хочется пожелать вам благополучия, вдохновения и всегда хорошей погоды: что за окном, что в доме, что в душе!

Балалайка – уникальный музыкальный инструмент, являющийся важным сакральным атрибутом русского народа. Он появился несколько столетий назад и сегодня пользуется большой популярностью наряду с гармонью и гуслями. Ежегодно все поклонники трехструнного инструмента отмечают праздник, посвященный ему. Событие было учреждено, чтобы уважить труд, творчество и мастерство народных музыкантов, вносящих весомый вклад в русскую культуру. Важная дата является неизменной и выпадает на 23 июня. Празднуют ее профессиональные музыканты, композиторы и обычные любители струнной музыки.

История праздника

Праздник, посвященный балалайке, не закреплен официально. Он приурочен к 320-й годовщине со дня изобретения данного инструмента. Событие носит международный характер. Придумали торжество музыканты-энтузиасты. Последние неоднократно посылали прошение в государственные органы о присвоении Дню балалайки официального статуса. Автором идеи объединения балалайщиков является Дмитрий Белинский, который является бывшим руководителем клуба музыкантов-народников из Российской Федерации.

Заслуженный артист основал этот клуб в 1992 году. День празднования выбран неспроста. 23 июня 1688 года датируется первое упоминание инструмента в исторических письменах. Впервые День балалайки отмечен в 2008 году. С 2010 года на территории Крыма проходит фестиваль народной музыки «Самородки» в честь этого великолепного торжества.

Праздник оказался связанным с 2 «балалаечными» юбилеями: 320-летию первого документального упоминания инструмента и 125-летия первого знакомства с балалайкой музыканта, создателя и дирижера Национального оркестра русских народных инструментов Василия Андреева. По сути, данное событие дало старт развитию искусства игры на народных инструментах знакомом современным зрителям и слушателям виде.

Основной функцией балалайки является развлечение и поднятие настроения окружающим. Этот инструмент активно используется в качестве аккомпанемента для частушек и прибауток. К сведению, он неоднократно упоминается в художественной литературе и песнях. О балалайке слагают красивые стихи. Ее изображают на многочисленных картинах.

В реестре официальных мероприятий такого события, как День балалайки , не предусмотрено. Правда, ситуация эта никак не умаляет важность праздника для любителей народной музыки - тех личностей, которые не мыслят своей жизни без веселого музыкального инструмента. Собственно, благодаря последнему День балалайки и появился. Это случилось 6 лет тому назад, в 2008 году. Инициатором первого проведения музыкальной акции стал президент российского клуба музыкантов-народников Дмитрий Белинский. Благодаря этому замечательному человеку, являющемуся к тому же заслуженным артистом РФ и директором Русского концертного квартета «Сказ», день балалайки приобрел статус ежегодного и объединил под своим крылом балалаечников со всего мира.

Другое название знаменательной даты - Международный праздник музыкантов-народников, ведь именно они, эти творческие люди, демонстрируют нам, простым смертным, всю мощь и красоту гаммы звуков, извлекаемых из струн специфического музыкального инструмента.

Самый первый День балалайки совпал сразу с двумя специфическими событиями . Прежде всего, 23 июня 2008 года исполнилось ровно 125 лет с момента знакомства с балалайкой Василия Андреева - музыканта, основавшего первый Национальный оркестр русских народных инструментов, и его же дирижера. А во-вторых, в этот день балалаечники отметили 320-летний юбилей первого упоминания музыкального инструмента в исторических документах. Можно сказать, что 23 июля 2008 года стартовал процесс развития современной игры на русском народном инструменте.

Вполне вероятно, когда-нибудь Международный день музыкантов-народников получит звание официального, по крайней мере в нашей стране. Пока же правительство не видит необходимости во внесении подобной даты в реестр государственных праздников, о чем представители Минкультуры сообщили в письме уже упомянутому Дмитрию Белинскому в ответ на попытку энтузиаста добиться справедливости в отношении народного инструмента.

История балалайки

«Трехструнная», к которой жители нашей страны всегда проявляли особое уважение, существует не одно столетие. Если углубиться в историю, то окажется, что никакой и не русский этот инструмент. По одной версии балалайка является прототипом домбры - национального инструмента киргиз-кайсаков, по другой - идея создания музыкальной «игрушки» была удачно позаимствована у татар. В любом случае, это очень древний атрибут, ведь о нем упоминалось еще в арабских источниках от 921 г.: автор - историк Ибн-Фацлан - описывает в своем труде подсмотренные похороны русского князя в Волжской Болгарии.

В числе традиционных предметов, положенных в могилу хозяину подданными, оказался и музыкальный инструмент «eine Laute» (с точки зрения А. Котляровского - собственно, балалайка). Неизвестно, насколько этот факт достоверен, ведь отечественные историки называют совсем другую дату происхождения инструмента - 1715 год, и склоняются к тому, что создателем его являются крестьяне. От них балалайка попала в руки к скоморохам и распространилась благодаря народным весельчакам по всей стране.

Однако радость народная была недолгой. Царь Алексей Михайлович, наблюдая все это «безобразие», приказал уничтожить любые музыкальные инструменты, в том числе и «трехструнную», а тех, кто посмеет ослушаться, - высечь либо вовсе сослать в Малороссию. После смерти правителя национальный инструмент вернулся, но уже через некоторое время снова попал под запрет. Лишь в середине XIX века балалайка окончательно «влилась» в ряды отечественных музыкальных инструментов. Вышло так благодаря дворянину Василию Андрееву, случайно услышавшему звуки «трехструнной» у своего дворового Антипа. И так ему пришлась музыка сия по душе, что решил он сделать балалайку самой популярной в России. Удалось это Андрееву - балалайку полюбили заново и стар, и млад.

К сожалению, подобной актуальности игра на народном русском музыкальном инструменте в наше время не получила. Регулярно организуемые балалаечные концерты интересны только узкому кругу лиц. Известны имена прославленных современных музыкантов-балалаечников: Кузнецова В.А., Захаров Д.А., Болдырева В.Б., Горбачева А.А.

Интересные факты о балалайке

  • Почему своеобразный музыкальный инструмент назвали так странно - балалайкой? Оказывается, изначально его наименование звучало несколько иначе - балабайка. Близкие по значению и словесной конфигурации выражения: «балагурить», «балабонить». Слов много, а смысл один - разговаривать о праздном. В итоге получается, что сей музыкальный инструмент предназначен для забав, увеселений.
  • Балалайку следует хранить в сухом жилом помещении. Сырость приводит к тому, что инструмент испортится и выйдет из строя. Проветривать комнату, где находится балалайка, когда за окном дождь или просто повышенная влажность воздуха, категорически запрещено.
  • Обратная сторона медали - зной и яркий солнечный свет - также нежелательна. Дело в том, что под воздействием целенаправленного тепла, будь то даже не дневное светило, а любой источник, например, батарея системы отопления, балалайка непременно рассохнется, кузов лопнет, а играть на ней станет невозможным.
  • В свое время по инициативе дворянина Василия Андреева - того самого, что много сделал для популяризации балалайки, был создан целый клан народных музыкальных инструментов, отличающихся по размеру и, соответственно, звучанию. Занимались этим два русских мастера: Налимов и Пасербский. Результатом деятельности этого творческого союза стало семь видов балалаек: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Великолепная семерка составила фундаментальную основу Великорусского оркестра.

Идея праздника родилась у президента Российского клуба музыкантов-народников Дмитрия Белинского. Историческим основанием для выбора даты стало первое документальное упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года.

Впервые День балалайки отметили в 2008 году. Праздник тогда оказался связан сразу с двумя «балалаечными» юбилеями: исполнилось 320 лет первому документальному упоминанию инструмента и 125 лет прошло с даты, когда с балалайкой впервые познакомился музыкант, создатель и дирижер первого Национального оркестра русских народных инструментов Василий Андреев. Фактически это событие положило начало развитию искусства игры на народных инструментах в том виде, в каком оно сейчас знакомо нам.

День балалайки отмечают профессиональные исполнители, играющие на разных русских народных музыкальных инструментах, творческие коллективы, просто любители, музыканты-народники Европы, Латинской Америки, Австралии, США, ЮАР, Украины, Белоруссии, Казахстана и, конечно, России.

История балалайки

«Трехструнная», к которой жители нашей страны всегда проявляли особое уважение, существует не одно столетие. Если углубиться в историю, то окажется, что никакой и не русский этот инструмент. По одной версии балалайка является прототипом домбры – национального инструмента киргиз-кайсаков, по другой – идея создания музыкальной «игрушки» была удачно позаимствована у татар. В любом случае, это очень древний атрибут, ведь о нем упоминалось еще в арабских источниках от 921 г.: автор – историк Ибн-Фацлан - описывает в своем труде подсмотренные похороны русского князя в Волжской Болгарии.

В числе традиционных предметов, положенных в могилу хозяину подданными, оказался и музыкальный инструмент «eine Laute» (с точки зрения А. Котляровского – собственно, балалайка). Неизвестно, насколько этот факт достоверен, ведь отечественные историки называют совсем другую дату происхождения инструмента – 1715 год, и склоняются к тому, что создателем его являются крестьяне. От них балалайка попала в руки к скоморохам и распространилась благодаря народным весельчакам по всей стране.

Однако радость народная была недолгой. Царь Алексей Михайлович, наблюдая все это «безобразие», приказал уничтожить любые музыкальные инструменты, в том числе и «трехструнную», а тех, кто посмеет ослушаться, - высечь либо вовсе сослать в Малороссию. После смерти правителя национальный инструмент вернулся, но уже через некоторое время снова попал под запрет. Лишь в середине XIX века балалайка окончательно «влилась» в ряды отечественных музыкальных инструментов. Вышло так благодаря дворянину Василию Андрееву, случайно услышавшему звуки «трехструнной» у своего дворового Антипа. И так ему пришлась музыка сия по душе, что решил он сделать балалайку самой популярной в России. Удалось это Андрееву – балалайку полюбили заново и стар, и млад.

К сожалению, подобной актуальности игра на народном русском музыкальном инструменте в наше время не получила. Регулярно организуемые балалаечные концерты интересны только узкому кругу лиц. Известны имена прославленных современных музыкантов-балалаечников: Кузнецова В.А., Захаров Д.А., Болдырева В.Б., Горбачева А.А.

Немного фактов

Почему своеобразный музыкальный инструмент назвали так странно – балалайкой? Оказывается, изначально его наименование звучало несколько иначе – балабайка. Близкие по значению и словесной конфигурации выражения: «балагурить», «балабонить». Слов много, а смысл один – разговаривать о праздном. В итоге получается, что сей музыкальный инструмент предназначен для забав, увеселений.

Балалайку следует хранить в сухом жилом помещении. Сырость приводит к тому, что инструмент испортится и выйдет из строя. Проветривать комнату, где находится балалайка, когда за окном дождь или просто повышенная влажность воздуха, категорически запрещено.

Обратная сторона медали – зной и яркий солнечный свет – также нежелательна. Дело в том, что под воздействием целенаправленного тепла, будь то даже не дневное светило, а любой источник, например, батарея системы отопления, балалайка непременно рассохнется, кузов лопнет, а играть на ней станет невозможным.

В свое время по инициативе дворянина Василия Андреева – того самого, что много сделал для популяризации балалайки, был создан целый клан народных музыкальных инструментов, отличающихся по размеру и, соответственно, звучанию. Занимались этим два русских мастера: Налимов и Пасербский. Результатом деятельности этого творческого союза стало семь видов балалаек: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Великолепная семерка составила фундаментальную основу Великорусского оркестра.

О других инструментах

Шведский скульптор Ларс Виденфалк сконструировал скрипку «Чёрный дрозд» из камня. Она сделана по рисункам Страдивари, а материалом послужил чёрный диабаз. Идея такой скрипки возникла у Виденфалка, когда он оформлял большими диабазовыми блоками одно из зданий, и обрабатываемый молотком и стамеской камень красиво «пел». Скрипка звучит не хуже многих деревянных и весит всего 2 кг, так как толщина каменных стенок резонаторного ящика не более 2,5 мм. Стоит заметить, что «Чёрный дрозд» не единственный подобный инструмент в мире - скрипки из мрамора делает чех Ян Рериха.

Бельгийский мастер Адольф Сакс, который изобрёл саксофон, изначально назвал его совсем по-другому - мундштучный офиклеид. Только через два года его друг композитор Берлиоз назвал новый инструмент в журнальной статье саксофоном, и это название прижилось гораздо охотнее.

Гитару с семью струнами и строем «d¹, h, g, d, H, G, D» во всём мире называют русской гитарой. У нас больше принято её называть просто семиструнной, или же цыганской гитарой.

В американском штате Вирджиния находятся Лурейские пещеры, где установлен уникальный музыкальный инструмент - орган из сталактитов. 37 разных по тону сталактитов подключены к трубочной системе традиционного органа и управляются с обычной органной клавиатуры.

23 июня в России отмечается День балалайки: хотя балалайка считается исконным русским инструментом, но праздник этот отмечается, как международный. Пока ещё праздник неофициальный, но отмечается он широко и активно – ведь его инициаторами стали сами музыканты-народники, а им ничто не мешает праздновать День балалайки весело и интересно, устраивая концерты и публичные выступления в разных городах России.

Как был основан День балалайки

Возможно, основать этот праздник хотелось бы многим, но предложил это сделать один человек – Дмитрий Белинский, в своё время основавший и клуб музыкантов-народников. Кроме того, что он балалаечник-виртуоз и Президент основанного им клуба, он ещё и заслуженный артист РФ; клуб был им организован ещё в 1992 году, а впервые праздник отметили в 2008 году – это совпало с двумя значимыми для народников юбилеями.

Тогда первому упоминанию о балалайке в исторических документах исполнилось 320 лет, а также 125 лет с тех пор, как она попала в руки к великому мастеру – Василию Андрееву, молодому российскому дворянину, которому была небезразлична русская музыка и русская культура. Во 2-й половине 80-х годов XIX века Андреев создал кружок, объединивший тех, кто любил играть на балалайке – потом из этого кружка вырос целый оркестр. До этого мир почти не знал о балалайке, но в 1889 году кружок Андреева выступил в Париже, на Всемирной выставке, и получил признание и небывалый успех.

История балалайки – некоторые моменты

Но расскажем немного и о первом документальном упоминании, а заодно и о некоторых моментах из истории балалайки. В конце 60-х годов XX века был найден интересный документ, в котором говорилось, что в июне 1688 года служащие Стрелецкого приказа задержали двоих мужиков – посадского и крестьянина, и привели их в приказ вместе с балалайкой. Проезжая через ворота Кремля, мужики пели песни, играя на балалайке, да ещё и обругали стрельцов, стоявших на карауле – их задержали и отвели в приказ. Примечательно, что причиной задержания стало не только оскорбление стрельцов, но и то, что мужики играли на балалайке, нарушая тем самым указ государя Алексея Михайловича: он почему-то невзлюбил не только балалайки, но и домры, и гусли, и приказал их сжигать, а тех, кто ослушается, арестовывать и ссылать подальше. В 1688 году царя уже не было в живых, но указ никто не отменял; однако особых преследований балалаечников тоже не наблюдалось – видимо, игра на данном инструменте преследовалась лишь в том случае, если поведение было слишком уж «наглым».


Ещё один момент: церковь тогда тоже не жаловала народные музыкальные инструменты. Музыкантов церковники почему-то сравнивали с разбойниками, и считали народную музыку весьма вредной для умов. И, хотя в 1-й половине XVII века музыкальные инструменты активно изготавливались, и мастеров, работавших над их созданием, появилось много, позже церковь объявила их «бесовскими» и «диавольскими».

Что же это за инструмент - балалайка, и каким образом она появилась в России?

Инструмент этот приводит в удивление многих иностранцев: когда они слышат игру на балалайке, то восхищаются, а когда начинают рассматривать инструмент, никак не могут понять, каким образом посредством всего трёх струн получаются такие сложные мелодии – ведь на балалайке талантливый музыкант может исполнить произведение любого композитора, и даже сложные классические произведения. Не случайно и в Европе, и в США музыкальные коллективы балалаечников всегда имеют успех – балалайку там хотят слушать снова и снова.

Точно никто не может сказать, как балалайка пришла на Русь, и поэтому версии её происхождения есть разные. Так, некоторые специалисты утверждают, что это типичный русский инструмент, но другие исследователи считают её «матерью» домбру – народный киргизский инструмент. Ещё рассматривается версия «татарская»: балалайка создана монголо-татарами, и во времена ига она была заимствована у них русскими, а затем приспособлена к местным традициям. Как бы ни было, но более «русского» музыкального инструмента, скорее всего, нет: именно балалайка может в точности передавать характер нашего народа, его душу и то, чего не понимает ни один иностранец – сегодня это называют «загадочным русским менталитетом».

Балалайка - признание в России

Популярность балалайки в России росла быстро, и из народной среды выходили настоящие великие музыканты, талантливые и виртуозные исполнители-балалаечники. Это тем более удивительно потому, что конструкция инструмента крайне проста: в XVIII-XIX веках купить балалайку можно было в любой лавке, да и сделать её самому, приложив немного усилий, тоже не составляло особого труда – поэтому балалайка и получила столь широкое распространение в народе.

Эксперты музыкальных дел относят балалайку к семейству лютни – известного с древних времён струнного инструмента. Считается, что предки лютни появились ещё во времена древних египтян, а впоследствии от них произошли многие музыкальные инструменты, и в том числе гитара и балалайка, однако последняя выделяется своей неординарностью.

Инструмент этот считается символом русской музыки: на грифе, отходящем от простого деревянного треугольного корпуса, есть лады и струны – струн всего три, но звучит балалайка очень тонко и светло – узнать её по звуку можно среди целого оркестра любых музыкальных инструментов.


Благодаря широкому тональному диапазону – это лучше могут понять музыканты, - исполнять на балалайке можно самые разные произведения, и даже очень сложные, но при этом простота использования и изготовления инструмента делает его уникальным. Размеры балалайки невелики, и её легко носить с собой – специальных приспособлений не требуется.

Великий «балалаечник» Василий Андреев

В конце XIX века балалайку усовершенствовали. Занимался этим как раз Василий Андреев: хотя его мать происходила из известного дворянского рода, и лучшим музыкальным инструментом считала рояль, сыну это не помешало всей душой полюбить народную музыку. Он первым из аристократов выступил с балалайкой на сцене, и тогда инструмент заметили все – интерес к нему в обществе развился необычайный. Все вдруг «разобрались», что на балалайке очень легко играть, но при этом можно исполнять практически любые музыкальные произведения, и после этого стали появляться нотные издания для неё, и многим людям захотелось учиться – раньше такое было немыслимо.

Андреев был удивительно талантливым музыкантом и композитором, и часто ездил со своим оркестром не только по России, но и по Европе, и всякий раз их успех был огромным. Он работал и в другом направлении: учил играть на балалайке гвардейцев в императорских войсках. Оркестр Андреева воспринимался населением других стран, как особенность чисто русской культуры, но после гастролей этого оркестра за рубежом музыкальные коллективы русской направленности возникли в Германии, Франции, Великобритании и США.

В России же балалайка, благодаря Андрееву, стала самым популярным народным инструментом: появилось множество исполнителей-виртуозов, и целые народные оркестры. И уже после 1918 года, когда Андреева не было в живых, его дело не заглохло и не остановилось: в России начали открываться мастерские и целые фабрики, выпускающие русские народные инструменты; композиторы стали писать для этих инструментов произведения; появилось ещё больше народных оркестров и ансамблей.

Кроме Андреева, усовершенствованием балалайки, как и других народных струнных инструментов, занимался уникальный русский мастер С.И. Налимов: он изготавливал балалайки, домры, гусли, причём делал это гениально, и поэтому получил прозвище «балалаечного Страдивари».

Сейчас праздник балалайки отмечается не только в России, но и в странах СНГ – в Казахстане, Беларуси, а также в Украине; в странах Европы, в США и Латинской Америке, в Южной Африке и в Австралии. В Крыму в июне ежегодно проводится праздничный фестиваль, посвящённый балалайке и другим струнным народным инструментам: в течение всего месяца в Севастополе и других городах выступают с концертами музыканты-народники, а 23 июня организуется большой гала-концерт. Балалайка сегодня пользуется заслуженной популярностью, а почитателей у неё появляется всё больше, и это не может не радовать всех, кому не безразлична русская национальная культура. Мы желаем празднику балалайки совершенствования и успеха, а великой русской культуре – развития и процветания.

Гатаулина Галина
для женского журнала сайт

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал обязательна



Загрузка...
Top