Мемориальный музей квартира м горького. Музей Горького в особняке С

  • Максим Горький – основоположник социалистического реализма в литературе, автор романов «Мать», «Жизнь Клима Самгина», пьесы «На дне», «Враги» и др.
  • Дом-музей М. Горького – уникальный памятник архитектуры , построенный выдающимся архитектор Федором Шехтелем для промышленника Рябушинского в 1903 г.
  • Абсолютно всё в особняке , вплоть до последней дверной ручки, создано в стиле модерн по авторским чертежам Шехтеля.
  • В 1932 г. по решению Сталина в этот дом въехал Максим Горький, приспособив особняк под свои требования.
  • После смерти Горького обстановку в особняке сохранили такой, какой она была при его жизни, и в 1965 г. открыли музей.
  • Вся информация в музее представлена только на русском языке.

До революции дом принадлежал семье промышленников Рябушинских. Они приобрели участок земли на изломе улицы в конце XIX в. и пригласили для строительства своего особняка самого известного архитектора — Федора Шехтеля. В то время на пике популярности находился стиль модерн. В разных странах Европы его называют также «сецессион», или «ар нуво». Построенный в 1900 ‒ 1903 гг. Шехтелем особняк стал классикой московского модерна и прославил самого зодчего.

Владелец здания Степан Рябушинский был одним из богатейших людей Москвы. Он руководил работой «Банкирского дома братьев Рябушинских», а в 1916 г., за год до социалистической революции, основал автомобильный завод, который был национализирован и позже стал одним из крупнейших предприятий СССР, под названием «Завод имени Лихачева».

Особняк Рябушинского построен с применением железобетона – новаторское решение для того времени. Он выполнен в едином стиле: все, вплоть до последней дверной ручки, сделано в стиле модерн по авторским чертежам Шехтеля. Для этого особняка характерны обилие изысканной лепнины, уникальные изразцовые панно на фасадах, изящные и стильные архитектурные формы. По рисункам Шехтеля в особняке было создано девять витражей.

Особенно хороши окна дома: каждое из них оригинально по форме и оконному переплету, так что, глядя на улицу, видно не просто оконную раму, а своего рода картину, обрамленную красивым багетом. Окна, помещенные на разных уровнях, создают иллюзию многоэтажного дома, хотя в здании всего два этажа.

Достоинства особняка не ограничиваются декоративными решениями. В этом здании впервые в Москве была установлена система кондиционирования, а под лестницей размещался воздуховод, который отапливал дом; создана система точечного освещения: лампочки были вмонтированы прямо в потолок, и вечером здание смотрелось просто сказочно.

Особое внимание привлекает ограда со стороны улицы. Она была создана позже основного здания, но очень гармонично вписалась в ансамбль. Ее стальные кованые спирали стали символом усадьбы Рябушинских.

Рябушинский был ревностным верующим-старообрядцем. В то время старообрядцы подвергались гонениям, и ему пришлось оборудовать тайную молельню в мансарде своего особняка. Чтобы подняться туда, нужно пройти три марша высокой лестницы. Красивейшая часовня выполнена в стиле раннехристианских храмов. В ее росписях просматривается удивительная смесь «ар-нуво» и старообрядческих традиций, а свод вечером светится лучами отраженного света. Над головой размещены изображения символов евангелистов и надпись на греческом языке: «Истинные христианки восприимут святость за свои страдания в день страшного суда».

Музей Максима Горького

В 1917 г. здание было реквизировано советской властью. Некоторое время здесь работал отдел Наркомата (Министерства) просвещения, позже – Наркомата по иностранным делам, и был устроен даже детский сад. Здание постепенно приходило в упадок. В 1932 г. по решению в этот дом въехал Алексей Пешков, который известен во всем мире как писатель Максим Горький (1868 ‒ 1936).

Особняк Рябушинского был приспособлен под требования писателя: был разобран один из мраморных каминов, установлены многочисленные шкафы с книгами, оборудованы спальня и рабочий кабинет. В особняке часто бывали делегаты писательских съездов, иностранные гости. Именно здесь Горький принимал французского писателя Ромена Роллана и до последних дней работал над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» ‒ итоговым произведением своей жизни, рассказывающем о русской революции и роли интеллигенции в ней. Также в этом особняке в 30-е гг. бывал Иосиф Сталин и его приближенные. Смерть, как, впрочем, и жизнь Горького, окутаны загадками. Существует гипотеза, что писателя и его сына отравили, но она так и не была доказана.

После его смерти обстановку в особняке сохранили такой, какой она была при жизни писателя, и в 1965 г. открыли музей Горького. В его создании участвовали вдова сына Горького Надежда Пешкова, проживавшая в доме, и Екатерина Пешкова, вдова писателя.

В музее существует необычная традиция – каждый посетитель отмечается в специальной памятной книге, которую бережно хранят многие годы. В ней – имена абсолютно всех, кто бывал здесь. Посетители могут осмотреть кабинет секретаря, заставленный шкафами с книгами и советскими журналами, библиотеку, обширную столовую, где особо отмечено место писателя, рабочий кабинет Горького. В последнем особенно много личных вещей писателя, представлены его уникальные коллекции с видами горячо любимой Италии, его коллекция японских скульптур – нецке. На столе в кабинете стоит чернильница, лежат отточенные карандаши. Кажется, что писатель просто ненадолго вышел и скоро вновь приступит к работе. Так же, как при жизни Горького, в прихожей дома стоят его трость и сапоги, висит пальто.

В спальне писателя сохранены дорогие его сердцу сувениры и портрет скончавшегося еще при жизни отца сына Максима. Комнаты сына находились на втором этаже особняка, где он жил вместе с супругой Надеждой и дочерьми Дарьей и Марфой. Чтобы увидеть эти помещения, нужно подняться по знаменитой лестнице на второй этаж. Сейчас в двух просторных комнатах представлены портреты и шаржи Горького, подарки писателю от советских трудящихся и памятная доска из , где Горький и скончался.

2016-2019 moscovery.com

Этот дом на Малой Никитской, густо засаженный сиренью и каштанами, - мой личный алтарь. Я прихожу сюда часто, чтобы снова и снова восхищаться созданием великого архитектора Федора Осиповича Шехтеля. И не перестаю возносить хвалу тем, кто сделал этот дом доступным для посещения всегда, создав в нем музей М.Горького.

История этого особняка связала между собой имена Шехтеля, Рябушинского и Горького. Первый был создателем дома, второй - заказчиком, третий - спасителем, потому что сложно предположить, какая бы судьба была у этого дома, если бы в 1931 году здесь бы не поселился Максим Горький.


2.

Будущий великий архитектор Федор Осипович Шехтель родился в Санкт-Петербурге 26 июля (7 августа) 1859 года в обеспеченной купеческой семье и получил при рождении имя Франц-Альберт. Когда ему было 6 лет, семья переехала в Саратов, а в возрасте 16 лет Федор Шехтель оказался в Москве. Счастливым поворотом в его жизни стало проживание в доме П.Третьякова, который взял на себя заботу о будущем архитекторе. Познакомившись с известным архитектором А.Каминским, молодой Шехтель стал работать в его мастерской. В 1875 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурный факультет и его судьба уже была предопределена.

3.


4.

До 1917 года только в Москве Федор Шехтель построил около 60 зданий разного назначения. Полагаю, что половина из них (а может, и больше) до сего дня не сохранилась. К счастью, уцелел особняк на Малой Никитской, построенный в 1902 году для Степана Павловича Рябушинского. Он был одним из восьми сыновей многочисленной семьи, которая занималась мануфактурным делом уже долгое время и весьма успешно. Но больше Степан Рябушинский был известен как коллекционер икон и благотворитель. В его доме на Малой Никитской располагалась реставрационная мастерская. После революции вся семья эмигрировала в Париж, где Степан создал общество «Икона» с иконописной школой при нем. Умер он в 1942 году в возрасте 68 лет.


5.

Особняк на Малой Никитской тоже после революции «натерпелся». Он был муниципализирован в 1917 году и на протяжении последующих 13 лет принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству РСФСР, психоаналитическому институту с детским домом-лабораторией при нем, детскому саду и обществу культурной связи с заграницей. За это время многое было утрачено, разрушено и переделано.


6.

В 1931 году в этом доме поселился Максим Горький и это стало настоящим спасением для особняка. Горький жил здесь до своей смерти в 1936 году и, вероятно, будучи последним «пристанищем» русского писателя, именно этот дом впоследствии получил статус музея М.Горького.


7.

Надо сказать, что Горький с уважением отнесся к дому, в котором он жил, и изменения в обстановке проводил крайне деликатно. Основной проблемой стала нехватка шкафов для библиотеки писателя, поэтому при нем они появились везде, даже на знаменитой лестнице.

8.


9.

С прежним владельцем дома Горький никогда не встречался, хотя был знаком с его братьями. На Капри в 1911 году он познакомился с Николаем Павловичем Рябушинским, а в 1918-ом добился освобождения из ЧК Дмитрия Павловича - ученого, основавшего на собственные средства под Москвой первый в мире Аэродинамический институт и передавший его новому советскому правительству безвозмездно.

10.


11.

Музей в особняке открылся в 1965 году и действует до сих пор. На первом этаже располагаются комнаты, в которых жил Горький.


12.


13.


14.

Библиотека.


15.


16.


17.

В доме всего 9 витражей, созданных по рисункам Шехтеля. Самый большой из них располагается в холле.


18.

А это маленькое витражное окно в кабинете писателя.

19.


20.


21.


22.


23.

Эти фигурки коллекционировал Горький.


24.

Спальня Горького.


25.


26.


27.


28.

Лестница на второй этаж просто «накрывает» своей волной.

29.


30.


31.


32.


33.


34.

На втором этаже экспозиция также посвящена писателю.


35.


36.

При входе можно увидеть узкую лестницу наверх, в молельню Рябушинских. Семья была старообрядческой, поэтому домовую церковь не строили на видном месте. Рядом с молельней сейчас в маленькой комнатке экспозиция, посвященная Рябушинским.

37.


38.


39.


40.


41.

Сейчас территорию, которая раньше принадлежала особняку, делит забор, за которым остались хозяйственные постройки - бывшие дворницкая, прачечная, конюшня - гараж, кладовые. На втором этаже флигеля - жилые комнаты. Сейчас на стене висит мемориальная табличка, извещающая, что здесь находится дом-музей Алексея Толстого. Поистине, чудны дела твои, Господи!


История требует завершения, поэтому закончу ее рассказом о том же человеке, с которого все началось. Федор Осипович Шехтель долго пытался найти свое место в новой России. Один свой дом он был вынужден продать за бесценок, второй у него забрала новая власть на «собственные нужды». В результате он был вынужден вместе с женой и старшей дочерью переехать в квартиру своей дочери Веры (за которой ухаживал Маяковский!) и ее мужа на Малую Дмитровку. Чтобы как-то ощущать себя востребованным и иметь средства к существованию, Шехтель создавал и выставлял на конкурсы проекты Мавзолея, Петроградского крематория, плотины и шлюзов для ДнепроГЭСа. Но все это не позволяло содержать больную дочь, жену, при том, что сам он уже тоже был тяжело болен. Федор Осипович Шехтель умер от рака желудка 7 июля 1926 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Двое из четверых его детей - дочь Вера и сын Лев - стали художниками. Сын носил фамилию матери и картины Льва Жегина можно увидеть даже в Третьяковке. Дочь дважды была замужем и от второго брака у нее родился сын Вадим, который стал народным любимцем под именем Вероники Маврикиевны (те, кому хорошо за 30, должны помнить известный советский эстрадный дуэт Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны). Говорят, чтобы добиться такой популярности, ему пришлось отречься от своего великого деда. И только перед смертью в 2001 году он покаялся в этом.

Адрес музея: Малая Никитская, дом 6. Вход бесплатный со среды по воскресенье. Фотосъемка разрешена, надо заплатить за нее 100 рублей + 30 рублей за фото в молельне.

Музей Максима Горького появился в Москве в 60-х годах. Это особняк, в котором находится кабинет литератора, абсолютно идентичный двум точно таким же в Санкт-Петербурге и в Крыму. Идея иметь одинаковые кабинеты принадлежит самому писателю – ему хотелось работать в знакомой, родной обстановке, где бы он ни находился. Власти охотно пошли навстречу и организовали все, как мечталось литературному гению. Сам же музей – уникален по хранящимся там экспонатам и по архитектуре здания.

Здание музея Максима Горького является ярчайшим представителем стиля модерн. Строил его знаменитый архитектор Шехтель, особняк был рассчитан на проживание в нем состоятельных людей. Фасад выложен глазурованным кирпичом, стены расписаны цветами. Парадная лестница прозвана «тающей» – она выполнена в виде каменной волны, на самом гребне которой закреплен изумительный по красоте светильник. Потолок в помещении украшен люстрой, декорированной под медузу, а дверные ручки – под морских коньков. В доме много элементов декора, связанных с океаном. Так задумывал не литератор, а архитектор, строивший дом.

Главное, что привнес в особняк автор – это молельня и библиотека. Молельня организована по старообрядческому стилю, стены украшены росписью. Библиотеке Максима Горького больше всего подходит эпитет «шикарная». В ней стоят огромные шкафы для книг, диваны и кресла обтянуты кожей. В музее находится много дорогих для литератора вещей. В библиотеке ­– любимые книги писателя, на стене полотно на религиозную тему – Божья Матерь с Иисусом.

Горький имел пристрастие коллекционировать такие вещи как старинное оружие, монеты, картины, все это представлено в экспозиции. В музее хранятся документы, портреты, дружеские карикатуры и единственный в мире билет союза писателей по №1. В библиотеке самим Максимом Горьким собрано более 12 тысяч томов книг и интересные произведения декоративно-прикладного восточного искусства. Многие книги были подарены литератору другими писателями, поэтому здесь можно увидеть личные автографы почти всех знаменитых людей того времени. Снабжены подписями и пожеланиями фотографии Горького с такими выдающимися деятелями культуры, как Ф. Шаляпин или Р. Роллан. Постоянной заинтересованностью у экскурсантов пользуется записка писателя, которую он написал перед самой смертью.

Посетить музей Максима Горького в Москве можно бесплатно. Есть возможность заказать экскурсию с гидом, который расскажет о жизни писателя или о замечательной архитектуре здания Шехтеля. Возле дома-музея расположен двор с удобной скамейкой, на которой можно почитать книгу или обдумать все увиденное и услышанное.



Загрузка...
Top