Познавательно-игровая программа «Как хорошо, что есть театр! «Как хорошо, что есть театр!» конкурсная программа посвящённая Международному дню театра.

СЦЕНАРИЙ

« КАК ХОРОШО, ЧТО ЕСТЬ ТЕАТР!»

Действующие лица:

Золотая Маска- взрослый.

Петрушка- ребенок

Подружки- дети

В зал входят воспитатель и дети.

1-й ребенок. Ольга Ивановна, вы обещали нам, что мы будем играть, а мы пришли в музыкальный зал.

Воспитатель. Да, конечно, мы поиграем, но это будет особенная игра, и называется она «Театр».

2-й ребенок . Знаем.

3-й ребенок. Мы были в театре.

4-й ребенок. А я знаю, что в театре играют актеры.

Воспитатель .

В страну театра я открываю дверь.

И папы побывали в ней, и мамы все, поверь.

И взрослые, и дети дадут тебе ответ,

Что лучше, чем театр, страны на свете нет.

1-й ребенок

Сегодня в зале будет праздник

И будет много здесь детей,

И будет здесь гостей немало,

Немало шума и страстей!

Под «Вальс» (муз. А. Козловского) из спектакля «Принцесса Турандот» в зал входят дети в масках.

2-й ребенок

Театр! Какое это слово!

Это праздник, это торжество!

И в зале зрителей немало.

Всех ожидают волшебства!

Звучит песня «Чудо-театр» (муз. И. Пономарева)

Дети садятся около ширмы, а двое детей остаются.

3-й ребенок

Да, здесь вполне прилично,

Сегодня время проведем отлично!

4-й ребенок

Чтоб от души повеселиться,

Нам помощь Феи пригодится,

Чтоб совершить чудесное путешествие,

И будет оно интересное.

1-й ребенок

Пора часам пробить двенадцать раз…..и

Золотая Маска здесь появится у нас!

Звучит запись - часы бьют 12 раз. Под музыку появляется Золотая Маска.

Золотая Маска.

Я вас приветствую, друзья!

Меня вы знаете, ведь Золотая Маска я!

В моей стране все ново, интересно,

Однако много неизвестно.

Пойдемте все со мной, я приглашаю,

Ведь я в театре уж давно играю!

В моей стране живут удивительные добрые и талантливые люди. Они умеют

играть, представлять, перевоплощаться, двигаться красиво, любят музыку и стихи. Эти люди- актеры! О них идет слава по всему миру. И мы называем этот мир театром! Ребята, а какие театральные профессии вы знаете?

Дети. Художники, декораторы, осветители, еще есть директор театра. Спектакли ставит режиссеры.

Золотая Маска . А что делают на сцене актеры?

Дети. Они играют свои роли, танцуют и поют.

Золотая Маска. Значит, в спектакле обязательно звучит …….

Дети . Музыка.

Золотая Маска.

Да! Музыка давно уже старый,

Добрый друг.

Мелодию хрустальную

Рассыпала вокруг.

3-й ребенок

Без музыки и песенки,

Нельзя на свете жить.

Мы с музыкой и песенкой

Всегда будем дружить.

Звучит песня «Ах, какая музыка!» (муз. З. Роот).

Золотая Маска. А что означает маска?

Дети . Маска помогает актера скрыть лицо. С ее помощью можно превратиться в другого человека и сыграть роль. А теперь расскажите, как вы играете в театр?

1-й ребенок

В детстве что?

Кружись и падай,

На одной скачи ноге.

В любимой радостной игре.

Золотая Маска . Хорошо! Попробую вас научить. Чтобы играть в театре, надо правильно говорить! Надо гласные все звуки четко произносить.

И согласных ты не бойся,

Ты о них побеспокойся.

Дети показывают этюд «Лиса и заяц».

Дети

Как-то зайчик Серый хвостик

Прибежал к лисице в гости:

«Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!»

Вдруг он слышит: «Что за стук?

Видишь: поздно, скоро ночь,

Уходи-ка лучше прочь!»

Зайчик думает: «Постой»,

Я ведь тоже не простой!

Вот лисица Рыжий Хвостик

Прибежала к зайцу в гости:

«Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!»

Отвечает зайчик вдруг:

«Нет, голубушка, шалишь,

Слишком рано ты стучишь!»

И с тех пор два лучших друга

Вечно ссорятся друг с другом.

Золотая Маска. А вы знаете, в какой стране появился первый театр?

Дети. В Древней Греции

Золотая Маска . В этом театре все роли играли мужчины, даже женские. Актеры играли в масках. А на Руси какое действо было названо первым театром?

Дети . Хоровод.

Золотая Маска. Правильно. Круг- хоровод. Его водили под сопровождение песен. Среди исполнителей выделялись умелые и талантливые люди, которые украшали хоровод танцевальными движениями.Кто были эти люди?

Дети . Скоморохи!

Золотая Маска. А как звали веселую игрушку скоморохов?

Дети. Петрушка.

Петрушка

Эй, мальчишка из первого ряда!

Ты не узнал меня с первого взгляда?

Думаешь: что это за игрушка?

А я – Петрушка!

Остер колпачок, еще острей язычок.

А зовут меня Петрушка!

Балалайку я возьму, да подружек приглашу.

А вы в хоровод вставайте, песню с нами запевайте.

Дети водят хоровод «Балалайка- говорушка» (муз. З. Роот).

Появляются две подружки.

1-я подружка

Превращается рука и в котенка, и в щенка.

Чтоб рука артисткой стала, нужно очень- очень мало:

Специальные перчатки, ум, талант- и все в порядке.

Подружки уходят за ширму, показывают варежковый театр.

Золотая Маска . Ребята! В какой сказке все ее герои играют в театре?

Дети. Это сказка «Золотой ключик, или Приключение Буратино!»

Золотая Маска. А каких героев из этой сказки вы знаете?

Дети. Пьеро, Мальвина, Буратино,Артемон….

Золотая Маска. Ребята, я не знаю, кем вы станете, когда будете взрослыми, как сложится ваша судьба. Но мне очень хочется, чтобы вы были добрыми, интересными, талантливыми людьми. И любовь к театру осталась бы у вас на всю жизнь. Что вы скажите на прощанье?

1-й ребенок

Я напишу комедию чудесными стихами.

Сыграем мы ее в театре,конечно вместе с вами.

2-й ребенок

Я буду одевать артистов всех по последней моде

Придумаю костюмы я для сказочных зверей,

Не существующих в природе.

3-й ребенок

Я город построю на сцене, актеры нам будут творить.

Он красками весь заиграет, герои в нем будут дружить.

4-й ребенок

Чудесную песню споем мы - я зрителям звуки дарю.

И будут все музыку, слушать, которую я сочиню!

Золотая Маска. Как хорошо, что есть Театр!

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!

Развитие младших школьников средствами театральной педагогики

Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал радостным и светлым.

Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Он стремится найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, ищет приемы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.

Одним из оптимальных способов, универсальной образовательной моделью, на мой взгляд, является театральное искусство. Ведь театр – это синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусств. Театр – это коллективное искусство. Ребенок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры обучающихся, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре.

Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, потому что игра в общении очень естественна для младших школьников, в ней они чувствуют себя спокойно и комфортно.

Как можно использовать методы и приемы театральной педагогики в начальной школе? Дети разыгрывают сценки, представляют кого-то, читают стихи и прозу, нестандартно, с выдумкой участвуют в классных и школьных праздниках.

Ребенок, окруженный миром искусства в школе, становится духовно богаче, более развит интеллектуально, нравственно. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры обучающихся, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре. Создавая собственные пьесы, сказки, дети рисуют эскизы декораций и костюмов, пробуют себя в роли режиссера. Но как можно играть в театральные игры, перевоплощаться на школьной сцене, не зная основ театрального искусства? Именно это наводит на мысль о необходимости изучать азбуку театра. При этом нужно формировать у детей лексические понятия и умения по следующим направлениям:

– этимология слова;
– работа с синонимами и антонимами;
– наблюдение за многозначностью слов;
– подбор рифм к слову;
– сочинение небольших рифмовок, раскрывающих смысл слова.

Например, работа над термином комедия может проходить следующим образом. Из Толкового словаря ученики узнали, что:

Комедия (лат.) – 1) в Древней Греции: представление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь бога Диониса; 2) драматическое произведение веселого, жизнерадостного характера, часто высмеивающее недостатки общественной жизни, быта и людей; 3) забавное событие; 4) притворство.

Как видим, более знакомо нам второе значение этого слова. А в первом значении лишь частично раскрывается его этимология.

Рифмы ребята подобрали следующие: комедия – трагедия, элегия, стратегия... Синонимичные пары: комедия – смех; комедия – забава; комедия – курьез. Гнездо антонимов: комедия – трагедия.

В гнездо родственных слов вошли слова комизм, комичный, комедиант, комедиантка, комедиантство, комедийный. Стихи-рифмовки:

Пьесу-комедию мы написали,
Актеров нашли и в труппу собрали.
Начали роли распределять:
Кого кто в комедии будет играть.

Комедия наша веселая, славная,
Все персонажи в ней очень забавные.
В ней Колобок должен Лисоньку съесть,
Съесть, улыбнуться и песенку спеть.

Итогом работы в этом направлении стал Театральный словарь, который был составлен юными театралами. Материал успешно используется и на литературном чтении, и во внеклассной работе.

Актер – исполнитель ролей в драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых спектаклях и представлениях, а также в киноискусстве.

Амплуа – термин, определяющий различные виды ролей в русском театре прошлого столетия: герой, трагик, комик, простак, резонер, инженю, травести и др.

Амфитеатр – места в зрительном зале современного театра, расположенные поднимающимися уступами после прохода.

Балет – спектакль, в котором содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Бельэтаж – первый ярус зрительного зала над бенуаром и амфитеатром.

Бенуар – ложи в театре, расположенные по обеим сторонам партера на уровне сцены или несколько ниже.

Бутафория – предметы, которые употребляются в театральных постановках вместо настоящих: части костюма, оружие, мебель, украшения и многое другое.

Водевиль – легкая комедийная пьеса, обычно одноактная.

Грим – искусство изменения внешности актера (его лица) с помощью красок, наклеек, парика в соответствии с требованиями исполняемой роли.

Декорация – оформление сцены художником для определенного спектакля, общий вид места действия.

Диалог (театральный) – основная форма драматической речи, разговор двух актеров на сцене, отличающийся обязательной действенностью.

Дирижер – лицо, руководящее коллективом исполнителей музыкального произведения (оркестром, хором, ансамблем песни и пляски), предлагающее музыкантам трактовку произведения.

Занавес (театральный) – мягкие шторы, закрывающие сцену от зрителей, делающие невидимым процесс смены декораций, создающие ощущение промежутка времени между действиями.

Инсценировка – переделка прозаического произведения для сцены, где используются в большинстве только главные его линии и, как правило, нет места авторскому тексту.

Комедия – драматическое произведение, которое, развлекая, пытается исправить недостатки людей смехом.

Маска – накладка на лицо с изображением какого-либо персонажа, зверя, головы мифологического существа; применение ее началось в глубокой древности в обрядах, позднее вошло в употребление в театре для создания сценического образа.

Мельпомена – муза, покровительница трагедии, позднее – театра в целом.

Мизансцена – расстановка актеров на сценической площадке.

Монолог – наиболее важное и развернутое обращение одного персонажа к другому или нескольким персонажам либо к зрителю, а также обращение персонажа к самому себе.

Опера – музыкально-драматический спектакль, где актеры не разговаривают, а поют.

Оркестр группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на разных инструментах.

Партер – места в зрительном зале, расположенные ниже сцены, перед проходом.

Премьера – первое представление спектакля по данной пьесе.

Пьеса – литературное произведение, написанное для исполнения в театре.

Рампа – граница между сценой и зрительным залом, вдоль которой по самому переднему краю сцены устанавливают осветительные приборы, не видимые зрителям.

Режиссер театральный деятель, работа которого состоит в выборе пьесы, ее художественном толковании, созвучном времени постановки, определении принципов декорационного и музыкального решения (вместе с художником и музыкантом), создании актерского ансамбля в соответствии с трактовкой каждой роли.

Репертуар – список пьес, идущих в том или ином театре в текущем сезоне.

Спектакль – театральное зрелище.

Суфлер – работник театра, обязанность которого на репетициях и спектаклях – подсказывать реплики ролей актерам.

Терпсихора – муза, покровительница танцев.

Трагедия – наиболее насыщенный сильными эмоциями жанр драматургии и театра. В его основе лежит резкое столкновение непримиримых сил, которое может привести героя (героев) к гибели. В древности считалось, что этот жанр очищает зрителей от мелких страстей и пороков.

Фарс – жанр пьесы и спектакля острокомедийного характера с грубоватыми шутками, бесцеремонными насмешками над пороками, слабостями людей, которые сильно преувеличиваются; одним из сценических приемов может быть потасовка. Этот сценический жанр нередко сравнивают с карикатурой в живописи.

«Театр уж полон, ложи блещут...» Что каждый из нас слышит в этой пушкинской сроке? Наверное, мы слышим шелестящее шуршание шелка, мы воображаем гаснущие огни нарядных люстр и сумрак зрительного зала, наполненный затаенным дыханием сотен людей, мы ощущаем радостное ожидание великого чуда, имя которому – искусство сцены.

Кто создает волнующий, удивительный, незабываемый праздник – спектакль, концерт? Артисты – ответит даже ребенок. Да, конечно, и артисты, и режиссеры, и осветители, и рабочие сцены, и те, кто принимает наши пальто, помогает найти свое место в зале, продает минеральную воду в буфете. Не зря известный деятель искусства Константин Сергеевич Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки.

Да ведь и от нас самих тоже зависит, принесет посещение театра радость, оставит равнодушным или вызовет чувство досады. Оказывается, быть зрителем – это тоже великое искусство. Зачастую перед посещением спектакля учитель инструктирует своих подопечных, как нужно вести себя в театре, что они должны увидеть и запомнить, чтобы потом это помогло в написании сочинения-рецензии. И как бывает грустно и обидно, когда дети разговаривают во время спектакля, громко смеются, отвлекаются! Думаю, обычные назидания не смогут воспитать настоящего зрителя, отличающегося строгим соблюдением приличий и сдержанностью манер.

Как же быть? Попробуйте предложить детям самим придумать правила поведения в театре и на концерте. Причем такие, чтобы их было интересно слушать и они запоминались. За образец можно взять "Вредные советы" Григория Остера. Не сомневайтесь, получится весело, а дети еще раз вспомнят о том, как надо себя вести.

Юные зрители моего класса сочинили вот такие правила поведения в театре.

    Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются прекрасные мускулы.

    Номерок лучше всего повесить на палец: так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта или спектакля. Именно для этого на номерке сделана дырка.

    Если ваше место в середине ряда, не торопитесь занимать его. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, всем придется встать. Эта зарядка полезна для здоровья.

    Как только вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь просто несправедливо, что вы уже готовы, а представление не начинают. Есть предположение, что если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, спектакль вообще никогда не начали бы.

    Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится посидеть рядом полтора-два часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Правда, очень плохо, что приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешают музыка и реплики актеров.

    Купите в буфете шоколад и жвачку, но сразу не ешьте и не жуйте. Идите в зал и, громко шурша фольгой, разверните только тогда, когда артист выйдет на сцену. Знаете, как приятно есть шоколад, конфеты под музыку и тем более смачно жевать жвачку, надувая пузыри!

    Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего кресла и спихивайте руки соседей с подлокотников.

    Не будьте эгоистом! Если вам известно содержание спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям: Том Сойер и Бекки спасутся из пещеры, тот немец вовсе не фашист, а наш разведчик и т.д.

Такие правила дети обычно хорошо понимают и запоминают.

Первые спектакли, первые любимые персонажи, первое ни с чем не сравнимое свое зрительское восприятие: вот-вот откроется занавес, и оживет удивительная сказка, населенная злыми и добрыми феями, возникнет мир волшебных превращений, счастливых детских историй...

Становясь старше и посещая вечерние спектакли, дети еще по-настоящему не понимают любви, ревности, политических разногласий, ужасов войны, страха одиночества, человеческой боли. Но они смотрят неотрывно... Ведь в детстве ощущаешь, впитываешь драму даже сквозь непонимание.

В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое как свое, совсем личное. А это значит, происходит всплеск человечности в человеке. Через других – тех, кто на сцене, – он может понять себя, окружающих, весь мир.

Но вот спектакль окончен... какое впечатление он произвел на моих учеников? Обсуждая спектакль с детьми, свою главную задачу я вижу в выявлении того образа спектакля, который сложился у ребенка, не навязывая ему авторской концепции или собственного мнения. Вернуть ребенка в тот мир чувств и мыслей, которые им владели во время спектакля, разбудить эмоциональную память, углубить его же впечатления от спектакля помогает беседа на тему «Мои воспоминания о спектакле».

– Закрой глаза. Какая сцена из спектакля возникла самая первая? Почему?
– Вспомни моменты спектакля, когда ты смеялся, улыбался, хлопал в ладоши.
– Вспомни те моменты, когда тебе было грустно или ты боялся, что сейчас заплачешь.
– Были ли моменты, когда было скучно на спектакле или непонятно, что происходит?
– С кем из героев спектакля ты хотел бы дружить, а с кем не хотел бы встречаться?
– Были ли такие моменты в спектакле, когда тебе хотелось вмешаться в действие и что-то изменить?
– Хочется ли тебе еще раз посмотреть этот же спектакль?
– Кому из родных, друзей ты посоветовал бы посмотреть его?
– О чем бы ты спросил автора пьесы, режиссера, актеров?
– Как ты думаешь, почему театр взял именно эту пьесу в репертуар, захотел тебе рассказать именно эту историю?
– Изменились ли герои внутренне и внешне по ходу спектакля? Почему? В какой момент эти перемены произошли?
– Каким образом ты понял, какое место (страна, город или деревня) и какое время (век, время года или суток) представлены на сценической площадке?
– Ваши пожелания, просьбы к коллективу театра.

И традиционно беседу завершают поэтические строки Юлия Кима:

Брызнет сердце то ли кровью,
То ли тертою морковью –
Ах, поверьте, все равно;
Все равно жестокой болью,
То ли гневом, то ль любовью
Наше сердце пронзено,
И слезами плачут куклы,
И огнем пылают буквы,
И взорвался барабан.
И пошла под гром оваций
Перемена декораций.
Здравствуй, новый балаган!
Но сквозь годы и изъяны
Незаметно и упрямо
Никогда не до конца
То ли светлый, то ль румяный
Проступает изначальный
Чистый замысел творца...
Превращенья и обманы,
Лилипуты, великаны.
Кто придумал, чья вина?
Вот опять меняют краски,
Вот опять спадает маска,
А под ней еще одна,
А под ней еще одна,
А под ней еще одна...

Татьяна Новикова
Сценарий мероприятия «Как хорошо, что есть театр!»

Из опыта работы Новиковой Т. А. музыкальный руководитель МДОУ №70, г. БРАТСК.

Как хорошо , что есть театр !

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно!

В нашем детском саду вошло в традицию проведение театрального фестиваля «Буратино» ,

где спектакли готовят родители вместе с детьми, что помогает установить хорошие взаимоотношения с родителями, совместно изготавливаем театральные афиши , театральные куклы . Для театральной деятельности мы стараемся создать все необходимые условия. В каждой группе есть театральные уголки , ширмы, разные виды театра . На занятиях я объясняю детям, что такое реквизит, декорации и как нужно с ними обращаться. Дети знают, что костюмы нам шьют в костюмерной, а грим накладывает художник по гриму.

В процессе работы над спектаклем решается много задач. Активизируется речь ребенка, театр побуждает думать , анализировать, делать выводы и обобщения, дети учатся чувствовать, передавать эмоции, общаться друг с другом.

Занимаясь театром , мы ставим перед собой цель - сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить жизнь детей радостью творчества.

Открытие театрального семейного фестиваля «Буратино»

Дети и взрослые входят в зал под песню «Сцена » (исполнитель А. Миронов) .

Звучит музыка «Давайте негромко» слова Ю. Ким, музыка Ген. Гладкова из к/ф «Обыкновенное чудо» .

Дама :

Поднялся занавес и вот

На сцене Золушка живет .

Грустит, смеется и поет

И после бала принца ждет.

Кавалер :

Со злом сражаться без оглядки,

Ломать нелепые порядки

И верить в жизни чудеса

(Хотя б на эти два часа) .

Пока спектакль длится!

В них только выдумка - нет фальши.

Кавалер :

Они нас учат честно жить,

Любовью, дружбой дорожить

Звенит театральный звонок (3 раза, (за ширмой звучит веселый смех) .Звучит песня «Буратино» , слова Ю. Энтин, музыка А. Рыбникова (ребенок в костюме Буратино танцует) .

Буратино - ребенок убегает за ширму, там появляется игрушка - Буратино. Буратино «Светлячок» театральный фестиваль «Буратино» театральные игрушки театре !

Дети выглядывают из-за ширмы : В театре ?

Буратино : Да, да в театре , в семеДети : Вот здорово! (выбегают, с клубковым театром )

Трубочка на палочке. Усики на мордочке

Юбочка на баночке, Трусики на жердочке

Ушки вместо крышки – Хвостик из рогожки

Это кукла мышки! (показывает мышку) Это кукла кошки! (показывает кошку)

Слышится стук, звучит музыка «Полька – Карабас» , слова Ю. Энтина, музыка А. Рыбникова - ПАРАД КУКОЛ, КОСТЮМОВ.

Звучит музыка «Бродячие артисты» (ансамбль «Веселые ребята» )

Садятся в балаган– Лиса, Баба – Яга, Клоун, Дама, кавалер и дети, с собою чемодан с реквизитом). Под музыку «едут и поют»

Звучит финальная песня «Ах, этот вечер» , слова Л. Дербенева, музыка м. Дунаевского из к/ф «Ах, Водевиль» .

Из чемодана достается реквизит, одевают зрителей и выводят на сцену , наносят грим зрителям – детям. Музыка стихает.

Дама : Как хорошо , что есть театр !

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Кавалер : Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки,

И с ними светлый мир добра!

Все : Наш фестиваль открыт! Ура!Буратино : - Здравствуйте, почтеннейшая публика! Большие и маленькие! Слушайте и глядите, и не говорите, что не слышали! В детском саду «Светлячок» праздник! А какой знаете? Сегодня мы открываем семейный театральный фестиваль «Буратино» ! Праздник необычный. Ваши мамы, папы, бабушки и дедушки всю неделю будут разыгрывать представления, шить театральные игрушки , изготавливать афиши, играть в театре !

Как хорошо, что есть театр!

21 век «набирает обороты». Несомненно, что обстановка в стране накладывает отпечаток на нашу сегодняшнюю жизнь. Мы живем в такое время, когда не только от возможностей, но во многом больше от способностей каждого из нас зависит наше благополучие. Огромные затраты энергии идут на то, чтобы поддерживать свое благосостояние.

Еще в древнегреческом государстве Афины целью воспитания считалось единство внешней и внутренней красоты. При этом внешняя красота трактовалась как совокупность физических данных, необходимых для несения воинской службы, а критерием внутренней красоты являлась готовность к исполнению гражданских обязанностей. На основе обобщения педагогического опыта Афин древнегреческий философ Платон сделал вывод о том, что процветание государства находится в прямой зависимости от того, в какой мере будут полноценными с точки зрения физических и нравственных качеств его граждане.

Бездуховность, безвкусица, сомнительные «идеалы», поверхностность в отношениях не могут положительно влиять на развитие подрастающего поколения. Ребенок развивается, хотим мы этого или не хотим, заботимся или не заботимся. Развитие может идти и вне нашего воздействия, стихийно, под влиянием случайных факторов. Потребность в развитии у детей очень сильна.

В детстве все оставляет свой след. К.Д.Ушинский в свое время обращал внимание взрослых на такой факт: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка меняет направление своего роста. Так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития. Гармонично ребенок развивается в условиях не стихийных, а целенаправленных, последовательных, педагогически продуманных. Потребность в развитии у детей очень сильна. Она не знает ни выходных, ни перерывов на обед. Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал радостным и светлым.

Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Каждый из нас стремится найти новые пути эстетического и художественного образования детей, ищет приемы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.

Одним из оптимальных способов, универсальной образовательной моделью, на мой взгляд, является театральное искусство. Ведь, театр - это синтез искусств. Знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусств. Более того, театр – это коллективное искусство. Ребята учатся плодотворному взаимодействию, овладевают навыками коллективного творчества. Театральное образование в школе воспитывает основы зрительской культуры обучающихся, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности, дает знания о театре.

Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, потому что игра в общении особенно естественна как для младших школьников, так и для ребят более старшего возраста. Умение выражать свою сущность – это одна сторона человеческой личности, вторая – умение понять другого. Драматизация приучает детей по внешним приметам судить о внутреннем состоянии человека, что дает основу для формирования таких качеств, как наблюдательность, чуткость. Таким образом, на помощь учителю приходят Музы. Они тысячи лет живут среди людей. Войдя к нам, Муза театра способна принести радость, воодушевить, а может быть и что-то изменить в нашей жизни.

В ожидании чуда можно прожить целую жизнь, в сотворении чуда можно прожить несколько жизней. Театр - это, несомненно, волшебство! Детский театр - волшебство вдвойне. Вспомните, какие ощущения у вас возникали, когда, будучи еще совсем маленькой девочкой или маленьким мальчиком, вы попадали в зал с приглушенным светом, с яркими декорациями, с добрыми и злыми героями, с какой-то волшебной тонкой сказочной музыкой? Наверняка вы сидели, открыв рот, а иногда (когда Баба Яга пролетала на метле) зажмурив глаза; радовались, пугались, веселились, удивлялись. Ваша душа наполнялась теми впечатлениями, теми ощущениями, той сказкой, которую раз увидев, не забудешь никогда. Дети очень искренне верят в то, что происходит на сцене. Они сопереживают героям, они боятся Лешего, морщатся при виде Водяного, подражают мимике, интонациям героев. Помогают совершать добрые поступки и с удовольствием подскажут Деду-Морозу, куда Баба-Яга спрятала подарки! Все это отражается на их поведении в жизни. С помощью спектакля они учатся отличать добро и зло.

В нашем селе нет профессионального детского театра. Но мы с удовольствием посещаем спектакли, которые бывают в Доме Культуры г.Буденновска, в театрах г. Ставрополя и г.Пятигорска.

В 1999году мне была предоставлена возможность вести драматический кружок в Томузловской школе. Первый спектакль, который мы поставили вместе с ребятами назывался «Смех и слезы». Костюмы сшили из старого постельного белья, подобрали музыку к спектаклю. Декорации были самодельные, но почти настоящие. И еще неизвестно кому было интереснее на этой премьере: тому, кто смотрел или тому, кто играл! Так и пошло… Позже были поставлены спектакли «Двенадцать месяцев» по С.Маршаку, «Звездный мальчик» О.Уайльда, «Звезда» по Казакевичу, «Великое противостояние» по повести Л.Кассиля, «Снегурочка» по мотивам народной сказки, новогоднее представление по мотивам сказки «Щелкунчик», «Новогодние приключения Маши и Вити». Каждый год мы принимаем участие в театральных конкурсах. Мы гордимся тем, что часто в районе мы занимали призовые места. А в 2013 году поставили спектакль «Мальчик – Одуванчик» в моей обработке и решили поучаствовать в краевом конкурсе «Театральный перекресток». И стали лауреатами 3 степени. Мы давно уже не просто драматический кружок, а школьный детский театр «Премьера». «Премьера», потому что каждый год мы ставим новые и новые спектакли. Несколько лет в школе существовала команда КВН, которая принимала участие в играх КВН в г.Ставрополе. Бывало, наша команда «проходила» в очередной тур. Это было незабываемо! Здесь, ведь, требовались не только драматические способности, но и музыкальные, танцевальные, юмористические. И мы пели, танцевали, юморили. Наградой для команды была грамота «Лучшей сельской команде КВН на Ставрополье».

Заканчивают ребята школу и уходят во взрослую самостоятельную жизнь. Так «отыграли» свои роли в школьном театре Черновы Стас и, Песков Стас, Царевская Анна и Царевский Даниил, Поделякин Владимир, Комиссар Александр, Герасимова Екатерина, Магомедова Раисат, Домнина Анна, Барсуков Сергей, Баев Вячеслав, Грядская Наталья, Косикова Ирина, Гарнага Александр, Савостиков Сергей, Панитко Евгений и Панитко Наталья, Теплякова Екатерина, Ребус Роман, Федотова Мария, Емельянов Дмитрий, Искрижицкий Максим, Короленко Александр, Лукьященко Юлия и Лукьященко Андрей, Сергеева Елизавета, Ильина Татьяна, Говорунова Елена, Поделякин Евгений и многие другие. Им на смену пришли замечательные актеры: Бабенко Евгения и Бабенко Владимир, Колесникова Роза, Вейс Михаил, Карабельникова Валентина, Грищенко Николай, Тарасова Надежда, Устенко Даниил, Рамазанов Закаржа. И это не еще не все! И «звездные» самые маленькие: Цыганок Павел, Сычев Сергей, Давыдов Артем, Резник Павел, Емельянов Даниил, Беднякова Дарья, Каланчук Лилия, Поделякин Владимир, Абдулаев Магомедрасул, Еременко Елизавета, Меньшенина Анастасия. А сколько еще будет!!!

Ребенок, окруженный миром искусства в школе, становится духовно богаче, более развит интеллектуально, нравственно.

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Барсукова А.И., учитель высшей категории

МОУ СОШ №16 с.Томузловское




Загрузка...
Top