Чичиков как человек бессовестный и хитрый в поэме гоголя.

Гоголь писал свою поэму в то время, когда в России назревала смена традиционных устоев общества и все указывало на то, что не за горами и реформы. Было понятно, что такие перемены не могут пройти без рождения нового типа человека. И одной из целей написания поэмы для Гоголя был портрет этого нового человека, уже начинающего подавать свой голос.

В связи с этим сразу стоит отметить, что Чичиков, центральный герой в "Мертвых душах", представляет собой не отдельную личность, а является типажом, сборным образом новоиспеченного "класса" дельцов. Видимо, поэтому автор говорит о нем: "не слишком толст, не слишком тонок", "не красавец, но и не дурной наружности". То есть, иными словами, в его внешности нет никаких ярких черт.

Кроме того, несмотря на то, что Чичиков присутствует практически на каждой странице книги, он отнюдь не является главным героем. Ему принадлежит важная идейнокомпозиционная роль, он – центр поэмы, но нельзя говорить о том, что раскрытие его характера было основной целью Гоголя. Поскольку произведение по сюжету представляет собой путешествие Чичикова, своеобразным каркасом поэмы является дорога (в абстрактном представлении – линия), вокруг которой развиваются различнейшие события. Следовательно, Чичиков способствует образованию и развитию сюжета. Это, несомненно, важная функция, но не главная. Ни читателя, ни самого Гоголя не интересует биография этого героя – недаром она помещена лишь в самом конце поэмы. Первоначально интерес вызывает конкретно сама его деятельность, то есть зачем же он скупает "мертвые души"; это своего рода внешний интерес. И только после того, как Гоголь познакомил читателя с особенностями мышления Чичикова, появляется в произведении объяснение, где же искать корни, причины этого странного и неожиданного поступка – покупки "мертвых" душ.

А причины эти – в детстве. Особенности семьи, невозможность получить все, что хочется, а также наказ отца перед тем, как отпустить сына "в люди" – угождать начальникам да беречь и копить копейку. Вот и вырос Чичиков – предприимчивый делец, обладающий изрядным терпением и трудоспособностью (поскольку всего он добивается сам, без чьей-либо помощи). Гоголь отдает должное "неодолимой силе его характера", т.к. понимает, что Чичиков, если вдуматься, совершает в одиночку грандиозное дело, которое под силу не каждому. Он обладает практической житейской смекалкой по поводу всего, что пахнет деньгами. Но немалое внимание на страницах своего произведения писатель уделяет и тому, что Чичиков в детстве был обычным ребенком, добрым, чутким, резвым, любознательным, он активно проявлял интерес к окружающему миру и стремился все познать самостоятельно (вспомнить хотя бы, как он убегал от няни и исследовал места, куда ему запрещали ходить).

Исходя из всего этого, нельзя утверждать, что им движет только лишь жажда наживы. Он совершал все эти махинации с одной целью – воплотить в жизнь свою мечту, которая, на самом деле, невинна, светла и даже не оригинальна – это мечта о собственном доме, хозяйке, куче маленьких ребятишек и, главное, памяти потомков. Эта светлая мечта, думается, начала закладываться еще с детства, проведенного в Обломовке. Именно эта причина сподвигла Павла Ивановича Чичикова на аферу с мертвыми душами и на путешествие по Руси, вследствие описания которого читатель и знакомится с представителями так называемой галереи умирающих помещичьих душ.

Стоит отметить, что Чичикова в поэме можно рассматривать с еще одной стороны, а именно в сопоставлении с разными литературными и историческими личностями. Речь идет о том, как помещики и городские чиновники видят в нем Наполеона, антихриста – и вообще о том образе, который сложился у них после общения с Чичиковым. Так, по слухам, он ворвался к Коробочке "вроде Ринальд Ринальдина" (своего рода романтический разбойник); чиновники сравнивают его с Наполеоном, вернувшегося с острова Елены, а когда сплетни достигли своего апогея – в Чичикове им виделся уже антихрист. Не избежал Павел Иванович и участи "признания" в нем капитана Копейкина. Конечно, с одной стороны, эта ситуация комична – почтмейстер, автор данной теории, не обратил внимания на то, что у Чичикова есть и руки, и ноги, в отличие от того капитана. Но, тем не менее, это сравнение имеет большое значение: капитан Копейкин, Наполеон – это романтические герои, которыми восхищались многие современники писателя. А Чичиков? Гоголь хотел этим сказать, что нынешние идеалы, предметы восхищения измельчали, на смену великим полководцам и народным защитникам пришли чичиковы.

Известно, что Гоголь задумывал "Мертвые души" как трехчастное произведение. К сожалению, осуществить это ему так и не удалось, мы имеем лишь небольшой отрывок IIого тома. Здесь, по замыслу автора, Чичиков должен был раскаяться во всех грехах своих и стать на путь очищения. В принципе, так он и сделал, но каялся он, ползая в ногах генерал-губернатора и целуя эти самые ноги. Несмотря на то, что покаяние происходило столь низким и даже унизительным образом, чичиковские проделки в целом заставили некоторых героев поэмы вести долгие рассуждения о честности и бесчестии, справедливости и неправде. Именно Чичиков в "Мертвых душах" – один из немногих деловых людей, способных к действию. Цель героя мелка и корыстна, но движение к ней лучше, чем полное бездействие.

На протяжении многих лет критики по-разному расценивают личность, сущность характера Павла Ивановича Чичикова. Кто-то ставит на нем клеймо бездушного дельца, приводя в доказательство то, что он использует все для достижения своей корыстной цели. А кто-то наоборот делает акцент на том, что Павел Иванович затеял эту махинацию с мертвыми душами только ради того, чтобы воплотить в жизнь свою мечту о собственном уютном домике, о сказочной красавице Милитрисе Кирбитьевне, то есть им двигали идеалы дома и семьи – те идеалы, о которых мечтает чуть ли не каждый. Конечно, справедливые рассуждения присутствуют и у тех, и у других критиков; но, думается, самую точную характеристику личности Чичикова можно дать, объединив эти два мнения. Характер этого героя гораздо сложнее, он не укладывается ни в рамки положительного, ни в рамки отрицательного персонажа. Это личность разносторонняя, которой свойственны и корыстные интересы, и светлые чувства – то есть Гоголю удалось изобразить героя, очень близкого к реальной жизни.

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» была написана в начале XIX века. Это время начала зарождения в России нового социального класса – класса предпринимателей. Название поэмы имеет двойной смысл: подразумевает покупку главным героем фактически мертвых крестьян, и указывает на то, что души помещиков уже зачерствели, умерли. Главный герой поэмы, Павел Иванович Чичиков, является как раз одним из ранних предпринимателей, представителем нового сословия.
Родился Чичиков в небогатой дворянской семье, и был он «ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». Он с детства не имел друзей, жизнь смотрела на него сквозь «мутное стеклышко». Когда же Чичиков пошел учиться, ему был дан отцом совет, определивший в каком-то смысле его будущее: «Не дури, не повесничай, угождай начальнику, водись с теми, кто побогаче, не угощай и не потчевай никого, береги и копи копейку».
В школе у Чичикова тоже не было друзей, однако его этот факт ничуть не удручает, он начинает практиковать то, что в современном мире называется бизнес: получая угощенье, припрятывал его, а потом продавал; учил мышь различным трюкам, не жалея времени на это, чтобы потом получить за нее хорошие деньги. Тогда же Чичиков учится подстраиваться под требования начальства – на уроках он сидит неподвижно, тем самым заслуживая хорошие оценки. Однако впоследствии, когда его учитель нуждается в помощи, Чичиков не желает для него потратить хоть сколько-нибудь значимую сумму. Это говорит о том, что Чичикову чужды какие бы то ни было дружеские, теплые чувства, даже элементарная признательность, благодарность.
Когда Чичиков пошел на службу, он сразу же возымел успех. Его бойкость в делах и приятность в поступках сыграли свою роль. Тогда он и задумал свою первую аферу, но она, как мы знаем, не удалась. Другой человек отчаялся бы, бросил все – другой, но не Чичиков. Он идет в таможенную службу и добивается там повышения в должности. После этого он вступает в сговор с контрабандистами и за год получает около 400 тысяч рублей. Однако эта легкая жизнь заканчивается, когда напарник Чичикова после ссоры пишет на него донос. Чичиков чудом, опять же благодаря своей обходительности, избегает тюрьмы, и даже сберегает около десяти тысяч. Но главное, он не впадает в отчаяние, его честолюбивая натура жаждет обогащения, возвращения хорошей жизни.
По приезде в город N, Чичиков проявляет себя хорошим дипломатом, он прекрасно умеет подстроиться под собеседника, доставить удовольствие от общения с собой. Все его новые знакомые неизменно хорошо о нем отзываются. Он начинает скупать мертвые души, и остался бы неразоблаченным, если бы не допущенные им ошибки: он рассказал о мертвых душах Ноздреву и купил крестьян у Коробочки.
Несмотря на постоянное стремление Чичикова обогатиться за счет других, за счет чужого труда, он не совсем чужд душевным проявлениям. Он подумывает «о бабенке, о детской, о многом приятном», то есть хочет создать семью. Он также увлекается губернаторской дочкой, красивой блондинкой.
Однако в Чичикове есть множество отрицательных качеств – лицемерие, безнравственность, эгоизм, - которые свидетельствуют об испорченности его души. Для Чичикова не существует ничего святого, он преследует лишь одну цель в жизни: обогатиться.
Замыслом Гоголя было очистить душу Чичикова во втором томе своей поэмы. Но он ведет к этому нас, читателей, уже в первом: хотя автор показывает «отталкивающие» качества Чичикова, он все же говорит о нем с надеждой.
Исходя из всего этого я делаю вывод, что душа Чичикова уже не может называться действительно «живой», но она ещё не совсем умерла для чувств. Таким образом получается, что духовное перерождение Чичикова вполне возможно, но для него необходим какой-то мощный стимул, как например, осознание собственной ничножности.

Тема дороги и образ Чичикова объединяют все разнообразные сцены-картины в поэме «Мёртвые души». Внешне сюжет построен как описание путешествия Чичикова по некоторой российской губернии, рассказ о Павле Ивановиче проходит сквозной нитью через всё произведение, другие герои характеризуются не только сами по себе, но и через отношения с Чичиковым. Однако содержание «Мёртвых душ» не исчерпывается рассказом о Чичикове и его жизни. Тема произведения глубже и значительнее: Гоголь хотел написать поэму о прошлом, настоящем и будущем России, а Чичиков, по мнению автора, выражает как раз настоящее русской жизни. Наряду с ним, в произведении присутствуют помещики, чиновники, представляющие прошлое России, в эпизодах мелькают мужики, городской люд, слуги и т.д. У всех этих героев свои проблемы и жизненные цели, которые, сложно переплетаясь, складываются в социальный роман.

Чичиков в поэме представляет набирающий силу класс российских предпринимателей, Гоголь называет его «хозяин» (гл. 11). Герой с детства запомнил завет отца — «копить копейку», которая «не выдаст, в какой бы беде ни был» (там же). Однако отец умел только давать мудрые советы — Чичиков получил в наследство четыре старые фуфайки, двух крепостных, дом и землю на тысячу рублей. Иными словами, Павел Иванович должен был сам устраиваться в жизни, не стесняясь в средствах, как и советовал ему отец. Гоголь подробно рас-сказывает биографию героя. Если характеры помещиков, кроме Плюшкина, и всех чиновников показаны статичными, то есть не имеют в поэме истории, то образ Чичикова дан в развитии и становлении, в процессе воплощения его замыслов.

В школе он был на отличном счету, так как демонстрировал кроткое поведение и лакейскую почтительность к учителям. Но угодливость подхалима не имеет ничего общего с уважением. Это понял учитель, которому любимый ученик Павлуша не пожелал помочь, когда бедный старик умирал с голода. Чичиков обманул своего первого начальника: ловко разыграл роль влюблённого в его дочь, чтобы получить очередной чин. Служа по различным ведомствам, Павел Иванович всегда пользовался своим служебным положением, то есть брал взятки (например, с контрабандистов на таможне) или просто воровал казённые средства (например, при строительстве капитального здания). Стремление приобрести «копейку» превратилось в жажду богатства, чтобы «жизнь была во всех довольствах» (гл. 11).

В образе каждого помещика выделены одна-две черты, определяющие суть героя: у Манилова — прекраснодушие, у Коробочки — тупость, у Ноздрёва — бесшабашность и т.д. У Чичикова несколько определяющих черт: интерес к людям, замечательная приспособляемость, изворотливый ум, крайний эгоизм, хотя есть и главная черта — несгибаемая целеустремлённость. Несчастья преследуют его: афера с казённым зданием принесла ему немалый доход, но всё рухнуло из-за нового начальника, «врага неправды»; болтливость коллеги по таможне пресекла успешную деятельность по пропуску контрабанды через границу. Но, благодаря своей целеустремлённости, Чичиков после очередного «карьерного крушения» встаёт на ноги, в то время как его подельники или спиваются, или стреляются, или безвозвратно опускаются «на дно». Афера с мёртвыми душами лучше всего демонстрирует непотопляемость Чичикова.

Если помещиков характеризует состояние имения, убранство дома, то Чичиков очень похож на свою шкатулку с двойным дном, поэтому его так трудно разгадать: внешне он общителен, но по сути чрезвычайно замкнут; внешне порядочен, быстро добивается расположения окружающих, а по сути человек без чести и совести, готовый на любую низость ради «копейки». За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчётливая и хищная натура. Приспособляемость свидетельствует не о слабости его характера, а, наоборот, о твёрдости и устойчивости.

В поэме Чичиков, в отличие от всех других героев, переживает нечто похожее на любовь. Это чувство вызвала в нём молоденькая губернаторская дочь. Автор сам иронично удивляется неожиданной сентиментальности такого расчётливого человека, как Чичиков: «Видно, так уж бывает на свете; видно, и Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов; но слово «поэт» будет уж слишком. По крайней мере, он почувствовал себя совершенно чем-то вроде молодого человека, чуть-чуть не гусаром» (гл.8). На балу Чичиков подсаживается к очаровательной блондинке. И что же? Его несравненное умение очаровывать окружающих вдруг изменяет ему. Приятный и интересный собеседник превращается в разговоре с девицей в занудного человека, который своими рассуждениями наводит на соседку только тоску. Так чувство любви, обычно возвышающее человека, открывает в Чичикове пошлость. Вместе с позой, которая вытесняется искренним чувством, исчезает и вся его привлекательность, зато выходит наружу прозаическая сущность.

Гоголь посчитал необходимым открыто выразить своё отношение к Чичикову. Этому посвящено большое авторское отступление в одиннадцатой главе, большое, так как автор пытается объяснить сложность и неоднозначность характера героя. Первое, что приходит на ум о Чичикове, — это мысль, что он герой бесчестный, способный на любую низость, то есть «подлец». Но автор вдруг начинает защищать своего героя: «Мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин. (...) И, может быть, в сём же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него. И в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес» (гл.11). Иными словами, это намёк-признание в том, что именно Чичикова автор выбирает для духовного воскресения в следующих томах «Мёртвых душ»: ведь чичиковский эгоизм проявляется нетолько в презрении к окружающему миру, но и в желании хозяйничать в нём, то есть у Чичикова есть хоть какой-то серьёзный жизненный интерес в отличие от помещиков и чиновников. Замысел Гоголя в том и состоял, чтобы найти не столько «живую душу», сколько живое в мёртвой душе. Недаром писатель признавался: «у меня предметом был всегда человек и душа человека».

Подводя итог, отметим, что образ Чичикова играет в поэме две важные роли — композиционную и идейную. Поэма построена как цепь приключений Павла Ивановича, но при этом «Мёртвые души» нельзя назвать авантюрным романом, ибо в своём произведении Гоголь изобразил «всю Русь», а не только хитроумные похождения героя-плуга.

Характер Чичикова является сатирическим, так как внешне привлекательный образ героя разительно отличается от внутреннего, аморального облика. Чичиков ничего не признаёт и ни во что не верит, кроме денег, в этом смысле он «герой своего времени» даже больше, чем Печорин. Появляясь в обществе под маской добродетели, он в душе смеётся над добротой и порядочностью. Выставляя напоказ свою благожелательность к людям, он думает только о том, как бы повыгоднее использовать их расположение. Только в свои аферы он вкладывает всего себя, своё знание жизни и свои таланты.

Гоголь хотел показать возрождение Чичикова, поэтому уже в первом томе придал ему черты, позволяющие сделать это в дальнейшем. При сравнении героя с помещиками проясняются даже привлекательные черты его характера. Ему чужда пустая мечтательность Манилова, он не останавливается на придумывании заманчивых проектов, а настойчиво добивается их реального воплощения. Чичиков не похож на примитивную скопидомку Коробочку, но и далёк от такого безоглядного прожигателя жизни, как Ноздрёв. От Собакевича главный герой выгодно отличается тем, что, кроме практической смётки, у него есть обходительность и умение расположить к себе людей, то есть живость характера.

Одновременно Чичикова и помещиков сближает главное: все они хотят устраиваться в жизни, а не устраивать её. Энергия и целеустремлённость Чичикова порождены жаждой обогащения, а должны были быть направлены, по мнению автора, на достойные дела. Ради высокой духовной цели Гоголь задумал показать перерождение Чичикова во втором и третьем томе поэмы, но потерпел неудачу.

Наиболее широко на страницах поэмы Гоголя «Мертвые души» представлены образы современных автору чиновников и помещиков. Но из этой «галереи» выделяется совершенно новый герой – чиновник Павел Иванович Чичиков.

Это единственный персонаж, история жизни которого приводится автором во всех подробностях. Чичиков был выходцем из бедной дворянской семьи. Его характер формировался под влиянием отцовского наказа при отправлении Павлуши на учебу в город. На всю жизнь запали ему в душу слова отца: «Больше всего береги копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Другой отцовский наказ учил Павлушу «больше всего угождать учителям и начальникам, только так пойдешь в ход и всех опередишь…»

Павлуша так хорошо усвоил все наставления отца, что еще мальчишкой проявил смекалку и сумел приумножить оставленный отцом полтинник. Никому другому не пришло в голову вылепить из воска снегиря и продать его; дрессировать мышь, чтобы выгодно сбыть ее потом. И каким неприглядным ребенком выглядит Чичиков после того, как автор приводит многочисленные примеры его обогащения: «накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, кто побогаче, и как только подступал голод, продавал им пряники или булки подороже; когда товарищи его угощали (а он их никогда не угощал), он припрятывал полученное угощение, а потом продавал им же…».

Среди этих «невинных детских затей» уже проступает облик хитрого и бездушного подлеца. Именно таким Чичиков и проявил себя, когда его учитель умирал с голоду в жалкой конуре. Бывшие ученики, чтобы помочь ему, собрали для учителя кое-какие деньги, один только «Павлуша Чичиков отговорился неимением и дал какой-то пятак серебра, который тут же товарищи бросили ему, сказавши: «Эх ты, жила!». Узнав об этом поступке Чичикова, учитель произнес сокрушенно: «Надул, сильно надул…». Эти слова и определили основную психологию жизни главного героя поэмы.

Взрослея, Павлуша становится способным на большие подлости. И цель у него уже не хорошая оценка, а продвижение по службе любой ценой. На этом поприще расцветают и раскрываются все его низменные таланты: угодничество, карьеризм, жадность. Вспомним хотя бы историю с повытчиком и его дочерью, когда Чичиков, благодаря своему терпению и угодничеству, вошел к ним в безграничное доверие и вроде бы собирался жениться. А когда получил желаемую должность, перестал поддерживать отношения с этой семьей. И опять мы слышим те же слова обманутого повытчика: «Надул, надул, чертов сын!». Павел Иванович по-прежнему верен себе: он использовал человека для достижения корыстной цели, а после забыл о нем.

Еще много различных попыток получить должность и разбогатеть предпримет Чичиков за свою карьеру: будет служить в комиссии капитального строения, на таможне и т.д. Но все безуспешно. И тогда он придумывает самую большую аферу – аферу с покупкой «мертвых душ».

Павел Иванович приезжает в губернский город и встречается с местными помещиками. Сам он при этом играет тоже роль помещика, путешествующего по своим надобностям и, просто так, интересующегося умершими крестьянами.

С каждой новой встречей мы видим все новые «таланты» Чичикова. Он умеет удивительно перевоплощаться, скрываться под различными масками. С Маниловым этот герой очень любезен и деликатен; с Коробочкой – мелочен, настойчив и даже груб; с Ноздревым – немного трусоват; с Собакевичем он выглядит как купец, который никогда не упустит своей выгоды; с Плюшкиным играет роль доброго человека, который пожалел бедного старика и купил у него никому не нужных умерших крестьян. В конце концов, мы понимаем, что перед нами не хороший актер, а бессердечный мошенник и плут.

Чем больше знакомимся мы с Чичиковым, тем яснее становится одно – у этого человека нет души, у него есть только страсть к деньгам и накопительству. Только на это направлены его ум, действия силы и способности.

Но будущее России не за такими, как Чичиков. Его аферы все равно раскроются, и общество отвернется от таких людей. А Русь помчится подобно «птице-тройке» в светлую и прекрасную даль.

Сочинение соответствует тематике итогового сочинения 2016-2017 уч.г. Направление «Честь и бесчестие».

Стремление выглядеть достойно в глазах других людей, самоуважение – качества людей, по-настоящему понимающих, что значит честь. Когда-то оберегающие свою репутацию люди брали в руки шпаги и пистолеты, защищая честь, были готовы жертвовать жизнью. Шекспир утверждал, что для него утрата чести «равна утрате жизни».

К сожалению, в обществе всегда встречаются личности, начисто лишенные чувства собственного достоинства и благородства, любой ценой желающие добиться жизненных благ и выгоды. Почему люди идут на сделку с совестью, совершают недостойные поступки, превращаются в непорядочных и бесчестных?

По-моему, очень важную роль играет воспитание. В семье, где главными ценностями считаются богатство и власть, редко вырастет человек, искренне уважающий других людей, способный творить добро и сострадать. Этих людей гораздо больше волнует собственное благополучие. Часто они для достижения своих целей не останавливаются ни перед чем, забывают о совести и человеческом достоинстве. В произведениях русских писателей мы нередко встречаемся с героями бесчестными, порой превращающимися в таковых по советам старших.

Считаю, что понятия «честь» и «достоинство» никогда не устареют. Быть честным человеком нужно для того, чтобы всегда чувствовать себя свободным, уверенно идти по жизни, чтобы никогда не остаться наедине со своей бедой. Мало кто захочет протянуть руку помощи человеку непорядочному.

«Береги честь смолоду», — учит народная мудрость, и не забывай, что «честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь».



Загрузка...
Top