Миледи биография. Демоническая шпионка

Миледи из "Трех мушкетеров" November 14th, 2017

Эта история кажется вымышленной — столько в ней интриг и коварства. А перечисление лиц, участвовавших в ней, даст честь любому приключенческому роману — королева Мария Антуанетта, граф Калиостро и знаменитая мошенница, ставшая прототипом миледи из «Трех мушкетеров» — известная авантюристка Жанна де Ламотт…

Жанна де Ламотт, урожденная Сен-Реми де Валуа, появилась на свет в 1756 году. Происхождение ее было одновременно и благородным, и в тоже время весьма пикантным. Она была в родстве с королевским домом Валуа, но принадлежала к семейству, появившемуся от внебрачной связи короля Генриха II с госпожой Сен-Реми.

Род был очень бедным, и мать Жанны учила ее зарабатывать деньги с помощью хитрости и женского обаяния. Девица быстро освоила науку обольщения и обмана и вскоре нашла себе пару под стать — гвардейского офицера графа Ламотта. Муж юной авантюристки отличался такой же страстью к деньгам, любил авантюры и не имел ни капли совести.


Молодожены решили обосноваться в Париже, где возможностей для обогащения и интриг было очень много. Осмотревшись на новом месте, коварная Жанна выбрала свою жертву, человека отнюдь не глупого и славившегося своим добродушием — богача Луи де Рогана, кардинала Страсбургского. Он принадлежал к высшему обществу, но Жанна, несмотря на свое сомнительное происхождение и бедность, умудрилась познакомиться с ним и получить «доступ к телу». При этом, по свидетельству современников, Жанна отнюдь не отличалась красотой, но умела так себя преподнести и была так умна, что под ее чарами никто не мог устоять. Кардинал был покорен юной авантюристкой, осыпал ее деньгами, ввел в свой круг.

Людовик XVI

Жанна тем временем объявила, что сумела накоротко познакомится с женой Людовика XVI, королевой Марией Антуанеттой. В своих аферах мошенница начала прикрываться именем королевы и вскоре завоевала репутацию ее самой близкой подруги. Правда, позже королева утверждала, что вообще никогда в жизни не была знакома с Ламотт. Но неизвестно, кто тут прав, а кто нет — хитростью и умением соврать себе на пользу отличались обе дамы… Не исключено, что королева действительно приблизила к себе умную интриганку, умевшую заводить самые неожиданные и выгодные связи. Например, с таинственным графом Калиостро.



Мария Антуанетта

В 1784 году, в доме кардинала Рогана Жанна познакомилась с этим удивительным человеком, недавно прибывшим в Париж, и очень быстро нашла с искателем приключений общий язык. Два авантюриста морочили голову кардиналу, много рассуждали о ясновидении, эликсире жизни, философском камне. Граф Калиостро устраивал в Париже свои знаменитые сеансы перевоплощений и, по слухам, Жанна не раз играла роли в его постановках, появляясь в различных образах.


Роковое ожерелье


История с ожерельем начала развиваться за 10 лет до описываемых событий. Людовик XV в 1773 году задумал преподнести подарок своей фаворитке мадам Дюбарри, славившейся необыкновенной красотой. Король счел, что его дама сердца должна иметь все самое лучшее и заказал для прелестницы у ювелиров Бемера и Бассанжа необыкновенное ожерелье, состоящее из 629 бриллиантов чистой воды. Его стоимость была просто огромной.


Но в 1774 году Людовик умер, не успев выкупить драгоценности. Его наследник, Людовик XVI, заплатить за ожерелье отказался, сказав, что на эти деньги лучше купит несколько военных кораблей. Ювелиры пытались воздейстовать на Марию Антуанетту, но та оглядела сверкающее бриллиантами ожерелье и сочла его слишком вульгарным. Бемер и Бессанж оказались практически разорены — материалы они закупали на свои деньги. Ожерелье хранилось у ювелиров и ожидало покупателя, способного заплатить за него неслыханно-огромную сумму…

И вот про эту давнюю историю услышала авантюрная парочка Ламотт и граф Калиостро. Вскоре был придуман блестящий план…



Роковое ожерелье Марии-Антуанетты

Положение кардинала Рогана при дворе в то время несколько пошатнулось, от чего он немало страдал. Роган больше всего на свете мечтал получить покровительство королевы и ее дружбу. Жанна же постоянно подчеркивала свою дружбу с Марией Антуанеттой и утверждала, что может помочь любовнику завевать хорошее расположение при дворе.

Граф Калиостро и Жанна в красках описывали Рогану его будущее блестящее положение в обществе, которое ждет кардинала под покровительством королевы.

Мошенница рассказывала о том, что часто заводит разговоры с королевой о преданном ей Рогане, и та благосклонно выслушивает речи о своем верном слуге. Однажды Жанна прибыла к Рогану с сенсационной новостью — королева сегодня ждет его на свидание в версальском парке! Вечером Роган прибыл в парк и в уединенном месте действительно увидел Марию Антуанетту, которая благосклонно побеседовал с кардиналом и подарила ему свою розу — потом Роган велел заключить этот цветок в драгоценную оправу. Окрыленный Роган летел из парка на крыльях, мечтая о будущем счастье.



Граф Калиостро

Очень нескоро обманутый кардинал узнал, что королева была ненастоящей. Незадолго до этого Жанна и ее супруг познакомились с модисткой Николь Леге, сходство которой с Марией Антуанеттой просто поражало. Оставалось только нарядить ее в роскошные наряды и научить гордо держать голову — и королева готова. За денежное вознаграждение Николь согласилась поучаствовать в афере, и простодушный Роган не заметил обмана…


Двойное клеймо


Вскоре Роган получил через Жанну известие — королева желает выкупить ожерелье мадам Дюбарри, но просит помощи у своего доброго нового друга. Она хочет выкупить бриллианты без огласки, и, кроме того, ей очень трудно найти необходимую сумму в 1 600 000 ливров, поэтому она просит Рогана пойти к ювелирам и отдать им ее письмо. В этом письме королева просила предоставить ей рассрочку и передать ожерелье ее поручителю кардиналу Рогану. Ювелиры, которым хорошо были известны и безупречная репутация Рогана и почерк королевы, с радостью согласились на все условия и отдали ожерелье. Роган передал его Жанне и стал ждать милостей от Марии Антуанетты. Но так и не дождался…

Ювелиры вскоре написали письмо королеве, в котором просили все же внести часть суммы. Мария Антуанетта в ответ выразила свое недоумение — никакого ожерелья она не покупала. Всплыло письмо королевы, которое при внимательном рассмотрении оказалось мастерской подделкой. Бросились искать Рогана, тот указал на госпожу Ламотт. Выяснилось, что ее супруг исчез, сама она тоже собиралась бежать, но не успела…

Ее арестовали, но она утверждала, что все делала по приказу графа Калиостро. Вскоре в Бастилии собралась вся компания — Жанна, Роган и граф-авантюрист. Не было только графа Ламмота, который удачно скрылся в Лондоне, где на ювелирном рынке вскоре появились бриллианты неслыханной чистоты.

А в Париже тем времен начался процесс века — разбирательство дела об ожерелье королевы. 31 мая 1786 года парижский парламент вынес приговор — кардинал Роган и граф Калиостро оправданы (правда, последнему велено в течение двух недель покинуть столицу). А Жанна Ламотт и ее супруг (заочно) приговорены к телесному наказанию, клеймению и вечному заключению в тюрьме.


Жанну высекли на площади, заклеймили буквой «V» — воровка. Говорят, что преступница дернулась, клеймо пришлось ставить еще раз и ее плече остались две буквы V — одна смазанная, а вторая четкая. Жанну отпрваили в тюрьму, но вскоре она из нее исчезла таинственным образом. Появилась авантюристка в Лондоне, где вскоре опубликовала сенсационные мемуары о положении дел при французском дворе.

Эти мемуары и вообще вся история с ожерельем очень сильно подпортили репутацию Марии Антуанетты — французы свято верили, что дыма без огня не бывает, и не иначе сама королева была замешана в этом странном деле. Спустя несколько лет Мария Антуанетта умерла под ножом гильотины…

О дальнейшей судьбе Жанны практически ничего не известно. Существует несколько версий ее гибели, документально не подтвержденных. По одной из них она выбросилась из окна английской гостиницы, приняв входивших в комнату людей за агентов французского правительства.

Есть одна интересная версия, исследованием который сейчас активно занимаются энтузиасты. Согласно легендам, в конце XVIII века в Крыму появилась некая французская графиня, купившая дом на побережье. Ходили слухи, что она обладает несметным богатством и живет продажей своих очень крупных и дорогих бриллиантов. Когда местные жительницы обмывали ее тело после смерти, то увидели, что на плече у нее клеймо из двух букв…

Эта история кажется фантастической, но, тем не менее, в начале XX века в Крыму была найдена и сфотографирована странная могила, надпись на которой гласила — «Здесь покоится французская графиня де Ламотт»… Позже могила исчезла под автомобильной трассой, проложенной на этом месте, а фотографии сгорели в огне революций и войн…

На берегу моря, у самого подножья Аю-Дага, в густой зелени уютно притаился миниатюрный, почти игрушечный домик. Только нечто неуловимо старинное отличает его от сотен подобных полудомиков-полусараев, массово сдаваемых отдыхающим. Но курортники давно здесь не живут. Единственные его обитатели - прыткие ящерицы, принимающие солнечные ванны на белых стенах. Да еще мрачные пауки, раскинувшие свои сети в арках окон. Местные жители издавна называют это милое сооруженьице Чертовым домиком

Сейчас в здании находится мемориальный музей Зиновия Соловьева - основателя и первого директора Артека, жившего здесь в двадцатые годы. Автор столь радостного и светлого творения вряд ли причастен к такому зловещему названию. Да и прозвище это намного древнее.

В течении двух веков в загадочном домике жили самые разные люди. Среди них и французская графиня Жанна де Ла Мотт. Среднестатистическому посетителю это имя не скажет ничего. А вот литературную героиню, прообразом которой она стала, знают почти все. Это героиня из «Трех мушкетеров» Александра Дюма, злобная и коварная помощница кардинала Ришелье - леди Винтер или просто Миледи. Скверный характер оригинала практически не отличался от ее литературной копии. Поэтому не удивительно, что прибежище этой дамочки окрестили Чертовым домиком. Удивляет другое - каким ветром графиню де Ла Мотт занесло из блистательного Парижа в этот в прямом и переносном смысле медвежий угол.

Жанна родилась в 1756 году во Франции в Бар-сюр-Об. Родоначальником генеалогического древа ее отца, Жака Сен-Рени, был незаконнорожденный сын короля Генриха II. После смерти отца семилетняя «бедная сиротка из дома Валуа» (так она сама себя именовала) жила милостыней. Как-то сидя на парижской улочке с протянутой рукой, девочка вещала прохожим, что в ее жилах течет королевская кровь. И надо же - провидение судьбы, мимо в карете проезжала богатая маркиза Буленвилье, заинтересовавшаяся романтикой положения — далекая правнучка Франциска I просит у прохожих подаяния. Маркиза проверила родословную девочки и отдала ее в пансион, затем взяла к себе в дом. Когда девочка подросла, к ней стал приставать муж маркизы. Не желая «платить черной неблагодарностью своей благодетельнице », она покинула дом Буленвилье и поселилась в монастыре в Иерре, под Парижем, потом в аббатстве Лоншан.

Отведав тяжелый хлеб попрошайки, и проведя какое-то время в доме богатой маркизы, Жанна усвоила простую истину, которую она любила повторять много раз: «есть два способа выпрашивать милостыню: сидя на паперти церкви или разъезжая в карете ». Разъезжать в карете Жанне явно нравилось больше.

Когда девушке исполнилось двадцать четыре года, она обвенчалась с жандармским офицером роты бургиньонцев Никола де Ла Моттом. От этого брака Жанна родила двух мальчиков-близнецов, которые вскоре умерли. Жили супруги в провинции, и, по-видимому, дела у молодых были очень плохи. В конце 1781 года, пытаясь угнаться за призраком ускользающего счастья, супруги Ла Мотт отправляются в Париж…

Отсюда начинается авантюрная судьба Жанны. Она бросает мужа, знакомиться с множеством интересных людей, многих из которых интересовала загадочная провинциалка, умевшая красиво подать свой ум и свое тело. Надо сказать, что графиня Ла Мотт не отличалась красотой — красавицей ее сделала позднейшая легенда. Тем не менее успех у мужчин графиня Ламотт имела большой. Все современники в один голос говорят, что она была очень умна. Одним из новых знакомых Жанны становится итальянец Джузеппе Бальзамо, известного под именем графа Калиостро.

Летом 1786 года излюбленной темой парижских сплетен стало только что завершенное судебное дело об алмазном ожерелье. Главным действующим лицом скандала была фрейлина королевы Марии Антуанетты (по совместительству одна из фавориток короля) вышеупомянутая графиня Жанна де Ла Мотт. Эта выдающаяся мошенница, используя свое положение при дворе, умудрилась присвоить алмазное ожерелье стоимостью 1 млн. 600 тыс. ливров. Цифра по тем временам баснословная. Афера была проведена на высшем уровне. Графиня де Ла Мотт и граф Калиостро по большому секрету сообщили епископу Страсбурга кардиналу де Роану, что королева Мария Антуанетта хочет приобрести у парижских ювелиров Бемера и Бассанжа дорогое алмазное ожерелье. Но по ряду причин сделать это лично она не может. Потому-де королева и просит его, кардинала де Роана, стать посредником в удовлетворении этого маленького женского каприза. В качестве доказательства предъявили фальшивое письмо. А после даже организовали для кардинала тайную ночную встречу с венценосной особой, роль которой успешно сыграла переодетая проститутка. Кардинал, давно и безуспешно искавший способ восстановить свое пошатнувшееся положение при французском дворе, с радостью согласился и приобрел ожерелье у ювелиров, дав обязательство внести плату по частям.

Мошенничество было разоблачено, как только пришло время платить первый взнос. Денег де Роану никто, естественно, не передал. И обманутые ювелиры обратились непосредственно к самой королеве, которая с большим удивлением узнала о своем тайном желании. А коварная графиня, как только заполучила заветное ожерелье, тут же переправила его мужу в Лондон. По приказу короля Людовика XVI излишне доверчивого кардинала арестовали и заточили в Бастилию. Впоследствии его оправдали как не подозревавшего о злом умысле, но сослали подальше от Парижа, в отдаленный приход в Оверне. Удалось выпутаться и графу Калиостро, его попросту выслали из Франции.

Графиню же подвергли порке, клеймлению (помните лилию на плече?) и приговорили к пожизненному заточению. Но птичка недолго томилась в клетке. При помощи высокопоставленных друзей Жанна де Ла Мотт вскоре сбежала из тюрьмы Пелтиер и всплыла в Лондоне. Ей бы притихнуть и спокойно жить-поживать, периодически продавая бриллианты из ворованного ожерелья. Но графиня опубликовала скандальные мемуары, где щедро поливала грязью все королевское семейство.

Агенты короля уже шли по следу беглянки, но грянула Французская революция. Только после разгрома Наполеона и реставрации монархии французское правительство опять вспомнило о государственной преступнице и потребовало от Британии ее выдачи. Об этом графиню предупредили друзья мужа, который служил когда-то жандармским офицером. Жанна де ла Мотт поняла, что французская охранка от нее теперь не отстанет, поэтому решила инсценировать собственную гибель. Всем объявили, что несчастная выпала с окна второго этажа своего дома и разбилась. Смерть запротоколировали в Ломбердской церкви Лондона, а на расположенном рядом кладбище соорудили фальшивую могилу.

В 1822 году в Санкт-Петербург приехала пожилая француженка - графиня де Гоше де Круа. Дама вела довольно скрытный образ жизни, лишь изредка появляясь в высшем свете. Она старалась не вступать в контакт с представителями французской колонии. Но полностью избежать встреч с соотечественниками графине все же не удалось. Ее опознали. Выяснилось, что графиня де Гоше де Круа и графиня Жанна де Ла Мотт - одно и то же лицо. Вскоре после этого ее пригласил на аудиенцию император Александр I. О чем в течение целого часа (время было точно запротоколировано в дворцовых документах) говорил русский царь с французской авантюристкой, осталось тайной. Но после аудиенции графиня исчезла из Северной Пальмиры и в 1823 году поселилась в маленьком однокомнатном домике, одиноко расположившийся на берегу Черного моря. Столь странный выбор объяснялся просто. Учитывая, что правоохранительные органы сразу нескольких европейских государств жаждали встречи с преступницей, ей волей-неволей пришлось искать уединения.

Сначала Жанна поселилась в Кореизе у княгини Анны Голицыной. Через некоторое время она переехала в Артек во владения графа Густава Олизара. Жила графиня в небольшом доме, так называемой даче Ашера, который сохранился на территории детского центра «Артек».

Тогда нынешняя территория Артека принадлежала еще одному отшельнику, польскому поэту Густаву Олизару. Правда, прятался он не от правосудия, а от позора и несчастной любви. Незадолго до упомянутых событий гордый поляк просил руки Марии Николаевны Раевской и получил отказ. После этого он покинул высший свет и отправился к берегам Тавриды залечивать душевные и сердечные раны. Однажды, путешествуя побережьем, он имел неосторожность высказать свой восторг окружающим пейзажем. Извозчик воспринял это как руководство к действию. Оперативно разыскав хозяина понравившейся барину местности, партенитского татарина Хасана, он явился с ним к Густаву Олизару. Так неожиданно для себя, всего за два рубля серебром, несчастный влюбленный стал владельцем четырех десятин земли у подножья Аю-Дага.

На новом месте графиня не успокоилась. Вскоре она взяла под свой контроль всю контрабанду на побережье. Тогда ее жилье и прозвали Чертовым домиком. Можно понять, что чувствовали законопослушные подданные, глядя, как в ночи мерцает свет в одиноком окошке, причаливают таинственные фелюги и шастают темные личности.

К чести графини следует сказать, что организованная ею тропа успешно действовала до конца двадцатых годов ХХ века, пока советские пограничники не закрыли границу.

Решив таким образом свои финансовые проблемы, Жанна де Ла Мотт с присущим ей пылом и энергией занялась спасением собственной души. Благо, грехов в прошлом хватало. Да и в будущем предвиделось немало. Смиренная молитва и покаяние были не для ее кипучего темперамента. Графиня решила обращать в христианство местных мусульман. Свежеиспеченная проповедница в компании с баронессой Варварой Крюденер, проживающей в Симеизе, и княгиней Анной Голициной отправилась в турне по татарским поселкам. Если верить воспоминаниям современников, старушка была еще та. Никакого транспорта она не признавала и разъезжала исключительно верхом, да еще с двумя пистолетами за поясом. Такая мера вовсе не была излишней, поскольку разбойного люда в Крыму тогда хватало.

Однако дьяволу, видать, было очень жаль отпускать такую замечательную душу. Во время одной из поездок конь под графиней споткнулся, она выпала из седла и разбилась. Случилось это возле поселка Эски-Крым в 1826 году. Там ее и похоронили. Сразу после смерти Жанны де Ла Мотт в ее одинокий домик явились представители правопорядка с предписанием изъять всю переписку графини и отделанную синим бархатом шкатулку, с которой француженка не разлучалась еще со времен пребывания в Лондоне. Старая служанка отдала письма, но ни шкатулка, ни средства, полученные авантюристкой от контрабанды, обнаружены не были. В симферопольском архиве до сих пор хранится так и не закрытое дело о поисках синей шкатулки. По слухам, пристальный интерес к злополучной вещице объяснялся тем, что именно в ней Жанна де Ла Мотт хранила остатки знаменитого бриллиантового ожерелья Марии Антуанетты. Не исключено, что шкатулку и золото, заработанное контрабандой, графиня припрятала по тогдашней моде - закопала в укромном месте где-нибудь поблизости. Во всяком случае старожилы уверены, что Белая леди (самое известное из артековских привидений) - это неприкаянная душа легендарной авантюристки, стерегущая свои сокровища.

Настоящая миледи никогда не сталкивалась с д`Артаньяном и его друзьями, так как жила на полтора века позже. Настоящее имя прототипа одной из самых коварных женщин истории Жанна де Ламмот.

Эта женщина никогда не была шпионкой кардинала, напротив, она использовала его в своих преступных целях. Авантюристка узнала, что королева Мария-Антуанетта мечтает получить алмазное колье из 628 крупных алмазов стоимостью полтора миллиона ливров. При этом расчетливая мошенница знала, что кардинал де Роган мечтает о должности министра. Ламотт выступила в роли поручителя, предложив кардиналу выкупить колье для королевы и получить в награду должность министра.

Кардинал сделал первый взнос и передал колье Жанне де Ламотт, которая немедленно распилила его, чтобы продать. Когда афера открылась, в судебное разбирательство были втянуты все. В дальнейшем суд оправдал кардинала, как жертву мошенничества, но репутация его навсегда осталась подорванной. Жанну признали виновной по всем статьям и заклеймили.

Приговоренная к пожизненному заключению, Жанна так и не призналась, где спрятаны алмазы. Через некоторое время ей удалось сбежать из тюрьмы. А в России появилась до боли похожая на авантюристку графиня де Гаше, распродающая алмазы колье. Однажды царь Александр I принял таинственную графиню со словами: "Вы носите не свою фамилию. Назовите свою настоящую!"

Де Гаше назвала государю свое настоящее имя и вышла, очарованная Александром, который обещал хранить ее тайну. Однако, чтобы не рисковать, царь решил отправить графиню подальше от двух столиц в Крым с благородной миссией нести просвещение местному населению. Миссия проваливается, и Жанна, живущая в тиши, без страстей и авантюр быстро стареет. Глядя на седую пожилую женщину, сложно представить, интриги какого масштаба она плела.

МИЛЕДИ ДЕ ВИНТЕР
Она же Шарлотта Баксон , Анна де Бейль (или Брейль), баронесса Шеффилд , леди Кларик , графиня де Ла Фер .

Прототипом миледи послужила, несомненно, Люси Хей (урожденная Перси), графиня Карлайл - известная английская светская дама, вовлеченная во многие интриги периода Английской революции. Дюма прочел о ней у Ларошфуко. Ему очень понравилась история о том, как Люси срезала подвески у герцога Бекингема…

Люси родилась в семье Генри Перси, 9-го графа Нортумберлендского. Став второй женой Джеймса Хея, 1-го графа Карлайла, она заняла прочное место при дворе Карла I. В период гражданского противостояния Люси неоднократно переходила на сторону как короля, так и парламентариев. Что, в конце концов, закончилось ее арестом 21 марта 1649 года и заключением в Тауэр, где она пробыла до 25 сентября 1650. После освобождения она прожила еще десять лет, но не играла заметной роли…

Если с Люси более или менее ясно, то с миледи де Винтер понятно далеко не все. Например, почему столько имен у этой роковой дамы? 21-я глава называется “Графиня Винтер”. Между тем, лорд Винтер представляет свою невестку, как Леди Кларик. Явственно прослеживается связь с “Мемуарами” Ларошфуко, из которых Дюма почерпнул историю с подвесками. Ведь Кларик - это переделанное на французский манер имя Карлайл. Леди Кларик упоминается и у Куртиля де Сандра - именно не ней собирался жениться Д’Артаньян. Кстати, “поселяет” свою героиню Дюма на Королевской площади, 6. Место, где в ту эпоху жили известные светские львицы. Сам писатель этот дом тоже неплохо знал. В нем в свое время обитали не менее популярные личности. Например, Виктор Гюго…

Миледи состояла в браке с младшим братом лорда Винтера. Имеется в виду, что он носил титул барона Шеффилда. Поэтому, и она именуется в романе баронессой Шеффилд. Однако, и сам лорд Винтер представляется Д’Артаньяну бароном Шеффилдом. Получается, что и он, и его брат - оба являлись баронами. Чего не могло быть ни при каких обстоятельствах, согласно традициям английской аристократии. Впрочем, миледи в любом случае не имела права ни на один из этих титулов. Так как еще ранее (также незаконно) стала женой графа де Ла Фер. И звалась она тогда - Анна де Бейль…

Имя Бейль Дюма взял от одной туреньской семьи, к которой принадлежала Жаклин, графиня де Море - давняя пассия Генриха IV. Впоследствии она вышла замуж за графа де Варда. Которого писатель сделал одним из персонажей - любовником миледи де Винтер.
Во второй части трилогии сын последней Мордаунт упоминает именно имя Анна де Бейль. Однако, во время суда над миледи в Армантьере Атос перечисляет все ее имена, кроме Анны. В пьесе “Юность мушкетеров”, написанной Александром Дюма в 1849 году, он пытается задним числом объяснить имя Анна де Бейль (в пьесе - Брейль), как принадлежащее матери миледи…

Миледи – одна из главных героинь романа Александра Дюма «Три мушкетера». В прошлом она носила имя графини де Ла Фер, была женой Атоса, которую он, увидев на ее плече клеймо преступницы, повесил. Однако Миледи удалось спастись, и она стала доверенным лицом кардинала Ришелье, следовательно, врагом мушкетеров. На страницах романа мушкетеры успешно разрушают ее хитроумные замыслы. Но все же Миледи ожидает неминуемая смерть за то, что она убила Констанцию Бонасье, возлюбленную д`Артаньяна. Мушкетеры казнят Миледи в глухом местечке Армантьер. Эту женщину, хитрую, бессердечную и умную, не останавливает ничто, она стремится выполнить свои замыслы и осуществить политические интриги Ришелье любой ценой.

У нее совершенно отсутствуют угрызения совести, когда она, воспользовавшись своей ангельской внешностью, соблазняет и отправляет на верную смерть фанатика Фельтона, поскольку получила приказ от Ришелье убить герцога Бекингема. За это убийство кардинал обещал Миледи позволить расправу с д`Артаньяном. Безжалостно убивает она ядом Констанцию, которая расстроила планы Ришелье. Миледи ловко использует кардинала в своих целях, справляется с самыми опасными ситуациями и всегда добивается желаемого при помощи грязных интриг и злодеяний. Образ Миледи резко контрастирует с образами главных героев - благородных мушкетеров. Ей присущи только отрицательные качества.

Дюма представил Миледи в образе героини-злодейки, которая провоцирует опасность для главных героев. В созданных ею условиях мушкетеры получают возможность продемонстрировать свое бесстрашие и выдержку. Миледи вовлекает мушкетеров в бесконечные приключения, вместе с Ришелье она составляет тот фон, на котором несомненные достоинства этих героев выступают еще ярче.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-12-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

История Миледи оказалась еще более интересней,чем показали в кино! И написал Дюма!
Удивительно,что умерла Миледи в Крыму!

Однажды знаменитый Севастопольский художник и бард Валентин Стрельников, рассказал мне, что в 50-е годах, когда он жил в Старом Крыму, видел захоронение покрытое каменой плитой, графини Де ля Мот, которое находилось рядом с армянской церковью.

Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа родилась в 1756 году в Бар-сюр-Об, во Франции. Ее отец Жак Сен-Рени, был незаконнорожденным сыном короля Генриха II. Её матерью была Николь де Савиньи.

После кончины отца семилетняя Жана жила милостыней. Возле неё проезжала маркиза Буленвилье, которая заинтересовалась её историей. Маркиза проверила родословную девочки и взяла к себе в дом. Когда девочка подросла то поселилась в монастыре в Иерре, под Парижем, потом в аббатстве Лоншан.

Жана де Валуа Бурбон, графиня де ла Мот, графиня Гаше она же графиня де Круа, героиня романа А. Дюма «Ожерелье королевы», которая также послужила созданию образа Миледи в романе «Три мушкетёра», действительно окончила свой жизненный путь в Крыму. О ней также писали литераторы: Ф. Шиллер, братья Гонкур, С. Цвейг.

Жана обманом завладела бриллиантовым ожерельем, предназначенным для фаворитки Людовика 15. Когда эта авантюра была раскрыта, то она была арестована, и ей на плече выжгли клеймо и посадили в тюрьму.

Она вышла замуж за офицера графа Ла Мот, офицера гвардии графа д’Артуа. и переехала в Париж. Граф Беньо, так описывает ее наружность: прекрасные руки, необыкновенно белый цвет лица, выразительные голубые глаза, чарующая улыбка, маленький рост, большой рот, длинное лицо. Все современники говорят, что она была очень умна. В 1781 году, она появилась при дворе Людовика XVI и стала близкой подругой его жены Марии-Антуаннеты.

Портрет графини Де Ла Мотт

В декабре 1784 года ожерелье из 629 бриллиантов, изготовленное ювелирами Бемером и Боссанжем для фаворитки Людовика XV мадам Дюбарри и оставшееся не выкупленным по причине кончины заказчика, и показали его императрице Марии-Антуаннете. Ожерелье стоило огромных денег 1 600 000 ливров. Она отказалась его купить. Его решил выкупить кардинал Страсбурсский Луи де Роган. Он дал им аванс. Перед тем как кардиналу необходимо было отдавать ювелирам остаток суммы, к нему неожиданно явился итальянец Джузеппе Бальзамо, граф Калиостро, которому Роган был должен большую сумму. Кардинал был человеком чести, поэтому долг графу отдал, и остался совершенно без денег. В результате колье оказалось в руках де Ла Мотт, а ювелиры получили фальшивую расписку королевы, изготовленную приятелем Жанны Рето де Вилетом. Ювелиры пришли к королеве, и потребовали деньги по фальшивой расписке. Разразился скандал. Все участники этой истории - Жанна де Ла Мотт, кардинал де Роган, де Вилет - были заключены в Бастилию. Сюда же прибыл и граф Калиостро.

По решению суда 31 мая 1786 года Рогана лишили духовного сана, а Калиостро попросту выслали из Франции, были оправданы, Рето де Вилет приговорен к пожизненной каторге на галерах, а Жанна Валуа де Ла Мотт была бита кнутами и клеймена. Во время наказания Жанна так извивалась, что палач промахнулся и поставил клеймо ей на грудь, и на ее теле появились сразу две лилии. Вторую печать ей поставили, когда она уже была без сознания.

Во время суда Жанна ударила Калиостро медным подсвечником. Колье так и не нашли - 629 бриллиантов, оправленных в золото, пропали бесследно. Жана бежала из тюрьмы и вместе с Калиостро, который организовал побег, оказалась в Англии. В 1787 году в Лондоне вышли ее мемуары. «Vie de Jeanne de Saint-Rémy, de Valois, comtesse de la Motte etc., écrite par elle-même» («Жизнь Жанны де Сен-Реми, де Валуа, графини де ля Мотт и т. д., описанная ею самой»). Мария-Антуанетта прислала из Парижа графиню Полиньяк, чтоб она выкупила книги Жанны, которая согласилась отказаться от своего произведения за 200 тысяч ливров. Возможно, эта книга де Ла Мотт стала одной из причин Великой французской революции, которая в 1789 году уничтожила не только монархию, но и физически Людовика XVI c Марией-Антуаннетой. Причем императрицу казнил тот же палач, что клеймил Жанну де Ла Мотт.

26 августа 1791 года Жанна организовала собственные похороны. Причем она лично присутствовала на процессии в Лондоне и шла за пустым гробом, поглядывая по сторонам из-под черной вуали. Оказавшись на свободе, она выходит замуж за графа де Гаше, и меняет свою фамилию. Став графиней Гаше, Жанна покидает Англию, и появляется в Петербурге. Здесь через свою знакомую митрисс Бирх урождённой Cazalet, она знакомится с Екатериной-2, которой и рассказывает о Калиостро, который также в это время, появляется в столице. Калиостро был выслан из России. Екатерина-2, написала две пьесы “Обманщик” и “Обольщённый”, которые шли на столичных сценах. Продав бриллианты графу Валицкому, графиня де Гаше безбедно жила в России. В 1812 году графиня приняла русское подданство. 10 лет прожила Жанна де Ла Мотт - Гаше в Петербурге. Французское правительство не раз делало запрос по выдаче Жанны, но покровительство Императрицы её спасало. При императрице Елисавете её камеристкой была митрисс Бирх. В 1824 году Император Александр Павлович встретился с Жанной и повелел ей выехать из Петербуга в Крым. Вместе с ней выехали княгиня Анна Голицына и баронесса Крюденер, её роман «Валери» вызывал восторг у современников, эта книга была и в библиотеке А.С. Пушкина, он с похвалой отзывался о «прелестной повести баронессы Крюденер». Дамам также поручили сопровождать в Крым партию иностранных колонистов, более ста человек.

До Крыма добирались полгода, они плыли на барке по Волге и Дону. Во время бури на Волге барка едва не перевернулась, всех спасла княгиня Голицына, которая приказала срубить мачту. На полуостров она прибыла в 1824 году. В городе Карасубазар, умерла от рака баронесса Варвара Крюденер, здесь её и похоронили. Вначале Жанна, вместе с Жюльеттой Беркгейм, дочерью покойной баронессы Крюденер, поселилась в Кореизе у княгини Анны Голицыной. Княгиня ходила в шароварах и длинном кафтане, всегда с плетью в руке, ездила повсюду верхом, сидя в седле по-мужски. Местные татары прозвали её «старуха с гор». Графиня де Гаше, в это время была пожилой, но стройной дамой, в сером строгом рединготе, седые волосы, прикрывал чёрный бархатный берет, с перьями. Умное, приятное лицо оживлялось блеском глаз, её изящная речь была пленительна.

Вскоре графиня переехала в Артек, во владения польского поэта графа Густава Олизара, который прятался здесь от несчастной любви. Он просил руки Марии Николаевны Раевской и получил отказ. Он покинул высший свет и отправился к берегам Тавриды залечивать душевные и сердечные раны. Однажды, путешествуя по побережью, он высказать свой восторг, окружающим пейзажам. Извозчик, разыскав хозяина понравившейся барину местности, партенитского татарина Хасана, у которого всего за два рубля серебром, влюбленный поэт, стал владельцем четырех десятин земли у подножья Аю-Дага.

Тогда это был единственный дом на всем семикилометровом отрезке от Гурзуфа до Аю-Дага. Крым еще только начинал осваиваться. Дом был построен мастером по выжиганию извести возле своих печей. Остатки этих печей были раскопаны при строительстве одного из корпусов Артека.

Жила графиня со своей служанкой в этом домике даче Ашера, который сохранился до сих пор. Сейчас в здании находится мемориальный музей Зиновия Соловьева, основателя и первого директора Артека, жившего здесь в двадцатые годы. Также они проповедовали местному населению идеи социализма Франсуа Фурье. Полиция заинтересовалась Жанной, и ей пришлось переехать в Старый Крым. Здесь она жила со своей служанкой в маленьком домике. Графиня была нелюдимой, избегала общения и одевалась странно. Она носила полу мужской костюм, и всегда с собой носила пару пистолетов за поясом. Местные жители называли её графиней Гашер.

Графиня Гаше умерла 2 апреля 1826 года. Её похоронили в Старом Крыму. Отпевали усопшую два священника - русский и армянский. Могилу накрыли каменной плитой, которую графиня заказала каменотёсу заранее. На ней была высечена ваза с акантовыми листьями - символ триумфа и преодоления испытаний, под ней - затейливый вензель из латинских букв. В нижней части плиты был высечен щит, на котором обычно помещают имя и даты. Но он остался чистым.

Старушки, обряжавшие её в последний путь, обнаружили на её плече клеймо, две лилии. Из Петербурга сразу же послали нарочного, для того, чтоб найти шкатулки с бумагами графини.

Барон И.И. Дибич начальник штаба Императора, пишет Таврическому губернатору Д.В. Нарышкину. От 4.08.1836 г. №1325. «В числе движимого имения, оставшегося после смерти графини Гашет, умершей в мае сего года близ Феодосии, опечатана темно-синяя шкатулка с надписью; «Marie Cazalet», на которую простирает свое право г-жа Бирх. По высочайшему Государя Императора повелению, я прошу покорно вас, по прибытию к вам нарочного от С-т Петербургоского военного генерал-губернатора и по вручении сего отношения, отдать ему сию шкатулку в таком виде, в коем оная осталась по смерти графини Гашет». При получении послания Нарышкин Д.В., губернатор Таврического края, пишет чиновнику особых поручений Маеру; «имущество её описано тамошней ратушей при бытности назначенных графиней Гашет изустно перед кончиной своей душеприказчиков; колл. Секр. Барона Боде, иностранца Килиуса и заведующего делами покойной феодосийского1-й гильдии купца Доминика Аморети, которое, по распоряжению губернского правительства, взято в ведомство дворянской опеки.

В описи имуществу показано четыре шкатулки, без о значения, однако, каких они цветов, но одна, под № 88…вероятно, это та самая шкатулка, о которой г. начальник главного штаба пишет мне».

«…Майер нашёл две шкатулки: одну тёмно синюю, с надписью золотыми литерами: Miss Maria Cazalet, другую - красную, при коей на ключике имелся на ленте билетик с надписью: pou M.de Birch. Но обе… не были опечатаны и, так сказать, открыты, ибо ключи от них находились у того же барона Боде”

Выяснилось, что в Старый Крым Боде прибыл через сутки после смерти графини. Барону Боде, ешё при жизни, графиня поручила распродать своё имущество, а все вырученные средства отослать во Францию, в город Тур, некоему господину Лафонтену. Боде исполнил волю графин. Маер же больше всего интересовался бумагами, которые были в шкатулке. Но их не было. Были допрошены местные жители. Они рассказали, что на ней был, ещё один костюм, плотно закрывающий её с головы до ног. Татарин Ибрагим - мальчик пятнадцати лет, рассказал: Я видел графиню перед смертью, она много бумаг сожгла. А один свиток поцеловала и положила в шкатулку.

Граф Пален 4.01.1827 г. писал Нарышкину.”Г. генерал Бенкендорф препроводил ко мне письмо на имя барона Боде, из которой видно подозрение на некоторых лиц, ….в похищении и утайке бумаг её. … . Дополнительное следствие, по истечении которого Палену было доложено.”Факт похищения бумаг установить удалось, но фамилии похитителей неизвестны”.

"Губернатор Нарышкин поручил следствие чиновнику Ивану Браилко. Барон Боде. вручил ему два письма графини де Гаше. Эти письма вместе с отчетом о следствии были немедля отправлены в Санкт-Петербург

В 1913 году писатель Луис Алексис Бертрен (Луи-де- Судак) создал франко-русскую комиссию- которая сделала вывод, что графиня Гаше действительно похоронена в Старом Крыму. Во время оккупации Крыма в 1918 г. немецкие офицеры фотографировались возле захоронения Гаше. На плите были видны королевские вензеля Марии-Антуанеты. В 1913 году художник Л.Л. Квятковский нашёл могильную плиту и зарисовал её. В 1930 году другой художник П.М.Туманский также видел и зарисовал эту плиту. Рисунок сейчас находится в Петербургском архиве. В 1956 году Симферопольский краевед Фёдор Антоновский показал плиту Р.Ф. Колояниди и её брату, Николаю Заикину, который и сфотографировал плиту. Впоследствии Антоновский подарил это фото, клубу любителей истории Севастополя. Могила находилась вблизи армяно-григорианской церкви Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) . Церковь снесли в 1967 году. В 90-х годах, эту плиту Виталий Колояниди, вместе с музыкантом Константином, принес к себе домой. В 2002 году, Виталий показал плиту, своему товарищу, краеведу Колесникову Э.В. В 1990-х годах Константина лишают жизни, прямо рядом с захоронением Миледи. Виталий погиб 9.05. 2004 года. Что интересно в 1992 году, когда мы путешествовали по Крыму вместе с исполнительницей роли Миледи в фильме “Три мушкетёра”, Маргаритой Тереховой, то Маргарита попросила меня заехать в Старый Крым, не зная всей этой истории. И сейчас, когда вы едете в Феодосию и Коктебель, то проезжаете рядом с прахом графини Жанны де Валуа Бурбон, Графини Де Ла Мот, графини Де Круа, графини Гаше, Миледи.



Загрузка...
Top