Какие художники работали в бытовом жанре. Бытовой жанр в изобразительном искусстве


Первые картины, запечатлевшие сценки из жизни, известны со времен наскальной живописи. Охота на диких зверей, приготовление пищи, ритуальные танцы и обряды жертвоприношения – эти аспекты повседневного существования людей были отражены в примитивных рисунках, сохранившихся по сей день.

Однако тема быта игнорировалась античными мастерами, которые считали, что изобразительное искусство должно быть возвышенным и утонченным, потому в нем нет места иллюстрациям к повседневной жизни.

Расцвет бытового жанра приходится на эпоху Возрождения, когда происходит переосмысление ценностей, и главное место во всех видах искусства отводится человеку. Наряду с мифологическими сюжетами многие художники изображают в своих работах обычных людей, занятых повседневными делами.

Однако бытовая живопись этого периода сильно приукрашена и возведена в абсолют – художники, по большому счету, воспевают красоту человеческого тела, а бытовой антураж служит лишь дополнением, которому придается второстепенное значение. Тем не менее, родоначальниками бытового жанра в живописи, который окончательно сформировался лишь в 18 веке, считаются такие художники, как Питер Рубенс и Диего Веласкес, Ян Вермеер Делфтский, Якоб Йорданс и Адриан Ван Остаде.

К концу 17 века в бытовом жанре изобразительного искусства наметилось два основных направления. В Европе господствовал культ рококо, поэтому неудивительно, что художники старались отредактировать бытовые сцены, сделать их изящными и утонченными. Так появилась «галантная живопись», в которой весьма преуспели такие мастера, как Карел Фабрициус, Герард Терборх, Антуан Ватто, Жан Батист Грез, Жан Оноре Фрагонар, Франсуа Буше и Жан Батист Симеон Шарден. Их картины отображали, как правило, жизнь высшего сословья, и отличались фотографической точностью деталей.

В то же время параллельно развивалось социально-критическое течение бытовой живописи, где действительность практически не приукрашалась. Героями работ Уильяма Хогарта и Кима Хондо, Гюстава Курбе и Джованни Фаттори становились обычные крестьяне, а бытовые сцены с участием аристократии зачастую носили юмористический характер.

Во второй половине 19 века, когда Европу захлестнула волна импрессионизма, в бытовой живописи появилась новая тенденция, связанная с изображением случайных сцен из жизни людей. Мимолетные зарисовки на улице превращались в роскошные картины, полные жизни и движения. По сей день работы таких живописцев, как Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Макс Либерман, Эдгар Дега, Томас Эйкинс и Андерс Цорн являются эталоном бытового жанра в изобразительном искусстве.

На протяжении 20 века бытовая живопись являлась неотъемлемой частью различных течений и направлений. Ей уделяли внимание ярчайшие представители авангардного искусства и сторонники реализма. Однако острую социальную направленность этот жанр приобрел лишь в России благодаря Александру Лактионову, Федору Решетникову, Аркадию Пластову, Борису Кустодиеву, Глебу Савинову, Юрию Пименову, Татьяне Яблонской и Ивану Владимирову.

.

БЫТОВОЙ ЖАНР, жанр изобразительного искусства, представляющий реальную, обычно современную художнику повседневную жизнь. Сюжеты бытового жанра отражают сложившийся жизненный уклад - труд и отдых, будни и праздники, нравы и обычаи, взаимоотношения людей. Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия, и др.). Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре. В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни. При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т.п.).

Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Сюжеты пословиц и поговорок, игр и загадок, а также кухни, лавки, рынки, трапезы изображаются с 16 века в нидерландском бытовом жанре (П. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Веласкес и др.). Расцвет бытового жанра наступает в голландской и фламандской живописи 17 века: сцены бюргерского (Я. Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти). В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо; Ж. Б. С. Шарден развивает традицию созерцательного бытового жанра, следуя своим французским предшественникам братьям Ленен.

Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. Б. Грёз, У. Хогарт); в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. Делакруа, О. Верне). Бытовой жанр периода бидермайера отличают поэтизация или анекдотичная трактовка частной жизни (Ф. Вальдмюллер, К. Шпицвег). Французские художники-реалисты, напротив, обращаются к суровой и благочестивой жизни провинции (Ф. Милле, Г. Курбе); сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье. Повседневная жизнь горожан, их труд и отдых - в центре бытового жанра у мастеров импрессионизма. В середине - 2-й половине 19 века жизнь индустриальных рабочих сочувственно изображается в произведениях Ф. М. Брауна, А. фон Менцеля и К. Менье; тема труда представлена также в творчестве Ф. Брэнгвина, В. Ван Гога, Х. фон Маре, Дж. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад - представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки, итальянского неореализма.

В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. Ф. Зубов), в живописи 2-й половины 18 века создаются как отдельные произведения на бытовые темы (И. И. Фирсов, И. И. Бельский), так и целые серии со сценами крестьянской жизни (И. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Опоэтизирована повседневная жизнь в живописи В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова и художников-венециановцев; сатирическая трактовка бытовых тем преобладает в творчестве П. А. Федотова, графике П. М. Шмелькова. Во 2-й половине 19 века бытовой жанр занимает ведущее место в системе жанров, влияет на структуру исторического жанра, портрета и пейзажа. С бытовым жанром передвижников связано развитие критического реализма в отечественном искусстве (В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др.). Одновременно развивается салонный бытовой жанр, в котором представлен идеализированный быт и прошлого, и современности (Ф. А. Бронников, К. Е. Маковский). Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. В скульптуре бытовой жанр представлен у М. М. Антокольского, Е. А. Лансере и М. А. Чижова, затем у В. А. Беклемишева, П. П. Трубецкого и С. Т. Конёнкова.

В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (живописцы сурового стиля), идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. В. Герасимов). Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. Художники воссоздают жизнь деревни (А. А. Пластов), города (Ю.И. Пименов), семьи (П. П. Кончаловский). Индустриальный быт отражён в картинах П. И. Котова, различные аспекты детской темы раскрыты Ф. С. Богородским и Ф. П. Решетниковым, молодёжно-спортивной - А. А. Дейнекой и С. А. Лучишкиным. Трагизм быта военного времени представлен в живописи Т. Г. Гапоненко, графике Н. И. Дормидонтова и др.; оптимизм послевоенного десятилетия нашёл отражение в произведениях А. И. Лактионова, В. Г. Одинцова и В. Н. Яковлева. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). Идеализации советского быта с 1960-х годов противостояла ироническая тенденция в произведениях андерграунда и соц-арта.

Лит.: Русская жанровая живопись. М., 1961; Langdon Н. Everyday-life painting. Oxf., 1979; Брук Я. В. У истоков русского жанра. XVIII век. М., 1990; Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV- XVII века. Реальность и символика. М., .

Расширять кругозор, учить видеть прекрасное в обычных людях и событиях повседневной жизни.

  • Расширять кругозор, учить видеть прекрасное в обычных людях и событиях повседневной жизни.
  • Дать понятие «бытовой жанр».
  • Познакомить с работами русских живописцев Федотова П.А. и Перова В.Г., Решетникова П. и Пластова А.
  • Вести нравственное воспитание через восприятие картин бытового жанра.
  • Активизировать мыслительные процессы и умение вести беседу.
В изобразительном искусстве на основе предмета изображения выделяют –
  • В изобразительном искусстве на основе предмета изображения выделяют –
  • портрет, натюрморт, пейзаж.
БЫТОВОЙ ЖАНР изобразительного искусства, посвященный повседневной (обычно современной) частной и общественной жизни. В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений.
  • БЫТОВОЙ ЖАНР изобразительного искусства, посвященный повседневной (обычно современной) частной и общественной жизни. В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений.
Какой художественный образ хотел передать Перов в своих картинах?
  • Какой художественный образ хотел передать Перов в своих картинах?
  • Какая основная идея этих 2 картин?
  • Именно через композиционную завязку художник выстраивает правильный сюжет так как в сюжете находится композиционный центр (который направляет взгляд зрителя на главное событие, в последствии выражая в нём идею композиции) и дополняющие части способствующие определение композиционному центру.
  • Закон подчинения второстепенного главному требует от художника такого расположения предметов в картине, чтобы один предмет привлекал внимание к себе через другие, чтобы все предметы были обращены к главному.
Перед нами – типичная квартирка послевоенного времени. Это может происходить и в Москве, и во Владивостоке. Обстановка небогатая, наверняка перед нами все члены семьи – война оставила их без отца, главного кормильца, и вся забота о содержании трех детей легла на плечи матери – молодой женщины, изрядно измученной жизнью.
  • Перед нами – типичная квартирка послевоенного времени. Это может происходить и в Москве, и во Владивостоке. Обстановка небогатая, наверняка перед нами все члены семьи – война оставила их без отца, главного кормильца, и вся забота о содержании трех детей легла на плечи матери – молодой женщины, изрядно измученной жизнью.
  • Центром внимания является сам мальчик, и к нему как бы направлены три «луча», три разных к нему отношения. Конечно, самым большим «агрессором», если можно так сказать, является сестра-отличница. Она прилежная ученица, она пионерка, она очень ответственно относится к учебе и ко всему, что с ней связано. Мы можем видеть, как она аккуратно одета, как аккуратно она кладет учебники, все на своих местах. В ее взгляде четко виден укор, недовольство. Сестра относится к мальчику, скорее, не как к брату, а как к ученику, который не исполняет свои обязанности.
Рядом с мамой как бы на контрасте изображен младший сын на велосипеде. Жизнерадостный, полный сил, он с усмешкой, с ехидством смотрит на брата. Собака. Она прибежала к мальчику и дружелюбно прыгнула на него, она рада его приходу, она его любит, и ей невдомек, что он там получил. Все еще можно исправить, главное, чтобы было желание. Если мы посмотрим на лицо мальчика, то мы увидим, что оно выражает печаль, горечь, стыд, он стоит, опустив плечи, и ему даже стыдно посмотреть в глаза семье.
  • Рядом с мамой как бы на контрасте изображен младший сын на велосипеде. Жизнерадостный, полный сил, он с усмешкой, с ехидством смотрит на брата. Собака. Она прибежала к мальчику и дружелюбно прыгнула на него, она рада его приходу, она его любит, и ей невдомек, что он там получил. Все еще можно исправить, главное, чтобы было желание. Если мы посмотрим на лицо мальчика, то мы увидим, что оно выражает печаль, горечь, стыд, он стоит, опустив плечи, и ему даже стыдно посмотреть в глаза семье.
Полотна Пластова полны жизнеутверждающей силы. Через цвет и благодаря цвету он наполняет свои картины живым, трепетным чувством. Художник говорит: «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».
  • Полотна Пластова полны жизнеутверждающей силы. Через цвет и благодаря цвету он наполняет свои картины живым, трепетным чувством. Художник говорит: «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».
О каком жанре изобразительного искусства мы говорили?
  • О каком жанре изобразительного искусства мы говорили?
  • Объясните понятие «бытовой жанр».
  • Назовите художников которые работали в этом жанре?
  • Назовите картину которая произвела на вас большее впечатление и объясните почему.
Бытовая (жанровая) живопись.

Бытова́я жи́вопись (жанровая живопись, жанр) - жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной.

Первые бытовые сюжеты

Бытовые сюжеты встречаются уже в первобытных наскальных росписях .
Фрески на стенах древнеегипетских и этрусских гробниц представляли сцены пахоты и сбора плодов, охоты и рыбной ловли, танцев и пиров

Фрески гробницы в Бени-Гасане, Египет, ок. 1950 г. до н. э


Гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 520-10 гг. до н. э. (*кликабельно)

Эти изображения имели магическое значение: должны были обеспечить умершему богатую и роскошную жизнь в загробном мире.

Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи .


«Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – 5 в. до н. э.

Зарождение бытовой живописи

Бытовая живопись зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей.


Ф. дель Косса. Росписи Палаццо Скифанои в Ферраре, Италия, 1469-70 (*кликабельно)

Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, впервые начавший писать людей из низов и мастера Северного Возрождения.


Игроки в карты. Караваджо. 1594-95 гг. (*кликабельно)


Лютнист. Караваджо, ок. 1595 г. (*кликабельно)


Фокусник. Х. Босх, 1475-80 (*кликабельно)


Меняла и его жена. М. ван Реймерсвале, сер. 16 в. (*кликабельно)


Крестьянский танец. П. Брейгель Старший, 1568 (*кликабельно)


Крестьянская свадьба. П. Брейгель Старший, 1568

Бытовая живопись как самостоятельный жанр

Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17 в. в Голландии; тогда же пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев».

После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни; поэтому самые простые занятия – забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи 17 в. высокой поэзией.


Утро молодой дамы. Ф. ван Мирис. Старший


Женщина, чистящая яблоко. Г. Терборх, ок. 1660 г.


Девушка с письмом. Я. Вермеер Делфтский


Я. Вермер Делфтский. Служанка с кувшином молока. Ок. 1658 г. Государственный музей. Амстердам (*кликабельно)

Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Д. Веласкеса и француза Л. Ленена.


Севильский водонос. Д. Веласкес, ок. 1621 г.


Л. Ленен. Семейство молочницы, 1640-е гг. (*кликабельно)

Предмет исторической живописи – исключительные события, важные для целого народа или для всего человечества.
Бытовая живопись изображает то, что повторяется в жизни поколений людей из года в год, из века в век: труд и отдых, свадьбы и похороны, свидания в тиши и многолюдные праздничные шествия.

В лучших жанровых произведениях представлена не повседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия.
Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии.


На пашне. Весна. А. Г. Венецианова (*кликабельно)


Трапеза крестьян. Л. Ленен


Купчиха за чаем. Б. М. Кустодиев


Масленица.Б. М. Кустодиев (*кликабельно)


Объяснение. В. Е. Маковский


Охотники на привале. В. Г. Перов (*кликабельно)


Похороны в Орнане. Г. Курбе (*кликабельно)

Во Франции Ж. Б. С. Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом.


Молитва перед обедом, Шарден, ок. 1740 г. (*кликабельно)

В дни войн и революций история властно вторгается в жизнь человека, нарушая её привычное течение.
Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров.


1919 год. Тревога. К. С. Петрова-Водкин

Сатирическое направление в бытовом жанре

В 18 в. английский живописец и график У. Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре.


Модный брак. У. Хогарт, 1743-45 (*кликабельно)

Реалисты

Реалисты 19 в. стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле.


Дробильщики камня. Г. Курбе, 1849 (*кликабельно)


Сборщицы колосьев. Ф. Милле, 1857 (*кликабельно)

Импрессионисты

Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни.


Качели. О. Ренуар, 1876 (*кликабельно)

Бытовой жанр в русской живописи

В русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других. Термин стал использоваться со второй пол. 19 в., когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами.

В старину на Руси произведения, изображавшие события повседневной жизни, называли «бытейскими письмами».

18 в. даёт единичные примеры.


И. И. Фирсов. Юный живописец, 1760-е гг. (*кликабельно)


М. Шибанов. Крестьянский обед, 1774 (*кликабельно)

Родоначальником русской бытовой живописи стал А. Г. Венецианов.
Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой; красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях.


Венецианов А.Г. Жнецы, ок. 1825 г.


Венецианов А.Г. На жатве. Лето», 1820-е гг.


Венецианов А.Г. Утро помещицы, 1823

Жанровые мотивы появляются в творчестве и других мастеров первой пол. 19 в.


К. П. Брюллов. Итальянский полдень, 1827


К. П. Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя, 1827


В. А. Тропинина. Кружевница, 1823

В полотнах П. А. Федотова социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира.


П. А. Федотов. Разборчивая невеста, 1847 (*кликабельно)


П. А. Федотов. Сватовство майора, 1848 (*кликабельно)


П. А. Федотов. «Завтрак аристократа». 1849 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Передвижники

Бытовой жанр становится ведущим в живописи передвижников, заостривших критическую направленность творчества Федотова. Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям».


И. М. Прянишников. Шутники, 1865 (*кликабельно)


Н. В. Неврев. Торг. Из недавнего прошлого, 1866 (*кликабельно)


В. Е. Маковский. Свидание, 1883 (*кликабельно)

Хоровые картины

В 1870-80-е гг. появляются «хоровые картины» (термин В. В. Стасова), в которых действуют большие массы народа.


Взятие снежного городка. В. И. Сурикова, 1891

Общество станковистов

Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг. живописцы, входившие в Ассоциацию художников революционной России.
Мастера из Общества станковистов писали героические будни строительства новой жизни.


A. Дейнека. Восстановление Ростсельмаша


Ю. Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962 (*кликабельно)

Бытовая живопись во второй пол. 20 – нач. 21 в.


Ф. Решетников. Опять двойка. Начало 1950-х


Яблонская Татьяна Ниловна. Утро. 1954 г.


Дочь Советской Киргизии, Чуйков С.А. (*кликабельно)


А. Пластов. Лето. 1959-1960 (*кликабельно)


Попков В.Е. Строители Братской ГЭС. 1960-1961 (*кликабельно)

По материалам:

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще



Загрузка...
Top