Подвиг который совершил данко был неразумен. Образ и характеристика данко в рассказе старуха изергиль горького сочинение

1. Данко как идеальный герой.
2. Цель Данко.
3. Противопоставление героя и толпы.

В своем творчестве писатели часто обращаются к теме подвига. Героические поступки людей не могут не вызывать восхищения. Подвиг можно рассматривать с этих позиций. Но человеческое сознание устроено таким образом, что любой поступок можно трактовать двояко. И идея подвига в данном случае не исключение. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» как раз рассматривается подвиг во имя общего счастья. Писатель отвечает на этот очень важный вопрос легендой о Данко, герое, который отдал свое сердце ради других. На первый взгляд, поступок Данко заслуживает уважения и неподдельного восхищения.

Данко безупречен. Он очень выгодно отличается от всех, кто его окружает. Данко не думает о себе, он живет интересами других, хочет изменить жизнь своих соплеменников. Данко олицетворяет революционера, человека, не желающего жить по тем правилам и устоям, которые были созданы задолго до его рождения. Если учитывать особенности эпохи, в которой довелось жить и творить М. Горькому, то становится понятным, почему его так привлекал образ Данко-революционера.

Писатель сознательно идеализирует Данко, делает его безупречным. Герой живет ради того момента, когда он может совершить подвиг во имя общего счастья. Правда, он не задумывается о том, достойны ли этого подвига окружающие? Может быть, их целиком и полностью устраивала та жизнь, которая не менялась очень долгое время? Может быть, любые изменения пугают и огорчают их?

Цель Данко-героя — преобразовать мир. В контексте легенды, рассказанной Горьким, Данко хотел сделать своих соплеменников счастливыми, вывести их из темного мрачного леса, чтобы они жили на светлом солнечном месте. Ради того, чтобы найти путь во мраке, Данко жертвует своим сердцем. Оно освещает путь, и слабые, несчастные соплеменники героя находят дорогу. Герой погибает, и никто не думает о нем жалеть. С одной стороны, Данко по-человечески жаль. Молодой, неравнодушный человек погибает в расцвете лет. С другой стороны, у него не было других перспектив. Данко не устраивала обыденность, жизнь как серое существование казалась ему неприемлемой. Иначе он бы не захотел пуститься в столь рискованное путешествие. Да, без сомнения, он очень много сделал для своих соплеменников. Он вывел их из мрака, показал путь к счастью.

Люди, подобные Данко, живут ради подвига, ради этого короткого мига. Только так они понимают смысл своей жизни. Они не берегут жизнь, напротив, с готовностью расстаются с ней, оставляя на века легенды о себе.

Не случайно соплеменники не слишком-то любили Данко. Они чувствовали в нем опасность. И были правы. Данко же, напротив, не понимал их. Он жил ради будущего, светлого и прекрасного. А окружающие жили сегодняшним днем. И беды настоящего казались им гораздо важнее, чем призрачное счастье будущего.

Нужна ли была жертва Данко окружающим? Может быть, нет. По крайней мере, соплеменники героя так и не осознали, что они в этом нуждаются. Однако можно сказать с уверенностью, что смерть Данко была не напрасной. Он своим поступком показал, что есть люди, для которых общее счастье важнее, чем собственная жизнь.

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» есть фраза: «В жизни всегда есть место подвигу». А что же такое подвиг? Для нас это понятие обозначает какое-то героическое событие, основанное на самопожертвование. К теме подвига обращались многие писатели: Васильев в повести «А зори здесь тихие», Николай Васильевич Гоголь - «Тарас Бульба»… Достаточно ярко, на мой взгляд, данный вопрос раскрыт в третьей части «Старухи Изергиль» - «Легенда о Данко».

Данко – один из главных героев рассказа Горького. Молодой юноша с необыкновенной душой, он стремился помочь своему народу. Когда чужестранцы захватили земли, где проживало племя, Данко – единственный, кто решился вывести людей на свободные территории. Но человек – трусливое существо, народ испугался неизвестности. Данко не мог смериться с рабством, соплеменники согласились следовать за ним.

Вера в освобождение быстро иссякла. Усталость порождала бунты. Люди стали обвинять Данко в намерение погубить их. Чтобы вернуть народу веру, Данко вырывает из груди собственное сердце. Но подвиг ли это? Может юноша просто испугался жестокой расправы? По моему мнению – все-таки подвиг. Данко не думал о своей жизни, его цель – спасти свой народ, подарить ему свободу и счастье. Погибнуть ради неблагодарных людей – разве не подвиг? Настоящий подвиг – бескорыстный, не требующий благодарности.

«Легенда о Данко» - заключительная часть рассказа горького. Возникает вопрос: зачем нужны две предыдущие? Вероятно, писатель хотел сопоставить героев своего произведения, сделать плавный переход от эгоиста Ларры к альтруисту Данко.

Если обращаться к первой части, то центральный персонаж – молодой, красивый юноша Ларра. Он живет в свое удовольствие, но счастлив ли он? Вовсе нет. Проклятый на бессмертие, Ларра скитается по миру, ища погибели. Во второй части мы более подробно знакомимся с Изергиль. Она тоже молода и хороша собой, а жизнь, как и у Ларры, проходит в пустую. Став старше, женщина живет лишь воспоминаниями. Зато кого она вспоминает? Кто навсегда остался в её сердце? Изергиль увпжает лишь тех, кто любил свою родину.

Таким образом, через этих героев Максим Горький подводит нас к мысли о том, что жить стоит ради Родины, ради своего народа.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» противопоставляются равнодушие и отзывчивость. Безразличие к людям выражается в образе сына орла Ларры - гордого, эгоцентричного юноши, который хочет оставаться полностью свободным от людей и обязанностей перед ними. Отзывчивость выражается в образе Данко - это мужественный, сильный, ответственный герой, который решил вывести людей из лесов и болот и указать им путь. Поэтому данное произведение идеально подходит для того, чтобы стать литературным материалом для аргументов к итоговому сочинению.

  1. Равнодушие никогда не приводит человека к счастью. Например, Ларра, сын орла, презирает людские законы и относится безразлично к человеческим чувствам, которых не испытывает. Он никого не уважает, убивает девушку на глазах у людей из её племени, не отдавая себе полностью отчёта в том, что поступает жестоко: он слышит только себя и свои желания. Но за это он обречён на вечное страдание от одиночества. Из племени его изгнали, а Бог «наградил» героя вечной жизнью, чтобы тот познал бездну отчаяния за свою гордыню. Так, несчастный персонаж стал скитальцем, в глазах которого навеки поселилась тоска, что не утолить ни времени, ни пространству.
  2. К сожалению, люди далеко не всегда понимают и ценят отзывчивость. Например, благородный Данко приносит себя в жертву интересам племени, а его народ остается равнодушным к подвигу и не осознает его роли в своем спасении. Без храброго юноши они никогда бы не выбрались. Даже находясь в пути к цели, соплеменники начали осуждать и упрекать вождя за то, что он не знает сам, куда их ведёт. Тогда он в порыве человеколюбия вырвал из своей груди пылающее сердце и, осветив им дорогу, вывел толпу на волю, а сам умер. И кто-то даже растоптал его сердце – в этом поступке Горький изобличил черную неблагодарность общества за отзывчивое отношение к себе.
  3. В легенде о Ларре люди более отзывчивы, нежели в легенде о Данко. Они пытаются разговаривать с убийцей, понять его, объяснить ему правила жизни в человеческом обществе. Но герой - их антагонист, он чёрств, равнодушен и не желает вникать в сущность людей. Он считает их слабыми и ограниченными: куда их свободе до его вседозволенности? Однако именно эта «ограниченность» возвышает племя над сыном орла. Персонажи не решаются лишать преступника жизни, они не дерзнули покуситься на это священное право, хоть Ларра и дал повод для жестокого наказания. Община просто отправила его в изгнание, и более мудрого решения в данном случае не придумать. Если людьми правит отзывчивость, к ним приходит гармония и мудрость, а вот равнодушие сулит лишь разрушения и жестокость.
  4. На способность индивидуума к отзывчивости не влияет социум. Например, в образе Ларры и Данко выражены две противоположных стороны человеческой натуры: равнодушие и отзывчивость. В первой легенде в образах людей в определённой степени присутствуют черты отзывчивого Данко, а в третьей легенде - черты равнодушного Ларры. Образы второстепенных персонажей контрастируют с главными героями обеих легенд. Так автор показывает читателю то, что в каждом человеке одновременно присутствуют качества Ларры и Данко, и они проявятся в независимости от того, как окружение будет относиться к личности.
  5. Равнодушие приводит человека к одиночеству. Например, старуха Изергиль из одноименного рассказа Горького всю жизнь предавалась легкомысленным увлечениям, не щадя чувств кавалеров. Она нередко разбивала сердца и лишь забавлялась этим процессом. Но ее красота и сила были растрачены попусту, ведь на настоящую любовь их не хватило. Человек, которого она спасла из плена, рискуя погибнуть, мог любить ее лишь в благодарность, а она из гордости не приняла подачку. В результате «роковая красотка» влачила одинокую старость, ведь молодость и успех и мужчин покинули ее. Вот, к чему привело ее безразличие к чувствам других людей. Теперь всем было наплевать на нее.
  6. Настоящая отзывчивость – это человеколюбие. К примеру, Данко приносит себя в жертву ради народа, и только всепоглощающая любовь к людям могла позволить ему простить упреки и смешки недалекого племени. Он, невзирая на неблагодарное поведение соплеменников и отсутствие поддержки, шел к цели и вел за собой толпу. Любой на его месте сдался бы, видя такое обращение. Однако герой обладал непоколебимым подспорьем для своей отзывчивости – любовью, которая когда-то заставила Христа взойти на Голгофу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Данко - герой произведения Горького «Старуха Изергиль». Это крепкий молодой человек, которому свойственно человеколюбие и самопожертвование во имя благих целей.

Характер у героя мужественный, бесстрашный. Данко не боится собственной погибели, если дело касается здоровья и благополучия людей, которых он любит. Помимо этого он очень милосерден и сострадателен. Данко обладает спортивной внешностью. Он красив, молод и умен. Это человек, который готов взять на себя тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей. Герой обладает харизмой, он хороший оратор: именно поэтому люди верят ему и следуют за ним. Будучи представителем древнего племени, Данко чтил традиции своих предков, переживал за судьбу и будущее своих соплеменников.

Он мечтал о том, чтобы подарить свободу всем людям, которых любит. Его жизненная позиция была такова: отдать всего себя во имя спасения и счастливой жизни для других. За такие положительные черты характера люди поверили Данко: ведь даже в тот момент, когда все отвернулись от него, он пожертвовал собой ради их блага. Смысл существования Данко сводился к следующему: «Что я сделал, делаю и буду делать для людей?», «Чем я готов пожертвовать ради людей?»

Совершенный им подвиг возводит Данко в ранг героя. Для этого человека истинное счастье заключается в том, чтобы жить и творить для других. Несмотря на все эти положительные качества, Данко одинок и у него изначально возникает конфликт с толпой. Но он жертвует самым дорогим - жизнью, чтобы освятить путь людям. Грустно становится от того, что народ в большинстве своем принял подвиг Данко как должное. В тот момент, когда обессиленный и умирающий герой падает на землю, народ радуется и веселится. Но даже умирая, Данко ничуть не сожалел о своем поступке. Самопожертвование - это его идеал и жизненный принцип, которому он остался верен до последнего вздоха.

В образе Данко прослеживается революционная борьба, характерная для того периода истории. Загнанные в убогие места люди олицетворяют угнетенный рабочий класс и крестьянство, а Данко - лучик солнца в темном царстве, словно революционер, готов повести народ к победам и счастливому будущему.

Вариант 2

Творческое наследие Максима Горького огромно. В него входит большое количество разноплановых текстов. Особое место занимают ранние романтические рассказы. В частности текст с названием «Старуха Изергиль». Это текст с особой композицией по принципу «Рассказ в рассказе». А именно от лица Изергиль читатель узнает две красивых древних легенды: о Ларре и Данко.

Данко – это самоотверженный человек, которому не жалко отдать самое дорогое – жизнь, в обмен на благополучие и счастье рода людского.

Если рассказать историю Данко вкратце, то она такова: в неком месте обитало людское племя. В один прекрасный момент их выгнали с обжитых земель более сильные. Племя ушло в местность, непригодную для проживания. Стали люди болеть, умирать. Тогда Данко выбрали они своим предводителем, потому что видели в нем мужество и силу духа.

И Данко решился вести племя человеческое через глухой лес. Но, как обычно бывает, Данко старался делать как лучше, а получилось как всегда. Начались волнения в племени людском. Тогда Данко, чтобы спасти племя человеческое вырвал из собственной груди сердце и осветил им путь людям…

Данко Горький одаривает такими эпитетами, как «сильный, веселый, смелый». Поэтому немудрено, что такой человек способен на самопожертвование ради счастья и благополучия других. Получилось так в данной ситуации, что те, кого он вел за собой, спасовали, а именно дорога оказалась для племени слишком сложной. Чтобы не брать ответственность на себя люди обвинили во всех своих неудачах Данко. Они в конце пути своего обнажили звериное начало, а значит, не могли быть преданными своему предводителю, которого сами же и выбрали.

Следующий эпизод лишний раз подчеркивает способность на благое дело ради своего народа. Это когда Данко ощущает в себе силы сделать что-то светлое и радостное для людей. Он жертвует своим сердцем, жизнью ради человечества. Тогда происходит чудо: тьма отходит и это означает, что побеждает доброта, духовная сила над страхами и ничтожеством человека перед стихией.

Да, Данко умер в конце легенды, но голубые искры от его сердца живы. Это говорит о том, что у людей есть надежда на спасение в смутные периоды истории.

Сочинение о Данко

В своем произведении «Старуха Изергиль» Горький рассказывает две легенды, которые услышал он от старой рассказчицы. В этих повествованиях противопоставляются два разных героя. Оба они – люди сильные. Но, один из них действует только ради собственного удовлетворения, а другой же жертвует собственной жизнью ради людей. Это – Данко.

Происходили эти события очень давно. Жило племя людей. Но, однажды пришли на их землю те, кто оказался сильнее, и выгнали они их. Племя ушло в лес к болоту. Там стали они болеть и умирать один за другим, так как от болота исходил ужасный отравляющий смрад.

Люди не знали, что им делать. Пойти назад и отвоевать свою землю у врага они не могли, потому что боялись нарушить завет. А идти вперед через страшный лес в поиске новой земли они боялись. И, чем больше думали они о предстоящих тяготах, тем сильнее становился их страх, и все больше иссякали их силы.

И тут-то и появляется среди них Данко. В глазах его светился огонь и был он смел. Люди решили, что он сможет провести их сквозь лес. Он согласился. Но, путь был труден. И народ стал роптать на него, а после и вовсе пожелал убить.

Совсем недавно эти люди боялись предстоящего пути и не находили в себе сил проделать его. А, идя за Данко, словно стадо овец за пастухом, они и ответственность всю сложили на него. Перед читателем предстает толпа людей безвольных. Трудности пути их настолько утомили, что они и рады бы остаться на месте. И, хоть и согласились они идти сами, обвиняют во всем того, кто вел их. Никто и не думал о том, что потерь нельзя было избежать. А страх и безволие все больше поглощали их, порождая в сердцах неверие и бессилие.

Тут бы и бросить Данко их. Но, он был человеком самоотверженным. Поэтому он, вместо того, чтобы оставить тех, ради которых он тщетно старался, приносит себя в жертву ради их спасения. Он вырывает из своей груди сердце.

Этот момент с особенным восторгом описывает автор. Сердце Данко горело, горело силой, отвагой и любовью к людям. А они, зачарованные таким зрелищем, без особого труда завершают свой путь. Теперь они уже не роптали.

А когда вышел народ из леса, он был так рад этому, что и не заметил даже того, что спаситель их лежал мертвым под их ногами.

С одной стороны, образ Данко – это пример самоотверженности и любви к ближним. Но, как печален конец: наградой для героя стала лишь его гибель. А те, ради кого он пожертвовал собой, не оценили подвига. Они видели лишь конец своего пути: новую землю, чистое небо и свежий воздух. Но не помнили они уже того, как не решались они на этот путь, не помнят уже и того, как хотели убить человека, поведшего их и отдавшего за них свою жизнь.

Сочинение Характеристика и образ Данко

В рассказе «Старуха Изергиль» есть две легенды, но они противоположны друг другу. История Ларры – это история жестокого и бесчувственного, очень злого человека. Но, так как его история рассказана в начале, то общее впечатление от «Старухи Изергиль» определяет именно последняя часть, в которой говорится о Данко.

Данко – это один из людей, которых автор описывает, как «весёлых, сильных и смелых». В тексте упомянуто, что они жили не племенами, а таборами, то есть, скорее всего, это цыгане. Цыгане и в кино, и в литературе давно стали символом свободы и храбрости. Поэтому легко представить, что для этих людей заветы предков были очень важны, и вместо того, чтобы погибнуть, сражаясь за возможность жить на старом месте, они решили, что им нужно новое, не среди тех болот, куда их загнали племена врагов.

И в минуту, когда такой прекрасный народ был охвачен тоской, именно Данко является всех спасти. Старуха Изергиль говорит про него: «Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы». После её слов представляется высокий и статный юноша, цыган, с чёрными, как смоль, волосами и тёмными глазами, в которых и горит тот самый живой огонь, которого не хватало сердцам его народа. Поэтому на его призыв все легко откликаются – за таким лидером действительно хочется идти.

Однако дорога оказалась для них слишком тяжёлой – и, как бывает в жизни, тот, кто не спасает быстро, становится в глазах людей лгуном и предателем. От пережитых тягот те, кто был весёлыми и сильными, слабеют и в своей слабости обвиняют сильнейшего из всех – Данко. Он пытается образумить их словами, но они описываются старухой Изергиль уже как звери – значит, в них нет больше той веры, которая вела их вперёд прежде.

Дальнейшие события уже больше напоминают сказку, чем легенду, но они являются кульминацией того, что человек может сделать для своего народа. Окружённый, но преисполненный любовью и жалостью, Данко задаёт себе вопрос – «Что я сделаю для людей?». Старуха Изергиль говорит, что этот голос был «сильнее грома», то есть даже природа отступила перед силой духа Данко. А потом он вырывает из груди сердце – и тьма окончательно оказывается побеждённой, подчёркивая торжество человеческого разума, человеческой доброты и духовного огня над первобытными страхами и ничтожностью.

В этом отрывке рассказа много повторов – они используются для того, чтобы привлечь внимание к тому, как отличалось путешествие с факелом-сердцем от предыдущего, как заворожены поступком Данко люди, как, в конце концов, невероятно значим этот поступок.

Смерть Данко, описанная в конце, потрясает. Приведя свой народ через такие испытания, совершив невозможное и оказавшись на свободе, он не успевает насладиться чувством долгожданного освобождения и умирает. Это великолепный пример самопожертвования, истинный и горячий, и тут будет более точным сказать – от чистого, горячего сердца. Тем трагичнее то, что какой-то человек растоптал то, что осталось от Данко, превратив его искренний огонь в голубые искры, появляющиеся в степи перед грозой. Но даже и то, что они появляются перед грозой – это ещё одна черта подвига Данко – когда природа наступает, в это опасное время отголоски пламени его сердца словно говорят, что надежда есть всегда, и не нужно бояться грома и молний.

  • Образ и характеристика Карандышева в пьесе Бесприданница Островского сочинение

    Писатель, изображая Карандышева, пополнил ряд персонажей, которым дали определение «маленький человек».

  • Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце 9 класс (описание)

    Цыплаков В. Г. Большинство своих картин писал с прекрасных русских пейзажей, создавая чудесные полотна с изображением времен года, погоды и замечательной природы.

  • Адресаты любовной лирики Лермонтова сочинение 9, 10 класс

    Любовь всегда занимала свою весомую нишу в жизни поэтов, писателей, музыкантов, художников. Ни будь этого прекрасного чувства, навряд ли могли бы получиться всеми любимые и востребованные предметы искусства.

  • Куприна Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы

    МКОУ «Гимназия №259», г.Фокино, Приморского края

    Тема урока: Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

    Форма проведения: урок-дискуссия с элементами технологии критического мышления.

    Цель урока: проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия

    Задачи:

    Образовательные:

    1. рассмотреть проблему романтического героя в ранних произведениях М. Горького;

    2. провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.

    Развивающие:

    1. развивать навыки анализа художественного текста;

    2. развивать у учащихся чувство « художественного слова»;

    3. развивать речь, умение формулировать высказывание.

    Воспитательная:

    1. через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям;

    2. подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного

    Планируемые результаты:

    Предметные: познакомить с рассказом «Старуха Изергиль», выявить идейно-художественное своеобразие «Легенды о Данко», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

    Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, формирование чётких представлений о добродетели и самопожертвовании. На примере отношения главного героя к людям прививать детям человеколюбие.

    Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

    Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Средства обучения: компьютер, проектор, учебник..

    Межпредметные связи: география, живопись.

    Оборудование:

    Портрет М. Горького

    Презентация

    Карточки с заданиями

    Толковые словари

    Эпиграф урока:

    Ход урока.

    1.Вступительная часть урока. Создание мотивации и эмоционального настроя.

    (слайд 1- пламя)

    Здравствуйте, ребята. Садитесь. Итак, урок литературы.

    И вы, и я волнуемся. Послушайте, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

    2.Фаза вызова .

    Учитель: Каким быть, как прожить жизнь? Какие поступки совершать? Что любить и что ненавидеть? Как прожить свою жизнь, дарованную нам?

    (2 слайд) Прочтите, ребята, эпиграф к уроку.

    Жизнь не тающая свеча. Это что – то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.

    Какой смысл вкладывал Б.Шоу в эти слова? Как вы это понимаете? И как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

    Сегодня, ребята, мы поговорим о жизни, о ее цене, о предназначении человека и об уникальности человеческой жизни. Давай попытаемся сформулировать тему урока, но для начала:

    (3 слайд) -Какие ассоциации появляются у вас со словом ПОДВИГ? Как он связан с нашей жизнью?

    Какие примеры подвигов вы можете привести из художественной литературы?

    Вы так легко называете примеры. А что же такое подвиг? Дайте определение этому понятию.

    Давайте посмотрим в «Толковом словаре» Ожегова.

    (4 слайд)* Героический самоотверженный поступок. (слайд 2 – определение)

    (5 слайд)- Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?

    Обратимся к словарю.

    (6 слайд )* Решительное активное действие в сложных обстоятельствах .

    (7 слайд)- Сегодня мы с вами будем изучать произведение М. Горького «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Вы уже прочитали легенду.

    Попробуйте определить тему произведения.

    (подвига, поступка, трусости, предательства), следовательно, темой урока у нас будет тема подвиги

    (9 слайд) САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ –это…

    А теперь попробуем сформулируем цель , посмотрите на следующие понятия

    (10 слайд) ТРУСИТЬ (дайте определение)

    БЕССИЛИЕ (дайте определение)

    (11 слайд)- А теперь эти 5 слов я соберу в кластер.

    Посмотрите на него и скажите, что объединяет или разделяет эти слова? Какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

    (12 слайд)

    (как подвиг сопоставляется с трусостью,

    почему подвиг и трусость стоят рядом,

    что можно назвать подвигом,

    подвиг и самопожертвование – одно и то же,

    поступок Данко – подвиг или самопожертвование?)

    *Учащиеся записывают вопросы в тетради

    -Цель нашей работы на уроке– выяснить и дать ответы на эти вопросы.

    3.Фаза реализации замысла.

    1. Знакомство с «Легендой о Данко», что такое легенда как литературный жанр

    (13 слайд) Словарная работа. - Что такое легенда ? (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)

    1. Сюжет легенды.

    В основе сюжета легенды лежит библейская история о Моисее

    (рассказ истории учеником с показом сюжетных картинок из Библии)

    (14, 15 слайд) Библейская история о Моисее

    Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

    Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

    Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

    1. Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко

    – В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

    – Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

    4. Работа с текстом.

    (16, 17 слайд)- Чтобы понять, почему Данко решился на поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения.

    Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (1,2 предл)

    Где они жили сначала? (1,2 предл)

    Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл)

    "Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.

    Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста.

    (18 слайд) Задание 1 : выписать со стр. краски, описывающие природу леса (1 группа), звуки и запахи леса (2 группа), описание племени (его характеристика) (3 группа).

    Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад , и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче...Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...

    (19 слайд)- Дайте определение слов ЗАВЕТ, СМРАД.

    Сопоставьте характеристику племени и места обитания.

    (противоречат, противопоставлены)

    Почему у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

    Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?

    Подберите синоним к фразе НИЧЕГОНЕДЕЛАНЬЕ.

    (равнодушие, бездействие, сидеть на месте)

    К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)

    К какой мысли привели их трусость и бездействие?

    (породили готовность к рабству и зависимости)

    Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.

    Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно или спокойно, готового к рабству, назвать честной и свободной?

    (20 слайд)– цитата Толстого)

    Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.»

    А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.

    («Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

    А какая поговорка существует в русском фольклоре?

    (под лежачий камень вода не течет)

    Т.е. человек пока бездействует, он ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.

    (слайд 21)- И вот появляется Данко.

    Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

    - Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

    Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

    - Веди ты нас! - сказали они.

    Тогда он повел..."

    Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.

    («В очах его светилось много силы и живого огня»)

    Почему доверили именно ему вывести племя?

    Из текста видно, что решение толпы объясняется порывом, желанием снять с себя ответственность. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями.

    "Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!- Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!Но эти слова разъярили их еще более.- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, итогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

    Тогда почему они сначала «начали роптать» на Д., а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него?

    (Оказалось, что Д., который шел впереди них, вызвал

    раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии».

    «Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)

    За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге не было легко)

    Какое чувство переживает Д., глядя на толпу судящих его людей?

    (сначала испытывает негодование, но «от жалости

    к людям оно погасло», «вспыхнул огнем желания спасти их»)

    Т.е. Д. сумел смирить свою гордыню. Чувство любви к миру и к людям в нем победило.

    Почему же тогда в душе Д. зародилась тоска? (безверие убивает человека)

    (Слайд 22)*Чтение текста учеником наизусть

    - Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.

    И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

    Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

    Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

    (Слайд 23)- Давайте посмотрим об этом видеофрагмент. (ВИДЕО)

    (Слайд 24)*Средства художественной выразительности

    Какими средствами х.в. изображается сердце героя?

    (- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.

    Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.

    Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)

    4.Фаза рефлексии.

    (Слайд 25) -Теперь вернемся к нашему кластеру и целям урока.

    (Слайд 26)- Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?

    Подвиг и самопожертвование – одно и то же?

    Что можно назвать подвигом?

    Как подвиг сопоставляется с трусостью?

    Почему подвиг и трусость стоят рядом?

    Чем может пожертвовать современный человек? (деньги, время, условия)

    Для того чтобы пожертвовать собой ради другого, чтобы совершить подвиг, нужно только идти на войну, броситься в пожар? (маленькие подвиги совершаются самыми обычными людьми в самых обычных обстоятельствах)

    (Слайд 27)- Горький говорил (цитата Горького): «В жизни всегда есть место подвигу»

    - Приведите примеры подвигов из жизни.

    Данко особенный человек? А какой человек способен совершить подвиг?

    Чтобы лучше понять, чем герой отличается от обычных людей, а в частности Данко от племени, я предлагаю вам выполнить задание 1 группе - составить обратный кластер.

    (слайд 28,29) Задание 2 группе: впишите в овалы свои выводы о племени и Данко в различных отношениях.

    Чем Данко отличается от племени? Каков герой по сравнению с племенем?

    (любовью к людям)

    Могли ли люди в таком душевном состоянии и с такими взглядами совершить подвиг?

    (Слайд 30)- Значит, для подвига нужно вдохновение? (это внутреннее желание помочь, независимо от взглядов, состояния, настроения человека, это любовь и умение жертвовать собой)

    Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

    -Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы?

    У нас остался ещё один вопрос: Для чего Данко, да и вообще люди совершают подвиг?

    Критик Л.А.Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего счастья». Вы согласны с этим мнением? В чем?

    (ради спасения других людей, из любви к ним)

    Требует ли Горький в легенде героизма от людей?

    (Слайд 32) Критик Г. Владимов убежден, что «нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться…..»

    Чему может научиться человек? Закончите фразу критика.

    (Слайд 32) («но научиться уважать его можно»)

    В чем же заключается смысл легенды: в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм? Или в чем-то другом?

    (Слайд 33) -А теперь вернемся к кластеру. Что же должно быть написано в центре? Что нужно проявлять к любому человеку?

    (уважение)

    (Слайд 34)– цитата Горького)

    М. Горький писал: «Подвиг – это высшая степень свободы от любви к себе»

    Объясните фразу Горького.

    *Подвиг – это не только поступок, подвиг – это умение любить любых людей. Подвиг Д. – принести людям счастье.

    5.Подведение итогов.

    Что же вы нового узнали о подвиге?

    Изменилось ли ваше представление о подвиге?

    (подвиг – это умение дарить любовь к людям)

    *В своем творчестве М. Горький решал вопросы, каким быть человеку и как ему жить среди людей.

    (Слад 35) -И в знак того, что мы пришли к единому мнению давайте зажжём наши символические сердце и частичку тепла наших сердец подарим всем, кто находится здесь – это и будет нашим маленьким подвигом.

    *Благодарю вас за урок. Отметки …

    6. Домашнее задание: напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”



    Загрузка...
    Top